Научная статья на тему 'Сохранение здоровья как одна из проблем социокультурного развития Казахстана (в 1990-е годы)'

Сохранение здоровья как одна из проблем социокультурного развития Казахстана (в 1990-е годы) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
298
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ / МОДЕЛИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / ЦЕННОСТЬ ЗДОРОВЬЯ / ЗОЖ / HEALTH / REPUBLIC OF KAZAKHSTAN / PUBLIC HEALTH / SOCIOCULTURAL DEVELOPMENT / MODELS OF PUBLIC HEALTH / HEALTH VALUE / HEALTHY LIFE STYLE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Галина Г. Ф.

Статья посвящена одной из проблем социокультурного развития независимого Казахстана в 1990-е годы сохранению и укреплению здоровья. Здоровье населения страны стало заметно ухудшаться из-за критического положения в медицинской отрасли, а также из-за социально-культурных, политических и экономических потрясений постсоветского периода. Государство предпринимает попытки улучшения положения путем принятия новых законов и внедрения различных моделей в здравоохранении, таким образом все комплексные мероприятия инициируют проблему сохранения здоровья с позиции не только государственной важности, но и ответственности самого человека за свое здоровье. Укрепление и охрана здоровья населения, приоритет профилактики здорового образа жизни становятся важными направлениями дальнейшего социокультурного развития Казахстана и способствуют формированию здоровьесберегающей модели поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to one of the problems of socio-cultural development of independent Kazakhstan in 1990-s health and its strengthening and preservation. Health of the population became much worse due to the critical situation in the healthcare field, as well as due to the socio-cultural, political and economic shocks of post-soviet period. The situation in healthcare did not contribute to the realization of the constitutional obligations of protection of Kazakhstan's population health. Government programs, complex measures, a number of laws initiated by maintaining health problem from the standpoint of not only the state's responsibility, but also the person responsibility for his health. The author noted that occurred reorientation of values of health as category of life quality, state’s awareness of the role and place of public health in the ensuring the health and well-being of people were influencing on the reform of the public health system in the post-Soviet period. Strengthening and protection of health, the prophylaxis priority of healthy lifestyle have become important trends for further socio-cultural development of Kazakhstan and it will promote the formation of healthsaving model behavior.

Текст научной работы на тему «Сохранение здоровья как одна из проблем социокультурного развития Казахстана (в 1990-е годы)»

ней и выражает ее. Лингвокультурология имеет своим предметом и язык, и культуру, находящиеся в диалоге, взаимодействии.

Поскольку лингвокультурология - новая область знания, в которой ведется параллельное исследование основ науки и практический анализ языкового материала, в ней достаточно остро стоит вопрос о собственных исследовательских методах. Считается, что «базовые принципы лингвокультурно-го анализа еще находятся на стадии формирования, опорой служат такие современные методы лингвистических исследований, как когнитивный анализ, логический анализ языка, семантический анализ слова, контент-анализ, психоанализ, метод синхронно-диахронного освещения собранного исследователем фактического материала» [1: 125]. Однако обязательным условием для институализации научного направления является наличие у него как собственного предмета исследования, так и собственных методов научного исследования. Отсюда следует, что исследования на сегодняшний день держатся на нескольких платформах. Прикладные аспекты исследования в первую очередь связываются с лингводидактикой. Лингвокультурологический метод в лингводидактике, по мнению В.В.Воробьева, определяется как комплексный метод исследования, с помощью которого выявляется лингвистическое и культурологическое обеспечение адекватного употребления языка как иностранного.

С утверждением в лингвокультурологических исследованиях термина «концепт» появилась форма научного исследования, названная концептуальным анализом, когда объектом анализа выступает концепт.

Использование концептуального анализа в лингвокультурологии объясняется интегративным характером этого научного направления, стремлением уйти от описания только структуры языка в направлении антропоцентрического описания.

Таким образом, начало рассмотрения фразеологизмов в тюркском языкознании началось еще в XIX веке, а активное изучение идеом продолжалось на протяжении всего ХХ века.

Литература

1. Замалетдинов, P.P. Лингводидактические основы обучения чтению на татарском языке учащихся начальных классов русских школ/Р.Р.Замалетдинов. - Казань: Мастер-Лайн, 1999. - 169 с.

