задачей в связи с отсутствием единого подхода к измерению и критериев оценки.
Управление качеством и эффективностью деятельности стационара наиболее оптимальным способом реализуется в рамках трансформации бюджетного процесса, перехода к бюджетированию, ориентированному на результат.
Непосредственные и общезначимые результаты оказания стационарной помощи остаются важнейшими показателями качества и эффективности бюджетных расходов при условии квалифицированного определения показателей структуры, процесса, результата и системы в целом.
Система сбалансированных индикаторов деятельности и бюджетного планирования в стационаре посредством технологии ключевых показателей качества и эффективности, их соответствия стандартам клинико-экономической группы представляет собой инструмент управления качеством и оптимизацией бюджетных расходов.
Внедрение интегрированной системы сбалансированных индикаторов деятельности и бюджетного планирования позволяет связать бюджетные расходы с результатами, осуществить переход к среднесрочным и долгосрочным рубежам бюджетного планирования, повысить ответственность руководителей за результаты деятельности учреждения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Антонова Г. А., Пирогов М. В. // Экономика здравоохр. —
2008. — № 12. — С. 18—25.
2. Беляева Д. Ю. // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. — 2010. — № 2. — С. 34—39.
3. Каплан Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. — М., 2006.
4. Кудрина В. Г., Гончарова О. В., Дубинская Е. Л. Анализ деятельности лечебно-профилактических учреждений: Учебно-метод. пособие. — М., 2004.
5. Письмо Минздравсоцразвития РФ от 29.06.09 № 20-0/10/2-5067 "Рекомендации по способам оплаты медицинской помощи, ориентированным на результаты деятельности медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы госгарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи". — М., 2009.
6. Руководство по анализу службы охраны материнства и детства Российской Федерации. — М., 2009.
7. ФЗ от 08.05.10 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (в ред. от 07.02.11). — М., 2011.
8. Хабаев С. Г. Бюджетирование, ориентированное на результат, в здравоохранении: Автореф. дис. ... д-ра экон. наук. — М., 2010.
Поступила 27.06.11
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2012 УДК 614.2(100)
Т. В. КАИГОРОДОВА1, В. Г. ЗАПОРОЖЧЕНКО1, А. Р. ЕРМОЛАЕВ2
Международный опыт по охране здоровья коренных народов
'ФГУ Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения Минздравсоцразвития России, Москва; 2ФГАОУ ВПО Северо-Восточный
университет им. М. К. Аммосова, Якутск
В обзоре дано определение понятия коренных народов, выработанное ООН; представлены основные подходы Всемирной организации здавоохранения к решению проблемы охраны здоровья коренных народов в разных странах; указаны различия в показателях здоровья коренных народов и пришлого населения; дан перечень мер, которые предпринимают правительства Австралии, Новой Зеландии и Канады для охраны здоровья этой группы населения.
Ключевые слова: коренные народы, здоровье населения, здоровье детей, факторы риска, социальные детерминанты здоровья
INTERNATIONAL EXPERIENCE WITH HEALTH CARE FOR INDIGENOUS PEOPLES T. V. Kaigorodova1, V. G. Zaporozhenko1, A. R. Ermolayev2
1Central Research Institute for the Organization and Informatization of Health Care, Ministry of Health and Social Development of Russia, Moscow, 2M. K. Amosov North-Eastern University, Yakutsk The review defines the WHO concept of indigenous peoples and presents the World Health Organization approaches to solving the problems of health care for indigenous peoples in different countries. It shows differences in the health indicators of aboriginal peoples and newcomers and gives a list of measures undertaken by Australia, New Zealand, and Canada to protect health in this population group.
Key words: indigenous peoples, population health, children’s health, risk factors, social health determinants
По оценкам ООН, более чем в 70 странах мира проживает 370 млн человек, представляющих собой коренное население. Они сохраняют богатое разнообразие культур, религий, традиций, языков и истории, оставаясь при этом зачастую одними из самых маргинализированных групп населения мира. Состояние здоровья коренных народов значительно отличается от состояния здоровья некоторых групп населения стран во всем мире.
