Научная статья на тему 'Значимость службы общественного здоровья и её интеграции с первичной медико-санитарной помощью'

Значимость службы общественного здоровья и её интеграции с первичной медико-санитарной помощью Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
257
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛУЖБА ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ / ПЕРВИЧНАЯ МЕДИКО-САНИТАРНАЯ ПОМОЩЬ / ИНТЕГРАЦИЯ / МЕЖСЕКТОРАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / PUBLIC HEALTH SERVICE / PRIMARY HEALTH CARE / INTEGRATION / INTERSECTORAL COLLABORATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Есимов Н. Б.

В работе представлена значимость службы общественного здоровья (СОЗ) и её интеграции с первичной медикосанитарной помощью (ПМСП). Подробно расписаны такие понятия, как «интеграция», «координация» и «межсекторальное сотрудничество». Освещены некоторые исторические аспекты СОЗ, начиная с Оттавской Хартии 1986 г. Приведён некоторый перечень успешных интегративных процессов между СОЗ и ПМСП в Соединённых Штатах Америки. Внимание современных исследователей СОЗ и здравоохранения к социологической науке связано с тем, что даже обобщенная информация, основанная на данных обращаемости населения за медицинской помощью, не способна в полной мере, детально охарактеризовать реальное состояние общественного здоровья (ОЗ) и его детерминанты. Основу улучшенной системы ПМСП составляют интеграция и координация на всех ее уровнях. Создание, реализация и дальнейшее усовершенствование СОЗ играет важную стабилизационную роль в обществе, обеспечивая развитие ПМСП, посредством укрепления здоровья населения и благосостояния государства в целом. Целью исследования является изучение значимости СОЗ и её интеграции с ПМСП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPORTANCE OF THE PUBLIC HEALTH SERVICE AND ITS INTEGRATION WITH PRIMARY HEALTH CARE

Paper presents the importance of the Public Health Service (PHS) and its integration with primary health care (PHC). Such concepts as "integration", "coordination" and "intersectoral collaboration" are described in detail. Some historical aspects of PHS are covered, starting with the 1986 Ottawa Charter. A list of successful integrative processes between PHS and PHC in the United States of America is given. The attention of modern researchers of PHS and health care to sociological science is due to the fact that even generalized information, based on data on the population's access to medical care is not fully capable of characterizing in detail the real state of public health (PH) and its determinants. The basis of an improved PHC system is integration and coordination at all levels. The creation, implementation and further improvement of PHS plays an important stabilizing role in society, ensuring the development of PHC by strengthening the health of the population and the welfare of the state as a whole. The aim of the study is to investigate the importance of PHS and its integration with PHC.

Текст научной работы на тему «Значимость службы общественного здоровья и её интеграции с первичной медико-санитарной помощью»

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7425-2017-19-11-187-193

УДК 614.2:364:614.24

ЗНАЧИМОСТЬ СЛУЖБЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ И ЕЁ ИНТЕГРАЦИИ С ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩЬЮ

Есимов Н.Б.

Казахстанский медицинский университет ВШОЗ, г. Алматы, Казахстан

Аннотация. В работе представлена значимость службы общественного здоровья (СОЗ) и её интеграции с первичной медико-санитарной помощью (ПМСП). Подробно расписаны такие понятия, как «интеграция», «координация» и «межсекторальное сотрудничество». Освещены некоторые исторические аспекты СОЗ, начиная с Оттавской Хартии 1986 г. Приведён некоторый перечень успешных интегративных процессов между СОЗ и ПМСП в Соединённых Штатах Америки. Внимание современных исследователей СОЗ и здравоохранения к социологической науке связано с тем, что даже обобщенная информация, основанная на данных обращаемости населения за медицинской помощью, не способна в полной мере, детально охарактеризовать реальное состояние общественного здоровья (ОЗ) и его детерминанты. Основу улучшенной системы ПМСП составляют интеграция и координация на всех ее уровнях. Создание, реализация и дальнейшее усовершенствование СОЗ играет важную стабилизационную роль в обществе, обеспечивая развитие ПМСП, посредством укрепления здоровья населения и благосостояния государства в целом. Целью исследования является изучение значимости СОЗ и её интеграции с ПМСП. Ключевые слова: служба общественного здоровья, первичная медико-санитарная помощь, интеграция, межсекторальное сотрудничество.

Актуальность. СОЗ можно рассматривать в качестве социально-политической концепции, направленной на улучшение качества жизни всего населения, путём организации мер по укреплению здоровья, профилактике заболеваний и других видов медицинских мероприятий [1].

