УДК 37:01:001.8
ИНТЕГРАЦИЯ ФИЛОСОФСКИХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ КАК ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ
И РАЗВИТИЯ НАУЧНОЙ ПЕДАГОГИКИ
И. Ф. Плетенёва, Л. В. Баринова
INTEGRATION OF PHILOSOPHICAL AND PEDAGOGICAL KNOWLEDGE AS A FACTOR OF EMERGENCE AND DEVELOPMENT OF SCIENTIFIC PEDAGOGICS
I. F. Pleteneva, L. V. Barinova
В статье рассматривается взаимосвязь и взаиморазвитие философии и педагогики. Цель работы - показать интеграцию философских и педагогических знаний. Приведены примеры адаптации философских идей в вопросах воспитания и образования, становления национальной системы духовного воспитания и научного образования человека. Рассмотрен процесс развития философии в России в XIX в., влияние философии на развитие отечественной педагогики. Проанализирован вклад русской интеллигенции XIX в. в осмысление философско-педагогических проблем образования.
The paper deals with correlation and mutual development of philosophy and pedagogics. The aim of the work is to show integration of philosophical and pedagogical knowledge. Examples of adaptation of some philosophical ideas to the issues of upbringing and education, the emergence and development of the Russian system of spiritual upbringing and scientific education of a person are given in the work.
Ключевые слова: философия, педагогика, интеграция, взаимосвязь, воспитание, образование.
Keywords: philosophy, pedagogics, integration, correlation, upbringing, education.
Процесс воспитания, как известно, берёт начало задолго до появления системных научных педагогических знаний. Изначально вопросы воспитания решались на уровне практики, затем они начинают изучаться в рамках философии. Философия, интенсивно развиваясь, проникла во все сферы жизни: искусство, религию, науку, этику и эстетику, право и политику. С точки зрения Г. Н. Филонова, философию необходимо рассматривать в качестве фундаментальной основы, интегрирующей во все научные области [11]. Не является исключением в этом плане и педагогическая наука, которая тесно взаимодействует с философией.
Благодаря теоретическим идеям философов, педагогика не стояла на месте, а внедряла в практику философские идеи и взгляды в вопросе воспитания, тем самым развивалась не только философия, но и педагогика, как наука. Именно в XIX в. русская философия задала те научные основы, которые повлияли на педагогов. Разумеется, такое смещение акцентов в педагогике (обучении, воспитании) имеет под собой вполне объективные основания. В качестве одного из них можно указать тот факт, что развитие педагогических взглядов неразрывно связано с развитием философской мысли.
В науке есть мнение трактовать педагогику (В. Н. Ивановский) как «учение о способах содействия воспитанию людей» [1], а философию - как «учение об общих принципах познания бытия и отношений человека и мира» [6]. При анализе приведенных определений философской и педагогической наук со всей очевидностью обнаруживается наличие сходства в предмете их изучения: как философия, так и педагогика направлены на познание человека, его место в системе отношений окружающего мира. На общность философии и педагогики указывал Х.-Г. Гадамер. Он считал, что взаимосвязь философии и педагогики свидетельствует об общности функций двух наук. По
его мнению, функции философии близки функциям педагогики «особенно в формировании духовности как «заботе о себе самом» и в самореализации субъекта» [11]. Данная мысль подтверждается обращением к истории развития этих научных областей.
Характерной особенностью русской философии является то, что она развивается в русле русской культуры. Воплощение и выражение многих философских идей осуществляется через литературу, изобразительное искусство, архитектуру и др. Русская философия формировалась в Киевской Руси в связи с процессом христианизации общества, начало которому было положено в 988 г. [6]. Этим же годом датируется появление первых школ на Руси, что является свидетельством взаимодействия философии и педагогики с первых лет их становления.
Впервые педагогика вычленена из системы философских знаний в начале XVII в. английским философом и естествоиспытателем Фрэнсисом Бэконом и закреплена как наука трудами чешского педагога Яна Амоса Коменского. К настоящему времени педагогика является многоотраслевой наукой, функционирующей и развивающейся в тесной взаимосвязи с другими науками [3].
