ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
К ОТДЕЛЬНЫМ ВОПРОСАМ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА АКАДЕМИКА ЖИВОПИСИ ПЕТРА ЗАХАРОВИЧА ЗАХАРОВА-ЧЕЧЕНЦА. О ДАТАХ РОЖДЕНИЯ И СМЕРТИ ХУДОЖНИКА Ибриев М.-Э.С.-Э. Email: [email protected]
ИбриевМоххамед-Эмин Сайд-Эминович — заслуженный лесовод Чеченской Республики, пенсионер, г.
Грозный
Аннотация: в статье исследуются некоторые факты из жизни Академика живописи Петра Захаровича Захарова-Чеченца. Документы из Российского государственного архива древних актов и Отдела письменных источников Государственного исторического музея. Источники данных из справочных материалов разных лет, таких как Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Дата рождения этого художника, принятая за основу, не подтверждается официальными документами, а дата его смерти ставится под сомнение сообщениями отдельных исследователей, приписывающих его авторству произведения, датируемые после 1846 года.
Ключевые слова: Пётр Захарович Захаров-Чеченец, Российская Академия художеств, архивы, письма.
ON CERTAIN ISSUES OF LIFE AND WORK OF ACADEMICIAN OF THE IMPERIAL ACADEMY OF PAINTING ZAKHAROV-CHECHEN PETER Z. ABOUT THE DATES OF BIRTH AND DEATH OF THE ARTIST
Ibriev M.-Е. S.-Е.
Ibriev Mohammed-Emin Side-Eminovich — Honored Forester of the Chechen Republic, Retried,
GROZNY
Abstract: the article examines some facts from the life of Academician of painting Peter Zakharov Zakharov-Chechen. Documents from the Russian state archive of ancient acts and the Department of written sources of the State historical Museum. Data sources from reference materials from different years, such as the Brockhaus and Ephron Encyclopedic dictionary. The date of birth of this artist, taken as a basis, is not confirmed by official documents, and the date of his death is questioned by reports of individual researchers, attributing his authorship of works dating from after 1846. Keywords: Pyotr Zakharovich Zakharov-Chechen, Russian Academy of arts, archives, letters.
УДК 908
По мере изучения материалов, связанных с жизнью и творчеством академика живописи П.З. Захарова-Чеченца, у нас возникли вопросы по некоторым фактам из его биографии [4].
В данной работе мы рассмотрим лишь два из них: о годе рождения художника и о годе его смерти. В общедоступных источниках по этим фактам биографии художника дана противоречивая, иногда даже намеренно (или ненамеренно?) искаженная (особенно в последние пятьдесят лет), информация.
После анализа всех доступных данных, у нас сложились определённые ответы на эти вопросы. Думаем, что они заинтересуют не только любителей истории Кавказа, но и соответствующих специалистов. О дате рождения художника.
Что мы имеем по дате рождения Захарова-Чеченца из первоисточников? Во-первых, это данные из официальных публичных источников, где годом рождения художника обозначен 1816 год (следует отметить, что все они были опубликованы спустя более чем полвека после смерти художника! и самый ранний из них опубликован в 1905 году!) [5, стр. 86; 6, стр. 16 и 57; 7, стр. 26; 10, стр. 352;13, стр. 297;14, стр. 172;15, стр. 74; 17, стр. 352].
Теперь о других источниках, дающих более точные и достоверные знания о дате рождения нашего художника, - это информация из архивов.
В «Фонде Ермоловых», хранящемся в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА), на обложке альбома с письмами Захарова-Чеченца имеется надпись, сделанная (предположительно) одним из детей П.Н. Ермолова1:
«Так как этот отрывок писан рукою отца П.Н. и рассказывается про дело, в котором участвовал гр[аф]. Симонич (батальонный командир Груз[инского]. Гренад[ерского]. Полка -полка отца) то, не это ли дело в Чечне, где солдаты принесли отцу мальчика годового (выделено мною - ИМС), найденного около убитой матери (женщины сражались ожесточённо) ...» (РГАДА Фонд 1406 «Фонд Ермоловых» Опись 1 Дело №277 «О походе против горцев - отрывочные записи Ермолова П.Н.»).