2. Абдуллин, Я.Г. Татарская просветительская мысль/Я.Г.Абдуллин. - Казань: Татар.кн. изд-во, 1976. - 319 с.

УДК 94(574) + 614.2

ГФ.Галина

СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ КАК ОДНА ИЗ ПРОБЛЕМ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ КАЗАХСТАНА (в 1990-е годы)

Статья посвящена одной из проблем социокультурного развития независимого Казахстана в 1990-е годы -сохранению и укреплению здоровья. Здоровье населения страны стало заметно ухудшаться из-за критического положения в медицинской отрасли, а также из-за социально-культурных, политических и экономических потрясений постсоветского периода. Государство предпринимает попытки улучшения положения путем принятия новых законов и внедрения различных моделей в здравоохранении, таким образом все комплексные мероприятия инициируют проблему сохранения здоровья с позиции не только государственной важности, но и ответственности самого человека за свое здоровье. Укрепление и охрана здоровья населения, приоритет профилактики здорового образа жизни становятся важными направлениями дальнейшего социокультурного развития Казахстана и способствуют формированию здоровьесберегающей модели поведения.

Ключевые слова: здоровье, Республика Казахстан, здравоохранение, социокультурное развитие, модели здравоохранения, ценность здоровья, ЗОЖ.

Galiya Galina HEALTH PRESERVATION AS ONE OF THE PROBLEM OF SOCIOCULTURAL KAZAKHSTAN'S DEVELOPMENT (IN THE 1990-s)

The article is devoted to one of the problems of socio-cultural development of independent Kazakhstan in 1990-s -health and its strengthening and preservation. Health of the population became much worse due to the critical situation in the healthcare field, as well as due to the socio-cultural, political and economic shocks of post-soviet period The situation in healthcare did not contribute to the realization of the constitutional obligations of protection of Kazakhstan's population health. Government programs, complex measures, a number of laws initiated by maintaining health problem from the standpoint of not only the state's responsibility, but also the person responsibility for his health. The author noted that occurred reorientation of values of health as category of life quality, state's awareness of the role and place of public health in the ensuring the health and well-being of people were influencing on the reform of the public health system in the post-Soviet period Strengthening and protection of health, the prophylaxis priority of healthy lifestyle have become important trends for further socio-cultural development of Kazakhstan and it will promote the formation of healthsaving model behavior

Keywords: health, Republic of Kazakhstan, public health, sociocultural development, models of public health, health value, healthy life style.

Здоровье относится к числу основных социокультурных ценностей человека, а в экономико-политическом отношении, здоровое общество - совокупный показатель национального богатства,

трудового потенциала,уровня стабильности и качества жизни в государстве, отражающий не только современную ситуацию, но и прогноз на будущее страны. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), принятому в 1948 г., здоровье - это не только отсутствие болезней и физических дефектов, а состояние полного физического, душевного и социального благополучия [1, с.16]. Комплекс мероприятий, направленных на улучшение и сохранение физического и психического здоровья, поддержание активного долголетия и трудоспособности, качественное предоставление медицинских услуг являются приоритетными в государственной политике многих стран. Провозглашенное во многих конституциях мира, право на здоровье, как и право на жизнь является естественным правом человека.

Советская система здравоохранения считалась лучшей в мире, однако приверженность граждан к культуре здоровья была чрезвычайно низка, ценность здоровья и ответственность за него не рассматривались как личный приоритет. Кризис медицинской отрасли в конце 1980-х годов постепенно стал нарастать из-за недостаточного финансирования, выражавшийся в низких зарплатах медработников, изношенности материально-технической базы, дефиците оборудования, инструментов, лекарств, и тем самым усугубляя работу лечебно-профилактических учреждений с советскими принципами общедоступной и бесплатной медицины. Помимо отрицательных явлений в здравоохранении, причинами нарушения здоровья населения Казахстана стала модель поведения, связанная с образом жизни. Возросшая заболеваемость и смертность вследствие вредных привычек, чрезмерного употребления жирной пищи, стрессовых ситуаций, а также неблагоприятная экологическая ситуация повлияли на общий социокультурный фон развития общества. Недостаточный уровень знания о собственном здоровье, о способах профилактики остро выразились в 1990-е годы, когда ценность здоровья и эффективность системы здравоохранения оказались под угрозой после развала СССР.