Цели СОЗ и пути их достижения включают как прямые методы (иммунизация, ранняя диагностика и лечение, обеспечение населения информацией), так и косвенные (повышение норм контроля состояния окружающей среды, обеспечение поставки питьевой воды, контроль качества продуктов питания) [2].

В настоящее время изменились приоритеты СОЗ. Увеличились показатели хронических неинфекционных заболеваний (НИЗ), повысилась эффективность профилактики. Появились такие критерии, как благосостояние и качество жизни, поведенческие факторы, равенство в достижении здоровья. СОЗ приобретает мультидисциплинарный характер [3].

Цель исследования: изучить значимость СОЗ и её интеграции с ПМСП.

Служба общественного здоровья и её интеграция с первичной медико-санитарной помощью

Традиционно СОЗ работало с системами, политикой и окружающей средой для снижения бремени инфекционных заболеваний. Улучшения в санитарии,

приготовлении пищи и очистке воды являются успешными примерами этой работы. Для решения более актуальных проблем, СОЗ обратило свое внимание на борьбу с хроническими заболеваниями. Вмешательства СОЗ на уровне общества, с целью профилактики хронических заболеваний, доказали свою эффективность [4]. Кроме того, некоторые исследования показывают, что внесение изменений в систему, политику и окружающую среду могут быть эффективными; например, French и соавторы [5] обнаружили, что вмешательство, направленное на школьную среду, привело к тому, что студенты приобретали более здоровую пищу.

Внимание современных исследователей СОЗ и здравоохранения к социологической науке связано с тем, что даже обобщенная информация, основанная на данных обращаемости населения за медицинской помощью, не способна в полной мере, детально охарактеризовать реальное состояние ОЗ и его детерминанты [6].

«Хорошее здоровье людей выгодно всем секторам и всему обществу - это неоценимый ресурс» [7].

Для того, чтобы предоставление медицинских услуг могло ускорить достижение результатов в отношении здоровья, оно должно постоянно адаптироваться и развиваться в соответствии с изменяющимися условиями жизни [8].

—--—

Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК

Интеграция - это неточный термин, который охватывает множество определений. Соответственно, Комитет по интеграции ПМСП и СОЗ США (далее - Комитет) определил её, как связь программ и мероприятий в целях улучшения общей эффективности и результативности, и достижения результатов в области здоровья населения. Поскольку интеграция может принимать разные формы, Комитет решил концептуально продумать переменные, которые влияют на неё, в том числе уровень, на котором это происходит, вовлеченных партнеров, предпринимаемые действия и степень интеграции [9].

Как было сказано выше, интеграция может иметь разные значения для разных людей. Комитет признал, что интеграция проходит как непрерывный процесс. На одном конце этого континуума - изоляция, где организации ПМСП и СОЗ работают совершенно отдельно. На другом конце - слияние, с одним объединенным объектом, заменяющим ранее отдельные. Используя термин «интеграция», комитет не выступает за полное слияние и не видит преимущества изоляции. Скорее, комитет считает, что существуют степени интеграции - от взаимной осведомлённости, взаимодействия, сотрудничества, партнерства - которые могут быть использованы для улучшения здравоохранения. При взаимной осведомлённости, ПМСП и СОЗ информируются друг о друге и о деятельности каждого. Взаимодействие означает совместное использование ресурсов, таких как пространство, данные или персонал. Сотрудничество является более интенсивным и предполагает совместное планирование и исполнение. При этом обе организации прикладывают совместные усилия, чтобы координировать свои действия в нескольких местах. Партнерство подразумевает интеграцию на программном уровне, при этом две организации работают настолько тесно, что не существует разделения с точки зрения конечного потребителя. Есть, по сути, две стороны, но степень их интеграции очень велика. Ввиду различий в обществах, не все смогут достичь настоящего партнёрства. В некоторых странах достижение уровня взаимной осведомлённости будет значительным шагом вперёд [9].

Интегрированная помощь является инструментом -скорее средством, нежели самоцелью - рационализации и осуществления преобразований в устойчивых системах предоставления услуг в целях улучшения показателей здоровья [10; 11]. Указывать направление в процессе преобразования системы предоставления услуг - вот в чем заключается сама суть понятия "интеграция", которое происходит от латинского слова integer, означающего "целый" или "весь", что, в принципе, отражает тот акцент, который делается на объединении различных частей, чтобы они могли функционировать вместе или формировать единое целое [12].

Одной из задач, которые были обозначены в программе «Денсаульщ», это развитие системы ОЗ и совершенствование профилактики и управления заболеваниями. Эта задача будет решаться путем:

1. С оздания СОЗ и развития межсекторального взаимодействия;

2. П риоритетного развития ПМСП;

3. И нтеграции всех уровней медицинской помощи вокруг интересов пациента [13].