До XVIII в. философия была проникнута религиозным мировоззрением, но, начиная с XVIII в., ее характеризует освобождение от церковного влияния. Первыми пропагандистами научного знания в русской философии стали представители просвещения М. В. Ломоносов, Ф. Прокопович, А. Н. Радищев, В. Н. Татищев [6]. Интеграция философских знаний в педагогику приобретает особое значение в XIX в., в период, когда образование в России, в значительной степени, утрачивает национальные традиции. В этот период усиливается процесс взаимодействия философии и педагогики.
Начиная с XIX в. философия в России развивается по нескольким направлениям. Одним из направлений
в первой четверти XIX в. становится шеллингианство, куда входили профессора университетов Д. М. Вел-ланский, И. И. Давыдов, М. Г. Павлов. Ими создано первое в России «Общество любомудров», в деятельности которого принимали активное участие просветители Д. В. Веневитинов, В. К. Кюхельбекер, В. Ф. Одоевский [6].
В середине XIX в. видное место в философии занимает славянофильство как новое направление русской философской мысли. Его представляли И. С. Аксаков, К. С. Аксаков, И. В. Киреевский, А. И. Ко-шелев, А. С. Хомяков и др. отстаивали идеи самобытности развития России, освобождения ее от влияния запада. Близки к ним по идейным позициям были истинно русские писатели В. И. Даль, А. Н. Островский, Ф. И. Тютчев, Н. М. Языков [5].
Определенный вклад в развитие философской и педагогической мысли XIX в. внесли «западники». Представители западничества (В. Г. Белинский, А. И. Герцен, К. Д. Кавелин, Н. П. Огарев, И. С. Тургенев) критиковали церковь и тяготели к западным образцам жизни. Как славянофилы, так и западники имели совершенно определенную точку зрения на развитие образования в России, которая отражала их мировоззренческие взгляды [6].
Философская мысль России второй половины XIX в. сформировала общественный идеал, в основе которого был заложен глубоко нравственный, гуманистический потенциал. Сущность гуманистического идеала названного периода выражалась в следующих характеристиках: признание личностью общечеловеческих, опирающихся на христианскую мораль и нравственность (любовь и уважение к человеку, вера в человека и его духовные силы) ценностей; защита демократических идей, пропагандирующих равенство и братство (свобода личности, народность) народов; осознание необходимости целостного подхода в формировании личности (усовершенствование личности, подъем ее самосознания). Эти идеи проникали в педагогику, стимулировали ее на поиск новых подходов в реализации процессов воспитания и образования [6; 12].
Свое дальнейшее развитие идея формирования образовательного идеала на основе гуманизма получила в трудах Вл. Соловьева и его последователей. В их трудах мы находим ценнейшие педагогические размышления, оригинальные решения разнообразных вопросов воспитания и обучения детей, нравственного, духовного становления индивидуальности. Следует отметить, что российская религиозная философия конца XIX в. развивалась под знаком идей В. С. Соловьева. Эти идеи заключались в том, что человек рассматривался как саморазвивающийся объект, который из религиозной мысли проникает в педагогику.
Несколько позже имеют место попытки сделать педагогику «точной» наукой, основанной на достижениях смежных наук о человеке, в частности, философии. Эта идея принадлежит В. П. Вахтерову, П. Ф. Каптереву, Л. Н. Толстому и др. А ранее, в середине XIX в., П. Г. Редкин делает попытку сформулировать предмет педагогики как науки и делает это с позиции философских взглядов на процессы образования и воспитания. Философская мысль постоянно
обновляется, возрождается, становится более деятельной, живой. Как отмечал К. Н. Леонтьев, это были неустанные поиски Бога, высших идеалов, «стремление к освоению всего многоцветия мировой и неоцененной русской философии» [9]. Педагогика активно интегрировала обновляющиеся философские знания, обогащая тем самым содержание воспитания и обучения.
