УДК 334.713/. 714
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ РЕГИОНА: УСЛОВИЯ, ФАКТОРЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ
Н. Н. ПОДОЛЬНАЯ,
кандидат экономических наук, доцент кафедры статистики E-mail: podolnaya1@yandex. ru Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева
В статье на основе данных региональных счетов дана оценка производственной деятельности домашних хозяйств Республики Мордовия, их продуктивности и доходов. Определено влияние производственной деятельности домашних хозяйств региона на уровень потребления населения (реальный уровень благосостояния).
Ключевые слова: региональная экономика, региональная статистика, домашнее хозяйство, сектор домашних хозяйств, валовая добавленная стоимость, фактическое конечное потребление, валовой региональный продукт, статистические методы.
Домохозяйства играют определяющую роль в функционировании региона, представляющего собой целостную социально-экономическую систему, обладающую общностью экономической, политической и духовной жизни, общим историческим прошлым, культурным и социальным своеобразием. Как известно, в регионе, в котором живет человек, происходят его социализация, формирование, сохранение и трансляция норм образа жизни, сохранение и развитие (или напротив — разрушение и деградация) природных и культурных богатств. В социально-экономической системе региона реализуется экономическая активность населения. Социально-экономическая система региона является своего рода мезофактором социализации населения, проживающего на территории региона.
Декларируемой основной целью развития регионов России, в частности Республики Мордовия, является «достижение высоких показателей качества жизни населения при обеспечении устойчивого экономического развития и решении экологических и инфраструктурных проблем» [14, с. 4].
Оценки уровня и качества жизни населения региона в российской статистической практике основываются преимущественно на данных обследований бюджетов домашних хозяйств, балансов денежных доходов и расходов населения. В исследованиях уровня жизни один человек или небольшая группа лиц, как связанных, так и не связанных родством, которые живут вместе, объединяют часть или все свои доходы и активы и коллективно потребляют некоторые виды товаров и услуг (в основном жилищные), рассматриваются как домашнее хозяйство.
Одним из важнейших перспективных направлений развития оценки реального уровня экономического благосостояния является разработка секторальных счетов в рамках утвержденной методологии системы национальных счетов (СНС) [10]. Пока проблемой аналитической ценности данных уже разрабатываемых счетов сектора «Домашние хозяйства» как на уровне страны в целом, так и на уровне региона является прежде всего запаздывание сроков их официальной публикации на два года.
Домашнее хозяйство как экономический субъект выражает отношения, складывающиеся между
Трудовые Трудовая или производственная Человеческий капитал
Материальные Предпринимательская Труд
РЕСУРСЫ Финансовые ч -1 н н Потребительская 4 -с н < Сбережения
Социальные я а и Воспроизводственная -1 н -С к ^ ег В Си Потребление
Информационные ^ е Сберегательная Продукты
Интеллектуальные Финансовая Услуги
Специфические Организационная Инвестиции
Расширенное воспроизводство человеческого капитала
Рис. 1. Модель функционирования домашнего хозяйства
индивидами, использующими ресурсы, которыми они владеют, для обеспечения удовлетворения своих потребностей и потребностей участников, образуемых ими домохозяйств, а также обмена с другими субъектами экономики в целях расширенного воспроизводства человеческого капитала. Сложность исследования домашнего хозяйства заключается в том, что его функционирование обусловлено комплексом взаимосвязанных экономических и институциональных факторов.
Наглядно модель функционирования домашнего хозяйства можно представить в виде схемы (рис. 1).
Субъектами домохозяйства являются его участники. Это лица, объединенные родственными (семейными) и другими видами отношений (дружескими, отношениями взаимопомощи). Домашние хозяйства могут быть представлены как отдельными индивидами (например, индивидуальными предпринимателями); так и семьями, которые не используют наемного труда; а также коллективами, в которых индивид или семья (собственники ресурсов) используют наемный труд.
Субъекты домохозяйства осуществляют деятельность по созданию, распределению, использованию (потреблению) и обмену различными видами ресурсов как внутри домохозяйства, так и с внешними по отношению к нему экономическими субъектами — другими домохозяйствами, фирмами, государством.
Как экономический субъект домохозяйство взаимодействует с другими экономическими субъектами — фирмами и государством, — которые задают через спрос на рабочую силу определенной
квалификации параметры человеческого капитала по поводу обмена собственных ресурсов в целях расширенного воспроизводства человеческого капитала. В рыночной экономике обмен домашних хозяйств факторами производства с государством и с фирмами расширяется.
