(cc)
DOI: 10.26794/1999-849X-2023-16-4-87-97 УДК 378.4(045) JEL M15, О32, О33
Цифровая трансформация государственного сектора как необходимое условие перехода на инновационный тип развития экономики
Е. В. Андреев, М.Г. Полозков, В. И. Козлова
Институт государственной службы и управления РАНХиГС, Москва, Россия
АННОТАЦИЯ
Предметы исследования - внедрение информационных систем и создание цифровых платформ как инструмента цифровой трансформации государственного сектора Российской Федерации в связи с переводом деятельности органов государственной власти и бизнес-структур в цифровое пространство для оптимизации и повышения эффективности их деятельности. Цель работы - установление эффективных механизмов цифровизации государственного и муниципального управления посредством применения развивающихся и разрабатываемых цифровых платформ. Актуальность данного исследования обусловливается тенденцией всех экономически развитых стран к цифровизации государственного управления, которая значительно усилилась после пандемии коронавирусной инфекции по причине возникновения необходимости организации в стабильном внутреннем и внешнем взаимодействии государственных органов и субъектов хозяйственной деятельности в электронном формате. В работе проанализированы основные законодательные акты в области цифровизации и деятельности государственных органов, а также организаций с государственным участием; раскрыта сущность цифровой трансформации и обоснована целесообразность реорганизации сопутствующих ей бизнес-процессов на примере крупных государственных предприятий; рассмотрены основные информационные технологии, системы и цифровые площадки; предложены наиболее эффективные подходы к принятию решений в области цифровизации государственного и муниципального управления в условиях перехода на инновационный тип развития экономики. Сделан вывод о необходимости цифровой трансформации государственных и муниципальных организаций как неотъемлемой части экономики, ориентированной на инновационный тип развития.
Ключевые слова: цифровизация экономики; цифровая трансформация; инновационная экономика; информационные системы в экономике; цифровые платформы; автоматизация бизнес-процессов
Для цитирования: Андреев Е. В., Полозков М. Г., Козлова В. И. Цифровая трансформация государственного сектора как необходимое условие перехода на инновационный тип развития экономики Экономика. Налоги. Право. 2023;16(4):87-97. DOI:10.26794/1999-849X-2022-16-4-87-97
The subjects of the research are the introduction of information systems and the creation of digital platforms as a tool for the digital transformation of the public sector of the Russian Federation in connection with the transfer of the activities of public authorities and business structures to the digital space to optimize and improve the efficiency of their activities. The purpose of the work is to establish effective mechanisms for digitalization of state and municipal administration, as well as state organizations through the use of developing and developing digital platforms. The relevance of this study is
© Андреев Е. В., Полозков М. П, Козлова В. И., 2023
Digital Transformation of the Public sector as a Necessary condition for the transition to an innovative type of Economic Development
E. V. Andreev, M. G. Polozkov, V. i. Kozlova
Institute of Public Service and Management of RANEPA, Moscow, Russia
abstract
due to the tendency of all economically developed countries to digitalize public administration, which has significantly increased after the coronavirus pandemic due to the need to organize stable internal and external interaction of government agencies and business entities in electronic format. The paper analyzes the main legislative acts in the field of digitalization and the activities of state bodies, as well as organizations with state participation; reveals the essence of digital transformation and justifies the feasibility of reorganizing the accompanying business processes on the example of large state-owned enterprises; considers the main information technologies, systems and digital platforms; suggests the most effective approaches to decision-making in the field of digitalization state and municipal management in the conditions of transition to an innovative type of economic development. The conclusion is made about the need for digital transformation in the field of state and municipal services in electronic form as an integral part of the economy focused on an innovative type of development.
