Научная статья на тему 'Философско-антропологический подход к историко-педагогическому изучению теорий нравственного воспитания в отечественной педагогике'

Философско-антропологический подход к историко-педагогическому изучению теорий нравственного воспитания в отечественной педагогике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
292
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ТЕОРИЯ / ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ПРИРОДА МОРАЛИ И НРАВСТВЕННОСТИ / ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ТЕОРИЙ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ / MORAL EDUCATION / THE THEORY / THE FILOSOFSKO-ANTHROPOLOGICAL APPROACH / THE MORALS AND MORALS NATURE / ISTORIKO-PEDAGOGICAL STUDYING OF THEORIES OF MORAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бабаян А. В.

В статье рассматривается один из основных подходов к историко-педагогическому изучению теорий нравственного воспитания в отечественной педагогике философ-ского-антропологический подход. Раскрыта сущность данного подхода и его особенности, выявлены основные проблемы теории нравственного воспитания, которые решались учеными-педагогами на основе философско-антропологического подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Philosophical-anthropological approach to the study of historical and pedagogical theories of moral education in the national pedagogy

The article deals with one of the main approaches to the study of historical and pedagogical theories of moral education in the national pedagogy the philosophical and anthropological approach. The essence of this approach and its features, the basic problems of the moral education theory, which were solved by scientists and educators on the basis of the philosophical-anthropological approach.

Текст научной работы на тему «Философско-антропологический подход к историко-педагогическому изучению теорий нравственного воспитания в отечественной педагогике»

А. В. Бабаян, д-р пед. наук, профессор, кафедра менеджмента и маркетинга, Северо-Кавказский институт -филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Пятигорск, Россия, baanwl@mail.ru

ФИЛОСОФСКО- АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ

ПОДХОД К ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ

ИЗУЧЕНИЮ ТЕОРИЙ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ

Нравственное воспитание, являясь одной их главнейших задач педагогического процесса, основывается на этических теориях, которые, в свою очередь, являются частью философского знания. Этические учения в качестве самостоятельной отрасли философского знания стали осознаваться только в XVIII в., а разграничение на нормативную этику и этику теоретическую произошло только в XX в., хотя фактическое несовпадение нормативной и теоретической проблематик было характерно для всей истории этической мысли.

Теоретическая этика ставит перед собой такие задачи, как изучение исследовательских подходов, знаний, объектом которых является мораль. Если нормативная этика — защита, обоснование моральных принципов и норм, то теоретическая этика — рационально понятийное осмысление ее природы, специфики, происхождения, социальной роли. Теоретическая этика действует в рамках философии, где основными категориями являются сознание, свобода воли, экзистенция. Теоретическое объяснение морали, знание о ее природе и происхождении не несет ценностной нагрузки, не дает воспитательного эффекта и относится, как считает Л. В. Максимов, к числу традиционных «просветительских» иллюзий1.

Нормативная этика выполняет воспитательно-идеологическую функцию: формирование нравственных убеждений, перевод внешнего (социального) императива во внутренний (личностный) импульс, т. е. чувство долга, одобрения и т. д., придание этому импульсу определенной направлен-ности2. Нормативно-этические концепции исходят из некоторой мировоззренческой системы, картины мира, понимания природы человека. Философское обоснование природы морали и нравственности состоит в том, чтобы придать принципам морали надындивидуальный характер, утверждая безусловность моральных требований.

Анализ философской и педагогической литературы показывает, что основными подходами к историко-педагогическому изучению нравственного воспитания являются цивилизационный, философско-антропологический, христианско-антро-пологический. В рамках каждого подхода существуют направления, раскрывающие отдельные аспекты изучения проблемы в рамках основной парадигмы. Например, в рамках философско-антропологического подхода можно выделить особое гуманистическое направление, в рамках христиан-ско-антропологического — ортодоксальное и неортодоксальное направления. Внутри

каждого подхода можно выделить направления, различающиеся по уровню обобщения (системы, концепции, взгляды), по жанрам (анализ систем, концепций, взглядов, история как описание социально-образовательных феноменов), по субъекту генерирования педагогических теоретических концепций.

