Научная статья на тему 'Ингуши глазами художников'

Ингуши глазами художников Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
471
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ЧЕЧНИ И ИНГУШЕТИИ / ПОРТРЕТНАЯ ЖИВОПИСЬ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Акиева Х. М.

В статье анализируется творчество художников, которые работали на территории Чечни и Ингушетии в 20-30-х годах ХХ века. Автор раскрывает формирование первых профессиональных чеченских и ингушских художников: П. З. Захарова, Х.-Б. Б. Ахриева и Г.-М. А. Доурбекова. История искусства республик была бы неполной без раскрытия творчества русских художников, которые работали здесь в ХХ веке (Ф. М. Черноусенко и В. С. Шлипнев).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ингуши глазами художников»

T.YU. FEDINA. CULTURAL CLUB INSTITUTIONS IN KUBAN'S ETHNOGRAPHY (1990'S)

At the present moment the policy, focused on the preservation and development of traditional culture, is lead on the territory of Krasnodar region. Careful treatment towards cultural heritage of peoples living at the region became a tradition which is deeply rooted in 1980-1990's.

Key words: club, folklore, festival, traditional culture.

X. M. АКИЕВА

ИНГУШИ ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКОВ

В статье анализируется творчество художников, которые работали на территории Чечни и Ингушетии 8 20-30-х годах XX века. Автор раскрывает формирование первых профессиональных чеченских и ингушских художников: П. 3. Захарова, Х.-Б. Б. Ахриева и Г.-М. А. Доурбекова. История искусства республик была бы неполной без раскрытия творчества русских художников, которые работали здесь в XX веке (Ф. М. Черноусенко и В. С. Шлипнев).

Ключевые слова: изобразительное искусство Чечни и Ингушетии, портретная живопись.

Опыт эстетического освоения человеком действительности закрепляется в различных сферах деятельности, прежде всего в искусстве, которое в отличие от других форм общественного сознания отражает действительность во всем богатстве и многообразии ее проявлений.

«Произведение художника становится фактом искусства, когда оно действительно значимо для людей, для жизни общества, т. е. когда оно способствует обогащению опыта человека, класса, общества, развитию его творческих способностей» (1). Г. Гейне писал: «Каждый человек есть Вселенная <..,> под каждым нацгробным камнем погребена целая всемирная история» (2). Обратившись к истории изобразительного искусства вайнахов, мы можем убедиться, что «художник всегда выступал проводником тех или иных общественных взглядов, воззрений, идей» (3).

Произведения первых профессиональных художников Чечни и Ингушетии несут «художественную информацию о духовных исканиях, становятся энциклопедией духовной жизни общества на том или ином историческом этапе его развития» (там же). Отличительной особенностью их живописных полотен является то, что в них отражена действительность, а также мировоззрение и позиция самого автора. Искусствовед Т. М. Сурина справедливо отмечает, что «эстетический потенциал общества повышается, с одной стороны, приумножением Художественных ценностей, с другой - способностью к их восприятию, совершенствованием эстетических отношений во всех сферах жизни» (4).

В истории становления и развития изобразительного искусства Чечни и Ингушетии можно условно выделить два периода: 1) дореволюционный (ярким представителем которого являлся художник Петр Захарович Захаров, чеченец по национальности) и 2) 20-40-е годы XX века. Это время формирования и становления ингушских художников Хаджи-Бекра Бачиевича Ахриева и Гази-Магомеда Албастовича Доурбекова.

Формирование художественного мышления и индивидуальных черт их реалистического стиля шло в тесной взаимосвязи с представителями передовой творческой интеллигенции России. Искусствовед А. Н. Савинов отмечает, что «русское искусство, достигшее больших успехов еще в XVIII — начале XIX века, нередко служило примером и школой для многих Художников, искавших возможности через опыт русского искусства приобщиться к достижениям европейской художественной культуры» (5) .

