НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ПЕТРА ИВАНОВИЧА ЛИНИЦКОГО
© Еникеева Н.К.*
Школа педагогики Дальневосточного федерального университета,
г. Уссурийск
В статье приведен перечень и краткий анализ основных трудов П.И. Линицкого, профессора Киевской духовной академии.
Ключевые слова: Петр Иванович Линицкий, основные труды автора, научно-теоретическое наследие.
XXI век ознаменован ростом заинтересованности ученого сообщества вопросами истории русской философии. Особый вклад в формирование и становление отечественного любомудрия внесли духовно-академические теистические школы. Одним из ярких представителей киевской духовно-академической школы был Петр Иванович Линицкий (1839-1906) - доктор богословия, заслуженный ординарный профессор философии.
Линицкий П.И. был выпускником Киевской духовной академии (он учился на XXII курсе в 1861-1865 г.), при которой и остался преподавать. В первый год обучения Петр Иванович посещал лекции Памфила Даниловича Юр-кевича (1827-1874), вплоть до отъезда последнего в Москву. Являясь слушателем П.Д. Юркевича, впитав идеи О.М. Новицкого и арх. Иннокентия (Борисова), являясь продолжателем традиции школы И. Скворцова и Ф. Авсе-нева, П.И. Линицкий преподавал философию в стенах академии на высоком уровне.
Являясь преподавателем академии, Петр Иванович много времени уделял научно-теоретической работе. Он внес значительный вклад в развитие философии, оставив после себя богатое письменное наследие. Из под его пера вышли около двадцати фундаментальных произведений, раскрывающих религиозно-философскую позицию автора, а также множество статей.
Следует отметить, что «Обзор философских учений» (Киев, 1874 г.) П. Линицкого решением Св. Синода награжден Макарьевской премией, кроме того, стал учебным пособием, рекомендованным к использованию в духовных семинариях России. Однако, религиозно-философские труды, написанные Петром Ивановичем на протяжении достаточно длительного времени систематически не изучались.
Работы Петра Ивановича печатались отдельными изданиями, например, в Киеве в типографии Г.Т. Корчак-Новицкого, в Харькове, а также публиковались в журналах «Вера и разум», «Труды Киевской духовной академии»,
* Аспирант.
«Чтения в церковно-историческом и археологическом обществе при Киевской духовной академии».
Ниже приведем перечень основных работ Петра Ивановича Линицкого.
«Абсолютное есть ли идея или же действительное существо?»;
«Абсолютное само в себе и в отношении к конечному»;
«Вера и знание»;
«Вопрос о мышлении (логика)»;
«Вопрос о системе философии (логика прикладная)»;
«Вопрос о сущности вещей (метафизика или онтология)»;
«Два слова о спиритизме»;
«Есть ли какая-либо связь между религиозной верой и наукой»; «Закон эволюции, как принцип реалистической философии нашего времени»;
«Значение философии для богословия (Пособие к апологетическому богословию)»;
«Идеализм и реализм»; «Изящная литература и философия»;
«Как далеко может и должно простираться влияние религии?»; «К философии истории»; «Критико-библиографические заметки»;
«Критическое обозрение обычных взглядов и суждений о различных видах общественной деятельности и началах общественного благоустройства»; «Материя и дух как всеобщие начала бытия»; «Мышление и познание»; «Мышление научное и ненаучное»;
«Нравственные и религиозные понятия древних греческих философов»; «О бессмертии души и загробной жизни»; «О необходимости метафизики»; «О познании»;
«О формах и законах мышления»;
«Об образе существования Абсолютного или отношение между Безусловным и условным»;
«Об умозрении и отношении умозрительного познания к опыту (теоретическому и практическому)»;
«Обзор философских учений»; «Образовательное значение философии»; «Общий взгляд на философию»;
«Основные вопросы философии. Опыт систематического изложения философии»;
«Очерки истории философии древней и новой»; «Платон - представитель идеализма в древнегреческой философии»; «Положение и нужды нашего духовного, преимущественно высшего образования»;
Философские науки
129
«Пособие к апологетическому богословию (философия веры)»;
«Пособие к изучению вопросов философии»;
«Религия и нравственность»;
«Славянофильство и либерализм»;
«Учение Платона о божестве»;
«Философия Эдуарда Гартмана» и др.