Keywords: digitalization of the economy; digital transformation; innovative economy; information systems in the economy; digital platforms; automation of business processes
For citation: Andreev E. V., Polozkov M. G., Kozlova V.i. Digital transformation of the public sector as a necessary condition for the transition to an innovative type of economic development. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics, taxes & law. 2023;16(4):87-97. (in Russ.). DOi: 10.26794/1999-849X-2023-16-4-87-97
введение
Развитие информационных технологий внесло кардинальные изменения не только в функционирование коммерческих организаций, но и отразилось на государственном и муниципальном управлении во всех его проявлениях: деятельность государственных органов и государственных компаний и корпораций во многом стала сопрягаться с их цифровыми возможностями, охватывающими не только производственную, организационную и корпоративную среду, но и обеспечивающими стабильное и надежное сотрудничество с другими организациями и гражданами.
Спрос на предоставление услуг в электронном виде значительно увеличился после пандемии ко-ронавирусной инфекции, что подтолкнуло государство к сохранению и поддержанию тенденции к цифровизации всех сфер жизни общества. Более того, возможность получения услуги или заключения договора в электронном формате стало прорывом для государственного управления, поскольку ранее передовые технологические информационные решения были характерны в основном для коммерческих компаний, которые в силу своей индивидуальности и разрозненности имели в качестве преимущественной цели увеличение собственной прибыли, что не предполагало в будущем интеграции информационных систем отдельно взятого предприятия с другими участниками рынка и не соответствовало в полной мере запросам граждан.
Качественное внедрение инноваций и эффективное использование современных ^-технологий в государственном управлении невозможны без системного подхода к оцифровке бизнес-процес-
сов и реализуемому государственными органами функционалу для обеспечения приверженности к следованию намеченным целям, выраженным в соответствующих показателях, а также постоянной взаимосвязи предлагаемых, совершенствуемых и реализуемых проектов, направленных на создание новых цифровых продуктов. Сами по себе автоматизация и цифровизация [1] не соответствуют требованиям современных реалий и сами по себе не будут жизнеспособны в долгосрочной перспективе без учета их особенностей, начиная от того, насколько интуитивно понятны и удобны будут нововведения для населения и других потенциальных участников соответствующих взаимоотношений, и до получения практических результатов.
Цифровая трансформация государственного и муниципального управления представляет собой широкое понятие, предполагающее не только перенос посредством компьютеров всех существовавших итераций в уникальное цифровое пространство, но и значительное снижение транзакционных издержек, что способствует всестороннему социально-экономическому развитию Российской Федерации, чем и объясняется повышенный интерес государства к данному вопросу, отраженный, в частности, в соответствующих нормативно-правовых актах1.
Данный процесс представляет собой комплекс сложных взаимосвязанных элементов, каждому из которых необходимо уделять особое внимание [2], что свидетельствует о более зрелом пути, которому
1 В распоряжении Правительства РФ от 22.10.2021 № 2998-р «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации государственного управления».
Предоставление возможности бесшовного и постоянного внутреннего и внешнего взаимодействия с населением, госорганами, предприятиями
Алгоритмизация, оптимизация и визуализация производственных функций субъекта, внедрение облачных решений
Функции цифровой платформы
Повышение удобства, открытости, надежности и оперативности реагирования на запросы
Предоставление услуг и осуществление функций в электронном формате
Рис. 1 / Fig 1. Функции цифровой платформы / Functions of the digital platform
Источник/Source: составлено авторами / compiled by the authors.
предшествуют и другие уровни изменении в рассматриваемом цифровом разрезе.
Так, цифровая трансформация государственного сектора включает спектр действий, которые осуществляются государственными органами и организациями и направлены на имплемен-тацию технологического инструментария в свою деятельность с целью качественного преобразования, заключающегося в создании уникального бесшовного электронного пространства, в котором должны реализовываться функции соответствующей госструктуры, оказываться услуги и обеспечиваться стабильное функционирование каналов взаимодействий каждого звена управления.
условия перехода на инновационный тип развития
Необходимыми условиями перехода на инновационный тип развития экономики являются обеспечение беспрерывного и надежного функционирования информационных систем и развитие цифровых платформ, что в особенности важно для обеспечения корректности информации, которой оперируют государственные органы и предприятия с государственным участием [3].
Информационные системы в сфере государственных отношений необходимы для осуществления непосредственного обмена данными с заинтересо-
ванными органами, а также для реализации поставленных задач и полномочий, что представляется необходимым при переходе на инновационный тип развития экономики.
