Научная статья на тему 'Первый исследователь жизни и творчества академика императорской академии живописи Захарова-Чеченца Петра Захаровича'

Первый исследователь жизни и творчества академика императорской академии живописи Захарова-Чеченца Петра Захаровича Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
187
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИБРИЕВ САЙД-ЭМИН САЙДАЕВИЧ. ПЁТР ЗАХАРОВИЧ ЗАХАРОВ-ЧЕЧЕНЕЦ / IBRIEV SAYD-EMIN SEIDEWITZ / РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ / RUSSIAN ACADEMY OF ARTS / КАРТИНЫ / PAINTINGS / ПИСЬМА / LETTERS / PETER Z. ZAKHAROV-CHECHEN

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ибриев Моххамед-эмин Сайд-эминович

В статье исследуется вопрос первенства объёмной публикации о жизни и творчестве академика Российской Академии художеств Петра Захаровича Захарова (1816-1846). На примере публикации Сайд-Эмина Ибриева «Академик Захаров» в газете Ленинан некъ в сравнении с публикациями Ш. Магомаева в той же газете и Н. Шабаньянца в газете «Грозненский рабочий», увидевших свет в 1958 году, дается ответ на вопрос о первенстве исследования жизни и творчества академика портретной живописи Петра Захаровича Захарова-Чеченца. Используется также материал из личных воспоминаний С. Ибриева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Первый исследователь жизни и творчества академика императорской академии живописи Захарова-Чеченца Петра Захаровича»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПЕРВЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА АКАДЕМИКА ИМПЕРАТОРСКОЙ АКАДЕМИИ ЖИВОПИСИ ЗАХАРОВА-ЧЕЧЕНЦА ПЕТРА ЗАХАРОВИЧА Ибриев М.-Э. С-Э. Email: [email protected]

Ибриев Моххамед-Эмин Сайд-Эминович - заслуженный лесовод Чеченской республики,

пенсионер, г. Грозный

Аннотация: в статье исследуется вопрос первенства объёмной публикации о жизни и творчестве академика Российской Академии художеств Петра Захаровича Захарова (1816-1846). На примере публикации Сайд-Эмина Ибриева «Академик Захаров» в газете Ленинан некъ в сравнении с публикациями Ш. Магомаева в той же газете и Н. Шабаньянца в газете «Грозненский рабочий», увидевших свет в 1958 году, дается ответ на вопрос о первенстве исследования жизни и творчества академика портретной живописи Петра Захаровича Захарова-Чеченца. Используется также материал из личных воспоминаний С. Ибриева. Ключевые слова: Ибриев Сайд-Эмин Сайдаевич. Пётр Захарович Захаров-Чеченец, Российская Академия художеств, картины, письма.

THE FIRST RESEARCHER OF THE LIFE AND WORK OF ACADEMICIAN OF THE IMPERIAL ACADEMY OF PAINTING ZAKHAROV-CHECHEN PETER Z. Ibriev M.-Е. S.-Е.

Ibriev Mohammed-Emin Said-Eminovich - Honored Forester of the Chechen Republic,

Retired, GROZNY

Abstract: the article explores the issue of the primacy of the voluminous publication about the life and work of the academician of arts Petra Zakharovich Zakharov (1816-1846). On the example of the publication of Said-Emin Ibriev, Academician Zakharov in the Leninan newspaper in comparison with the publications of Sh. Magomyev in the same newspaper and N. Shabanyants in the newspaper Groznensky worker, who saw the light in 1958, answers the question about the primacy of researching the life and work of the academician portrait painting by Peter Z. Zakharov-Chechen. The material from personal memories of S. Ibriyev is also used.

Keywords: Ibriev Sayd-Emin Seidewitz, Peter Z. Zakharov-Chechen, Russian Academy of arts, paintings, letters.

УДК - 908

Первой объёмной и насыщенной множеством фактов из жизни и творчества Захарова-Чеченца стала статья Сайд-Эмина Сайдаевича Ибриева «Академик Захаров» (на чеченском языке), опубликованная в августе 1958 года в республиканской газете «Ленинан некъ» [1]. Судя по этой статье, автор был знаком с довольно обширным материалом об этом уникальном художнике.

