Научная статья на тему 'Государственное регулирование гостиничного дела в Индии'

Государственное регулирование гостиничного дела в Индии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
604
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИЯ / INDIA / ПРОГРАММА "INDIA FRIENDLY" / "INDIA FRIENDLY" PROGRAM / ГОСТИНИЧНЫЙ СЕРВИС / HOTEL SERVICE / ОТЕЛИ ИНДИИ / HOTELS IN INDIA / МИНИСТЕРСТВО ПО ТУРИЗМУ ИНДИИ / MINISTRY OF TOURISM OF INDIA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Скобельцына Анна Сергеевна

В статье анализируются требования, предъявляемые к индийским предприятиям размещения со стороны Министерства по туризму Индии. Данные представлены на основе Системы классификации отелей Индии за 2011 г. Работа выполнена в рамках программы «India Friendly» с целью сопоставить гостиничный сервис в России и Индии и сформулировать возможные ожидания индийских туристов от российских предприятий размещения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State regulation of hotel business in India (Russia, St. Petersburg)

The author analyzes requirements placed upon Indian hotel enterprises by the Ministry of Tourism of India. The article is based on the data from the System of India’s Hotel Classification (2011), within the frames of the program “India Friendly,” aiming at comparing hotel business in Russia and India and to formulate possible expectations of Indian tourists visiting Russia

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование гостиничного дела в Индии»

2. Wang Y., Russo S.M. Conceptualizing and evaluating the functions of destination marketing systems // J. Vacat. — 2007. — Mart. 13 (3), 187-203.

3. Воронцова ГГ., Воронцова А.В. Основы организации и технологии обслуживания в индустрии туризма: учеб. пособ. — СПб.: СПГУТД, 2012.

4. Воронцова Г.Г., Воронцова А.В., Федоров В.А. Практикум по организации производственных процессов на предприятиях туризма и индустрии гостеприимства: учеб. пособ. — СПб.: СПГУТД, 2014.

5. Гаврилова Н.А., Воронцова Г.Г. Основные проблемы продвижения гостиничного продукта при помощи веб-сайта // Актуальные проблемы развития индустрии гостеприимства на современном этапе: Сб. науч. тр. по материалам XI международной научно-практической конференции. — СПб.: СПБГЭУ, 2016. — С. 34-36.

6. Сухарева Е.Е., Шурлина О.В. Локализация сайта как форма межкультурной коммуникации // Вестник Воронежского государственного ун-та. Сер.: Лингвистика и межкультурная коммуникация. — 2013. — № 1. — С. 166-169.

7. Serje Schmidta, Antoni Serra Cantallops, The characteristics of hotel websites and their implications for website effectiveness // International Journal of Hospitality Management. — 2008. — Vol.27. — P. 504-516.

8. Ljudevit Pranic, Daniela Garbin Pranicevic, Hotel website performance: Evidence from a transition country // Tourism and Hospitality Management. — 2014. — Vol. 20. — No. 1. — P. 45-60.

9. Xu Lia, Youcheng Wangb, Present and future hotel website marketing activities: Change propensity analysis // International Journal of Hospitality Management. — 2015. — Vol.47. — P. 131-139

10. Гостиничные сайты: опыт популярных гостиничных брендов. [Электронный ресурс]. URL: http://prohotelia.com.ua/2015/05/ digital-iq-index-luxury-hotels/ (дата обращения 22.05.2017)

11. Сапиенза Ф. Культура и контекст: краткое изложение теорий Гирта Хофстеде и Эдварда Холла о межкультурном обмене информацией с точки зрения потребительских свойств веб-сайтов [Электронный ресурс]. URL: http://www.filippsapienza.com/ CultureContextRussian.html (дата обращения 22.05.2017)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСТИНИЧНОГО ДЕЛА В ИНДИИ

А.С. Скобельцына,

доцент кафедры гостиничного и ресторанного бизнеса Санкт-Петербургского государственного экономического университета, директор Русско-Индийского Информационного Центра (РИИЦ),

кандидат культурологии [email protected]

В статье анализируются требования, предъявляемые к индийским предприятиям размещения со стороны Министерства по туризму Индии. Данные представлены на основе Системы классификации отелей Индии за 2011 г. Работа выполнена в рамках программы «India Friendly» с целью сопоставить гостиничный сервис в России и Индии и сформулировать возможные ожидания индийских туристов от российских предприятий размещения.