Большой интерес у историков и искусствоведов вызывает творчество первого профессионального художника Чечни П. 3. Захарова. В течение почти ста лет живописец оставался малоизвестным. Вместе с тем его имя стоит в одном ряду с такими великими русскими художниками, как К. П. Брюллов, В. А. Гропинин, О. А. Кипренский. П. 3. Захаров создал целую галерею портретов своих современников, интерес к которым возрастает в настоящее время. Сегодня об этом живописце известно немного, в изучении его жизни и творчества еще предстоит большая работа.

В 1816 году в ауле Дады-Юрт (Гудермесский район) в чеченской семье родился мальчик, которому суждено было стать выдающимся художни-ком-портретистом первой половины XIX века.

Его детство пришлось на время Кавказской войны. В 1816 году командующим отдельным Кавказским корпусом был назначен генерал-лейтенант А. П. Ермолов, который разработал план окончательного утверждения русского владычества на Кавказе. Получив отказ от жителей аула добровольно уйти за реку Сунжу, он отдал приказ «окружить селение Дады-Юрт, лежащее на Тереке, предложить жителям оставить оное и, буде станут противиться, наказать оружием, никому не давая пощады» (6). Н. Ш. Шабаньянц в своей книге пишет, что из рук смертельно раненной женщины солдаты взяли окровавленного ребенка. Трехлетнего малыша А. П. Ермолов передал на воспитание казаку станицы Бороздиновской

Захару Недоносову, который находился при хозяйстве командующего. Тоска по дому, родным и близким, жалость к беззащитному существу послужили причиной того, что он отнесся к ребенку с отеческой теплотой и заботой. Казак дал мальчику свою фамилию, а командующий окрестил именем Петр. До 6-7 лет он жил у Захара Недоносова, а позже его взял на воспитание двоюродный брат А. П. Ермолова - Петр Николаевич Ермолов, в семье которого к художественному таланту мальчика проявили большой интерес. Его рисунки, эскизы - в центре внимания членов семьи, особенно Петра Николаевича, который приложил много усилий для того, чтобы Петр Захаров поступил в Петербургскую Академию художеств. Это произошло в 1833 году, спустя четыре года он получил звание свободного художника, еще через шесть лет Академия художеств произвела его в академики.

Заслуга открытия значимости личности и творческого наследия художника П. 3. Захарова как для истории изобразительного искусства чеченского и ингушского народов, так и для всеобщей истории искусств принадлежит Н. Ш. Шабаньянцу. В 1961 году в Грозном был учрежден первый Музей изобразительных искусств, которому было присвоено имя Петра Захаровича Захарова.

Живописные произведения художника раскрывают эстетические взгляды и духовный мир людей того времени, в которое жил он сам. Наиболее ярко индивидуальные особенности живописца проявились в его «Автопортрете», в котором он усиливает горские черты: большие черные глаза под широкими густыми бровями, орлиный профиль, усы, плотно сжатые губы. Портретист преднамеренно изображает себя в типично горском костюме: черная бурка, папаха, перекинутое через плечо ружье. В основе сюжета - трагические последствия войны, которые сказались и на его судьбе. Захарова интересовала тема борьбы горцев за независимость. Москва и Петербург были полны слухов о Кавказской войне. Передовые русские демократы выступали в защиту чеченцев, ингушей и других народов Кавказа, осуждая политику России. В связи с этим обратим внимание на одну деталь автопортрета - художник иносказательно предлагает решать все проблемы мирным путем, акцентируя внимание пытливого зрителя на ружье, которое за плечом, но оно в чехле (рис. 1).

Судьба героя поэмы «Мцыри» М. Ю. Лермонтова и Петра Захарова имеют некоторые общие черты. Поэт и художник были лично знакомы. Искусствоведы прошлого высказывали сомнения в том, что автором портрета М. Ю. Лермонтова являлся Петр Захаров. Некоторые считали, что он был написан художником Ф. О. Будкиным. Исследовательский поиск, возможно, прояснит этот вопрос.