Сайд-Эмин Ибриев ранее других исследовал «архивы Ермоловых», хранящиеся тогда в советских архивах, а ныне это архивы РГАДА, ОПИ ГИМ, РГИА и Государственной Третьяковской галереи.

Далее мы расскажем, почему эти утверждения правильные, но сначала немного о самом Сайд-Эмине Сайдаевиче Ибриеве (1926-2013).

Вот что он пишет в собственноручно составленной автобиографии в мае 2012 года:

«Родился 21 мая 1926 года в селении Старые Атаги Грозненского района Чечено-Ингушской АССР в семье сельского учителя.

Начал учёбу в средней школе №15 города Грозного в 1935 году, где учился до начала Великой Отечественной войны. После переезда в родное село в 1942 году начал работать, будучи подростком.

После восстановления Чечено-Ингушской АССР в июне 1957 году возвратился на Родину и работал на различных должностях - Старшим редактором Радиокомитета, Заведующим Отделом редакции газеты «Ленинский путь», секретарём Урус-Мартановского, Грозненского и Веденского Райкомов КПСС, Начальником Отдела цен Совета Министров, Госснаба, Министерства промышленности и энергетики ЧР. С мая 2002 года работаю Заместителем Председателя Республиканского Совета ветеранов Великой Отечественной войны и труда ЧР.

Избирался депутатом Верховного Совета ЧИАССР и членом Обкома КПСС. Имею 15 правительственных наград, в том числе медаль «За доблестный и самоотверженный труд в Великой Отечественной войне», а также орден «Серебряная звезда «Общественное признание».

Тяга к знаниям у Сайд-Эмина Сайдаевича Ибриева появилась очень рано. Он раньше своих сверстников научился не только чеченской, но и русской грамоте (а это в 1930-е годы была большая редкость). Может быть, это передалось от отца - Саида Ибриева, который в 1920-е годы уже был известен как просветитель, учитель и собиратель народных песен - «илли».

Сайд-Эмин очень рано остался без отца - ему было всего 5-ый год от роду, когда тот умер после тяжёлой болезни, не прожив на этом свете и тридцати двух лет. Мать Сайд-Эмина - Марима Дадулагова, исполняя последнюю волю мужа, сделала всё, чтобы дать сыну достойное образование.

И благодаря её стараниям Сайд-Эмин стал образованным и достойным своего отца человеком: уже в четырнадцать лет ему доверили бухгалтерию целого Чеберлоевского района.

Самой большой потерей в его жизни, как пишет он в своих воспоминаниях, был свёрток с рукописями отца, который отобрали у него солдаты в чёрный день 23 февраля 1944 года - в день выселения чеченцев (и их семьи в том числе).

Жажда знаний, однако, у него не угасла. После нескольких трудных лет в суровых североказахстанских условиях жизни, Сайд-Эмин начал читать и собирать в специальную тетрадь сведения об истории чеченского народа. На первой странице этой чудом сохранившейся тетради надпись красивым ровным подчерком, которым всегда славился Сайд-Эмин: «Начато 5 марта 1948 года с. Мерке». Здесь собраны выписки из книг М.Н. Покровского, М.М. Ханова, Н.Ф. Дубровина, В.А. Потто, А.П. Берже и других историков, лингвистов и политиков.

Между страниц этой тетради сохранилась почтовая карточка, так называемая «Книга-почтой», в которой сообщается Ибриеву С.С. о том, что 15 марта 1949 года на его имя высланы бандеролью «разных книг 9 экз.».

И поэтому вполне естественно, что Сайд-Эмин Ибриев, будучи в 1958 году слушателем Высшей партийной школы при ЦК КПСС, продолжил в Москве свои исследования по истории чеченского народа. При этом он целенаправленно изучает жизнь и деяния одного из главных участников Кавказской войны -генерал А.П. Ермолова. В ходе этих исследований он вышел на так называемый «Фонд Ермоловых», хранящийся и сейчас в Российском государственном архиве древних актов.

Вот что пишет Сайд-Эмин Ибриев в своих воспоминаниях об этом:

«...мне удалось поработать в Центральном Военно-Историческом архиве и в Центральном Государственном архиве древних актов (ЦГДА) в Москве. В этих архивах хранятся ценнейшие документы по истории Кавказа, кавказских войн и документы по истории завоевания Чечни, личные архивы главнокомандующих русских войск, в их числе и генерала Ермолова А.П.