Основу улучшенной системы ПМСП составляют интеграция и координация на всех ее уровнях. Создание, реализация и дальнейшее усовершенствование СОЗ играет важную стабилизационную роль в обществе, обеспечивая развитие ПМСП, посредством укрепления здоровья населения и благосостояния государства в целом [14].

В медицинской литературе, термин «межсекторальное сотрудничество» часто относится к коллективным действиям, включающим более одной специализированной организации, которые выполняют разные роли для общей цели [15].

Ранее сформулированные стратегии ПМСП требуют совместных усилий от многих отраслей. Например, повышение грамотности населения, в основном, является задачей сектора образования; сокращение уровня нищеты будет зависеть от стратегических планов и реформ в сфере экономики. Таким образом, стратегии ПМСП принципиально требуют многосекторальных ресурсов [15].

Практика профессиональной работы по укреплению здоровья получила всеобщее признание с подписания Оттавской Хартии в 1986 году, на первой международной конференции ВОЗ по Укреплению здоровья [16].

Согласно Люблянской Хартии, системы здравоохранения Европейского региона должны быть основаны на следующих принципах:

1. Этических ценностях;

2. Нацелены на улучшение здоровья;

3. Направлены на удовлетворение нужд населения;

4. Нацелены на улучшение качества;

5. Основаны на надёжной системе финансирования;

6. Ориентированы на ПМСП [17].

2005 г. ознаменовался принятием Бангкокской Хартии. В ней особо отмечается изменение проблем, стоящих перед глобальным здравоохранением, и задач, которые необходимо решить для достижения поставленных целей, в том числе связанных с растущим двойным бременем инфекционных и хронических болезней, включая болезни сердца, инсульт, рак и диабет. Необходимо также решать проблемы, связанные с по-

следствиями глобализации для здоровья, такие как возрастающие неравенства в отношении здоровья, быстрая урбанизация и деградация окружающей среды [18].

Далее приведён некоторый перечень успешных ин-тегративных процессов между СОЗ и ПМСП в Соединённых Штатах Америки. Эта страна уделяет большое внимание координации СОЗ и ПМСП.

В Милуоки, Центр общественного здоровья организовал народный проект по сокращению показателей отравления свинцом у детей. В рамках этой программы была задействована команда аутрич-работников, возглавляемая медсестрой-координатором из медицинского центра. Группа провела домашние визиты, собрала анализы крови, осуществила экологические обследования и сообщила результаты как медицинскому центру, так и департаменту здравоохранения для последующего наблюдения и возможного вмешательства. Программа привела к значительному снижению распространенности отравления свинцом в этом районе [19].

В Северной Каролине, проект «Связи для профилактики», объединил организации ПМСП и департаменты здравоохранения в одном округе, для улучшения результатов в отношении здоровья матерей и младенцев с низким доходом [20]. Партнеры создали консультативный совет, в который вошли директор Medicaid, общественные организации, организации ПМСП и правительство округа. Эта программа была направлена на улучшение услуг, а также для совершенствования коммуникации и координации усилий между ПМСП и СОЗ. Программа работала над улучшением оказания профилактической помощи в организациях ПМСП и помогала департаменту СОЗ в осуществлении интенсивных домашних визитов к беременным женщинам с низким доходом и их детям. Компонент посещения на дому включал в себя проведение двух-четырех посещений в месяц на первом году жизни ребенка, предоставление родительского обучения и снабжение родителей необходимым медицинским обслуживанием. Результатами стало увеличение количества здоровых детей на первом году жизни (57% против 37%), уменьшение детских травм (2% против 7%) [20].

Несколько факторов препятствуют обмену данными между организациями, включая несовместимые системы данных, различное использование мер и нехватку квалифицированной рабочей силы для разработки и реализации стратегий совместного использования информации. Сеть Индианы по уходу за пациентами (СИУП) подошел к этой проблеме, создав объединенный концентратор агрегации данных, который получает данные из многих источников и стандартизирует их для повторного использования. Он взаимодействует с населением Индианы на информационно-технологическом уровне. СИУП опирается на систему медицинской регистрации Regenstrief, которая собирает

данные из различных источников, включая больницы, клиники, отделы здравоохранения и лаборатории [21]. Эти данные используются для интеграции информации, доступ к которой могут получить поставщики, исследователи и работники здравоохранения, участвующие в сети [22]. Ряд положений обеспечивает безопасное и надлежащее совместное использование этих данных. Недавнее исследование показало, что этот автоматизированный процесс отчётности помог значительно улучшить усилия СОЗ в области эпиднадзора за болезнями по сравнению с традиционным процессом уведомления отдела здравоохранения клиницистами

[23].