Среди собственных ресурсов домохозяйств можно выделить: трудовые (человеческий капитал, интеллектуальные и предпринимательские способности), материальные (земля, имущество, недвижимость), финансовые, информационные, социальные, специфические (способность к деторождению, бюджет времени, лидерские качества).
Сущность домохозяйства как экономического субъекта проявляется в его функциях. Функции домохозяйства затрагивают все важнейшие сферы деятельности общества и во многом определяют происходящие в них социально-экономические процессы. Система функций домашнего хозяйства опосредует направления его взаимодействия с другими хозяйствующими субъектами. Каждое отдельное домохозяйство может реализовать в разной степени присущие ему функции, однако без домашнего хозяйства не может быть обеспечено главное — формирование и накопление человеческого капитала.
Домохозяйство функционирует в рыночной экономике как обособленная в экономическом плане производственная единица. В СНС, исходя из особенностей экономического поведения, определяемого целями, функциями и источниками финансирования, все домашние хозяйства объединяются в сектор «Домашние хозяйства» [6].
Основной функцией сектора домашних хозяйств как субъекта экономической деятельности, отличающей его экономическое поведение, является функция потребления. Однако домашние хозяйства могут быть как потребителями, так и производителями товаров и услуг и осуществлять производственную деятельность в форме индивидуальных предприятий (без образования юридического лица) либо неформально (без регистрации) с целью обеспечения продукцией собственных потребностей или реализации ее на рынке. Поэтому очевидна
необходимость проведения исследования влияния на потребление домашних хозяйств производственной деятельности, которую они осуществляют.
Трудовая, или произ -водственная, функция домашних хозяйств направлена на осуществление трудовой деятельности по ведению домашнего хозяйства, ведение личного подсобного хозяйства, осуществление традиционных домашних работ и реализацию трудового потенциала, а также взаимное и многостороннее партнерство членов домохозяйств, основанное на деловом взаимодействии [15].
Масштабы реализации производственной функции домашних хозяйств России в рамках границ производства СНС с учетом валовой добавленной стоимости (ВДС) представлены на рис. 2.
Как видно из рис. 2, в период кризиса целью домохозяйств становится выживание, которое базируется на стремлении сохранить и защитить основные функции, снизить социальные издержки, поэтому растут занятость в неформальном секторе и производство домашними хозяйствами товаров для собственного конечного использования (с 10,4 % в 2007 г. до 16,5 % в 2008 г.).
Производственную функцию домашних хозяйств можно рассматривать в двух аспектах: как внешнюю, когда речь идет о представлении ими факторов производства на рынки ресурсов, и как внутреннюю, к которой можно отнести хозяйственно-бытовую функцию. Внешняя производственная функция может принимать пассивные формы в виде предоставления на рынке труда наемной рабочей силы и активные формы, к которым можно отнести индивидуально-трудовую и частнопредпринимательскую деятельность, семейный бизнес [15, с. 110].
Термин «предприятие» применительно к предприятиям домашних хозяйств используется в широком смысле. Он включает не только производственные единицы, использующие наемный труд, но и производственные единицы, которые находятся в собственности и управляются отдельными лицами, ведущими деятельность как самостоятельно занятые лица в одиночку или с помощью членов семьи.
10,5
-а 9,0 7
5 ............................................................................................................................................
|'1 Доля выпуска сектора домашних хозяйств в выпуске экономики РФ в основных ценах
^^"Корректировка ВДС РФ на операции неформального сектора экономики и на производство
домашних хозяйств для собственного конечного использования —Л—Корректировка ВДС РФ в основных ценах на неформальную деятельность домашних хозяйств
Рис. 2. Производственная деятельность домашних хозяйств РФ в 2003—2010 гг., % [5]
Деятельность может осуществляться внутри или вне принадлежащего предпринимателю дома; она может осуществляться в конкретном помещении или без определенного местоположения. Исходя из этого, независимые уличные торговцы, водители такси и т. д. рассматриваются как предприятия [1].
Производственная деятельность домашних хозяйств отличается разнообразием производимой продукции и оказываемых услуг и масштабами деятельности. Среди типичных характеристик предприятий домашних хозяйств обычно выделяются: малый размер, высокие мобильность и оборот, сезонные изменения деловой активности, сосредоточение в специфических районах, отсутствие узнаваемых признаков идентификации, отсутствие необходимых записей, невозможность или сложность получения какой-либо информации о производственной деятельности. «Производственная программа» домашнего хозяйства определяется особенностями и объемом потребляемых им товаров, работ и услуг, а также экономической активностью его членов.
