Научная статья на тему 'ПЕРВЫЙ ТАДЖИКСКИЙ ЭТНОГРАФ'

ПЕРВЫЙ ТАДЖИКСКИЙ ЭТНОГРАФ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
32
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭТНОГРАФИЯ / ЭКСПЕДИЦИИ / ОБЫЧАИ / ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Джураева Н.

Данная статья посвящена первому таджикскому этнографу Низаму Хабибуллаевичу Нурджанову. Его вклад в развитии советской таджикской этнографии огромен. Прослеживается связь между этнографией и искусствоведением в трудах Н.Х.Нурджанова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FIRST TAJIK ETNOTHNOGRAPHER

This article is dedicated to the first Tajik ethnographer Nizam Habibullaevich Nurdjanov. His contribution to the development of Tajik ethnography is huge. Ethnography and art history are connected in Nurdjanov’s works.

Текст научной работы на тему «ПЕРВЫЙ ТАДЖИКСКИЙ ЭТНОГРАФ»

ПЕРВЫЙ ТАДЖИКСКИЙ ЭТНОГРАФ

Н. ДЖУРАЕВА

младший научный сотрудник Отдела этнографии Института истории, археологии и этнографии Академии наук Республики Таджикистан

Данная статья посвящена первому таджикскому этнографу Ни-заму Хабибуллаевичу Нурджанову. Его вклад в развитии советской таджикской этнографии огромен. Прослеживается связь между этнографией и искусствоведением в трудах Н.Х.Нурджанова.

Ключевые слова: этнография, экспедиции, обычаи, искусствоведение.

После окончания Великой Отечественной войны началось мирное строительство Таджикистана, его новое преобразование. Но республика остро нуждалась в подготовленных квалифицированных кадрах. К тому же не было их наставников - опытных русских специалистов. Первый секретарь ЦК Компартии республики Б.Г.Гафуров, историк по специальности, нашёл выход из трудного положения. Он пригласил из Ташкента в Таджикистан двух известных учёных, создав им условия для работы. В 1947 году приехал М.С.Андреев, а позже, в 1951 году, А.А.Семёнов.

Найти для них учеников тоже было нелегко. Среди шести выпускников факультета таджикского языка и литературы тогдашнего единственного педагогического института им. Т.Г.Шевченко только четверо (впоследствии один из них отказался) в 1947 г. были зачислены аспирантами Института истории, языка и литературы Таджикского филиала АН СССР по специальности этнография и прикреплены к члену-корреспонденту АН СССР М.С.Андрееву. Одним из них был Низам Хабибуллаевич Нурджанов, с отличием окончивший институт.

На занятиях проводимых М.С.Андреевым, он получил первые знания об этнографии, доселе совершенно незнакомой в республике науке. По совету своего руководителя в августе 1947 г. он отправился в Варзоб собирать полевой материал по быту и деятельности жителей села. Получив советы М.С.Андреева, Нурджанов начал работу над рефератом «Вежливые формы у таджиков».

В 1948 г. Н.Нурджанов был приглашён для участия в работе первой этнографической экспедиции в Кулябскую область, руководителем которой была А.К.Писарчик. По её поручению Нурджанов собирал этнографические материалы по темам «Семья», «Свадьба»,

«Охота», «Игры», «Развлечения». Советуясь с А.К.Писарчик, он старался подробно опросить здешних жителей, используя для этого даже время переезда из одного кишлака в другой в сопровождении местных жителей. Антонина Константиновна Писарчик научила Нурджанова правильно и подробно вести полевые дневники. Она отмечала, что молодой сотрудник выделяется среди других тем, что особенно тщательно записывает и фотографирует любой объект, стремится бережно сохранить любую музыкальную тему, мельчайшие детали орнамента вышивок. «Более подготовленный к научной работе, - писала А.К.Писарчик, - очень организованный и трудолюбивый, Н. Нурджанов сумел за первый же свой полевой сезон собрать настолько богатый, новый и ценный материал, что его хватило на написание диссертации...»1. Подружившись со студентами Ленинградского государственного университета, которые принимали участие в работе экспедиции, он углубил свои знания об этнографии, быте, культуре других народов.