Школа общественного здравоохранения и медицинских услуг Университета Джорджа Вашингтона предоставляет своим ученикам, в области СОЗ, видение первичной помощи через свою программу первичной помощи, ориентированной на общество (ППОО)

[24]. Эта программа предназначена для обучения специалистов здравоохранения и СОЗ внедрению концепции ППОО на практике. В рамках учебной программы студенты изучают определение и характеристику общества, определяют приоритетность задач, детальную оценку. Как часть необходимого практического занятия, студенты должны работать 120 часов в государственной организации, предоставляющей медицинские услуги, чтобы приобрести опыт интеграции СОЗ в ПМСП [25].

Курс лидерства первичной помощи в Школе медицины университета Дьюк предлагает восходящим врачам уникальную возможность пройти обучение в качестве лидеров, способных привлечь общество, изучить различные методы общения и практики для улучшения результатов в отношении здоровья [26]. Обучение ведётся комплексно: с одной стороны - Университет Дьюка, с другой - местный отдел здравоохранения и с третьей - население. Курс рассчитан на врачей, желающих сосредоточить своё исследование на вовлечении общества и разработке клинических программ для лучшего удовлетворения нужд пациента [25].

В целях более полного удовлетворения потребностей сельского населения штата, страдающего от высоких темпов хронических заболеваний, в 2008 году, Центр научных исследований в области здравоохранения Университета Нью-Мексико, разработал программу по расширению масштабов здравоохранения в сельской местности (РМЗСМ) [27]. РМЗСМ вовлекает в работу местных агентов, живущих в сельской местности Нью-Мексико. Они работают над улучшением местных служб здравоохранения, помогают набирать работников в медицинские организации и укрепляют местный потенциал для решения проблем со здоровьем у населения. Помимо оказания медицинской помощи, агенты РМЗСМ вовлекают население в решение основных социальных проблем.

Научно-исследовательская сеть High Plains (НИСНР) представляет собой практическую исследовательскую сеть, расположенную в восточном Колорадо. Она состоит из 16 больниц и 58 амбулаторно-по-ликлинических организаций [28]. Сеть регулируется Консультативным советом [29]. Целью Совета является осуществление программ и исследований НИСНР [30].

В 2007 году в Сан-Франциско была запущена программа «Здоровый Сан-Франциско», направленная на обеспечение всеобщего доступа к медицинской помощи [31]. «Здоровый Сан-Франциско» вместо того, чтобы предоставлять страховое покрытие, служит структурированной системой предоставления незастрахованным взрослым доступных и относительно комплексных медицинских услуг, которые предлагаются в основном в отделениях клиник СОЗ, в Сан-Франциско, и в медицинских центрах, финансируемых из федерального бюджета. Краеугольным камнем программы является увязка пациентов с организациями ПМСП. Внешняя оценка показала, что «Здоровый Сан-Франциско» был связан с улучшением доступа к медицинской помощи, а также сокращением использования отделений неотложной помощи и потенциально предотвратимых госпитализаций [32].

Сан-Франциско был одним из первых городов в Соединенных Штатах, который начал широкомасштабную кампанию в области СОЗ, направленную на проведение скрининга среди групп высокого риска хронического гепатита В. Руководители азиатского сообщества, в партнерстве с отделом СОЗ, разработали программу «San Francisco Hep B Free». Оценки продемонстрировали успех этой информационно-просветительской кампании по повышению уровня скрининга среди иммигрантов из азиатских стран в Сан-Франциско, около 1 из 10 членов которого хронически инфицированы гепатитом В [33]. Первоначальные проверки в клиниках показали, что многие пациенты не проходили скрининг соответствующим образом. Те, у кого анализы были положительными, не получали необходимую терапию постоянно [34]. В ответ, было разработано Сотрудничество по улучшению качества гепатита В [25].

Самый густонаселенный город в Соединенных Штатах, Нью-Йорк, представляет собой уникальный пример СОЗ в Америке. Департамент здравоохранения и психической гигиены г. Нью-Йорк (ДЗПГН) является местным отделом здравоохранения со многими ресурсами и большей частью регулирующего органа государственной администрации здравоохранения [25].

В соответствии с программой «Забота о г. Нью-Йорк», ДЗПГН предпринял энергичные шаги для поддержки высококачественного медицинского обслуживания и активного лечения хронических заболеваний.

В центре - Информационный проект по ПМСП, который поддерживает врачей в использовании электронных медицинских записей для улучшения здоровья населения. На основе данного проекта был организован Региональный центр (РЦ), для оказания помощи поставщикам в достижении значимого использования электронных медицинских записей [35].