Значительным произведением Захарова большой реалистической направленности является портрет генерала А. П. Ермолова, личности неординарной и противоречивой. Работа над ним была начата в Москве в 1842 году. Картина оригинальна по композиции, выполнена в блес-

тящей технике, интересна по цветовому решению. Вершины Кавказских гор на фоне надвигающихся грозовых туч созвучны с обстановкой военных действий. Перед зрителем историческая фигура: энергичный, волевой человек, герой Отечественной войны 1812 года, его статную фигуру облегает генеральский мундир зеленого цвета с орденами (рис. 2). О непоколебимости в достижении поставленной цели свидетельствует его сердитый взгляд из-под бровей, устремленный вдаль. Н. Ш. Шабаньянц отмечает: «Портрет А. П. Ермолова - одно из самых значительных произведений П. 3. Захарова, очень интересная по замыслу, сложная по композиции и блестящая по исполнению работа» (8). Исследователь Г. М. Очман в сравнительном анализе отмечает, что в живописных полотнах Захарова «романтизм сказывается в виртуозности мазка, в легкости кисти, в тонкой лессировочной технике, в красивом подборе тонов» (9). Художнику удалось передать внутренний мир портретируемого посредством цвета и его сочетаний. Специфические, индивидуальные черты живописного языка, характерные для художника П. 3. Захарова, отмечает искусствовед М. А. Мазаева: «Ни в одном из захаровских полотен мы не найдем эффектности и красочности брюлловских созданий <...> Захаров же в реальном, далеком от совершенства облике конкретного человека умеет разглядеть богатство духовного мира» (10). Поиск неизвестных работ художника и детальное исследование его творчества, окружения, в котором он работал, открыло бы обществу много интересного о его стиле, манере письма, особенностях композиции и обогатило бы наши знания о личности художника-чеченца. Любое произведение искусства создается в конкретных исторических условиях, «в точке пересечения двух постоянно меняющихся миров - мира идей и мира форм, каждый из которых имеет свои традиции и свои особенности» (11).

На Северном Кавказе работали русские художники, уровень подготовки и одаренности которых был разным. Находясь в составе художес-твенно-этнографической экспедиции, они оставили большой интересный материал. «Экзотика и обаяние Кавказа были настолько велики, что дилетанты-художники не могли отказаться от того, чтобы в меру своих способностей не запечатлеть виды природы, человеческие "кавказские типы" и батальные эпизоды» (12). Работы художников Ф. М. Черноусенко, В. С. Шлипнева, Х.-Б. Б. Ахриева и других, бывших в составе экспедиции 1924-1926 годов, имеют большое значение. «На выставке, организованной Ставропольским государственным объединенным краеведческим музеем им. Г. Н. Прозрителева и Г. К. Праве, были представлены 92 рисунка о Чечне, 46 - о Дагестане, 22 - об Осетии, 9 - об Ингушетии, 16-о Карачае, 11 - о Черкесии, а также 12 портретов Шамиля и его наибов» (13).

В состав художественно-этнографической экспедиции 1924-1926 годов вошли художники, этнографы, археологи, историки, музыканты. Они

собрали большой полевой материал: записали воспоминания старожилов, сделали многочисленные рисунки орудий труда, предметов быта, описали традиции и обычаи горцев. Эскизы и законченные портреты горцев и горянок в традиционной одежде, красных партизан представляют большой интерес. Летом 1925 года в Чечне работали художники Федор Черноусенко и Василий Шлипнев.

Остановимся на работах Ф. Черноусенко. Особое внимание привлекают его портреты горцев и горянок, костюмы и элементы украшений которых выполнены с этнографической точностью. Вызывают интерес и портреты участников Гражданской войны, красных партизан, религиозных деятелей, например, «Портрет Абдурахмана Дозаева - участника восстания 1905 года» (с. Гойты. Чечня. 1925 г.), «Житель с. Ведено» (Чечня. 1925 г.) (рис. 7).

Бытовая тематика нашла отражение в следующих картинах Черноусенко: «Горянка несет своего ребенка» (с. Шатой. Чечня. 1925 г.), «Девочка» (с. Дуба-Юрт. Чечня. 1925 г.), «Чеченка с кум-ганом» (Чечня. 1925 г.), «Чеченка месит тесто» (Чечня. 1925 г.) (рис. 8) и других работах небольших размеров, выполненных в технике акварели.

