Научная статья © Фарахиев Д.М., Минзянова Д.Ф., 2022
NIION: 2010-0082-1/22-050 УДК 343
MOSURED: 77/27-006-2022-01-69
ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПОЛИЦИИ
ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ
Динар Минзеферович Фарахиев1, Диляра Фарильевна Минзянова2
12 Казанский юридический институт МВД России
Аннотация. Статья посвящена противодействию коррупции посредством информатизации оперативных подразделений полиции на современном этапе развития общества. Рассмотрены аспекты внедрения информационно-коммуникационных технологий в деятельность оперативных подразделений полиции в целях противодействия коррупции, а также использование искусственного интеллекта и блокчейн-систем.
Ключевые слова: коррупция, преступления коррупционной направленности, оперативно-разыскная деятельность, оперативные подразделения, противодействие, цифровизация
Для цитирования: Фарахиев Д.М., Минзянова Д.Ф. Перспективы внедрения информационно-коммуникационных технологий в деятельность оперативных подразделений полиции по противодействию коррупции // Современная наука. 2022. № 1. С. 60-63
Original article
PROSPECTS FOR THE INTRODUCTION OF INFORMATION AND COMMUNICATION
TECHNOLOGIES IN THE ACTIVITIES OF THE ANTI-CORRUPTION POLICE OPERATIONAL UNIT
Dinar M. Farakhiev1, Dilyara F. Minzyanova2
1,2 Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Abstract. The article is devoted to combating corruption through informatization of the operational units of the police at the present stage of development of society. The article discusses aspects of the introduction of information and communication technologies in the activities of operational police units in the process of combating corruption, as well as the use of artificial intelligence and blockchain systems.
Keywords: corruption, corruption-related crimes, operational-investigative activities, operational units, counteraction, digitalization For citation: Farakhiev D.M., Minzyanova D.F. Prospects for the introduction of information and communication technologies in the activities of the anti-corruption police operational unit // Modern science. 2022. № 1. P. 60-63.
Эффективное осуществление оперативно-разыскной деятельности крайне плодотворно влияет на состояние правопорядка и непосредственно препятствует росту преступности. При этом борьба с преступлениями коррупционного характера является важнейшей ее частью. Статистические данные показывают, что коррупционная преступность с каждым годом растет: за 2020 г. зарегистрировано 30 813 коррупционных преступлений, за 2021 г. - 35 051. Согласно официальной статистике МВД России за последние годы, доля преступлений, связанных с коррупцией, в общей структуре преступности составляет около 1,5-2% [1].
Главным субъектом противодействия коррупции является подразделение экономической безопасности и противодействия коррупции (далее - подразделение ЭБ и ПК), обеспечивающее предупреждение и профилактику экономических преступлений, а также преступлений коррупционной направленности. Однако следует отметить, что способы и методы совершения коррупционных преступлений развиваются (к примеру, перевод денежных средств осуществляется посредством использования банковских карт и (или) электронных кошельков). В связи с этим, по мнению авторов, в деятельность оперативных подразделений
60 - Ь
органов внутренних дел, осуществляющих борьбу с коррупцией, необходимо внедрять информационно-коммуникационные технологии.
Процесс цифровизации охватывает все сферы жизнедеятельности общества, выступая неотъемлемой частью жизни каждого человека. Так, авторы пришли к выводу, что определяющей мерой борьбы с коррупцией является развитие информационно-коммуникационных технологий, а также создание новых электронных систем. Полагаем, что доказавшая свою эффективность в зарубежных странах мера способна и в нашей стране приблизить общество к сдерживанию коррупции на социально-терпимом уровне. Стоит отметить, что в настоящее время назрела острая необходимость (в эпоху развития инновационных технологий и циф-ровизации) обеспечения всесторонней поддержки данного направления противодействия коррупции.