В системе ООН не принято официальное понятие "коренные" в связи с большим разнообразием коренных народов мира. Вместо этого разработана суммарная интерпретация этого понятия, включающая народы, которые:
— определяют себя, а также признаются и принимаются своей общиной в качестве коренных;
— демонстрируют историческую преемственность с обществами, существовавшими до колонизации и/ или до прибытия переселенцев;
Контактная информация: Кайгородова Татьяна Вадимовна, канд. мед. наук, зав. отд.; e-mail: kaidoc@mednet.ru
9
— имеют тесные связи с территориальными и окружающими природными ресурсами;
— имеют особые социальные, экономические или политические системы;
— сохраняют особый язык, культуру и верования;
— составляют слои общества, не являющиеся доминирующими;
— принимают решения о сохранении и воспроизведении унаследованных от предков окружающих условий и систем в качестве особых народов и общин [20]. Коренные народы остаются на самых окраинах общества: они беднее, менее образованы, умирают в более молодом возрасте, для них характерна высокая вероятность самоубийств, а состояние их здоровья в целом хуже, чем у остального населения [9, 15—17, 24].
Часто основополагающей причиной плохого здоровья коренных народов является открытая или подразумеваемая дискриминация, которая нарушает одно из главных прав человека. Дискриминация приводит к нищете и плохому состоянию здоровья или усугубляет их. Всемирная конференция ООН по борьбе против расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости способствовала принятию странами политики и планов, включающих конструктивные действия по обеспечению равенства, в частности в отношении доступа к социальным службам, обеспечения жильем, начального образования и медико-санитарной помощи [33].
Статистических данных о здоровье коренных народов очень мало. Особенно это касается народов Африки, Азии и Латинской Америки. Для восполнения этого пробела важно вычленить данные на основе таких величин, как этническая принадлежность, принадлежность к определенной культуре, язык и географическое положение. Имея улучшенные данные о здоровье коренных народов, можно предложить шаги для обеспечения доступа к приемлемой медико-санитарной помощи, а также к безопасной питьевой воде, надлежащему жилью и санитарному просвещению [24].
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) инициировала несколько проектов по исследованию здоровья коренных народов. К ним относятся, в частности, изучение зависимости от психоактивных веществ (ПАВ), включая алкоголь, и научные исследования в области здоровья коренных народов.
Зависимость от ПАВ является проблемой для многих коренных народов мира. ВОЗ впервые инициировала проект по исследованию зависимости от ПАВ у 12 различных коренных народов мира (берберов в Марокко, аборигенов в Канаде, гренландцев в Гренландии, племени майя в Гватемале и др.). Целью проекта было исследование природы, особенностей возникновения и течения зависимости от ПАВ, включая алкоголь, у этих народностей, а также поиск путей решения проблемы [19].
Часть проекта была посвящена комплексной профилактике и лечению зависимости от ПАВ у коренных народов на уровне местной общины. В частности, в Канаде была разработана серия вмешательств, проводимых силами работников первичной помощи и специалистов-наркологов в поселениях местных народностей. По результатам этого проекта было создано руководство для медицинских работников местного уровня по лечению и профилактике ПАВ-зависимости, а также руководство для органов управления здравоохранения стран, которое помогает разработать политику по осуществлению борьбы с зависимостью от ПАВ у коренных народов на национальном уровне [21, 22]. Кроме того, ВОЗ разработала документ об инструментах и методах про-
ведения мониторинга и оценки программ по борьбе с зависимостью от ПАВ у коренных народов [23].
Вторым крупным проектом ВОЗ была разработка принципов проведения научных исследований состояния здоровья у коренных народов. ВОЗ, в частности, отмечает необходимость соблюдения этических принципов при проведении научных исследований, а также привлечение местного населения к ознакомлению с целями и задачами исследования, формированию программы исследования и ознакомлению с его результатами [24].
