ПЕРВЫЙ ТЮРКОЯЗЫЧНЫЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ИСТОЧНИК, ПОСВЯЩЕННЫЙ МУЗЫКАЛЬНОМУ ИСКУССТВУ Шарипов Н. Email: [email protected]
ШариповНигматджан - и.о. профессора, кафедра исполнительства на народных инструментах, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в Республике Узбекистан в последние годы в значительной степени оживляется внимание к культурно-историческому наследию, к его изучению, исследованию, бережному сохранению, вместе с тем приобщению молодого поколения к богатой духовной сокровищнице. Как утверждает Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзияев - «Наше национальное музыкальное искусство, без сомнения, имеет богатую и древнюю историю» [1]. Изучение данной истории даёт нам богатую информацию о музыке нашего народа. В настоящей статье мы хотим рассказать об одном эпизоде, занявшем место в нашей истории. Ключевые слова: Пифагор, Бабуриды, Хофиз Басир, Мужизи, Фароби, Саккоки, Чанги, танбур, дутор, уд.
THE FIRST TURKIC-LANGUAGE LITERARY SOURCE DEDICATED TO
THE MUSICAL ART Sharipov N.
Sharipov Nigmatjan - Acting Professor, DEPARTMENT PERFORMING ON FOLK INSTRUMENTS, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: in the Republic of Uzbekistan in recent years, attention to the cultural and historical heritage, to its study, research, careful preservation, and at the same time, the introduction of the young generation to the rich spiritual treasure has been greatly revived. According to the President of the Republic of Uzbekistan Shavkat Mirziyoyev- " Our national musical art, without a doubt, has a rich and ancient history. "[1] Studying this history gives us a wealth of information about the music of our people. In this article, we want to tell you about an episode that took place in our past history. Keywords: Pythagoras, Baburid, Hafiz Basir, Mugizi, Farobi, Sakkaki, Changi, tanbur, dutor, ud.
УДК 781.7
Научная экспедиция «По стопам Бабуридов» международного фонда Бабура, организованная в Китайскую Народную Республику в 2010 году, издала книгу Исматуллох ибн Нематуллох Мужизи (XIX век) «Таворихи мусикийун» («История музыки»), которую заполучили в Кошгаре (Кошгар - город Уйгурского автономного района КНР (Синьцзян)).
В этой книге внимание Мужизи привлекла в основном культурная сфера Герата, Самарканда и Восточного Туркестана, т.е. приведены имена шестерых представителей Герата, четверых из Самарканда, троих с Восточного Туркестана - Кодирхон Ёрканди (XIV век), Малика (Принцесса) Омоннисо (XVI век) и Юсуф Саккоки (XVII век). В процессе ознакомления с книгой чувствуется искреннее, пылкое отношение и любовь к волшебству музыки, творцам музыки и мастерам словесного искусства. Это пылкое отношение конечно оказывает свое воздействие на читателя. В этом отношении настоящая книга занимает особое место среди редких произведений, написанных на тюркоязычном изложении.
«Таворихи мусикийун» соответственно своему названию является небольшой книгой, посвященной истории музыкального искусства, в которой изложены интересные эпизоды музыкальной практики и влияния музыки на психику человека, а также привлекающие к себе рассуждения о музыкальном искусстве. В книге автор успешно воспользовался произведениями Алишера Навои (XV век), Мухаммад Xайдара Мирзо (XVI век), Зайниддин Махмуда Восифи (XVI век), Мухаммад Мирхонда (XV век) и др.
Говоря о наставниках науки музыки, Мужизи в первую очередь приводит сведения о внуке пророка Ёфас Xаризе (пр. 1721 г.до.н.э.): «Жарю смастерил музыкальные инструменты как танбур, барбат,уд, сам исполнял на них и обучал многих игре на этих инструментах... Все мы - жители Ёрканда, Xутана (Ёрканд, Xутан - города Уйгурского автономного района КНР -
Синьцзян1 являемся его потомками. С тех пор прошло пять тысяч восемьсот пятьдесят лет». [2] Эти данные позволяют нам иметь более точное представление об авторе книги.
В книге Мужизи есть сведения об устозах, мастерах своего дела как Мавлоно Мухаммад Хоразми (Х век) и Мавлоно Сафои Самарканда (XIII век).
В произведении воспоминаний Зайниддин Махмуда Восифи «Бадое ул-воке» («Уникальные события») можно увидеть преувеличения действительности. О знаменитом хофизе (певце) Хофиз Басир, который жил в городе Герате, можно увидеть следующую сильно преувеличенную картину: «Попросили у Хофиза Басир спеть. Когда Хофиз началь петь песню на слова поэта Хожи Кирмони, птица горлица взлетела, ударилась о тело певца и умерла. В тот день потеряли сознание почти сорок человек. Их вынесли на руках из зала». Позже именно таким методом изложения пользовался Мужизи в своих произведениях. Из этого следует, что Мужизи верил в сильное воздействие музыкального искусства на психологию человека и старался убедить читателей в такой магической силе музыки. Следует напомнить, что существует много исторических литературных источников Востока, где написано о подобных психологических воздействиях.
Подтверждение этой мысли мы можем увидеть и в других эпизодах. «... Мавлоно Нумон Самарканда (XV век) был каждой душе дорогим хофизом... и искуссным певцом и мастером-исполнителем на музыкальных инструментах. На собрании ученых Самарканда он играл на инструменте сетор... Более десяти человек потеряли сознание...». Ещё один пример: «...когда Хофиз Басир в весенний день пел в саду, соловьи и другие подобные птицы под воздействием песни собрались вокруг, садились на голову и плечи Хофиза».