Работы художника характеризуют яркая гамма красок, мягкие переходы, своеобразие приемов смешанных техник, таких как акварель, масло, лак, карандаш, в которых главный акцент он делает на передачу внутреннего мира портретируемого. На каждом из рисунков Черноусенко портретируемый изображен в процессе какого-нибудь труда.

В работах В. С. Шлипнева доминируют жанры портрета и пейзажа. Они выполнены акварелью, карандашом, тушью. Мастера интересовало конкретное предметно-ландшафтное пространство Чечни, повседневная жизнь горцев - лесозаготовка, деревообрабатывающий промысел. Эта тема раскрыта в работах: «Разработка леса в горах», «Сплав леса», «Вывоз бревен из леса на волах», «Обмазка стен» (с. Урус-Мартан) и др. Этой теме Шлепнев посвящает и графические работы: «Горская кузница» (с. Старые Атаги), «Вывоз хлеба летом на санях» (с. Шатой) и др. Серию акварельных работ посвящает художник широко распространенным домашним промыслам. Он также уделил большое внимание мужскому и женскому портрету. В работе «Горец из аула Бачи-Юрт» (Чечня. 1925 г.) наиболее ярко отражены особенности его акварельной техники (рис. 3). Девушки-горянки разных селений и аулов изображены в традиционной праздничной одежде, например, «Женский национальный костюм» (аул Шали) (рис. 5), «Девушка из аула Дуба-Юрт», «Девушка с кувшином» (с. Шатой), «Девушка-чеченка» (Чечня), «Кумычка из Чечни», «Зайдат Омарова» (Чечня), выполненные в технике акварели, раскрывают образы чеченских женщин. С этнографической точностью воспроизведен женский свадебный наряд: нагрудник, пояс, распашной рукав платья, головной убор - вуаль, прикрывающая красиво уложенные волосы. В поясном портрете

«Чеченка в национальном костюме» Шлипнева привлек другой тип женской внешности, характер, особенности свадебного платья. Белая вуаль скрывает темные волосы, небольшой завиток опущен на высокий лоб. Голубые глаза, нос с горбинкой, плотно сжатые губы. Платье ярко-красного цвета, на нем - голубые лепестки цветов, фигуру подчеркивают нагрудник и пояс. Каждая из изображаемых женщин красива по-своему. В портрете «Горянка Северного Кавказа» гармонично сочетаются как индивидуальные черты, так и общие, присущие всем женщинам-горянкам. Работа написана в смешанной технике (акварель, тушь).

Формирование и развитие художественного мировоззрения теснейшим образом связаны с историей, религиозными обычаями, этическими нормами, эстетическими ценностями народа. Специфика искусства как раз и состоит в том, что «по своей природе оно является, как никакой компонент духовной культуры, многофункциональной подсистемой художественной культуры как синтетично удовлетворяющей многообразие человеческих потребностей, так и воплощающей многообразие проявлений человеческой деятельности» (14). В этом смысле наиболее показательно творчество основоположников профессиональной художественной традиции Ингушетии - Х.-Б. Б. Ахриева и Г.-М. А. Доурбекова. Судьбы художников имеют много общих черт, однако самое главное, что их сближает, - нравственная, гражданская позиция.

После окончания Владикавказского 1-го реального училища Хаджи-Бекр уезжает в Москву и поступает в Художественно-ремесленные учебные мастерские, которые заканчивает в 1916 году. В период становления советской власти в Ингушетии по его инициативе создается первый ингушский краеведческий музей. С 1927 года он участвует в археологических экспедициях под руководством Л. П. Семенова и Е. И. Крупнова. Впервые оба художника принимают участие в художественной выставке 1931 года, подготовленной к Олимпиаде горских народов, одна из целей которой состояла в выявлении национальных талантов и определении основных путей культурного развития кавказских республик. В выставке участвовали художники Северной Осетии, Ингушетии, Чечни, Дагестана, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии. Работы Ахриева и Доурбекова были высоко оценены членами выставочного комитета и зрителями. В экспозицию вошли следующие произведения Х.-Б. Б. Ахриева: «Совнарком Горской республики в горах в 1919 году», «Колхоз в горах», «Женщины, идущие на покос», «Вид аула Знай», «Храм Тхаба-Ерды», «Изготовление ковра», «Лечение сумасшедшего», «Моление на Столовой горе» и др. Названия представленных на выставке работ свидетельствуют о сюжетно-тематическом разнообразии творчества мастера.

