УДК 82.09 ББК 83.3Р С-38
Синбаригова Элина Алаудиновна, аспирантка ФГБОУ ВПО «Чеченский государственный педагогический институт», т.: 8(952)9730322.
ЛИТЕРАТУРНО-ФИЛОСОФСКАЯ СПЕЦИФИКА РОМАНА К. ИБРАГИМОВА «АКАДЕМИК ПЕТР ЗАХАРОВ»
(рецензирована)
Статья посвящена теме литературно-философской специфике романа К. Ибрагимова "Академик Пётр Захаров". Важнейшим видом повествования выступает романизированная биография, для которой характерна исключительная опора на факты и документы, становящиеся органической частью романа.
Ключевые слова: романизированная биография, биография-роман, историческая проза, художественный жанр, выдающаяся личность, творчество, литературная специфика, философский уровень.
Sinbarigova Elina Alaudinovna, post graduate of FSBEI HPE “Chechen State Pedagogical Institute”, tel.: 8 (952) 9730322.
LITERARY AND PHILOSOPHICAL SPECIFITY OF K. IBRAGIMOV’S NOVEL “ACADEMICIAN PETER ZAKHAROV”
(reviewed)
The article concerns the literary-philosophical specificity of K. Ibragimov’s novel “Academician Peter Zakharov ”. The most important type of narration is novelized biography, which is characterized by exclusive reliance on facts and documents that become an integral part of the novel.
Keywords: novelized biography, biography -novel, historical fiction, art genre, outstanding personality, creativity, literary specificity, philosophical level.
Критики и литературоведы, характеризуя литературные произведения биографического жанра, оперируют разными понятиями: художественная биография, биографический роман, романизированная биография. В исторической прозе можно выделить группу произведений, включающих в свою художественную структуру черты исторического повествования, научной биографии и документалистики. Обращенность авторского взгляда на жизнь и судьбу того или иного исторического деятеля, сосредоточение основных сюжетно-композиционных линий вокруг его личности, художественное решение проблемы героя и времени, показ их сложных взаимоотношений позволяет рассматривать эти произведения как историко-биографические.
Один из видов исторического повествования - романизированная художественная биография для которой характерна исключительная опора на факты и документы, становящиеся органической частью романа. По мнению Я. Фрида, семантика слова «романизированная» «больше указывает на сюжетно-структурную организацию текста, на особенности жанра романа, "биографии-романа"» [5]. Развивая мысли исследователя, можно предположить, что это жанровое обозначение более «узкое», так как указывает только на те беллетризованные биографии, художественный материал в которых оформлен как в романе. Наименование жанра - «биография-роман», «романизированные биографии» («les biographies romancees») - точно указывает на «его особенности» [5].
Первооткрывателем романизированной биографии, по мнению Я. Фрида, был Андрэ Моруа, «со скрытым лиризмом обратившийся к жизни Верди, жизни Шелли» [5]. Вслед за французским писателем и другие «бросились разрабатывать новооткрытый литературный Клондайк, литературный Алдан» [5]. Не только во французской, но и во всей мировой, в том числе русской, литературе создано достаточно большое количество беллетризованных романов-биографий о знаменитых людях. «Молодой жанр оказался необычайно скороспелым, и не успели принять его за новшество, как он уже начал
превращаться в литературную традицию», - подчеркивает Фрид [5]. Популярность данной жанровой модификации исследователи объясняют тем, что форма биографии-романа в большей степени отвечает потребностям современного читателя, видимо, потому, что в художественно-временном пространстве биографии он ищет возможности для решения проблем своего бытия.
Романизированная биография не самый распространенный художественный жанр в чеченской литературе. Наиболее ранними примерами использования этого жанра чеченскими писателями являются романы Магомета Мамакаева «Мюрид революции», рассказывающий о короткой и героической жизни деятеля революционного лихолетья Асланбека Шерипова и роман «Зелимхан» о легендарном абреке Зелимхане Харачоевском, а также повесть Умара Гайсултанова «Александр Чеченский», судьба которого во многом схожа с судьбой главного героя новой книги Канты Ибрагимова «Академик Петр Захаров».
Канта Ибрагимов - председатель Союза писателей Чеченской Республики, член Союза писателей России. Профессор, доктор экономических наук. Первый его роман "Прошедшие войны" вышел в свет в 1999 году и принес автору широкую известность.
