Научная статья на тему 'Первые шаги к выбору будущей профессии'

Первые шаги к выбору будущей профессии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бабич Эльвира Александровна, Корякова Анна Александровна, Рыжкова Тамара Владимировна

Успешность профессионального самоопределения прежде всего зависит от сформированной внутренней активной позиции ученика, информированности о рынке профессий и образовательных учреждениях города. Поэтому поэтапное обучение школьников умению самоопределяться в профессиональной сфере, формирование у них образа своего профессионального будущего равносильно обучению конструированию своей жизненной цели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бабич Эльвира Александровна, Корякова Анна Александровна, Рыжкова Тамара Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Первые шаги к выбору будущей профессии»

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ В ШКОЛЕ

ТЕХНОЛОГИИ

Первые шаги к выбору будущей профессии

Успешность профессионального самоопределения прежде всего зависит от сформированности внутренней активной позиции ученика, информированности о рынке профессий и образовательных учреждениях города. Поэтому поэтапное обучение школьников умению самоопределяться в профессиональной сфере, формирование у них образа своего профессионального будущего равносильно обучению конструированию своей жизненной цели.

Профориентационная работа в нашей школе представляет собой систему взаимосвязанных компонентов урочной и внеурочной деятельности, дающую представление о мире профессий начиная с начальной школы. Урочной потому, что каждый учебный предмет имеет свои специфические возможности в осуществлении профориентации.

Помимо этого, в старших классах на протяжении пяти лет ведется курс «Твоя профессиональная карьера» в рамках образовательной области «Технология» (автор С. Н. Чистякова). Цель курса — актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда, их соотнесения в процессе профессиональных проб; развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях. На занятиях ученики знакомятся с миром профессий, проходят первичное тестирование, создают компьютерные презентации «Плюсы и минусы будущей профессии».

Знакомство с рабочими профессиями

С 2012 года школа активно сотрудничает с Екатеринбургским промышленно-техноло-гическим техникумом им. В. М. Курочкина, на базе которого проводятся элективные курсы «Знакомство с рабочими профессиями» для учащихся 9-х классов. Содержание курсов имеет четко выраженную практическую направленность и реализуется на основе практико-ориентированных форм и методов организации занятий. По результатам курсов обучающиеся получают «Свидетельство об окончании элективного курса».

Следует отметить, что первыми знакомятся с содержанием этих курсов в формате презентаций родители девятиклассников, которых в начале года приглашают в техникум на экс-

БАБИЧ

Эльвира Александровна,

директор МАОУ СОШ № 167, Екатеринбург

К0РЯК0ВА

Анна Александровна,

заместитель директора по УМР МАОУ СОШ № 167, Екатеринбург

курсию. Таким образом, решение посещать курсы ученики принимают не спонтанно, это решение, во-первых, одобрено семьей, что очень значимо в плане первичного профессионального самоопределения, во-вторых, подкреплено договором о посещении элективных курсов, который заинтересованные родители подписывают со школой во время сентябрьского родительского собрания.

В летний период для учеников 7-8 классов организуется отряд профориентационной направленности «КРУТО», который входит в состав школьного летнего оздоровительного лагеря «Радуга». Ребята не просто отдыхают, но и посещают упомянутый выше техникум, знакомятся с профессиональной средой в процессе экскурсий на предприятиях — социальных партнерах: Уральском турбинном заводе, ОАО «Машиностроительный завод им. М. И. Калинина, ОАО «Завод № 9».

***

Различные формы внеклассной работы помогают раскрыть богатый внутренний мир ребенка, дают возможность понять, кто он, а значит, помогут ему применить свои способности в своей дальнейшей жизни, в будущей профессии. Творческое развитие умений и навыков помогает понять, что ты умеешь, можешь и хочешь в ней делать, получать и нести людям. И чем более полно раскрыт потенциал ученика, его возможности, эрудиция, интеллект, умение владеть собой, тем более адаптированным он будет к меняющимся условиям востребованности рынка труда.

Каждый наш ученик сделает профессиональный выбор для себя лично. И здесь нет хороших и плохих выборов. Важно, чтобы он сделал свой единственный, удовлетворяющий его профессиональный выбор и наметил собственный образовательный маршрут. И если он сделает это осознанно и ответственно, то успех в профессии и благосостояние в жизни будут обеспечены.

РЫЖКОВА

Тамара Владимировна,

учитель технологии, ответственный за профориентационную работу в МАОУ СОШ № 167, Екатеринбург

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА № 3/2014 21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.