Научная статья на тему 'Нажмиддин Кавкаби в мире макомов'

Нажмиддин Кавкаби в мире макомов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
411
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЖМИДДИН КАВКАБИ / МАКОМ / ТРАКТАТ / МУЗЫКА / РОСТ / ХУСЕЙНИ / КУЧАК / САВТ / АМАЛ / НАКШ / ДЕВОН / NAJMIDDIN KAVKABY / MAQOM / TREATISE / MUSIC / ROST / HUSSEINI / KUCHAK / SAVT / AMAL / NAQSH / DEVON

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Курамбоев Фаррух

В Средней Азии развитие музыки в 16 17 веках было связано с именем великого учёного, музыковеда Наджмиддина Кавкаби. В истории макомов Кавкаби признан одним из крупнейших представителей Бухарской музыкальной школы. Он прославился в поэзии, музыке и других науках. Его творческие образцы полюбились музыкантам следующего поколения, композиторские мелодии на протяжении столетий не пропадали с программ певцов и музыкантов. В музыкальном трактате, созданном неизвестным автором в середине 19 века в Бухаре, отмечается: « Кавкаби был Хожи Абдулкадири своего времени ». Еще один ученый подтверждает это мнение и говорит о том, что во времена Темуридов Хожи Абдулкадир Мароги был очень влиятельным и известным учёным, также Нажмиддин Кавкаби в своё время прославился как музыковед. Действительно, Кавкаби и в музыке, и в поэзии был неповторимым и достиг наивысшего уровня. От него унаследованы книги « Трактат о музыке » и « Трактат о 12 макомах ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нажмиддин Кавкаби в мире макомов»

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

НАЖМИДДИН КАВКАБИ В МИРЕ МАКОМОВ Курамбоев Ф. Email: [email protected]

Курамбоев Фаррух - студент, кафедра традиционного исполнительства, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в Средней Азии развитие музыки в 16 - 17 веках было связано с именем великого учёного, музыковеда Наджмиддина Кавкаби. В истории макомов Кавкаби признан одним из крупнейших представителей Бухарской музыкальной школы. Он прославился в поэзии, музыке и других науках. Его творческие образцы полюбились музыкантам следующего поколения, композиторские мелодии на протяжении столетий не пропадали с программ певцов и музыкантов. В музыкальном трактате, созданном неизвестным автором в середине 19 века в Бухаре, отмечается: «Кавкаби был Хожи Абдулкадири своего времени». Еще один ученый подтверждает это мнение и говорит о том, что во времена Темуридов Хожи Абдулкадир Мароги был очень влиятельным и известным учёным, также Нажмиддин Кавкаби в своё время прославился как музыковед. Действительно, Кавкаби и в музыке, и в поэзии был неповторимым и достиг наивысшего уровня. От него унаследованы книги «Трактат о музыке» и «Трактат о 12 макомах».

Ключевые слова: Нажмиддин кавкаби, маком, трактат, музыка, Рост, Хусейни, Кучак, Савт, Амал, Накш, Девон.

NAJMIDDIN KAVKABY IN THE WORLD OF MAQOMS

Kuramboev F.

Kuramboev Farrukh - Student, DEPARTMENT OF TRADITIONAL PERFORMANCE, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: in Central Asia, the development of music in the 16th and 17th centuries was connected with the name of the great scientist and musicologist Najmiddin Kavkaby. In the history of maqoms, Kavkaby recognized as one of the leading representatives of the Bukhara school of music. He became famous in poetry, music and other Sciences. His creative samples fell in love with the musicians of the next generation, composing melodies for centuries did not fall from the programs of singers and musicians. In the music treatise, created by an unknown author in the mid 19th century in Bukhara, notes: "Kavkaby was Khoji Abdulkadir of his time." Another scientist who confirms this opinion and says that in the times of the Temurids Khoji Abdulkadir Maragi was a very influential and famous scientist, also Najmiddin Kavkaby at the time was famous as a musicologist. Indeed, Kavkaby in music and in poetry has been unique and has reached the highest level. Inherited from his book "Treatise on music" and "Treatise on 12 makoms". Keywords: Najmiddin Kavkaby, maqom, treatise, music, Rost, Husseini, Kuchak, Savt, Amal, Naqsh, Devon.

УДК 78.075

Наджмиддин Кавкаби жил в конце 15-го века в начале 16-го века в Средней Азии. В исторических источниках отмечается, что он родился в 1480 году. Кавкаби жил в центре культуры того времени - Бухаре и учился в одном из медресе. Алишер Навои в своей книге "Мажолисун нафоис" отмечает, что он был астрологом. Соответственно, становится известно, что в молодости Кавкаби занимался астрономией. Навои пишет,

что Нажмиддин Кавкаби получил прозвище "Юлдузли", то есть "Звездный", потому что он занимался именно астрономией [1]. Позже, наслаждаясь музыкальными кругами, Кавкаби совершенствовался и в сфере музыки. Великий поэт и философ Алишер Навоий отмечает его имя среди великих философов как, Абдурахман Джами, Амир Шейх Хусейни, Мавлоно Бинаи и другие. Таким образом, можно сказать, что Алишер Навои встречался непосредственно с молодым студентом Кавкаби, радуясь его яркому таланту. С 1533 по 1540 годы Нажмиддин Кавкабий работал в ханском дворце. Хан был покровителем литературы и художественного искусства и знатоком поэзии, музыкальной науки и он почитал Кавкабий как "украшение" дворца.

