Научная статья на тему 'Перспективы цифровизации транспортной отрасли на международном уровне'

Перспективы цифровизации транспортной отрасли на международном уровне Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
23
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
цифровизация транспорта / международные транспортные организации / региональное сотрудничество / МСАТ / ООН / digitalization of the transport / international transport organizations / regional cooperation / IRU / UN

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Наталия Феликсовна Кислицына

Использование инновационных технологий с каждым днем становится все актуальнее в различных областях. Такая отрасль экономики каждого государства в отдельности, как транспорт, не стала исключением. Внедрение более совершенных технологий с целью продуктивности и конкурентоспособности отрасли подразумевает не только разработку конкретных технических средств, но и серьезную проработку по данному вопросу с правовой точки зрения. В рамках данной статьи сделан акцент на цифровизации сферы транспорта с международно-правовой стороны. Автор ставит следующие вопросы: 1) в какой исторический период возникла необходимость технологического совершенствования сферы транспорта; 2) сформирована ли правовая база, способная регламентировать поэтапно данный вопрос; 3) насколько в целом мировое сообщество к этому готово и какие шаги в правовом русле уже совершены.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects for the digitalization of the transport industry at the international level

The use of innovative technologies is becoming more and more important every day in various fields. Such a branch of the economy of each state separately, as transport, was no exception. The introduction of more advanced technologies for the purpose of productivity and competitiveness of the industry implies not only the development of specific technical means, but also a serious study on this issue from a legal point of view. Within the framework of this article, emphasis is placed on the digitalization of the transport sector from the international legal side. The author raises the following questions: 1) in what historical period did the need arise for technological improvement in the transport sector; 2) whether a legal framework has been formed that can regulate this issue in stages; 3) to what extent the world community as a whole is ready for this and what steps have already been taken in the right direction.

Текст научной работы на тему «Перспективы цифровизации транспортной отрасли на международном уровне»

Закон и право. 2023. № 12. С. 297-300.

Law and legislation. 2023;(12): 297-300.

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ НАУКИ

Научная статья

УДК 341

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2023-12-297-300 NIION: 1997-0063-12/23-744

EDN: https://elibrary.ru/KAXRAO MOSURED: 77/27-001-2023-12-944

Перспективы цифровизации транспортной отрасли на международном уровне

Наталия Феликсовна Кислицына

Институт экономики, управления и финансов РосНОУ,

Москва, Россия, kis-nataliya@yandex.ru

Аннотация. Использование инновационных технологий с каждым днем становится все актуальнее в различных областях. Такая отрасль экономики каждого государства в отдельности, как транспорт, не стала исключением. Внедрение более совершенных технологий с целью продуктивности и конкурентоспособности отрасли подразумевает не только разработку конкретных технических средств, но и серьезную проработку по данному вопросу с правовой точки зрения.

В рамках данной статьи сделан акцент на цифровизации сферы транспорта с международно-правовой стороны. Автор ставит следующие вопросы:

1) в какой исторический период возникла необходимость технологического совершенствования сферы транспорта;

2) сформирована ли правовая база, способная регламентировать поэтапно данный вопрос;

3) насколько в целом мировое сообщество к этому готово и какие шаги в правовом русле уже совершены.

Ключевые слова: цифровизация транспорта, международные транспортные организации, региональное сотрудничество, МСАТ, ООН.

Для цитирования: Кислицына Н.Ф. Перспективы цифровизации транспортной отрасли на международном уровне // Закон и право. 2023. № 12. С. 297—300. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2023-12-297-300 EDN: https://elibrary.ru/KAXRAO

INTERNATIONAL LEGAL SCIENCES

Original article

Prospects for the digitalization of the transport industry at the international level

Nataliya F. Kislitsyna

Institute of economics, management end finance, Russian New University,

Moscow, Russia, kis-nataliya@yandex.ru

Abstract. The use of innovative technologies is becoming more and more important every day in various fields. Such a branch of the economy of each state separately, as transport, was no exception. The introduction of more advanced technologies for the purpose of productivity and competitiveness of the industry implies not only the development of specific technical means, but also a serious study on this issue from a legal point of view.