Природой человека занимается особая часть философии — философская антропология, где человек выступает в качестве специального предмета познания. Сократ утверждал, что исследование человека и есть истинная философия: «Познай самого себя, а природу оставь богам».

Идея выделения собственно антропологических исследований зародилась в XVIII в. Мысль о том, что о человеке как уникальном существе можно философствовать отдельно и особо, принадлежит И. Канту. В традициях западной философской антропологии Х1Х-ХХ вв. человек был представлен с различных позиций: А. Шопенгауэр сомневался в человеке как в венце творения, Ф. Ницше говорил о нем как о незавершенном животном, Шелер вписывал его в космологическую структуру. Но главными вопросами в философии человека были природа духа, природа разума, проблема человека как продукта и творца культуры.

Философская антропология сложилась в России к середине XIX в. с развитием естественнонаучного знания, появлением теорий происхождения человека, развитием социально-философских теорий. Она стояла не на противоположных или враждебных позициях по отношению к христианской антропологии, но имела свою собственную методологическую базу. С точки зрения философской антропологии моральные нормы и правила формируются в человеческой личности онтогенетически, прижизненно, в процессе воспитания путем одобрения или неодобрения, саморефлексии, самоанализа, самовоспитания. В результате в структуре личности возникает духовное образование, которое И. Кант называл категорическим императивом, внутренним нравственным законом.

Отечественная философская антропология, в этом ее особенность, выявляла место антропоцентризма среди других ми-

ровоззренческих установок — природоцен-тризма, социоцентризма, теоцентризма3. В отличие от западноевропейской традиции, находившейся под влиянием рационалистических концепций, российская философская традиция полагала, что без постижения человека в его смысложизненных и историософских аспектах невозможно решать и другие философские проблемы. Изыскания русских философов охватывали отношения человека к миру, его «действование в нем, духовный опыт личности, задачи духовного усовершенствования»4.

Появление такого важнейшего феномена, как возникновение философско-ан-тропологического мышления в России, было закономерным этапом развития ее философской традиции. В соответствии с законами диалектики, источником развития любого явления, внутренним двигателем является борьба противоречий. В результате происходит не внутреннее смещение в ту или иную сторону, а синтез, который не бывает суммой, но всегда рождает новое качество. Речь идет о двух тенденциях и в обществе, и в системах воспитания: традиционализм русской жизни, основанный на христианско-антропологической парадигме, вырастил в своих недрах философско-

антропологические ростки. Та и другая тенденции были реальными, действующими, развивающимися. Философско-антропо-логическая тенденция — это закономерный этап развития философского мышления, опирающегося на реалии жизни, общественные потребности, достижения в области науки и культуры. Философская антропология, в свою очередь, тесно связана с идеями гуманизма.

Первым комплексным философско-ан-тропологическим исследованием человека в России были труды К. Д. Ушинского. Как Платон представил «матрицу» для философии, так и К. Д. Ушинский представил ее для педагогики. Неслучайно его классический научный педагогический труд называется «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». Сохранив в названии идею антропологии — науки о развитии человека, автор отказался от синкретичности, от механического соединения идеалов гуманизма с идеалами православия. Он создал основы новой науки: обозначил ее объект и предмет, обосновал фундаментальную теорию, обрисовал педагогическую систему, разделил эмпирическую и теоретическую части, структурировал их. В такой же историко-культурной ситуации происходило создание «Великой дидактики» Я. А. Коменского на рубеже двух эпох — высокого Средневековья и Нового, когда теоцентрическая парадигма начала заменяться гуманистическим мышлением. Исследование природы нравственного чувства человека («субъективного духа» в терминах Г. Гегеля) К. Д. Ушинский считал настолько важной и ответственной задачей, что шел к ее осуществлению много лет, освоив предварительно практически всю западную и отечественную философскую мысль. «Самосознание» — вот ключевое понятие, переведенное

Исследование человека и есть истинная философия: «Познай самого себя, а природу оставь богам».

