Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПЕРЕВОДА ОСУЖДЕННЫХ ЖЕНЩИН В РЕГИОНЫ ПРОЖИВАНИЯ БЛИЗКИХ РОДСТВЕННИКОВ'

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПЕРЕВОДА ОСУЖДЕННЫХ ЖЕНЩИН В РЕГИОНЫ ПРОЖИВАНИЯ БЛИЗКИХ РОДСТВЕННИКОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
22
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСУЖДЕННЫЕ / ДОМА РЕБЕНКА / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / БЛИЗКИЕ РОДСТВЕННИКИ / МАЛОЛЕТНИЕ ДЕТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Садыкова Регина Айдаровна

В статье приводится анализ уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, регламентирующего вопросы перевода осужденных женщин, имеющих малолетних детей, в регионы проживания близких родственников. Обращается внимание на трудности, возникающие при реализации положений Федерального закона № 96-ФЗ «О внесении изменений в Уголовноисполнительный кодекс Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ISSUES OF THE TRANSFER OF CONVICTED WOMEN TO THE REGIONS OF RESIDENCE OF CLOSE RELATIVES

The article provides an analysis of the criminal and penal enforcement legislation regulating the transfer of convicted women with young children to the regions of residence of close relatives. Attention is drawn to the difficulties encountered in implementing the provisions of Federal Law № 96-FZ «On Amendments to the Penal Enforcement Code of the Russian Federation».

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПЕРЕВОДА ОСУЖДЕННЫХ ЖЕНЩИН В РЕГИОНЫ ПРОЖИВАНИЯ БЛИЗКИХ РОДСТВЕННИКОВ»

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2021. № 12(204)

DOI 10.47643/1815-1337_2021_12_98 УДК 343.8

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПЕРЕВОДА ОСУЖДЕНЫХ ЖЕНЩИН, В РЕГИОНЫ ПРОЖИВАНИЯ БЛИЗКИХ РОДСТВЕННИКОВ SOME ISSUES OF THE TRANSFER OF CONVICTED WOMEN, TO THE REGIONS OF RESIDENCE OF CLOSE RELATIVES

САДЫКОВА Регина Айдаровна

научный сотрудник отдела по совершенствованию нормативно-правового регулирования деятельности уголовно-исполнительной системы центра изучения проблем управления и организации исполнения наказаний в уголовно-исполнительной системе ФКУ НИИ ФСИН России. 125130, Россия, г. Москва, ул. Нарвская, 15А. E-mail: reginas26@mail.ru;

Sadykova Regina Aydarovna,

Researcher, Department for Improving the Legal Regulation of the Activities of the Criminal Executive System of the Center for the Study of Management Problems and the Organization of the Execution of Sentences

in the Criminal Executive System Federal Government Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia. 15A Narvskaya str., Moscow, 125130, Russia. E-mail: reginas26@mail.ru

Краткая аннотация: В статье приводится анализ уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, регламентирующего вопросы перевода осужденных женщин, имеющих малолетних детей, в регионы проживания близких родственников. Обращается внимание на трудности, возникающие при реализации положений Федерального закона № 96-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации».

Abstract: The article provides an analysis of the criminal and penal enforcement legislation regulating the transfer of convicted women with young children to the regions of residence of close relatives. Attention is drawn to the difficulties encountered in implementing the provisions of Federal Law № 96-FZ «On Amendments to the Penal Enforcement Code of the Russian Federation».

Ключевые слова: осужденные, дома ребенка, исправительные учреждения, близкие родственники, малолетние дети.

Keywords: convicts, children's homes, correctional institutions, close relatives, young children.