Путь, проделанный художником, был труден, противоречив, как и вся история ингушского народа. В 1934 году Ингушскую автономную область объединяют с Чеченской, в результате чего город Владикавказ, в котором находились

все административные и культурные учреждения Ингушетии, а также мастерские художников Ахриева и Доурбекова, попал под юрисдикцию Осетии.

В новой столице Чечено-Ингушетии - городе Грозном - приходилось все начинать сначала. По-своему характеризует положение, в котором оказалась ингушская интеллигенция в то время, журналист М. А. Мухтаров: «Изобразительному искусству в нашей области вообще не уделяется внимание. О студии изобразительных искусств говорили очень много, но не создали до сих пор. А между тем, по отзывам Доурбекова и Ахриева, они в аулах наталкивались на безусловно талантливых юношей, из которых после выучки вышли бы незаурядные живописцы и скульпторы. Непонятно, почему областной отдел народного образования проявляет такое равнодушие?» (15).

Ахриев на профессиональном уровне «воскресил» искусство старых мастеров. О нем как искусном резчике свидетельствуют изумительные миниатюры из слоновой и моржовой кости, кабаньего клыка. Особенно интересны и оригинальны миниатюра, изображающая на крышке пудреницы танцующую горянку, брошь из слоновой кости в золотой оправе, на которой воспроизведено лицо его супруги - Хавы (рис. 9). В фондах Чечено-Ингушского республиканского краеведческого музея, в постоянно действующей экспозиции находились десять перламутровых камей с изображением лиц горянок.

Представители власти «вспоминали» о художнике в тех случаях, когда возникала необходимость срочного выполнения идеологической задачи, например, создание памятника воинам-ингушам, погибшим во время Гражданской войны. Ахриев разработал проект такого монумента, который планировали установить в селении Базоркино (Чермен). Однако этот проект так и остался нереализованным.

В 1930 году Ахриеву поручили сделать надгробие Черноглазову, первому секретарю Ингушского обкома партии. Оно было выполнено в виде мраморной стелы с барельефным изображением и установлено на месте его захоронения. В 1932 году художника назначили директором Ингушского музея краеведения. Под его руководством музей становится центром, в котором велась вся основная научно-исследовательская работа в республике. Ахриев был увлечен военной тематикой. Такие его работы, как «Бой под селением Сурхахи и Экажево», «Совнарком Горской республики в горах в 1919 году», «Бой ингушей с деникинцами в 1919 году», «Воздвиженский бой» и другие, открывают зрителю малоизвестные, а порой и совсем неизвестные страницы истории Гражданской войны на территории Ингушетии. Он реалистично отражает в своих картинах все то, что увидел и пережил сам. В фольклорной манере художник раскрывает героику и драматизм времени. Сочетание ярких цветов с холодными темно-синими создает особую эмоциональную атмосферу в его работах.

Об одном из полотен искусствовед Б. В. Вей-марн писал: «Большой интерес представляет картина Ахриева "Совнарком Горской республики в горах в 1919 году": экспрессивная трактовка фигур, снежный вихрь, застилающий неясные очертания горной дороги и скал, композиционное развертывание сюжета по диагонали придают изображению выразительность» (16).

Пейзажи Ахриева, выполненные в технике акварели, разнообразны по цветовой гамме, но у художника есть работы, выполненные и в монохромном цвете - синем и его многочисленных оттенках, например, «Аул Гул» (рис. 12). В картинах «Аул Хани» (рис. 10), «Ущелье на реке Ассе», «Аул Пюй Цоринского общества» (Ингушетия. 1930 г.), «Святилище Маги-Ерды близ с. Салги» (Ингушетия. 1928 г.), «Склепы выше с. Салги» (Ингушетия. 1928 г.), «Селение Эрзи» (Ингушетия. 1929 г.) яркая цветовая гамма в гармоническом единстве дымчато-синего и белого цветов создает ощущение фантастического, сказочного, а порой мистического.

