Научная статья на тему 'Философско-педагогические основы воспитания духовности'

Философско-педагогические основы воспитания духовности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
563
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФИЛОСОФСКИЕ КОНЦЕПЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ / MORAL EDUCATION / PHILOSOPHICAL CONCEPTS / PEDAGOGICAL CONCEPTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пац Марина Владимировна

В статье представлены философская и педагогическая трактовки феномена духовности как онто-аксио-гносео-психологической системы. Рассмотрены теоретические концепции российских и зарубежных философов. Раскрыта сущность духовно-нравственного воспитания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the philosophical and pedagogical aspects of moral intelligence. The author offers a vision of phenomenon as onto-axio-gnosio-psychological system. Theoretical concepts of Russian and foreign philosophers are shown. The essence of moral education is revealed.

Текст научной работы на тему «Философско-педагогические основы воспитания духовности»

ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ

ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ

ДУХОВНОСТИ

М.В. Пац

В статье представлены философская и педагогическая трактовки феномена духовности как онто-аксио-гносео-психологической системы. Рассмотрены теоретические концепции российских и зарубежных философов. Раскрыта сущность духовно-нравственного воспитания.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, философские концепции, педагогические концепции.

The article presents the philosophical and pedagogical aspects of moral intelligence. The author offers a vision of phenomenon as onto-axio-gnosio-psychological system. Theoretical concepts of Russian and foreign philosophers are shown. The essence of moral education is revealed.

Key words: moral education, philosophical concepts, pedagogical concepts.

Обращение к феномену воспитания духовности актуализируется ситуацией в современной России, характеризуемой как системный духовный кризис общества, который обостряется на уровне юношества из-за отсутствия стабильности в процессе взросления, фрустрации ценностносмысловой сферы, проблемы конфликта «мечты и реальности». Ситуация усугубляется агрессивностью средств массовой информации, формирующих в молодежи эгоцентричность и высокий уровень социального конформизма. Вместе с тем, молодые люди испытывают потребность в духовном развитии.

В педагогической науке остается актуальной задача разработки новых подходов к осмыслению феномена духовности, включающая философскую рефлексию, соответствующую гуманитарной ситуации начала третьего тысячелетия.

В различных философско-педагогических традициях проблема духовности всегда обладала особым звучанием. Исследователи предлагали разнообразные подходы в оценке. Это объясняется тем, что духовное охватывает все ипостаси человеческой жизнедеятельности. По сути, это явление представляет собой онто-ак-сио-гносео-психологическую систе-

му. Приблизиться к осмыслению феномена возможно через совмещение указанных подходов. Феномен духовности - предмет изучения и постижения в различных областях знания.

Духовное познание в сравнении с познанием научным, распространяющимся по горизонтали, движется по вертикали, включая в себя не только познание развития способностей человека, его свойств, а также познание их обладателя, сущности человека.

Первоначально понятие «дух» (по-гречески рпеита, по-древнееврейски гоиакК) имело физический смысл и значило «ветер, дуновение». Древнегреческий философ Филон одним из первых дает определение духу. Дух - мудр, божественен, неделим, все чувствует. Дух есть космический элемент - последствие понимания его как воздуха, и дух есть познание, мудрость, идея - наследие греческой философии. [1, с. 239].

«Современный философский словарь» под редакцией В.Е.Кемерова предлагает следующее определение духовности: «Взаимосвязь бытия

духа и экзистенции души может быть конкретизирована понятием духовности и бездуховности души. Духовность - оплодотворение души духом и постоянная тяга к вершинам бытия. Бездуховность - отрыв души от духа, замыкание способностей души на деятельности по обслуживанию своей телесной оболочки и сохранению достигнутой жизненной формы». [ 6, с. 166].

В современной философии понятие духовности близко понятию нравственного интеллекта как способности к самоактуализации, как проявление

самоуважения и уважения к другим, признание ценности личности других людей, как наличие развитых эмпати-ческих способностей.

Психологический аспект процесса воспитания духовности включает в себя характеристику психологических оснований феномена, опора на которые дает возможность создать теоретическую модель в педагогике. Духовностью называют поиск, практическую деятельность, опыт, посредством которых субъект осуществляет в самом себе преобразования, необходимые для достижения истины, для самоопределения. Духовность есть условие движения к вершинной психологии, которая, согласно Л.С.Выготскому, определяет не глубины, а вершины личности [3,с.136]. Так, педагогический ракурс рассмотрения воспитания духовности значит создание условий постижения смысла жизни через преподавательскую деятельность, учебные пособия.

Педагогическая трактовка феномена - это та его сторона, которая с опорой на сущностные характеристики может служить основой техноло-гизации.

В педагогической литературе под духовностью понимается «выраженность в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей: идеальной потребности познания и социальной потребности жить и действовать «для других», - находим в Большой современной энциклопедии (серия «Педагогика»). [4, с. 720]

Педагогический аспект рассмотрения феномена связан с духовно-нравственным воспитанием -«деятельностью, направленной на овладение общечеловеческими норма-

ми нравственности, формированием внутренней системы моральных регуляторов поведения (совести, чести, собственного достоинства, долга и др., способности делать выбор между добром и злом, измерять гуманистическими критериями свои поступки и поведение» (Е.В.Бондаревская), и, добавим, - связанной с присвоением ценностей того общества, в котором идет процесс воспитания.