Взаимосвязь философии и педагогики утверждали выдающиеся представители русской интеллигенции, среди них Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, И. А. Тургенев и др. Русская интеллигенция, осознавая собственную значимость в обществе, обращалась к философии как естественному для себя языку выражения насущных проблем о человеке, смысле жизни, целях и путях воспитания и образования, духовного возвышения личности, вопросов самоценности личности, ее свободы в обществе. Обсуждением данных вопросов она внесла значительный вклад в осмысление философско-педагоги-ческих проблем образования [10]. Ею же поднимается вопрос о необходимости философско-педагогиче-ского осмысления путей целостного подхода к воспитанию.
Русская интеллигенция, в лице Ф. М. Достоевского, осознавала особую роль антропологической проблематики в педагогике. Он не являлся философом по профессии, но его произведения наполнены философскими суждениями, размышлениями о вечном, чем несли ценнейшую воспитательную информацию в среду российской общественности. Человек, для Ф. М. Достоевского, это - существо, загадка, сотканная из противоречий, главным из которых является противоречие добра и зла [6]. Антропологизм приобретает первостепенное значение для В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского. Человек, по их мнению, является высшим существом. Н. Г. Чернышевский в работе «Антропологический принцип в философии» рассмотрел сущность человека на основе антропологического подхода, основанием для такого подхода, послужили естественные науки. [6]. Он выдвинул теорию единства физических и духовных начал в человеке на основе связи человека с природой; развил мысль В. Г. Белинского о великой роли воспитания, которое делает «человека человеком». Последний утверждал, что главная цель, ради которой создается образовательная система, - человек, вне зависимости от социального происхождения, профессии, рода занятий, и она должна помочь ему «быть человеком». [2].
Идеи В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. А. Добролюбова, Н. Г. Чернышевского оказали существенное влияние на развитие педагогики тех лет. Несомненно их влияние на К. Д. Ушинского. Именно он первый попытался рассмотреть педагогические факты и явления с позиции педагогической антропологии. Можно с полной уверенностью утверждать, что К. Д. Ушинский явился одним из ярких представителей педагогики, адаптировавших философские идеи в вопросах воспитания и образования.
Он также связывал специфику разрабатываемой им области педагогической антропологии с филосо-
фией в параметре определения цели, необходимого для образования как деятельности [3].
К. Д. Ушинский доказывал, что главными элементами принципа гуманистического воспитания должны быть: знание ребенка, понимание души ребенка, вера в его способности и силы [12]. Эти мысли полностью согласуются с философско-педагогическими взглядами К. С. Аксакова, И. В. Киреевского, Ю. Ф. Самарина, А. С. Хомякова, С. П. Шевырева, сформировавших образ «цельного человека», сочетающего в своей образованности народно-православные и общечеловеческие черты [5]. В данном контексте взаимодействие философии и педагогики прослеживается в утверждении идеи целостного воспитания человека посредством вооружения его системой «целостного знания» о внешнем и внутреннем мире [5].
Обращает на себя внимание философско-педа-гогические взгляды Н. А. Бердяева, В. В. Зеньков-ского, И. А. Ильина, Б. А. Кистяковского, К. Н. Леонтьева, В. В. Розанова, Вл. Соловьева и др., утверждавших, что педагогические идеи не создаются на пустом месте и не могут быть слепо заимствованы из чужого опыта. «Россия должна выбрать свой, отличный от Запада, путь развития, обусловленный ее историей, самобытной жизнью и культурой, - тогда она может стать «во главе умственной и социальной жизни всечеловечества», - писал К. Н. Леонтьев [9]. Он был уверен: Россия должна оберегать собственную культуру от чуждых влияний. Отсюда важнейшая задача общества - сохранить все лучшее и ценное в отечественной культуре, но прежде всего своеобразие - то, «что должно быть дороже всего», считал К. Н. Леонтьев [9]. Подобные высказывания ориентировали педагогов опираться на лучшие исторически сложившиеся отечественные традиции и способствовать развитию действительно национальной системы духовного воспитания и научного образования человека.