В целях содействия эффективному использованию информационных технологий в Нью-Йорке, ДЗПГН запустила Health eHearts - программу поощрения, которая вознаграждает организации здравоохранения за достижение хороших результатов среди пациентов с сердечной патологией. Health eHearts использует клинические результаты качества, полученные из электронных медицинских записей. Она предоставляет стимулирование до 25000$ в квартал организациям, показывающим качественные улучшения в использовании аспирина, регулировании артериального давления и уровня холестерина. К концу 2010 года 42 организации получили в среднем по 38000$ в рамках данной программы [36].

Выводы. На современном этапе невозможно представить систему здравоохранения любой страны без интегративных процессов. Этот процесс, как мы увидели, может быть выражен в разной мере: от полной «изоляции» до тотального «слияния». Чем лучше взаимодействуют СОЗ и ПМСП между собой, тем лучше будут осуществляться процессы профилактики заболеваний и укрепления здоровья населения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

[1] Максут Кульжанов, Бернд Речел. Казахстан: Обзор системы здравоохранения. //Системы здравоохранения: время перемен. Том 9. - №7. - 2007. - С.102.

[2] Арингазина А.М. Введение в общественное здравоохранение. Учебное пособие. Алматы. - 2013. - С. 30.

[3] Aringazina A., Macdonald G. New Horizons for Public Health in Kazakhstan. Official Publication of the International Union for Health promotion and Education. Global Health Promotion//Former - International Journal of Health Promotion and Education. Promotion & Education, 2006. -Vol.XIII (3) - P. 203-207.

[4] The New York Academy of Medicine. A compendium of proven community-based prevention programs. New York: The New York Academy of Medicine. - 2009.

[5] French, S. A., M. Sory, J. A. Fulkerson, and P. Hannan. 2004. An environmental intervention to promote lower-fat food choices in secondary schools: Outcomes of the tacos study. American Journal of Public Health 94(9):1507-1512.

[6] В.А. Медик, А.М. Осипов. Общественное здоровье и здравоохранение: медико-социологический анализ. Москва ИНФРА-М РИОР. - 2012. - С. 5.

[7] Здоровье 2020 (краткая версия): Основы европейской политики в поддержку действий всего государства и общества в интересах здоровья и благополучия. Копенгаген: Европейское региональное бюро ВОЗ. - 2013. - С. 1.

[8] Juan Tello, Erica Barbazza, Health services delivery: a concept note, Health Services Delivery Programme WHO Regional Office for Europe. October 2015. - Р. 1.

[9] Primary care and public health: Exploring Integration to Improve Population Health. //The National Academies Press. Washington, D.C. - 2012. 192 pages.

[10] Nolte E, Pitchforth E. What is the evidence on the economic impacts of integrated care? Copenhagen: WHO Regional Office for Europe on behalf of the European Observatory on Health Systems and Policies. - 2014.

[11] Stein V, Barbazza ES, Tello J, Kluge H. Towards people-centred health services delivery: a framework for action for the WHO European Region. - 2013; 13 (4).

[12] Укрепление систем здравоохранения, ориентированных на нужды людей, в Европейском регионе ВОЗ: рамочная основа для действий по организации интегрированного предоставления услуг здравоохранения, Европейское региональное бюро ВОЗ, Европейский региональный комитет ВОЗ: Шестьдесят шестая сессия, Копенгаген, Дания 12-15 сентября 2016 г. - С. 10.

[13] Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан «Денсаульщ» на 2016-2019 годы. Астана. - 2016.

[14] А.С. Жолдасбекова, Т.Х. Хабиева, Казахстанский медицинский университет «ВШОЗ». Новые перспективы интегрированного подхода общественного здравоохранения и ПМСП. Алматы. - 2016. - С. 7-8.

[15] Omokhoa Adedayo Adeleye and Antoinette Ngozi Ofili. Strengthening Intersectoral Collaboration for Primary Health Care in Developing Countries: Can the Health Sector Play Broader Roles? //Journal of Environmental and Public Health. - 2010. - Р. 2-3.

[16] Оттавская хартия по укреплению здоровья. Первая международной конференция ВОЗ по укреплению здоровья. Оттава. - 1986.

[17] Люблянская хартия по реформированию здравоохранения. Любляна. 19 июня 1996 г.

[18] Бангкокская хартия укрепления здоровья в глобализо-ванном мире. Шестая глобальная конференция ВОЗ по укреплению здоровья. Бангкок. - 2005.

[19] Schlenker, T. L., R. Baxmann, P. McAvoy, J. Bartkowski, and A. Murphy. Primary prevention of childhood lead poisoning through community outreach. //Wisconsin Medical Journal. - 2001. - 100(8):48-54.