Домашние хозяйства также являются наиболее лояльными потребителями товаров и услуг повседневного спроса неформального сектора, так как они не обременены фискальным контролем и являются обладателями неучтенной наличности, непосредственно направляемой на потребление.
Рейтинг Республики Мордовия среди регионов Приволжского федерального округа (далее — ПФО) по отдельным показателям напряженности на рынке труда (уровень безработицы, уровень занятости, среднее время поиска работы безработными, удельный вес безработных, ищущих работу 12 мес. и более) демонстрирует хоть и незначительное, но улучшение ситуации на рынке труда республики (рис. 3).
80
70
50
8, 40
10
14,5
13,8
2004
2005
Частично сдерживает рост безработицы в республике рост неформальной занятости, в том числе и в неформальном секторе. Так, высокий уровень занятости в Республике Мордовия в 2008 г. (69,3 %) скорее всего во многом обеспечивался самым высоким уровнем занятости в неформальном секторе (34,5 %) за рассматриваемый период. Вместе с тем, как следует из рис. 3, при сравнимом уровне занятости в неформальном секторе уровень занятости как населения в возрасте 15—72 лет, так и в трудоспособном возрасте в 2010 г. был примерно на 5 % выше, чем в 2004 г.
Миграционный отток — одна из актуальных проблем регионов ПФО. Из покинувших Республику Мордовия каждый четвертый переезжает в Нижегородскую, Самарскую, Пензенскую или Ульяновскую область. Лидирующие позиции среди прочих регионов по приему новых жителей из Республики Мордовия занимают Москва и Московская область [4].
Почти три четверти межрегиональных мигрантов —трудоспособное население. Так, в 2010 г. половина мигрантов были в возрасте 16—29 лет. В 2010 г. активность выезда трудовых ресурсов Республики Мордовия на работу в другие регионы составляла около 7 % численности занятого населения (для сравнения: в РФ самый высокий уровень по этому показателю — в Республике Адыгея — 17 %) [16].
В Республике Мордовия реализуется много программ по привлечению трудоспособного населения к официальной предпринимательской деятельности и сохранению мотивации к трудовой деятельности у безработных граждан, к получению дополнительного дохода [7].
При содействии органов исполнительной власти в республике создана инфраструктура поддержки занятости и предпринимательства. По результатам конкурсного отбора Республике Мордовия предоставлены средства федерального бюджета, предусмотренные на государственную поддержку малого предпринимательства по следующим направлени-
75,2 -ж-
34,5
76,4
34,2
18,5
17
14,1
40
- 35
- 30
- 25
- 20
- 15
- 10
5
2006
2007
2008
2009
2010
Уровень занятости в неформальном секторе —□—Уровень занятости населения (в возрасте 15-72 лет) —Ж—Уровень занятости трудоспособного населения
Рис. 3. Динамика занятости населения в Республике Мордовия в 2004—2010 гг., %
ям: «Программы поддержки начинающих — гранты начинающим на создание собственного бизнеса», «Развитие микрофинансирования», «Субсидирование части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях, и лизинговым договорам», «Гарантийные фонды»; «Создание новых и развитие действующих микрофинансовых организаций», «Поддержка начинающих предпринимателей (приоритетные направления: производство, строительство, транспорт, бытовое обслуживание, сельское хозяйство, социальная сфера, общественное питание)», «Комплекс мероприятий «Вовлечение молодежи Республики Мордовия в предпринимательскую деятельность».
Выдаются субсидии на оплату части процентов за пользование кредитами российских кредитных организаций, «микрозаймы» — гранты начинающим предпринимателям; поручительства автономного учреждения (АУ) «Гарантийный фонд кредитного обеспечения Республики Мордовия». Ведутся реестры субъектов малого и среднего предпринимательства — получателей поддержки.
Однако потенциальные возможности малого и среднего бизнеса не в полной мере использованы в социально-экономическом развитии Республики Мордовия [3, с. 22]. В рамках Комплексной программы развития и государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Мордовия на 2011—2015 гг. будет продолжена
0
35 30 25 20 15 10 5
реализация государственной политики финансовой, информационной, кадровой поддержки инновационных, производственных и новых социально-значимых проектов субъектов малого предпринимательства [2].
