Научная статья на тему 'О первой всероссийской школе по эволюционной экономике (г. Волгоград, сентябрь 2008)'

О первой всероссийской школе по эволюционной экономике (г. Волгоград, сентябрь 2008) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
48
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О первой всероссийской школе по эволюционной экономике (г. Волгоград, сентябрь 2008)»

ХРОНИКА НАУЧНОЙ ЖИЗНИ

О первой всероссийской

ШКОЛЕ ПО ЭВОЛЮЦИОННОЙ

ЭКОНОМИКЕ

(г. Волгоград, сентябрь 2008)1

С.Г. Кирдина

Современные экономические кризисы, приобретающие глобальный характер, создают проблемы не только в практической жизни. Кризисы очевидно демонстрируют ограниченные возможности экономической науки, затрудняющейся с оценками и планами необходимых действий. Если СМИ всего мира пестрят аналитическими статьями и прогнозами, а политики и бизнесмены в реактивном режиме решают задачи поддержки или даже спасения национальных экономик в 2008 г., то экономическая теория скорее размышляет о своих проблемах, проявившихся в ходе кризиса, чем уверенно выдает рекомендации практикам. С одной стороны, это естественно. Как философски замечает Умберто Эко, «...у СМИ совершенно иные ритмы, не совпадающие с ритмами рефлексии. Интеллектуальная функция осуществляется либо априори (относительно могущего произойти), либо апостериори (на основании произошедшего). Очень редко речь идет о том, что как раз "сейчас" происходит» (Эко, 2002, с. 47). С другой стороны, экономическая теория в своей функции предвидения «относительно могущего произойти» также себя не оправдала. Хотя сейчас задним числом выявляются сигналы разразившегося кризиса, прозвучавшие еще несколько лет назад, но в то время мало кто прогнозировал, что ведущие экономики сойдут со своих трендов поступательного развития.

1 Работа выполнена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 06-06-80031).

В этих условиях, сделавших очевидным кризис экономической теории (а методологи науки и теоретики-экономисты говорят об этом уже более 10 лет2), можно ожидать смены доминантной парадигмы в экономических исследованиях. Речь идет о становлении новых подходов взамен или в дополнение к так называемой ортодоксии, или мэйнстриму, обозначаемых термином economics. Нашим экономистам, едва успевшим овладеть современными достижениями economics в области неоклассики и неоинституционализма, предстоит развивать исследования в русле новых парадигм, и они, на наш взгляд, оказываются готовыми к этому. В том числе и потому, что в последние годы исследования в этих альтернативных мэйстриму парадигмах в нашей стране активно развивались. Они формировали предпосылки так называемого асимметричного по отношению к траекториям развития мировой экономической мысли теоретического ответа на вызовы реальной экономики. Асимметрия заключается в том, что, по нашим оценкам, доля российских экономистов, работающих в парадигме economics, куда мы включаем как неоклассическую теорию, так и неоинституционализм, существенно меньше, чем в экономически ведущих странах. Среди наших соотечественников популярны иные методологические подходы и новые парадигмы. К ним относятся эволюционная парадигма, системная парадигма и использование при изучении экономики идей самоорганизации, т.е. своего рода самоорганизационная парадигма. Исследования по этим направлениям и формируют возможности ответа российской экономической теории на вызовы хозяйственной практики.

Знакомство молодых ученых с достижениями российских экономистов в этих направлениях составляло основное содержание занятий Первой всероссийской школы молодых исследователей эволюционной экономики, проводившейся на базе Южной секции

2 Обзор представлен в работе (Полтерович,

1997).

содействия развитию экономики Отделения общественных наук РАН в Волгоградском государственный университете совместно с Институтом экономики и Центральным экономико-математическим институтом РАН. Организация и проведение Всероссийской школы проходили при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект 08-02-14014г.

Надо отметить, что развитие современной науки в России характеризуется рядом особенностей. В частности существует проблема оторванности регионов от научных центров, неравномерность развития экономических исследований в научном пространстве страны, изолированность научных школ друг от друга. Ученые, работающие в одних регионах, особенно молодые, зачастую не знают, чем занимаются их старшие коллеги в других регионах, какие разрабатывают идеи. Это существенно снижает эффективность исследований и заинтересованность молодежи в научной деятельности. Поэтому трудно переоценить роль школы в преодолении этого негативного положения.

Школа стала частью известного международного Пущинского симпозиума по эволюционной экономике, который регулярно, раз в два года проходит в Подмосковье с 1994 г. Первая школы для молодых исследователей в промежуточный год заложила начало новой традиции - чередовать конференции авторитетных специалистов и их «мастер-классы» для молодых российских исследователей.

Слушателями Первой всероссийской школы стали 32 молодых ученых из Калмыкии, Волгоградской и Ростовской областей, Краснодарского и Ставропольского краев, в числе которых преподаватели вузов и научные работники, аспиранты и соискатели, проводящие исследования по актуальным проблемам экономической науки, а также их научные руководители и консультанты.