«Национальная почва» как основа социального и духовного развития России являлась главной идеей философских исканий К. С. Аксакова, И. В. Киреевского, Ю. Ф. Самарина, А. С. Хомякова и др. Они были глубоко уверены в том, что у России свой, особый, путь развития, основанный на глубоком патриотическом интересе к национальным традициям, к православной педагогике, к народно-христианской практике воспитания и образования. Они призывали к необходимости изучения своеобразия русской культуры и образования, чтобы на их основе строить дошкольное и школьное воспитание и образование в России [5].
Развитие в русской философии идеи о самобытности образования подготовили почву для возникновения новых идей в педагогике, развиваемых В. И. Водовозовым, Н. И. Пироговым [5] и страстным поборником воспитания русских детей, основанного на народных традициях, К. Д. Ушинским.
Идеал новой, гуманистической школы в исканиях русских педагогов конца XIX в. становится приоритетным направлением не только их научных, но и практических интересов. Педагогическая мысль, будучи трансформатором передовых философских идей того времени, вобрав в себя все составляющие гума-
нистического мировоззрения, выработала собственное понимание гуманистической парадигмы в педагогике, которая включала в себя любовь к ребенку, веру в добрые силы детской души, ценностное отношение к личности ребенка; создание условий для свободной деятельности ребенка; учет возрастных, природных и индивидуальных особенностей ребенка и создание условий для саморазвития, самообразования и самовоспитания. Представители общечеловеческого направления в педагогике видели в её истинах общее средство улучшения человека, его физического, умственного и нравственного развития [5].
Надо заметить, что философские, культурологические, религиозно-педагогические идеи взаимосвязаны. Философы стремились не только к разработке теоретических положений в воспитании человека, они пытались найти конкретные пути в решении данного вопроса и дать практические рекомендации педагогам по воспитанию подрастающего поколения. Необходимо отметить, что одной из главных целей в воспитании они видели нравственное воспитание. «Фундаментом современных педагогических исследований должна стать философская ценностная установка -насыщенность нравственной сферы личности», считает РАО Г. Н. Филонов [11].
Таким образом, под влиянием философско-педагогической мысли о необходимости развития действительно национальной системы духовного воспитания и научного образования человека школа начинает делать «первые шаги» к поиску русского пути развития. По мнению Л. Н. Модзалевского, «она старалась установить основные принципы, без которых сама практика воспитания и обучения могла бы идти или превратно, или по одной рутине» [7]. Развитие отечественной философии и педагогики шло в едином русле, обусловившем не только взаимосвязь философских и педагогических идей, но, что гораздо существеннее, взаимопонимание философии и педагогики. Этот факт позволил в свое время С. И. Гессену сформулировать простую и в то же время очень емкую и значимую для понимания сути образования мысль о том, что педагогика есть прикладная философия [10]. Более того, ученый считает, что философия является стержнем образования, она развивается параллельно с развитием личности. Именно русская философия задала в XIX в. те научные основы, которые повлияли на педагогов. Разумеется, такое смещение акцентов в педагогике (обучении, воспитании) имеет под собой вполне объективные основания. В качестве одного из них можно указать тот факт, что развитие педагогических взглядов неразрывно связано с развитием философской мысли.
Подчеркнем, с конца XIX в., в России начинает складываться область философии образования прежде всего, благодаря педагогическим работам К. Д. Ушин-ского и П. Ф. Каптерева, позднее В. В. Розанова. Именно В. В. Розанову принадлежит формулировка и определение области философии образования.
В свою очередь, в качестве отдельной дисциплины философия образования в мире, как область философского знания, ведет отсчет своей истории с начала XX века. Её родоначальником считается англо-американский философ Джон Дьюи [4].
Таким образом, мы отмечаем, что более столетия развивалась философско-педагогическая работа нескольких поколений русских мыслителей. Как правило, они не являлись профессиональными исследователями педагогических проблем, но определенно работали в той сфере человеческой мысли, которая рождает философию педагогики, то есть основу для построения педагогической теории, методики воспитания и обучения.