В период социалистического строительства и расцвета национального искусства была актуальна антирелигиозная тематика. «Талантливый ингушский художник Хаджи-Бекр Ахриев <... > ярко изобразил на одном из своих полотен священную пляску зикристов», - писал археолог Л. П. Семенов. Картина рассказывает о наиболее распространенном религиозном обряде - зикр, в котором элемент кругового движения символизирует движение солнца. Логично продуманная многофигурная композиция, четкий рисунок, умело подобранная гамма красок передают ощущение ритмики и выразительности ритуального танца.

В 1934 году по ложному доносу Х.-Б. Ахриев был арестован и сослан на строительство Беломоро-Балтийского канала. Его арест поверг в недоумение всех, кто знал мастера. Художник был реабилитирован только в 1962 году.

Судьба оказалась более благосклонной к Гази-Магомеду Доурбекову, на судьбу которого сталинские репрессии оказали влияние другого рода. Он родился в селении Барсуки (ныне Назранов-ского района Ингушской автономной области). В 1913 году его приняли в Назрановскую горскую школу. Имея похвальную грамоту об ее окончании, Доурбеков через год поступил в Константинов-ское училище города Владикавказа.

В 1924 году ЦИК Горской автономной республики рекомендовал Гази-Магомеда на учебу в Петроград, в Высший художественно-технический институт (ВХУТЕИП), на скульптурный факультет. Через год его перевели на факультет живописи, который он закончил в 1930 году.

Доурбеков сформировался как художник под влиянием известных мастеров-педагогов, таких как скульпторы В. Л. Симонов, М. Г. Манизер, В. О. Шервуд, график И. Г. Гинзбург. Он работал в разных жанрах и различных техниках.

Доурбеков, являясь носителем традиционной ингушской культуры, выражал ее своеобразие языком русской реалистической школы. После

окончания института художник возвратился домой. В Ростовском государственном историческом архиве хранятся документы, свидетельствующие о том, что Доурбеков, не найдя себе применения, два года занимался сельским хозяйством. Несмотря на это, он продолжал писать. На конференции во время Олимпиады искусств горских народов в 1931 году Доурбеков отмечал: «Сегодня первый день, когда мы говорим об искусстве <... > нужно, чтобы с этого дня искусство стало творческой силой культурной революции, фактором социалистического строительства и чтобы нас, работников искусства, не забывали так, как это было до сего времени» (17).

В этом же году Доурбеков был принят на работу в Ингушский музей во Владикавказе. Здесь судьба свела его с археологом Л. П. Семеновым. Первые самостоятельные работы художника написаны на бытовую тему в технике акварели (например, «Белхи», «Невесту везут», «Женщины, исполняющие зикр», «Косовица в горах», «Бегство из арабской школы», «В семье многоженца»). Не обошла стороной его творчество и тема дореволюционных пережитков, искоренение которых проводила советская власть, например, рисунок тушью «Примирение кровников» (1958), написанная в технике акварели картина «Лечение сумасшедшего» (1964).

Гази-Магомед жил в переломное время, и каждое событие находило отражение в его работах, например рисунок «Красный партизан из селения Пуй» (1932). Несколькими четкими линиями художник сумел передать характер портретируемого.

Доурбеков создал более двух десятков полотен батального жанра. С глубоким знанием стратегии и тактики боевых действий горцев он воспроизвел эпизоды Гражданской войны и создал образы ее участников (например, «Красногвардейцы у ингушей», «Главный окоп ингушских партизан у Долаковского кладбища», «Долаковский бой»). Следует отметить, что в менталитете ингушей преобладает почтительное отношение к героям-одиночкам, историческим личностям, о чем свидетельствуют и произведения мастера -«Приехал Серго Орджоникидзе», портрет красного партизана Хамурзаева Умы (рис. 4) и др. Одному из горцев-революционеров, борцов за советскую власть, «мюриду революции», как он сам себя называл, Асланбеку Шерипову, посвящены две работы художника - «40 лет Октября» и «За власть Советов».