Большой интерес к Школе был вызван не только именами ее преподавателей, но и тематикой и содержанием лекций. В первый день работы Школы к ее участникам с при-

ветственным словом обратился ректор Волгоградского государственного университета д.э.н., профессор О.В. Иншаков. По его образному выражению, проведение Школы означает новый этап распространения идей эволюционной экономической теории по территории Российской Федерации непосредственно устами ее ведущих представителей.

Школа стала частью известного международного Пущинского симпозиума по эволюционной экономике, регулярно проводящегося в Подмосковье с 1994 г. с периодичностью один раз в два года. Проведение первой Школы для молодых исследователей в промежуточный год кладет начало новой традиции - ежегодно чередовать конференции авторитетных специалистов и их мастер-классы для молодых российских исследователей.

Среди лекторов, проводивших занятия в Школе, были специалисты экономических институтов Российской академии наук: из Института экономики РАН академик В.И. Ма-евский, д.э.н. А.К. Ляско, д.э.н. О.С. Сухарев, д.с.н. С.Г. Кирдина; из Центрального экономико-математического института РАН академик РАН В.М. Полтерович, член-корр. РАН Г.Б. Клейнер, д.э.н. Б.А. Ерзнкян. Также выступили с лекциями д.э.н. В.Н. Овчинников (Южный федеральный университет) и д.э.н. О.В. Иншаков (Волгоградский госуниверситет). В школе была предоставлена возможность и молодым ученым выступить с результатами собственных исследований. Так, состоялось обсуждение работы к.э.н. Д.П. Фролова. Молодые исследователи - студенты, аспиранты, молодые кандидаты наук, докторанты, преимущественно из того региона, где проводилась первая Школа по эволюционной экономике - познакомились как с теоретическими подходами, так и с результатами экономических исследований в новых, по существу альтернативных мэйнстриму, научных парадигмах.

Парадигмы, как известно, представляют собой методологию исследований в широком смысле этого слова. Они включают прежде всего набор определенных исходных предпо-

сылок, или постулатов, адекватных, по мнению приверженцев той или иной парадигмы, природе изучаемого объекта. Одновременно парадигму характеризует общность постановки проблем, принятых правил анализа, применяемого понятийного аппарата. В конечном счете научная парадигма предполагает опору на принятые образцы решения научных задач (Кун, 1975, с. 27-28). Соответственно различие между парадигмами определяет различие исходных моделей объекта исследования, которыми оперируют группы ученых.

Эволюционная парадигма означает переход к «более объективированной» модели экономики, в которой действуют законы развития живых систем. В отличие от модели, базирующейся на представлениях об «экономическом человеке», максимизирующем свою выгоду, что составляет сущность неоклассики и неоинституционализма, эволюционная парадигма исследует экономику как сферу, где существенную роль играют общесистемные принципы, т.е. принципы, применимые не только в экономической науке, но и в биологии, философии, социологии и т.д. Это принципы меняющегося разнообразия, неоднородности агентов, неравновесия, неопределенности развития, неустойчивости и т.п. Одним из основателей эволюционной экономики считается Й.А. Шумпетер, опубликовавший свои работы еще в 1911 г. Он первым детально проанализировал процесс экономического развития как эволюционный процесс с действующими в нем законами изменчивости и естественного отбора. Шумпетер описал процесс вторжения новаторов (предпринимателей, предлагающих новые продукты, услуги или технологии) в экономическое пространство, борьбу за ресурсы между ними и консерваторами, вытеснение консерваторов и части бывших новаторов, появление имитаторов.

В последние годы наиболее перспективные ниши для эволюционной парадигмы (Маевский, 2004) представляют, во-первых, анализ долгосрочных процессов в реальном времени, во-вторых, изучение того сектора экономики, который производит ресурсы для

самого себя и для остальной экономики, и, в-третьих, переход на макроуровень анализа (современная эволюционная теория работает в основном на микроуровне, рассматривая разнообразие экономических агентов, распространение и диффузию конкурирующих методов и продуктов производства и т.п.).

Рассмотрению этих перспективных направлений в ходе работы Школы были посвящены лекции В.И. Маевского «Элементы новой теории воспроизводства», В.М. Пол-теровича «Стратегии институциональных реформ: роль промежуточных институтов», О.С. Сухарева «Экономический рост, институты и технологические изменения», Б.А. Ерзнкяна «Эволюционно-стабильная стратегия: происхождение (биология), моделирование (теория игр), применение (экономика)», О.В. Иншакова «Состояние и перспективы развития эволюционной экономики в России» и А.К. Ляско «Эволюция стратегий фирм в глобальной экономической среде».

Системная парадигма предполагает не только изучение характеристик экономики, взятой самой по себе, но и анализ взаимовлияния типа общества и его экономической подсистемы. Это означает, что общество в совокупности образующих его единиц и связей - латентно или явно - также выступает объектом исследования, а понимание их специфики становится значимым фактором изучения складывающихся в обществе экономических отношений. Это направление пытается вывести экономические теории из разряда редукционистских, каковыми они до сих пор в большинстве случаев являются (Ананьин, 2005, с. 113). Наиболее развернутая характеристика системной парадигмы дана Я. Корнаи (Корнаи, 2002).

