ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
В.А. ДЖУЛЬ V.A. JUL
КАК РАЗВИТЬ ОДАРЕННОСТЬ ВОСПИТАННИКА
HOW ТО DEVELOP GIFTEDNESS OF PUPIL
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПРЕЗИДЕНТСКОГО КАДЕТСКОГО УЧИЛИЩА В РАЗВИТИИ ОДАРЕННОСТИ
ВОСПИТАННИКА
EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF PRESIDENTIAL CADET SCHOOL IS TO BE USED FOR DEVELOPING PUPIL'S TALENT
Сведения об авторе. Джуль Валентина Александровна - преподаватель отдельной дисциплины (математика, информатика и ИКТ) Федерального государственного казенного общеобразовательного учреждения *Ставропольское президентское кадетское училище (г. Ставрополь. E-mail: [email protected]).
Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы влияния факторов образовательной среды на одаренность обучающихся. Автор представляет опыт работы по выявлению и развитию математически одаренных воспитанников в Ставропольском президентском кадетском училище.
Ключевые слова: одаренность, факторы одаренности ребенка, образовательная среда, сопровождение одаренного воспитанника.
Information about the author. Valentina Jul - Teacher of the Separate Discipline (mathematics, computer science and IT) of the Federal State Budget General Educational Establishment «Stavropol Presidential Cadet School» (Stavropol. E-mail: [email protected]).
Summary. The article considers topical Issues of influence of educational environment factors on the learners' giftedness. The author presents his experience in identifying and developing mathematically gifted pupils at the Stavropol Presidential Cadet School.
Keywords: giftedness. factors of the child's giftedness, educational environment, support of the gifted pupil.
Сегодня в нашей стране большое внимание обращено развитию системы поддержки одаренных (талантливых) детей, которая является приоритетным направлением модернизации образования. В связи с этим актуальной является проблема выявления возможностей ребенка или его одаренности. Ей посвящены солидные научные исследования, разработаны методы оценки индивидуальных различий и личностных особенностей, способы определения способностей и одаренности.
В нашем понимании одаренность - это наличие у че-
ловека хорошо выраженных задатков к развитию способностей, позволяющих ему успешно осваивать и справляться с видами деятельности, связанными с соответствующими способностями. Обобщение опыта работы с воспитанниками президентского кадетского училища с опорой на научно-методические источники по рассматриваемой проблеме стало поводом для написания данной статьи.
Как среди своих воспитанников найти одаренного к наукам, как способствовать развитию его одаренности?
Для начала стоит тщательно понаблюдать за своим и воспитанниками - как они слушают задания, как общаются, как проводят перемены, как строят свои высказывания... Наблюдения позволят выделить кадет, отличающихся от своих сверстников. ¿>го может быть воспитанник, проявляющий любопытство ко многим вещам - он постоянно задает вопросы, предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы, свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его; конструктивно критичен, не принимает
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
авторитарных указаний без критического изучения. ¿>го может быть кадет-фантазер, имеющий богатое воображение, совершающий рискованные действия. Или это неконфликтный ребенок с хорошо развитым чувством юмора, не боящийся отличиться от других. Портрет одаренного воспитанника может быть таким, а, возможно, проявление его особых способностей сразу и не заметишь.
Поэтому не стоит сразу вешать на своих учеников ярлык «одаренности* или инеодарен ности*. Ведь с каким упорством и отвагой ребенок делает свои первые шаги, идет, падает, снова встает. Он активно осваивает окружающий мир, стремится наиболее полно реализовать себя. Эта универсальная способность присуща всем детям вне зависимости от конкретных умений и уровня их развития. Развитие одаренности ребенка обусловлено многими факторами. Их можно представить в виде схемы схему 1).
Первое необходимое условие развития способности воспитанника - его работоспособность и трудолюбие. Ни один человек, какими бы задатками он ни обладал, не может стать талантливым математиком, музыкантом или художником, не занимаясь много и упорно соответствующей деятельностью. Мы все хорошо знаем, что «Genius ia one percent inspiration and ninety-nine
percent perspiration. Thomas A. Edison*, т.е. талант - это 90 % труда и 10 % незаурядных способностей.
Второе - устойчивые, специальные интересы. У подростка интересы нередко приобретают характер увлечений, кратковременных, хотя и страстных. Задача педагога - углублять и расширять интересы воспитанника, делать их действенными, превращать в стремление и склонность заниматься выбранным видом деятельности.
Кто из нас не задумывался над вопросом: одаренность -дар, позволяющий с легкостью учиться, или результат ежедневного кропотливого труда? Анализ взглядов ученых на проблему одаренности позволяет сделать вывод, что данный феномен - не столько дар природы, сколько целенаправленный процесс развития определенных задатков, способностей, качеств личности, который необходимо развернуть через создание благоприятной среды, включение воспитанника в активную деятельность.
Третье - подросток окружен средой обитания: социальной, образовательной, информационной. И как метко подметил А. И. Савенков, среда либо подавляет дар, либо помогает ему раскрыться. Подобно тому, как квалифицированный ювелир может превратить природный алмаз в роскошный бриллиант,
благоприятная окружающая среда способна превратить дар в выдающийся талант.