Модернизированные информационные системы включают цифровые платформы, на которых участники рынка услуг могут не только взаимодействовать напрямую, но и работать с данными, ускоряя внесение изменений в производство на всех стадиях жизненного цикла товара, оперативно и автоматически корректируя каждую ступень его производства и каждый связанный с ним компонент при условии обеспечения грамотной и правильной настройки алгоритмов работы цифровых платформ с учетом отраслевых особенностей.
Однако цифровая трансформация предполагает не только создание цифровых платформ и применение других цифровых технологий, но и наличие высококвалифицированных сотрудников, которые готовы не только применять инновационные методы управления, но и осуществлять деятельность через принятие новых платформенных решений, что требовует создания в государственных компаниях и корпорациях структурных подразделений с персоналом, способным внедрять информационные системы в повседневную деятельность организаций.
Цифровые платформы оказывают большое воздействие на модернизацию производственных мо-
делей, создание которых нередко предусмотрено и включено в функционал самой площадки.
Электронный формат обработки заявок и обращений позволяет выявлять этапы производства, которые можно реализовывать в одно и то же время, сокращая тем самым временные затраты и повышая эффективность своей организации (рис. 1).
На сегодняшний день актуальным является модернизация государственных информационных систем (далее — ГИС) в государственном управлении, многие из которых начали разрабатываться и создаваться еще до введения и закрепления таких понятий, как цифровизация и цифровая трансформация в отечественных законодательных актах. Изначально ГИС использовались структурами, деятельность которых была связана с отраслями, где особенно остро испы-тывалась нужда в базах данных, обработке и хранении большого объема сведений, а также информационно-аналитических материалов.
Поэтому возникает необходимость в совершенствовании используемых технологий и инициации качественных преобразований в государственных информационных системах с целью их приближения по функциональным особенностям и решаемым задачам к цифровым платформам, большинство которых на сегодняшний день разрабатывается преимущественно за счет процедур государственного стимулирования, что регламентировано Федеральным законом № 149-ФЗ и постановлением правительства № 1646 [4].
Наиболее ярким примером развития и совершенствования государственных информационных систем в Российской Федерации является Федеральная государственная система лесного комплекса (далее — ФГИС ЛК), которая рассчитана на более эффективное и продвинутое цифровое управление лесным хозяйством.
Будучи одной из крупнейших, но в то же время сложно поддающихся цифровизации отраслей, она нуждается в многофункциональной площадке, объединяющей всех участников лесного рынка.
Ею могла быть Единая государственная автоматизированная информационная система учета древесины и сделок с ней (далее — ЛесЕГАИС), которая также создавалась для непосредственной автоматизации всех внутренних бизнес-процессов, оптимизации и осуществления контроля объемов оборота древесины и других материалов, используемых в лесном хозяйстве. Однако как пользователи, так и сотрудники отрасли отмечают частые сбои в ее работе, плохую оптимизацию функционирования с рядом устройств, а также недостатки в наборе ее функций и возможно-
стей в результате того, что более современные технологические инструменты и механизмы не внедрялись в виду отсутствия либо соответствующей технической возможности, либо достаточного умения специалистов, из-за которых могли нарушаться логистические цепочки и сдвигаться сроки.
В связи с этим необходима разработка эффективных механизмов постепенного перехода на новую площадку — ФГИС ЛК, которая будет содержать более адаптивный, понятный и удобный в использовании интерфейс, позволяющий заказчикам и потенциальным получателям соответствующих услуг легко ориентироваться на платформе и оперативно принимать решения.
ФГИС ЛК должна объединить деятельность и функции в цифровом пространстве не только основного государственного органа в лесной отрасли, но и ряда других подведомственных Рослесхозу учреждений, что позволит заказчикам связываться с интересующей их инстанцией в рамках одной информационной системы.
Более того, на сегодняшний день можно производить оценку потенциала обозначенной информационной системы, в связи с чем параллельно с разработкой ФГИС ЛК необходимо определение ключевых показателей цифровой трансформации экономики, включающих увеличение доли обрабатываемых запросов, осуществляемых бизнес-процессов при использовании данной площадки.