Кулябская этнографическая экспедиция явилась для Нурджанова хорошей школой как будущему этнографу. С кончиной в 1948 г. М.С.Андреева остался незаконченным порученный им Нурджанову реферат. Будущий этнограф получает командировку в Ленинградское отделение Института этнографии имени Н.Н.Миклухо-Маклая АН СССР. Его научным руководителем здесь стал известный этнограф-таджиковед Николай Андреевич Кисляков. Началась трёхлетняя плодотворная учёба. Постоянное общение с Н.А.Кисляковым, Е.М.Пещеревой, Г.А.Уваровой и другими крупными учёными, регулярное посещение многочисленных театров, концертных залов, музеев и других достопримечательностей, тщательная подготовка к сдаче экзаменов, общение с жителями города способствовали развитию способностей Низама Нурджанова, обогащали духовной культурой, развивали его эстетические вкусы и интересы.

Руководитель Нурджанова Н. А.Кисляков вначале рекомендовал ему тему диссертации «Свадьба Гарма». Но диссертант хотел выбрать что-то ближе к искусству. Посоветовавшись с этнографом А.Л. Троицкой, опубликовавшей в 1948 году в журнале «Советская этнография» краткое изложение своей докторской диссертации «Народный театр и цирк Узбекистана», а также с театроведом Г.А.Уваровой, опубликовавшей монографию «Монгольский театр», он выбрал тему, которая освещала и этнографию, и народный театр. Определилось и название его кандидатской диссертации: «Истоки таджикского народного театра (па материалам Кулябской области)». Однако материала по этой теме у Нурджанова было недостаточно.

Летом 1949 г., во время летних каникул Нурджанов две недели принимал участие в работе археолого-этнографической экспедиции АН СССР в Хорезме на раскопках Топрак-калы где обнаружил засыпанную землёй скульптуру, а затем ещё месяц работал в Южноузбекском этнографическом отряде в Кошкопырском и Ханкинском районах Хорезмской области Узбекской ССР. Знание узбекского языка помогли ему собрать материалы по темам «Семья», «Свадьба», «Праздники, «Сельское хозяйство».

В 1950 г. Нурджанов начал собирать материалы к своей диссертации. По совету опытного этнографа Е.М.Пещеровой он составил опросник и приобрёл фотоаппарат. Добившись двухнедельной командировки в Кулябскую область, он пробыл здесь два месяца. За всё это время у него не было возможности дать о себе знать и его посчитали погибшим.

Длительная поездка по горным районам, увлечённые поиски, вдохновение после нахождения интересных фактов, обогащение опытом процесса работы увенчались успехом. Нурджанов привёз шестнадцать исписанных общих тетрадей с полевыми материалами и объёмный фотоматериал. Н.А.Кисляков, находившийся в это время в Сталинабаде и познакомившись с тем, что собрал Нурджа-нов, сказал, что этого материала хватит на три диссертации.

В работе над диссертацией Нурджанов искал истоки народного театра в обрядах зазывания весны, приготовления «сумаляка», встреч Нового года «Навруза», празднования на Тамошо-тепе (Холме зрелищ), свадебных церемониях и народных играх, развлечениях. Истоки были выявлены и в богатой танцевальной культуре, его жанрах, а также в народных театрализованных представлениях. В главе диссертации давались полные сведения о площадных актёрах - масхарабозах, их репертуаре. Подробно рассматривались народные устные драмы, их специфика, правдивость и условность игры актёров, костюмов, грима, декорациий, бутафории. В заключительной главе работы отражалось развитие традиций народного театра в советское время. В заключении диссертации были даны в качестве примера тексты лучших народных пьес на таджикском и русском языках, прилагался альбом иллюстрированных материалов.

Первую исследовательскую работу Нурджанова, представленную в качестве кандидатской диссертации «Истоки таджикского народного театра» официально оппонировали член-корреспондент АН СССР профессор Е.Э. Бертельс и кандидат филологических наук А.З.Розенфельд. Они «указав на имеющиеся в диссертации погрешности, дали ей высокую общую оценку и выра-

зили пожелание об её опубликовании»2. Бертельс отмечал: «Нужно сказать, что работа от начала до конца читается с большим интересом и почти на каждой странице сообщается что-нибудь новое и своеобразное... Для меня нет никаких сомнений в том, что тов. Н.Нурджанов вполне доказал свою способность к самостоятельной научной работе и внёс ею существенный новый вклад в советскую науку, а потому можно, не колеблясь, присудить ему искомую ученую степень кандидата наук»3.