Within the framework of this article, emphasis is placed on the digitalization of the transport sector from the international legal side. The author raises the following questions:

1) in what historical period did the need arise for technological improvement in the transport sector;

2) whether a legal framework has been formed that can regulate this issue in stages;

3) to what extent the world community as a whole is ready for this and what steps have already been taken in the right direction.

Keywords. digitalization of the transport, international transport organizations, regional cooperation, IRU, UN.

For citation: Kislitsyna N.F. Prospects for the digitalization of the transport industry at the international level // Law and legislation. 2023;(12):297—300. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2023-12-297-300 EDN: https://elibrary.ru/KAXRAO

© Кислицына Н.Ф. М., 2023. LAW & LEGISLATION • 12-2023

Vжe достаточно длительный период времени на всех уровнях взаимодействия госу-^ дарств, международных организаций про -исходит активное внедрение инновационных технологий в различные области экономики. Это связано с тем, что любое государство не просто имеет желание быстро и лаконично встроиться в мировую экономическую систему, но и приложить все усилия, чтобы его экономика была конкурентоспособной, гибкой и быстро реагирующей на форс-мажорные обстоятельства, а также кризисные аспекты.

Возникает вопрос, а что подразумевается под всеми уровнями взаимодействия?

На наш взгляд, к таким видам взаимодействия могут относится следующие:

1) национальный уровень (внутри самого государства между соответствующими государственными органами);

2) двусторонний (взаимодействия между соседствующими странами);

3) региональный (в рамках конкретных регионов, причем серьезную роль в данном взаимодействии начинают играть международные организации) и, наконец,

4) универсальный (на уровне всего международного сообщества, глобальный уровень).

Понятие «инновационные технологии» достаточно широкое. Это и новая техника, это и защита данных, кибербезопасность, и искусственный интеллект, и цифровизация различных государственных отраслей.

В данной статье акцентировано внимание на цифровизации транспортной отрасли. Сразу возникает вопрос, почему именно транспортной? По мнению многих ученых, транспорт не только на сегодняшний день, но и ранее, — связующее, важнейшее звено между развитием экономики конкретного государства и возможностью данного государства достойно представлять себя на международной арене. Транспорт является стра-нообразующей отраслью, развитие транспорта и его инфраструктуры служит залогом конкурентоспособной экономики государства.

Далее интересным для нас является внедрение и развитие самого термина «цифровизация». В научных кругах активно обсуждается данный термин, дискуссии можно встретить в работах П.М. Кручининой, Л.Н. Даниловой, И.В. Бочар-никова.

Рассмотрим существующие доктринальные подходы к определению данного понятия, а также, насколько представляется возможным применить его к праву, регламентирующему одну

из фундаментальных отраслей экономики государства.

В своей работе Л.Н. Данилова акцентирует внимание на нескольких аспектах, которые не исключают друг друга, а наоборот, взаимодополняют. Например, «Если же в работах есть авторские определения, их содержание ограничивается научной сферой автора, является обычно либо слишком узким, либо, напротив, слишком общим. Поэтому представляется необходимым рассмотреть термины «информатизация», «циф-ровизация» и другие рядоположенные понятия, чтобы снять неопределенность и многозначность, которые в дальнейшем могут оказать негативное влияние на понимание современных тенденций, являющихся прямым следствием обсуждаемого феномена» [4, с. 6]. При этом следует иметь ввиду, что два распространенных подхода к понятию могут не охватывать правовую сферу, что не позволяет их адаптировать к современным реалиям.

При исследовании вопросов, связанных в актуальностью цифровизации на территории Российской Федерации, ученый И.В. Бочарников подчеркивает значимость государственной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» и факт того, что она должна стать осно -вой развития системы государственного управления, бизнеса и социальной сферы [3, с. 15].