Мероприятия по снижению напряженности на рынке труда в Республике Мордовия направлены на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собствен -ное дело, дополнительных
рабочих мест для трудоустройства безработных граждан. Вместе с тем, поскольку в качестве критерия определения единиц неформального сектора в статистике занятости на основе данных выборочных обследований принят критерий отсутствия государственной регистрации в качестве юридического лица, можно предполагать, что указанные мероприятия способствуют росту неформального (некорпоративного) сектора экономики (табл. 1).
Данные сплошного статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего бизнеса «Малый бизнес большой страны» позволили выявить закономерность в распределении регионов ПФО по типу институциональных единиц малого бизнеса [8]. Чем выше интенсивность развития некорпоративного сектора малого бизнеса (индивидуального предпринимательства) в регионе, тем ниже интенсивность развития корпоративного.
11
о® с® ^ ^ лР л
/'///////' V//
□Количество индивидуальных предпринимателей в расчете на 1 000 чел. населения □ Количество малых предприятий в расчете на 1 000 чел. населения
Рис. 4. Распределение регионов ПФО по типу институциональных единиц малого бизнеса, %о
В Республике Мордовия самая низкая интенсивность развития корпоративного малого бизнеса среди регионов ПФО. Население предпочитает создавать некорпоративные предприятия, т. е. заниматься индивидуальным предпринимательством (рис. 4), а не создавать малые предприятия, зарегистрированные в качестве юридического лица.
В Республике Мордовия за 2004—2009 гг. общая численность занятых в хозяйствах населения производством продукции сельского, лесного хозяйства, охоты, рыболовства, традиционного вида деятельности для домашних хозяйств в целом сократилась незначительно — на 3,8 % (табл. 2) [17]. Но существенно изменились состав и структура занятых в домашних хозяйствах этим видом деятельности за счет увеличения численности занятых производством продукции для реализации (в 2,6 раза), учитываемой в общей численности за-
Таблица 1
Динамика численности и уровня занятости в неформальном секторе Республики Мордовия в 2004—2011 гг., тыс. чел.
Показатель 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Занятые в неформальном секторе, всего 60,18 55,88 77,25 74,53 159,84 150,22 61,36 107,83
В том числе занятые:
— только в неформальном секторе 46,31 38,81 48,83 47,29 102,15 103,51 44,83 91,71
— в неформальном секторе и вне его 13,87 17,07 28,42 27,24 57,69 46,72 16,54 16,13
Из них занятые дополнительной рабо- 13,87 17,07 28,42 27,24 57,69 46,72 16,43 16,13
той в том же секторе
Уровень занятости в неформальном 14,5 13,8 18,5 17,0 34,5 34,2 14,1 24,7
секторе, % от общей численности
занятого населения
нятых в неформальном секторе, и, напротив, за счет сокращения численности занятых производством продукции для собственного потребления (почти на 40 %). Население стало чаще заниматься этим видом деятельности для реализации полученной продукции в дополнение к доходам от другой занятости (рост — 3,5 раза), чем как основным (рост — 2,1 раза). Значительное сокращение затронуло численность населения, производящего продукцию для собственного потребления и имеющего другое доходное занятие.
Согласно опросу, в котором приняли участие более 500 жителей Республики Мордовия в возрасте 18 лет и старше, занятых в неформальном секторе экономики, 37,1 % считают Республику Мордовия благоприятным регионом для развития частной инициативы; 35,7 % затруднились дать оценку, а 27,2 % выразили негативную оценку. При этом почти половина опрошенных считают, что за последние три — четыре года взаимоотношения между властями и предпринимателями в Республике Мордовия не изменились, чуть меньше — считают, что улучшились, а почти десятая часть опрошенных отмечают ухудшение. Среди тех, кто занят в неформальном секторе свыше 10 лет, а их мнение можно считать объективным, оценка динамики во взаимоотношениях властей и предпринимателей в Республике Мордовия примерно такая же: только третья часть отмечают улучшение, более 50 % — их неизменность, а остальные (около 15 %) — ухудшение [11].
За 2004—2010 гг., несмотря на реальный рост объемов выпуска сектора домашних хозяйств на 12 %, а добавленной стоимости на 4 %, влияние
производственной деятельности сектора домашних хозяйств Республики Мордовия как на выпуск товаров и услуг, так и на экономические результаты в регионе снизилось (табл. 3).
