Потенциалрегиона
УДК 330.566.22(470.345)
ПЕРВИЧНЫЕ ДОХОДЫ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ*
Н.Н. ПОДОЛЬНАЯ,
кандидат экономических наук, доцент кафедры статистики, эконометрики и информационных технологий в управлении
Е-mail: [email protected] Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва
В статье описаны подходы к оценке распределения доходов в региональной экономике по методологии системы национальных счетов. По данным счета образования доходов региональных счетов Республики Мордовия дана оценка динамики и структуры первичных доходов. С применением статистических методов выявлены факторы динамики оплаты труда наемных работников.
Ключевые слова: система национальных счетов, регион, валовой региональный продукт, сектор, первичный доход, валовая прибыль, валовой смешанный доход, оплата труда, наемный работник
Результаты функционирования современной рыночной системы в значительной мере определяются возможностью получения доходов. Расширенное воспроизводство в региональной экономике и обеспечение достойного уровня и качества жизни населения зависят от результатов распределения доходов, прежде всего на стадии их образования. Сложившаяся экономическая система регулирует использование факторов труда и капитала в
* Статья подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта №14-12-13014 «Исследование региональных аспектов институциональной трансформации домашних хозяйств (на примере Республики Мордовия)».
производстве. Важность исследования структуры доходов, соотношения оплаты труда и прибыли связана с тем, что на его основе можно судить о распределении доходов между владельцами ресурсов производства. На макроуровне источником официальной статистической информации по структуре первичных доходов, каковыми являются прибыль и оплата труда наемных работников, являются национальные счета, установленные в России с 2013 г. в качестве официальной методологии описания национальной экономики [6].
В России, как и во многих крупных странах со значительными различиями в экономическом и социальном развитии отдельных регионов, для оценки их экономического потенциала и определения уровня экономического развития осуществляется построение региональных счетов. Россия не является исключением и в том, что из-за концептуальных сложностей на региональном уровне не составляется полный набор счетов системы, но рассчитываются региональные отраслевые агрегаты, связанные с производственной деятельностью. Выбор состава региональных счетов и статистических индикаторов осуществляется с учетом специфики страны и ресурсов, которые могут быть выделены для этой работы. Поэтому в России существует не только
Таблица 1
Динамика основных факторов производства в экономике Республики Мордовия в 2005-2012 гг. к предыдущему году, %
Показатель 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
Среднегодовая численность занятых в экономике 98,8 99,4 99,7 99,6 98,3 99,5 99,4 99,2
Индекс физического объема инвестиций в основной капитал 130,3 119,2 115,0 117,2 77,1 125,5 108,7 101,4
70 000 60 000 50 000 40 000 30 000 20 000 10 000 0
2 000 -- 1 800 -- 1 600 -- 1 400 -- 1 200 1 000 800 -- 600 -- 400 -- 200 0
2004
2005
2006
2007
2008
2009
2010
2011
2012
^^ Оплата труда наемных работников без учета скрытых оплаты труда
и смешанных доходов (левая шкала) I I Валовая прибыль экономики и валовые смешанные доходы (левая шкала) —ь— Другие чистые налоги на производство (правая шкала)
Рис. 1. Формирование добавленной стоимости в Республики Мордовия по источникам доходов, млн руб.
потребность в дальнейшем совершенствовании теоретических и методологических аспектов регионального счетоводства, но и в расширении аналитических возможностей использования региональных счетов, являющихся «полезным инструментом экономической политики» [10]. В Плане развития системы национальных счетов России на период с 2011 по 2017 г. отмечается, что гармонизацию и формирование интегрированной экономической статистики необходимо начинать на региональном уровне [7].
Интересным с точки зрения исследования первичных доходов является составляемый в России на региональном уровне счет образования доходов, построение которого статистическими органами осуществляется с 2000 г. Рассмотрим проблему образования доходов через призму регионального счетоводства на примере Республики Мордовия.
Динамика объемов основных факторов, вовлеченных в производство в Республике Мордовия, свидетельствует о превышении темпов роста объемов капиталовложений над ростом численности занятых в экономике региона (табл. 1). Это свиде-
тельствует о росте капиталоемкости экономической деятельности в регионе [9], что должно отражаться и на структуре первичных доходов в регионе.
Динамика показателей образования доходов Республики Мордовия за 2004-2012 гг. представлена на рис. 1.