Ключевые слова: Индия, программа «India Friendly», гостиничный сервис, отели Индии, Министерство по туризму Индии

УДК 379.85 ББК 75.8

Индия — популярная страна для внутреннего и въездного туризма. По данным сервисов Booking.com, Trivago.ru здесь более чем 100 000 средств размещения.

Несмотря на существующую в стране систему «звезд», которые присваиваются предприятиям размещения на основе состояния материально-технической базы и сервиса, обслуживание в индийских отелях может быть самым разным. Туроператоры советуют туристам при выборе отеля ориентироваться на стоимость номера. Например, номер в отеле категории 5* и «5* Делюкс» (как правило, эти отели принадлежат крупнейшим мировым сетям) обойдется как минимум в 100$, в отеле категории 4* — от 20 до 100$, 3* — от 10 до 20$ и в отеле категории 1-2* — до 10$.

Отели 4* или 5*, расположенные на крупнейших курортах страны, полностью соответствуют мировым стандартам, однако отели той же категории, находящиеся вдали от курортных городов, могут не отличаться высоким уровнем обслуживания.

Система классификации отелей в Индии является добровольной. Ее инициатор — Министерство по туризму Индии. [2] Требования к отелям прописаны в документе «Руководящие принципы для классификации/реклассификации отелей» («Guidelines for Classification/Re-classification of Hotels» [1]). Инспектирует отели Комитет по инспекции и классификации отелей и ресторанов (The Hotel & Restaurant Approval & Classification Committee (HRACC)). Процедура классификации платная. Присвоенная категория сохраняется в течение 5 лет.

Отелям присваиваются следующие категории: 5 звезд Делюкс, 5 звезд, 4 звезды, 3 звезды, 2 звезды, 1 звезда. Также

особым образом классифицируются отели, расположенные в зданиях, являющихся историко-культурными памятниками (еще три категории): Наследие Гранд, Наследие Классик, Наследие Базовый уровень (Heritage Grand, Heritage Classic & Heritage Basic).

Министерство по туризму Индии устанавливает правила приема заявок, требования к отелям разных категорий и правила инспекции отелей. За три месяца до классификации отель подает заявку и комплект документов. В него входят сведения о владельцах отеля, о собственниках здания, номерном фонде, общественных зонах, услугах средства размещения и др. Имеет значение, насколько деятельность отеля не вредит экологии, обеспечиваются ли правильное обращение с мусором, очистка сточных вод, экономия энергии и воды, кондиционирование и очистка воздуха, пожарная безопасность. Оценивается архитектура здания, насколько она вписана в окружающий природный и культурный ландшафт.

Примечательно, что Министерство по туризму Индии требует, чтобы персонал классифицированных отелей ежегодно обучался стандартам обслуживания в сфере гостеприимства. Это делается для того, чтобы поддерживать качество обслуживания гостей в классифицированных отелях в условиях ротации кадров, содействовать подготовке персонала гостиничной индустрии страны в целом. Обучение должно включать теорию и практику. Для обучения теории от двух до пяти отелей могут создавать совместные группы в том отеле, где условия для обучения лучше. Что касается практических занятий, то они должны проходить только на базе каждого конкретного отеля.

Рассмотрим некоторые требования к материально-технической базе индийских отелей в соответствии с присвоенной категорией.

Отель должен работать ежедневно, иметь минимум 10 номеров с окнами и системой вентиляции. Комнаты и все общественные помещения должны содержаться в чистоте.

Минимальный размер двухместного номера без ванной комнаты для отелей 1* и 2* — 12 кв. м, 3* и 4* — 14 кв. м, 5* — 20 кв. м. Кондиционеры в 100% номеров должны быть в отелях категории 4*, 5* и 5*Делюкс, в отелях 3* — в 50% номеров, в отелях 1* и 2* — в 25 % номеров.

В номере должно быть энергосберегающее освещение, питьевая вода со стаканами по числу гостей, ящики или гардероб для одежды.

Смена постельного белья и полотенец в отелях категории 1* и 2* может производиться через день и обязательно после отъезда гостя. В отелях более высоких категорий — ежедневно.