Первая выставка, в которой принимал участие художник Доурбеков, проходила в Ростове-на-Дону в 1931 году. На ней была представлена его работа «Музыкант Хасан Цуцаев» (рис. 6), в которой мастеру удалось точно и вместе с тем поэтично передать эмоциональное состояние модели. Имя художника можно было встретить и среди участников выставки начинающих художников в Москве, открывшейся в залах Государственного Исторического музея в июле 1934 года по инициативе ЦК ВЛКСМ. В 1935 году в Пятигорске он был участником экспозиции молодых художников

страны и получил за работу «Похороны комиссара Я. Бутырина» первую премию. Искусствовед С. М. Червонная справедливо писала о том, что творчество Доурбекова отражает общую тенденцию тех лет: «Основные направления, распространенные в живописи автономных республик 30-х годов, находили своеобразное выражение и переплетение в творчестве Доурбекова. Это выражение можно назвать умеренным <...> он никогда не увлекался слишком сильно ни этнографическими, ни тем более фольклорными мотивами, не искал в национальной тематике особенностей экзотики, но, как и многие художники, стремившиеся в те годы правдиво и поэтично описать жизнь и быт народов СССР, был внимателен ко всем особенностям национального костюма горцев, уклада их жизни, к историческим моментам, характеризующим своеобразные судьбы Чечни и Ингушетии» (18).

Другая особенность творчества Доурбекова -книжная графика. Профессиональное мастерство художника демонстрируют более 5 0 его ранних рисунков к повести Л. Н. Толстого «Хаджи-Мурат» (рис. 11). Он глубоко проник в замысел писателя и наиболее ярко отразил его в орнаментальном декоре на форзаце обложки в сочетании двух цветов: черного и ярко-красного. Искусствовед Б. В. Веймарн, познакомившись с работами Доурбекова, отметил: «Несомненно, талантливый художник, очень разносторонне проявляющий свои способности» (19).

Особо следует упомянуть иллюстрации Доурбекова к школьным учебникам, выходившим в Чечне и Ингушетии до 1944 года, а также его рисунки к приключенческому роману Даниэля Дефо «Робинзон Крузо», изданному в 1954 году.

В 1940-1950-е годы спецпереселенец Доурбеков продолжает свою творческую деятельность в качестве театрального художника в Кустанайской области Казахстана. В это тяжелейшее время он создает декорации к пьесам В. Шекспира «Ромео и Джульетта», Ф. Шиллера «Коварство и любовь», М. Горького «Зыковы», Б. Лавринева «За тех, кто в море».

После возвращения на родину Г.-М. А. Доурбеков был принят на работу в краеведческий музей города Грозного, но он не был востребован в полной мере. Не имея других доходов, художник жил и творил в своей мастерской, которая находилась в стенах музея.

В 1971 году Доурбеков неожиданно получает возможность принять участие в выставке художественного творчества автономных республик РСФСР. Он выступал не только как художник, но и как реставратор памятников материальной культуры. Мастер ушел из жизни в 1976 году.

Первая и единственная на сегодняшний день персональная выставка Доурбекова состоялась в залах Чечено-Ингушского республиканского краеведческого музея 24 марта 1984 года в честь 80-летня со дня его рождения. Она вызвала большой интерес у различных слоев населения республики.

В своей книге «Традиционная культура: История и современность» президент Республики

Ингушетия М. М. Зязиков писал: «Являясь производной и составляющей русской живописи конца XIX века, первая ингушская профессиональная живопись сыграла "просвещенческую" роль в регионе, а ингуши выступили "народом-медиатором", впитавшим в себя специфику разных частей кавказской цивилизации, вносящим в ее развитие свою долю» (20).

Творческое наследие профессиональных художников Чечни (Петра Захаровича Захарова), Ингушетии (Хаджи-Бекра Бачиевича Ахриева, Гази-Магомеда Албастовича Доурбекова) является убедительным подтверждением этих слов.