Запуск пилотной версии личного кабинета ФГИС ЛК и ее апробация позволят вести активные работы по созданию и внедрению системы, а также помогут выявлять наиболее болезненные точки, уязвимости и недоработки сервиса с целью их дальнейшего купирования и предупреждения.
Большой вклад в цифровизацию государственного сектора в вопросе информационных систем должна внести Единая цифровая платформа «ГосТех»: набор сквозных технологических решений, развернутых на облачной инфраструктуре для федеральных и региональных органов государственной власти,— которая не только увеличит скорость разработки цифровых сервисов государства, но и выведит цифровые сервисы на принципиально новый уровень обслуживания клиентов. Данная инновационная платформа позволит государственным органам создавать цифровые сервисы, соответствующие не только общим закрепленным требованиям, но и пожеланиям заказчиков для обеспечения органичности и безболезненности перехода к осуществлению деятельности в цифровом
пространстве. Более того, эта платформа является проверенной и всесторонне защищенной площадкой, готовой противостоять даже наиболее искусным попыткам взлома. Ее концепция предполагает особую проработанную архитектуру, учитывающую все компоненты, входящие в цифровую трансформацию государственного управления.
Так, принятие Методических рекомендаций по эксплуатации государственных информационных систем на Единой цифровой платформе «ГосТех» можно расценивать как одно из наилучших решений, предлагающих использование именно этой платформы, призванной уменьшать долю изолированных государственных информационных систем, объединяя их под единым началом: именно на это нацелен новаторский в государственном управлении доменный подход, покрывающий такие сферы, как образование, спорт, сельское хозяйство и т.д.
целесообразность внедрения инновационных
систем в деятельность государственных органов
Для понимания целесообразности внедрения инновационных информационных систем в деятельность государственных органов необходимо обратиться к показателям, которые транслируют глубину внедрения цифровой инфраструктуры в жизнь российского общества: фактические значения целевых показателей цифровой трансформации за 2022 г. превышают ожидаемые плановые показатели, которые были спрогнозированы с учетом растущих темпов информатизации и цифровизации (рис. 2).
В субъектах Российской Федерации также можно выделить наиболее инициативные регионы, осуществляющие наибольшее количество цифровых проектов и мероприятий по цифровой трансформации госуправления. Так, в Самарской области реализуется 31 проект, в Чувашской Республике осуществляются 30 проектов, в Республике Татарстан — 28 проектов.
Важно также прослеживать тенденции к цифровизации каждого субъекта Российской Федерации, чтобы определять его готовность к полномасштабному включению в работу в новых цифровых сервисах.
В этой связи можно проанализировать данные впервые выпущенного рейтинга научно-технологического развития регионов России подготовленного Минобрнауки России.
По данным исследования лидерами рейтинга стали Москва, Санкт-Петербург и Томская область.
Особого внимания заслуживает рейтинг, обнародованный в октябре 2022 г. заместителем председателя Правительства РФ по вопросам цифровой экономики и инновациям Д. Н. Чернышенко и касающийся цифровой зрелости регионов, который характеризует их как территории, активно осваивающие цифровые технологии, что важно учитывать в ходе перехода регионов на инновационный тип развития экономики. Анализ подобных тенденций позволяет прогнозировать уровень востребованности кадрового потенциала и своевременно осуществлять подготовку кадров.
Согласно данным проведенного исследования в тройку лидеров цифровой зрелости регионов вошли Липецкая область, набравшая 22,4 балла из 31 возможных, ХМАЮ — Югра — 22 балла и Челябинская область с результатом в 21,5 балл. Определение итоговой общей суммы рейтинга происходило путем учета шести основных показателей:
• уровень импортонезависимости программного обеспечения;
• разработка и внедрение электронных платформ обратной связи;
• уровень цифровой зрелости по совокупности таких отраслей, как образование, здравоохранение, государственное управление, городское хозяйство и строительство, общественный транспорт;
• уровень информационной и кибербезопасно-сти;
• механизмы поддержки 1Т-отрасли путем налоговых маневров, предоставления грантов и разработки компенсационных мероприятий;
• перевод в формат электронного документооборота социально значимых услуг.
