Научная статья на тему 'МУЗЫКАЛЬНЫЙ АРХИВ ИНСТИТУТА ИСТОРИИ, АРХЕОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ ИМЕНИ А. ДОНИША АКАДЕМИИ НАУК РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН'

МУЗЫКАЛЬНЫЙ АРХИВ ИНСТИТУТА ИСТОРИИ, АРХЕОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ ИМЕНИ А. ДОНИША АКАДЕМИИ НАУК РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
25
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ / АРХИВ / МУЗЫКАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ / КУЛЬТУРА / ИСКУССТВО / ФОЛЬКЛОР / ЭКСПЕДИЦИЯ / ЖАНР

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кабилова Бахринисо Туйчиевна

В статье рассматривается история музыкального архива Института истории, археологии и этнографии им. А. Дониша Академии наук Республики Таджикистан, который включает материалы искусствоведческих экспедиций, собранных в 50-80 годы XX столетия. Автор статьи подчеркивает, что собранные материалы этого архива во всех областях Таджикистана и республиках Средней Азии, где проживают таджики, уникальны и не имеют других аналогов. Исследователь подробно останавливается на деятельности Отдела искусств в сборе, и изучении таджикской народной музыки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSICAL ARCHIVE OF THE INSTITUTE OF HISTORY, ARCHAEOLOGY AND ETHNOGRAPHY NAMED AFTER A. DONISH OF THE ACADEMY OF SCIENCES OF THE REPUBLIK OF TAJIKISTAN

The article reviews the history of the musical archive of the Institute of History, Archaeology and Ethnography named after A.Donish of the Academy of Sciences of the Republic of Tajikistan, which includes the materials of art history expeditions, recorded in 50-80 years of the XX century. The author of the article stresses that the collected materials of this archive in all regions of Tajikistan and the Central Asian republics with the Tajik population, are unique and have no analogues. The researcher describes in detail the activities of the Department of Arts in collecting and study the Tajik folk music.

Текст научной работы на тему «МУЗЫКАЛЬНЫЙ АРХИВ ИНСТИТУТА ИСТОРИИ, АРХЕОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ ИМЕНИ А. ДОНИША АКАДЕМИИ НАУК РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН»

Литература:

1. Ходжаев Ф. Избранные труды в трех томах. - Т.1. - Ташкент: Фан, 1970.

2. Искандаров Б. И. Бухара (1918-1920 гг.). - Душанбе: Дониш, 1970.

3. Фрунзе М. В. На фронтах гражданской войны. Сборник документов. - М., 1941.

4. Гафуров Б., Прохоров Н. Падение Бухарского эмирата. - Сталинабад, 1940.

5. Гафуров Б., Прохоров Н. Таджикский народ в борьбе за свободу и независимость своей родины. - Сталинабад, 1944.

6. Соловейчик Д. Басмачество в Бухаре. - М., 1923.

7. Головацкий О. Революция побеждает. - Ташкент, 1930.

8. Тимошков С. П. Борьба с интервентами, белогвардейцами и басмачеством в Средней Азии. - М., 1941.

9. Колесов Ф. И. Восстание в Бухаре в 1918 году // Революция в Средней Азии. - М., 1932.

10. Ишанов А. И. Бухарская Народная Социалистическая Республика. - Ташкент, 1969.

ИЗУЧЕНИЯ СОБЫТИЙ И ПРОЦЕССОВ БУХАРСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1920 ГОДА В ТРУДАХ АКАДЕМИКА Б. И. ИСКАНДАРОВА

Статья посвящается одному из актуальных вопросов истории Бухары - Бухарской революции 1920 года. Автор подробно описывает события 1918-1920 гг. происходившие на территории Бухарского эмирата и частично за ее пределами. Он приводит различные факты о действия различных политических сил имевшие место в развитии событий в Средней Азии и с принципами исторической науки анализирует их позиции и конкретные действия. В конце своей работы делает конкретные выводы по поводу развития событий 1918-1920 гг. ХХ века на территории Бухарского эмирата.

Ключевые слова: революция, поход, национальный, интервенция, власть, эмират, мобилизация, режим, крестьянин.

THE STUDY OF BUKHARA REVOLUTION 1920 IN THE WORKS OF THE ACADEMICIAN B. I. ISKANDAROV

This article is devoted to one of the actual questions of histories of Bukhara - Bukhara revolutions 1920. The author in detail describes the events of 1918-1920 years occurred on territory of Bukhara emirate and for her limit partly. He brings the different facts about actions of different political power having place in development event in Central Asia and with principle of the history science analyses their positions and concrete actions. The concrete finding is of the end of its work on cause of the development events of 1918-1920 years XX century on territory of Bukhara emirate.

