К) ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
E.V. CHERKASOVA, V.N. MIRANOVICH
КОНТРОЛИРОВАТЬ - ЗНАЧИТ ПОМОГАТЬ!
TO CONTROL MEANS TO HELP!
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОДДЕРЖКИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ДОСТИЖЕНИЙ КАДЕТА
MONITORING THE QUALITY OF EDUCATION AS A MEANS OF SUPPORTING THE INDIVIDUAL ABILITIES AND ACHIEVEMENTS OF THE CADET
Сведения об авторах: Черкасова Елена Владимировна - заведующий учебным отделом Федерального государственного казённого общеобразовательного учреждения «Ставропольское президентское кадетское училище» (г. Ставрополь);
Миранович Валентина Николаевна - старший методист учебного отдела Федерального государственного казённого общеобразовательного учреждения «Ставропольское президентское кадетское училище», Отличник народного просвещения, кандидат социологических наук (г. Ставрополь).
Аннотация. В статье представлен опыт работы по созданию многоуровневой системы педагогического мониторинга. Мониторинг качества образовательного процесса в президентском кадетском училище является одним из основных факторов повышения эффективности этого процесса, где контроль и оценка качества знаний сочетаются с оценкой уровня воспитанности кадет. Обеспечение должного качества образования достигается благодаря объективной информации о функционировании и развитии всех её элементов, получаемой в мониторинговом режиме.
Ключевые слова: система педагогического мониторинга, качество образовательного процесса, мониторинговые исследования, эффективность деятельности, образовательные возможности.
Information about the authors: Elena Cherkasova - Head of the Educational Department of the Federal State Educational Institution «Stavropol Presidential Cadet School» (Stavropol);
Valentina Miranovich - senior methodologist of the educational department of the Federal State State Educational Institution «Stavropol Presidential Cadet School», The top worker of public education, Candidate of Sociological Sciences (Stavropol).
Summary. The article presents the experience of creating a multi-level system of pedagogical monitoring. Monitoring the quality of the educational process in the presidential cadet school is one of the main factors for improving the effectiveness of this process, where the control and assessment of the quality of knowledge are combined with the assessment of the level of education of cadets. Ensuring the proper quality of education is achieved through objective information about the functioning and development of all its elements, obtained in the monitoring mode.
Keywords: system of pedagogical monitoring, quality of the educational process, monitoring studies, efficiency of activity, educational opportunities.
Е.В. ЧЕРКАСОВА, В.Н. МИРАНОВИЧ
x r
MA
Одной из главных задач государственной политики в области образования является обеспечение высокого качества
образования, основанного на фундаментальности знаний и развитии творческих компетентностей обучающихся в соответствии с по-
требностями личности, общества и государства.
Качество образования является важнейшим показателем успеха
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ Ш
* мониторинг качества образования (стартовый, промежуточный, итоговый) ^ внутриучилищный контроль ^ текущая, промежуточная и итоговая
✓ ГИА
независимая экспертиза ГУК МО РФ ^ достижения обучающихся в олимпиадах конкурсах вне СПКУ
Рис. 1. Мониторинг качества образования обучающихся СПКУ представлен двумя уровнями
образовательной организации, важнейшей системообразующей задачей и направлением деятельности внутренней системы управления (М. М. Поташник «Управление качеством образования»). И какие бы концепции сегодня ни возникали, можно с уверенностью утверждать, что всё больше специалистов принимает и активно поддерживает идею качества образования как ведущую и доминирующую.
Одним из путей достижения высокого качества образования является внедрение в образовательную область системы мониторинга. Мониторинг качества образования - целенаправленное, специально организованное, непрерывное слежение за изменением основных свойств качества образования в целях своевременного принятия адекватных управленческих решений по коррекции образовательного процесса и созданных для него условий на основе анализа собранной информации и педагогического прогноза. Педагогический мониторинг является важнейшим условием эффективного управления общеобразовательным учреждением, сориентированным на предоставление нового качества образования. При этом эффект от мониторинга возможен только при условии регулярности его проведения.
В качестве своей цели Ставропольское президентское кадетское училище ставит подготовку граждан России, способных нестандартно и творчески мыслить, быстро принимать решения, быть инициативными и готовыми к постоянному обучению и саморазвитию. Для достижения цели кадетского образования педагогическому сообществу СПКУ необходимо было решить задачу обучения и воспитания личности гражданина и патриота своей страны, просвещённого, культурного, разумного, зрелого в суждениях и поступках, с лидерской позицией, способного к духовному совершенствованию и созиданию, подготовленного
и способного к службе Отчеству и его защите (Концепция кадетского образования в Российской Федерации). Осуществление этой важной задачи потребовало разработки общего системного подхода к оценке качества образования.
Система оценки качества образования СПКУ разработана на основе Положения о мониторинге качества образования воспитанников ФГКОУ СПКУ и наряду с оценкой знаний воспитанников включает в себя весь комплекс показателей, начиная от уровня обученности обучающихся с учётом их реальных потребностей и возможностей
до учебно-методического обеспечения образовательного процесса. Нами были систематизированы, разработаны и утверждены необходимые локальные акты, такие, как Положение по организации и порядку проведения государственной итоговой аттестации обучающихся ФГКОУ СПКУ, Положение об обеспечении функционирования внутренней системы оценки качества образования в ФГКОУ СПКУ, Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в ФГКОУ СПКУ и др.