По концепции системы национальных счетов в качестве первичных доходов от участия в производстве получают:
— наемные работники — оплату труда;
— владельцы капитала корпораций и квазикорпораций — прибыль;
— некорпорированные предприятия домашних хозяйств — смешанные доходы;
— государство — налоги на производство и импорт [10].
Распределение доходов, образовавшихся в результате производственной деятельности, между наемными работниками, корпорациями и предприятиями домашних хозяйств в регионе характеризуют данные по структуре ВРП Республики Мордовия в разрезе видов первичных доходов в текущих ценах (рис. 2).
60 т т 2
52 2 54 ' 3 53 ■ 4 52 2 1л8 51 7
! ШМ
2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
^^ Оплата труда наемных работников без учета скрытых оплаты труда
и смешанных доходов (левая шкала) I I Валовая прибыль экономики и валовые смешанные доходы (левая шкала) —Д— Другие чистые налоги на производство (правая шкала)
Рис. 2. Структура валового регионального продукта Республики Мордовия по источникам доходов в 2004-2012 гг., %
Анализ данных, представленных на рис. 2, свидетельствует, что динамика первичных доходов Республики Мордовия до 2010 г. в основном характеризовалась ростом долей валовой прибыли и валовых смешанных доходов и других чистых налогов на производство, т.е. доходов органов государственного управления от участия в распределении добавленной стоимости за счет сокращения доли оплаты труда. После 2009 г., наоборот, — ростом доли оплаты труда наемных работников, но сокращением долей валовой прибыли и валовых смешанных доходов и других чистых налогов на производство.
Однако в целом структура источников образования доходов в экономике Республики Мордовия, если оценивать структурные сдвиги по индексу и шкале, предложенных В.М. Рябцевым [8], отличалась тождественностью (0,01), что в целом свиде-
тельствует о стабильности процесса формирования структуры доходов от результатов производственной деятельности в регионе. Если сравнивать структуры первичных доходов в экономиках регионов Приволжского федерального округа и Республики Мордовия по тому же критерию, то в них, несмотря на существенные различия в структуре и масштабах производства региональных экономик по видам экономической деятельности, различия незначительны (табл. 2). Исключение составляет только Оренбургская область, в которой более трети валового регионального продукта создается видом деятельности «добыча полезных ископаемых», поэтому высока доля чистых других налогов на производство, т.е. доля государства в доходах от производства. В то же время в области самая низкая доля оплаты труда наемных работников.
Таблица 2
Характеристика различий структуры первичных доходов регионов Приволжского федерального округа в 2004-2012 гг. по индексу В.М. Рябцева
Субъект РФ 2004 2005 2007 2010 2011 2012 Уровень различия
Республика Марий Эл 0,021 0,044 0,044 0,003 0,023 0,009 Тождественность структур
Нижегородская область 0,033 0,040 0,018 0,036 0,047 0,019
Пензенская область 0,035 0,024 0,019 0,008 0,044 0,026
Ульяновская область 0,032 0,019 0,010 0,028 0,066 0,027
Чувашская Республика 0,034 0,021 0,003 0,053 0,070 0,039 Весьма низкий
Саратовская область 0,125 0,064 0,041 0,067 0,070 0,045
Кировская область 0,037 0,046 0,091 0,046 0,027 0,072 Низкий
Самарская область 0,102 0,096 0,078 0,084 0,104 0,090
Удмуртская Республика 0,102 0,123 0,110 0,085 0,113 0,113
Республика Татарстан 0,178 0,139 0,129 0,115 0,145 0,119
Пермский край 0,112 0,120 0,090 0,113 0,172 0,138
Республика Башкортостан 0,111 0,112 0,065 0,106 0,143 0,146
Оренбургская область 0,155 0,167 0,152 0,176 0,205 0,187 Существенный
Однако проблема оценки доходов состоит скорее всего в том, что на стадии образования и распределения доходов, как и на стадии производства, проявляется скрытая экономическая деятельность. Определение объемов скрытой оплаты труда российской статистикой пока производится по данным баланса денежных доходов и расходов населения с применением специальной методики, разработанной только для макроэкономического уровня, причем дальнейшей разбивки по видам деятельности, секторам и регионам не предусмотрено. Объем скрытой оплаты труда определяется как разница между суммарными расходами на все нужды домашних хозяйств, включая прирост их финансовых активов, и формально зарегистрированными доходами [3]. Недостатком методики является то, что к скрытой оплате труда наемных работников причисляются и смешанные доходы домашних хозяйств, включающие не только оплату трудозатрат, но и прибыль владельцев некорпорированных предприятий домашних хозяйств. В итоге (на уровне региона) в структуре добавленной стоимости часть оплаты труда наемных работников в скрытой форме (по инициативе «экономных» владельцев предприятий, применяющих при расчетах с работниками «серые» схемы) остается в составе валовой прибыли и смешанных доходов региона.