Keywords: the revolution, march, national, intervention, power, emirate, mobilization, mode, peasant.

Сведение об авторе: Карамалишоев Карамалишо Нуралишоевич, старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин и развития личности Технологического университета Таджикистана, e-mail: sosim-08@mail.ru

About author: Karamalishoev Karamalisho Nuralishoevich, senior teacher, Department of humanitarian discipline and development of personality, Tajik Technological University

МУЗЫКАЛЬНЫЙ АРХИВ ИНСТИТУТА ИСТОРИИ, АРХЕОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ ИМЕНИ А. ДОНИША АКАДЕМИИ НАУК РЕСПУБЛИКИ

ТАДЖИКИСТАН

Кабилова Б. Т.

Институт истории, археологии и этнографии имени А. Дониша АН РТ

Музыкальный архив Института истории, археологии и этнографии им. А.Дониша Академии наук Республики Таджикистан включает материалы по народной музыке таджиков, записанных во время искусствоведческих экспедиций 50-80-х годы ХХ столетия. Собранные во всех районах Таджикистана и республиках Средней Азии, где проживают таджики, эти материалы являются уникальными и не имеют аналогов в республике. Общий объем сохранившегося материала составляет приблизительно около 1500 катушечных лент со звучанием более 1000 часов.

1 августа 1953 года в Институте был создан сектор истории искусств, который вскоре слился с сектором этнографии. С 1958 года, снова став самостоятельным подразделением Института, сектор истории искусств стал развивать новое направление в науке Таджикистана - искуссвознание. В течение нескольких десятилетий сектором руководил Н.Нурджанов.

С первых дней своего существования сектор истории искусств начал работу по собиранию и изучению таджикской народной музыки. Понимая, что в современных условиях народное искусство может постепенно исчезнуть, руководство Института мобилизовало сотрудников сектора на сбор материала по изучению образцов всех видов народного творчества: музыкального, театрального, танцевального фольклора и прикладного искусства. «Если до 40-х годов, - отмечает академик Р.Масов, -исследованием культуры и, в частности, искусства таджиков, выявлением замечательных памятников их материальной и духовной культуры, фиксацией явлений национального искусства занимались в основном этнографы и археологи, а позже специалисты из Москвы, Ленинграда, Ташкента, то с 1958 года, с момента организации сектора истории искусств в Институте истории, начался систематический сбор материалов по всем видам народного творчества» [4, с. 258].

Важно отметить, что первые записи музыкально-этнографического материала таджиков относятся ко второй половине XIX в., с присоединением Средней Азии к России, когда в регионе произошли кардинальные изменения в экономике, социальных отношениях, а также в области культуры. Появились различные добровольные общества, которые занимались изучением истории и культуры местных жителей.

Музыкальный фольклор таджиков записывался в конце XIX - начале XX вв. русскими и иностранными музыкантами, композиторами, музыковедами и этнографами - С.Рыбаковым, К.Залеманом, И.Зарубиным, А.Эйхгорном, В.Лейсеком, В.Успенским, Н.Мироновым, Е.Романовской и другими. К сожалению, значительная часть этих материалов не была опубликована [1].

В 1937 году в Таджикистане был открыт научно-исследовательский Кабинет народной музыки, в котором имелось почти три тысячи звукозаписей таджикских народных песен и инструментальной музыки. Сотрудники Кабинета выпустили такие музыкальные сборники, как «Музыка таджиков» и «Мелодии Памира», в которых представлено свыше 100 народных песен и инструментальных народных мелодий [3].

В середине 50-х годов в работу по сбору и изучению музыкального фольклора таджиков включился сектор истории искусств Института истории, археологии и этнографии им. А.Дониша Академии наук Таджикиской ССР. Благодаря энтузиазму сотрудников сектора, а также ежегодным экспедициям и смотрам самодеятельности, проводившимся в столице республики (тогда Сталинабад), удалось записать на магнитную пленку более 2000 образцов народной музыки из разных регионов Таджикистана и Средней Азии. В 1954 году в Дарвазе работал искусствоведческий отряд гармской этнографической экспедиции - совместно с сотрудниками Кабинета народной музыки Ш.Сахибовым и П.Иконниковым. Было записано на магнитную ленту 96 народных песен различных жанров и несколько инструментальных произведений. Кроме того, были зафиксированы данные об исполнителях, собраны сведения об инструментарии, о музыкальной культуре прошлого и настоящего населения района.