Уровень обученности
Уровень
Государственная итоговая аттестация
Реализация государственных образовательных стандартов
Инновационная деятельность
Портфолио
Ресурсное обеспечение (кадры; научно-методическая, материально-
Общественное
участие в
управлении
образованием
(попечительский
совет; публичный
отчет)
Рис. 2. Система мониторинга оценки качества образования
в СПКУ
К) ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
Рис. 3. Внутренняя оценка качества образования
За прошедшие 10 лет в училище выстроена многоуровневая система оценивания достижений обучающихся, где контроль и оценка качества знаний сочетаются с оценкой уровня воспитанности кадет, ведётся выявление индивидуальной динамики обучающегося и достижения поставленных целей.
Мониторинг качества обучения помогает нам отслеживать все продвижения и достижения воспитанников с учётом личностных особенностей и индивидуальных успехов за текущий и предыдущие периоды, видеть их слабые и сильные стороны, анализировать и оценивать результативность обучения, эффективность учебного процесса. На основании
протоколов контрольных работ мы получаем индивидуальную диагностическую карту воспитанника. Для более наглядного представления уровня знаний результаты выводятся в виде графиков и диаграмм. Анализ результатов предполагает сравнение и сопоставление показателей каждого этапа деятельности. Непрерывное отслеживание качества обучения позволяет преподавателю осуществлять самоконтроль за своей деятельностью. Таким образом, процесс обучения становится более осмысленным и целенаправленным.
Практика показывает, что введение педагогического мониторинга способствует своевременному выявлению трудностей в освоении
учебного материала и коррекции знаний обучающихся.
Исходя из результатов государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, средний балл наших выпускников практически по всем предметам выше краевых и всероссийских показателей.
Наши воспитанники - постоянные участники предметных олимпиад, в том числе - победители и призёры муниципального, регионального и федерального уровней. Мониторинг участия во Всероссийской олимпиаде школьников по предметам показывает устойчивый рост количества победителей и призёров. Прослеживается позитивная тенденция творческих
Рис. 4. Эффективность деятельности СПКУ по итогам государственной итоговой аттестации
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ Ш
1 ' : 1 =Г ¡^ и ! 11 ■ ;
;* ¡1 1 тц^Т ■ с 1 ш
Таблица
Мониторинг ведётся по различным направлениям деятельности
Вид мониторинга Виды деятельности
Дидактический Проверка журналов, личных дел, реализации образовательных программ по предметам, текущая, промежуточная, итоговая аттестация, работа преподавателей с тетрадями обучающихся, дозировка задания на самоподготовку, результаты входных, промежуточных и итоговых срезов, качество проведения занятий
Методический Участие педагогов в профессиональных конкурсах, фестивалях, проектах, конференциях, в методических мероприятиях различного уровня; КПК; аттестация
Воспитательный Охват обучающихся дополнительным образованием, участие кадет в конкурсах и олимпиадах, выполнение планов воспитательной работы
Психолого-педагогический Психологическое сопровождение УВП (диагностика адаптации, психологической готовности к ГИА и др., профилактическая и просветительская работа)
Медицинский Медосмотр, профилактические прививки
достижений кадет в спортивных соревнованиях, конкурсах, фестивалях различного уровня.
Анализ имеющихся материалов позволяет судить об учебных возможностях воспитанников училища. По результатам мониторинговых исследований намечается система педагогических мероприятий.
В течение всего учебного года в училище создаётся база данных, которая собирается по блокам и классифицируется в определённой системе. Результаты мониторинга рассматриваются на курсовых педагогических советах, совещаниях при начальнике, заседаниях Научно-методического совета СПКУ. Процесс обучения становится не только отслеженным, но и целенаправленным.
В образовательном процессе используется методика индиви-
дуальной накопительной оценки достижений обучающихся. На каждого воспитанника заведены папки индивидуальных достижений (портфолио), позволяющие кадету анализировать
Внедрена практика индивидуализированной коррекции недостатков в обучении (в единстве с их диагностированием), через индивидуальные и групповые занятия с педагогами, педагогами-психологами.
Рис. 5. Мониторинг наиболее значимых достижений воспитанников СПКУ
свою деятельность, объективно оценивать свои возможности и находить пути преодоления трудностей.
Мониторинг, проводимый на протяжении десяти лет, обеспечивает руководство училища необходимой объективной информацией, позволяет соотносить результаты с поставленными задачами, корректировать управленческую деятельность, устанавливать причинно-следственные связи, позволяющие сформировать выводы и рекомендации по дальнейшему развитию училища, обеспечить дальнейшее совершенствование образовательного процесса в соответствии с задачами Программы развития СПКУ с учётом индивидуальных особенностей воспитанников, их интересов, образовательных возможностей. "