Ю ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ
О.В. КРУПИНА, Ю.В. РОМАНЕНКО
O.V. KRUPINA, Y.V. ROMANENCO
ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКЕ
THE FIRST STEPS IN SCIENCE
СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ
ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРЕЗИДЕНТСКОМ КАДЕТСКОМ УЧИЛИЩЕ SYSTEM OF THE DEVELOPMENT OF SCIENTIFIC AND RESEARCH COMPETENCIES OF CADETS IN A PRESIDENTIAL CADET SCHOOL
Сведения об авторах: Крупина Оксана Викторовна - методист учебного отдела Федерального государственного казённого общеобразовательного учреждения «Ставропольское президентское кадетское училище» (г. Ставрополь. E-mail: stpku@stpku. ru);
Романенко Юлия Владимировна - методист учебного отдела Федерального государственного казённого общеобразовательного учреждения «Ставропольское президентское кадетское училище» (г. Ставрополь).
Аннотация. В статье на примере Ставропольского президентского кадетского училища рассмотрены принципы построения образовательного процесса на основе исследовательской деятельности и педагогические условия, способствующие формированию исследовательской компетентности обучающихся; предложено обоснование, определяющее значимость и смысл образования с учётом личностных особенностей обучающихся довузовских образовательных организаций и современной образовательной среды через исследовательскую деятельность.
Ключевые слова: исследовательская деятельность, педагогические условия, образовательное пространство, инновационная деятельность.
Information about the authors: Oksana Krupina - Methodist of Academic Department of Federal State Public Educational Institution «Stavropol Presidential Cadet School» (Stavropol. E-mail: stpku@stpku. ru);
Yulia Romanenco - methodologist of the educational department of the Federal State State Educational Institution «Stavropol Presidential Cadet School» (Stavropol).
Summary. The article uses the example of the Stavropol Presidential Cadet School to consider the principles of building the educational process on the basis of research activities and pedagogical conditions that contribute to the formation of research competence of students; it offers a justification that determines the significance and meaning of education, taking into account the personal characteristics of students of pre-university educational organizations and the modern educational environment through research activities.
Keywords: research activities, educational conditions, learning space, innovative activities.
В год 10-летнего юбилея ФГКОУ «Ставропольское президентское кадетское училище» хочется поздравить с этим событием всех коллег и единомышленников, пожелать благополучия, творчества и оптимизма. Коллектив СПКУ уникальный. Быть прово-
дником передовых педагогических идей и достигать высоких результатов в обучении и воспитании кадет педагогам СПКУ позволяют непрерывное самообразование и регулярная трансляция собственных теоретических и практических находок. Баланс мо-
лодости и опыта, творческого поиска и традиций, креативности и научности позволяет нам решать самые амбициозные образовательные задачи.
Сегодня мы работаем в сложных условиях модернизации образования, целью которой является
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ Ш
Рис. 1. Структура исследовательской компетенции
повышение качества обучения и воспитания, формирование современной модели образования, внедрение новейших технологий. В этих жёстких условиях не стоит забывать о первостепенной цели -воспитание человека - человека, умеющего быстро адаптироваться к новым условиям, проявлять гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределённости, уметь эффективно налаживать коммуникацию с разными людьми и при этом оставаться нравственным.
Стремление человека к достижению профессионального и жизненного успеха требует постоянного изучения происходящих в окружающем мире изменений, выявления закономерностей в их динамике, умения прогнозировать и создавать на основе прогнозов конкретные проекты. Иначе говоря, становится необходимым осуществлять всё то, что присуще исследовательской деятельности.
Новые требования, выдвинутые в рамках ФГОС, содержат вполне однозначную установку на «...формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности, навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного и межпредметного учебного проекта». Признано, что человек по своей природе исследователь, однако становится очевидным тот факт, что природных задатков, данных ему от рождения, недостаточно. Необходимо учиться. Именно поэтому в стенах нашего училища большая роль отведена научно-исследовательской работе, благодаря которой решаются задачи не только подготовки выпускника, обладающего всеми необходимыми компетенциями, но и задачи формирования умения, а главное, желания самостоятельно действовать и находить верные решения важнейших жизненных, профессиональных и личностных проблем. Это актуализирует про-
блему формирования у воспитанников полного набора ключевых компетенций, среди которых, в контексте нашей темы, необходимо выделить именно исследовательскую (см. рис. 1).