Дата направления статьи в редакцию: 05.11.2021

Дата публикации статьи: 30.12.2021

Женщины, имеющие детей, являются особой категорией осужденных, правовое положение, которых отличается, в связи с тем, что они несут ответственность не только за себя, но и за малолетних детей. Численность осужденных женщин на сегодня шний день достаточно велика. Согласно статистическим данным Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации (далее - ФСИН России) по состоянию на 1 ноября 2021 года в учреждениях содержится 38 821 женщин, что составляет более 8 % от количества лиц, содержащихся в местах лишения свободы. При женских колониях функционируют 13 домов ребенка, общая наполняемость которых составляет от 800 до 900 мест. По состоянию на 1 ноября 2021 года в домах ребенка проживает 335 детей [1].

Правовое положение женщин, осужденных к лишению свободы, имеющих детей, регулируется статьей 100 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) [3]. В данной статье обозначены ключевые особенности правового положения указанной категории осужденных. Специфика правового положения осужденных женщин, имеющих малолетних детей состоит в том, что в исправительных учреждениях (далее - ИУ), в которых они отбывают наказание, могут организовываться дома ребенка. Однако, число женских исправительных колоний с функционирующими при них домами ребенка недостаточно. В связи с этим осужденные женщины, имеющие детей, отбывают наказание не в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены, а в тех регионах, где имеются дома ребенка, то есть могут направляться для отбывания наказания далеко от постоянного места жительства до осуждения. Данное обстоятельство можно оценивать по-разному: с одной стороны, осужденным женщинам предоставляется возможность отбывать наказание, не разлучаясь с малолетними детьми, но с другой стороны, возможно разрушение социальных, семейных связей из-за отдаленности ИУ. Кроме того, этот факт осложняет процесс их ресоциализации, что способствует последующему разрыву психологической связи матери и ребенка, а также снижает у женщин чувство ответственности за уход и воспитание ребенка [4]. В связи с этим нередко после отбывания наказания мать оставляет своего ребенка в детском доме.

В апреле 2020 года был принят Федеральный закон № 96-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации» [5] (далее - 96-ФЗ), который предоставляет возможность осужденным к лишению свободы отбывать наказание в регионе проживания близких родственников, либо при отсутствии условий размещения в регионе, наиболее близко расположенного к месту жительства данного близкого родственника.

По письменному заявлению осужденного либо по письменному заявлению одного из близких родственников с согласия осужденного, при наличии возможности размещения, осужденный может быть переведен для дальнейшего отбывания наказания в регион проживания близких родственников. Возможность перевода по указным обстоятельствам предоставляется один раз в период отбывания наказания.

В статье 81 УИК РФ обозначены категории осужденных, в отношении которых перевод в другое исправительное учреждение допуска-

Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

ется по решению федерального органа уголовно-исполнительной системы (далее - УИС). К ним относятся лица указанные в части 4 статьи 73 УИК РФ, такие как осужденные, по ряду статей Уголовного кодекса Российской Федерации, лица, в отношении которых имеется информация об их приверженности идеологии терроризма, осужденные при особо опасном рецидиве и другие. В основном таким категориям осужденных в переводе отказывается, поскольку они направляются для отбывания наказания в исправительные учреждения, расположенные в местах, определяемых федеральным органом УИС.

При обращении осужденных или их близких родственниках в связи с изменениями, внесенными 96-ФЗ, в первую очередь проверяется отсутствие оснований для отказа в переводе осужденного. Уточняется информация о наличии либо отсутствии особо опасного рецидива в приговоре, сведения о постановке на профилактический учет осужденного. Указанные проверки требуют определенного времени, в связи с чем, ответ на обращение о переводе дается не сразу.

Согласно статье 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации к близким родственникам относятся супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки [6]. В большинстве случаев обращения во ФСИН России направляют все родственники, в том числе, не являющиеся близкими. При этом, разумеется, указанные лица обращаются и не однократно с целью принятия федеральным огранном исполнительной власти положительного решения о переводе осужденного. Однако, это лишь увеличивает количество обращений и затрудняет быстрое рассмотрение вопроса о переводе, кроме того при отсутствии подтверждающих документов о наличии родственной связи процесс рассмотрения вопроса по существу требует дополнительного времени на получение ряда документов.