В ряде стран мира проводится большая работа по изучению состояния здоровья коренных жителей и мер по его улучшению. Так, по данным демографического обследования местного населения Австралии в последние годы отмечен прирост коренного населения: количество коренных жителей увеличилось в период с 2001 по 2006 г. на 58 700 человек. При этом, по данным 2006 г., продолжительность жизни коренного населения на 17 лет меньше, чем у некоренного. 37% коренного населения Австралии составляют молодые люди до 15 лет, в то время как среди некоренного населения этот показатель равен 19%. В это же время людей старше 65 лет среди коренного населения менее 5%, а среди некоренного — 13% [14, 34].
Большинство коренного населения Австралии в настоящее время живет в больших и малых городах страны, однако часть коренного населения исторически проживает в малонаселенных труднодоступных районах на севере страны на так называемых северных территориях. Соответственно проживающие в городах имеют равный с пришлым населением доступ к медицинской помощи, а те, кто проживает на северных территориях, гораздо хуже обеспечены медицинской помощью, особенно качественной [14, 27].
В целом коренное население Австралии беднее, чем некоренное, почти в 2 раза (доход на душу пришлого населения в 2006 г. составил 740 долл. в неделю, а ко -ренного населения — 460 долл. в неделю). К тому же коренное население имеет более низкий образовательный статус и более высокий уровень безработицы [31].
Среди социальных проблем коренного населения, оказывающих непосредственное влияние на состояние здоровья, выделяют высокий уровень насилия, жестокого обращения с детьми и женщинами, зависимость от ПАВ, включая алкоголизм, и высокий уровень травматизма вследствие злоупотребления алкоголем. Австралийское правительство в 2006—2007 гг., учитывая важность проблемы, разработало специальную программу по борьбе с жестоким обращением с детьми на северных территориях. В реализации этой программы принял участие Союз педиатров Австралии. В частности, этой программой предусмотрено увеличение ресурсов на оказание медицинской и социальной помощи на северных территориях, а также на программы по укреплению здоровья, включая укрепление физического здоровья (развитие секций физической культуры, контроль за массой тела и питанием). Кроме того, предусмотрено создание учреждений психологической помощи и культурной интеграции в общенациональное пространство [14].
В рамках борьбы с жестоким обращением с детьми австралийское правительство разработало стандарты для служб в области медицинской помощи детям и образования. При организации таких служб особое внимание уделяется обеспечению их высококвалифицированными специалистами, способными оказывать качественную помощь, и подготовке таких специалистов из числа представителей коренного населения [5]. Отмечается, что медицинское обслуживание детей не
10
должно замыкаться на лечении болезней, в его рамках необходимо широко пропагандировать профилактику и укрепление здоровья, содействовать здоровому развитию детей, раннему выявлению поведенческих проблем и проблем, связанных с обучением, а также совместно с социальными службами способствовать социализации детей и их родителей, обеспечивать местное население (коренных народностей) информацией о правильном развитии ребенка и отношениях в семье.
В ноябре 2008 г. в Австралии на правительственном уровне было принято соглашение о ликвидации социального неравенства внутри австралийского общества между коренным и некоренным населением. При разработке этого соглашения были определены основные проблемы, создающие социальное неравенство в стране, и разработаны мероприятия по решению этих проблем. Соглашение содержит меры по развитию и образованию детей, включая обязательное начальное школьное образование, по снижению безработицы, особенно среди аборигенов. Для этого для коренного населения предусмотрено развитие профессиональной подготовки молодых людей по ряду специальностей, привлечение молодежи из числа коренного населения к обучению в вузах, а также выделение квот по трудоустройству для представителей коренного населения [28].
M. Wise и L. Signal (2000) описывают в своей статье мероприятия по укреплению здоровья в Австралии и Новой Зеландии, проводимые при поддержке Всемирной организации здравоохранения в конце 90-х годов XX века. Они включали создание школ укрепления здоровья для коренного населения в местах его компактного проживания. В них должны были пропагандироваться принципы здорового образа жизни (отказ от вредных привычек, укрепление физического здоровья, укрепление здоровья детей, в частности проведение программы по здоровью полости рта) на основе изучения культурных особенностей жизни коренных народностей этих стран и активного развития служб первичной медико-санитарной помощи для этой группы населения. Важным моментом стало привлечение специалистов-медиков из числа коренных жителей Австралии и Новой Зеландии для работы в этих службах. Вторым важным принципом работы служб ПМСП и школ укрепления здоровья стала культурная интеграция их в местное сообщество, развитие обратных связей с местной общиной и учет потребностей местного населения [36].