Максимально значимого для республики вклада в создание регионального продукта достигали домашние хозяйства Мордовии в 2005 г., когда региональный продукт составил немногим более пятой части ВРП. За 2004—2010 гг. доля домашних хозяйств в валовом выпуске товаров и услуг сократилась на 2 процентных пункта, а вклад в создание ВДС, в том числе в результате опережающего роста объемов производственных затрат, сократился на 5,6 процентных пункта. Производственная деятельность домашних хозяйств становится более затратной за счет как изменения структуры затрат, так и опережающего по сравнению с другими секторами роста цен. Так, если ежегодный прирост цен на промежуточное потребление домашних хозяйств составлял в среднем примерно 15 %, то в секторе «Нефинансовые предприятия» (основного производителя товаров и нефинансовых услуг) — только 11 %.
Производственная деятельность домашних хозяйств продолжает оставаться высокопродуктивной (по доле добавленной стоимости в валовом выпуске) (табл. 4). Но за рассматриваемый период падение продуктивности составило более 10 процентных пунктов — с 66,3 % в 2004 г. до 54,7 % в 2010 г., тогда как продуктивность нефинансовых корпораций за тот же период практически не изменилась и составила около 40 %. Однако даже при значительном снижении продуктивности и
Таблица 2
Занятость населения производством в домашнем хозяйстве товаров и услуг в 2004 и 2009 гг.
Показатель Численность, тыс. чел. Доля занятых в общей численности, % Темп роста численности, °%
2004 2009 2004 2009
Занятые в домашних хозяйствах производством продукции сельского, лесного хозяйства, охотой, рыболовством, всего 225,5 217,0 100,0 100,0 96,2
В том числе продукции, предназначенной: • для реализации: 40,7 106,0 18,0 48,8 2,6
— занятые только этой деятельностью 26,2 54,0 64,4 50,9 2,1
— имеют другое доходное занятие 14,5 51,0 35,6 48,1 3,5
• для собственного конечного потребления: 184,8 111,0 82,0 51,2 60,1
— занятые только этой деятельностью 84,2 46,0 45,6 41,4 54,6
— безработные 8,1 5,0 9,6 10,9 61,7
— экономически неактивные 76,2 40,0 90,5 87,0 52,5
— имеют доходное занятие 100,6 65,0 54,4 58,6 64,6
Источник: [17, с. 97, 901].
Таблица 4
Динамика продуктивности и эффективности производственной деятельности секторов домашних хозяйств и нефинансовых предприятий в Республике Мордовия в 2004—2010 гг., %
Таблица 3
Динамика производственной деятельности сектора домашних хозяйств Республики Мордовия в 2004—2010 гг., %
Темп роста
Показатель 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2004—2010, во сколько раз 2006— 2010, %
Выпуск — 110,9 110,1 102,1 107,6 97,6 85,2 1,12 91,4
Промежуточное потребление — 110,5 115,1 103,8 116,7 93,0 87,0 1,25 98,0
Валовая добавленная стои- — 111,1 107,5 101,2 102,2 100,9 83,8 1,04 87,5
мость в основных ценах
Доля в выпуске экономики 13,5 13,7 13,0 11,3 12,2 14,2 11,5 0,85 0,88
региона
Доля в ВДС экономики региона 19,9 21,2 19,1 16,3 16,4 17,6 14,3 0,72 0,75
Год Сектор домашних хозяйств Сектор нефинансовых предприятий
Продуктивность Эффективность производственных затрат Продуктивность Эффективность производственных затрат
2004 66,3 196,6 40,1 66,8
2005 66,6 199,6 36,6 57,8
2006 64,3 179,9 37,5 60,0
2007 62,5 167,0 37,9 61,1
2008 58,4 140,6 38,3 62,1
2009 55,2 123,2 39,1 64,2
2010 54,7 120,8 39,3 64,7
эффективности эффективность производственной деятельности домашних хозяйств в 2 раза и более превышает эффективность производственной деятельности в секторе нефинансовых предприятий. При этом темп снижения продуктивности в секторе домашних хозяйств за рассматриваемый период составил 17,5 %, а темп снижения эффективности производственных затрат — 38,6 %, в секторе нефинансовых предприятий эти показатели составили соответственно 2,0 и 3,1 %
За 2004—2010 гг. произошли изменения, связанные со значительным сокращением в структуре выпуска домашних хозяйств доли сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства, в то же время наблюдается рост строительства, оптовой и розничной торговли; ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, финансовой деятельности, гостиниц и ресторанов. Но в динамике в указанный период, так же как и в период 2006—2010 гг., структуру выпуска домашних хозяйств отличал низкий уровень различий (оценка по шкале В. Рябцева [12, с. 71—72]).
