хирургического профиля // Эпидемиология и инфекционные болезни. 2008. № 4. С. 38-42.
4. Куракин Э.С. Устойчивость сальмонелл, выделенных от больных нозокомиальными сальмонеллезами, к факторам внешней среды // Эпидемиология и инфекционные болезни. 2009. № 5. С. 12-16.
5. Куракин Э.С. Многоуровневая система эпидемиологического надзора за внутрибольничными инфекциями - современная альтернатива неизбежности внутрибольничных инфекций? // Эпидемиология и инфекционные болезни. 2010. № 1. С. 16-20.
6. Черешнев В.А., Баев В.М., Головской Б.В. Реология крови в диагностической и профилактической работе врача общей практики. -Пермь, 2002. - 102 с.
Мещеряков В.А.
ПЕРВИЧНАЯ МЕДИКО-САНИТАРНАЯ ПОМОЩЬ В СИСТЕМЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ
Рязанский государственный медицинский университет
Ключевые слова: первичная медико-санитарная помощь, общественное здоровье, охрана здоровья, профилактика.
Аннотация: в статье рассматривается роль первичной медико-санитарной помощи, как ключевого фактора обеспечения здоровья населения. Делается вывод о необходимости смещения акцентов от лечения к профилактике заболеваний и продвижение здорового образа жизни, а также введение мульти-дисциплинарного подхода в обеспечении здоровья населения.
Key words: primary health care, public health, health protection, prevention.
Abstract: The article examines the role of primary health care as a key factor in ensuring public health. The conclusion is made about the need to shift the emphasis from treatment to disease prevention and promotion of a healthy lifestyle, as well as the introduction of a multi-disciplinary approach in ensuring public health.
Первичная медико-санитарная помощь (ПМСП) признана Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ) наиболее важным элементом национальных систем здравоохранения.
Последовательность политики ВОЗ по ПМСП ярко демонстрирует постоянно возрастающее значение того вклада, который делает и,
который может еще сделать, развитая система ПМСП в здоровье населения.
Исторически можно выделить несколько важных этапов развития ПМСП в Европе и мире.
Определение ПМСП было дано на совместной конференции ВОЗ и Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Алма-Ате в 1978 году. Было отмечено, что ПМСП составляет неотъемлемую часть национальной системы охраны здоровья (ОЗ), ядром которого она является, и одновременно выступает как главный компонент общего социального и экономического развития общества. Она является первой ступенью в контакте между отдельными людьми, семьей, обществом и национальной системой ОЗ. ПМСП максимально приближает медицинскую помощь к месту жительства и работы, образуя первый элемент непрерывного процесса ОЗ.
ПМСП направлена на решение основных проблем ОЗ населения и включает также мероприятия по укреплению здоровья, профилактики и реабилитации. Реализация этих функций на практике зависит от исторических условий развития конкретного общества, экономического положения и социально-культурных норм и поэтому системы ПМСП могут иметь различные особенности. Во время Алма-Атинской конференции страны-участницы, признавая различия разных систем ОЗ, сумели сформулировать главные принципы ПМСП и содержание ее деятельности.
Среди основных задач, которые определили содержание деятельности ПМСП на ближайшие десятилетия, были: содействие рациональному питанию и достаточном обеспечению доброкачественной водой; проведения основных санитарно-гигиенических мероприятий; охрана здоровья матери и ребенка, включая планирование семьи; вакцинация против основных инфекционных заболеваний; профилактика местных эндемических заболеваний и борьба с ними; санитарное просвещение по актуальным проблемам здравоохранения и способах их решения, включая профилактику; лечения наиболее распространенных заболеваний и травм.
В мировой практике развития национальных систем здравоохранения широко используется концепция общественного здоровья (англ. - Public Health). ВОЗ определяет ОЗ как социальную и политическую концепцию, которая имеет целью укрепление здоровья, продление и улучшение качества жизни всего населения через утверждение здорового образа жизни, предупреждение заболеваний и другие меры, предпринимаемые организованными усилиями общества.
Оттавская хартия здравоохранения, которая была принята в 1986 году, признала тесную связь деятельности ПМСП с концепцией общественного здоровья.
К главным пяти направлениям деятельности систем ОЗ были отнесены: разработка общественной политики укрепления здоровья, создание благоприятной окружающей среды, усиление общественной активности, развитие личных навыков и знаний, переориентация служб ОЗ с вторичного уровня на ПМСП. Центральным аспектом такого подхода является необходимость межведомственного взаимодействия, где главная координирующая роль во многих случаях принадлежит именно ПМСП.