К. Ибрагимов - автор более 20 научных публикаций, в том числе трех монографий, член диссертационных советов. Его перу также принадлежат романы "Седой Кавказ", "Учитель истории", "Сказка Востока", "Дом проблем". В 2010 году роман Ибрагимова "Детский мир", а в 2012-м роман "Аврора" выдвигались на соискание Нобелевской премии в области литературы. Как истинный писатель, выдающийся мыслитель, пишущий свои яркие литературно-художественные картины с помощью точных лексикопсихологических словоформ и символов, К. Ибрагимов использует в своем творчестве самые разные формы и методы освещения исторических реалий.
Крупная творческая личность порождена своим временем и поясняет эпоху. Это диалектическое взаимодействие, отлично сформулированное Ю. Тыняевым: «Я не отделяю в романе жизни героя от его творчества и не отделяю его творчества от истории его страны» [3], улавливают авторы лучших биографических повестей.
В новой книге Канта Ибрагимов мог ограничиться только использованием строгого научного стиля повествования, в силу того что речь идет об исторической личности XIX века и новых архивных исторических документах, впервые введённых в широкий оборот. Выбери автор данный путь, он оказался бы скован методами и инструментарием научного характера и не смог бы раскрыть внутренний мир Петра Захарова так, как он его увидел, прочитал и открыл, тем самым лишить себя и читателей, главного ощущения - восхищения, удивления перед глубиной и богатством внутреннего «я» заглавного героя. Для автора Захаров привлекателен, прежде всего, как гениальный художник, портретист. Но более всего Пётр Захаров интересен К. Ибрагимову, как выдающаяся историческая личность. Главный герой также интересен писателю, как яркий, уникальный деятель культуры, как чеченец, который в силу стечения трагических обстоятельств оказался оторванным от своих национальных корней, но при этом сохранившим свою преданность национальному духу на генном уровне, тоску по отчему краю и национальным ценностям [7]. В центре внимания автора -личная трагедия и гражданский подвиг Захарова.
Художник Петр Захарович Захаров-Дадаюртский (1816-1846) - один из
выдающихся представителей чеченского народа, единственный в XIX веке профессиональный художник. Плененный в младенческом возрасте царскими солдатами, оторванный от Родины, Пётр Захаров посредством искусства отстоял свою свободу и обессмертил свое имя. Знаменательно, что сам Карл Брюллов назвал его вторым после себя портретистом. Развернуться во всю мощь и ширь таланту Захарова помешала ранняя смерть - он прожил всего 30 лет. Но при этом уже в 27 стал академиком живописи. Сегодня работы мастера экспонируются в крупнейших музеях России.
Любая крупная творческая личность - порождение своего времени. Это относится и к Петру Захарову, и Канте Ибрагимову, и к любому другому, чей талант и труд вписываются в рамки данной характеристики. Крупная творческая личность раскрывает,
поясняет современную ему историческую эпоху. Рассказывая о трагической судьбе и выдающемся таланте Петра Захарова, Ибрагимов всесторонне раскрывает перед нами во всем многообразии социальную реальность царской России XIX века. В данном случае он выступает не только как писатель, но и как историк. Работа по поиску новых документов велась в нескольких архивах, таких как Российский государственный военноисторический архив, Российский государственный архив древних актов и других.
В литературно-художественной интерпретации К. Ибрагимова короткая трагическая жизнь Петра Захарова предстает перед нами как пример беззаветного служения гениального художника искусству. Ценность и достоинство новой книги проявляются в точности исторических реалий, психологической достоверности образа Захарова, в раскрытии его творческой биографии в динамике, эволюции.
Подчеркивая достоинства нового романа необходимо отметить следующее:
во-первых, это объемное, красочное, богато иллюстрированное издание - и надо отметить, что К. Ибрагимовым представлено несколько раннее неизвестных картин П. Захарова, обнаруженных автором и исследовательской группой проекта в различных музеях страны;
во-вторых, К. Ибрагимов поднял огромный пласт впервые публикуемых архивных материалов о жизни художника и семьи его воспитателя Н. Ермолова. Работа по поиску новых документов велась в нескольких архивах, таких как Российский государственный военно-исторический архив, Российский государственный архив древних актов и других;
в-третьих, как подчеркивает профессор, доктор исторических наук, кандидат искусствоведения Нина Михайловна Молева, - это фундаментальная и первая, написанная соотечественником, книга о великом художнике Захарове. Далее она отмечает: «Книга Канты Ибрагимова о художнике Петра Захарове состоялась - большой, добротный и внутренне пережитый писателем труд. С ним можно соглашаться или спорить в отдельных подробностях, но нельзя забывать: роман - не научное исследование. Здесь же перед нами художник, увиденный писателем, который со всей бережностью и уважением перенес родившийся в его душе образ в литературные формы»[8].