Это свидетельство того, что в день уничтожения по приказу А.П. Ермолова мирного чеченского села Дади-Юрт вместе с его жителями (15 сентября 1819 года), мальчику, которого впоследствии нарекли Петром Захаровичем Захаровым, было от роду не более одного года. И это означает, что дата его рождения не ранее сентября месяца 1818 года!
В другом документе, хранящемся в Отделе письменных источников Государственного исторического музея (ОПИ ГИМ), Е.П. Ермолова2 пишет о нем как о «грудном ребенке, найденном у умирающей матери» в уничтоженном 15 сентября 1819 года русскими войсками чеченском ауле Дади-Юрт (ОПИ ГИМ, Фонд 23, П. 18, Ед. хр. 20).
Как мы знаем, грудной ребёнок - это ребёнок до конца первого года жизни (от 4 недель до 1 года) [9].
Это также подтверждает, что дата рождения Захарова-Чеченца не ранее сентября месяца 1818 года!
В свое время Екатерина Петровна Ермолова в процессе обработки 17 писем П.З. Захарова (ныне хранящихся в фонде Ермоловых в РГАДА) при передаче их в Московский архив Министерства юстиции, сделала карандашом следующую помету:
«Чеченец, которого отец призрел, когда солдаты ребёнка, израненного спасли подле умиравшей матери (во время сражения женщины дрались отчаянно). Его крестил солдат Захар и по нем и лезгин, мальчики, присланные отцу ради его доброты на попечение Ал[ексеем] Петр[овичем] [Ермоловым], названы этот Петр Зах[арович] Захаров, а лезгин Павел...» (РГАДА, Фонд 1406, Опись 1, Дело 627, Лист 1а).
Подобная запись, сделанная Е.П. Ермоловой, имеется и в приложении к 10 письмам П.З. Захарова, хранящимся в ОПИ ГИМ:
«Письма 1833, 1835 и 1836 гг. к Петр[у] Ник[олаевичу] и Анне Григ[орьевне] Ермоловым от Петра Захар[овича] Захарова.
Чеченец ребёнком, взятый около убитой матери, он был воспитан моим отцом П.Н. Ерм[оловым]. Петр Андр[еевич] Кикин и Александр ,^в[анович] Мамонов помогли отцу развить редкие способности Захарова к живописи. Он был академиком...» (ОПИ ГИМ, Фонд 93, Опись 1, Дело № 258).
В самом раннем из дошедших до нас официальных документов, в котором говорится о Петре Захаровиче Захарове-Чеченце, а это свидетельство от 25 августа 1823 года, выданное главнокомандующим на Кавказе Алексеем Петровичем Ермоловым своему двоюродному брату П.Н. Ермолову о передаче ему на воспитание «взятого в плен при истреблении прошлого 1819 года сентября 15-го дня селения Дадан-Юрт» крещенного под именем Петра Захарова чеченского мальчика, ни дата его рождения, ни возраст не указаны вовсе (РГАДА Ф 1406 Оп. 1 Д. 182 Л.1; Российский государственный военно-исторический архив - РГВИА ф. 405, оп. 32/нмэ. ед. хр. 242, л. 1).
Следующий официальный документ - билет Императорской С.-Петербургской Академии Художеств № 158 от 11 апреля 1833 года, в котором Захаров-Чеченец «записан посторонним учеником Академии художеств» (Отдел рукописей и документального фонда Государственного Эрмитажа - ОРДФ ГЭ, Фонд 1, Опись II, часть 1 Дело № 53). В нём также не указан возраст ученика.