Использование информационно-коммуникационных технологий оперативными подразделениями может быть эффективным только в том случае, если они носят комплексный и системный характер. Так, согласно Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [2] осуществление заку-
пок может производиться посредством электронных процедур. Данная новелла является лишь первой стадией для внедрения информационно-коммуникационных форм, осуществляющих контроль. Создание политики гласных публичных торгов на электронных площадках способствовало выработке прозрачности финансового расходования бюджетных средств и механизма их контроля. Вместе с тем ряд авторов полагают, что такое решение не является в полной мере контрольным, исключающим все коррупционные проявления в ходе заключения государственных и муниципальных контрактов. В этой связи возникает необходимость использования высоких технологий, таких как блокчейн-си-стема, которая позволит не только сделать все покупки прозрачными, но и в процессе применения смарт-контрактов ограничит возможность теневого вмешательства в ценообразование [3]. Основными особенностями блокчейн-систем являются прозрачность сведений и информации, доверие (запись в блокчейне не может быть изменена), отсутствие посредников (информация записывается и проверяется без третьих лиц).
Многие политики и государственные деятели уверены, что с помощью цифровизации над коррупцией будет одержана победа, так как цифровые технологии повышают степень прозрачности управленческой деятельности, а решение каждого должностного лица можно подвергнуть анализу со стороны экспертного сообщества и оценить его правильность [4]. Таким образом, следует вывод, что использование информационных технологий в деятельности правоохранительных органов - необходимое требование современной правовой политики [5]. На наш взгляд, оперативным подразделениям следует расширить инструментарий в области информационно-коммуникационных технологий. Применение оперативными подразделениями информационно-коммуникационных технологий позволит увеличить прозрачность деятельности органов власти, сведет к минимуму личные контакты с должностными лицами и контроль за доходами и расходами должностных лиц [6]. Таким образом, оперативным подразделениям следует активно осуществлять такие виды оперативно-разыскных мероприятий, как снятие информации с технических каналов связи и получение компьютерной информации [7].
Следующим эффективным направлением противодействия коррупции оперативными подразделениями полиции в процессе цифровизации является использование системы «Электронный бюджет» [8]. Данная система, позволяющая отслеживать расходование бюджетных средств в настоящий момент, начала активно применяться подразделениями ЭБ и ПК в 2019 г.
Использование информационно-коммуникационных технологий в деятельности оперативных подразделений полиции в процессе противодействия коррупции способствует внедрению средств и методов, которые ранее не использовались в ходе государственного и публичного контроля. Таким образом, внедрение информационно-коммуникационных технологий позволило исключить задействование должностными лицами личных контактов, обезличить их публичные отношения, сформировать прозрачность деятельности органов власти, сменить должностных лиц, изменить экстерриториаль-
ный принцип их работы, автоматизировать процесс оформления документации и принятия промежуточных решений и т.д. В последние годы практика государственной службы все больше опирается на ротацию в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [9] как на технологию противодействия коррупции [10].
С развитием информационно-коммуникационных технологий системные особенности взаимодействия субъектов общественных отношений становятся более прозрачными, что предоставляет возможности для реализации антикоррупционного контроля за деятельностью органов государственной власти через массив больших данных (bigdata), поскольку данный инструментарий способствует использованию фрагментированных сведений в целях составления общей картины системной коррупционной активности [11]. Наряду с этим возникает возможность высокоавтоматизированного сбора статистических данных по большому количеству параметров коррупционных проявлений: о наиболее вероятных коррупционных отношениях, о вновь возникающих динамических рисках коррупции, о статистике преступлений коррупционной направленности, связанных с определенным уровнем полномочий должностного лица. Это помогает объективно оценить коррупционные риски отдельных государственных должностей с учетом их местонахождения, социально-экономических условий, а также культурно-исторических особенностей субъекта. Так, примером может служить Web-приложение, применяемое в Индонезии, на базе системы искусственного интеллекта. Web-приложение использует географическую карту Google API с разграничением уровня коррупции в провинциях посредством цветов.
Внедрение в нашей стране Web-приложения под названием «Коррупционная карта» на базе искусственного интеллекта будет способствовать объективному решению проблем с коррупцией, увеличению профессионализма сотрудников оперативных подразделений полиции, а также выработке эффективных антикоррупционных программ.