Выполнение этой программы сопровождалось научными исследованиями в области питания и изучением образа жизни коренных народов Австралии и Новой Зеландии, особенностей воздействия факторов окружающей среды на здоровье этой группы населения, а также распространенности злоупотребления ПАВ, включая алкоголь [10, 12, 13, 30].
A. Clifford и соавт. (2009) рассматривают вопросы распространения положительных результатов программ укрепления здоровья в Австралии и других усилий правительства в этом направлении. Статья основана на данных исследований, проведенных среди коренного населения в течение последних лет. В ней отмечено, что исследования здоровья коренного населения проводятся в Австралии регулярно. В настоящее время мероприятия по правильному питанию выполняют на уровне ПМСП и служб борьбы с диабетом. На уровне ПМСП ведутся также программы по борьбе с курением и злоупотреблением алкоголем. Программы по укреплению здоровья входят в курс медицинских институтов при подготовке студентов, а также в курсы последипломного образования. Однако есть проблемы
в области вторичной профилактики среди коренного населения из-за неразвитости служб специализированной и стационарной помощи для этой группы населения в местах его компактного проживания [6].
A. Nelson, R. Abbott, D. Macdonald (2010) представили результаты программы по укреплению физического здоровья австралийских аборигенов. Эта программа, в частности, включает мероприятия по повышению физической активности и привлечению к занятиям спортом коренных народностей Австралии. Приведены данные об успехах и недостатках программы. При анализе недостатков программы отмечено, что разработчикам следует учитывать особенности образа жизни коренного населения, а также конкретные условия проживания этой группы населения при разработке моделей повышения физической активности [29].
Новая Зеландия также уделяет большое внимание здоровью коренных народов. В историческом контексте в 80—90-е годы прошлого века в Новой Зеландии прошли большие структурные реформы экономики, которые непосредственно затронули и здравоохранение. В 90-е годы экономические реформы носили неолиберальный характер. Это оказало свое влияние на повышение уровня жизни всего населения страны и сглаживание неравенства в социально-экономическом положении между коренным и пришлым населением. В здравоохранении реформы конца 90-х годов XX века привели к повышению роли ПМСП. Как отмечено выше, в Новой Зеландии в конце 90-х годов разрабатывались и были внедрены программы по укреплению здоровья коренного населения. M. Tobias и соавт. (2009) анализируют данные по смертности коренных народностей Новой Зеландии и некоренного населения этой страны с 1951 по 2006 г., используя стандартизованные методики, а также данные переписи населения 1981—1984 гг. и 2001—2004 гг. Они отмечают, что разрыв в показателях смертности между коренным и некоренным населением Новой Зеландии сохраняется, хотя есть определенные изменения. Так, смертность женщин коренных народностей от сердечно-сосудистых болезней (ССБ) в абсолютных цифрах стабильно снижается, в то же время отмечен небольшой рост смертности от рака. Среди мужчин — представителей коренных народов смертность от ССБ стабильно росла в 80—90-е годы XX века, затем стала снижаться. Наибольший разрыв в смертности между коренным и некоренным населением отмечали в 1991—1994 гг., особенно среди мужчин. Затем различия стали сглаживаться. Авторы связывают эти тенденции с положительным влиянием социально-экономических реформ в стране. При этом они отмечают, что это влияние начинает сказываться довольно быстро — менее чем за 5 лет. Однако авторы считают, что нужно проводить более детальные исследования причин смерти представителей коренных народов и связи смертности с социальными детерминантами здоровья [35].
В Канаде также уделяется большое внимание здоровью коренного населения ("первой нации"). За последние 20 лет в состоянии здоровья коренного населения наблюдался определенный прогресс, в частности увеличилась продолжительность жизни и уменьшилась младенческая смертность. Однако и по сей день сохраняется разрыв в показателях здоровья коренного и пришлого населения.