[20] Margolis, P. A., R. Stevens, W. C. Bordley, J. Stuart, C. Harlan, L. Keyes-Elstein, and S. Wisseh. From concept to application: The impact of a community-wide intervention to improve the delivery of preventive services to children. //Pediatrics. - 2001. - 108(11533360): E42.

[21] McDonald, C. J., J. M. Overhage, M. Barnes, G. Schadow, L. Blevins, P. R. Dexter, and B. Mamlin. The Indiana network for patient care: A working local health information infrastructure. An example of a working infrastructure collaboration that links data from five health systems and hundreds of millions of entries. //Health Affairs. - 2005. -24(5):1214-1220.

[22] Personal communication. C. Tran and Parker Small. University of Florida. November 2011.

[23] Overhage, J. M., S. Grannis, and C. J. McDonald. A comparison of the completeness and timeliness of automated electronic laboratory reporting and spontaneous reporting

of notifiable conditions. //American Journal of Public Health. - 2008. - 98(2):344-350.

[24] George Washington University School of Public Health and Health Services. No Date. //Community-oriented primary care. http://www.gwu.edu/learn/graduateprofessional/finda graduateprogram/fulllistofprograms/communityorient-edprimarycare (accessed January 23, 2012).

[25] Primary care and public health: Exploring Integration to Improve Population Health. //The National Academies Press. Washington, D.C. - 2012, 192 pages.

[26] Duke University School of Medicine. 2012. Duke primary care leadership track. http://dukemed.duke.edu/mod-ules/ooa_myedu/index.php?id=35 (accessed January 23, 2012).

[27] Kaufman, A., W. Powell, C. Alfero, M. Pacheco, H. Silver-blatt, J. Anastasoff, F. Ronquillo, K. Lucero, E. Corriveau, B. Vanleit, D. Alverson, and A. Scott. Health extension in New Mexico: An academic health center and the social determinants of disease. //Annals ofFamily Medicine. - 2010. - 8(1):73-81.

[28] University of Colorado. 2008. About HPRN. http://www.ucdenver.edu/academics/colleges/ medi-calschool/departments/familymed/re-search/PBRN/HPRN/Pages/AboutHPRN.aspx (accessed November 12, 2011).

[29] University of Colorado. 2011. The Anschutz medical campus. http://www.ucdenver.edu/about/ denver/ Pages/An-schutzMedicalCampus.aspx (accessed December 14, 2011).

[30] Van Vorst, R. F., R. Araya-Guerra, M. Felzien, D. Fernald, N. Elder, C. Duclos, and J. M. Westfall. Rural community members' perceptions of harm from medical mistakes: A High Plains Research Network (HPRN) study. //The Journal of the American Board of Family Medicine. - 2007. -20(2): 135-143.

[31] Katz, M. H., and T. M. Brigham. Transforming a traditional safety net into a coordinated care system: Lessons from healthy San Francisco. //Health Affairs. - 2011. -30(2):237-245.

[32] McLaughlin, C., M. Colby, E. Taylor, M. Harrington, T. Higgins, V. Byrd, and L. Felland. Evaluation of Healthy San Francisco. Ann Arbor, MI: Mathematica Policy Research. - 2011.

[33] Bailey, M. B., R. Shiau, J. Zola, S. E. Fernyak, T. Fang, S. K. S. So, and E. T. Chang. San Francisco Hep B Free: A grassroots community coalition to prevent hepatitis B and liver cancer. //Journal of Community Health. - 2010. -36(4): 538-551.

[34] Khalili, M., J. Guy, A. Yu, A. Li, N. Diamond-Smith, S. Stewart, M. Chen, and T. Nguyen. Hepatitis B and hepato-cellular carcinoma screening among Asian Americans: Survey of safety net healthcare providers. //Digestive Diseases and Sciences. - 2010. - 56(5): 1516-1523.

[35] New York City Department of Health and Mental Hygiene. 2011. Primary care information project. http://www.nyc.gov/html/doh/html/pcip/panel-manage-ment.shtml (accessed December 2011).

[36] Marcello, R. K., C. Mortezazadeh, C. Chang, and T. Farley. 2011. Take Care New York 2012; tracking the city's progress 2009-2010. New York: New York City Department of Health and Mental Hygiene.

THE IMPORTANCE OF THE PUBLIC HEALTH SERVICE AND ITS INTEGRATION WITH PRIMARY HEALTH CARE

Yessimov N.B.