Органами государственного управления всех уровней признается, что скрытая заработная плата и в настоящее время обычное дело многих российских организаций, которые платят своим сотрудникам значительную часть заработной палаты «в конвертах» или, как говорят, серую зарплату [10]. Как ни прискорбно, исследования свидетельствуют, что в России все чаще реальный договор работника с работодателем имеет устный характер, а официальный документ — всего лишь ширма для проверяющих. Работники зачастую не только не знают, что записано в их договоре, но и не помнят о его существовании. Ведь никто не собирается соблюдать этот договор в плане гарантированности рабочего места, даже на формально оговоренный срок. Уволить могут в любое время и по любому поводу. И это дает колоссальный управленческий эффект [1]. Средняя зарплата, которую компании указывают в объявлениях о приеме на работу, и официальные размеры заработков в отчетах в службу занятости отличаются в несколько раз [11]. К примеру, в Республике Мордовия еще в 2005 г. в соответствии с Указом Главы Республики Мордовия от 08.02.2005
№ 238-УГ «О межведомственной специальной комиссии при Главе Республики Мордовия по преодолению негативных тенденций в экономике» [5] на территории республики осуществлялся ряд мероприятий, направленных на легализацию «теневой» заработной платы. Рассчитанный автором ущерб бюджету региона в результате сокрытия доходов составил примерно 904,2 млн руб. [4]. А в 2013 г. Глава Республики Мордовия вновь отдал распоряжение о проведении масштабной проверки организаций, выплачивающих своим работникам предельно низкие официальные зарплаты [2].
Доля валовой прибыли корпораций в составе валовой прибыли экономики в Республике Мордовия увеличилась с 60% в 2005 г. до 80,9% в 2006 г. Однако к 2009 г. произошло ее сокращение до 60,3%, а в 2012 г. доля прибыли достигла уже 78,2%.
Основными производителями доходов в регионе являются нефинансовые корпорации, на долю которых в 2012 г. приходилось более 60% заработной платы, почти 66% фактических отчислений на социальное страхование и более 88% других налогов на производство, почти 76% валовой прибыли и валовых смешанных доходов (рис. 3).
В валовой прибыли нефинансовых корпораций (табл. 3) преобладали доходы от обрабатывающих производств и строительства, на долю которых приходилось около 54-57% валовой прибыли сектора, а изменения в структуре валовой прибыли нефинансовых корпораций в разрезе видов экономической деятельности по шкале индекса Рябцева (0,087) можно оценить как низкий уровень различий структур.
В составе оплаты труда наемных работников, отражаемой в счете образования доходов, в 2005-2012 гг. наибольший удельный вес также принадлежал оплате труда наемных работников нефинансовых корпораций (около 70%), однако за указанный период происходило сокращение этой доли. Так, если в 2005 г. она составляла 73,1%, то в 2012 г. — только 60,43%, а в целом изменения в структуре оплаты труда наемных работников нефинансовых корпораций в разрезе видов экономической деятельности по индексу Рябцева (0,102) можно оценить как низкий уровень различий структур (табл. 4). Ведущей отраслью в структуре оплаты труда наемных работников нефинансовых корпораций являются обрабатывающие производства. Однако если в 2005 г. на долю обрабатывающих производств, транспорта и связи, строительства приходилось почти 65% оплаты труда, то в 2011 г. — только 63%.