• Среди коренного населения зарегистрирован более высокий уровень заболеваемости хроническими болезнями, такими как диабет 2-го типа: у американских индейцев и метисов он встречается в 3—5 раз чаще по сравнению со средними показателями по Канаде.
11
• Коренное население имеет более высокие показатели заболеваемости инфекционными болезнями, такими как туберкулез (в 10 раз выше средних показателей по Канаде).
• Продолжительность жизни мужчин-аборигенов на 7 лет меньше продолжительности жизни мужчин из числа пришлого населения.
• Продолжительность жизни женщин-аборигенов на 5 лет меньше аналогичного показателя у женщин из числа пришлого населения.
• Отмечен высокий процент суицидов, особенно у молодежи оиз числа коренного населения (показатель суицидов у коренного населения в 5—6 раз выше среднего по Канаде, а показатель суицидов у молодежи из числа коренного населения в 11 раз выше среднего по Канаде в этой возрастной категории). Суициды являются ведущей причиной смерти от травм среди аборигенов Канады.
Вместе с тем отмечено, что сами статистические показатели коренного населения Канады не всегда достоверны, поскольку существуют объективные трудности при сборе статистических данных на труднодоступных северных территориях Канады.
Медицинское обслуживание коренного населения Канады входит в компетенцию провинций в рамках системы медицинского страхования. Те лица из числа коренного населения, которые в силу проживания на отдаленных и труднодоступных территориях не охвачены медицинским страхованием, обеспечиваются ПМСП и скорой помощью, финансируемой из государственного бюджета Канады. Кроме того, незастрахованное коренное население может получать из госбюджета Канады офтальмологическую и стоматологическую помощь, рецепты на лекарство и транспортировку больных в крупные больницы по медицинским показаниям. Правительство Канады также финансирует всю работу по профилактике и укреплению здоровья и службы общественного здравоохранения [11].
Правительство Канады осуществляет постоянное партнерство с общественными организациями аборигенов, в том числе по вопросам охраны здоровья. 19 апреля 2004 г. правительством Канады был организован круглый стол с организациями аборигенов ("первой нации"), на котором было принято решение о выделении дополнительного финансирования для создания устойчивой системы медицинского обслуживания аборигенов. Оно включает улучшение инфраструктуры медицинских служб для аборигенов, обязательную вакцинацию, программы борьбы с диабетом, развитие медсестринского обслуживания и развитие программы укрепления здоровья. В октябре 2002 г. была принята стратегия охраны здоровья детей аборигенов "Здоровый жизненный старт", включающая программы укрепления здоровья в школах, снижение младенческой смертности, обязательную вакцинацию [11].
О необходимости диалога между службами медицинской помощи и коренным населением, учета культурных особенностей и уклада жизни, привлечения представителей местных общин в разработку программ укрепления здоровья коренного населения говорится в ряде публикаций, посвященных качеству медицинской помощи для этой группы населения [4, 7, 18].
Приведенные выше примеры отражают наиболее положительный опыт решения проблем здоровья коренных народов в мире. Однако большинство коренных народов в Африке, Азии и Латинской Америке имеют большие проблемы как в состоянии здоровья, так и в доступе к медицинской помощи. Зачастую медицин-
скую помощь этим группам населения оказывают лица без медицинского образования: шаманы, повитухи, народные целители [15—17].
Здоровье и образ жизни населения в большей степени зависят от социально-экономических условий развития общества, чем от медицинской помощи. Имеются убедительные факты связи заболеваемости, смертности с уровнем благосостояния нации, с величиной дохода на душу населения, доли средств в структуре государственного бюджета, идущей на здравоохранение [1, 2].