Гений художника и кропотливый труд, беспощадные удары судьбы и сила неиссякаемого духа - все это красной нитью проходит через весь роман, превращая его в удивительно доброе, увлекательное произведение.
И здесь следует сказать несколько слов об отношении писателя к своему герою. Многие годы, собирая по крупицам архивные материалы о жизни и творчестве Петра Захарова, систематизирую их, и, анализируя, Канта Ибрагимов приходит к удивительным выводам - он открывает глубокий духовный мир художника, сливается с ним и осовременивает его. Петр Захаров предстает перед автором и нами в новом облике - в облике человека, который должен был быть сломлен судьбой, но не сломался, не пал духом, а возвысился над ней и возвысил вместе с собой свой народ. И в этом я вижу большую заслугу русской культуры и русской интеллигенции.
По одной из версий, Захаров стал прототипом Мцыри в одноименной поэме Лермонтова. Трехлетнего малыша Ермолов пожалел, отдав на выхаживание казаку Захару Недоносову. Имя этого человека послужило основой для фамилии мальчика-чеченца. А потом его взял в свою семью другой генерал - брат Алексея Ермолова, герой войны 1812 года Петр Ермолов.
Уже в раннем возрасте приемыш обнаружил талант к рисованию. Карьера его складывалась стремительно - окончил с блеском Петербургскую академию художеств, стал стипендиатом Общества поощрения живописцев. Его кисти принадлежат портреты многих великих современников, в том числе Лермонтова, Муравьева и других. Подписывал он их так: "Захаров, чеченец из Дади-Юрта". Академиком живописи он стал в 27 лет. Известный живописец Карл Брюллов считал его вторым после себя портретистом России [1].
Интересный исторический факт: когда Петр Захаров женился, посаженым отцом на его свадьбе был все тот же генерал Алексей Ермолов. В 1846 году Захаров-чеченец умер
от чахотки в самом расцвете творческих сил - ему было всего 30 лет. Императорская академия художеств скорбила по поводу его кончины. Полотна Захарова вошли в сокровищницу российской живописи 19 века. Они находятся в Третьяковской галерее, Русском музее в Санкт-Петербурге и других музеях страны.
День за днем, год за годом К. Ибрагимов идет к открытию Петра Захарова. Работа над книгой длится долгих 6 лет. Как отмечал американский писатель Ирвинг Стоун, «биограф должен быть борцом, чтобы воссоздать подлинный облик своего героя» [6]. И когда в познании Захарова Ибрагимов достигает определенной глубины и высокого уровня, его охватывают неподдельное удивление, восхищение нашим именитым земляком. Такое особо теплое душевное отношение автора к главному герою повествования читается в каждой строчке нового романа. В заключительной части писатель приходит к обоснованному выводу о том, что «жизнедеятельность великого художника Захарова - это пример подражания, это назидание нам, это образец терпения, стойкости, трудолюбия, толерантности, справедливости и достоинства. А лично про себя скажу, что я очень многое познал в процессе данной работы, я обогатился и очень приятно, что соприкоснулся с историей жизни такой личности» [2].
«Академик Петр Захаров» в творчестве К. Ибрагимова - роман качественно нового стилистического, лексического, художественно-исторического, психологического, философского и культурологического уровня. Новый роман известного писателя позволил читателю познакомиться с редким случаем - жизнь и творчество гениального живописца XIX века стали объектом художественной интерпретации известного мыслителя и писателя XXI века. Итогом стал выход в свет романизированной биографии.
Здесь все построено на чувствах, эмоциях, все на грани психологического надрыва, философского возрождения. Автор не оставил Петра Захарова один на один со своей исторической эпохой, не ограничил его в душевно-психологи-ческих поисках и философских размышлениях. Писатель подарил герою возможность говорить, привел в нашу социальную реальность, придав его переживаниям, душевным поискам, мыслям, чувствам и ощущениям вселенский масштаб - масштаб начала XXI века.
Литература:
1. Фрид Я. Романизированные биографии // Вопросы литературы. М., 1928. №9. URL: http://www.nauka-shop.com/mod/shop/productID/16741/
2. Тынянов Ю.В. Пушкин. Детство // Литературный современник. 1935.
3. Емельянова С. В Грозном презентовали книгу о чеченском академике живописи // Российская газета. 2013. URL: http://www.rg.ru/2013/03/29/reg-skfo/zaxar.html
4. Ибрагимов К.Х. Академик Петр Захаров. Грозный: Полиграфсервис и Т. 2013.
280 с.