К. Д. Ушинским из идеалистического понимания в учении Г. Гегеля в материалистическую педагогическую теорию. В теории нравственного воспитания К. Д. Ушинского особенно важна диалектика ищущей мысли великого педагога, анализу которой будет посвящена отдельная часть данной статьи. Труды К. Д. Ушинского поражают мощностью и определенностью мысли, огромной культурной и философской базой, особым видением историко-культурной ситуации. Их нельзя осмыслить при фрагментарном чтении, только в их целостном рассмотрении автор предстает как выдающийся философ, социолог, теоретик педагогики. Многие мысли К. Д. Ушин-ского предвосхитили известные концепции западных мыслителей, в частности, отдельные положения учений М. Вебера, К. Маркса (что объяснимо: у того и другого был один учитель — великий Г. Гегель).

При прочтении работ К. Д. Ушинского убеждаешься в том, что к середине XIX в. в философской среде не было человека, более образованного в философском отношении. Молодые умы России 40-х гг. увлекались Шеллингом, а философия Гегеля в самой своей сути, в принципах была усвоена немногими. Как видно из контекста работ, К. Д. Ушинский уловил не только метод Гегеля, но и его «нерв». Прекрасный стиль изложения, великолепный, оптимистический, возвышенный, красивый и простой язык — все это роднит великого немецкого философа и русского педагога.

Критический момент наивысшего напряжения борьбы мировоззренческих тенденций создал предпосылку для институ-циализации науки о процессах и методах воспитания и образования — педагогики. Ее становление связано с именем П. Ф. Кап-терева, чей вклад в теорию педагогики име-

ДИСКУССИЯ .

журнал научных публикаций %

ет особое значение: дар историка и систематика позволили ему разработать модель педагогического про- :

цесса; им были разработаны методологические основания изучения истории педагогики, он создал содержательную, организационную и методическую модели нравственного воспитания. :

Методологическая база осмысления сущности нравственного воспитания в представлениях философской антропологии создана философами конца XIX — начала XX вв.: В. С. Соловьевым, Н. О. Лосским, Л. Шестовым, Н. А. Бердяевым, Б. П. Вышеславцевым, Е. Н. Трубецким, С. Н. Трубецким. Предметом их исследований стали ключевые понятия философии морали: добро и зло, смысл жизни, смерть и бессмертие, страдание и сострадание, идеал, свобода, любовь, семья, эрос, насилие и не-насилие5.

В целом философско-антропологиче-ская парадигма содержала в себе множество проблем, направлений и концепций. Особая проблема, которая всегда стояла в центре теорий нравственного воспитания, — отношение общества и личности. В философском смысле она рассматривается как соотношение части и целого. Например, в теории социалистического (коммунистического) воспитания, имеющего своим основанием социоцентризм, очевиден педагогический холизм, где целое (общество) предшествует части (личности). Социоцентрический подход к проблемам нравственности — исторически сложившееся педагогическое явление, которое имеет свои корни и в религиозном мировоззрении, и в практике общинного уклада жизни русского крестьянства. В философской концепции Н. А. Бердяева часть (личность) предшествует целому (педагогический меризм). Позиция педагогического мериз-ма неизбежно приводит к перемещению

Из нравственности отдельных личностей невозможно вывести суммарным путем общественную нравственность, а из общественной нравственности не следует наличие обязательных нравственных начал личности.

акцентов в теории нравственного воспитания к экзистенциальным проблемам личности.

Классиком отечественной педагогики, рассмотревшим проблему соотношения общества и личности с позиций генезиса нравственности, с фило-софско-антропологи-ческой и педагогической точек зрения, является С. И. Гессен. Его работа «Основы педагогики. Введение в прикладную философию» в части генезиса нравственности как процессов автономности и гетерономности является основополагающим философско-педагогическим трудом в теории нравственного воспитания.