В 1956 году та же экспедиция записывала народные песни в Каратегине (Гарм, Таджикабад). Таким образом, был завершен в определенной степени этап изучения народных песен горных областей Юго-Восточного Таджикистана [5, с. 39-40].

В 1958, 1960-1962, 1990-1991 гг. проводилась работа по сбору музыкального фольклора Бухары. В экспедициях участвовали заведующий сектором истории искусств Института Н.Нурджанов, а также сотрудники А.Ахроров, З.Таджикова, С.Мирсаидов, А.Цыганок и другие. Были изучены многие районы этой области, в результате чего собран большой уникальный материал, на основе которого подготовлены и опубликованы фундаментальные труды «Театральная и музыкальная жизнь столицы государства Саманидов» (Н.Нурджанов), «Мавриги» (Н.Нурджанов, Б.Кабилова), альбом с диском «Музыка Бухары» и другие [6].

Летом 1959 года была организована первая искусствоведческая экспедиция в Горно-Бадахшанскую автономную область. С этого времени начался серьезный планомерный сбор музыкального фольклора населения высокогорного края. Первая

экспедиция, работавшая в Рушанском районе, принесла ценнейший материал, что послужило стимулом продолжать исследования в следующем, 1960 году. Однако отсутствие хорошей аппаратуры звукозаписи, фотографа, киносъемочной техники затрудняло работу. По этой и по другим объективным причинам пришлось временно приостановить изучение других регионов Бадахшана.

Третья искусствоведческая экспедиция в районы ГБАО проходила в 1968 году с участием Ф.М.Кароматова - музыковеда, сотрудника Института искусствознания Узбекистана, владевшего таджикским языком. Материал, собранный, в основном, в Ишкашимском районе, был представлен новыми народными произведениями крупных жанров.

В 1969 году та же экспедиция работала в верховьях Бартанга, в 1970 году - в низовьях Бартанга, в 1970 году - в Шугнане, в 1971 году - в Вандже. В эти годы был записан абсолютно новый материал.

Последний раз - бессменным членам экспедиции - Низаму Нурджанову и Файзулло Кароматову удалось побывать в ГБАО в 1983 году, спустя 12 лет. Таким образом, была обследована вся территория Горно-Бадахшанской автономной области, зафиксирована основная часть музыкального наследия ее жителей, сумевших сохранить и донести до потомков традиции своего древнего искусства.

На основе материалов памирских экспедиций были проведены научные исследования, которые вошли в фундаментальный труд «Музыкальное искусство Памира», запланированного его авторами в пяти книгах (В настоящее время изданы три книги - К. Б.) [2].

В этой работе отмечается жанровое разнообразие музыкального искусства жителей Памира, включающего в себя вокальные и инструментальные произведения, обрядовую музыку, эпос и многочисленные жанры песенного и театрального народного творчества. Был охвачен также большой круг вопросов, связанных с бытованием разнообразных музыкальных инструментов. Кроме того, исследование содержит описание, полный нотный и поэтический тексты различных образцов музыкального и театрального искусства Памира, а также комментарии, в которых названы исполнители. При этом все перечисленные работы, в том числе и расшифровки, по изданию книг были выполнены самими авторами.

Архивные материалы искусствоведческих экспедиций явились основой научных исследований сотрудников отдела истории искусств Института истории, археологии и этнографии им. А.Дониша. К международному симпозиуму и фестивалю «Фалак и художественные традиции народов Центральной Азии», проведенному в 2004 году в Душанбе, был издан сборник «Гилчине аз гулзори Фалак» (Избранное из Фалака), вышедший под редакцией известного таджикского композитора А.Одинаева. В сборник были включены нотные расшифровки лучших образцов этого жанра из музыкального архива Института.

В 2010 году при поддержке Института «Открытое общество» (Фонда Сороса) был издан Альбом с диском «Музыка Бухары» из музыкальной коллекции Института истории, археологии и этнографии им. А.Дониша. Планируется издать серию альбомов по отдельным регионам Таджикистана.

Музыкальный архив Института истории, археологии и этнографии им. А.Дониша - кладезь культурного наследия таджикского народа. Очень важно сохранять его для грядущих поколений. До недавнего времени материалы архива были подвержены опасности исчезновения, так как магнитные ленты с годами рассохлись, стали ломкими, хрупкими. Благодаря финансовой поддержке мецената из Японии господина Нориёши Хореучи, в 2007 году удалось приобрести компьютерную технику с магнитофоном. Автору этой статьи посчастливилось приступить к перезаписи архивных материалов с магнитных лент на цифровой формат.