Kazakhstan's Medical University, Almaty, Kazakhstan

Annotation. Paper presents the importance of the Public Health Service (PHS) and its integration with primary health care (PHC). Such concepts as "integration", "coordination" and "intersectoral collaboration" are described in detail. Some historical aspects of PHS are covered, starting with the 1986 Ottawa Charter. A list of successful integrative processes between PHS and PHC in the United States of America is given. The attention of modern researchers of PHS and health care to sociological science is due to the fact that even generalized information, based on data on the population's access to medical care is not fully capable of characterizing in detail the real state of public health (PH) and its determinants. The basis of an improved PHC system is integration and coordination at all levels. The creation, implementation and further improvement of PHS plays an important stabilizing role in society, ensuring the development of PHC by strengthening the health of the population and the welfare of the state as a whole. The aim of the study is to investigate the importance of PHS and its integration with PHC.

Key words: public health service, primary health care, integration, intersectoral collaboration.

REFERENCES

[1] Maksut Kul'zhanov, Bernd Rechel. Kazakhstan: Obzor sis-temy zdravookhraneniya. //Sistemy zdravookhraneniya: vremya peremen. Tom 9. - №7. - 2007. - p.102.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[2] Aringazina A.M. Vvedenie v obshchestvennoe zdra-vookhranenie. Uchebnoe posobie. Almaty. - 2013. - p. 30.

[3] Aringazina A., Macdonald G. New Horizons for Public Health in Kazakhstan. Official Publication of the International Union for Health promotion and Education. Global Health Promotion//Former - International Journal of Health Promotion and Education. Promotion & Education, 2006. -Vol.XIII (3) - P. 203-207.

[4] The New York Academy of Medicine. A compendium of proven community-based prevention programs. New York: The New York Academy of Medicine. - 2009.

[5] French, S. A., M. Sory, J. A. Fulkerson, and P. Hannan. 2004. An environmental intervention to promote lower-fat food choices in secondary schools: Outcomes of the tacos study. American Journal of Public Health 94(9):1507-1512.

[6] V.A. Medik, A.M. Osipov. Obshchestvennoe zdorov'e i zdravookhranenie: mediko-sotsiologicheskii analiz. Moskva INFRA-M RIOR. - 2012. - p. 5.

[7] Zdorov'e 2020 (kratkaya versiya): Osnovy evropeiskoi politiki v podderzhku deistvii vsego gosudarstva i ob-shchestva v interesakh zdorov'ya i blagopoluchiya. Ko-pengagen: Evropeiskoe regional'noe byuro VOZ. - 2013. -p. 1.

[8] Juan Tello, Erica Barbazza, Health services delivery: a concept note, Health Services Delivery Programme WHO Regional Office for Europe. October 2015. - P. 1.

[9] Primary care and public health: Exploring Integration to Improve Population Health. //The National Academies Press. Washington, D.C. - 2012. 192 pages.

[10] Nolte E, Pitchforth E. What is the evidence on the economic impacts of integrated care? Copenhagen: WHO Regional Office for Europe on behalf of the European Observatory on Health Systems and Policies. - 2014.

[11] Stein V, Barbazza ES, Tello J, Kluge H. Towards people-centred health services delivery: a framework for action for the WHO European Region. - 2013; 13 (4).

[12] Ukreplenie sistem zdravookhraneniya, orientirovannykh na nuzhdy lyudei, v Evropeiskom regione VOZ: ramochnaya

osnova dlya deistvii po organizatsii integrirovannogo pre-dostavleniya uslug zdravookhraneniya, Evropeiskoe re-gional'noe byuro VOZ, Evropeiskii regional'nyi komitet VOZ: Shest'desyat shestaya sessiya, Kopengagen, Daniya 12-15 sentyabrya 2016 g. - p. 10.

[13] Gosudarstvennaya programma razvitiya zdravookhraneniya Respubliki Kazakhstan «Densaulyk» na 2016-2019 gody. Astana. - 2016.

[14] A.S. Zholdasbekova, T.Kh. Khabieva, Kazakhstanskii meditsinskii universitet «VShOZ». Novye perspektivy in-tegrirovannogo podkhoda obshchestvennogo zdravookhraneniya i PMSP. Almaty. - 2016. - p. 7-8.

[15] Omokhoa Adedayo Adeleye and Antoinette Ngozi Ofili. Strengthening Intersectoral Collaboration for Primary Health Care in Developing Countries: Can the Health Sector Play Broader Roles? //Journal of Environmental and Public Health. - 2010. - P. 2-3.

[16] Ottavskaya khartiya po ukrepleniyu zdorov'ya. Pervaya mezhdunarodnoi konferentsiya VOZ po ukrepleniyu zdo-rov'ya. Ottava. - 1986.

[17] Lyublyanskaya khartiya po reformirovaniyu zdravookhraneniya. Lyublyana. 19 iyunya 1996 g.