Для всех отелей, начиная с 2*, устанавливается минимальная ширина кровати — односпальной 90 см., двуспальной — 180 см. Толщина матраса для отелей категории от 3* и выше устанавливается не менее 10 см. В номере должны быть постельные принадлежности — 2 простыни, подушка с наволочкой, наматрасник, одеяло, покрывало.

Все номера отелей всех категорий должны быть оборудованы ванной комнатой, в которой должно находиться мусорное ведро с крышкой, два полотенца (банное и для рук), 1 мыло на каждого гостя (бутилированные туалетные принадлежности для отелей категорий 4* и выше), коврик, крючок для одежды, унитаз с крышкой и туалетной бумагой (для отелей западного стиля)*, душевая кабина или занавеска для душа**, водосберегающий кран-душ, круглосуточно горячая и холодная вода.

Во всех отелях должны быть общественные туалеты с горячей и холодной водой, мылом, зеркалом, корзиной для мусора. В отеле любой категории должен быть как минимум 1 номер для гостей с ограниченными возможностями. По требованию гостей должно предоставляться инвалидное кресло.

Организация питания: в отелях категории 1* и 2* должна быть столовая с индийской едой; в отелях 3* — ресторан международной кухни, кофе-бар, работающий с 7.00 до 23.00, круглосуточное обслуживание в номерах. В отелях 4* и выше должно быть более двух ресторанов, в т.ч. национальной кухни, круглосуточные кофе-бар и обслуживание в номерах.

Требования к предприятиям питания зависят от того, в каком городе находится отель. Есть города класса А — Дели, Мумбаи, Калькутта, Ченнаи, Бангалор, Пуна, Хайдарабад, Се-кундерабад. Все остальные города относятся к классу В. К городам класса А эти требования выше.

Все предприятия питания должны использовать фаянсовую или стеклянную посуду, столовые приборы из металла высокого качества (алюминиевые приборы запрещены). Пластиковая посуда разрешена в отдельных случаях, например, для использования в бассейне.

В системе классификации отелей Министерства по туризму Индии отдельно прописаны характеристики производственной зоны предприятия питания. В этой зоне отелей всех категорий должны быть холодильники и морозильники, вентиляция, мусоропровод, стены и полы должны быть отделаны плиткой, полы не должны скользить. В производственных цехах предприятия питания мясо, рыба и овощи должны храниться отдельно, разделочные доски должны быть маркированы, деревянные доски запрещены, так же, как и алюминиевая посуда. Обязательны:

* Традиционно индийцы не пользовались туалетной бумагой, поэтому во всех индийских отелях есть гигиенический душ, биде, или ведро с ковшом. Для того, чтобы удобно было наполнять ведро, на стене, на уровне примерно 1 м от пола смонтирован кран.

** Во многих неклассифицированных отелях Индии душевых кабин или занавесок для душа нет, соответственно при пользовании душем вся ванная комната становится мокрой, вода при этом стекает в отверстие в полу (душевого поддона тоже не предусмотрено). Отсутствие шторки или кабины объясняется экономией, быстрым износом данного оборудования, сложностью уборки санузла и, в целом, по мнению отельеров, нецелесообразностью.

головной убор для персонала, ежедневная уборка и дезинфекция помещений, отдельное хранение мусора, вентиляция и кондиционирование помещений. Персонал кухни должен проходить проверку состояния здоровья каждые 6 месяцев. Необходимо обучение персонала кухни правилам оказания первой помощи.

Требования к персоналу: для отелей всех категорий обязательна чистая и опрятная униформа для персонала контактных служб. Владение английским языком требуется для персонала отелей категории от 3* и выше. Имеет значение профильное профессиональное образование персонала (школы гостеприимства, курсы, тренинги) и опыт работы в данной сфере — для отелей категории 1*, 2* — 20% персонала, 3*, 4* — 40%, 5* — 80% для должностей руководителей и супервайзеров (контролирующий персонал); от 20% до 60% — для линейного персонала.

В отелях категории от 3* и выше обязательно предусматривается комната отдыха для персонала, отдельно для мужчин и женщин, с хорошим освещением, двухъярусными кроватями и вентиляцией, а также комната, запирающаяся на ключ, и отдельное помещение для питания. В отелях всех категорий для персонала предусматривается туалет с зеркалом в полный рост, диспенсером для мыла и сушилкой для рук.