При анализе показателей данного рейтинга можно отметить, что ряд регионов достиг особых успехов по отельным направлениям, например Тверская область получила максимально возможные 2,5 балла с сфере импортонезависимости, Республика Татарстан показала наивысший результат в 8,7 баллов из 10 возможных сразу по пяти отраслям. Самые высокие меры поддержки 1Т-отраслей с результатом в 4 балла из 5 возможных показал Кузбасс — Кемеровская область. По показателю информационной безопасности наибольшее число баллов, а именно 3, набрало большинство регионов России.
Компании с государственным участием первыми стали уделять большое внимание не только цифровизации подконтрольных организаций и своей дея-
Уровень увеличения объёмов вложений в отечественные IT-решения / The level of increase in investment in IT solutions
156%
157,40%
Доля домохозяйств, которым обеспечен широкополосный доступ к интернету / Share of households with broadband Internet access
Доля домохозяйств, которым обеспечен широкополосный доступ к интернету / The share of mass socially significant services in electronic form
Уровень достижения цифровой зрелости I The level of achievement of digital maturity
86,10%
99,97%
65,80%
56,20%
Фактические показатели, % I Actual indicators, % Плановые показатели % I Planned indicators, %
Рис. 2 / Fig 2. Целевые показатели цифровой трансформации за 2022 г. / Digital transformation targets for 2022
Источник/Source: гистограмма создана на основе подведенных итогов цифровой трансформации на тематическом брифинге. URL: https://www.garant.ru/article/1605871 / The bar chart was created based on the summed-up results of digital transformation the thematic briefing. URL: https://www.garant.ru/article/1605871.
тельности. Но сложность привнесения нововведений или длительный процесс перепрограммирования замедляют их деятельность или даже могут приостанавливать их деятельность: именно поэтому крупные организации ответственно подошли к данной проблеме, стараясь наиболее точно и осторожно описывать технические задания и пожелания по цифровым платформам [5; 6].
Будучи организациями, направляющими свою деятельность на достижение социально и экономически значимых целей [7] и предоставляющими при этом ряд государственных услуг населению и реализующими соответствующие государственные функции, они должны соответствовать общепринятым стандартам и установкам цифровой трансформации экономики. Причем очень важно, чтобы цифровые платформы обеспечивались возможностями интеграции с системами других структур, с которыми они взаимодействуют.
На сегодняшний день в рамках деятельности федерального автономного учреждения «Главное управление государственной экспертизы» разработан
и проходит адаптацию сервис, способный не только оптимизировать и автоматизировать внутренние бизнес-процессы организации, но и отрабатывать функции, нацеленные на объединение в рамках собственной цифровой площадки всех региональных представителей отрасли, чтобы все взаимодействие осуществлялось в одной информационной системе — Единой цифровой платформе экспертизы (далее — ЕЦПЭ). Использование данной системы значительно облегчит населению и заказчикам поиск нужных инстанций, проверку легальности контрагентов, а также обеспечит возможность авторизации физических лиц через Портал государственных услуг Российской Федерации. Ее удобство также состоит в том, что на платформе применяются удобный интерфейс и умное программирование, которое самостоятельно уточняет перечень необходимой документации при выборе типа сделки, экспертизы или других услуг исходя из потребностей граждан. Это должно значительно ускорить и облегчить процесс достижения конечной цели обращения субъекта, поскольку во много раз уменьшает количество совершаемых пользователями ошибок.
Рис. 3 / Fig 3. Планируемые целевые значения показателя цифровой зрелости к 2030 г. в регионах Российской Федерации / Planned target values of the digital maturity indicator by 2030 in the regions of Russia Federation
Источник/Source: диаграмма создана на основе данных Стратегий цифровой трансформации соответствующих субъектов Российской Федерации, размещенных на сайте Минцифры России URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/1064 / The diagram was created on the basis of data from the Digital Transformation Strategies of the relevant subjects of the Russian Federation, posted on the official website of the Ministry of Digital Development, Communications and Mass Media of the Russian Federation. URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/ directions/1064.
