Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
63
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ИСПРАВИТЕЛЬНОЕ УПРЕЖДЕНИЕ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Садыкова Регина Айдаровна

Статья посвящена рассмотрению вопроса использования цифровых технологий в уголовноисполнительной системе Российской Федерации. Раскрываются перспективы проведения цифровой трансформации уголовноисполнительной системы Российской Федерации. Обращается внимание на возможные трудности, возникающие при поведении цифровой трансформации, предлагаются пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR THE INTRODUCTION OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE PENAL SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article is devoted to the consideration of the issue of using digital technologies in the penitentiary system of the Russian Federation. The prospects for the digital transformation of the penitentiary system of the Russian Federation are revealed. Attention is drawn to the possible difficulties that arise in the behavior of digital transformation, and ways to solve them are proposed.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_8_161 УДК 343.8, 004

ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ PROSPECTS FOR THE INTRODUCTION OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE PENAL ENFORCEMENT SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION

САДЫКОВА Регина Айдаровна,

научный сотрудник отдела по совершенствованию нормативно-правового регулирования деятельности уголовно-исполнительной системы центра изучения проблем управления и организации исполнения наказаний в уголовно-исполнительной системе ФКУ НИИ ФСИН России. 125130, Россия, г. Москва, ул. Нарвская, 15А, стр. 1. E-mail: reginas26@mail.ru;

Sadykova Regina Aydarovna,

Researcher, Department for Improving the Legal Regulation of the Activities of the Criminal Executive System

of the Center for the Study of Management Problems and the Organization of the Execution of Sentences

in the Criminal Executive System Federal Government Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia.

125130, Russia, Moscow, Narvskaya str., 15A, p. 1.

E-mail: reginas26@mail.ru

Краткая аннотация: Статья посвящена рассмотрению вопроса использования цифровых технологий в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации. Раскрываются перспективы проведения цифровой трансформации уголовно-исполнительной системы Российской Федерации. Обращается внимание на возможные трудности, возникающие при поведении цифровой трансформации, предлагаются пути их решения.

Abstract: The article is devoted to the consideration of the issue of using digital technologies in the penitentiary system of the Russian Federation. The prospects for the digital transformation of the penitentiary system of the Russian Federation are revealed. Attention is drawn to the possible difficulties that arise in the behavior of digital transformation, and ways to solve them are proposed.

Ключевые слова: искусственный интеллект, исправительное упреждение, цифровая трансформация, цифровые технологии, информационное обеспечение, уголовно-исполнительная система.

Keywords: artificial intelligence, corrective proactive, digital transformation, digital technologies, information support, penitentiary system.

Для цитирования: Садыкова Р.А. Перспективы внедрения цифровых технологий в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2023. № 8(224). С. 161-163. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_8_161.

For citation: Sadykova R.A. Prospects for the introduction of digital technologies in the penal enforcement system of the Russian Federation // Law and state: theory and practice. 2023. No. 8(224). pp. 161-163. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_8_161.

Статья поступила в редакцию: 03.06.2023

Цифровые технологии стали неотъемлемой частью современного мира, и их применение в различных областях жизни становится все более широким, уголовно-исполнительная система Российской Федерации (далее - УИС) также не остается в стороне от этой тенденции. Эффективно используется в учреждениях и органах УИС видеоконференц-связь (далее - ВКС) в качестве альтернативы доставления подозреваемых, обвиняемых и осужденных, находящихся в следственных изоляторах и исправительных учреждениях (далее - ИУ), в суд для участия в судебном заседании. Преимуществами использования системы ВКС является повышение эффективности использования временных ресурсов, уменьшение финансовых затрат, уменьшение количества человек обеспечивающих данный процесс, сокращение сроков рассмотрения дел, увеличение количества рассматриваемых дел, создание безопасных условий для участников процесса, обеспечение гласности, открытости и доступности правосудия [2].

При организации контрольно-пропускного режима, в целях соблюдения режимных требований, препятствию проникновения на территорию ИУ запрещенных предметов, активно применяется система автоматизированного досмотра днищ транспортных средств «АВТОдосмотр», разработанная на основе технологий компьютерного зрения. Данная система позволяет произвести сканирование днища транспорта, пересекающего контрольно-пропускной пункт ИУ, с целью распознавания и отображения на экране запрещенных предметов с минимальными размерами 25 x 25 мм [1]. Несмотря на то, что цифровые технологии уже используются в УИС, их потенциал не исчерпан. Цифровые технологии используются в УИС для обеспечения контроля поведения осужденных, соблюдения ими обязанностей, запретов и ограничений, установленных приговором суда, обеспечения безопасности подозреваемых, обвиняемых и осужденных, а также безопасности лиц, находящихся на территории органов и учреждений УИС.

