Научная статья на тему 'Первая Всероссийская летняя школа молодых исследователей эволюционной экономики в Волгоградском государственном университете'

Первая Всероссийская летняя школа молодых исследователей эволюционной экономики в Волгоградском государственном университете Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
84
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Первая Всероссийская летняя школа молодых исследователей эволюционной экономики в Волгоградском государственном университете»

© Фролов Д.П., 2010

ХРОНИКА НАУЧНОЙ жизни

ПЕРВАЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ ЛЕТНЯЯ ШКОЛА МОЛОДЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ ЭВОЛЮЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ В ВОЛГОГРАДСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Д.П. Фролов

Развитие современной науки в России характеризуется рядом особенностей, важнейшей из которых можно считать оторванность регионов от центров, неоднородность развития идей и исследований по территории страны, закрытость и изолированность научных школ друг от друга. Ученые из регионов, особенно молодые, зачастую не знают, чем занимаются их старшие коллеги, какие разрабатывают идеи. Это существенно снижает эффективность исследований и заинтересованность молодежи в научной деятельности.

Тем выше ценность состоявшейся с 15 по 20 сентября 2008 г. на базе Южной секции содействия развитию экономики Отделения общественных наук РАН в ГОУ ВПО «Волгоградский государственный университет» Первой Всероссийской летней Школы молодых исследователей эволюционной экономики, проводившейся по гранту Российского гуманитарного научного фонда (№ 08-02-14014 г) совместно с Институтом экономики РАН и Центральным экономико-математическим институтом РАН.

Целью Школы являлось углубление и систематизация знаний молодых исследователей в области эволюционной экономической теории - передового направления современной экономической науки, а также формирование преемственности поколений в данной сфере научных разработок и расширение творческих контактов.

Как и положено в школе, учителя читали лекции, делились знаниями, отвечали на вопросы заинтересованных слушателей. Что отличало данную Школу от обычной, так это состав учителей и учеников. Так, в роли учителей выступили ведущие российские ученые: академик РАН В.И. Маевский, академик РАН

B.М. Полтерович, член-корреспондент РАН Г.Б. Клейнер, доктор экономических наук, профессор О.В. Иншаков, доктор экономических наук, профессор М.М. Гузев, доктор экономических наук, профессор Б.А. Ерзнкян, доктор экономических наук, профессор Р.М. Качалов, доктор социологических наук, профессор

C.Г. Кирдина, доктор экономических наук, профессор А.К. Ляско, доктор экономических наук, профессор В.Н. Овчинников, доктор экономических наук, профессор О.С. Сухарев. Организационно и методически работу Школы обеспечивали доктор экономических наук, профессор Н.Н. Лебедева, научный сотрудник Т.Г. Ба-шутская, кандидат экономических наук, доцент Д.П. Фролов.

Слушателями Школы стали 32 молодых ученых из Калмыкии, Волгоградской и Ростовской областей, Краснодарского и Ставропольского краев, в числе которых преподаватели вузов и научные работники, аспиранты и соискатели, проводящие исследования по актуальным проблемам экономической науки, а также их научные руководители и кон-

сультанты. В целом в работе Школы приняли участие более 20 докторов экономических наук.

Большой интерес к школе эволюционной экономики был вызван не только именами ее учителей, но и тематикой и содержанием лекций. В первый день работы Школы (15 сентября) к ее участникам с приветственным словом обратился ректор Волгоградского государственного университета, доктор экономических наук, профессор О.В. Инша-ков. По его мнению, проведение Школы означает новый этап распространения идей эволюционной экономической теории по территории Российской Федерации непосредственно через ее ведущих представителей. Подчеркнув высокое теоретическое и практическое значение исследований в области эволюционной экономики, О.В. Иншаков призвал участников Школы к активной работе и обозначил ее форматы - вопросы к лекторам, дискуссии, консультации, обсуждение результатов проведенных исследований.

В первый же день работы Школы слушатели получили возможность проникнуть в творческий процесс академика РАН В.И. Ма-евского (Институт экономики РАН), лекция которого была посвящена разработке основополагающих элементов новой теории воспроизводства. Было обосновано, что воспроизводственный подход не противоречит эволюционному, а скорее, дополняет его. На взгляд ученого, эволюционные по сути решения о смене технологии постоянно принимаются реальными предпринимателями, действующими на рынке. Не случайно Й. Шумпетер впервые связал эволюционные процессы, протекающие в рыночной экономике, с денежно-кредитными процессами. Теория воспроизводства К. Маркса, особенно в части теоретических оснований простого воспроизводства, также является полезной для эволюционной экономической теории. Однако, по мнению В.И. Маевского, в марксистской теории существуют некоторые внутренние противоречия, выявлению и разрешению которых была посвящена большая часть лекции. Основная идея докладчика заключалась в акцентировании внимания на переносе на продукт не стоимости, а только денежной оболочки потребляемого основного капитала.