Трудно перечислить все интересные находки, ведь многие архивные документы не издавались в советское время. Например, в архиве генерала Ермолова Петра Николаевича (двоюродного брата генерала Ермолова, Алексея Петровича) в семье которого воспитывался чеченский мальчик (пленённый в Дада-юрте, взятый солдатом Захаром на воспитание, а затем переданный в семью Ермолова П.Н.), я нашёл личные письма этого мальчика, получившего фамилию Захаров (по имени спасшего его солдата Захара). Этот мальчик был очень одарённым художником и стал впоследствии Академиком живописи, а известный художник Брюллов считал его одним из талантливейших художников!...».

А все началось с посещения Государственной Третьяковской галереи, где, как он пишет в своих очерках о Захарове-Чеченце:

«...В залах, посвящённых первой половине XIX века, представлены картины известных русских художников А.А. Иванова, О.А. Кипренского, А.Г. Венецианова, К.П. Брюллова. В седьмом зале представлен портрет историка Т.Н. Грановского, который написан художником Захаровым Петром Захаровичем. Он написан с таким мастерством, что не верится, что написан рукою. Чуть продолговатое светлое лицо, из-под черных бровей смотрят вдаль черные глаза. Высокий лоб, прямой нос. Как живой кажется он на портрете. На этом портрете в правом нижнем углу рукою художника написано: - «Захаровъ, чеченецъ 1845»

Вот она, написанная чеченцем Захаровым картина! Захаров! Кто ты такой? Какое у тебя настоящее имя? Чей ты сын?

Эти вопросы, на которые нет ответа, промелькнули в моей голове. И я твёрдо решил всю энергию отдать поискам данных о нем.

Сегодня и с этого портрета, написанного Захаровым, мои поиски о его жизни и творчестве. Где и когда я найду данные о нем? Это не известно. Но я не меняя решения, начинаю свой путь поисков... ».

Сайд-Эмин Ибриев так сильно заинтересовался судьбой Захарова-Чеченца, что посвятил все своё свободное время изучению жизни и творчества этого героя.

Изучив все немногие, и к тому же краткие, сообщения о Захарове-Чеченце в имевшихся в Ленинской библиотеке источниках, и поняв, что этого материала недостаточно для изучения жизни и творчества этого героя, он снова идёт в Третьяковку:

«... Там имеется отдел по изучению творчества художников первой половиныXIX века. Очень душевно и тепло беседовала со мною, рассказывая мне как продолжать мои поиски, руководитель этого отдела Эсфирь Николаевна Ацаркина.

С искренним восхищением рассказывала она мне в своей беседе о художнике Захарове:

- Пётр Захарович Захаров был выдающимся талантливым художником, однако его жизнь и его происхождение не изучены и покрыты тайной.

Сейчас мы очень мало знаем о нем и даже то, что знаем не всегда достоверно. Имеющиеся сведения гласят: «В былые времена, когда царские войска войною покоряли Кавказ, когда на чеченской земле села и аулы пылали огнём, в это грозное время Захаров русскими войсками был пленён в местечке Дада-Юрт. В то время главнокомандующим на Кавказе был А.И. Ермолов, каким-то образом П. Захаров попал к нему. После этого, повзрослев, имея талант рисовать, он попал в Академию художеств в Петербурге.

- О художнике Захарове нет исследований, но эти исследования необходимы и это дело почётное. Исследования надо начинить в первую очередь в Ленинграде, так как основную часть жизни будучи художником, он провёл там. Он там

учился, там прославился как художник. В Москве сведения о нем могут быть в документах о военных действиях на Кавказе, - сказала мне в заключение руководитель отдела Э.Н. Ацаркина.

Я внимательно слушал Эсфирь Николаевну, и узнал, что она поможет мне в моих поисках. И её помощь я не должен забывать, - думал я. Сердечно поблагодарив её за хорошие советы, я собрался уйти, но она спросила:

- А Вы смотрели картины Захарова, которые хранятся у нас?

Я, не поняв её вопроса, ответил:

- В залах только один портрет. Его я уже видел.

- Нет, в залах экспонируются не все произведения Захарова, некоторые находятся у нас в хранилище.