А.И. Овчинников считает, что программное выявление фактов коррупционной составляющей путем мониторинга поисковыми системами с применением искусственного интеллекта имеет большой потенциал [13]. К примеру, по цифровым следам в интернет-пространстве, поисковым запросам, сетевым сервисам, системам распознавания лиц, местонахождению, финансовым операциям посредством специально разработанных программ можно отследить факты коррупционной составляющей, а также сигнализировать оперативным подразделениям полиции о новых коррупционных схемах, а впоследствии выработать меры противодействия коррупции с учетом принципиально новых механизмов их совершения.
Рассматривая положительные стороны использования оперативными подразделения информационно-коммуникационных технологий, в том числе искусственного интеллекта и блокчейн-систем, следует обратить внимание на риски обратного эффекта. В частности, тенденции технократизации государственной власти сформировали ряд технических и организационных требований к ново-
му информационному формату государственного устройства, а также необходимость корректного использования информационно-коммуникационных технологий в зависимости от цифровой безопасности населения. Данные положения законодательно закреплены в ст. 71 п. «м» Конституции РФ: «в ведении Российской Федерации находится обеспечение безопасности личности, общества и государства при применении информационных технологий, обороте цифровых данных» [14].
В результате операторы информационно-коммуникационных технологий находятся под угрозой коррупционного проявления, так как именно они несанкционированно изымают видео- и фотозаписи и тем самым нейтрализуют оперативно-разыскную деятельность по выявлению и раскрытию преступлений коррупционной направленности, совершенных посредством электронных и цифровых систем. Остается открытым вопрос о проведении антикоррупционных экспертиз программного обеспечения в зависимости от рисков коррупционных факторов (технических возможностей осуществления коррупционных преступлений) в государственных системах связи.
Итак, в настоящее время разработано и функционирует множество различных информационно-коммуникационных технологий, способствующих эффективному решению оперативными подразделениями профессиональных и служебных задач, связанных с борьбой и противодействием преступлениям коррупционной направленности.
В условиях цифровизации экономики и государственного аппарата (в том числе и правоохранительных органов) необходимо обеспечивать комплексный характер мероприятий, сочетающих инновационные и технологические меры и социально-экономические методы воздействия, снижение контактов должностных лиц и граждан, оптимальную цифровизацию особо коррупциогенных областей на законодательном уровне. В.А. Егоров полагает, что качественный прорыв в организации правоохранительной деятельности возможен только на основе использования в деятельности правоохранительных органов современных информационных технологий, реализующих методологию систем искусственного интеллекта и способных работать с качественной информацией [15].
В связи с этим существует острая необходимость концептуального подхода к разработке электронных платформ, совершенствованию информационных технологий, их законодательному закреплению и дальнейшему развитию и внедрению в деятельность оперативных подразделений полиции.
Список источников:
1. Состояние преступности в Российской Федерации // URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/folder/101761 (дата обращения: 22.01.2022).
2. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 22.01.2022).
3. Косян Н.Г., Милькина И.В. Блокчейн в системе государственных закупок // X-Management. 2019. №2 1. С. 33-41.
4. Греф назвал единственный способ борьбы с коррупцией в России // URL: https://ria.ru/20190116/1549421166. (дата обращения: 22.01.2022).
5. Грачёва О.А., Вишневецкая И.Н. Использование информационных технологий в деятельности правоохранительных органов по борьбе с коррупцией // Вестник СГЮА. 2021. № 5(142). 214 с.
6. Кравченко А.Г., Овчинников А.И., Мамычев А.Ю., Воронцов С.А. Использование цифровых технологий в сфере противодействия коррупции // Административное и муниципальное право. 2020. № 6. 52 с.
7. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. №2 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 22.01.2022).
8. Электронный бюджет // URL: https://minfin.gov.ru/ ru/perfomance/ebudget/ (дата обращения: 22.01.2022).
9. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 22.01.2022).
10. Ноздрачев А.Ф. Институт ротации в системе государственной гражданской службы // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения.
2019. № 5. С. 5-22.
11. Никитин Е.В. О новых возможностях применения цифровых технологий в правоохранительной деятельности // Правоохранительная деятельность и электронное правосудие. 2018. № 4(19). 57 с.