В Индии существует Свод установленных правил (Кодекс) «О безопасном и честном туризме» («Code of conduct for safe & honourable tourism»). [4] В соответствии с ним персонал предприятия должен пройти обучение основным принципам безопасного и честного туризма, а руководство отеля должно следить за их исполнением, подписав соответствующее обязательство («Pledge for commitment towards Safe & Honourable Tourism and Sustainable Tourism»).

Требования к услугам: в отелях всех категорий должны бесплатно предоставляться следующие услуги: доставка в номер багажа, услуга «будильника», доставка и отправка корреспонденции, помощь в поиске врача (в отелях категории от 3* и выше предусмотрен вызов врача), туристская информация, предоставление инвалидного кресла.

В отелях категории от 3* и выше предоставляются услуги вызова такси, телефонной связи, камеры хранения для багажа, аптечки, выдаются туалетные принадлежности, подключаются при необходимости аварийные источники питания, производится оплата по банковским картам. Отели категории 5* и выше предоставляют полный спектр услуг, аналогичный во многом российскому сервису пятизвездочных отелей.

Требования к безопасности: отели всех категорий должны иметь охрану (полиция или частные охранные агентства), систему видеонаблюдения, датчики дыма, инструкции по поведению персонала в чрезвычайных ситуациях, запасные выходы с соответствующими надписями, аптечки первой помощи. В отелях категории от 3* должны быть металлоискатели, от 4* — сканеры транспортных средств, от 5* — рентгеновские аппараты при входе в отель для проверки багажа. Надо сказать, что в Индии к проблемам безопасности относятся очень серьезно. Например, всех посетителей торговых центров, музеев, массовых мероприятий проверяют с помощью металлоискателей и визуального осмотра (отдельно мужчин и женщин) вплоть до тщательного осмотра маленьких дамских сумочек. Вас могут заставить оставить в камере хранения все электронные системы связи, и даже зарядные устройства к ним.

Средства связи: в отелях любой категории должны быть услуги факса, ксерокопирования и печати с компьютера. В отелях категорий 3* и выше предлагается доступ к персональному компьютеру с выходом в Интернет, сервис электронной почты. В отелях категорий от 4* и выше — повсеместный WI-FI, услуги бизнес-центра, от 5* — услуги проведения конференций.

Исходя из основных требований к отелям в Индии, эксперты программы «India Friendly», суть которой заключается в создании для индийцев комфортных условий пребывания в России, разработали «Требования к предприятию размещения, участнику программы "India Friendly"». Выдержка из этих требований представлена на официальной странице программы «India Friendly» [3]. Полный текст выдается предприятиям размещения при заключении договора.

21 3

Анализ государственной системы классификации отелей в Индии показал, что в целом индийские предприятия размещения соответствуют общемировым представлениям о гостиничном сервисе. Но есть некоторые нюансы. Например, в любом индийском отеле туристу обязательно отнесут в номер багаж, в России же эта услуга предусмотрена в отелях категории не ниже 4*, а чаще только в 5* Поэтому индийские туристы, уставшие после долгого перелета и вынужденные тащить свои чемоданы в номер самостоятельно, недовольны уже с первых секунд пребывания в отеле. И дальше недовольство может нарастать, если номер покажется туристам слишком тесным (в индийских отелях номера более просторные), если в номере

не окажется бутилированной питьевой воды, кондиционера, чайника, дополнительного спального места, гигиенического душа и т.п. Индийцы могут начать пользоваться душем, стоя в середине ванной комнаты, а не внутри душевой кабины, подразумевая, что вода куда-то утечет, как это обычно происходит в ванной комнате индийских отелей, где нет душевых кабин, а есть сливное отверстие в полу. И ругать туристов в этом случае бесполезно, они делают лишь то, к чему привыкли.

Исходя из вышесказанного, одна из задач программы «India Friendly» — научить российских отельеров принимать туристов из Индии на самом высоком уровне и с наименьшими для себя моральными и материальными потерями.

Литература

1. Inclusion of Code of Conduct for 'Safe & Honourable Tourism' in the existing Guidelines for Classification / Re-classification of Hotels. Режим доступа: http://tourism.gov.in/sites/default/files/chapter/class-reclass.pdf Дата обращения: 10.06.2017.

2. Министерство по туризму Индии: официальный сайт. Режим доступа: http://tourism.gov.in/ Дата обращения: 10.06.2017.