В 1956 году диссертация в полном объёме и с добавлением новых материалов была опубликована в Москве в издательстве АН СССР под названием «Таджикский народный театр».

В середине января 1952 г. Н.Нурджанов возвратился в Сталина-бад и приступил к своим обязанностям в качестве младшего научного сотрудника на полставки он был зачислен в Институт истории, археологии и этнографии АН республики ещё в октябре 1951 г. В то время сектором этнографии руководила А.К.Писарчик. Она направила мысли на изучение быта рабочих. С этой целью Н.Нурджанов был командирован в Ленинабад, на шелкомотальную фабрику. Это предприятие в то время считалось одним из лучших производственных коллективов республики. Но работа, написанная Нурджановым, не представила научного интереса и не была опубликована.

В 1953 г. Нурджанов был назначен начальником отряда Гарм-ской этнографической экспедиции. Его членами Н.Нурджановым, М. Рахимовым, Р.Л.Неменовой и другими были проведены этнографические исследования по всей территории Каратегина и Дарва-за. На основе богатого материала был создан коллективный труд в трёх томах «Таджики Каратегина и Дарваза». Нурджанову принадлежат в нём главы: «Семья, «Свадьба», «Охота», «Игры», «Развлечения и народный театр» (эта глава была опубликована в третьем искусствоведческом сборнике «Искусство таджикского народа», Душанбе, «Дониш» 1965, вып. 3, с. 113-173). Он же был автором многочисленных фотоснимков.

Научные интересы Нурджанова с каждым годом получают большую разносторонность. Появляются статьи по этнографии, современному театру, хореографии. Он тяготеет к искусствоведческому исследованию, написанию капитальных трудов по истории театра, созданию отдельных монографий о выдающихся таджикских актерах, хотя в душе оставался этнографом. Эта специфика ощущалась даже при написании фундаментальной истории профессионального театра, в тщательном сборе материала, выявлении всех сторон деятельности его творческого коллектива, в подробном

анализе крупных явлений искусства, деяниях строителей сценического искусства и т.д.

В зрелые годы Нурджанов создал свои крупные работы «Таджикская народная драма» («Драмаи халкии точик»), «Театральная и музыкальная жизнь столицы государства Саманидов», «Большой мир таджикского танца» («Олами беканори ракси точик»), двухтомный капитальный труд «Традиционный театр таджиков». За последнюю работу он был награждён Международной премией Исламской Республики Иран «Книга года». Каждая из этих работ открывала новые страницы в неизвестной до сих пор этнографии и художественной культуре прошлого таджикского народа.

Таджикская народная драма была восстановлена Н. Нурджано-вым в ходе сбора материала. Драму исполняли площадные актёры -масхарабозы, артисты кукольного театра, а в Бадахшане - простые дехкане, широко используя в ней песни и танец. Исполнители руководствовались сплошной импровизацией: устно производили реплики, развивали действие в придуманном сюжете, конфликте. Нурджанов, видя представления вживую, описал в ремарках ход спектакля и зафиксировал разговорную часть на диалекте той местности, где исполнялась пьеса. Им были опубликованы больше ста народных драм с многочисленными вариантами.

Книга «Театральная и музыкальная жизнь столицы государства Саманидов» - уникальное явление в науке Таджикистана. «Бухара в течение многих веков, невзирая на все беды и несчастия, настойчиво развивала свои прогрессивные художественные традиции, бережно сохраняя собственный стиль - стиль древнего города и центра таджикской культуры. Стиль этот выражался в развитии профессионального направления в искусстве, в расширении круга его видов и жанров, их взаимодействия и совершенствования».

В Бухаре народное профессиональное искусство, по сравнению с другими районами было очень развито, каждая категория исполнителей чётко определена. Так, бухарские танцовщицы и певицы, называемые созанда, создали свою самостоятельную труппу в составе четырёх человек и развивали циклическую профессиональную хореографию. Они выступали только в женских аудиториях и имели огромный успех.

