Научная статья на тему 'Особенности реализации конституционного принципа единства системы публичной власти на основе цифровых платформ'

Особенности реализации конституционного принципа единства системы публичной власти на основе цифровых платформ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
17
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
конструктор цифровых регламентов / единая цифровая платформа / государственные технологии / цифровизация / государственные информационные системы / digital regulations constructor / unified digital platform / state technologies / digitalization / state information systems

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лариса Владимировна Магдилова

Единство системы публичной власти рассматривается как функциональное единство, включающее организационное взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления для наиболее эффективного решения общих задач, что становится возможным в условиях цифровой трансформации. Цифровизация публичной власти требует совершенствования правовых основ создания, развития и эксплуатации государственных информационных систем на платформе «ГосТех», способствующей эффективной реализации принципа единства системы публичной власти. В субъектах Российской Федерации формируются правовые основы функционирования органов государственной власти как единого механизма на основе цифровых технологий. Необходимо создание организационно-правовых актов, способствующих поэтапному переводу государственных информационных систем, детализирующих эксплуатацию единой цифровой платформы, формирование каталога цифровых продуктов и разработку архитектуры доменов, использование конструктора цифровых регламентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of realization of the constitutional principle of unity of the public power system on the basis of digital platforms

The unity of the public authority system is considered as a functional unity, including organizational interaction of public authorities and local self-government bodies for the most effective solution of common tasks, which becomes possible in the conditions of digital transformation. Digitalization of public authority requires improvement of the legal framework for the creation, development and operation of state information systems (GIS) on the «GosTech» platform, which contributes to the effective implementation of the principle of unity of the public authority system. In the constituent entities of the Russian Federation the legal basis for the functioning of public authorities as a unified mechanism based on digital technologies is being formed. It is necessary to create organizational and legal acts facilitating the gradual transfer of GIS, detailing the operation of a single digital platform, the formation of a catalog of digital products and the development of domain architecture, the use of the digital regulations constructor.

Текст научной работы на тему «Особенности реализации конституционного принципа единства системы публичной власти на основе цифровых платформ»

Закон и право. 2023. № 12. С. 63-66. Law and legislation. 2023;(12):63 — 66.

Научная статья УДК 342.59

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2023-12-63-66 EDN: https://elibrary.ru/TZPJVE

NIION: 1997-0063-12/23-696 MOSURED: 77/27-001-2023-12-896

Особенности реализации конституционного принципа единства системы публичной власти на основе цифровых платформ

Лариса Владимировна Магдилова

Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия, maglar@mail.ru

Аннотация. Единство системы публичной власти рассматривается как функциональное единство, включающее организационное взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления для наиболее эффективного решения общих задач, что становится возможным в условиях цифровой трансформации. Цифровизация публичной власти требует совершенствования правовых основ создания, развития и эксплуатации государственных информационных систем на платформе «ГосТех», способствующей эффективной реализации принципа единства системы публичной власти.

В субъектах Российской Федерации формируются правовые основы функционирования органов государственной власти как единого механизма на основе цифровых технологий. Необходимо создание организационно-правовых актов, способствующих поэтапному переводу государственных информационных систем, детализирующих эксплуатацию единой цифровой платформы, формирование каталога цифровых продуктов и разработку архитектуры доменов, использование конструктора цифровых регламентов.

Ключевые слова: конструктор цифровых регламентов, единая цифровая платформа, государственные технологии, цифровизация, государственные информационные системы.

Для цитирования: Магдилова Л.В. Особенности реализации конституционного принципа единства системы публичной власти на основе цифровых платформ // Закон и право. 2023. № 12. С. 63—66. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2023-12-63-66 ЕБЫ: https://elibrary.ru/TZPJVE

Original article

Peculiarities of realization of the constitutional principle of unity of the public power system on the basis of digital platforms

Larisa V. Magdilova

Dagestan state university, Makhachkala, Russia, maglar@mail.ru

Abstract. The unity of the public authority system is considered as a functional unity, including organizational interaction of public authorities and local self-government bodies for the most effective solution of common tasks, which becomes possible in the conditions of digital transformation. Digitalization of public authority requires improvement of the legal framework for the creation, development and operation of state information systems (GIS) on the «GosTech» platform, which contributes to the effective implementation of the principle of unity of the public authority system.