Цифровые технологии - это инструменты, которые дают возможность на хранение, изменение, сбор, обработку и распространение данных в электронном виде с помощью компьютера и его сетей, по большей части через всемирную сеть. Цифровые технологии объединяют в себе различные результаты интеллектуальной деятельности, охраняемые патентами, и важную техническую документацию, технологический опыт и квалификацию персонала. Использование искусственного интеллекта (далее - ИИ) и робототехники способствует быстрому и всестороннему анализу различных данных, прогнозированию ситуаций и даже принятию ряда управленческих решений.

Проведение цифровой трансформации и научно-технического развития предусмотрено Концепцией развития УИС до 2030 года (далее - Концепция) среди основных направлений совершенствования УИС [4]. Среди мероприятий запланировано создание и внедрение единой информационной системы, создание и развитие систем сбора и обработки данных с применением систем ИИ, обеспечение научной и методологи-

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 8(224)

ческой основой процесса цифровой трансформации, подготовка квалифицированных специалистов, обеспечение прав осужденных при помощи современных технологий и другие.

В Федеральной службой исполнения наказаний Российской Федерации (далее - ФСИН России) утверждена ведомственная программа цифровой трансформации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов [8], которой предусмотрено повышение качества цифровых услуг и повышение уровня удовлетворенности граждан данными услугами, снижение издержек государственного управления и другие. В 2023 году активно реализуется федеральный проект «Государство для людей», утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2021 года № 2816-р [7], в рамках которого предусмотрено внедрение новой культуры взаимодействия граждан и государственных органов. Клиентоцентричность является концепцией развития ведомств для удовлетворения интересов и потребностей людей. Это модель построения деятельности и устройства ведомств, обеспечивающее качественное предоставление услуг, максимально адаптированных под каждого человека. В министерствах и ведомствах были приняты основополагающие документы проекта, содержащие основные принципы и подходы к внедрению клиентоцентричности. Во ФСИН России утвержден «План мероприятий по внедрению принципов клиентоцентричности во ФСИН России на 2022-2024 годы», среди которых предусмотрено проведение мониторинга удовлетворенности основными услугами/функциями. Для формирования знаний и умений, обеспечивающих внедрение клиентоцентричных изменений в органах государственной власти, проводится регулярное обучение государственных служащих. Вопросы развития и предоставления качественных цифровых услуг гражданам являются перспективным направлением развития и совершенствования УИС.

В рамках проекта «Родная связь» осужденным и их родственникам представлен спектр цифровых услуг таких как: телефонные переговоры, электронное письмо, денежные переводы, видеосвидание. Проект позволяет поддерживать и укреплять социально полезные связи осужденных с родственниками.

Основным направлением использования цифровых технологий в УИС является автоматизация процессов учета и контроля за осужденными. В частности, это касается систем автоматического учета и контроля, которые позволяют сократить количество ошибок и снизить вероятность пропуска нарушений со стороны осужденных. Кроме того, автоматизация процессов учета и контроля позволяет сократить количество бумажной документации и ускорить процессы принятия решений.

Еще одним направлением использования цифровых технологий в УИС является создание электронных баз данных, содержащих информацию о каждом осужденном. Электронные базы данных позволяют быстро получать необходимую информацию о каждом осужденном, что повышает эффективность работы УИС. Кроме того, электронные базы данных могут быть использованы для анализа и прогнозирования тенденций в УИС. Базы данных предназначены для хранения и обработки информации об осужденных и их обязательствах. Они содержат информацию об осужденном, их преступлениях, ограничениях, назначенном наказании, периодах изоляции, медицинских услугах, выплате возмещений и других важных аспектах.

В учреждениях и органах УИС используется программный комплекс автоматизированного картотечного учета спецконтингента (далее -ПК АКУС), программный комплекс отдельный для исправительных колоний, следственных изоляторов, уголовно-исполнительных инспекций. ПК АКУС представляет собой информационно-поисковую систему с возможностью ввода, накопления, отображения, изменения и обобщения данных об абонентах персонального картотечного учета специального контингента в органах и учреждениях УИС, а также предоставления сведений вышестоящим подразделениям ФСИН России и другим силовым правоохранительным ведомствам. Отметим, что ПК АКУС обнаруживает гибкие возможности, как при установке, так и во время эксплуатации. Активные пользователи программы в пределах одного учреждения могут работать с единой базой данных, имея доступ к актуальной информации в пределах установленных администратором комплекса ограничений. Возможность применения различных видов отображения информации позволяет быстро получать необходимую информацию, обобщенные данные, статистические сводки, справки.

Поскольку одной из задач, стоящих перед УИС является обеспечение безопасности осужденных, подозреваемых, обвиняемых, лиц находящихся на территории учреждений и органов УИС, сотрудников и борьба с преступностью, предполагается развитие и совершенствование цифровых технологий обеспечивающих безопасность. Цифровые технологии используются в системах видеонаблюдения в учреждениях УИС. Технологии биометрической идентификации на контрольно-пропускных пунктах позволяют избежать побегов путем подмены, прохождение на территорию ИУ посторонних лиц. Использование биометрических технологий на территории ИУ позволило бы быстро выявлять нарушителей режима, участников конфликтов. Использование цифровых технологий будет являться условием обеспечения законности в деятельности органов публичной власти [3].