L. Moises (2003), V. Raman Kutty (2000), D. F. Lo-pez-Cevallos, C. Chi (2010), A. J. Ajuwon, W. R. Brieger,
O. Oladepo, J. D. Adeniyi (1995), N. Devadasan и соавт. (2010) в своих публикациях обсуждают проблемы, связанные с трудностями в получении медицинской помощи коренным населением развивающихся стран, а также шаги, которые предпринимаются в этих странах для повышения доступа к различным видам медицинской помощи. Среди них усиление ПМСП, развитие различных видов медицинского страхования и государственного финансирования медицинского обслуживания, повышение доступности стационарной и специализированной помощи для коренного населения. Однако следует отметить, что в развивающихся странах еще слишком много проблем необходимо решить, чтобы приблизить медицинское обслуживание коренного населения к стандартам развитых стран [3, 8, 25, 26, 32].
В Российской Федерации, включая советский период, коренные народы были полностью интегрированы в социально-экономическое развитие страны. Однако генетические особенности, культурные традиции и образ жизни, с одной стороны, и труднодоступность районов проживания коренных народов, особенно народов Севера, с другой, требуют разработки специальных программ охраны здоровья этой группы граждан России. Поэтому положительный опыт решения сходных проблем в ряде стран, представленный в этом обзоре, может быть полезен разработчикам программ охраны здоровья коренных народов в нашей стране.
ЛИТЕРАТУРА
1. Макроэкономика и здоровье: инвестиции в здоровье в целях экономического развития / Доклад Комиссии по макроэкономике и здоровью. — Женева. — ВОЗ, 2001.
2. Системы здравоохранения против бедности / Eds E. Ziglio и др. — Копенгаген: Европейское региональное бюро ВОЗ, 2003.
3. Ajuwon A. J., Drieger W. R., Oladepo O., Adeniyi J. D. // Health Educ. Res. — 1995. — Vol. 10. — P. 379—384.
4. BramleyD., HebertP., JacksonR., ChassinM. // N. Z. J. Med. — 2004. — Vol. 117. — P. 1215—1231.
5. Children Services Regulation 2004 [Internet] [cited 2011 Jan 14]. Available from: http://www.community. nsw.gov.au
6. Clifford A., Jackson Pulver L., Richmond R. et al. // Health Pro-mot. Int. — 2009. — Vol. 24. — P. 404—415.
7. Denny C. H., Holtzman D., Cobb N. // Morbid. Mortal. — 2003. — Vol. 52. — P 1—13.
8. Devadasan N., Crief B., Damme W. V. et al. // Health Policy Plan. — 2010. — Vol. 25. — P. 145—154.
9. Facts on Suicide Rates. First Nations and Inuit Health. Health Canada. — 2002.
10. Field A., Casswell S. Drugs in New Zealand: National Survey,
1998. Alcohol and Public Health Research Unit. — Auckland,
1999.
11. First Minister’s Meeting: Ten Year Plan. Aboriginal Health [Internet]. Health Canada [cited 2011 Feb 23]; 2004. Available from: http://www.hc-sc.gs.ca
12. Gray N. // Med. J. Aust. — 1998. — Vol. 168. — P. 204—205.
13. Green J, Tones K. // J. Publ. Hlth Med. — 1999. — Vol. 21. — P. 133—139.
12
14. Health Impact Assessment of the Northern Territory Emergency Response. — Canberra, 2009.
15. Health in the Americas. PAHO. — 2002. — Vol. 1. — P 181.
16. Health of Ethnic Minorities of Viet Nam — WHO Technical Report Series N 1. Geneva: WHO, 2003. — P. 10.
17. Health of Indigenous Peoples in Africa. Lancet Series on Indigenous health. — 2006. — Vol. 367. — P 1940.
18. Hurst S., Nader P. // Int. J. Qual. Hlth Care. — 2006. — Vol.
18. — P 294—298.
19. Indigenous People and Substance Use Project: A Guide to Action Demand. — Geneva: WHO, 1990.
20. Indigenous Peoples and Identity / United Nations Permanent Forum on Indigenous Issues. Fifth Session. Fact Sheet 1, 1995.
21. Indigenous People and Substance Use, Action 1: Community Development. — Geneva: WHO, 1995.
22. Indigenous People and Substance Use, Action 2: Progress of Policy Development and Guide for Government and Other Policy Makers. — Geneva: WHO, 1995.
