ПРОФОРИЕНТАЦИЯ В ШКОЛЕ
ТЕХНОЛОГИИ
Первые шаги к выбору будущей профессии
Успешность профессионального самоопределения прежде всего зависит от сформированности внутренней активной позиции ученика, информированности о рынке профессий и образовательных учреждениях города. Поэтому поэтапное обучение школьников умению самоопределяться в профессиональной сфере, формирование у них образа своего профессионального будущего равносильно обучению конструированию своей жизненной цели.
Профориентационная работа в нашей школе представляет собой систему взаимосвязанных компонентов урочной и внеурочной деятельности, дающую представление о мире профессий начиная с начальной школы. Урочной потому, что каждый учебный предмет имеет свои специфические возможности в осуществлении профориентации.
Помимо этого, в старших классах на протяжении пяти лет ведется курс «Твоя профессиональная карьера» в рамках образовательной области «Технология» (автор С. Н. Чистякова). Цель курса — актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда, их соотнесения в процессе профессиональных проб; развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях. На занятиях ученики знакомятся с миром профессий, проходят первичное тестирование, создают компьютерные презентации «Плюсы и минусы будущей профессии».
Знакомство с рабочими профессиями
С 2012 года школа активно сотрудничает с Екатеринбургским промышленно-техноло-гическим техникумом им. В. М. Курочкина, на базе которого проводятся элективные курсы «Знакомство с рабочими профессиями» для учащихся 9-х классов. Содержание курсов имеет четко выраженную практическую направленность и реализуется на основе практико-ориентированных форм и методов организации занятий. По результатам курсов обучающиеся получают «Свидетельство об окончании элективного курса».
Следует отметить, что первыми знакомятся с содержанием этих курсов в формате презентаций родители девятиклассников, которых в начале года приглашают в техникум на экс-
БАБИЧ
Эльвира Александровна,
директор МАОУ СОШ № 167, Екатеринбург
К0РЯК0ВА
Анна Александровна,
заместитель директора по УМР МАОУ СОШ № 167, Екатеринбург
курсию. Таким образом, решение посещать курсы ученики принимают не спонтанно, это решение, во-первых, одобрено семьей, что очень значимо в плане первичного профессионального самоопределения, во-вторых, подкреплено договором о посещении элективных курсов, который заинтересованные родители подписывают со школой во время сентябрьского родительского собрания.
В летний период для учеников 7-8 классов организуется отряд профориентационной направленности «КРУТО», который входит в состав школьного летнего оздоровительного лагеря «Радуга». Ребята не просто отдыхают, но и посещают упомянутый выше техникум, знакомятся с профессиональной средой в процессе экскурсий на предприятиях — социальных партнерах: Уральском турбинном заводе, ОАО «Машиностроительный завод им. М. И. Калинина, ОАО «Завод № 9».
***
Различные формы внеклассной работы помогают раскрыть богатый внутренний мир ребенка, дают возможность понять, кто он, а значит, помогут ему применить свои способности в своей дальнейшей жизни, в будущей профессии. Творческое развитие умений и навыков помогает понять, что ты умеешь, можешь и хочешь в ней делать, получать и нести людям. И чем более полно раскрыт потенциал ученика, его возможности, эрудиция, интеллект, умение владеть собой, тем более адаптированным он будет к меняющимся условиям востребованности рынка труда.
Каждый наш ученик сделает профессиональный выбор для себя лично. И здесь нет хороших и плохих выборов. Важно, чтобы он сделал свой единственный, удовлетворяющий его профессиональный выбор и наметил собственный образовательный маршрут. И если он сделает это осознанно и ответственно, то успех в профессии и благосостояние в жизни будут обеспечены.
РЫЖКОВА
Тамара Владимировна,
учитель технологии, ответственный за профориентационную работу в МАОУ СОШ № 167, Екатеринбург
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА № 3/2014 21