Согласно Уставу и в Императорскую Академию художеств на учебу принимали по достижению возраста 15 лет либо по окончании училища, либо при наличии одаренности [1]. При этом, прием в училище возобновлялся по прошествии трех лет. Поступающий должен
1 Петр Николаевич Ермолов (1787-1844) - воспитатель Петра Захаровича Захарова-Чеченца, двоюродный брат Алексея Петровича Ермолова, генерала от инфантерии, Командующего Отдельным Кавказским корпусом.
2 Екатерина Петровна Ермолова (1829-1910) - дочь П.Н. Ермолова.
хорошо читать и писать по-русски и по-французски, знать математику, хорошо рисовать человеческую фигуру хотя бы с гравюр и рисунков, чертить ордера архитектуры.
А в 1830 году, когда были сделаны «прибавления к установлениям Академии художеств», направленные на дальнейшее превращение Академии в высшее специальное учебное заведение и для приема в академию на учебу назначен 14-летний возраст («... принимать ... юношей не моложе 14-ти лет, имеющих отличные природные способности к художествам») [11, с. 95-110], Петра Захарова в Академию не приняли. То, что первая попытка поступления в Академию не удалась, означает лишь, что в 1830 году Петру Захарову не было ещё 15 или даже 14 лет!
И не значит ли это, что принятый в 1833 году в императорскую Академию художеств, одаренный в рисовании и хорошо подготовленный в других науках Пётр Захаров, был как раз в возрасте полных 14, но не более 15, лет? То есть опять же год его рождения 1818 -й, но никак не 1816-й!
Согласно следующему официальному документу - Свидетельству на жительство, выданного Петру Захарову московской губернской жандармерией 11 апреля 1833 года, возраст его определён как «имеющему от роду 15 лет» (РГАДА, Фонд 1406, Дело 687, Лист 31).
Следовательно, согласно официальным государственным документам год рождения Петра Захаровича Захарова 1818-й, а не 1816-й, как указывается в различных источниках начиная с 1904 года!
Н.Ш. Шабаньянц — наиболее плодовитый исследователь жизни и творчества художника из советского периода, безапелляционно принял на веру сообщение из справочных источников о том, что «Захаров родился в 1816 году» [16, с. 4].
А более поздние исследователи даже не усомнились в соответствии этой даты фактическому году рождения П.З.Захарова, хотя указанная информация - о годе рождения 1816-й - не подтверждена ни одним официальным документом, касающимся нашего художника!
По нашему мнению и согласно известным нам официальным документам, вероятная дата рождения П.З. Захарова-Чеченца находится между 11 апреля 1818 года и 15 сентября того же 1818 года!
Можно лишь с уверенностью сказать, что самым достоверным источником является собственноручная запись Екатерины Петровны Ермоловой в виде пометы, сделанной на бумагах, переданных ею в Московский архив Министерства юстиции в конце 19 века. А это означает, что более вероятным временем рождения П.З. Захарова-Чеченца может быть период с сентября по декабрь 1818 года.
Учитывая вышеизложенное, полагаем, что было бы наиболее справедливым считать днём рождения академика живописи Петра Захаровича Захарова-Чеченца именно день истребления «чеченского селения Дадан-юрт», то есть 15 сентября 1818 года!
О дате смерти художника.
Что касается даты смерти Захарова-Чеченца, то она, на первый взгляд, не вызывает сомнений ввиду наличия достаточного количества источников: в «Отчёте Императорской Академии художеств за истекший 1845-1846 академический год» [12], читанный на общем собрании Академии 29 сентября 1846 года на стр. 27 однозначно отмечено: «В истекшем году скончались: ... и академики: ... Захаров, Чеченец по происхождению, известен как отличившийся и необыкновенно обещавший в сем же роде живописи». На следующий год в газете «Северная пчела» от 15 мая 1847 года опубликован «Некролог 1846 года», подтверждающий кончину П.З. Захарова-чеченца («академик Захаров (Чеченец по происхождению)»).