В книге есть ёще одно заслуживающее внимание сведение о том, как правители того времени оказывали материальную помощь и поддерживали деятелей искусства. Здесь говорится об оказанном им внимании людям искусства в организации и развитии их деятельности. Например, Мужизи особо подчеркивает помощь хана Кошгара XVI века Султана Саад деятелям искусства.
В процессе ознакомления с книгой можно убедиться в её сильном морально-воспитательном воздействии. Мужизи приводит в прозе следующие мысли, изложенные в стихах Пифагора: «Пока ты не привел себя в порядок, не учи другого. Признай в него друга и цени того, кто указал на твои недостатки. Чем ходить в красивом наряде, учись красивым (умным) словам. Если ты не можешь сказать красиво (умно), учись у того, кто умеет. Не стыдись учиться науке, стыдись быть невеждой». Здесь идет речь о моральном поведении человека искусства.
Простота изложения, ясность и популярность мыслей делает книгу более ценной. Историю музыки, в общем, появление музыки Мужизи начинает с описания таких музыкальных инструментов, как танбур, дутор, сетор. Как он связывал начало музыкального искусства с потомком пророка Харизом, он утверждает прямую связь теории музыки с деятельностью Пифагора. После этого он приступает к освещению деятельности устозов (учителей) музыки, живших и творивших в X - XVII вв. В частности, он характеризует Мавлоно Али Шаха (XV век) в качестве музыкального теоретика, бастакора (творец музыки) и изобретателя музыкального инструмента дутор. Когда он ездил как паломник в Xадж, проходя через степи Ирака, сочинил музыку и назвал ее «Чули Ирок» (Это название имеет двойной смысл - 1 -Иракская пустыня; 2 - Далёкая (бескрайняя) пустыня (Н.Ш.)). По нашему мнению, о степени совпадения приведенных в книге музыкального инструмента дутор и музыкального произведения «Чули Ирок» с бытующими в наше время одноименным музыкальным инструментом или мелодией остается только догадываться.
В своей книге Мужизи говорит о семнадцати учителях музыкального искусства и старается как можно полно охарактеризовывать каждого из них. О втором учителе - Пифагоре говорится, что он приезжал в Индию, изучал разные науки, а местный народ обучался у него музыке. Абу Насра Фароби он называет третьим учителем, который своими руками мастерил музыкальный инструмент конун, исполнял на нем различные мелодии, разучивал со своими учениками мелодии как «Рок», «Ушшок». Седьмым учителем он представляет Абдурахмана Джами, который играл на инструментах сетор, конун и сочинил мелодию «Ажам». Алишер Навои представлен восьмым учителем, он играл на инструментах сетор, танбур, сочинил музыку «Наво». Далее он приводит сведения о Нумон Самарканда (десятый учитель), как искусном музыканте; Сохиб Балхий (одиннадцатый учитель) представлен как самый любимый музыкант правителя того времени; Сафои Самарканди (двенадцатый учитель) - виртуоз-исполнитель на всех музыкальных инструментах; тринадцатый учитель Кодирхон Ёрканди изобрел
музыкальные инструменты рубоб, хаштор (хуштор); Мухаммад Куштигир - четырнадцатый учитель - могучий богатырь, создал музыку «Чахорзарб».
Следующий, пятнадцатый учитель Мавлоно Лутфи представляется ученым как Фароби, лекарем как Ибн Сина, поэтом как Алишер Навои и как наставником более 200 учеников в науке музыки; шестнадцатый учитель Юсуф Саккоки был автором книг по музыке, сочинял музыку «Баёт». Завершающий список учителей Малика (Принцесса) Омоннисо достигла совершенства в науке музыки, ещё с раннего детства сочиняла газели и сама их мастерски исполняла.
Исходя из приведенных в книге сведений, можно убедиться в том, что Мужизи тщательно изучал жизнь и творчество каждого представителя искусства и вместе с тем он сам обладал определенными знаниями в области музыкального искусства.
Если книги, приведенные в этой работе, посвященные теории музыки и музыкальной практике как «Зубдат ул-адвор» («Лучшие песни»), «Жами алхон» («Сборник мелодий») Ходжи Абдулкодира (XV век), «Китоб ул-адвор» («Книга музыкальных периодов») Сафиуддина Урмави (XIII век), «Дуррат ул-тож» («Жемчужина короны») Мавлоно Кутбиддина (XIV век), «Тухват ул-сурур» («Дар радости») Дарвешали Чанги (XVII век), «Рисолаи мусики» («Книга музыки») Абдурахмона Джами (XV век) были написаны на персидском и арабском языках, то «Таворихи мусикийун» Мужизи является одной из книг, написанных на тюркоязычном изложении.
Различные исторические сведения, приведенные в настоящей книге, являются ценным источником для исследователей истории и теории музыки народов Азии, особенно представителей молодёжи, которые только начинают свою деятельность в этой сфере.
Список литературы / References
1. Мирзияев Ш. Искусство, которое связывает души и народы. // Газета «Народное слово».
8 сентября, 2018.
2. Мужизи И. Таворихи мусикиюн. Т., «Мумтоз соз», 2010. 19 с.
3. Шарипов Н. «Преданный музыкальному искусству». «Наука, образование и культура».
№ 6 (30), 2018.