В силу неосведомленности заявителей в вопросах экспертизы при первичном обращении отмечена внушительная доля составленных неправильно заявок. Каждое обращение требует обработки, поэтому процесс продвижения заявителя на следующий этап может затягиваться: с обеих сторон возможны затраты одного из самых важных ресурсов, а именно времени, что для многих компаний и физических лиц недопустимо. В связи с данными недоработками часто пропадала необходимость в проведении экспертизы или заключении договора. Таким образом, обе стороны оказывались невольными заложниками обстоятельств и рамок ограничений площадок отдельных субъектов экспертизы, что также является подтверждением правильности намеченного курса на цифровизацию экономики Российской Федерации в целом и ее структур в отдельности.
Среди разрабатываемых цифровых платформ и информационных систем можно выделить площадку, создаваемую в настоящее время государственной компанией «Автодор — платные дороги». Данная некоммерческая организация в последние годы значительно увеличила свой цифровой потенциал, создав соответствующие организационные единицы в своей структуре. Так, над разрабатываемой облачной площадкой работают не только программисты, но и специалисты в области цифровой трансформации экономики.
Поскольку госкомпания реализует множество строительных и логистических функций, необходима тщательная проработка каждого этапа создания цифровой платформы, что требует привлечения нескольких разработчиков платформ с целью выявления наиболее подходящей базы для развития цифрового продукта и его последующего превращения во вводимую в эксплуатацию цифровую платформу. После определения наиболее удобного сервиса планируется переход ко второму этапу создания цифровой платформы — совершенствованию информационной системы.
конфигурация информационных систем
Отечественный опыт создания цифровых платформ показывает растущий спрос на создание цифровых платформ, информационных и внутренних корпоративных систем со стороны не только частных и коммерческих компаний, но и со стороны государственных органов, в связи с реализацией государственной политики по переходу на инновационный тип развития экономики, что, безусловно, повышает привлекательность 1Т-сфе-ры [8; 9].
Государственные органы ежедневно обрабатывают огромный поток данных, большинство из которых относится к внутренним бизнес-процессам организации их деятельности. Причем данная
Рис. 4 / Fig4. Возможности конфигуратора конструктора информационных систем «Акцент» / Possibilities of the configurator of the designer of information systems "Accent"
Источник/Source: составлено авторами / compiled by the authors.
информация должна обрабатываться в закрытом режиме и не подлежать разглашению. В связи с этим целесообразно разработать ряд мероприятий по поддержке российских разработчиков цифровых и информационных продуктов, например программного обеспечения, облачных сервисов, операционных систем, искусственного интеллекта, цифровых технологий.
В рамках рассматриваемого вопроса целесообразно разрабатывать платформы, которые могут предлагать оказание собственных услуг государственным организациям по созданию цифровых сервисов и информационных систем. Самой известной и хорошо зарекомендовавшей себя на рынке такого рода цифровых продуктов является платформа «Акцент» (рис. 4).
Ее концепция и уникальное торговое предложение состоят в том, что в функционале системы, разработанной на ее основе, могут легко и быстро разобраться сотрудники организации-заказчика, а написание и дополнение, совершенствование программного кода не требуется, если сразу обозначить задачу компании и получить готовый результат. Интерфейс и внутренние цифровые механизмы интуитивно удобны, а использование и программирование нового функционала можно обеспечить, имея опыт работы с написанием самых простых операций на CSS, Python и SQL.
Цифровая платформа «Акцент» подходит для внедрения в компаниях, которые уделяют особое
внимание бизнес-процессам, их оптимизации, автоматизации и визуализации. Среди главных преимуществ данной платформы можно выделить такие качества, как высокая скорость разработки, универсальность, гибкость, небольшая стоимость, отечественное программное обеспечение [10].
В соответствии с новыми запросами актуальной стала возможность расширения списка реестров, откуда будет возможен импорт и экспорт данных. Данный конструктор информационных систем может стать одним из самых популярных решений для создания цифровых платформ.