[18] Bangkokskaya khartiya ukrepleniya zdorov'ya v global-izovannom mire. Shestaya global'naya konferentsiya VOZ po ukrepleniyu zdorov'ya. Bangkok. - 2005.

[19] Schlenker, T. L., R. Baxmann, P. McAvoy, J. Bartkowski, and A. Murphy. Primary prevention of childhood lead poisoning through community outreach. //Wisconsin Medical Journal. - 2001. - 100(8):48-54.

[20] Margolis, P. A., R. Stevens, W. C. Bordley, J. Stuart, C. Harlan, L. Keyes-Elstein, and S. Wisseh. From concept to application: The impact of a community-wide intervention to improve the delivery of preventive services to children. //Pediatrics. - 2001. - 108(11533360): E42.

[21] McDonald, C. J., J. M. Overhage, M. Barnes, G. Schadow, L. Blevins, P. R. Dexter, and B. Mamlin. The Indiana network for patient care: A working local health information infrastructure. An example of a working infrastructure collaboration that links data from five health systems and hundreds of millions of entries. //Health Affairs. - 2005. -24(5):1214-1220.

[22] Personal communication. C. Tran and Parker Small. University of Florida. November 2011.

[23] Overhage, J. M., S. Grannis, and C. J. McDonald. A comparison of the completeness and timeliness of automated electronic laboratory reporting and spontaneous reporting of notifiable conditions. //American Journal of Public Health. - 2008. - 98(2):344-350.

[24] George Washington University School of Public Health and Health Services. No Date. //Community-oriented primary care. http://www.gwu.edu/learn/graduateprofessional/finda graduateprogram/fulllistofprograms/communityorient-edprimarycare (accessed January 23, 2012).

[25] Primary care and public health: Exploring Integration to Improve Population Health. //The National Academies Press. Washington, D.C. - 2012, 192 pages.

[26] Duke University School of Medicine. 2012. Duke primary care leadership track. http://dukemed.duke.edu/mod-ules/ooa_myedu/index.php?id=35 (accessed January 23, 2012).

[27] Kaufman, A., W. Powell, C. Alfero, M. Pacheco, H. Silver-blatt, J. Anastasoff, F. Ronquillo, K. Lucero, E. Corriveau, B. Vanleit, D. Alverson, and A. Scott. Health extension in New Mexico: An academic health center and the social determinants of disease. //Annals of Family Medicine. - 2010. - 8(1):73-81.

[28] University of Colorado. 2008. About HPRN. http://www.ucdenver.edu/academics/colleges/ medi-calschool/departments/familymed/re-search/PBRN/HPRN/Pages/AboutHPRN.aspx (accessed November 12, 2011).

[29] University of Colorado. 2011. The Anschutz medical campus. http://www.ucdenver.edu/about/ denver/ Pages/An-schutzMedicalCampus.aspx (accessed December 14, 2011).

[30] Van Vorst, R. F., R. Araya-Guerra, M. Felzien, D. Fernald, N. Elder, C. Duclos, and J. M. Westfall. Rural community members' perceptions of harm from medical mistakes: A High Plains Research Network (HPRN) study. //The Journal of the American Board of Family Medicine. - 2007. -20(2): 135-143.

[31] Katz, M. H., and T. M. Brigham. Transforming a traditional safety net into a coordinated care system: Lessons from healthy San Francisco. //Health Affairs. - 2011. -30(2):237-245.

[32] McLaughlin, C., M. Colby, E. Taylor, M. Harrington, T. Higgins, V. Byrd, and L. Felland. Evaluation of Healthy San Francisco. Ann Arbor, MI: Mathematica Policy Research. - 2011.

[33] Bailey, M. B., R. Shiau, J. Zola, S. E. Fernyak, T. Fang, S. K. S. So, and E. T. Chang. San Francisco Hep B Free: A grassroots community coalition to prevent hepatitis B and liver cancer. //Journal of Community Health. - 2010. -36(4): 538-551.

[34] Khalili, M., J. Guy, A. Yu, A. Li, N. Diamond-Smith, S. Stewart, M. Chen, and T. Nguyen. Hepatitis B and hepato-cellular carcinoma screening among Asian Americans: Survey of safety net healthcare providers. //Digestive Diseases and Sciences. - 2010. - 56(5): 1516-1523.

[35] New York City Department of Health and Mental Hygiene. 2011. Primary care information project. http://www.nyc.gov/html/doh/html/pcip/panel-manage-ment.shtml (accessed December 2011).

[36] Marcello, R. K., C. Mortezazadeh, C. Chang, and T. Farley. 2011. Take Care New York 2012; tracking the city's progress 2009-2010. New York: New York City Department of Health and Mental Hygiene.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.