Рассматривая историю развития теорий нравственности, можно опираться на два подхода: социоцентрический и антропоцентрический. Ни тот, ни другой подходы, если они абсолютизированы, не могут являться продуктивными, поскольку: 1) из нравственности отдельных личностей невозможно вывести суммарным путем общественную нравственность, а из общественной нравственности не следует наличие обязательных нравственных начал личности; 2) абсолютизация педагогического холизма приводит в конечном итоге к диктатуре коллектива над личностью; 3) абсолютизация педагогического меризма приводит к диктату личности над коллективом. Это основные противоречия, существующие в недрах фило-софско-антропологической парадигмы, в некоторой степени разрешились появлением гуманистической направленности педагогической теории. Гуманистическое направление в педагогике и в философии было генетически обусловлено разложением феодального строя, когда человек стал способен разорвать традиционные отношения феодального общества, в которых имела значение принадлежность к роду, семье, общине.

Идеи гуманизма развивались в двух направлениях: первое рассматривало в основном проблемы личности и ее развития, самостоятельности, автономности; второе направление разрабатывало политико-правовые аспекты образования и воспитания.

Е. Н. Шиянов, проведя анализ основных педагогических теорий XIX — начала XX вв., пришел к выводу, что основной тенденцией, определяющей общий вектор развития педагогических теорий, является переход русской педагогики к гуманистической модели воспитания. Суть его концепции состоит в том, что такой подход вписывает педагогические явления в контекст развития общекультурных процессов и исключает политические и идеологические оценки педагогических явлений. Е. Н. Шиянов считает, что основной культурной тенденцией в духовной жизни России является переход от теоцентрической к антропоцентрической парадигме мышления. Эта трансформация представляет собой объективный процесс, вызванный развитием науки, техники, усилением субъективных факторов социокультурной динамики. Переход к новой философской парадигме означал, что идеи гуманизма получили свое развитие в философских, этических, социально-психологических и идейно-политических педагогических учениях. «Гуманизм, — пишет он, — как социально-ценностный комплекс идей требует создания условий (политических, экономических, психологических, педагогических и др.) для свободного развития сущностных сил человека и творческой реализации его жизненных устремлений. Следовательно, гуманизм, являясь личностно-ориенти-рованной системой взглядов, есть своеобразный идеал мироустройства»6.

Философско-антрополо-гическое направление конца XIX — начала XX вв. выделило в общем течении педагогического мышления либерально-буржуазное, буржуазно-демократическое, либерально-утопическое, антропологическое, сциентиско-антропологическое, сциентистско-научное и другие направле ния. Особенно популярным в педагогиче

ской науке советского периода было изучение революционно-демократического направления. Как отмечает Н. Б. Ромаева, в современной педагогической науке, утвердившейся на принципах полипарадиг-мальности, для обозначения традиционной педагогики используются различные термины: педагогика послушания, авторитарная педагогика, педагогика приказания, пону-кательная педагогика, педагогика внушения, аскетическая педагогика, казенная педагогика и т. д.7.

Такова диалектика науки: для развития основной теории требуется детализация с последующим обобщением. Е. Н. Ши-янов и Н. Б. Ромаева, выдвинув в качестве методологического основания типологии педагогической мысли основную философ-ско-антропологическую парадигму эпохи, исключив искусственное деление педагогических процессов на многочисленные течения, выделили в общем русле гуманистического педагогического процесса в России XIX — начала XX вв. три основных направления: абстрактный, практический и универсальный гуманизм. Основанием предлагаемой ими классификации является соответствие уровня теоретической обоснованности гуманизации образовательных процессов. Гуманистическую направленность личности Е. Н. Шиянов трактует как осознание самоценности человеческой личности в качестве носителя гуманистических начал, ее неповторимой индивидуальности и творческой сущности; признание гармоничного развития личности целью и основным назначением человека; сознательное и эмоциональное принятие общественного долга как приносящего высшее удовлетворение и составляющего смысл и счастье жизни; понимание творческой природы деятельности, осознание необходимости для ее реализации духовных затрат и самосовершенствования; развитие гуманитарной культуры как комплекса качеств личности: единства внутренней нравственной сущности, внешней поведенческой выразительности, тонкого восприятия прекрасно -го и безобразного в человеческих отношениях, эмпатии, оптимизма, доброты8.

С. И. Гессен

ДИСКУССИЯ .

