Научная статья на тему 'Н. А. СЕВЕРЦОВ И И. В. МУШКЕТОВ - ВЫДАЮЩИЕСЯ ИССЛЕДОВАТЕЛИ ПАМИРА'

Н. А. СЕВЕРЦОВ И И. В. МУШКЕТОВ - ВЫДАЮЩИЕСЯ ИССЛЕДОВАТЕЛИ ПАМИРА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
103
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАМИР / ИССЛЕДОВАТЕЛИ ПАМИРА / ВКЛАД / Н. А. СЕВЕРЦОВ / И. В. МУШКЕТОВ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рохатов Гайратшо

В статье автор на основе научных работ рассматривает вклад крупнейших ученых в изучении Памира. В ней, в частности, отмечено, что, несмотря на развитие отечественной исторической науки, ее дальнейшее развитие в изучении истории Памира невозможно без учета и критического анализа собранных материалов русских дореволюционных исследователей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

N. A. SEVERTSOV AND I. V. MUSHKETOV - AN OUTSTANDING RESEARCHER PAMIRS

In the article, the author, based on scientific papers examines the contribution of the largest scientists in the study of the Pamirs. It noted in particular that, despite the development of national and historical science, its further development in the study of the history of the Pamirs is impossible without critical analysis and collected materials pre-revolutionary Russian researchers.

Текст научной работы на тему «Н. А. СЕВЕРЦОВ И И. В. МУШКЕТОВ - ВЫДАЮЩИЕСЯ ИССЛЕДОВАТЕЛИ ПАМИРА»

3. Ленский А., Зубков Н. Музыка таджиков. - Сталинабад, 1941; Они же. Мелодии Памира.

- Сталинабад, 1941.

4. Масов Р. История исторической науки и историография социалистического строительства

в Таджикистане. - Душанбе, 1988.

5. Музыкальная жизнь Советского Таджикистана. Вып.2. - Душанбе, 1975.

6. Нурджанов Н. Театральная и музыкальная жизнь столицы государства Саманидов. -

Душанбе, 1999; Нурджанов Н., Кабилова Б. Мавриги. - Душанбе, 2008; Нурджанов Н.,

Кабилова Б. Музыка Бухары. - Душанбе, 2010.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ АРХИВ ИНСТИТУТА ИСТОРИИ, АРХЕОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ ИМЕНИ А. ДОНИША АКАДЕМИИ НАУК РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

В статье рассматривается история музыкального архива Института истории, археологии и этнографии им. А. Дониша Академии наук Республики Таджикистан, который включает материалы искусствоведческих экспедиций, собранных в 50-80 годы XX столетия. Автор статьи подчеркивает, что собранные материалы этого архива во всех областях Таджикистана и республиках Средней Азии, где проживают таджики, уникальны и не имеют других аналогов. Исследователь подробно останавливается на деятельности Отдела искусств в сборе, и изучении таджикской народной музыки.

Ключевые слова: история, архив, музыкальное наследие, культура, искусство, фольклор, экспедиция, жанр.

MUSICAL ARCHIVE OF THE INSTITUTE OF HISTORY, ARCHAEOLOGY AND ETHNOGRAPHY NAMED AFTER A. DONISH OF THE ACADEMY OF SCIENCES OF THE

REPUBLIK OF TAJIKISTAN

The article reviews the history of the musical archive of the Institute of History, Archaeology and Ethnography named after A.Donish of the Academy of Sciences of the Republic of Tajikistan, which includes the materials of art history expeditions, recorded in 50-80 years of the XX century. The author of the article stresses that the collected materials of this archive in all regions of Tajikistan and the Central Asian republics with the Tajik population, are unique and have no analogues. The researcher describes in detail the activities of the Department of Arts in collecting and study the Tajik folk music.

Keywords: history, archive, musical heritage, culture, art, folklore, expedition, genre.

Сведения об авторе: Кабилова Бахринисо Туйчиевна, кандидат исторических наук, заместитель директора по науке и образованию Института истории, археологии и этнографии имени А. Дониша Академии наук Республики Таджикистан, e-mail: bahri60@mail.ru

About author: Kabilova Bahriniso Tuychiyevna, PhD in History, Deputy Director for science and education of the Institute of History, Archeology and Ethnography named after A. Donish of the Academy of Sciences of the Republic of Tajikistan

Н. А. СЕВЕРЦОВ И И. В. МУШКЕТОВ - ВЫДАЮЩИЕСЯ ИССЛЕДОВАТЕЛИ

ПАМИРА

Рохатов Г.