In the constituent entities of the Russian Federation the legal basis for the functioning of public authorities as a unified mechanism based on digital technologies is being formed. It is necessary to create organizational and legal acts facilitating the gradual transfer of GIS, detailing the operation of a single digital platform, the formation of a catalog of digital products and the development of domain architecture, the use of the digital regulations constructor.

Keywords: digital regulations constructor, unified digital platform, state technologies, digitalization, state information systems.

For citation: Magdilova L.V. Peculiarities of realization of the constitutional principle of unity of the public power system on the basis of digital platforms // Law and legislation. 2023;(12):63—66. (In Russ.). https:// doi.org/10.24412/2073-3313-2023-12-63-66 EDN: https://elibrary.ru/TZPJVE

© Магдилова Л.В. М., 2023. LAW & LEGISLATION • 12-2023

Введение

На современном этапе эффективная реализация принципа единства системы государственной власти обеспечивается за счет цифровизации государственных органов, форм и методов взаимодействия, совершенствования нормативно-правового и организационного регулирования.

Принят ряд нормативных актов, программных и проектных документов, направленных на повышение эффективности взаимодействия органов государственной власти. В каждой из ветвей власти разработаны и функционируют государственные автоматизированные системы (Управление, Правосудие, Законотворчество, Выборы и т.п.), взаимодействие между которыми осуществляется на основе систем межведомственного электронного взаимодействия и документооборота.

В субъектах РФ формируются правовые основы функционирования органов государственной власти как единого механизма на основе цифровых технологий, в частности, разработаны стратегии цифровой трансформации государственного управления. Реализация принципа единства системы публичной власти в условиях цифровизации способствует развитию цифрового государства, под которым понимается совокупность органов власти, изменивших методы работы под воздействием цифровых технологий [1].

Единство системы государственной власти в качестве одного из основополагающих принципов российского федерализма закреплено ч. 3 ст. 5 Конституции РФ. Система государственной власти в России включает подсистемы двух уровней — федеральных органов государственной власти (устанавливаются исключительно Федерацией) и региональных органов государственной власти (устанавливаются субъектами РФ самостоятельно). Единство системы публичной власти должно рассматриваться как функциональное единство, включающее организационное взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления для наиболее эффективного решения общих задач.

Таким образом, единство системы публичной власти означает социальное единство власти, единство принципиальных целей и направлений деятельности всех органов государственной власти и местного самоуправления, обусловленное обязанностью признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, как того требует ст. 2 Конституции РФ.

Правовые аспекты развития единой цифровой платформы как организационной основы единства органов публичной власти

Основной целью использования цифровых технологий в деятельности органов публичной власти является повышение эффективности механизмов государственного управления на основе создания общей информационно-технологической инфраструктуры, включающей государственные информационные системы и ресурсы, а также средства, обеспечивающие их функционирование, взаимодействие между собой, населением и организациями в рамках предоставления государственных услуг.

Особое внимание уделено развитию государственной цифровой платформы, представляющей собой систему формальных и неформальных правил и алгоритмов сетевого взаимодействия пользователей (потребителей), функционирующей на основе открытых и масштабируемых архитектурных стандартов программных и аппаратных средств, необходимых для хранения, анализа и передачи цифровых данных об участниках взаимодействия [3, с. 48].

В связи с этим Распоряжением Правительства РФ от 16 ноября 2020 г. № 3004-р утверждено Положение о проведении эксперимента по созданию, переводу и развитию государственных информационных систем (ГИС) и их компонентов на Единой цифровой платформе «Государственные технологии» (ЕЦП «ГосТех»).

Согласно ст. 2 Федерального закона № 149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» оператором информационной системы является лицо, которое эксплуатирует информационную систему, в том числе осуществляет обработку информации, содержащуюся в базах данных.

Согласно Приказу Минцифры РФ от 27 декабря 2022 г. № 1012 функции оператора УЦП «ГосТех» переданы Федеральному казенному учреждению «Государственные технологии», которое осуществляет сопровождение процессов создания, развития и эксплуатации ГИС на ЕЦП «ГосТех», предоставляет инфраструктурные технологические и базовые сервисы пользователям, обеспечивает их информационную безопасность при использовании технологии облачных вычислений, а также разрабатывает методические рекомендации и регламенты по вопросам функционирования данной платформы.