Желая их увидеть, я попросил Эсфирь Николаевну:

- Если это возможно, то мне очень хотелось бы увидеть их.

Выполняя мою просьбу, она дала мне разрешение осмотреть их.

Почти столько картин, сколько в залах галереи, находится и в хранилище. Каждая под своим номером, во многих рядах висят и стоят большое количество картин со следами далёкого времени.

Среди них собственноручно Захаровым написанные картины. Это:

1. Портрет доктора Фёдора Ивановича Иноземцева, написанный в 1844 году. На нем надпись: «Захаров из чеченцев».

2. Портрет Н.А. Постниковой (тёща художника) и на нем надпись: «Захаров -чеченец».

3. Портрет неизвестного.

4. Портрет детей Ермолова.

Кроме того, в отделе графики хранится большой карандашный рисунок (семейный портрет) Захарова. На этом портрете изображено 12 человек, среди которых и сам художник, который стоит в дверях, с очень приятным ликом и черными усами. На этой картине в правом нижнем углу стоит надпись: «Захаров, 1844 чеченец из Дадаюрта».

Этот портрет подарен Государственной Третьяковской галерее Илларионом Михайловичем Прянишниковым. Кроме того, имеются там ещё три карандашных рисунка.

Других картин художника в Третьяковской галерее не было, но там раньше были ещё две картины, которые сейчас хранятся в музеях Воронежа и Ворошиловграда.

На этом закончились мои поиски в Третьяковской галерее.

Через некоторое время я работал в государственном военно-историческом архиве. Там я провёл более двух недель, изучая документы военных действий на Кавказе в первой половине XIX века. Но о Захарове я ничего не нашёл.

Большую помощь в поисках фондов Ермоловых мне оказала сотрудница этого архива Надежда Павловна Жуковская. Эти фонды оказались в другом архиве... ».

Так он оказался в Центральном (теперь - Российском) государственном архиве древних актов...

В те времена сделать копию с документа было весьма затруднительно, а подчас и невозможно (цензура!) и поэтому он содержание всех писем и документов из Фонда Ермоловых собственноручно переписал в свой блокнот. И только с одного документа ему разрешили снять фотокопию - это «Свидетельство о передаче Ермолову на воспитание двух детей» от 25 августа 1823 года (этот артефакт он впоследствии передал в дар Чечено-Ингушскому краеведческому музею в городе Грозный).

Далее он сообщает:

«.Без поисков других бумаг и документов, это свидетельство подтверждает, что Захаров-Чеченец воспитанник Ермолова, но не Алексея Петровича, а Петра Николаевича.

Кроме того, стал известным день пленения Захарова. И если, как указано выше, он был пленён годовалым, то год его рождения надо считать 1818 (а не 1816 год)...

...Удачи, которые сопутствовали мне, ещё более вселяли во мне уверенность для продолжения поисков сведений о Захарове.

О воспитании в семье Ермоловых чеченского мальчика документов не могло не быть в фонде Ермоловых. Поэтому я настойчиво изучал фонд Ермоловых в залах архива, отдавая этому всё своё свободное время. Две недели я изучал материалы этого фонда, однако о Захарове или упоминающих его имя материалов я не нашёл.

Отчаявшись найти какие-либо сведения о Захарове, я уже собирался уйти, и в это время ко мне в руки попала папка с перепиской семьи Ермолова. По описи переписки Ермоловых я совершенно неожиданно нашёл дело с письмами Захарова. Обрадованный такой ценной находкой, я немедля заказал это дело в читальном зале. При этом работники архива мне сказали, что эту папку ещё ни один читатель или исследователь при Советской власти не заказывал.

Получив эту папку, на которой было написано «Письма Захарова», я с надеждой, что это письма именно того Захарова, которого ищу, открыл её и увидел в ней ещё одну папку из плотной белой бумаги, а на ней надпись:

«Письма П.З.Захарова, художник-академик, чеченец,

воспитанник Ермолова П.Н.

к Ермолову П.Н. 183 7 - 1842»

И это действительно были письма (а всего их было семнадцать), написанные рукою Петра Захаровича Захарова и адресованные Петру Николаевичу Ермолову... »

После этого Сайд-Эмин Ибриев некоторое время поработал и в отделе письменных источников Государственного исторического музея, где также хранятся архивные документы Ермоловых.