Таджикский государственный педагогический университет имени С. Айни

В передовых кругах русской общественности всегда существовал особый интерес к истории и культуре народов Востока, стремление правдиво отобразить в научных произведениях их историю. Это громадная и трудоемкая работа проводилось целой плеядой крупных русских ученых, которые в течение ряда десятилетий упорно и мужественно, часто с опасностью жизни, систематически обследовали эту горную страну [2, с. 14]. К числу этим славным ученым относятся А. П. Федченко, И. В. Мушкетов, Н. А. Северцов, В. В. Григорьев, М. С. Андреев, Д. И. Андреев, Д. И. Иванов, С. И. Коржинский и другие. Исключительное место в ряду русских исследователей Памира принадлежит ученый и путешественник, географ, геолог, зоолог и ботаник Николай Алексеевич Северцову. Условия снаряжения и передвижения экспедиции по территории Средней Азии в то время были сложны до крайности. В

программу научных работ входили: изучение орфографии, определения высот, метеорологические наблюдения, разведка полезных ископаемых, сбор образцов горных парод и ботанических коллекции. Справляться с таким объемом работ Северцову удавалось лишь благодаря своим энциклопедическим познаниям и исключительной работоспособности. Его занятия не могли приостановить даже жесткие приступы малярии. Люди , знавшие Северцова лишь издалека, не видевшие его в экспедиционной обстановке, должны были бы испытать невольное удивление: так и появился его повседневный облик с ходячим представлением об отважном путешественнике, открывателе новых стран. Северцов был сутул, задумчив, рассеян и научные наблюдения поглощали его целиком.

В 1864 году представилась Н.А.Северцову возможность осуществления давнишней мечты - исследование Тянь-Шаня, и с этой даты начинается тот замечательный цикл среднеазиатских экспедиций, которыми Северцов стяжал научную славу и неоспоримый авторитет, как приемник Семенова-Тян-Шанского. В 1867 году Северцов направляется из Верного в самое значительное из своих путешествий в Тянь-Шаня.

Северцову исполнилось 50 лет, но беспокойный дух путешественника все ещё не угасает в нем. В 1877 году Северцов предпринял новую экспедицию теперь его путь лежал на Памир. За несколько лет перед этим Федченко исследовал Ферганскую долину и открыв Заалтайский хребет, приблизился, первый из европейцев, к северному рубежу «Крыши мира». Трагический смерть помешала ему продолжить свои научные исследования: тогда снаряжалась большая научная экспедиция для проникновения вглубь памирской горной страны. Руководство двумя партиями экспедиции было поручено Северцову и Мушкетову.

В партию Северцова входили два топографа, астроном Шварц и оператор Скорняков и после того снарядились окончательно в городе Ош в октябре 1877 года предпринял первую поездку через перевал Талдык на Алтай а оттуда через перевал Кызыл-арт в Заалтайском хребте он проник на Памир, но достичь озеро Кара-куль не позволили снега, поэтому пришлось повернуть обратно и провести в г. Оше зиму и весну. Знаменитая экспедиция Северцова на Памир началась в июле 1878 года, тремя днями раньше экспедиция Мушкетова. Северцов побывал у озеро Ранг -куль и произвёл сьемку это неизвестной части Памира. Вниз по рекам Ай-батал и Аличур партия проникла оттуда к озеру Ящиль-куль и открыла в этом районе ряд других озер [7, с. 170180]. До этой экспедиции Северцова Памир представлял в естественно-историческом отношении совершенно неведомую страну и лишь по свидетельству Сюань-цзана и Марко Поло можно было догадаться о необычном своеобразии ее. Биологические, полеонтологические коллекции Северцова явились воистину научным сокровищем, драгоценным вкладом. По возвращении экспедиции Северцов все свое внимание сосредоточивает на обработке громадного собранного материала по геологическому строению, фауне и флоре Средней Азии; он обобщил этот материал в своих капитальных трудах. Многое в эпоху Северцова казавшееся второстепенным, выдвинулась на первый план, с позиции современной науки видно еще яснее, как верно угадывал Северцов пути дальнейшего научного развития, как тонко умел выбирать для пристального изучения именно те проблемы, которые занимают теперь его потомков.