Необходимость создания платформы обусловлена уходом с рынка программного и технического обеспечения иностранных компаний и необходимостью замены их отечественными технологи-

ЗАКОН И ПРАВО • 12-2023

ями. К основным преимуществам перевода ГИС на ЕЦП «ГосТех», способствующим реализации принципа единства системы публичной власти, является использование удобных сервисов, спроектированных с учетом реальных потребностей пользователя; снижение бюджетных расходов за счет использования готовых решений; внедрение современного безопасного программного обеспечения, созданного согласно требованиям по защите информации ФСТЭК РФ; запуск новых систем и сервисов, основанный на принципе конструктора при использовании единых стандартов и итерационного подхода к разработке.

Таким образом, архитектура ЕЦП «ГосТех» дает возможность сокращать сроки разработки и внедрения новых сервисов и масштабировать ГИС без значительного повышения расходов.

Среди основных задач, определенных в Концепции создания и эксплуатации платформы «ГосТех» (Распоряжение Правительства РФ № 3102-р от 21 октября 2022 г.), наибольший интерес в современных реалиях представляет унификация механизмов информационной безопасности платформы «ГосТех» [2] и обеспечение технологической независимости.

В этом направлении приказом Минфина России от 12 января 2023 г. № 7 была утверждена Концепция информационной безопасности «ГосТех». В настоящее время осуществляется разработка методических и правовых актов, детализирующих функционирование платформы, вводится в эксплуатацию ГИС «Управление» платформой «ГосТеХ» и Госмаркет, формируется каталог цифровых продуктов, разрабатываются домены «Здравоохранение», «Образование», «Городская среда и ЖКХ», «Строительство», «Транспорт», «Спорт», «Наука», «Экология».

С учетом реалий и перспектив цифровой трансформации публичной власти также было утверждено Распоряжением Правительства РФ от 22 октября 2021 г. № 2998-р «Стратегическое направление в области цифровой трансформации государственного управления» до 2030 года, в котором предусмотрено внедрение таких технологий, как искусственный интеллект, большие данные, интернет вещей, а также реализация семи проектов и определение показателей по ним. В аспекте рассмотрения нормативной стороны процесса цифровой трансформации государственного управления в Стратегическом направлении обозначен ряд стратегических рисков, среди которых отсутствие нормативного правового регулирования, которое может блокировать автоматизированный сбор социально-экономических показателей, за исключением налоговой отчетности.

В Федеральном законе «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ в ст. 2 «Принципы деятельности органов, входящих в единую систему публичной власти в субъекте Российской Федерации» наибольший интерес с точки зрения влияния цифрови-зации представляет реализация таких принципов, как согласованное функционирование и взаимодействие органов публичной власти на федеральном, региональном, муниципальном уровнях, а также разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.

Именно внедрение цифровых технологий и проведение на этой основе цифровой трансформации позволяют повысить эффективность взаимодействия органов публичной власти всех уровней, оптимизировать сроки и качество предоставления государственных и муниципальных услуг. Примером может служить переход, закрепленный в Федеральном законе от 30 декабря 2020 г. № 509-ФЗ, на разработку административных регламентов при помощи подсистемы разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг (конструктор цифровых регламентов) федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)».

Конструктор цифровых регламентов представляет собой инструмент, при помощи которого можно создать административный регламент по шаблону. В нем содержатся стандартизированные обязательные поля, основанные на справочниках. Поля заполняются в зависимости от содержания услуги, после чего информация проверяется автоматически. Это снижает количество ошибок и сокращает временные затраты на экспертизу и согласование. Вся работа по созданию регламента проводится в безбумажной форме от начала до конца.

В конце октября 2022 г. Минэкономразвития России сообщало, что в Конструкторе цифровых регламентов ведется работа более чем по 700 регламентам, из которых 118 являются регламентами региональных услуг. При помощи Конструктора время на согласование и утверждение регламента сократилось с 2021 г. в шесть раз.