Конечно, за столь короткое время (шестимесячные курсы) Сайд-Эмин Ибриев не смог полностью изучить материалы, связанные с семьёй Ермоловых в целом и с Захаровым-Чеченцем в частности, но и того, что он нашёл и изучил, оказалось достаточным для написания первого объёмного и подтверждённого архивными документами очерка о жизни и творчестве первого Чеченца-Академика живописи.

Как вспоминал Сайд-Эмин, работники архивов ему говорили о том, что до него архивы Ермоловых ещё никто не изучал и даже не читал.

И действительно, заместитель директора Российского государственного архива древних актов Лыкова Евгения Ефимовна подтвердила, что первым исследователем Фонда Ермоловых был Сайд-Эмин Ибриев, а в их архиве хранится «Личное дело Ибриева Сайд-Эмина Сайдаевича» от 16 мая 1958 года №3925 с «Анкетой исследователя, работающего в читальном зале» и его личными заявлениями, в одном из которых указывает, что он «ведёт исследование автобиографических данных академика живописи Захарова Петра Захаровича - чеченца по национальности...».

Спустя небольшой промежуток времени после окончания учёбы, то есть буквально через два месяца, большая статья Сайд-Эмина Ибриева «Академик Захаров» была опубликована в газете «Ленинан некъ» (в трёх её номерах от 15, 20 и 29 августа 1958 года) [1] на чеченском языке.

Затем эта же работа была опубликована в журнале «Дружба» [2], но уже на русском языке.

В этой работе Сайд-Эмин Ибриев использовал данные из архивов, полученные в результате его исследований жизни и творчества Захарова-Чеченца, которые до него ещё никто не публиковал и не озвучивал. Кроме того, в его работе все приводимые факты подтверждены архивными документами.

Статья Сайд-Эмина Ибриева «Академик Захаров» стала первой объёмной и насыщенной множеством фактов из жизни и творчества Захарова-Чеченца работой об этом уникальном художнике. Тем не менее он никогда не стремился объявлять о

своём праве первооткрывателя и желал, чтобы к жизни и творчеству Захарова-Чеченца проявляли интерес как много больше людей и особенно молодёжь.

Одну из своих статей об академике-чеченце, подготовленную в 1994 году для опубликования в журнале «Малика», он завершил такими словами:

«Я верю и надеюсь, что молодые специалисты, патриоты, историки, писатели кому не безразлично знание истории чеченского народа и о делах замечательных деятелей, выходцев из вайнахского народа, с интересом поднимут эти и многие другие архивные документы и дополнят новыми сведениями о жизни и творчестве академика Захарова П.З., а также опубликуют ранее неизвестные факты из истории покорения Кавказа, пользуясь архивными документами фонда Ермоловых и других фондов.

Пусть сопутствует удача молодым исследователям!»

P.S. Первые статьи об этом художнике, опубликованные первая - в номере газеты «Грозненский рабочий» в марте 1958 года (автор - Н.Ш. Шабаньянц) [3] и вторая - в номере газеты «Ленинский путь» в июне 1958 года (автор - Ш. Магомаев) [4].

Сравнив эти статьи с работой С. Ибриева «Академик Захаров», опубликованной в газете «Ленинан некъ» в августе того же - 1958 года, читатель может воочию убедиться в том, что статья эта подготовлена на основании обширных архивных материалов, тогда как статьи Н.Ш. Шабаньянца и Ш. Магомаева написаны с использованием очень скудных данных из энциклопедий и других общедоступных источников об этом академике-чеченце, но с использованием методов художественной интерпретации с включением в них неподтверждённых сообщений из неизвестных нам источников.

Список литературы /References

1. Ибриев С. Академик Захаров // Ленинан некъ, 1958. № 96 (5370). 98 (5372) и 102 (5376).

2. Ибриев С. Академик Захаров // Дружба. Литературно-художественный альманах Союза советских писателей ЧИ АССР, 1959. № 3.

3. Шабаньянц Н. Выдающийся художник чеченского народа // Грозненский рабочий, 1958. № 46 (10272).

4. Магомаев Ш. Дуьххьарлера нохчийн художник (Первый чеченский художник) // Ленинан некъ, 1958. № 43 (5317).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.