12. Systematic literature review on corruption prevention efforts towards sustainable economy in Indonesia: ICT perspective. IOP Conference Series Earth and Environmental Science 195(1): 012051. 2018.
13. Овчинников А.И. Противодействие коррупции в условиях цифровизации: возможности, перспективы, риски // Журнал российского права. 2019. № 11. С. 158-170.
14. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 01.07.2020 № 1-ФЗ) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 22.01.2022).
15. Егоров В.А. Использование информационных технологий в правоохранительной деятельности: организационные и правовые проблемы // Информационная безопасность регионов. 2008. № 1. С. 87-88.
References:
1. The state of crime in the Russian Federation // URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/folder/101761 (date of access: 22.01.2022).
2. Federal Law of 05.04.2013 № 44-FZ «On the contract system in the field of procurement of goods, works, services to meet state and municipal needs» // SPS «Consultant Plus» (date of access: 22.01.2022).
3. Kosyan N.G., Milkina I.V Blockchain in the public procurement system // X-Management. 2019. № 1. P. 33-41.
4. Gref called the only way to fight corruption in Russia // URL: https://ria.ru/20190116/1549421166. (date of access: 22.01.2022).
5. Gracheva O.A., Vishnevetskaya I.N. The use of information technologies in the activities of law enforcement agencies to combat corruption // Bulletin of the SSLA. 2021. № 5 (142). 214 p.
6. Kravchenko A.G., Ovchinnikov A.I., Mamychev A.Yu., Vorontsov S.A. The use of digital technologies in the field of combating corruption // Administrative and municipal law.
2020. № 6. 52 p.
7. Federal Law of 12.08.1995 № 144-FZ «On operational-search activities» // SPS «Consultant Plus» (date of access: 22.01.2022).
8. Electronic budget // URL: https://minfin.gov.ru/ru/ perfomance/ebudget/ (date of access: 22.01.2022).
62
LAW
9. Federal Law of 27.07.2004 № 79-FZ «On the State Civil Service of the Russian Federation» // SPS «Consultant Plus» (date of access: 22.01.2022).
10. Nozdrachev A.F. The institution of rotation in the system of public civil service // Journal of Foreign Legislation and Comparative Law. 2019. № 5. P. 5-22.
11. Nikitin E.V. On new opportunities for the use of digital technologies in law enforcement // Law enforcement and electronic justice. 2018. № 4(19). 57 p.
12. Systematic literature review on corruption prevention efforts towards sustainable economy in Indonesia: ICT perspective. IOP Conference Series Earth and Environmental Science 195(1): 012051. 2018.
13. Ovchinnikov A.I. Countering corruption in the context of digitalization: opportunities, prospects, risks // Journal of Russian law. 2019. № 11. P. 158-170.
14. The Constitution of the Russian Federation (it is accepted by national vote 12.12.1993) (taking into account the amendments made by Acts of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation of 30.12.2008 № 6-FKZ, of30.12.2008 № 7-FKZ, of05.02.2014 № 2-FKZ, of 21.07.2014 № 11-FKZ, of 01.07.2020 № 1-FZ) // SPS «Consultant Plus» (date of access: 22.01.2022).
15. Egorov V.A. The use of information technologies in law enforcement: organizational and legal problems // Information security of regions. 2008. № 1. P. 87-88.
Информация об авторах
Д.М. Фарахиев - слушатель факультета по подготовке специалистов по программам высшего образования Казанского юридического института МВД России
Д.Ф. Минзянова - старший преподаватель кафедры оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел Казанского юридического института МВД России
Контакты: ул. Оренбургский тракт, д. 128, Казань, Россия, 420011 Information about the authors
D.M. Farakhiev - Student of the faculty for training specialists in higher education programs of the Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia
D.F. Minzyanova - Senior lecturer at the department of operational and investigative activities of the internal affairs bodies of the Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia Contacts: ul. Orenburgskij trakt, d. 128, Kazan, Russia, 420011
Статья поступила в редакцию 02.02.2022; одобрена после рецензирования 07.02.2022; принята к публикации 14.02.2022. The article was submitted 02.02.2022; approved after reviewing 07.02.2022; accepted for publication 14.02.2022.