Выявлению взаимосвязи экономического роста, институтов и технологических изменений была посвящена лекция доктора экономических наук, профессора О.С. Сухарева (Институт экономики РАН). Разграничив понятия экономического роста и развития в русле эволюционного подхода, докладчик специально остановился на понятии институционального развития как основы долгосрочного роста ВВП. В лекции был очерчен широчайший спектр современных подходов к пониманию экономического развития и роста, определено место эволюционной экономики в этом спектре, а также предложены некоторые дискуссионные концепции, вызвавшие особый интерес слушателей.

16 сентября с докладом «О роли промежуточных институтов в стратегии институциональных реформ» выступил академик РАН В.М. Полтерович (Центральный экономикоматематический институт РАН), который убедительно показал, что если реформаторы хотят добиться высоких результатов (уровень жизни населения, экономические показатели, стабильность и экономическая безопасность и т. д.), то необходимо придерживаться стратегий реформ не революционного, а эволюционного характера, например стратегии промежуточных институтов.

По мнению ученого, качество институтов является определяющим фактором экономического роста. Результаты институциональных реформ, проводимых развивающимися странами, свидетельствуют о преобладании неудачных исходов этого процесса. В докладе на широком эмпирическом материале были показаны различные варианты стратегии институциональных реформ, их преимущества и недостатки. Обосновывалась необходимость применения комбинированной стратегии, сочетающей трансплантацию, конструирование и выращивание элементов институциональной среды на основе метода создания промежуточных институтов. Именно промежуточные институты обеспечивают преемственность институционального развития и позволяют избежать трансформационных шоков.

Лекция члена-корреспондента РАН Г.Б. Клейнера (Центральный экономико-математический институт РАН) была посвящена роли системной парадигмы в экономической

теории и ее влиянию на эволюционное развитие экономики. Участникам Школы были предложены нетривиальные трактовки понятий экономической эволюции, гармонии и дисгармонии в экономике, представлена концепция вариативных характеристик пространства-времени хозяйственных процессов, постулаты системной парадигмы. На основе развиваемого Г.Б. Клейнером системно-интеграционного подхода были предложены общие рекомендации по изменению курса проводимой экономической политики и очерчены контуры перспективной исследовательской программы для экономистов эволюционного профиля.

17 сентября участникам Школы был представлен доклад доктора социологических наук, профессора С.Г. Кирдиной (Институт экономики РАН) на тему «Институциональная самоорганизация экономики: теория и моделирование». Логика выступления была связана с движением от наиболее абстрактных теоретических вопросов (зачем нужна экономическая теория, что такое экономика, каковы варианты экономического теоретизирования и т. д.) к разработке теории самоорганизации экономических систем, а затем к прикладным аспектам моделирования бинарной модели экономики. В лекции была выдвинута гипотеза о существовании хозяйственных систем, основу которых составляют отрасли с возрастающей отдачей, которые обозначаются как Х-экономики, противополагающиеся Г-экономикам. Хозяйственная эволюция рассматривается как процесс самоорганизации структуры институтов. Слушателям была представлена классификация институтов Х- и Г-типа, а также рассмотрены перспективы их взаимодействия, комбинации институциональных матриц.

Исследование кандидата экономических наук, доцента Д.П. Фролова (Волгоградский государственный университет) на тему «Перспективы развития институциональной экономики России» представляло оригинальный жанр выступлений - обсуждение концепции докторской диссертации. В докладе были представлены результаты изучения логики и динамики развития институциональных исследований хозяйства в постсоветский период, рассмотрены основные достижения и методологические противоречия институциональной экономической теории в РФ. Особый ин-

терес слушателей вызвали обоснованные ученым перспективные направления развития исследовательской программы экономического институционализма, вызвавшие оживленную дискуссию.

18 сентября состоялось выступление доктора экономических наук, профессора В.Н. Овчинникова (Южный федеральный университет), посвященное общим вопросам методологии и методики экономических исследований. Докладчик специально остановился на взаимосвязи методологии, общих и специальных методов эволюционного исследования экономики. Особенно интересной была его иллюстрация процесса осознания, понимания и объяснения экономической действительности, включающая философский метод восхождения от абстрактного к конкретному. По мнению автора, методы эволюционной экономики должны в перспективе стать простыми и отвечать принципам преемственности и релевантности, быть надежными и обладать значительной разрешающей надежностью, обеспечивать воспроизводимость результата, обладать свойствами стандартизации и формализации, являться экономичными. В этом направлении должна проводиться работа по уточнению и повышению системности методологической базы эволюционной экономической теории.