Монументальная монография в двух томах «Традиционный театр таджиков» была создана на основе постоянных поисков и 38-летнего сбора материала на всей территории Таджикистана и Узбекистана с таджикским населением. В неё вошла часть материалов из Кулябской области, опубликованная в работе «Таджикский народный театр».

Скрупулёзно собирая материалы из разных регионов, Нурджанов создал общую интересную картину постепенного формирования и развития традиционного театра. Он кропотливо искал и находил древние истоки традиционного театра в наскальных изображениях, древних верованиях, культах и церемониях, земледельческих праздниках, старинных обрядах, играх, развлечениях, больших уличных шествиях с чучелами старинных сказочных героев, многочисленных археологических находках. Открытые им театральные элементы способствовали созданию отельных самостоятельных видов и жанров театра.

В их числе пантомимы, изображающие демонические существа, а также животных и птиц, в маске и без маски; развитый театр танца - женский, народный и профессиональный; театр народной музыкальной драмы; театр песни; кукольный театр с объединением музыкантов и танцоров в одну труппу; высокоразвитый площадный театр масхрабозов (комедиантов). Дополнял собранные учёным уникальные сведения большой иллюстративный материал, зафиксированный Н. Нурджановым.

Во время сбора материалов для фундаментальной монографии «Большой мир таджикского танца» («Олами беканори ракси точик») Нурджанов обратил серьёзное внимание на один из основных источников традиционного искусства - танец. Он зафиксировал множество женских и мужских плясок, их жанры и время бытования.

Нурджанов, как этнограф, проявил свои способности и заинтересованность также в сборе музыкального фольклора. Под его руководством проводились искусствоведческие экспедиции в Зерав-шанскую долину (трижды), Бухарскую область (четыре раза), на Памир (семь раз), в Ленинабадскую область (четырежды), Сурхан-дарьинскую и Ферганскую область (четырежды). В этих поездках учёный собрал уникальный музыкальный фольклор с различными его жанрами, условиями бытования. Этнографический подход учёного, навыки, эрудиция позволили ему охватить все сферы жизни и деятельности таджикскогонарода, его художественную культуру.

Н.Х.Нурджанов, как первый таджикский этнограф, способствовал развитию лучших традиций русских этнографов-таджиковедов в восстановлении важных сторон жизни и быта таджиков, их духовной культуры. Став искусствоведом, он не отрывался от первой своей специальности, наоборот, использовал богатый опыт в углубленном сборе материала, а целый ряд крупных работ создал на стыке большой этнографии и определённого театроведения. Это расширило и обогатило созданные его монографии.

Низам Хабибуллаевич Нурджанов как-то сказал: «Я считаю, что творческая зрелость пришла ко мне после 75 лет». Список его изданных с 1999 года и по настоящее время, поразителен как в количественном отношении, так и в содержательном - все они разно-жанровы и разноплавны и кроме, того - масштабны. Ученый и сегодня, будучи в преклонном возрасте, энергичен, полон сил, неутомим в работе, готов к реализации новых творческих замыслов.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Писарчик, А. Этнографическая наука в Таджикистане (1920-1990 гг.) [Текст]. - Душанбе, 2002. - С. 31.

2. Корьбе О. Защита диссертации в Институте этнографии АН СССР [Текст] // Советская этнография. - 1952, - №3. - С.212.

3. Бертельс, Е.С. Отзыв на кандидатскую диссертацию Н. Нурджо-нова на тему «Истоки народного театра у таджиков (по материалам Кулябской области) [Текст]. - Вечерняя Москва. - 1951 г., 4 декабря. Архив Н.Нурджанова.

FIRST TAJIK ETNOTHNOGRAPHER

Nigora Juraeva

Junior researcher A.Donish Institute of History, archeology and ethnography Academy of Science of the Republic of Tajikistan

This article is dedicated to the first Tajik ethnographer Nizam Habibullaevich Nurdjanov. His contribution to the development of Tajik ethnography is huge. Ethnography and art history are connected in Nurdjanov's works.

Key words: ethnography, expeditions, customs, art history.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.