Первые годы независимости стали для Казахстана трудными: утрата экономических связей между бывшими советскими республиками, спад производства, инфляция, неплатежи, сокращения организаций и рабочих мест, дезориентация в нравственной и духовной культуре привели к негативным тенденциям в обществе. Политические, экономические и социальные потрясения постсоветского периода затронули все сферы государственной и личной жизни, отрицательно повлияв на уровень образованности и культуры, на состояние физического и психического здоровья населения. В медицинском секторе росла социальная напряженность - недофинансирование и неудовлетворенность персонала своим положением привели к снижению доступности медицинских услуг, ухудшению качества и культуры обслуживания. Ситуация переходного периода после обретения Казахстаном суверенитета, связанная с формированием новой государственности, изменением общественно-экономической формации, не могла не отразиться на изменении общественного здоровья и здравоохранения [1, с.5]. Слабая профилактическая деятельность медицинской отрасли, ориентированной на лечение, а не на предотвращение болезней, неэффективность мер по формированию здоровьесберегающего поведения у подрастающего поколения, отсутствие ценностного подхода к здоровью, а также финансовые проблемы в отрасли, требовали от государства разработки собственной политики в области медицины и здравоохранения, отличную от советской модели. Для улучшения состояния медицинской сферы и сохранения здоровья населения в 1992 г. была разработана Концепция реформы здравоохранения, провозгласившей новые направления: введение медицинского страхования; децентрализация управления; сокращение числа больничных коек; приоритетное развитие первичного медицинского обслуживания; развитие частной медицинской практики; обеспечение больным права выбора врача; совершенствование подготовки медицинского персонала [2]. Отражение политических и социально-экономических преобразований в Казахстане вылилось в поэтапном использовании различных моделей здравоохранения: бюджетная модель (1991-1994), бюджетно-страховая модель (1995-1998), программное бюджетное финансирование (с 1998 г.), которые начали развивать и формировать системный подход к здоровью, заложили основы ответственности человека и государства в области охраны и укрепления здоровья.

С первых дней независимости страна взяла курс на построение социально-ориентированного демократического государства с рыночной экономикой, однако этот сложный процесс сопровождался глубокими социальными и экономическими проблемами, выразившиеся в критической медико-демографической ситуации и ухудшении уровня жизни населения. По мере сокращения бюджета здравоохранения рос объем платных услуг, ограничивавший доступ малоимущих слоев населения к медицинскому обслуживанию, также от сокращения финансирования и закрытия больниц больше всего пострадало сельское население [3, с.62].

Внедрение принципов бюджетно-страховой модели в 1995 г. еще более усугубило социокультурное и финансовое положение населения, что отразилось в усилении потока внешней и внутренней миграции, сокращении численности медицинского персонала. Так, численность населения в 1991 г. составляла 16,3 млн., а в 1999 г.- 14,9 млн., количество врачей тоже уменьшилось: с 65,1 тысяч в 1991 г. до 50,6 тысяч в 1999 г. [4, с.10]. При этом рождаемость снижалась с каждым годом, а смертность наоборот

возрастала. В связи с этим, государство предпринимает попытки сохранения и улучшения состояния здоровья путем качественных преобразований в отрасли здравоохранения.