Недавно искусствовед М. Шахбиева сообщила об обнаружении ею места захоронения Захарова-Чеченца на Ваганьковском кладбище в городе Москва. Она утверждает, что на надмогильном памятнике выбита дата смерти художника - 9 июля 1846 года1.
Тем не менее, с датой смерти художника есть определенная путаница. В подавляющем большинстве печатных источниках, в которых имеются сведения о Захарове-Чеченце, дата смерти его указана - 1952 год:
- в составленном в 1904 году Н. Врангелем в 1 томе каталога «Русский музей императора Александра III. Живопись и скульптура» [14] на стр. 172 указана иная дата смерти художника: «Захаров Петр Захарович (1816-1852), художник-портретист.»;
1 До сего времени данная информация не имеет пока официального подтверждения.
- в Каталоге художественных произведений Городской галереи Павла и Сергея Третьяковых [6], изданном в том же 1904 году на стр. 16 и 57 также указано: «Захаров Петр Захарович (18161852)»;
- энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона (Том 1А (2) 1905 год) также подтверждает этот год смерти Захарова-Чеченца - 1852 год [17, с. 773];
- в Каталоге состоящей под высочайшие Его Императорские Величества Государя Императора покровительством историко-художественной выставки русских портретов, устраиваемой в Таврическом дворце в пользу вдов и сирот павших в бою воинов [8], на стр. 31 год кончины художника указан также - 1852 год;
- в изданном в 1911 году 18-м томе Нового энциклопедического словаря [10, с. 352] год кончины художника - 1852;
- Кондаков С.Н. в своем «Списке русских художников к Юбилейному справочнику Императорской Академии художеств 1764-1914 [15] на стр. 74 тоже указывает год смерти П.З. Захарова - 1852 год;
- в каталоге «Императорская Академия Художеств. Музей. Русская Живопись 1915» [5], составленном С.К. Исаковым, на стр. 86 мы опять видим: «Захаров-Чеченец, Петр Захарович (1816—1852)»;
- в Русском биографическом словаре за 1916 год [13] на стр. 297 также указано: «Захаров, Пётр Захарович (1816 - 1852)», хотя на стр. 299 дается другая дата смерти художника: «Захаров-чеченец, (умер в 1846 г.)» ;
- в изданном в 1913 году «Каталоге художественных произведений городской галереи Павла и Сергея Третьяковых» [7] на стр. 26: «Захаров, Пётр Захарович (1816 -1852)»;
- в Энциклопедическом словаре «ГРАНАТ» [18], изданного в 1926 году в Москве, на обороте репродукции портрета Грановского Т.Н. (между стр. 452 и 453), те же даты жизни Петра Захарова: «1816-1852»;
- в томе 26 Большой советской энциклопедии, изданного в 1933 году [2], на стр. 402 эти даты не меняются: «ЗАХАРОВ, Петр Захарович (1816-1852), живописец, чеченец...».
Возникает резонный вопрос: «Если эта дата верна то, что происходило с нашим художником в период с осени 1846 года по 1852 год?»
А если достоверной датой смерти Захарова-Чеченца является 1846 год, как указано в Отчете Академии художеств [12, с. 27], то более поздние датировки произведений, приписываемых его авторству, - то это лишь заблуждение или опечатка составителей и издателей?
Одним из таких произведений является «Портрет Петра Николаевича Новосильцева в мундире Киевского гусарского полка», хранящемся в Орловском музее изобразительных искусств: некоторые искусствоведы считают его автором П.З. Захарова-Чеченца. Но ... этот портрет датируется 1852 годом (и только иногда «до 1852 г.»).
Есть сведения и о некоторых других произведениях, созданных после 1846 года, авторство которых приписывается Захарову-Чеченцу.
Может быть отсутствие достоверной информации о них и является подтверждением того, что его не стало в 1846 году, а датировка года его смерти 1852-ым годом произошла из-за его современников художников-однофамильцев?