Так, в конфуцианском учении идеи «жень» (гуманности, человечности) связывались с народным опытом воспитания и обучения, почтительностью и уважением к старшим, проповедью борьбы за высокий нравственный идеал. Отсюда пристрастие китайцев к «мудрости древних», традициям. В китайском философском лексиконе слово «сердце» означало также и сознание, и разум. По китайским представлениям, мысль и чувство сходятся в жизни мирового сердца, «сердца Неба и Земли» - выражение онтологического аспекта. Мысль и чувство оказываются едины. Так, китайцы вовсе не считали интеллект вершиной человеческого в человеке, но - духовность.

Сократ произвел поворот к изучению человека «изнутри» - постижению его эмоционального, нравственного, духовного бытия. Далее софисты, Аристотель, Платон, Протагор способствовали разделению науки на физику, предмет которой природа, и философию, предмет которой этико-правовые, социально-политические, гносеологические, психологические и другие проблемы, связанные с человеком. Хотя конкретного человека античная традиция еще не

изучала, духовность рассматривалась с точки зрения этики. В произведениях античных мыслителей впервые нашли употребление термины «воспитательное искусство», «стиль взаимоотношений».

В период средневековья в обществе превалировала идея воспитания христианина. Ф.Аквинский, Авг.Бла-женный изучали религиозные основания феномена духовности.

Философия эпохи Просвещения трактовала эстетическую сущность духовности. Т.Кампанелла, М.Монтень, Я.А.Коменский связывали феномены духовности и гуманизма. Дальнейшее развитие их идеи получили в творчестве А.Дистервега, И.Г.Песталоцци, Ж.-Ж.Руссо, которые и заложили научное обоснование форм и методов гуманистического воспитания детей.

В трудах И.Канта, И.Фихте, Г.Гегеля разработаны теоретические аспекты духовности. В конце XVIII века во Франции бушевала революция политическая. Германия же переживала философскую революцию. В работе «Антропология с прагматической точки зрения» И.Кант, связывая дух с мыслью, идеей, интеллектом, отмечал: «Для того, чтобы лица можно было назвать проникнутыми духом, они должны возбуждать интерес, и именно посредством идей» [2, с.467 ]. (Аксиологический и гносеологический аспекты).

В начале ХХ века развитие получают философские концепции в рамках течения философской антропологии, пытающиеся охватить реальное человеческое бытие во всей его полноте, определить место человека в мире

и отношение человека к миру. В работе «Положение человека в Космосе» М.Шелер писал: «Лишь отправляясь от сущности человека, исследуемого философской антропологией, можно сделать вывод о подлинных атрибутах окончательной основы всех вещей» [5, с.503]. (Онтологический, гносеологический аспекты).

В 60-е годы ХХ века в Германии на фоне кризиса антигуманного общественного устройства, ставшего явным после поражения страны во Второй мировой войне, появилась потребность переосмыслить классические представления о сущности человека. Так, развитие получают концепции, связанные с именем

О.Больнова, претендующие на создание новой философской модели человека и новой модели воспитания. Первая модель основывается на убеждении в том, что основополагающая особенность человека есть способность и потребность воспитывать и быть воспитанным. Поэтому человек занимает позицию воспитателя и воспитанника одновременно. В основе второй модели - мысль о том, что воспитание - это способ бытия человека. (Онтологический, аксиологический аспекты).

Экзистенциальный контекст духовности рассмотрен в трудах С.Кьеркегора, М.Хайдеггера, К.Ясперса, Ж.П.Сартра, А.Камю и связан с крушением моральных норм и ценностей в сознании миллионов европейцев, ощущением смыслоут-раты и абсурдности существования. Две мировые войны, революции, тоталитарные режимы, нравственное

одичание жителей мегаполисов - реальность ХХ века.

М.Хайдеггер связывал господство духа с повседневным бытием: «Где господствует дух, там сущее как таковое всегда и всякий раз становится все более и более сущим. В связи с этим вопрошание о сущем как таковом в целом ... есть одно из основных условий пробуждения духа и тем самым - изначального мира исторической сиюбытности» [8, с. 130]. (Онтологический, аксиологический аспекты).

Важным этапом в развитии теории воспитании духовности в России стали XVIII - XIX века.

Отмена крепостного права ломала многие стереотипы и вызывала к жизни новые социальные, юридические, педагогические проблемы. В стране нарастало революционное движение, все более популярными становились гуманистические идеи. С именем Н.И.Пирогова связано появление «педагогической антропологии» в 60-е годы XIX века. Ученый рассматривал вопросы духовности, нравственного выбора личности в связи с формированием основ «истинного» человека в процессе адаптации личности в социуме и успешной самоактуализацией, саморазвитием, самовоспитанием. К.Д.Ушинский, уточняя и конкретизируя идеи Н.И.Пирогова, указывал на связь свободы мышления со свободой души, отмечал сопричастность духовности и интеллектуальной деятельности: « Дух человеческий оказывает влияние на рассудочный процесс не только средствами, завершающими этот процесс, но и тем, что вносит в него свои, чисто духовные

требования, которые поддерживают в сознании беспрестанную деятельность и указывают направление» [7, с. 511].