В условиях рыночных отношений, здоровье становится материальной ценностью, ресурсом, который имеет стоимость, а сама медицина - ресурсосберегающей производительной силой общества [5, с. 40]. В социокультурном развитии здоровье граждан, наравне с образованием и благополучием, явилось одним из приоритетов Стратегии долгосрочного развития «Казахстан-2030» [6]. В целях её реализации был создан Национальный Центр проблем формирования здорового образа жизни Министерства здравоохранения РК, которым было инициировано введение предмета «Валеология» в общеобразовательные и высшие учебные заведения страны. Также Центр реализует в Казахстане проекты ВОЗ -«Здоровые университеты», «Здоровые города», «Здоровые аулы» и т.п., соответственно данные комплексные мероприятия направлены на формирование ЗОЖ с привлечением всех слоев общества. С учетом состояния и потребностей медицинской отрасли, с 1998 г. начала реализацию государственная программа «Здоровье народа», в которой главным направлением становится улучшение качества медицинских услуг и развитие квалифицированной системы здравоохранения [7]. Таким образом, все большее значение отводится мерам, связанным с сохранением здоровья и пропагандой здорового образа жизни, развитием первичной медико-санитарной помощи, профилактикой и борьбой с социально-значимыми заболеваниями, а также совершенствованию в управлении и финансировании здравоохранения. Объявленный президентом страны 2002 год Годом Здоровья, стал переломным в медицинской отрасли, поскольку вопросы сохранения здоровья населения были выдвинуты в ранг приоритетных государственных задач. Принятые в Год Здоровья законы «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об ограничении табакокурения», ряд других законов, изменений и дополнений в области охраны окружающей среды впервые актуализируют вопросы ответственности государства, работодателей и граждан в укреплении и сохранении здоровья. Внедрение и реализация государственных комплексных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья, на профилактику поведенческих факторов риска и социально-значимых заболеваний и пропаганду здоровьесберегающей модели поведения приобретают особое признание и актуальность в обществе в связи с устойчивым экономико-политическим развитием Казахстана в 2000-е г. Сохранение здоровья становится приоритетным направлением не только в политике здравоохранения, но и в жизни самих граждан республики. Постепенно происходившая ценностная переориентация здоровья как категории качества жизни, осознание государством роли и места здравоохранения в сохранении и обеспечении здоровья и благополучия людей оказали влияние на реформирование отрасли в постсоветский период.

Анализируя состояние здравоохранения и здоровья населения за период 1990-х годов, его можно характеризовать как напряженное, медико-демографические показатели отражали в целом социокультурное и экономическое положение в стране ввиду финансового и кадрового дефицита в отрасли. Очевидным являлось то, что культура здоровьесбережения еще не была достаточно сформирована из-за трудностей переходного периода, однако с начала 2000-х годов создаются условия и возможности для активной профилактики заболеваний и ведения здорового образа жизни. Следовательно, реализация принципов моделей здравоохранения и государственных программ способствовали формированию здоровьесберегающего поведения, влияющего на жизнедеятельность человека в социуме и государстве. Развитие рыночных отношений и принципов многоукладной медицины, приоритет первичной медико-санитарной помощи, профилактика заболеваний, контроль за качеством оказания услуг, ценностный подход к здоровью, разграничение ответственности государства и самого гражданина за свое здоровье доказывают возможность объективного государственного и общественного влияния на формирование здорового образа жизни, на сохранение физического и психического здоровья населения Казахстана. Таким образом, в постсоветский период в условиях перехода к рыночным отношениям, в системе человеческого восприятия произошла переориентация взглядов на здоровье, на культуру, и в целом, на жизнь; теперь здоровье как неимущественное благо становится материальной ценностью, за которую несут солидарную ответственность сам человек и государство.

Несомненно, здравоохранение постсоветского Казахстана являлось индикатором социокультурного и экономического развития страны и, встав на путь независимости и суверенитета, молодое государство активно перестраивало и адаптировало систему к требованиям новой социально-политической действительности. Проблема сохранения здоровья стала вызывать интерес не только у специалистов-медиков, но и у работников образования, культуры, спорта, общественных и религиозных деятелей, т.е. всех членов общества. Тем самым, в социокультурном развитии Казахстана проблема сохранения здоровья получила общегосударственное признание, путем разработки программ и стандартов, поиска наиболее адекватных методов для охраны и укрепления, а также обеспечения формирования личностной ориентации на здоровое поведение и здоровый образ жизни.

Литература

1. Official Records of the World Health Organization. No.2. United Nations World Health Organization Interim Commission. New York - Geneva, 1948. - 143 р.

2. Девятко, В.Н. Финансирование здравоохранения крупного города на основе программно-целевого планирования: дисс. ... докт. медиц. наук. - М.: ММА им. Сеченова, 2004. - 280 с.

3. Постановление Кабинета Министров Республики Казахстан от 5 августа 1992 года № 657 «О неотложных мерах по совершенствованию здравоохранения в условиях перехода к рынку» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 02.08.1995 г.) // Интернет-ресурс. 05.08.1992. - URL: http//wwwonline.zakon.kz (дата обращения 25.11.2015).

