НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
ПЕРСПЕКТИВЫ ВЫЕЗДНОГО ТУРИСТИЧЕСКОГО РЫНКА ИНДИИ ДЛЯ РОССИИ
А.С. Скобельцына,
директор Русско-Индийского Информационного Центра (РИИЦ), доцент кафедры гостиничного и ресторанного бизнеса Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат культурологии
П. Навани (Paresh Navani),
Управляющий партнер Русского информационного центра (Russ Information Center LLP) (Мумбаи, Индия)
В статье обоснованы перспективы развития въездного туризма из Индии в Россию. Прогнозируемый рост тур-потока обусловлен ростом экономики и мобильности населения Индии, эффективными партнерскими отношениями России и Индии в разных сферах деятельности, ростом интереса индийцев к России как туристской дестинации.
Ключевые слова: программа «India Friendly», Индия, въездной туризм
УДК 379.85 ББК 75.8
india Ï мегкЙу
Индийский туристический рынок имеет огромный потенциал.
Население Индии составляет свыше 1,25 млрд, 50% населения моложе 30 лет. По темпу роста выездного туризма Индия находится на первом месте в мире и обгоняет даже Китай.
В настоящий момент объем выездного туристического рынка Индии составляет более 20 млн поездок в год. Всемирная туристская организация при ООН (ЮНВТО) прогнозирует, что к 2020 году эта цифра вырастет до 50 млн. В настоящий момент в Индии более 62 млн человек имеют заграничные паспорта, то есть являются потенциальными путешественниками.
Причины и предпосылки такого роста заключаются в следующем:
• ежегодный прирост ВВП в Индии — 7%;
• постоянное увеличение объема перевозок из Индии авиа-компаниями-лоукостерами;
• к 2025 году в Индии средний класс составит 500 млн человек (в настоящем 300 млн);
• количество пожилых путешественников увеличится к 2030 году до 7,3 млн (по сравнению с 1,3 млн в 2013 г.);
• растет также и высшая прослойка индийского общества, количество «миллионеров» увеличится в 6 раз к 2030 году по сравнению с 2011, и составит 1,2 млн человек;
• в 2013 году путешественники из Индии потратили за рубежом более 11,6 млрд долл. США и эта цифра по прогнозам возрастет в 2 раза к 2024 году;
• около 25 млн индийцев постоянно живут за границей, что составляет еще одну дополнительную причину для путешествий*
Все эти цифры уже давно стали причиной для Национальных Туристических Офисов многих стран вести довольно агрессивную борьбу за туристический рынок Индии. Статистика говорит о том, что Дубаи, США, Тайланд, Сингапур принимают ежегодно более
1 млн туристов из Индии. Такие страны как Канада, Индонезия, Филиппины, Мальдивы, Иордания, Тайвань, Кения, Германия, Швейца-
* по данным McKinsey, Amadeus, Frost and Sullivan
2 54
рия, Израиль значительно увеличили свои бюджеты на промоушн на индийском рынке — некоторые даже в 2 раза.
Если говорить о профайле туристов из Индии, то это 40% — корпоративные группы, 20% — индивидуальные путешественники, 40% — студенты и визиты к родственникам.
Что же касается России, то интерес к нашей стране со стороны индийцев есть, и он значительно увеличился в последние три-четыре года. Пока цифры в абсолютной величине не высоки: въездной поток достиг более 70 000 турпоездок в год в 2016 году. Но при этом, рост составил 38%, а это лучший показатель роста турпоездок из Индии за рубеж. К этим показателям приближаются показатели за 2017 г., хотя окончательных данных еще нет.
Русский Информационный Центр в Индии (Russ Information Center LLP) прогнозирует, что эта тенденция сохранится и в 2018 году. К примеру, летом 2017 г. можно было наблюдать колоссальное увеличение количества заявителей во всех пяти Российских Визовых центрах Индии.
Первым городом, открывшим 2017 год в Индии (города Дели и Мумбаи) свои официальные туристические офисы, стал Санкт-Петербург. С 9 по 12 декабря в Мумбаи прошли дни Санкт-Петербурга. По данным Городского туристского информационного бюро только за первое полугодие 2017 года Санкт-Петербург посетили более 12,5 тыс. человек, что на 25% превышает показатели прошлого года [5].
Что же интересно индийцам в России?
В 2017 году Россия и Индия отметили 70-летие со дня установления дипломатических отношений. В 2018 году две страны проведут перекрестный год туризма.
Регионы для старта программы India Friendly (Москва, Санкт-Петербург, Казань, Сочи) выбраны не случайно — туда уже ездят индийцы. В ближайшем будущем планируется подключение к программе Крыма, городов Золотого Кольца, Твери. Большой интерес у туристов из Индии вызывает Байкал, Карелия и Кавказский регион.
Если говорить о текущем потоке индийцев, то пока основной интерес приходится на Москву и Санкт-Петербург, в программу во всех случаях включается стандартный набор: Сити Туры, Кремль, Эрмитаж, прогулки по Москве-реке и Неве, обязательное время для шопинга. Но есть и некоторые специальные интересы, как, например, «Милитари-туры», фольклорные шоу. Индийцам нравится любой «интерактив», который предлагают, например, музеи Бункер-42, Гранд-Макет Россия, Петровская Акватория.
По опросам индийских гостей, проводимым Русским информационным центром, гостеприимство — это наиболее важный фактор при выборе страны для посещения. Российские предприятия индустрии туризма и гостеприимства готовы принимать гостей
© ПСЭ, 2017
из Индии на самом высоком уровне. Особую активность в этом отношении проявляют те регионы, которые еще не достигли пика туристической активности. Это, в частности, Казань, Тверь, города Крыма. Элементами гостеприимства являются, как минимум, «здравствуйте — намасте», приветственный напиток, ну и, конечно, улыбки и искренний интерес к гостям, к их стране и культуре.