Наиболее важным считаем именно сам процесс работы над исследованием, в ходе которого развиваются исследовательские способности обучающихся, формируется исследовательская компетентность.
Нами определена роль педагога в извлечении и организации этого опыта. Роль, безусловно, ведущая. При этом на этапе становления исследовательской деятельности у педагога возникают новые функции:
• выявление осознанных и неосознанных стремлений кадет к исследовательской деятельности;
• диагностика индивидуальных особенностей личности;
• создание свободной зоны творчества;
• организация сотрудничества педагога и воспитанников в процессе поиска решения;
• координация выбора и направления исследовательской деятельности; разработка индивидуальной стратегии исследования, обучения и развития; формирование и развитие устойчивой мотивации к исследованиям.
Процесс исследовательской деятельности строится таким образом, что педагог и воспитанник в совместной работе находятся в постоянном поиске. Кадет, под руководством педагога, открывает новое, проявляет инициативу, сравнивает, анализирует. Опыт такой работы показывает, что эффективное формирование исследовательской компетенции воспитанников обеспечивается реализацией следующих условий, стимулирующих постоянный творческий поиск и личностное развитие кадет (см. рис. 2).
мотивационная поддержка
лнчностно-ориентированное взаимодействие педагогов
интеграция исследовательской деятельности в различные формы организации образовательного процесса
реализация педагогических технологий: проблемного обучения, учебного проектирования
г>
Рис. 2. Условия формирования исследовательской компетенции воспитанников
Ш ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ
Создавая все необходимые условия для развития исследовательской компетентности своих воспитанников, педагоги училища уверены, что базовый уровень знаний, полученный кадетами в 5-9 классах, позволяет в 10 и 11 классах организовать процесс овладения навыками исследований на более высоком уровне.
Формы вовлечения кадет в исследовательскую деятельность
ме дополнительного образования помогает кадетам раскрыть свой внутренний потенциал, учит неординарно мыслить, формирует и развивает навыки, недоступные в рамках общеобразовательных программ. В Концепции модернизации российской системы образования определены важность и значение процесса интеграции общего и дополнительного образования детей, способствующего
Рис. 3. Секции
очень разнообразны. Это создание собственных мультимедийных презентаций по проблемным вопросам, организация научных конференций, разработка проекта, основанного на проведении сравнительного анализа и выявлении значимости изучаемых процессов и явлений.
Большим достижением считаем правильный подбор преподавателей-предметников и педагогов дополнительного образования, которые могут создавать благоприятные условия для самостоятельной исследовательской работы воспитанников. Грамотная организация всего процесса и создание комфортной среды позволяют работать не только на конструктивном, но и на творческом уровне, а это, в свою очередь, расширяет границы изучаемого материала, увеличивает время общения педагога с воспитанником.
Освоение основ учебно-исследовательской деятельности в систе-
удовлетворению потребностей, развитию склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения.
Основная цель современной системы интеграции образования -развитие устойчивой мотивации обучающихся к познанию и творчеству, реализация основных и дополнительных образовательных программ в интересах личности. Процесс интеграции основного и дополнительного образования реализуется с помощью ряда механизмов, одним из которых является организация исследовательской деятельности в рамках научного общества кадет «Мир знаний без границ» (секции «Естественные науки», «Социально-гуманитарные науки», «Точные и технические науки», «Основы финансово-экономической грамотности» и др.). Члены научно-исследовательского общества являются постоянными участниками, призёрами
и победителями ежегодной научно-практической конференции воспитанников, проводимой в рамках традиционной Недели науки СПКУ, а также Международного фестиваля инновационных научных идей «Старт в науку».
Темы кадетских работ выбираются из любой содержательной области (предметной, межпредметной, надпредметной), проблемы -близкие пониманию и волнующие подростков в личном плане, в социальных, коллективных и личностных взаимоотношениях.
На наш взгляд, качество образования определяется его мировоззренческой направленностью и усилением воспитывающей функции обучения. Здесь необходимо иметь в виду вертикали и горизонтали воспитательного пространства, образующие его сложную структуру. Вертикали расширяют пространство внутренней свободы человека, горизонтали укрепляют продуктивный контакт с жизнью. Именно на их пересечениях формируется личность.