23. Indigenous People and Substance Use, Action 3: Community Monitoring and Evaluation. — Geneva: WHO, 1995.
24. Indigenous Peoples & Participatory Health Research. — Geneva: WHO, 2003.
25. Lopez-Cevallos D. F., Chi C. // Health Policy Plan. — 2010. — Vol. 25. — P 209—218.
26. MoisesL. // Int. J. Qual. Health Care. — 2003. — Vol. 15. — P 67—71.
27. Mooney G. // Int. J. Qual. Health Care. — 2000. — Vol. 12, N 5. — P 389—394.
28. National Indigenous Reform Agreement: Baseline performance report for 2008—2009. — Canberra, 2010.
29. Nelson A., Abbott R., Macdonald D. // Health Educ. Res. — 2010. — Vol.25, N 3. — P 498—509.
30. Nutbeam D. // Health Promot. J. Aust. 0— 1996. — Vol. 6. — P 58—60.
31. Population Characteristics. Australian Bureau of Statistics. — Canberra, 2008.
32. Raman Kutty V // Health Policy Plan. — 2000. — Vol. 15. — P 103—109.
33. Report of the World Conferences Against Racism Discrimination, Xenophobia and Related Intolerance. Durban; 2001. (A/ CONF. 189/12).
34. Social determinants of Indigenous people in Australia / Eds B. Carson et al. — Canberra, 2007.
35. Tobias M., Blakely T., Matheson D. // Int. J. Epidemiol. —
2009. — Vol. 38. — P 1711—1722.
36. Wise M., Signal L. // Health Promot. Int. — 2000. — Vol. 15, N 3. — P 237—248.
Поступила 24.05.11
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2012 УДК 614.2:618.3/.7-036.86
И. И. БАРАНОВ, З. З. ТОКОВА
Эпидемиология материнской смертности в мире
ФГУ Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. акад. В. И. Кулакова Минздравсоцразвития России, Москва
В обзоре представлены результаты анализа материнской смертности в отдельных регионах мира, в странах с различным уровнем социально-экономического развития, описаны подходы к получению информации о материнских исходах.
Ключевые слова: материнская смертность, структура причин материнской смертности, "near miss"
THE GLOBAL EPIDEMIOLOGY OF MATERNAL MORTALITY 1.1. Baranov, Z. Z. Tokova
Academician V. I. Kulakov Research Center of Obstetrics, Gynecology, and Perinatology, Ministry of Health and Social Development of Russia, Moscow
The review gives the results of an analysis of maternal mortality in some countries of the world with different levels of socioeconomic development and describes approaches to obtaining information on maternal outcomes.
Key words: maternal mortality; structure of the causes of maternal death, near miss
Материнская смертность (МС) по определению ВОЗ — это обусловленная беременностью (независимо от ее продолжительности и локализации) смерть женщины, наступившая в период беременности или в пределах 42 дней после ее окончания от какой-либо причины, связанной с беременностью, отягощенной ею или ее ведением, но не от несчастного случая или случайно возникшей причины.
Смерть, связанная с беременностью, определяется как смерть женщины, наступившая в период беременности или в пределах 42 дней после родов независимо от причины.
Случаи материнской смерти следует подразделять на две группы.
Смерть, непосредственно связанная с акушерскими причинами, — это смерть в результате акушерских ос-
ложнений состояния беременности (т. е. беременности, родов и послеродового периода), а также в результате вмешательств, упущений, неправильного лечения или цепи событий, последовавших за любой из перечисленных причин.
Смерть, косвенно связанная с акушерскими причинами, — это смерть в результате существовавшей прежде болезни или болезни, развившейся в период беременности, не связанной с непосредственной акушерской причиной, но отягощенной физиологическим воздействием беременности [5].
В развитых странах анализ МС проводят по трем группам причин: прямые, косвенные и случайные (нематеринские, неакушерские). Последняя включает летальные исходы от несчастных случаев, злокачественных заболеваний, самоубийства и т. п. [34].
Контактная информация: Баранов Игорь Иванович, проф., зав. отделом; e-mail: i_baranov@oparina4.ru
13