Самым передовым на данный момент, на наш взгляд, представляется адаптация к цифровизации транспортной отрасли. Об этом в своей работе пишет А.Л. Кузнецов: «Представляется, что возможным путем цифровизации транспортной отрасли за счет определенной унификации грузовой и коммерческой информации будет введение так называемого некоторого «электронного паспорта перевозки» — документа, формируемого зарегистрированным на создаваемой электронной платформе грузоотправителем либо отечественной стороной международного договора купли-продажи (поставки) и содержащего существенные условия договора перевозки или каждого ее этапа при мультимодальной перевозке...» [5, с. 1114].

Главный итог всех исследований, проводимых учеными, состоит в том, что, во-первых, общепризнанного определения «цифровизации» не существует; во-вторых, выделяют несколько подходов к данному термину, прежде всего, в широком и узком смысле слова; в-третьих, в обязательном порядке должна быть правовая база, т.е. наличие нормативно-правовых актов, способных данный вопрос регламентировать.

ЗАКОН И ПРАВО • 12-2023

Итак, мы затронули самый важный аспект — в целом наличие правовых актов. Именно наличие зрелой, апробированной системы правовых актов, направленных на регламентацию того или иного вопроса, указывает, в том числе, на конкурентоспособность государства.

Начнем разбираться, насколько система права на данный момент актуальна в данной области. Вспомним, что у нас существуют несколько уровней регламентации: национальный, двусторонний, региональный и универсальный.

Если, не вдаваясь в подробности, мы посмотрим на национальный уровень на примере Российской Федерации, мы увидим наличие следующей системы нормативно-правовых актов: Указ Президента от 2017 г. «О Стратегии развития информационного общества Российской Федерации на 2017 — 2030 гг.»; Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2017 г.; поручения Президента РФ от 31 декабря 2020 г. № Пр-2242 «Перечень поручений по итогам конференции по искусственному интеллекту»; федеральные законы, утверждаемые в рамках нормативного регулирования цифровой среды.

Более того, если мы говорим о «транспортной цифровизации», то в обязательном порядке должны упомянуть «Транспортную стратегию Российской Федерации до 2030 года с прогнозом до 2035 года», принятую Постановлением Правительства РФ от 2021 г.

Следующий уровень регламентации — региональный. Прежде чем разобраться, насколько с правовой точки зрения он эффективен на данный момент, следует обратить внимание еще на один важный факт. Заключается он в устойчивой и сильной роли международных региональных межправительственных и неправительственных организаций. Однако ни в коем случае данный тезис не умаляет значимости деятельности государств как первичных субъектов международного публичного права.

Итак, в вопросе, касающемся регулирования цифровизации, глубоко продвинулись:

1) Международный союз автомобильного транспорта, или ИРУ; по инициативе данной организации в 2021 г. была разработана и вступила в силу новая правовая база, регламентирующая полную цифровизацию системы книжек МДП (TIR);

2) Экономическая комиссия для Азии и Тихого океана решила начать не с правового доку-

мента, а со стратегического планирования: «На пути к эффективной и жизнестойкой транспор-тно-логистической сети и мобильности» 2021 г.; в рамках данного документа рассматривается вопрос о потенциале для дальнейших действий в области транспортной инфраструктуры и действующей сети сообщений, а также вопрос о возможных выгодах цифровизации грузоперевозок, причем затрагивая все виды транспорта.

Теперь универсальный уровень регулирования. На первый взгляд создается впечатление, что в рамках единственной на данный момент международной универсальной межправительственной организации — ООН — не представляется возможным охватить все актуальные тематики, в том числе транспорт. Но это впечатление ошибочно.