Литература:

1. Данскер О. Собирание и изучение народной песни. - В Кн. Сборник статей, посвященный искусству таджикского народа. - Труды АН Тадж. ССР, вып. 1, т. 42. - Сталинабад, 1956.

2. Кароматов Ф., Нурджанов Н. Музыкальное искусство Памира. - М., 1978. - Кн.1.; М., 1983. - Кн.2.; Кароматов Ф., Нурджанов Н., Кабилова Б. Музыкалльное искусство памира. -Бишкек, 2010. - Кн.3. Книги 4 и 5 готовятся к изданию.

3. Ленский А., Зубков Н. Музыка таджиков. - Сталинабад, 1941; Они же. Мелодии Памира.

- Сталинабад, 1941.

4. Масов Р. История исторической науки и историография социалистического строительства

в Таджикистане. - Душанбе, 1988.

5. Музыкальная жизнь Советского Таджикистана. Вып.2. - Душанбе, 1975.

6. Нурджанов Н. Театральная и музыкальная жизнь столицы государства Саманидов. -

Душанбе, 1999; Нурджанов Н., Кабилова Б. Мавриги. - Душанбе, 2008; Нурджанов Н.,

Кабилова Б. Музыка Бухары. - Душанбе, 2010.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ АРХИВ ИНСТИТУТА ИСТОРИИ, АРХЕОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ ИМЕНИ А. ДОНИША АКАДЕМИИ НАУК РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

В статье рассматривается история музыкального архива Института истории, археологии и этнографии им. А. Дониша Академии наук Республики Таджикистан, который включает материалы искусствоведческих экспедиций, собранных в 50-80 годы XX столетия. Автор статьи подчеркивает, что собранные материалы этого архива во всех областях Таджикистана и республиках Средней Азии, где проживают таджики, уникальны и не имеют других аналогов. Исследователь подробно останавливается на деятельности Отдела искусств в сборе, и изучении таджикской народной музыки.

Ключевые слова: история, архив, музыкальное наследие, культура, искусство, фольклор, экспедиция, жанр.

MUSICAL ARCHIVE OF THE INSTITUTE OF HISTORY, ARCHAEOLOGY AND ETHNOGRAPHY NAMED AFTER A. DONISH OF THE ACADEMY OF SCIENCES OF THE

REPUBLIK OF TAJIKISTAN

The article reviews the history of the musical archive of the Institute of History, Archaeology and Ethnography named after A.Donish of the Academy of Sciences of the Republic of Tajikistan, which includes the materials of art history expeditions, recorded in 50-80 years of the XX century. The author of the article stresses that the collected materials of this archive in all regions of Tajikistan and the Central Asian republics with the Tajik population, are unique and have no analogues. The researcher describes in detail the activities of the Department of Arts in collecting and study the Tajik folk music.

Keywords: history, archive, musical heritage, culture, art, folklore, expedition, genre.

Сведения об авторе: Кабилова Бахринисо Туйчиевна, кандидат исторических наук, заместитель директора по науке и образованию Института истории, археологии и этнографии имени А. Дониша Академии наук Республики Таджикистан, e-mail: bahri60@mail.ru

About author: Kabilova Bahriniso Tuychiyevna, PhD in History, Deputy Director for science and education of the Institute of History, Archeology and Ethnography named after A. Donish of the Academy of Sciences of the Republic of Tajikistan

Н. А. СЕВЕРЦОВ И И. В. МУШКЕТОВ - ВЫДАЮЩИЕСЯ ИССЛЕДОВАТЕЛИ

ПАМИРА

Рохатов Г.

Таджикский государственный педагогический университет имени С. Айни

В передовых кругах русской общественности всегда существовал особый интерес к истории и культуре народов Востока, стремление правдиво отобразить в научных произведениях их историю. Это громадная и трудоемкая работа проводилось целой плеядой крупных русских ученых, которые в течение ряда десятилетий упорно и мужественно, часто с опасностью жизни, систематически обследовали эту горную страну [2, с. 14]. К числу этим славным ученым относятся А. П. Федченко, И. В. Мушкетов, Н. А. Северцов, В. В. Григорьев, М. С. Андреев, Д. И. Андреев, Д. И. Иванов, С. И. Коржинский и другие. Исключительное место в ряду русских исследователей Памира принадлежит ученый и путешественник, географ, геолог, зоолог и ботаник Николай Алексеевич Северцову. Условия снаряжения и передвижения экспедиции по территории Средней Азии в то время были сложны до крайности. В

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.