Доля домашних хозяйств наемных работников в доходах от производственной деятельности несколько сократилась, а валовой прибыли и валовых
смешанных доходов увеличилась, но в целом структура первичных доходов в 2010 г. тождественна структуре 2004 г. (табл. 5).
Доля валовых смешанных доходов домашних хозяйств в добавленной стоимости Республики Мордовия сократилась с 25,9 % в 2005 г. до 16,3 % в 2010 г. В 2005 г. соотношение валового смешанного дохода домашних хозяйств и фонда оплаты наемных работников составляло почти 0,54, тогда как в 2010 г. — 0,33. Это говорит о том, что за рассматриваемый период разрыв в масштабах доходов подсекторов домашних хозяйств — некорпорированных предприятий домашних хозяйств и наемных работников — только увеличивался. Хотя занятость населения в неформальном секторе, несмотря на колебания в течение периода, в 2004 и 2010 гг. сравнима как по численности (около 60 тыс. чел.), так и по уровню (около 14 % от общей численности занятых) (см. табл. 1), однако структуру ВРП Республики Мордовия по источникам доходов нельзя считать достаточно точной. Так, в ней приведены данные по оплате труда без учета скрытой оплаты труда и смешанных доходов [9].
Как показывают данные табл. 6, доходы домашних хозяйств Республики Мордовия за 2004—
Таблица 5
Структура первичных доходов в Республике Мордовия в 2004—2010 гг., %
Показатель 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Оплата труда наемных работников (без учета скрытых оплаты труда и смешанных доходов) 49,3 46,8 44,2 45,2 46,2 49,7 48,8
Другие чистые налоги на производство 0,8 1,0 1,5 1,4 1,6 1,8 1,5
Валовая прибыль экономики и валовые смешанные доходы 49,9 52,2 54,3 53,4 52,2 48,5 49,7
2010 гг. реально увеличились на три четверти, но по среднедушевым доходам населения Республика Мордовия стабильно отставала от других регионов ПФО и занимала 12-е из 14 мест [13].
Однако дифференциация доходов (доходы 10 % самых богатых в Республике Мордовия превышают доходы 10 % бедных в 11,6 раза) вышла за пределы социальной безопасности (в мировой практике считается допустимым такой разрыв в 10 раз), что может привести к антагонизму социальной структуры.
Среди источников доходов оплата труда населения Республики Мордовия (см. табл. 6) пока сохраняла лидирующее положение. Но ее значение, как и значение доходов от предпринимательской деятельности, снижалось, причем значительно. В структуре доходов населения удельный вес так называемых других доходов (включающих «скрытые» доходы, доходы от продажи валюты, денежные переводы и пр.), сопоставимый по величине с уровнем социальных выплат, составлял без малого четверть всех доходов.
На региональном уровне счет использования располагаемого дохода полностью не разрабатывается, так как в настоящее время невозможно определить показатель располагаемого дохода, оп-
ределяется только фактическое конечное потребление домашних хозяйств региона. Однако методика расчета показателей потребления домашних хозяйств на региональном уровне имеет определенные особенности, связанные с открытостью региональной экономики и особенностями информационной базы, используемой для расчетов (при проведении расчетов допускается, что все операции в границах региональной экономики осуществляются только ее резидентами; потребление коллективных услуг учитывается по месту их производства; исключается стоимость услуг финансового посредничества из конечного потребления услуг).