100 -80 -60 -40 -20 -
0 -, , ,
Заработная плата, включая Фактические отчисления Другие чистые налоги Валовая прибыль
условные отчисления на социальное на производство и валовые смешанные
на социальное страхование страхование доходы
I I Домашние хозяйства Нефинансовые корпорации Органы государственного управления
Рис. 3. Структура валовой добавленной стоимости, созданной в регионе, по секторам и по видам первичных доходов в 2012 г., %
Таблица 3
Структура валовой прибыли нефинансовых корпораций Республики Мордовия
в 2005-2012 гг., %
Вид экономической деятельности 2005 2007 2009 2011 2012
Обрабатывающие производства 34,25 36,89 29,53 33,50 29,41
Строительство 20,48 14,52 16,39 23,75 20,08
Транспорт и связь 6,20 8,00 11,73 7,77 10,46
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 10,70 6,87 11,44 9,09 10,53
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 13,51 12,23 10,65 7,22 11,48
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 5,44 14,15 9,42 7,41 8,02
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 8,55 6,15 8,85 9,46 8,00
Гостиницы и рестораны 0,21 0,53 3,82 0,74 0,98
Образование 0,25 0,22 0,67 0,44 0,51
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 0,25 0,34 0,38 0,47 0,50
Таблица 4
Структура оплаты труда наемных работников нефинансовых корпораций Республики Мордовия в 2005-2012 гг., %
Вид экономической деятельности 2005 2007 2009 2011 2012
Обрабатывающие производства 38,26 37,06 34,21 32,85 36,05
Строительство 13,50 15,21 11,16 17,33 12,84
Транспорт и связь 13,21 10,73 12,26 13,05 6,19
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 7,23 8,84 12,09 10,74 11,47
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 10,62 8,80 11,37 9,65 10,44
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 3,93 5,64 8,65 7,00 8,06
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 9,48 9,89 5,64 5,75 6,19
Образование 1,36 1,36 1,45 1,21 1,13
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 1,01 1,27 1,54 1,15 1,19
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 0,56 0,77 0,95 0,60 1,20
Гостиницы и рестораны 0,45 0,34 1,74 0,59 0,60
88,46 3,67 75,97 1,78
65,87
60,43
4 4,17 21,76
7,83
Таблица 6
Структура валового дохода домашних хозяйств Республики Мордовия в 2005-2012 гг., %
Таблица 5
Распределение первичных доходов подсекторов домашних хозяйств
Показатель 2005 2006 2009 2011 2012
Соотношение оплаты труда наемных работников и валовых смешанных доходов домашних хозяйств, во сколько раз 2,1 2,3 1,7 3,1 4,7
Уровень занятости в неформальном секторе, % 13,8 18,4 34,1 24,7 26,7
Вид экономической деятельности 2005 2007 2009 2011 2012
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 61,2 57,8 55,1 51,8 44,0
Оптовая и розничная торговля 25,6 30,9 32,9 29,0 33,6
Транспорт и связь 7,4 2,3 3,7 7,4 8,9
Обрабатывающие производства 1,6 1,6 1,5 1,1 2,0
Операции с недвижимым имуществом, 1,5 1,3 0,7 3,9 5,8
аренда и предоставление услуг
Строительство 1,2 4,4 4,3 4,9 3,3
Гостиницы и рестораны 0,9 0,9 1,0 0,7 1,2
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 0,2 0,2 0,3 0,3 0,5
В 2012 г. в тройку лидеров вошел вид экономической деятельности «Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования», заменив вид деятельности «Транспорт и связь».
За 2005-2011 гг. доля валовых смешанных доходов домашних хозяйств в ВРП Республики Мордовия, напротив, сначала сократилась с 40% в 2005 г. до 19,1% в 2006 г., в 2009 г. она составила уже 37,7%, а к 2012 г. эта доля сократилась до 21,8%.
Фонд оплаты наемных работников в 2005 г. превышал валовой смешанный доход домашних хозяйств в 2,1 раза при уровне занятости населения в неформальном секторе экономики Республики Мордовия 13,84% от общей численности занятого населения региона. В 2011 г. при уровне занятости в неформальном секторе 24,7% — более чем в 3 раза, а в 2012 г. (26,7%) — более чем в 4,7 раза (табл. 5).
Такое положение, с одной стороны, свидетельствует либо о падении эффективности деятельности домашних хозяйств с точки зрения образования доходов по сравнению с корпоративным сектором, либо о росте интенсивности скрытых распределительных процессов, не учитываемых статистическими методами. Как свидетельствует специальное исследование, проведенное автором в 2011 г., более половины занятого населения в неформальном секторе не считают свою современную занятость единственно возможной даже с учетом сложившейся ситуации на рынке труда региона. Это говорит, с одной стороны, об их достаточно успешной социа-
лизации в данном секторе, подверженному меньшему контролю со стороны государства. Только 15% опрошенных респондентов хотели бы работать на предприятиях, являющихся юридическим лицом [12]. С другой стороны — об эффективности мероприятий в рамках государственной политики, направленной на повышение оплаты труда наемных работников.
