Научная статья на тему 'Перцептивная перспектива'

Перцептивная перспектива Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1659
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перцептивная перспектива»

УДК 7.03

ПЕРЦЕПТИВНАЯ ПЕРСПЕКТИВА Комарова С.В.

ГОУВПО «Московский государственный университет сервиса»

г. Москва

Каждый художник ставит перед собой задачу изобразить на двухмерной плоскости рисунка или картины трёхмерное пространство. На протяжении развития человечества живописцы добивались этого разными путями. Но не только математически - достоверное изображение являлось самоцелью для художника.

Искусство изображения окружающего мира на плоскости известно нам с давних пор. Первыми в мировой истории над перспективным изображением задумались, древние греки.

Название «перспектива» происходит от латинского слова регБрівеге, что в переводе означает «смотреть сквозь, правильно видеть». Перспектива - наука об изображении предметов и различных объектов на плоскости или любой другой поверхности в соответствии с теми кажущимися сокращениями размеров, изменениями очертаний формы и световых отношений, которые наблюдаются в действительности.

Эпоха ренессанса оставила значительный след в развитии развитие изобразительного искусства в целом. Она научно обосновала и объяснила законы перспективного построения. Один из первых художников - архитекторов, занимающихся научным исследованием перспективы, считается Филиппо Брунеллески. «Царём» художников и гением науки эпохи Ренессанса становится Леонардо да Винчи. Свои мысли по поводу научной перспективы Леонардо да Винчи изложил в трактате «О живописи». В Германии известен великий математик и художник Альбрехт Дюрер, написавший сочинение «Руководство для измерения циркулем и правилом».

Перспектива, как наука постоянно развивается. В ХХ веке она поднялась на значительно, новый уровень, в связи с чем, появилось понятие о перцептивной перспективе, основоположенниками которой считаются П. Сезан и Петрова-Водкин.

Понятие перцептивной перспективы обозначает субъективное изображение окружающего мира, т.е. такого, каким мы его видим. При этом работает схема « глаз + мозг», а не только глаз. «Мозговая картинка» - это тот центральный объект, с которым над вать и по которому надо оценивать всё (системы перспективы, полотна художников, их профессиональные приёмы).

Главная характерная особенность искажений ренессансной перспективы сводится к тому, что предметы переднего плана сильно увеличиваются, а предметы дальнего столь же сильно уменьшаются. Лишь средний план передаётся почти неискажённо. Поэтому ренессансная система хорошо подходит для изображения предметов без переднего и заднего планов. В моём варианте в работе «Закат на реке» (см. рис. 1) было важно показать красоту архитектурного ансамбля; при построении изображения на картинной плоскости выбрана ренессансная перспектива.

В теории перцептивной перспективы неизбежны ошибки в изображении, их можно смещать с одних элементов на другие. Важно правильно изобразить передний план (рис.2), в отличии от среднего и дальнего, поэтому на второстепенных планах допускается возможность ошибок. Существуют три основных ошибки в изображении: передача высоты, ширины и глубины.

Прибегая к теории перцептивной перспективы надо стараться изолировать планы, при этом ошибкок практически можно избежать. Они возникают при попытке передать на плоскости глубокое целостное пространство. В картине «Лето в деревне» (рис.2) для меня интересна изгородь, остальные изображаемые объекты служат для поддержания художественного образа. Они существуют отдельно, и я пытаюсь изолировать планы, сделать акценты.

Пейзажная живопись имеет свою специфику, в ней почти нет проблем изображения стен и потолков, но зато не ограничена глубина пространства. Безошибочная передача поверхности земли - это главное в пейзаже, написанном по законам перцептивной перспективы.

В своих работах, я показала пример классической ренессансной перспективы (см. рис. 1) и перцептивной перспективы (см. рис.2). На этих примерах можно убедиться в том, что принцип перцептивной перспективы является более точным в

изображении окружающего мира. Он почти безошибочно отображает картинку, увиденную глазом, несёт более сильное впечатление, согласное задуманному автором.

Рис. 1. «Закат на реке» Рис.2. «Лето в деревне»

УДК [687.01+687.02](075)

АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СВАДЕБНОЙ МОДЫ В РОССИИ ЗА ПОСЛЕДНИЕ ПЯТЬ ЛЕТ Пырьева М.И.

Филиал ГОУВПО «Московский государственный университет сервиса» в г. Самаре г. Самара

«Новый взгляд на одну и ту же вещь определяет человек, который ее носит». Одежда - это зеркало души, а свадьба - это самый важный день в жизни каждого. Поэтому моделирование и изготовление платья для невесты - это почетная и очень ответственная работа. Сегодня дизайнеры свадебных платьев постепенно возвращают нас в сказку, все чаще используя кружево в качестве декора и основного материала.

Свадебное платье - это корсетное изделие. История корсета начинается в глубине веков и благополучно продолжается в наши дни.

Несмотря на многовековую историю корсета, само слово Corset появилось только в 1834 году, происходит оно от французского Corps - «тело». В период готики для изготовления корсета использовали бруски из железа и дерева, которые помещали в ватную подкладку одежды. Корсет был частью платья и, его можно было шнуровать спереди и сзади. В 13-14 веках в Европе появляется корсет, который выглядит как

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.