журнал научных публикаций %

Исследование становления гумани стической педагогики в середине XIX — начале XX вв., проведенное Е. Н. Шияновым и Н. Б. Ромаевой, разрешает многие методологические проблемы историко-педагоги-ческих исследований. Во-первых, становится ясным момент исторической обусловленно- = сти появления самой педагогической науки в России; во-вторых, что очень важно для данного исследования, выявляется причина широкого обсуждения в науке, в обыденном сознании проблем нравственного воспитания, возникновения теорий нравственного воспитания и в христинско-антропологи-ческой традиции, и в философско-антропо-логической, новой для России постановке проблем нравственного воспитания.

Философско-антропологическая традиция рассмотрения педагогических процессов не исчерпала себя до настоящего времени. В 1968 г. Б. Г. Ананьев впервые предпринял попытку систематизировать в своем труде «Человек как предмет познания» многообразные частнонаучные данные о человеке. В парадигме философской антропологии рассматривал проблемы нравственности А. Н. Леонтьев («Деятельность, сознание, личность», 1977). Теория нравственного воспитания в философско-ан-тропологическом аспекте рассматривается в работах теоретиков педагогики: А. Г. Ас-молова, М. В. Богуславского, Е. В. Бонда-ревской, Н. В. Бордовской, Л. П. Буевой,

A. П. Валицкой, Г. Н. Волкова, Л. С. Выготского, В. И. Генецинского, Р. Г. Гуровой, Ф. Егорова, Г. Збровского, Г. Б. Кор-нетова, В. М. Коротова, И. Б. Котовой, Н. В. Кудрявой, В. Т. Лисовского, В. Я. Нечаева, Н. Д. Никандрова, В. А. Полякова,

B. Г. Пряниковой, З. И. Равкина, Н. Б. Ромаевой, И. Н. Сиземской, В. С. Собкина, В. Д. Шадрикова, А. И. Шемшуриной, Е. Н. Шиянова.

Анализ материалов IV Российского философского конгресса (2005) показывает, что философское осмысление процессов образования и воспитания осуществляется в философско-антропологической тра-

Гуманистическое направление в педагогике и в философии было генетически обусловлено разложением феодального строя, когда человек стал способен разорвать традиционные отношения феодального общества.

диции. Основные темы исследований современных философов образования — это философское осмысление проблем фундаментальности образования, философия гражданского общества и образование, социальные ценности и социальное образование, рациональное и иррациональное в образовательном процессе, философская стратегия образования, проблемы духовности в образовании. Наблюдается интересная тенденция: увеличивается число работ, анализирующих педагогический смысл трудов выдающихся философов. С философских позиций оцениваются труды С. И. Гессена (А. Н. Булаткин), М. Шелера (О. Н. Диден-ко), И. Г. Фихте (А. А. Иваненко), И. В. Киреевского (М. В. Емельянова), Вл. Соловьева (Л. М. Максимова). Большинство философов, рассматривая проблемы образования и воспитания, неизбежно возвращаются к моменту институциализации педагогики в России (вторая половина XIX — начало XX вв.), поскольку в этот период формировались ее основные аксиологические императивы. I'

1. Человек: Философско-энциклопедический словарь / РАН. Ин-т человека; Под общ. ред. И. Т. Фролова. М.: Наука, 2000. С. 452.

2. Там же. С. 449.

3. Философский словарь / Под ред. И. Т Фролова. 7-е изд., перераб. и доп. М.: Республика, 2001. С.616-617.

4. Русская философия. Словарь / Под общ. ред. М. А. Маслина. М.: Республика, 1995. С. 556.

5. Там же. С. 642.

6. Шиянов Е. Н., Ромаева Н. Б. Гуманистическая педагогика России: становление и развитие. М.: Народное образование; Илекса; Ставрополь: Сервисш-кола, 2003. С. 45.

7. Ромаева Н. Б. Гуманистическая педагогика России середины XIX-XX веков: методология и метатеория. М.: Народное образование; Ставрополь: Сервисшкола, 2003. С. 8.

8. Шиянов Е. Н., Котова И. Б. Идеи гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. Ростов н/Д.: РИО АО «Цветная печать», 1995. С. 50.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.