3. Официальная страница программы «India Friendly». Режим доступа: www.India-friendly.ru. Дата обращения: 10.06.2017.

4. Code of conduct for safe & honourable tourism. Режим доступа: http://tourism.gov.in/code-conduct-safe-honourable-tourism-0 Дата обращения: 10.06.2017.

РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В РЕГИОНЕ БАЙКАЛ

Т.В. Бедяева,

доцент кафедры гостиничного и ресторанного бизнеса Санкт-Петербургского государственного экономического университета,

кандидат педагогических наук [email protected]

М.д. Макарова,

магистрант по программе «Управление фирмой и туристскими рынками» Санкт-Петербургского государственного экономического университета

[email protected]

Туризм в Байкальском регионе в настоящее время очень перспективен и имеет неплохие предпосылки для развития. На Прибайкальских территориях имеются рекреационные ресурсы мирового значения. Туризм, благодаря ресурсам данной дестинации, способен развить экономику не только региона, но и страны в целом, так как Всемирная туристская организация прогнозирует вход России в число 20 крупнейших по въезду туристов стран к 2020 году.

Ключевые слова: Байкал, развитие туризма, туристский поток, региональная политика, развитие региона, экология

УДК 332.1 ББК Ч518.14(2Р54.7)я431(2Р)

В последние годы из-за политической ситуации в мире и санкций против России туризм на Байкале стал более популярным. Ведь для россиян внутренний туризм теперь является наиболее выгодным, чем выездной.

Однако существуют определенные факторы, которые сдерживают расширение туризма в Байкальском регионе и сегодня. Например: неразвитая инфраструктура региона, высокие цены на транспортное обслуживание и проживание, небольшое количество гостиниц с высоким уровнем сервиса и так далее.

Наиболее популярными среди туристов регионами Прибайкалья являются Иркутский, Ольхонский и Слюдянский районы, а также Иркутск, который еще называют «въездными воротами» к озеру.

Туристов в регионе с каждым годом становится все больше. В 2015 году Байкал посетили около 1,4 млн человек, из которых 130 тысяч — иностранцы. Данный показатель на 8% превышает показатели 2014 года. В регионе в сфере туризма осуществляют деятельность: 88 туроператоров, 245 турагентств, более 200 гостиниц, а также 165 турбаз и домов отдыха.[7]

На сегодняшний день среди иностранцев, посещающих Байкальский регион, доминируют жители Китая. В последние 2 года каждый второй иностранный турист был китайцем. Туристов из США было около 18%, Германии — 16%, Японии — 5%. Каждый год российских туристов становится больше примерно на 15%, иностранных туристов — на 6%. По прогнозам специалистов Россию к 2020 году будут посещать около 15 млн азиатских туристов, и более 10% захотят посетить именно Байкал.

Отечественных туристов по прогнозам тоже будет немало, и в основном это будут люди с высоким уровнем дохода [5].

Так как туристов, желающих посетить Байкал, становится все больше, то начинает чувствоваться нехватка гостиниц и других средств размещения. Большинство туристских баз Прибайкалья могут принимать туристов только летом. Средства размещения способны предоставить своим гостям минимальные удобства. В летние месяцы в основном предлагается проживание в палатках или в необустроенных домиках. Около 50% номеров в санаторно-курортных учреждениях вовсе не имеют удобств. И лишь 10% номеров можно отнести к классу «люкс». В подобных условиях туристы лишены комфорта. А тем временем они становятся все более прихотливыми, рассчитывают на комфортное проживание и высокий уровень сервиса. В байкальском регионе далеко не все средства размещения способны обслужить клиентов на высшем уровне.

Туристы, приезжающие на Байкал, проводят там, в среднем, от 7 до 14 дней и посещают 3-4 места. Туристские группы чаще всего состоят из 8-10 человек, что обусловлено ограниченным количеством мест в средствах размещения. Чаще всего путешественники имеют цель посетить несколько мест за один тур, то есть переезжают из одного места в другое каждые 2-3 дня. Если же туристы прибывают с целью поохотиться, порыбачить, заняться горнолыжным спортом или поправить здоровье на минеральных источниках, то пребывание занимает гораздо большее время. Однако в ближайшие годы туристов из Америки и Европы скорее всего будут интересовать непродолжительные туры от 3 до 5 дней. На сегодняшний день до-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.