Немалый вклад в изучение Памира внес Иван Васильевич Мушкетов (1850-1902). Летом 1873 года, после окончании Горского института в жизни Мешкетова произошло событие, определило дальнейшую судьбу, где именно в этом году он был прикомандирован в качестве чиновника особых поручений по горной части к Туркестанскому генерал-губернатору. Ему поручалось геологическое исследования Туркестана, и с этой даты начинается длинный ряд экспедиционных исследований прославивших Мушкетова в России и за границей [5, с. 60-61]. Летом 1877 года Мушкетов предпринимает обширную экспедицию в Туркестан, а через четверть века после экспедиции 1877 года выдающегося геолог Е. Н. Богданович ученик И.В. Мушкетова справедливо отмечал, с какими лишениями и опасностями была сопряжена это деятельность «молодого тогда путешественника, стремящегося по исследовательским работам на высоты Тянь-Шаня и в знойные пески Туркестанской низменности» [4, с. 629]. В следующим 1878 году И.В.Мушкетов принял участие в Памирской экспедиции и сделал несколько маршрутов в области стыка Ферганской и Алтайского хребтов, также было открыто озеро Чатыр-куль. Именно здесь, в этом

безотрадном месте совершилось то, о чем мечтал Федченко: зона исследования русских замкнулась с зоной исследования других европейских путешественников.

В 1880 году Мушкетов мог наконец приступить к осуществлению своейдавнишней мечты исследования ледников Средней Азии и им было избрана для исследования группа Зеравшанских ледников, отличающихся громадными размерами, но не очень известных. Наконец, добрались до ледника. «Перед нами открылась величественная картина,- рассказывает Мушкетов,- среди черных остроконечных сланцевых пиков залегает красновато-серая масса, запирающая всю долину, с темным отверстием посредине. Это знаменитый ледник- цель нашего исследования. При приближении к нему он становится все более и более высоким - непроходимой стеной... «Иванов, который видел Зеравшанский ледник после десятилетнего промежутка, не нашел в нем ни каких заметных перемен» [6, с. 245].

Вооружившись всем необходимым трое русских исследователей вместе с носильщиками стали подниматься по леднику, и после исследователи вернулись с ледников совсем больными. К лихорадке присоединились воспаление глаза, зато научные результаты экспедиции превзошли все самые смелые ожидания.

Цикл средне-азиатских экспедиций был завершен. Академия наук присудила Мушкетову премию, а Географическое общество - свою высшую награду -золотую Константиновскую медаль.

Объем данной работы не позволяет остановиться на жизни и деятельности других русских ученных и путешественников и необходимо отметить, что в научной литературе ещё не много исследований жизни и деятельности дореволюционных исследователей «Крыша мира», определяющих их вклад в изучение истории , археологии народов Памира. Изучение таких работ во многом содействовало бы выявлению роли и место отечественного востоковедения как в истории культуры народов Средней Азии, так и в истории мировой ориенталистики [1, с. 8]

Все сведения, собранные русскими дореволюционными исследователями по истории Памира, позволили говорить об истории Памира как о составной части не только истории Таджикистана , но и истории Центральной Азии. Большинство русских исследователей, посетивших Памир, выступали с прогрессивных позиций, не боялись открыто писать о бедственном положенных народных масс, критиковать колонизаторскую политику царизма и жестокость местных феодальных властей. Но были и такие путешественники и авторы , которые придерживали правительственно -официальную точку зрения, глядели с высока на местных жителей. Поэтому необходимо отметит, что некоторые предположения отдельных путешественников выглядят наивно, другие просто ошибочны.

Несмотря на бурное развитие русско - таджикской творческой науки, ее дальнейшее развитие в изучении истории Памира невозможно без учета и критического освоения материалов, собранных русскими дореволюционными исследователями и путешественниками.

Литература:

1. Акрамов Н. М. Вопросы истории, археологии и этнографии народов Памира и Припамирья в трудах Б. П. Грамбчевского. - Душанбе: Ирфон, 1974.

2. Андреев Д. Л., Матвеев С. Н. Замечательные исследователи горной Средней Азии. - М., 1946.

3. Берг Л. С. Всесоюзное географическое общество за 100 лет. - М.-Л: АН СССР, 1946.

4. Богданович К. И. О влиянии И. В. Мушкетова на развитие географической науки об Азии // Известия Русского Географического общества, т. ХХХУ111, вып. 6, 1902.

5. Мушкетов И. В. Путешествие на Алтай и Памир. СОБР. соч. вып 2. - СПб., 1912.

6. Мушкетов И. В. Туркестан. Т.11. - СПб., 1906.

7. Северцов Н. А. Путешествия по Туркестанскому краю и исследование горной страны Тянь-Шаня. -СПб., 1873.