4. Кульжанов, М.К., Хили Джудит. Системы здравоохранения: время перемен. Казахстан 1999. Европейская обсерватория по системам здравоохранения, 2000. - 76 с.

5. Казахстан за годы независимости 1991-2010. Статистический сборник. Агентство Республики Казахстан по статистике, Астана, 2011. - 194 с.

6. Аканов, А.А., Германюк, ТА., Спринк, Н.В. Качество жизни как критерий оценки эффективности существующей системы здравоохранения // Проблемы социальной гигиены и управления здравоохранением. Москва, 1997. - №5. - С.39-42.

7. Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана. Долгосрочная стратегия развития «Казахстан- 2030» / / Интернет-ресурс. 16. 09. 1998. - URL: http// www.akorda.kz (дата обращения 01.09.2016)

8. Указ Президента Республики Казахстан от 16 ноября 1998 г. № 4153 «О государственной программе «Здоровье народа» // Интернет-ресурс. 16. 11. 1998. - URL: http//www.online.zakon.kz (дата обращения 20.11.2015)

УДК 008:39

Л.Ю.Сироткин

МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ КОММУНИКАЦИИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ

В статье намечаются исходные контуры методологии гуманитарного познания, в основе которой лежит теория эмпирического субъекта, создающего, расшифровывающего и интерпретирующего тексты культуры. Человек как субъект культуры является создателем ее текстов и автономным участником коммуникативных процессов, осуществляемых на основе понимания. Раскрываются возможности и опасности межкультурного диалога и роль субъекта культуры в его осуществлении.

Ключевые слова: межкультурные коммуникации, поликультурная среда, субъект культуры, диалог.

L.Y.Sirotkin INTERCULTURAL COMMUNICATION IN A MULTICULTURAL ENVIRONMENT

The article outlined the original contours of the methodology of humanitarian knowledge, which is based on the theory of experiential entity that creates deciphering and interpreting texts of culture. Man as the subject of culture is the Creator of her texts and Autonomous participant in the communicative processes carried out on the basis of understanding. Examines the opportunities and dangers of intercultural dialogue and the role of the subject culture in its implementation.

Key words: intercultural communication, multicultural environment, the subject of culture, dialogue.

Актуальность вынесенной в заголовок статьи проблематики обусловливается прежде всего возрастающей значимостью коммуникативной составляющей в эволюции культуры и освоенной ей среды. Продолжающемуся процессу интенсификации коммуникативного обмена как доминанты межкультурного взаимодействия на сегодняшний день нет альтернативы. Поэтому столь пристальный интерес к потенциалу коммуникативной составляющей культуры и результатам ее использования в качестве средства межкультурного диалога не нуждается в дальнейшем обосновании.

Автор неоднократно обращался к проблематике методологических основ исследования межкультурных коммуникаций и осуществления межкультурных коммуникаций в поликультурной среде (3, 4, 5 и т.д.). Настоящая статья посвящена обобщающим выводам и соображениям.

По мере расцвета гуманитарных знаний в постсоветскую эпоху, главным двигателем которого явился отказ от всеобщего диктата диалектико-материалистической методологии и торжество принципа методологического плюрализма, все более очевидным становилась необходимость создания методологии гуманитарного познания. Методология гуманитарного познания обладает специфическими чертами, которые отличают ее от методологии, на основе которой производятся естественно - математические знания. Методология гуманитарного познания - это субъект - объект - субъектная гносеология (эпистемология), включающая в себя методологию индустриальных знаний, интерпретирующих деятельность, подчиняющую человека и растворяющую его в процессах объективации. В ограниченности диалектико-материалистической парадигмы познания убедились уже современники ее создателей. В частности, В.Дильтей предложил в основу методологии положить «человеческое познание», исходя из центрального понятия жизни как способа бытия человека. Согласно М. Хайдеггеру, «он, опередив традиционную философию, совершил прорыв в подлинную предметную область» (6, с.21). «Ибо главное в философии - раскрыть новые области, сами предметные области, и посредством продуктивного образования понятий сделать их достоянием науки» (Там же, с.22). В этом и состоит кри-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.