Среди композиторских мелодий Нажмиддина Кавкаби особое место занимают мелодии, разработанные усулеми "зарбул фатх" из макома "Хусейни". Аналогичная "Чахор зарб" в макоме "Ирак" также заслуживает почтений. Музыкальное произведение "Девон", который составлен по макому "Рост" прославил его. Этот "Девон" спустя много лет остался украшением макомов. Вдохновленные и впечатленные этим музыкальным "Девон"ом Наджмиддина Кавкаби, музыканты и композиторы как Хожа Юсуф Бурхон, Хожа Юсуф Андижани, Насиридин Каввол, Турсунбобо Камчин, Охун Гурбаи Самарканди, Мавлоно Абулхаё, Мавлоно Касим Кохи, Юсуф Мавлюд Дутори, Али Акбар Конуни, Хожа Джафар Конуни, Мирзо Хошим Созанда, Хафиз Бабай Конуни, Хафиз Турди Конуни, Султон Мухаммад Танбури, Хусан Уди, Ахмад Кобузи, Ризои Тантан, Хусрави Джайбо, Пахлавон Абусайид, и другие, создали свои музыкальные "Девон"ы.

В частности, Шох Мухаммад Долдуз в макоме "Кучак", Хафиз Турди Конуни в макоме "Рост" создали музыкальный "Девон". Хафиз Бобо Конуни классифицировал два музыкальных "Девон"а. Наджмиддин Кавкаби воспитал десятки умелых музыкантов, певцов и зрелых музыкантов. Дарвеш Али Чангий приводит имена его четверо учеников, которые являются самыми главными и очень популярными: Мавлоно Хасан Кавкаби, Мавлоно Хожи Мухаммад, Мавлоно Ризои Самарканди и Мавлоно Боки Жаррох. Из них Мавлоно Хасан Кавкаби известен как мутриб, музыкант и поэт своего времени. Его харизматичный голос, глубокий анализ музыкальной науки, умение сочинять стихотворение, прославил его как "Кавкаби Сони", то есть вторым Кавкаби.

Хасан Кавкаби как композитор создал два музыкальных Девона в макомах "Рост" и "Хусейни", а в макоме "Кучак" сочинил Савт, Амаль, Накш. Проанализировав теоретические аспекты музыки, он также написал книгу под названием "Рисолаи мусики" ("Трактатная музыка"). Эта работа состоит из введения и пяти частей. Вторым учеником Нажмиддина Кавкаби Мавлоно Хожа Мухаммад Ибн Абу Хасан который в качестве умелого композитора составлял несколько Савт, Амаль, Накш и Пешрав в макомах "Кучак", "Хусейни", "Рост", "Ушшок", а также воспитал десятки учеников. Третий ученик Мавлано Ризои Самарканди получил известность по прозвищу "Муллаи Тантан". Он также был известен своими красивыми газелями, как деликатный поэт. Он создал Кавл, Савт и Амал в макомах "Ирок", "Хусайни" и "Наво" и стал известным. Мавлоно Боки Жаррох является четвёртым учеником Нажмиддина Кавкаби, известен как целитель, лаввах, музыкант и поэт. Кроме того, он создал Накш, Савт и Амал в стиле "Даври шохи" для макома "Рост" [2].

Среди учеников и последователей Нажмиддина Кавкаби Дарвеш Али Чанги занимает особое место. Он прославился также как свой учитель, как поэт, музыкант, хафиз и ученый, освоивший различные области науки. Один из крупнейших произведений ученого "Рисолаи мусики" ("Трактат о музыке") не только освещает вопросы, касающиеся традиционных нот и методов музыкальной науки, но и содержит тезисные данные о жизни и творчестве музыкантов [3]. В этой связи это произведение является трактатом как теоретического, так и исторического значения.

Наджмиддин Кавкаби является выдающимся художником, музыковедом, выходцем из Узбекистана, его произведения являются одним из основных источников изучения

истории узбекской классической музыки. Он создал серию музыки под названием "Куллиёт" и сегодня некоторые современные музыковеды считают что это был "Шашмаком". Его произведения, научное наследие заслуживают изучения и в этом плане. В фонде академии наук Узбекистана, Института востоковедения хранятся два рукописных экземпляра произведения Кавкаби "Рисолаи мусики" ("Трактат о музыке").

Дарвеш Али Чангий в своём книге рисует Нажмиддина Кавкаби, как очень талантливого человека и прекрасного поэта. Вообще он очень плодовитый писатель в области науки по музыке, по разным вопросам её теоритической части, вроде подбора к музыке слов, по самому выполнению пьес, по рифмованной (к ним) прозе, по зарбул фатху, по чехар - зарбу, по музыкальным мелодиям, по накшам и т.п. [2] Жизненный путь Наджмиддина Кавкаби служит поучением, композиторские мелодии божественны, а его произведения служат опорой для талибов, желающих изучать музыку.

Список литературы /References

1. Навоий А. Мажолисун нафоис. Танланган асарлар. Т. 3. Тошкент, 1948.

2. Семенов А.А. Среднеазиатский трактат по музыке Дарвиша Али (17-века). Тошкент, 1946.

3. Матёцубов О. Макомот. Тошкент, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.