При рассмотрении вопросов о переводе осужденных большое значение имеет наличие фактической возможности размещения осужденных в регионе проживания близких родственников, то есть наличие в регионе исправительных учреждений соответствующего режима, предназначенных для осужденных определенной категории (мужчин, женщин, несовершеннолетних), наличие в них свободных мест. Также важно отсутствие медицинских противопоказаний для отбывания наказания осужденными в определенных регионах, отсутствие угрозы личной безопасности осужденного. Необходимо обратить внимание на отсутствие в некоторых регионах исправительных колоний, например, в Республике Ингушетия. Перевод осужденного в таком случае возможен в регион наиболее близко расположенный к месту жительства близкого родственника.

В случае обращения осужденной женщины, имеющей малолетнего ребенка, о переводе в регион проживания близкого родственника, возникают трудности при отсутствии в субъекте РФ домов ребенка. Фактически женщина должна отбывать наказание лишь в регионах, где имеется возможность размещения женщин, имеющих малолетних детей. Либо женщина становиться перед выбором оставить ребенка и направиться в регион проживания близкого родственника. Такой выбор противоречит ценностям семьи и материнства.

В соответствии с частью 2 статьи 100 УИК РФ осужденные женщины могут дать согласие на передачу своих детей близким родственника или по решению органов опеки и попечительства иным лицам. После достижения детьми трехлетнего возраста передать в детские учреждения.

Таким образом, перевод осужденных женщин, имеющих малолетних детей, затруднен в связи с ограниченным количеством ИУ, имеющих при себе домов ребенка. В случаях передачи ребенка близким родственникам, осужденные женщины при использовании права перевода в учреждение, находящееся в регионе проживания близкого родственника, могут реализовывать потребности в общении с ребенком. К сожалению, не всегда у близких родственников имеется возможность осуществить должный уход за ребенком, взять на себя ответственность за его воспитание. Одним из способов решения трудностей, возникающих при переводе осужденных женщин, имеющих малолетних детей, является создание возможности размещения женщин с детьми в учреждениях, в которых на сегодняшний день отсутствуют дома ребенка.

Библиогра фия:

1. Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы Российской Федерации // https://fsin.gov.ru/structure/inspector/iao/statistika/ Kratkaya%20har-ka%20UIS/ (дата обращения 01.11.2021).

2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ // Российская газета. 1997. № 9.

3. Батищева Е. В. Роль и основные направления социальной работы с женщинами, находящимися в местах лишения свободы // Вестник Владимирского юридического института. 2007. № 4. С. 47.

4. Федеральный закон от 01.04.2020 № 96-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации» // Российская газета. 2020. № 72.

5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ // Российская газета. 2001. № 249.

References (transliterated):

1. Kratkaya harakteristika ugolovno-ispolnitel'noj sistemy Rossijskoj Federacii // https://fsin.gov.ru/structure/inspector/iao/statistika/ Kratkaya%20har-ka%20UIS/ (data obrashcheniya 01.11.2021).

2. Ugolovno-ispolnitel'nyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 08.01.1997 № 1-FZ // Rossijskaya gazeta. 1997. № 9.

3. Batishcheva E. V. Rol' i osnovnye napravleniya social'noj raboty s zhenshchinami, nahodyashchimisya v mestah lisheniya svobody // Vestnik Vladi-mirskogo yuridicheskogo instituta. 2007. № 4. S. 47.

4. Federal'nyj zakon ot 01.04.2020 № 96-FZ «O vnesenii izmenenij v Ugolovno-ispolnitel'nyj kodeks Rossijskoj Federacii» // Rossijskaya gazeta. 2020. № 72.

5. Ugolovno-processual'nyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 18.12.2001 № 174-FZ // Rossijskaya gazeta. 2001. № 249.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.