В материалах, представленных доктором экономических наук, профессором Б.А. Ерзн-кяном (Центральный экономико-математический институт РАН), акцент был сделан на раскрытии сути эволюционно-стабильной стратегии в аспектах происхождения (биология), моделирования (теория игр) и применения (экономика). Под эволюционно-стабильной стратегией понимается такая линия поведения, которая, будучи поддержана большинством членов популяции, не может быть сменена никаким альтернативным способом поведения. На гипотетических и реальных примерах докладчик показал важность исследования данного класса экономических стратегий как на мик-ро-, так и на наноуровне хозяйственной деятельности. Докладчик отметил, что время от времени в практической жизни устанавливаются и рутинизируются не наиболее рациональные, а наиболее привычные для общества стратегии (на примере использования клавиатуры QWERTY). Моделирование эволюци-

онной стабилизации стратегических действий становится возможным на основе теории игр с учетом критериев оптимальности В. Парето и Дж. Нэша.

19 сентября был представлен доклад доктора экономических наук, профессора О.В. Ин-шакова (Волгоградский государственный университет) по одному из приоритетных направлений в науке - перспективам развития эволюционной экономики, экономической генетики и наноэкономики. Экономическая эволюция, на взгляд докладчика, - это процесс системного порядка, который охватывает все уровни (от нано- до мега-) проявлений изменчивости, наследственности и необратимости развития хозяйственной системы. Эволюционный подход к исследованию хозяйственных систем предполагает переход от концепций статического равновесия в условиях полной определенности и целерациональности взаимодействующих субъектов к неравновесной динамике при постоянно меняющихся условиях, ресурсах, факторах и субъектах.

На основе утверждения эволюционного подхода неизбежно формируется потребность в осмыслении генетики экономических систем и соответствующая отрасль экономической теории - экономическая генетика. Участникам Школы была изложена обобщенная модель производственной функции, включающая человеческий, технический, материальный, институциональный, организационный, информационный факторы производства. Экономическая генетика изучает развитие факторных оснований производства различных продуктов в аспекте их формирования, передачи в последующие поколения, изменения посредством целенаправленных и спонтанных инноваций и вследствие социально-экономического отбора. Она позволяет понять эволюцию факторных издержек и продуктов производства, измерять и регулировать их изменения на разных уровнях глобальной системы хозяйства. Особое значение приобретает поиск резервов роста производительности и качества труда, способов оптимизации затрат и координации действий акторов трудовых процессов. Эти проблемы входят в предметную область наноэкономики.

Лекция доктора экономических наук, профессора А.К. Ляско (Институт экономики

РАН) была направлена на осмысление эволюции бизнес-стратегий в условиях глобализации. Приведя многочисленные примеры и результаты международных сопоставлений, докладчик обосновал, что стратегии фирм в современных реалиях должны становиться все более гибкими и динамичными, носить интерактивный характер, ориентироваться на процессы, происходящие во внешней среде, независимо от масштабов бизнеса. Автор на конкретных эмпирических примерах обосновал пять позиций, названных принципами построения стратегии поведения фирмы в современных условиях глобализации экономики: 1) инновации; 2) возрастающая конкуренция; 3) новые технологии и гибкость; 4) глобальная экономика; 5) аутсорсинг и интеграция.

20 сентября состоялись презентация и обсуждение работ участников Школы, а также круглый стол на тему «Перспективы развития эволюционной экономической теории в России», на котором были подведены итоги работы.

Все участники Школы получили комплект методических и теоретических материалов в области эволюционной экономики. Каждый слушатель Школы, прошедший ее программу, получил сертификат участия. По итогам работы Школы опубликованы материалы круглого стола и подготовлен к печати сборник докладов ведущих ученых, выступивших лекторами в Летней школе молодых исследователей эволюционной экономики. Лучшие работы молодых ученых - участников Школы будут опубликованы в журнале «Вестник ВолГУ» (серия «Экономика. Экология»), включенном в перечень ведущих периодических изданий ВАК РФ, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук.

Главная цель работы Школы - ознакомление молодых исследователей с последними направлениями изысканий современных ведущих ученых в области теоретической экономики - была достигнута. Весьма важно отметить, что преподаватели Школы заинтересованно работали с молодыми исследователями не только на лекциях, но и с удовольствием консультировали, отвечали на вопросы, делились своим бесценным опытом и приглашали к сотрудничеству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.