Ставропольское президентское кадетское училище известно не только высоким уровнем образования, но и участием в процессе развития военно-патриотического воспитания граждан, укрепления престижа службы в Вооружённых Силах Российской Федерации. В училище совершенствуются и эффективно развиваются успешно зарекомендовавшие себя формы и методы работы по формированию у воспитанников позитивного отношения к службе Отечеству, ориентации кадет на сознательный выбор военной специальности. В этом контексте исследовательская деятельность кадет является частью военно-патриотического воспитания и направлена на развитие профессиональных интересов и склонностей воспитанников, достижение ими осознания своих способностей и понимание ответственности за будущее своей страны. Доказательством этому являются представленные темы
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ТО
исследовательских проектов кадет по различным научным направлениям (см. рис. 3).
Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы технической направленности (Авиамоделирование, Военное судомоделирование, Автодело, Кадетское конструкторское бюро, Компьютерная графика и графический дизайн, Мастерская ремёсел: деревообработка и металлообработка, Основы редакторского и книгоиздательского дела, Практическая радиосвязь, Робототехника) ориентированы на развитие интереса воспитанников к инженерно-техническим и информационным технологиям, научно-исследовательской и конструкторской деятельности с целью последующего наращивания кадрового потенциала в высокотехнологичных и наукоёмких отраслях военной промышленности.
Исследовательские проекты воспитанников данного профиля из года в год становятся победителями таких конкурсов, как: Международный фестиваль робототехники «РобоФинист» (2015, 2017), Молодёжные робототехни-ческие соревнования «Кубок РТК» (2018, 2019), Открытый ведомственный конкурс инновационных технических проектов «Инженеры и изобретатели» (2018-2020), Всероссийская научно-техническая конференция «Строим 1Т-будущее вместе» (2019), Первенство Ставропольского края по авиамоделированию в классе свободнолетающих моделей (2017, 2019, 2020), Всероссийский конкурс стендовых моделей на Кубок университетов в г. Санкт-Петербурге (2019), Чемпионат России по стендовому судомоделизму (2015, 2018, 2019), Всероссийские соревнования по судомодельному спорту и стендовому судомоделизму «Кубок Цемесской бухты» (2019).
Творческие проекты юных художников, фотографов и журналистов училища неоднократно становились лауреатами таких
конкурсов, как Всероссийский фестиваль творчества кадет «Юные таланты Отчизны», Всероссийский конкурс обучающихся «Мой вклад в Величие России», Международный конкурс юных журналистов «XXI век. Время и мы», Всероссийский конкурс «Дорога к обелиску», Всероссийский фотоконкурс РГО «Самая красивая страна-2020», Всероссийская олимпиада школьников «Я - журналист».
Исследовательская деятельность воспитанников, реализуемая в программах естественно-научной направленности (Мир звёзд: основы космонавтики, Мир под микроскопом, Заочная физико-техническая школа при МФТИ по математике и физике) способствует приобщению способных ребят к азам научного проектирования, развитию у них аналитического и критического мышления, создаёт благоприятные условия для самообразования и ориентации на военную профессию.
На основе общих интересов в процессе творческого поиска и выполнения исследований происходит формирование сообщества интеллектуальных, творческих, креативных кадет, которые имеют возможность самореализации через участие в различных олимпиадах и конкурсах (Всероссийская олимпиада школьников «Высшая проба», Отраслевая физико-математическая олимпиада «РОСАТОМ», VII Всеармейская олимпиада «Физика в военном деле», Научно-практическая конференция «V Арктические Нахимовские чтения» среди обу-
чающихся довузовских общеобразовательных организаций МО РФ).
Проектно-исследовательская деятельность сегодня, как в основном, так и в дополнительном образовании, - востребованное направление работы, она является средством развития личности, приобретения кадетами функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развития способности к исследовательскому типу мышления. Знания и умения, приобретённые в ходе исследовательской деятельности, служат основой для реализации проектов и научных исследований при дальнейшем обучении кадет в военных вузах.
Уверены также, что исследовательская деятельность позволяет кадетам СПКУ ощутить, понять и осознать свои корни, даёт чувство гордости и формирует уважительное отношение к историческим ценностям. Важно констатировать, что кадетское образование способно играть роль организационной, идеологической, патриотической и этической скрепы национального единства Российской Федерации в общей патриотической идентификации её граждан и всего народа.
Мы надеемся, что, ориентируя воспитанников духовно, морально-нравственно и профессионально, нам удастся расширить возможности диалога о важнейших проблемах человечества, а в целом, поспособствовать консолидации педагогического сообщества в решении вопросов привлечения молодёжи к научно-исследовательской деятельности. +