При системной парадигме исследования имеют комплексный характер, внимание исследователей сосредоточено на институтах, которые определяют рамки и ход конкретных процессов. Изучается иерархия институтов. Также отмечается, что дисфункции, присущие системам, имеют внутренний характер, они встроены в них, их можно лишь смягчить,

но не устранить, поскольку их способность к самовоспроизводству глубоко укоренена в самой системе. На Волгоградской школе по эволюционной экономике результаты современных исследований в области системной парадигмы были представлены в лекции Г.Б. Клейнера «Системная парадигма в экономической теории и эволюционное развитие экономики».

Одно из новых направлений исследований связано с рассмотрением экономики как самоорганизующейся системы, что позволяет говорить о становлении самоорганизационной парадигмы в экономических исследованиях. В наибольшей мере она является «наследницей» эволюционной парадигмы, поскольку имеет ряд общих с нею «общенаучных» постулатов. Соответственно приверженцы данных парадигм строят во многом схожие модели экономики, но акцентируют разные вопросы при ее изучении. Если эволюционная парадигма направлена преимущественно на изучение свойств экономической динамики, то исследования в русле самоорганизационной парадигмы направлены не только на анализ эволюционных процессов и фазовых переходов в сложных системах, но и на определение законов формирования устойчивых экономических структур в открытых нелинейных системах, на анализ появления «порядка из экономического хаоса».

Работа в данном направлении является достаточно сложной. С одной стороны, имеется разработанный и успешно применяемый в естественных науках математический инструментарий, который позволяет исследователям приступить к построению формализованных моделей экономических процессов в новой парадигме. С другой стороны, содержательное переосмысление экономики как сложной самоорганизующейся системы требует формирования новых логических и конструктивных моделей взаимосвязей экономических процессов, расширения поля экономического анализа. Дополнительная сложность связана с необходимостью использовать в анализе идеи системной парадигмы, поскольку имеется в

виду развитие экономики как подсистемы общества в целом. Эти и другие вопросы были рассмотрены в лекции С.Г. Кирдиной «Институциональная самоорганизация экономики: теория и моделирование».

Проблемы, возникающие в ходе проведения экономических исследований, а также при использовании их результатов на практике, были представлены в лекции В.Н. Овчинникова «Методология и методика экономических исследований».

Обсуждение работы молодого исследователя Д.П. Фролова «Перспективы институциональной экономики России с позиций эволюционного подхода», проведенное в ходе работы Школы, показало значимость дискуссий между учеными различных поколений и научных школ. Было также признано целесообразным расширить дискуссионную площадку для представления результатов молодых исследователей в кругу известных специалистов, приезжающих для проведения занятий.

Другой вывод состоит в необходимости расширении географии будущих школ. Очевидно, что проще привезти лекторов к слушателям, поскольку они многочисленней, чем собирать всех молодых ученых в столице. Поэтому следующий научный десант лекторов предполагается «забросить» в 2010 г. в тот федеральный округ, который будет готов предоставить соответствующую площадку.

Хочется надеяться, что площадку не менее гостеприимную и подготовленную, чем Волгоградский госуниверситет, который взял на себя трудности проведения первой в стране Всероссийской школы молодых исследователей по эволюционной экономике.

По итогам работы Школы подготовлен к печати сборник докладов ведущих ученых, выступивших лекторами в Летней школе молодых исследователей эволюционной экономики и изданы материалы круглого стола. Лучшие работы молодых ученых - участников Школы будут опубликованы в журнале «Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 9. Исследования молодых ученых».

Центр эволюционной экономики (Москва, руководитель - академик Маев-ский В.И.), который является основным организатором отмеченных выше Пущинских симпозиумов, составил научную программу Первой всероссийской школы и обеспечил ее преподавательским составом. Он готов продолжить сотрудничество с региональными научными и образовательными структурами, чтобы сделать проведение такого рода школ регулярным и постоянным. Получение новых теоретических знаний молодыми экономистами, как говорится, «из первых рук», обсуждение результатов своих исследований в кругу авторитетных заинтересованных специалистов создадут дополнительные предпосылки для того, чтобы российская экономическая наука смогла давать своевременные и эффективные ответы на потребности постоянно развивающейся хозяйственной практики.

Литература

Ананьин О.И. Структура экономико-теоретического знания. М.: Наука, 2005.

КорнаиЯ. Системная парадигма // Вопросы экономики. 2002. № 4.

Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1975.

Маевский В.И. О взаимоотношении эволюционной теории и ортодоксии (концептуальный анализ) // Экономическая трансформация и эволюционная теория Й. Шумпетера. 5-й Международный симпозиум по эволюционной экономике, г. Пущино, Московская область, Россия, 2527 сентября 2003 г. М.: Институт экономики РАН, 2004.

Полтерович В.М. Кризис экономической теории // Экономическая наука современной России. 1998. № 1.

Эко У. Пять эссе на темы этики / Пер. с итал. Е.А. Ко-стюкович. СПб.: Симпозиум, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.