В субъектах РФ формируются правовые основы функционирования органов государственной власти как единого механизма на основе цифровых технологий, в частности, разработаны стратегии цифровой трансформации государственного управления.

Примером может служить Республика Дагестан, где 31 августа 2021 г. была утверждена Страте-

ЬДМ & ЬЕ^БЬДТЮМ • 12-2023

органов публичной власти в условиях цифрови-зации являются:

■ закрепление юридической значимости информационных ресурсов всех организаций независимо от их формы собственности и организационно-правовой формы;

■ поддержание в актуальном состоянии каталога информационных ресурсов субъекта РФ (информационного навигатора);

■ создание организационных положений по обеспечению информационной безопасности, в том числе формирование перечня отечественного лицензионного программного обеспечения в целях импортозамеще-ния, определение количества субъектов и объектов критической информационной инфраструктуры с целью предотвращения компьютерных атак;

■ совершенствование нормативной базы по переводу государственных информационных систем на цифровую платформу «Гос-тех», утверждение норм о включении цифровых продуктов в каталог «ГосТеха», определение критериев их повторного использования при создании и развитии.

Список источников

1. Евсиков К. С. К вопросу о формировании концепции «цифрового государства» / / Инфор-мац. право. 2021. № 1. С. 17-21.

2. Минбалеев А.В. Правовое обеспечение ки-бербезопасности как фактор устойчивого развития и реализации ESG-стандартов / / Информац. право. 2022. № 1. С. 35-38.

3. Стырин Е.М., Дмитриева Н.Е., Синятулли-на Л.Х. Государственные цифровые платформы: от концепта к реализации // Вопросы гос. и муниципального управления. 2019. № 4.

References

1. Evsikov K.S. The question about the formation of the concept of «digital state» // Information Law. 2021. № 1. Pp. 17-21.

2. Minbaleev A.V. Legal provision of cyber security as a factor of sustainable development and implementation of ESG standards // Information Law. 2022. № 1. Pp. 35-38.

3. Styrin E.M., Dmitrieva N.E., Sinyatullina L.H. State digital platforms: from concept to realization // Issues of state and municipal management. 2019. № 4.

Информация об авторе Магдилова Л.В. — кандидат экономических наук, доцент

Статья поступила в редакцию 09.10.2023; одобрена после рецензирования 08.11.2023; принята к публикации 14.11.2023.

Information about the author

Magdilova L.V. — candidate of economic sciences, associate professor

The article was submitted 09.10.2023; approved after reviewing 08.11.2023; accepted for publication 14.11.2023.

гия в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления. В числе проблем текущего состояния цифровизации государственного управления значатся: огромные массивы данных, не имеющих юридической значимости, находящихся в разнородных информационных системах или на бумажных носителях; отсутствие единых стандартов при выборе ведомственных систем и многообразие технологий, что создает заметные трудности в интеграции и работе с данными; недостаточная развитость межведомственного обмена данными.

Заключение

Конституционная реформа предусматривает развитие системы органов публичной власти, включающей органы государственной власти Федерации и субъектов РФ, а также местного самоуправления, что способствует повышению эффективности их взаимодействия при выполнении основных функций. Для оптимизации процессов интеграции государственных информационных систем развивается Единая цифровая платформа «Государственные технологии», которая представляет собой защищенное цифровое пространство, включающее сервисы для создания и развития государственных информационных систем, в результате чего снижаются затраты на их разработку и модернизацию.

Таким образом, внедрение платформы «Гос-Тех» способствует сокращению времени и расходов на создание ГИС, повышается доступность и надежность ГИС при высоких нагрузках, удовлетворяются потребности физических и юридических лиц при взаимодействии с государственным сектором в электронном и цифровом формате, происходит упрощение закупок цифровых продуктов, создается профессиональное сообщество платформы «ГосТех». Включение новых программных продуктов, базовых сервисов и технологических решений позволяет обеспечить открытость платформы на принципах совместимости, надежности и обеспечения информационной безопасности заданного уровня.

На основе проведенного анализа можно констатировать, что основными направлениями совершенствования правовых основ в области реализации конституционного принципа единства

ЗАКОН И ПРАВО • 12-2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.