Н. А. СЕВЕРЦОВ И И. В. МУШКЕТОВ - ВЫДАЮЩИЕСЯ ИССЛЕДОВАТЕЛИ ПАМИРА

В статье автор на основе научных работ рассматривает вклад крупнейших ученых в изучении Памира. В ней, в частности, отмечено, что, несмотря на развитие отечественной исторической науки, ее дальнейшее развитие в изучении истории Памира невозможно без учета и критического анализа собранных материалов русских дореволюционных исследователей.

Ключевые слова: Памир, исследователи Памира, вклад, Н. А. Северцов, И. В. Мушкетов.

N. A. SEVERTSOV AND I. V. MUSHKETOV - AN OUTSTANDING RESEARCHER PAMIRS

In the article, the author, based on scientific papers examines the contribution of the largest scientists in the study of the Pamirs. It noted in particular that, despite the development of national and historical science, its further development in the study of the history of the Pamirs is impossible without critical analysis and collected materials pre-revolutionary Russian researchers.

Keywords: Pamir, Pamir researchers, the contribution, N. A. Severtsov, I. V. Mushketov.

Сведение об авторе: Рохатов Гайратшо, доцент кафедры истории таджикского народа Таджикского государственного педагогического университета имени Садриддина Айни, e-mail: rokhatov47@mail.ru

About author: Rokhatov Gayratsho, Associate Professor, Department of History of Tajik people of Tajik State Pedagogical University named after S. Aini

КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ИЗУЧЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ ТАДЖИКИСТАНА ДО 30-Х ГОДОВ ХХ ВЕКА

Хусайнов А.

Таджикский государственный педагогический университет имени С. Айни

Некоторые таджикские ученые историки, начало поисков, изучения и практического освоения топливно-энергетических ресурсов Таджикистана связывают с деятельностью Советского государства. Например, профессор М. Маликов пишет: «История исследования вопросов поиска, выявления, определения и практического освоения топливно-энергетических ресурсов Таджикистана начинается с 20-х годов XX в., когда на территории республики уже укрепилась власть рабочих и крестьян» [6, с. 42] Но это касается лишь начала их комплексного освоения. А в целом, по имеющимся сведениям, органы секретных служб Англии, царской России и других стран к истории, этнографии, численности населения, природе и природным ресурсам Средней Азии и в частности Таджикистана, стали проявлять повышенный интерес еще с конца XVII начала XVIII вв. и в 50-и годи XIX века.

Так, русские промышленные чиновники в личных беседах и официальных встречах часто обменивались мнениями о том, что Памир по своим природным богатствам пригодится России, как второй «Урал». А англичане расценивали богатство этого горного края еще больше. Английский губернатор - Виктории при встрече в Пешоваре, с послом эмирата Бухары - Ахмадом Донишем, затрагивая вопрос Памира, сказал что: «...его богатство обеспечит четыре и даже более великих держав» [1]. Под этим неизвестным богатством, конечно, подразумевались топливные, водные и гидроэнергетические ресурсы.

По сведениям Б. Гафурова, во время завоевания Средней Азии, весной 1870 г. глава Зеравшанского региона, генерал Абрамов организовал «Искандеркульскую экспедицию» на верховья реки Зеравшан. После осмотра местности Абрамов написал генерал-губернатору Туркестана генералу Кауфману: «вся территория местности покрыта каменным углем и лесом». С целью изучения природных запасов верховья Зеравшана были привлечены такие ученые, как природовед А.Ф Федченко, геолог А. К. Мышенков, фотограф Л.Н. Соболев и другие [2, с. 170].

В августе 1876 г. губернатор Ферганы генерал Скобелев через Алайскую долину, отправил на предгорья Памира другую экспедицию в составе небольшого отряда. В ее составе, наряду с военными были и ученые географы, природоведы и звездочеты: Л. Ф. Костенко, В. Ф. Ошанин, А.Р. Бонедорф и другие. Отряд перешёл через перевал Терсагар, минуя хребты Заалая. На юге они открыли три высочайших пика (ныне их называют пиками Исмаили Самани, В.И.Ленина и Академии Наук) и под ними мутную золотоносную речку, Мургаб (по киргизски Муксу), с тремя притоками: Сауксой, Каинди и Селсой. Через год прибывает сюда другая научная экспедиция во главе с геологом И.В. Мушкетовым. Вслед за Мушкетовым в Каратегин, Дарваз, Памир, Вахан и другие прилежащие к ним районы прибыли ученые Б.Л. Громбачевский,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.