18 мая 2005 года Указом Президента Республики Ингушетия М. М. Зязикова первые профессиональные художники Х.-Б. Б. Ахриев и Г.-М. А. Доурбеков посмертно награждены орденом «За заслуги».

Литература

1. Плиев А. Г. Перестройка и художественная культура. М., 1990. С. 103

2. Лукин К). А. Искусство как информационная система. М., 1995. С. 28.

3. Там же. С. 32.

4. Сурина Т. М. Эстетическое воспитание и культура. М„ 1991. С. 72.

5. Савинов А. И. Творчество художника П. 3. Захарова: материалы науч.-практ. конф. Грозный, 1972. С. 12.

6. Записки А. П. Ермолова. М., 1868. С. 87.

7. Шабанъянц Н. Ш. Жизнь и творчество художника П. 3. Захарова. Грозный, 1963.

8. Там же. С. 30.

9. Очман Г. М. Цвет и образ в творчестве П. 3 Захарова: материалы конф. Грозный, 1976. С. 34.

10. Каталог выставки произведений Петра Захаровича Захарова, посвященной 160-летию со дня рождения. Живопись Графика. Грозный, 1979. С. 6.

11. Гращенков В. А. История и историки искусства. М., 2005. С. 3.

12. Кореняко В. А., Акопъян А. П. Горцы Северного Кавказа глазами художников /'/ Каталог выставки. Ставрополь, 1997. С. 34.

13. Охонько Н. А. Возвращение забытой коллекции // Каталог выставки «Горцы Северного Кавказа глазами художников». Ставрополь, 1997. С. 3.

14. Кореняко В. А., Акопъян А. П. Горцы Северного Кавказа... С. 6.

15. Мухтаров М. А. Мастера кисти // Грозненский рабочий. 1936. 1 марта. С. 2.

16. Веймарн Б. В. Искусство автономных республик РФ. М., 1971. С. 19. "

17. Тгшская О. Первый раз в истории народа // Большевистская смена. 1931. № 1264. 30 дек.

18. Червонная С. М. Искусство автономных республик. М., 1973. С. 89.

19. Веймран Б. В. Идейное единство и национальное многообразие советского искусства. М, 1962. С. 30.

20. ЗязиковМ. М. Традиционная культура ингушей. История и современность. Ростов н/'Д, 2004. С. 210.

Иллюстрации к данной статье см. на с. 2-3 обложки.

H. M. AKIEVA. THE INGUSHES BY PAINTERS' EYES

In the article the author gives the analysis of creative work of artists which worked on the territory of the Chechen and Ingushetia Republics in the 20-30-th years of the XX century. The author reveals formation of the First Professional Ingush and Chechen painters: P. Z. Zaharov, H.-B. B. Ahriev and G.-M. A. Dourbekov. The history of Art of these Republics will be not full without disclosing of Russian painters, who did creative work there in the XX century (F. M. Chernousenko and V. S. Schlepnev).

Key words '.fine arts of Chechnya and Ingushetia, portrait painting.

М. И. ШИПЕЛьский ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ В СТАНКОВОМ ПЕЙЗАЖЕ

Статья посвящена характеристике основных средств выражения, используемых в станковом пейзаже. Уточняются такие понятия, как форма, свет, фактура, композиция, колорит и т. д., а также рассматриваются отдельные стилистические и композиционные приемы.

Ключевые слова: пейзаж, форма, композиция, свет, контраст.

Пейзаж, как и любой другой жанр изобразительного искусства, использует определенные художественные средства выражения: форму, композицию, цвет, фактуру, свет, движение и др. Рассмотрим роль некоторых из них.

Форма в изобразительном искусстве - это композиционная построенность, единство средств и приемов, реализованных в художественном мате-

риале и воплощающих идейно-художественный замысел. Ее выразительность - тот фундамент, на котором держится все здание художественного образа создаваемого пейзажа.

Используемая форма бывает как плоской, так и объемной. Ее тип отвечает за эмоциональную характеристику произведения, усложняет его ассоциативный строй.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.