В русских философских традициях: классических европейски ориентированных педагогических концепциях, представленных работами В.Г.Белинского, Т.Н.Грановского, В.Я.Стоюнина, С.И.Гессена и др., а также классических восточно ориентированных педагогичес-

ких концепциях, развитых в трудах К.Д.Ушинского, Ф.Бухарева, Н.Ф.Федорова, В.В.Зеньковского, И.А.Ильина, есть общая онтология. Это - трактовка мироздания, существующего по абсолютным ценностям. В ряду аксиологических констант выделяются свобода, любовь, добро, вера, самосозидание, саморазвитие, духовный труд, включая получение знаний, любовь к родному языку. Данная отличительная черта характерна именно для отечественной педагогической мысли и связана с опорой указанных теорий на сущностные стороны мировой и отечественной культур.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:

1. С учетом современных реалий духовность можно трактовать в экзистенциально-антропологическом контексте, то есть не в гармонии идеального, а в связи с конечностью бытия. Таким образом, духовность есть интегральная личностная характеристика, совокупность смыслов человеческой жизнедеятельности, способность к отражению, постижению и преобразованию окружающего мира, явление онто-аксио-гносео-психоло-гическое.

Духовно-нравственное воспитание есть создание благоприятных педагогических условий для развития позитивных, гуманистически ориентированных чувств в их стремлении к идеалу при включенности в процесс интеллекта, воли, эмоций, активной деятельности; развитие способности к рефлексии и присвоении ценностей того общества, в котором осуществляется воспитание человека. Это процесс, в ходе которого происходит развитие обоих субъектов взаимодействия: и воспитателя, и воспитанника.

2. Процесс воспитания духовности возможен через анализ и осмысление духовного опыта личности, через механизмы рефлексии и антиципации. Это означает обращение к внутренним, субъективным чувствам и переживаниям, ориентацию на познавательные, нравственные, эстетические ценности, погружающие человека в поле духовности, мир культуры, поиск смыслов и движение к идеалу через постижение знаний и соотнесение их с собственными нравственными установками в их развитии.

Литература:

1. Бердяев Н. Дух и реальность. М.: ООО Издательство АСТ. Харьков: «Фоли-то» 2003. - С.239 - 240.

2. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. Кант И. Сочинения в 6 томах Т.6. М.: Мысль. 1966. С. 351.

3. Новейший психологический словарь. Ростов-на-Дону «Феникс» 2006 / В.Б.Шапарь, В.Е.Россоха под общ. ред.

B.Б.Шапаря Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

C.136.

4. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С.Рапацевич - Мн.: «Соврем. слово» , 2005. - 720с.

5. Современная буржуазная философия / А.С.Богомолов и др.: под ред. А.С.Богомолова и др. - М.: Высшая школа. 1978. С.503.

6. Современный философский сло-

варь / под общей ред. В.Е.Кемерова. М. -Бишкек - Екатеринбург, 1996. С. 166.

7. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6т. М.: Педагогика, 1990. 528с. Т.5, С. 511.

8. М.Хайдеггер. Введение в метафизи-

ку / Пер. с нем.; предисл. А.ГЧернякова. -СПб.: Высшая религиозно-философская

школа Санкт-Петербурга, 1997. - С.130.

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СОТРУДНИКОВ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ОСУЖДЕННЫМИ (на примере начальников отрядов)

Ю.В. Гагарин

В статье приводятся основные результаты диссертационного исследования «Формирование готовности сотрудников исправительных учреждений к воспитательной работе с осужденными (на примере начальников отрядов)». Даются рекомендации по качественному изменению образовательного процесса в системе дополнительного профессионального образования начальников отрядов исправительных учреждений, непосредственно реализующих задачи, поставленные перед ними обществом по воспитанию и дальнейшей ресоциализации осужденных.

Ключевые слова: исправление и воспитание осужденных, дополнительное профессиональное образование, педагогическая подготовка, образовательный процесс, психолого-педагогические методы, педагогическая деятельность, готовность к воспитательной работе с осужденными.

In the article are given the basic results of a dissertation study “Molding of the readiness of the colleagues of penitentiary for educational work with those condemned (based on the example of the chiefs of forces) ”. They are given to recommendation regarding a qualitative change of the educational process in the system of the additional vocational education of the chiefs of the forces of the penitentiary, which directly realize the problems, stated before them by society on the training and further the reverse socialization of those condemned.

The keywords: correction and training those condemned, additional vocational education, pedagogical preparation, educational process, psychological and pedagogical methods, pedagogical activity, readiness toward educational work with those condemned.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.