Соотношение показателей ВРП и фактического конечного потребления домашних хозяйств регионов ПФО, а также доля социальных трансфертов в натуральной форме в объеме фактического конечного потребления домашних хозяйств региона за 2010 г. представлены на рис. 5 [5]. Так, в Республике Татарстан отмечаются высокий уровень благосостояния населения региона и перспективы его роста, учитывая объем предложения на региональном рынке товаров и услуг и платежеспособного спроса. В Республике Мордовия — самый низкий уровень фактического конечного потребления на душу населения среди регионов ПФО
Таблица 6
Динамика структуры доходов населения Республики Мордовия по источникам в 2004—2010 гг., % к предыдущему году
Показатель 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 Изменение за 2004—2010 гг. %
Реальные денежные доходы населения 105,0 110,0 107,4 114,7 118,4 101,5 107,7 75,4
Доходы от предпринимательской деятельности 10,7 10,0 9,9 9,1 8,5 8,9 8,2 —2,5
Оплата труда 48,0 46,3 48,2 48,9 47,2 40,5 37,5 —10,5
Социальные выплаты 20,5 22,1 22,1 20,6 20,0 22,1 25,9 5,4
Доходы от собственности 4,2 4,0 4,0 5,0 4,9 5,8 6,4 2,2
Другие доходы (включая «скрытые», от продажи валюты, денежные переводы и пр.) 16,6 17,6 15,8 16,4 19,4 22,7 22,0 5,4
Индекс В. Рябцева 0,034 0,023 0,025 0,019 0,032 0,072 0,048 0,13
Уровень различий структур по индексу В. Рябцева Весьма низкий Тождественный Весьма низкий Низкий Весьма низкий Низкий
300 -| 250 -200 150 -100 -50 0
(61—65 % от среднего по округу), а значит, самый низкий уровень экономического благосостояния.
Для оценки динамики реального благосостояния населения региона среднедушевое фактическое потребление домашних хозяйств было скорректировано с учетом покупательной способности населения, т. е. определено соотношение среднемесячного фактического конечного потребления в расчете на душу населения и стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг, используемого для межрегиональных сопоставлений покупательной способности населения.
Установлено, что за рас -сматриваемый период более чем троекратный рост среднедушевого фактического потребления домашних хозяйств населения республики сопровождался падением покупательной способности более чем наполовину. В результате реально фактическое конечное потребление домашних хозяйств увеличилось только в 1,5 раза. До 2008 г. скорректированное с учетом покупательной способности населения фактическое потребление увеличивалось ускоренными темпами, но в 2009 г. эти темпы замедлились (рис. 6). Достигнув максимального уровня в 2009 г., в 2010 г. по сравнению с предыдущим годом оно снизилось. Судя по сокращению доли социальных трансфертов в натуральной форме в фактическом конечном потреблении домашних хозяйств на 4,7 %, на протяжении всего периода происходило сокращение выгод домашних хозяйств от финансирования их фактического конечного потребления государством и некоммерческими организациями, обслуживающими домашние хозяйства.
Корреляционный анализ позволил установить отрицательное влияние производственной деятельности домашних хозяйств на рост благосостояния
к
я ^
а
о я н о о О
^В Фактическое конечное потребление домашних хозяйств
на душу населения —О— ВРП на душу населения
Рис. 5. Уровень благосостояния населения региона (слева), тыс. руб. и доля социальных трансфертов в натуральной форме в объеме фактического конечного потребления (справа), %
1,4 1,2 1
0,8 0,6 0,4 0,2 0
2004
^^Скорректированное фактическое конечное потребление домашних хозяйств
—о— Доля социальных трансфертов в натуральной форме в фактическом конечном потреблении домашних хозяйств
Рис. 6. Динамика соотношения среднемесячного фактического конечного потребления в расчете на душу населения и прожиточного минимума, %
населения Республики Мордовия. Так, по расчетным значениям парных коэффициентов корреляции г (табл. 7) можно сказать, что значима (так
как t,
t
ХУ
наблюд (0,05; 5)
табл (0,05; 5)
для этих коэффициентов больше = 2,57х) взаимосвязь интенсивности фактического конечного потребления, выраженного соотношением среднемесячного фактического конечного потребления в расчете на душу населения и стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг, с факторами:
1 Гта6л определяется по таблицам распределения Г-критерия Стьюдента при уровне значимости 0,05.