ЕЭК ООН и ее вспомогательный орган Центр ООН по упрощению процедур торговли и электронным деловым операциям (СЕФАКТ ООН) опубликовали набор согласованных стандартов для цифровизации обмена данными об интермодальных перевозках. Данные стандарты включают технические спецификации и вспомогательные инструменты, такие, как подмножества данных Справочной модели данных мультимодаль-ных перевозок (СМД ММП), схемы XSD, структуры данных и т.п., для основных сопроводительных документов к товарам, перевозимым одним или несколькими из пяти основных видов транспорта.

Включены структуры обмена данными о морских, внутренних водных, воздушных, автомобильных и железнодорожных грузоперевозках, скоординированные между собой за счет включения их в качестве подмножеств в справочные модели более высокого уровня.

Таким образом, мы видим, что все вышеупомянутые уровни регулирования поддерживают с правовой стороны процесс цифровизации. При этом важно отметить, что он должен проходить в тесной взаимосвязи между этими уровнями. В случае если происходит дисбаланс в правовом русле на одном из уровней регулирования, то пропадает целостность и взаимность сформированной системы регламентации процесса «циф-ровзации».

Список источников

1. О Стратегии развития информационного общества Российской Федерации на 2017 — 2030 гг.: Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 // http:// www.consultant.ru/ (Дата обращения: 15.12.2021)

LAW & LEGISLATION • 12-2023

2. Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации»: Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р // http://www.consultant.ru/ (Дата обращения: 15.12.2021)

3. Бочарников И.В, Чемезов H.A. Проблемы и приоритеты политики цифровизации в России // Наука. Общество. Оборона. 2020. № 8 (2). С. 12—20.

4. Данилова Л.Н. Основные подходы к пониманию цифровизации и цифровых ценностей / / Вестник Костромского гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. № 2. С. 3—15.

5. Кузнецов А.Л. Направления цифровизации транспортной отрасли / А.Л. Кузнецов, A.B. Кириченко, В.Н. Щербакова-Слюсаренко // Вестник Гос. ун-та морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова. 2018. Т. 10. № 6. С. 1105—1116.

6. План по программам на 2023 г., подпрограмма 2: Транспорт // URL: http://unece.org>sites/ default.. .2022.. .ECE_TRANS_2022_9R.pdf

References

1. On the Strategy for the Development of the Information Society of the Russian Federation for

2017 — 2030: Decree of the President of the Russian Federation dated 09.05.2017 № 203 // http:// www.consultant.ru / (Accessed: 15.12.2021)

2. On the approval of the program «Digital Economy of the Russian Federation»: Decree of the Government of the Russian Federation dated 28.07.2017 № 1632-p // http://www.consultant.ru / (Accessed: 15.12.2021)

3. BocharnikovI.V., ChemezovN.A. Problems and priorities of digitalization policy in Russia. / / The science. Society. Defense. 2020. № 8 (2). Pp. 12—20.

4. Danilova L.N. Basic approaches to understanding digitalization and digital values // Bulletin of Kostroma State University. Ser/: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics. 2020. № 2. Pp. 3—15.

5. Kuznetsov A.L. Directions for digitalization of the transport industry / A.L. Kuznetsov, A.V. Kiri-chenko, V.N. Shcherbakova-Slyusarenko // Bulletin of the State University of Sea and River Fleet named after Admiral S.O. Makarov. 2018. Vol. 10. № 6. Pp. 1105—1116.

6. Program plan for 2023, subprogramme 2: Transport // URL: http://unece.org>sites/defa ult...2022...ECE_TRANS_2022_9R.pdf

Информация об авторе

Кислицына Н.Ф. - кандидат юридических наук, доцент

Статья поступила в редакцию 05.10.2023; одобрена после рецензирования 08.11.2023; принята к публикации 14.11.2023.

Information about the author

Kislitsyna N.F. - candidate of law, associate professor

The article was submitted 05.10.2023; approved after reviewing 08.11.2023; accepted for publication 14.11.2023.

ЗАКОН И ПРАВО • 12-2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.