Мы здесь имеем в виду, что одновременно с П.З. Захаровым-Чеченцем жили и творили еще несколько художников с фамилией Захаров (и не было ли это причиной добавления к своей фамилии прозвища - «Чеченец» для личной идентификации?).
Один Захаров-художник - это художник-портретист по имени Иван Дмитриевич (род. 1816 г.), обучавшийся в Академии с 1838 года на живописца и в 1844 году получивший звание «неклассный художник», автор книги «Путевые Записки русского художника», изданной в 1854 году. В 1852 году попытался получить звание Академика художеств, но потерпел неудачу. После 1860 года сведения о нем обрываются.
Второй Захаров-художник - это резчик по дереву по имени Василий Иванович, был намного старше нашего героя. В 1838 году он был утвержден в звании свободного неклассного художника, имел также навыки портретной живописи.
Третий Захаров-художник - Семен Логинович (род. 1821, ум. 22.08.1847), гравер, получивший художественное образование в 1837-1840 гг. в Императорской Академии художеств, где его главным наставником был Н. Уткин. Из его произведений наиболее известны: «Спаситель» с К. Дольчи, «Похищение Европы» с Гв. Рени, «Портрет Петра Великого» в медальоне (изданный при сочинении Н. Устрялова: «Именитые люди
Строгановы») и «Моление о чаше» с Ф. Бруни. В 1843 году получил звание академика за портрет генерала Ермолова (гравюру???).
Четвертый Захаров-художник - И. Захаров, известный как составитель в 1840 году практического учебника рисования и черчения по правилам перспективы. Окончательные выводы, конечно же, за экспертами.
Список литературы / References
1. Бецкой И.И. Привилегия и Устав Императорской Академии трех знатнейших художеств, живописи, скулптуры и архитектуры с воспитательным при оной Академии училищем. СПб, 1765. 46 с.
2. Большая Советская Энциклопедия. Том 2. Москва, 1933. 640 с.
3. Записки Алексея Петровича Ермолова, часть II. 1816-1827 г. Москва, 1868. 726 с.
4. Ибриев М.-Э.С.-Э. Первый исследователь жизни и творчества Академика ИАХ Захарова-Чеченца Петра Захаровича // журнал «Вестник науки и образования». № 1 (37). Том 1, 2018. С. 19-24.
5. Императорская Академия Художеств. Музей. Русская Живопись (составитель С.К. Исаков). Петроград, 1915. 306 с.
6. Каталог художественных произведений городской галереи Павла и Сергея Третьяковых. Москва. 17-е изд. Москва, 1904. 159 с.
7. Каталог художественных произведений Городской галереи Павла и Сергея Третьяковых. 26-е изд. Москва, 1913. 146 с.
8. Каталог состоящей под высочайшим Его Императорские Величества Государя Императора покровительством историко-художественной выставки русских портретов, устраиваемой в Таврическом дворце, в пользу вдов и сирот павших в бою воинов. Выпуск VIII. СПб 1905. 115 с.
9. Малая медицинская энциклопедия. Том 1. М.: Медицинская энциклопедия. 1991. 573 с.
10. Новый энциклопедический словарь. Том 18. СПб, 1911. 960 с.
11. Оленин А.Н. Избранные труды по истории и деятельности Императорского Академии художеств, СПб, 2010. 144 с.
12. Отчет императорской академии художеств за истекший 1845-1846 академический год. СПб, 1846. 37 с.
13. Русский биографический словарь. СПб, 1916. 588 с.
14. Русский музей императора Александра III (сост. барон Н. Врангель). Том 1. СПб, 1904. 329 с.
15. Список русских художников к Юбилейному справочнику Императорской Академии художеств 1764 - 1914 С.Н. Кондакова. Часть II - Петроград, 1914. 455 с.
16. Шабаньянц Н.Ш. Академик П.З. Захаров. Грозный, 1974. 56 с.
17. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, Том ¡А (2). СПб, 1905. 958 с.
18. Энциклопедический словарь «ГРАНАТ». Москва, 1926. 688 с.