Важно отметить, что цифровая платформа «Акцент» является не единственным конструктором, способным автоматизировать бизнес-процессы в организациях включающий современный цифровой инструментарий, в котором применяется инновационная разработка в виде дизайнера и конструктора форм ELMA. В отличие от цифровой платформы «Акцент», ELMA преимущественно специализируется на производственных процессах, формах и моделях: она удобна для описания жизненных циклов объектов, различных бизнес-процессов и цепочек, а также дает возможность задавать стартовые и переходные события, представляя возможность связывания этапов. Данный сервис моделирует различные организационные структуры и другие экономические отношения, что делает его незаменимым при возникновении необходимости в отображении связей [11].
выводы
В условиях перехода на инновационный тип развития экономики происходят процессы цифрови-зации и информатизации государственного и муниципального управления. Перевод услуг в электронный формат и содействие увеличению доли цифровых взаимодействий с гражданами и другими ведомствами являются яркой демонстрацией цифровой трансформации национальной экономики. Более того, актуальным является наращи-
вание темпов всесторонней государственной мотивации регионов для их вовлечения в цифровую жизнь страны.
Упрощение логистики, пересмотр существующих возможностей в облачных пространствах и использование новых функций, внедряемых при помощи уникальных информационных технологий, способствуют переходу деятельности компаний на инновационный тип развития, позволяя автоматизировать многие этапы жизненных циклов.
список источников
1. Булетова Н. Е., Мордвинцева А. И., Поляков Д. С. Цифровизация системы государственного и муниципального управления в рамках реализации стратегических целей развития территорий. Экономический анализ: теория и практика. 2020;504(9):1695-1722.
2. Потапова Е. Г., Потеев П. М., Шклярук М. С. Стратегия цифровой трансформации: написать. М.: РАНХиГС; 2021. URL: https://storage.strategy24.ru/files/news/202102/ff00a177b3fa0bb25513e8e59ad097d5.pdf.
3. Мирославская М. В., Козырев А. А. Цифровая экономика как инструмент устойчивого развития. Управленческое консультирование. 2021;(3):58-69.
4. Григорьев В. Ю. Открытая модель независимой оценки компетенций цифровой экономики. Управленческое консультирование. 2020;(9):54-61.
5. Головина Т. А. Цифровые компетенции государственных гражданских служащих для повышения эффективности трудовой деятельности в органах государственной власти. Современный молодежный рынок труда: тренды, вызовы и перспективы развития. Сборник научных статей Научно-практической конференции. Нижний Новгород: Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского; 2021:49-54.
6. Морозко Нат.И., Морозко Н. И., Диденко В. Ю. Цифровые трансформации в финансовых отношениях в 2022-2023 годах: проблемы и глобальные тренды. Экономика. Налоги. Право. 2022;15(1):45-55. DOI: 10.26794/1999-849X-2022-15-1-45-55
7. Ценжарик М. К., Крылова Ю. В., Стешенко В. И. Цифровая трансформация компаний: стратегический анализ, факторы влияния и модели. Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. 2020;36(3):390-420. DOI: 10.21638/spbu05.2020.303
8. McClelland D. C. Testing for Competence Rather Than for Intelligence. 1973. URL: https://www.therapiebreve. be/documents/mcclelland-1973.pdf
9. Яковлев-Чернышев В. А. Цифровизация государственного управления в Российской Федерации: преимущества и риски NB: Административное право и практика администрирования. 2021;(2). URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=36011.
10. Badzinska E. et al. The concept of technological entrepreneurship: The example of business implementation. Entrepreneurial Business and Economics Review. 2016;4(3):57-72.
11. Кокурхаева Р. М., Газдиева Е. Х. Развитие механизма обеспечения экономической безопасности предприятия в условиях цифровизации экономики. Индустриальная экономика. 2021;6(5):550-554.
references
1. Buletova N. E., Mordvintseva A. I., Polyakov D. S. Digitalization of the system of state and municipal management in the framework of the implementation of strategic goals for the development of territories. Ehkonomicheskij analiz: teoriya i praktika = Economic Analysis: Theory and Practice. 2020;504(9):1695-1722. (In Russ.).