Однако при внедрении цифровых технологий следует позаботиться о защите персональных данных. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее - Федеральный закон № 152-ФЗ) [5] определяет правила сбора, обработки, хранения и передачи персональных данных, включая биометрические данные, такие как отпечатки пальцев, фотографии и голосовые данные. Федеральный закон № 152-ФЗ также устанавливает меры по защите персональных данных от несанкционированного доступа и использования.

Кроме того, и Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [6] содержит положения, касающиеся прав и обязанностей органов государственной власти при использовании информационных технологий, предусматривает меры по обеспечению безопасности использования информации.

Активное появление цифровых технологий, их широкое распространение в обществе, также приводит и к увеличению количества ки-берпреступлений, попыток получить несанкционированный доступ к информации, проведение атак на сайты государственных органов. Поэтому

необходимо проводить постоянную работу по обеспечению кибербезопасности и защите информации.

Таким образом, применение современных цифровых технологий позволит повысить эффективность работы сотрудников УИС, упростит выполнение ряда механических задач, обеспечит быстрое получение достоверной информации об осужденных, сроке и условиях отбывания наказания. Однако важно понимать, что использование цифровых технологий должно быть основано на соблюдении прав и свобод человека, а также на надлежащей обработке и защите информации.

Библиография:

1. Внедрение в плановые караулы по конвоированию современных технических средств (передовой опыт ГУФСИН России по Нижегородской области, рекомендован УОК ФСИН России для внедрения в УИС, исх. От 25.12.2013 № 9-47598) // Опыт работы учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний по направлениям деятельности: обзор передового опыта. Ч. 6: Организация охраны и конвоирования. М.: НИИ ФСИН России. 2014.

2. Кириллова Т.В., Кузнецов М.И. Технологии искусственного интеллекта в деятельности уголовно-исполнительной системы // Стратегическое развитие системы МВД России: состояние, тенденции, перспективы. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией И.Г. Чисто-бородова, А.Л. Ситковского, В.О. Лапина. 2020. С. 372-378.

3. Мильшин Ю.Н. условия обеспечения законности в деятельности органов публичной власти // Административное право и процесс. 2022. № 12. С.

57-59.

4. О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.04.2021 № 1138-р // Собрание законодательства РФ. 2021. № 20. Ст. 3397.

5. О персональных данных: Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2006. № 31 (ч.1). ст. 3451.

6. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2006. № 31 (ч.1). Ст. 3448.

7. Об утверждении перечня инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 06.10.2021 № 2816-р // Собрание законодательства РФ. 2021. № 41. Ст. 7051.

8. Об утверждении ведомственной программы цифровой трансформации Федеральной службы исполнения наказаний на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов: Приказ ФСИН России от 30.12.2020 № 984.

References:

1. The introduction of modern technical means into planned guards for escorting modern technical means (the best practices of the GUFSIN of Russia in the Nizhny Novgorod region, recommended by the EMC of the Federal Penitentiary Service of Russia for implementation in the penitentiary system, ref. No. 9-47598 dated December 25, 2013) // Experience of institutions and bodies of the Federal penitentiary services by area of activity: a review of best practices. Part 6: Organization of security and escort. Moscow: Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia. 2014.

2. Kirillova T.V., Kuznetsov M.I. Artificial intelligence technologies in the activities of the penitentiary system // Strategic development of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia: state, trends, prospects. Collection of articles of the International scientific-practical conference. Under the general editorship of I. G. Chistoborodov, A. L. Sitkovsky, V. O. Lapin. 2020. P. 372-378.

3. Milshin Yu.N. conditions for ensuring the rule of law in the activities of public authorities // Administrative law and process. 2022. № 12. P. 57-59.

4. On the Concept for the development of the penitentiary system of the Russian Federation for the period up to 2030: Decree of the Government of the Russian Federation dated April 29, 2021 № 1138-r // Collected Legislation of the Russian Federation. 2021. № 20. Art. 3397.

5. On personal data: Federal Law of July 27, 2006 № 152-FZ // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2006. № 31 (part 1). Art. 3451.

6. On information, information technologies and information protection: Federal Law of July 27, 2006 No. 149-FZ // Collected Legislation of the Russian Federation. 2006. № 31 (part 1). Art. 3448.

7. On approval of the list of initiatives for the socio-economic development of the Russian Federation until 2030: Decree of the Government of the Russian Federation dated October 6, 2021 No. 2816-r // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2021. № 41. Art. 7051.

8. On approval of the departmental digital transformation program of the Federal Penitentiary Service for 2021 and for the planned period of 2022 and 2023: Order of the Federal Penitentiary Service of Russia № 984 dated December 30, 2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.