Какая среда важнее? Равнозначны ли они для жизни воспитанника? Вопрос далеко не простой. Общеобразовательное учреждение формирует свою образовательную среду. Преподаватель создает условия для проявления индивидуального маршрута погружения кадета в нее, создания зоны ближнего и дальнего развития. Но воспитанники президентского кадетского училища начинают обучение с пятого класса и, следовательно, доминирующими, особенно, в первый год обучения, являются опыт, знания, учебные навыки, с которыми они пришли в учебное заведение из семьи. Именно в семье появляется маленький человечек, в котором закладываются росточки интереса к учению. Это всегда необходимо учитывать в работе с воспитанниками. В Ставропольском президентском кадетском училище разработан перспективный план «погружения* кадет 5-8 курсов в математическую образовательную среду училища. Предусмотрено несколько вариантов реализации плана. Например, учебный год на пятом курсе начинаем с конкурса ♦Решение нестандартных задач по математике*. Он проходит в конце первой четверти, когда преподаватель и воспитанники уже хорошо познакомились друг с другом и прошли несколько первых тем курса мате-
Схема 1. Факторы одаренности ребенка
Схема2, Включение одаренных воспитанников в олимпиадное движение
■2018 № 5
грз
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
матики. Содержание заданий, вознаграждение за победу работают на мотивацию участия в конкурсе. Разбор решения задач, куда приглашаются вое желающие, позволяет развивать интерес к нестандартным решениям, стремление учиться применять свои знания. В середине учебного щда мы проводим математический турнир, способствующий созданию условий для решения нестандартных задач, развитию у воспитанников логического мышления, математической смекалки, закрепляющий желание учиться применять свои знания, быть убедительным, толерантным, ответственным. Проявляется группа кадет, стремящихся применить науку там, где, казалось бы, ее нет. Возможность публичного самовыражения и самореализации вдохновляет на совершенствование своих знаний, умений. Со следующего года запускаются процесс формирования команды воспитанников, имеющих интерес к предмету, и возможности к нестандартному мышлению. В 6-7-х классах турнир проходит в виде командного соревнования. У кадет через игровую форму развивается умение делового сотрудничества, воспитанники учатся ориентироваться в системе своих знаний, вступать в диалог, выражать свои мысли в письменной, а затем и в устной формах. Еженедельные занятия проводятся с группой заинтересованных воспитанников в шестом классе - по 20 минут, в седьмом классе - по 30 минут и, наконец, в восьмом классе - по 40 минут. Цель занятий - знакомство с приемами решения нестандартных задач по математике, комбинаторике, логике. Знакомство с математическими играми и разработкой стратегии беспроигрышных игр.
Тогда же идет вовлечение воспитанников в математи-
ческие интернет-конкурсы, олимпиады, дистанционные занятия на базе образовательных сайтов. Так начинается погружение кадет в математическую образовательную среду с целью реализации задач, определенных ФГОС. Одаренность воспитанника в науках обязательно проявится при решении нестандартных задач. Наглядно динамику погружения кадета в образовательную среду училища можно представить следующим образом (см. схему 2 на с. 103).
Расширение образовательного пространства происходит последовательно на протяжении четырех лет. Каждый из воспитанников выбирает свою индивидуальную траекторию саморазвития. Результаты можно наблюдать уже на втором году сотрудничества. Одновременно формируется единая программа работы с кадетами, то есть той работы, которая проводится постоянно в течение каждого учебного года. Создается целостная система, направленная на выявление способных ребят и их развитие.
Для успешности работы с одаренными детьми полезно соблюдать несколько правил:
- не занимайтесь наставлениями;
- помогайте воспитанникам действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно тога, чем они должны заниматься;
- на основе тщательного наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны своих воспитанников;
- не торопитесь с вынесением суждения;
- не сдерживайте инициативы кадет и не делайте за них то, что они могут сделать или могут научиться делать самостоя тел ьно;
- учите воспитанников устанавливать межпредметные связи;
- используйте трудные ситуации, возникшие у кадет во время занятий и вне уроков;
- помогайте воспитанникам учиться управлять процессом усвоения знаний;
- делайте акцент на формирование умения учиться;
- регулярно предоставляйте возможность воспитаннику выступать в роли преподавателя;
- поощряйте настойчивость, его познавательную активность;
- не за н ижайте самооценку подростка.
В процессе работы с одаренными воспитанниками допускается лишь свободное общение. Учеба должна приносить удовольствие, но трудностей и проблем не избежать. Александр Васильевич Суворов говорил: «Тяжело в учении -легко в походе! Легко в учении - тяжело в походе!». Развить математические способности очень сложно. Главное условие успешности процесса зависит все-таки от преподавателя, его способности вызывать у своих учеников живой интерес к математике, желание ею заниматься, "I*
ЛИТЕРАТУРА
1. Педагогическая технология развития одаренности детей дошкольного возраста: монография/ под ред. Л. В. Тру-байчук. - Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2009. 188 с.
2. СажнкоА^.Одаренвыедети в детском саду и школе: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведении. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.232 с.
3. Т.А. Эдисон, устное заявление (1903 г.}; опубликовано в Harper's, ежемесячный журнал, сентябрь, 1932 г. 5. 5. https://en .wikí quote .org/wiki/ ThomasEdí son.
4. Вики цитатник https:// гп .wikiqu ote .org/wiki/A л е к-сандр_Васильевич_Суворов.
■2018 № 5