В валовом доходе домашних хозяйств (табл. 6) преобладали доходы от сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства (50-60% до 2011 г., 44% в 2012 г.) и оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (25-34%).
Изменения в структуре валовых смешанных доходов по индексу Рябцева (0,24) можно оценить как «существенный уровень различий структур». Произошло значительное сокращение численности сельских жителей, занятых в неформальном секторе, в большей степени за счет сокращения вторичной занятости.
Для определения факторов, влияющих на величину оплаты труда наемных работников в Республике Мордовия как основного источника для финансирования институциональных единиц сектора домашних хозяйств региона, был проведен детерминированный факторный анализ оплаты труда наемных работников (без учета скрытых оплаты труда и смешанных доходов) за 2003-2012 гг. на основе мультипликативной модели. Наглядно величина факторного влияния, полученного по модели, представлена на рис. 4.
20 000
15 000
10 000
5 000
-5 000
-10 000
-15 000
ZZÀ
2004
2005
2006
2007
2008
2009
2010
2011
Ii
2012
I I Затраты труда в экономике региона I I Производительность труда
Цены Доля собственников капитала в ВРП
Соотношение оплаты труда наемных работников (без учета скрытых оплаты труда и смешанных доходов) и прибыли собственников капитала
Рис. 4. Факторная структура изменения оплаты труда наемных работников в Республике Мордовия в 2003-2012 гг., млн руб.
На основе анализа абсолютных величин стоимостных потоков, формируемых факторной динамикой, можно отметить, что наиболее масштабные изменения в динамике оплаты труда наемных работников, обусловленные выделенными в модели факторами, произошли в 2012 г. Они были вызваны не только ростом совокупных затрат труда, но и падением его производительности.
В целом за рассмотренный период наибольшее положительное влияние на величину оплаты труда наемных работников оказал рост интенсивности труда и цен на выпускаемую продукцию, а отрицательное влияние оказало изменение политики работодателей в области оплаты труда, характеризуемой соотношением оплаты труда наемных работников и доходов собственников капитала.
Таким образом, рассмотренный процесс образования доходов через призму региональных счетов дает основания для вывода о том, что отсутствие методики расчета скрытой оплаты труда, выплачиваемой работодателями по «серым» схемам на региональном уровне, не позволяет говорить о стабильности структуры добавленной стоимости по источникам формирования доходов как в Республике Мордовия, так и в других регионах России. Доходы некорпорированных предприятий домашних хозяйств Республики Мордовия значительно ниже
доходов подсектора наемных работников. Динамику величины оплаты труда наемных работников, как основного ресурса для финансирования институциональных единиц сектора домашних хозяйств, среди макроэкономических факторов региональной экономики в положительном направлении в большей степени определяли рост производительности труда и рост цен на выпускаемую в регионе продукцию. Тогда как в отрицательном направлении — изменение соотношения оплаты труда наемных работников и доходов собственников капитала в пользу последних. С учетом сложившейся ситуации в региональной экономике такое положение опасно как с точки зрения стимулирования дальнейшего развития человеческого капитала в регионе, так и усиления миграционного оттока рабочей силы из региона.
Список литературы
1. Бизюков П. Диктатура прекариата. URL: http://rn.gazeta.rn/comments/2014/04/29_x_6013393. shtml.
2. Зотикова В. В Мордовии за «серую» зарплату предприятия лишат налоговых льгот. URL: http:// www.rg.ru/2013/11/29/reg-pfo/zarplata.html.
3. Любушин Н.П. Экономический анализ: учеб. для студентов вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. 575 с.
0
4. Мониторинг теневой экономики // Бюллетень Научного центра социально-экономического мониторинга Республики Мордовия. Саранск: ГКУ РМ НЦСЭМ, 2007. С. 35.
5. О межведомственной специальной комиссии при Главе Республики Мордовия по преодолению негативных тенденций в экономике (вместе с Положением о межведомственной специальной комиссии при Главе Республики Мордовия по преодолению негативных тенденций в экономике): Указ Главы Республики Мордовия от 08.12.2005 № 238-УГ (в ред. от 27.03.2006).
6. Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.11.2007 № 282-ФЗ.