Подробный анализ места философии в мире П.И. Линицкий проводит в трудах «Общий взгляд на философию», «Образовательное значение философии», «Значение философии для богословия (Пособие к апологетическому богословию)» и др.
В работе «Основные вопросы философии. Опыт систематического изложения философии» автор раскрывает свои метафизические воззрения, гносеология представлена в работах «Об умозрении и отношении умозрительного познания к опыту (теоретическому и практическому)», «О формах и законах мышления», «О необходимости метафизики».
Учение об Абсолютном представлено в работах «Абсолютное есть ли идея или же действительное существо?», «Абсолютное само в себе и в отношении к конечному» и др.
«Учение Платона о божестве» поднимает проблему совершенствования человека духовно и обретения божественного начала; а в «Критико-библио-графических заметках» автор анализирует логику Г. Лотце, А. Тренделен-бурга, И. Фихте-младшего, Х. Вейссе, Г. Ульрици.
В заключении следует отметить, что богатое духовное и научное наследие Петра Ивановича Линицкого предоставляет возможность современным исследователям ознакомиться и проанализировать творчество автора, сложить целостную картину его учения.
Список литературы:
1. Линицкий П. Абсолютное есть ли идея или же действительное существо? // Вера и разум. - 1890. - № 1. - С. 1-27.
2. Линицкий П. Абсолютное само в себе и в отношении к конечному // Вера и разум. - 1889. - № 21. - С. 375-406.
3. Линицкий П. Вера и знание // Вера и разум. - 1889. - № 22. - С. 217-239.
4. Линицкий П. Закон эволюции, как принцип реалистической философии нашего времени // Труды Киевской духовной академии. - 1902. - № 11. -С. 381-414.
5. Линицкий П. Идеализм и реализм. // Вера и разум. - 1886. - Т. 2, ч. 2. -С. 65-82, 231-258, 295-314, 341-354, 389-399; 1887. - Т. 2, ч. 1. - С. 166-182, 213-227, 243-263, 399-419, 451-464, 524-545; Т. 2, ч. 2. - С. 61-81, 111-127, 161-170, 347-366; 1888. - Т. 2, ч. 1. - С. 137-161, 191-210, 297-319, 472-495, 563-584; Т. 2, ч. 2. - С. 53-79, 129-158, 223-248, 321-349, 433-445.
6. Линицкий П. Изящная литература и философия // Вера и разум. -1892. - Т. 2, ч. 1 - С. 285-302, 329-350, 409-429; Т. 2, ч. 2 - С. 39-58, 125-151, 233-265, 413-442; 1893. - Т. 2, ч. 1. - С. 1-23, 159-182, 207-231, 299-323, 383410, 479-504.
7. Линицкий, П. Как далеко может и должно простираться влияние религии? // Вера и разум. - 1890. - Т. II, ч. II. - С. 177-205.
8. Линицкий П. Критическое обозрение обычных взглядов и суждений о различных видах общественной деятельности и началах общественного благоустройства // Вера и разум. - 1884. - Ч. 1 - С. 26-64.
9. Линицкий П. Материя и дух как всеобщие начала бытия // Вера и разум. - 1890. - Т. II, ч. II. - С. 341-364.
10. Линицкий П. Мышление и познание // Вера и разум. - 1897. - № 16. -С. 469-494.
11. Линицкий П. Об образе существования абсолютного или отношение между безусловным и условным // Вера и разум. - 1890. - № 4. - С. 151-170.
12. Линицкий П. Образовательное значение философии // Труды Киевской духовной академии. - 1872. - Т. III, кн. № 11. - С. 1-14.
13. Линицкий П. Общий взгляд на философию // Труды Киевской духовной академии. - 1867. - Т. IV, кн. № 10. - С. 52-88.
14. Линицкий П.И. О формах и законах мышления / П.И. Линицкий. -Харьков: Тип. Губ. Прав., 1895. - 84 с.
15. Линицкий П.И. Обзор философских учений. / П.И. Линицкий. - Киев: тип. Еремеева, 1874. - 245 с.
16. Линицкий П.И. Сочинения: в 5 т. Т. 1: Основные вопросы философии. Об умозрении и отношении умозрительного познания к опыту / Ред. А.Г. Волков. - Мелитополь: Изд. дом МГТ, 2012. - 455 с.