В чем актуальность Программы «India Friendly»?
Программа «India Friendly» актуальна и необходима для развития въездного туризма из Индии в Россию. В частности, программа
_НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ |Д
предусматривает обучение предприятий размещения правилам организации для индийских туристов индийского питания и технологии приготовления блюд индийской кухни, без которой индийцы не могут обойтись ни одного дня. Также программа «India Friendly» предлагает прозрачные и эффективные инструменты маркетинга, которые позволяют ее участникам выйти напрямую к потенциальным туристам из Индии: это печатная продукция, участие в крупнейших туристических выставках Индии, адресная e-mail рассылка, презентации и прочее.
Литература
1. India is today the fastest growing outbound market after China with UNTWO predicting 50mn by 2020 Режим доступа http://www.bitb. org/update6.php. Дата обращения 20.12.2017
2. India Outbound Tourism Market: Outbound Tourists, Purpose of Visit (Holiday, VFR (Visit Friends & Relatives), Business, Others) Tourists Spending and Forecast — 3rd Edition Режим доступа: http://www.renub.com/india-outbound-tourism-market-outbound-tourists-visit-tourists-spending-and-forecast-to-2020-15-p.php. Дата обращения 20.12.2017
3. Indian Outbound Travel. September 2015 // PATA news. Режим доступа https://pata.org/store/wp-content/uploads/2015/09/Ve_September_ A4_Sept30-1.pdf. Дата обращения 20.12.2017
4. Shalini Dasgupta. Indian outbound tourists grow in number. Fastest growing outward-bound market after China. Режим доступа https:// mediaindia.eu/news-india-outbound/indian-outbound-tourists-grow-in-number/ Дата обращения 20.12.2017
5. В Мумбаи открылся офис Visit Petersburg // Официальный городской туристический портал Санкт-Петербурга Visit Petersburg. Режим доступа http://www.visit-petersburg.ru/ru/news/1623/. Дата обращения 20.12.2017.
6. Программа «India Friendly»: официальный сайт www.India-friendly.ru Дата обращения 20.12.2017.
7. Россия и Индия проведут в 2018 году год туризма между двумя странам // Ростуризм: официальный портал. Режим доступа https:// www.russiatourism.ru/news/11409/ . Дата обращения 20.12.2017.
8. Русский Информационный центр в Индии / Russ Information Center LLP: официальный сайт http://russinfo.center/ Дата обращения 20.12.2017. Русско-Индийский Информационный центр (РИИЦ): официальная страница www.riicenter.ru. Дата обращения 20.12.2017.
9. Скобельцына А.С., Белякова Е.С., Навани П. INDIA FRIENDLY: новый этап в развитии российско-индийских отношений в области туризма и гостеприимства // Проблемы современной экономики. — 2016. — №3. — С.271-273.
10. Скобельцына А.С., Навани П. Программа «India Friendly»: через год после старта // Проблемы современной экономики. — 2017. — №3. — С.203-205.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ГИБКИХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ СИСТЕМ И ИХ СОСТАВЛЯЮЩИХ
Н.В. Войтоловский,
профессор кафедры бухгалтерского учета и анализа Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор экономических наук [email protected]
Т.В. Авилова,
доцент кафедры финансов, денежного обращения и кредита Тюменского государственного университета,
доктор экономических наук
О.О. Лаврентьева,
стажер кафедры бухгалтерского учета и анализа Санкт-Петербургского государственного экономического университета
Организационной формой, имеющей высокий уровень стратегической гибкости, являются гибкие автоматические производства (ГАП). Создание гибкого автоматического производства происходило путем объединения самых разнообразных передовых научно-технических разработок. В статье рассмотрены научно-технические разработки с точки зрения их влияния на процесс сохранения гибкости производственных систем более низких организационных форм при переходе к более высоким организационным формам, усиления свойства гибкости и придания этому процессу эволюционного характера развития.
Ключевые слова: гибкое автоматическое производство, роботизированный технологический комплекс, промышленные роботы, промышленное предприятие
ББК К630.2-52я73-1
На начальном этапе эволюции гибкой автоматизации производства промышленные роботы являлись центральным элементом этого процесса, взгляды на который также подвергались изменению по мере эволюции робототехники. Первоначально основное достоинство промышленных роботов (ПР) заключалось в возможности устранения тяжелого и монотонного физического труда на основных технологических операциях, как правило, в массовом и крупносерийном производствах. Впоследствии усложнение конструкций ПР позволило использовать их в качестве средства производства, совмещающего высокий уровень автоматизации, большую производительность и гибкость, необходимые для производства средних и малых партий разнотипной продукции. Использование ПР в группах роботизированных технологических комплексов (РТК), объединенных в модули интегрированной системы
ГАП, также позволило достичь более высокого уровня гибкости всей производственной системы.
Эволюцию свойства гибкости и взглядов на вопросы организационно-экономической оценки совершенствующихся организационных форм гибких производственных систем можно рассматривать в следующей последовательности (рис. 1).
Экономический эффект автоматизации производственных систем возникает уже с момента создания непереналаживаемых автоматических производств, которые в условиях однономенкла-турных потоков предметов труда обладали большей производительностью, чем системы, использующие оборудование с ручным управлением. Помимо этого, высвобождались рабочие, занятые ручным трудом и использовались на других рабочих местах. Эти же составляющие экономического эффекта от автоматизации