Во многих странах системы ОЗ существуют отдельно от системы медицинской помощи, которая больше концентрируется на лечении болезней. Однако в последнее десятилетие стремительно возросло признание того факта, что эти два сектора в интересах каждого из них должны действовать совместно [1-2]. Сектор ОЗ, занимающийся лечением болезней, не должен выполнять только пассивные функции, он может и должен осуществлять превентивные, профилактические мероприятия. А сектор ОЗ может способствовать организации предоставления медицинских услуг, направленных на все население, с целью повышения эффективности системы здравоохранения [3-4]. Такая интеграция положена в основу движения под названием "новое общественное здоровье" (New Public Health).
Именно на уровне ПМСП стираются границы между индивидуальным здоровьем отдельного человека, семьи и общества, в которой он существует [5-6]. С другой стороны, объединяющими являются также общие функции ОЗ и ПМСП такие, как продвижение здорового образа жизни (health promotion) и профилактика заболеваний (diseases prevention). Кроме того, часто работники обеих структур могут работать в одних и тех же заведениях, выполняя функции, дополняющие друг друга.
Модели сотрудничества системы ОЗ и ПМСП могут различаться в зависимости от уровня, на котором такое сотрудничество осуществляется (отдельный пациент, местная община, национальный уровень), или в зависимости от фокуса деятельности (профилактика заболеваний; инфекционный контроль; целевые программы, такие как поддержка грудного вскармливания, или общая интеграция). Распространено также классификация сотрудничества ОЗ и ПМСП предложена Р. Ласкером, согласно которой выделяют шесть форм такой совместной деятельности (Synergy I - VI).
Тщательно описана и обоснована модель Community-oriented primary care (COPC), которая получила свое развитие еще с 40-х годов прошлого века, начиная с работ С. Карка. Она базируется на координированной работе систем ОЗ и ПМСП для конкретной территориальной общины в непрерывном процессе оценки ее потребностей в здравоохранении, планировании и осуществлении необходимой деятельности для удовлетворения выявленных потребностей. Модель COPC и ее отдельные элементы активно использовали для различных систем ОЗ (развитые страны и развивающиеся - США, Великобритания, Испания, Израиль, Индия, ЮАР и р.) и для различных условий (сельская местность и крупные индустриальные города), но, несмотря на значительный накопленный опыт, весь потенциал данной модели еще далеко неичерпан. Изучение COPC как обязательный элемент входит в программы ординатуры по семейной медицине и других специальностей ПМСП многих университетов развитых стран.
Значительное влияние парадигма сочетание ОЗ и ПМСП имела на развитие движения создания общественных центров здоровья в США и трастов ПМСП в Великобритании. В Австралии укрепления взаимодействия ГЗ и ПМСП стало снова реализации национальной программы по профилактике и контролю за инфекционными заболеваниями, которая полностью соответствует глобальной стратегии ВОЗ. Также на уровне ПМСП успешно реализуется программа правления поведенческими рисками (SNAP - от Smoking, Nutrition, Alcohol nd Physical Activity). Министерство здравоохранения Канады активно проводит работу по обобщению как собственного, так и мирового опыта, по разработке моделей сотрудничества систем ОЗ и ПМСП.
Таким образом, смещение акцентов от лечения к профилактике заболеваний и продвижение здорового образа жизни, а также введение мульти-дисциплинарного подхода в обеспечении здоровья территориальной общины, делает концепцию ГЗ неотъемлемой составляющей современной модели ПМСП.
Список литературы
1. Китаева Э.А., Китаев М.Р., Саляхова Л.Я., Вафин А.Ю. Разработка и внедрение программы профилактики острого нарушения мозгового кровообращения на примере рыбно-слободского района республики Татарстан // Казанский медицинский журнал. 2016. Т. 97. № 5. С. 764-770.
2. Шкарубо А.Н., Казначеев В.М., Фомин Б.В., Пахомов R.А., Бочаров О.В., Буланова Т.В. Трансоральное удаление хордомы основания черепа с предварительным окципитоспондилезом // Нейрохирургия. 2002. № 1. С. 48-52.
3. Андреев А.А., Фролов Р.Н. Использование метода аппликационно-инъекционного введения гидролизата коллагена в лечении ран мягких тканей // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. 2014. Т. 13. № 1. С. 68-72.
4. Красенков Ю.В., Татьянченко В.К., Давыденко А.В., Богданов В.Л. Лечение флегмон кисти с учетом оценки стадии развития острого тканевого гипертензионного синдрома (компартмент синдром) // Уральский медицинский журнал. 2016. № 5 (138). С. 95-100.
5. Баев В.М. Вторичная профилактика хронических заболеваний пожилых пациентов методом немедикаментозного управления микрореологией крови // Тромбоз, гемостаз и реология. 2002. № 2. С. 46.
6. Жирнов В.А., Зубарева Н.А. Реализация факторов направленного риска у часто болеющих детей // Практическая медицина. 2008. № 6 (30). С. 42.