7. Об утверждении Плана развития системы национальных счетов в Российской Федерации
на период с 2011 по 2017 год: приказ Росстата от 30.03.2011 № 81.
8. Региональная статистика: учеб. / под ред. Е.В. Заровой, Г.И. Чудилина. М.: Финансы и статистика, 2006. 624 с.
9. Регионы России. Социально-экономические показатели. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/con-nect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/cata-log/doc_1138623506156.
10. Система национальных счетов 2008 / Европейская комиссия, МВФ, ОЭСР, ООН, Всемирный банк. Нью-Йорк, 2012. 468 с.
11. Сколько стоит «конверт» — ужесточается борьба с серыми зарплатами. URL: http://www.audit-it.ru/news/personnel/622435.html .
12. Социализация в неформальном секторе Республики Мордовия // ЭКО. 2012. № 10. С. 154-167.
Economic analysis: theory and practice Region's potential
ISSN 2311-8725 (Online) ISSN 2073-039X (Print)
PRIMARY INCOME IN THE REGIONAL ECONOMY Natal'ya N. PODOL'NAYA
Abstract
The article describes the approaches to estimation of the distribution of income in the regional economy on the methodology of the system of national accounts The author evaluates the dynamics and structure of primary income according to the generation of income account of regional accounts of the Republic of Mordovia. Applying statistical methods, the author identifies factors of dynamics of compensation of hired workers .
Keywords: system, national accounts, region, gross regional product, sector, primary income, gross profit, gross mixed revenue, compensation, wage-worker
References
1. Bizyukov P. Diktaturaprekariata [The dictatorship of the precariat]. Available at: http://rn.gazeta.ru/ comments/2014/04/29_x_6013393.shtml. (In Russ.)
2 . Zotikova V. VMordovii za "seruyu" zarplatu predpriyatiya lishat nalogovykh l 'got [In Mordovia the
enterprises will be deprived of tax benefits for illegal salary]. Available at: http://www.rg.ru/2013/11/29/reg-pfo/zarplata .html. (In Russ.)
3 . Lyubushin N . P. Ekonomicheskii analiz [Economic analysis]. Moscow, YUNITI-DANA Publ., 2010,575 p.
4. Monitoring tenevoi ekonomiki. Byulleten' Nauchnogo tsentra sotsial 'no-ekonomicheskogo monitoringa Respubliki Mordoviya [Monitoring of the shadow economy. Bulletin of the Scientific center of social and economic monitoring of the Republic of Mordovia]. Saransk, 2007, p. 37.
5. Decree of the Governor of Mordovia "On Interdepartmental special commission under the Governor of Mordovia on overcoming negative tendencies in the economy (together with "The provision on the interdepartmental special commission under the Governor of Mordovia on overcoming negative tendencies in the economy" of December 08, 2005 № 238-UG. (In Russ.)
6. RF Federal Law "On Official statistical account and system of the State statistics in the Russian Federation" of November 29, 2007 № 282-FZ. (In Russ.)
7. Order of the Federal State Statistics Service "On Approval of the Development plan of the system of national accounts in the Russian Federation for 2011-2017" of March 30, 2011 № 81.
8. Regional'naya statistika: uchebnik [Regional statistics: a manual]. Moscow, Finansy i statistika Publ., 2006, 624 p.
9 . Regiony Rossii. Sotsial'no-ekonomicheskie po-kazateli [Regions of Russia. Socio-economic indexes]. Available at: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/ doc_1138623506156. (In Russ.)
10. System of national accounts 2008. European commission, IMF, OECD, UN, World Bank. New York, 2012, 468 p.
11. Skol'ko stoit "convert" — uzhestochaetsya bor 'ba s serymi zarplatami [How much does the "en-
velope" cost? The fight against illegal salaries gets tougher]. Available at: http://www.audit-it.ru/news/per-sonnel/622435.html. (In Russ.)
12. Sotsializatsiya v neformal'nom sektore Re-spubliki Mordoviya [Socialization in the informal sector of the Republic of Mordovia]. EKO — EKO, 2012, no. 10, pp.154-167.
Natal'ya N. PODOL'NAYA
Ogarev Mordovian State University,
Saransk, Republic of Mordovia, Russian Federation
Acknowledgments
The publication has been prepared within the framework of the RSSF supported scientific project No. 14-1213014: "A Study of regional aspects of the institutional transformation of households (the Republic of Mordovia as a case study)".