Анализ наследия ученых позволяет сделать вывод, что идеи семейного воспитания, взаимоотношения родителей и детей становились центральными как в философской, так и в педагогической мысли. Эти идеи интегрировали из философии в педагогику. Подобная интеграция способствовала скорейшему решению проблем взаимодействия семьи и школы в нравственном воспитании и подготовке подрастающего поколения к самостоятельной жизни.
Следует отметить, что взаимосвязь и взаимопроникновение педагогики и философии находят отражение в общности интереса к культуре - национальной и общечеловеческой, к личности - свободной и творческой, к образованию и воспитанию - как социокультурным феноменам.
Таким образом, благодаря теоретическим идеям философов, педагогика не стояла на месте, а внедряла в практику философские идеи и взгляды в вопросе воспитания, тем самым развивалась не только философия, но и педагогика, как наука.
На основании вышеизложенного, мы считаем, что педагогика никогда не развивалась самостоятельно, она всегда развивалась во взаимодействии с другими областями знаний, прежде всего, с философией. Все педагогические мысли, идеи зарождались на почве философии, т. е. как только появляется в определенный промежуток времени та или иная философская идея, тут же начинают зарождаться определенные педагогические идеи. Безусловно, они носят не философский характер, а педагогический, и направлены на воспитание подрастающего поколения. Но какие бы педагогические идеи в вопросе воспитания мы не рассматривали, в основе этого процесса лежат философские законы.
«Еще и поныне представляется естественным полагать, что обеспечение единства знания - это неотъемлемая функция философии», - считает Ю. Н. Солонин [10].
Таким образом, философия и педагогика были тесно взаимосвязаны между собой. Идеи образования и воспитания, развития личности, возникшие в философии, подхватывались, группировались, концентрировались педагогами и получали новое развитие в педагогике. Данный факт позволяет утверждать, что интеграция философских и педагогических знаний послужила основанием становления и развития научной педагогики.
Литература
1. Алексеев Н. Ю. Научная философия как «культурная система» (О Владимире Николаевиче Ивановском и его идеях) // Вопросы философии. 2012. № 11. С. 3 - 10.
2. Белинский В. Г. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982. 288 с.
3. Историческая справка. Режим доступа: Шр5://ги^Шре&а.о^М1кШедагогика.
4. Историческая справка. Режим доступа: Шр8://ги^ШреШа.о^М1к1/Философия образования.
5. Кларин В. М., Петров В. М. Идеалы и пути воспитания в творениях русских религиозных философов XIX - XX вв. М., 1966. 124 с.
6. Лавриненко В. Н. Философия: учебник. М.: Юристъ, 1998. 520 с.
7. Модзалевский Л. Н. Очерки истории воспитания и обучения с древнейших до наших времён. Для педагогов и родителей. Т. 1. СПб.: изд. Н. Г. Мартынова, 1892. 433 с.
8. Пивоваров Ю. С. Два века русской мысли. М.: ИНИОН РАН Москва, 2006. 476 с.
9. Северикова Н. М. Константин Леонтьев и византизм // Вопросы философии. 2012. № 6. С. 85 - 94.
10. Солонин Ю. Н. Вопросы философии. Привитие философии (Философские факультеты и философская культура) // Вопросы философии. 2011. № 2. С. 3 - 13.
11. Филонов Г. Н. Герменевтический ресурс рефлексии в современном образовании // Вопросы философии. 2012. № 11. С. 158 - 162.
12. Шабаева М. Ф. История педагогики. М.: Просвещение, 1980. 367 с.
Информация об авторах:
Плетенёва Ирина Финогеновна - доктор педагогических наук, профессор кафедры дошкольного и специального образования Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина, г. Елец.
Irina F. Pleteneva - Doctor of Pedagogics, Professor at the Department of Pre-School and Special Education, Bunin Yelets State University.
Баринова Лариса Владимировна - аспирант кафедры педагоги начального обучения, заместитель директора МБОУ СОШ № 21 г. Липецка, [email protected].
Larisa V. Barinova - post-graduate student at the Department of Primary Education, Deputy Director at Secondary School № 21, Lipetsk.
(Научный руководитель - И. Ф. Плетенева).
Статья поступила в редколлегию 19.03.2015 г.