Таблица 7
Взаимосвязь показателей производства, доходов и фактического потребления домашних хозяйств Республики Мордовия, %
Показатель Парный коэффициент корреляции r, КрИТерИЙ СтьюДента /рас (0,05; 5)
Доля других доходов (включая «скрытые», от продажи валюты, денежные переводы и пр.) в доходах населения r = 0,75; t mrv, = 4,3 xy расч (0,05; 5) 5
Уровень занятости в неформальном секторе от общей численности занятых r = 0,77; t m= 4,8 xy 5 ' расч (0,05; 5) 5
Структурные сдвиги в источниках доходов r = 0,59; t = 2,3 xy 5 ' расч (0,05; 5) 5
Доля социальных выплат в структуре доходов r = 0,19; t (0055) = 0,5 xy расч (0,05; 5)
Доля сектора домашних хозяйств в выпуске товаров и услуг r = — 0,23; t = — 0,6 xy расч (0,05; 5)
Доля оплаты труда в доходах r = — 0,53; t (0055) = — 1,9 xy расч (0,05; 5)
Доля привлеченных средств и сбережений от располагаемых ресурсов домашнего хозяйства r = 0,40; t (0055) = 1,2 xy 5 ' расч (0,05; 5) 5
Доля стоимости натуральных поступлений в располагаемом доходе домашнего хозяйства r = — 0,9; t (00..) = — 13,6 xy 5 ' расч (0,05; 5)
Продуктивность производственной деятельности домашних хозяйств r — 0,91; t (005 5) = — 12,8 xy расч (0,05; 5)
- занятость в неформальном секторе, другие доходы (включая «скрытые», от продажи валюты, денежные переводы и пр.). Связь сильная прямая, т. е. с ростом этих показателей уровень реального благосостояния растет;
- продуктивность производственной деятельности домашних хозяйств и стоимость натуральных поступлений товаров и услуг. Связь сильная обратная, т. е. с ростом продуктивности производственной деятельности домашних хозяйств и стоимости натуральных поступлений товаров и услуг уровень потребления сокращается.
Таким образом, в 2004—2010 гг. рост реального благосостояния домашних хозяйств Республики Мордовия основан на развитии неформальных экономических отношений. Поэтому политика государства и региональных органов государственной власти должна быть направлена на привлечение домохозяйств к участию в системе общественного разделения труда посредством повышения привлекательности занятости в так называемом формальном секторе экономики, в том числе в малом корпоративном секторе. Это предполагает создание новых рабочих мест, повышение заработной платы, улучшение условий труда, рост социальной ответственности бизнеса. Необходимо всячески способствовать росту профессионализма производственной деятельности домашних хозяйств, что постепенно сделает эту деятельность источником укрепления экономической безопасности домашних хозяйств, а не средством выживания.
Список литературы
1. Измерение ненаблюдаемой экономики. 2003: Руководство / пер. с англ. М., 2003.
2. Комплексная программа развития и государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Мордовия на 2011—2015 годы: постановление Правительства Республики Мордовия от 20.12.2010 № 498.
3. Ляманова Е. А. Развитие малого и среднего предпринимательства в регионе (на примере Республики Мордовия) // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 40.
4. Максимова С. В. Миграционные процессы в Республике Мордовия // Материалы всеросс. научно-практ. конференции, посвященной 200-летию образования государственной статистической службы в России. 17.06.2011.Саранск, 2011.
5. Национальные счета России в 2004—2011 годах: стат. сб. M.: Росстат, 2011.
6. Отраслевой статистический классификатор. Классификатор институциональных единиц по секторам экономики (КИЕС): приказ Росстата от 02.08.2004 № 110.
7. Официальный сайт органов государственной власти Республики Мордовия. URL: http://www. e-mordovia. ru.
8. Официальный сайт Росстата. URL: http:// www. gks. ru.
9. Парамонова И. В., Савельева Т. В., Подольная Н. Н. Исследование образования доходов в регионе на основе данных региональных счетов // Вопросы статистики. 2009. № 5.
10. Плато К. Два года спустя после доклада комиссии Стиглица — Сена-Фитусси: что нового в статистическом измерении благосостояния и устойчивого развития общества // Вопросы статистики. 2011. № 11.
11. Подольная Н. Н. Социализация в неформальном секторе Республики Мордовия // ЭКО. 2012. № 10.
12. Региональная статистика: учебник / под ред. Е. В. Заровой, Г. И. Чудилина. М.: Финансы и статистика, 2006.
13. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2011: стат. сб. М.: Росстат, 2011.
14. Республиканская целевая программа развития Республики Мордовия на 2008—2012 годы: постановление Правительства Республики Мордовия от 22.12.2008 № 589. Саранск, 2008.
15. СиницынаЛ.М., ПоповМ. В. Производственная и воспроизводственная функции домохозяйства в рыночной экономике //Известия Волгоградского государственного технического университета. 2004. № 4.
16. Тенденции на рынке труда // Федеральная служба государственной статистики: Статистический бюллетень. 2011. № 3 (174).
17. Экономическая активность населения России (по результатам выборочных обследований): стат. сб. М.: Росстат, 2010.