2. Potapova E. G., Poteeva P. M., Shklyaruk M. S. Digital transformation strategy: write to execute. Moscow: RANEPA; 2021. URL: https://storage.strategy24.ru/files/news/202102/ff00a177b3fa0bb25513e8e59ad097d5. pdf. (In Russ.).
www.etl.fa.ru
3. Miroslavskaya M. V., Kozyrev A. A. Digital economy as a tool for sustainable development. Upravlencheskoe konsul'tirovanie = Management consulting. 2021;(3):58-69. (In Russ.).
4. Grigoriev V. Yu. An open model for an independent assessment of the competencies of the digital economy. Upravlencheskoe konsul'tirovanie = Administrative Consulting. 2020;(9):54-61. (In Russ.).
5. Golovina T. A. Digital competencies of state civil servants to improve the efficiency of labor activity in public authorities. Modern youth labor market: trends, challenges and development prospects. Collection of scientific articles of the Scientific-practical conference. Nizhny Novgorod: Nizhny Novgorod State University. N. I. Lobachevsky; 2021:49-54. (In Russ.).
6. Morozko Nat.I., Morozko N. I., Didenko V. Yu. Digital transformations in financial relations in 2022-2023: problems and global trends. Ekonimika. Nalogi. Pravo = Economics, taxes & law. 2022;15(1):45-55. (In Russ.). DOI: 10.26794/1999-849X 2022-15-1-45-55
7. Tsenzharik M. K., Krylova Yu.V., Steshenko V. I. Digital transformation of companies: strategic analysis, influencers and models. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Ehkonomika = Bulletin of St. Petersburg University. Economy. 2020;36(3):390-420. (In Russ.). DOI: 10.21638/spbu05.2020.303
8. McClelland D. C. Testing for competence rather than for intelligence. 1973. URL: https://www.therapiebreve. be/documents/mcclelland-1973.pdf.
9. Yakovlev-Chernyshev V. A. Digitalization of public administration in the Russian Federation: benefits and risks. NB: Administrativnoe pravo i praktika administrirovaniya = NB: Administrative Law and Administration Practice. 2021;(2). URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=36011. (In Russ.).
10. Badzinska E. et al. The concept of technological entrepreneurship: The example of business implementation. Economics Review. 2016;4:57-72.
11. Kokurkhaeva R. M., Gazdieva E. H. Development of the mechanism for ensuring economic security of an enterprise in the conditions of digitalization of the economy. Industrial'naya ehkonomika = Industrial Economy. 2021;6(5):550-554. (In Russ.).
Евгений Владимирович Андреев — кандидат технических наук, доцент кафедры государственного регулирования экономики Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, Россия
Evgeniy V. Andreev — Cand. Sci. (Tech.), Assoc. Prof., Department of State Regulation of the Economy, Institute
of Public Administration and Management, Russian Presidential Academy of National Economy and Public
Administration, Moscow, Russia
https://orcid.org/0000-0001-6867-144X
Михаил Геннадьевич Полозков — доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и финансов общественного сектора, заместитель декана факультета государственного управления экономикой, Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, Россия
Michael G. Polozkov — Dr. Sci. (Econ.), Prof. of the Department of Economics and Finance of the Public Sector, Deputy Dean of the Faculty of Public Administration of the Economy, Institute of Public Administration and Management, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russia https://orcid.org/0000-0002-8763-6284 [email protected]
Виктория Игоревна Козлова — ассистент кафедры государственного регулирования экономики Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, Россия
информация об авторах / about the authors
Victoria I. Kozlova — Assistant of the Department of State Regulation of the Economy, Institute of Public
Administration and Management, Russian Academy of National Economy and Public Administration under
the President of the Russian Federation, Moscow, Russia
https://orcid.org/0009-0009-6297-5560
Заявленный вклад авторов:
Е. В. Андреев — научное руководство исследованием, определение структуры изложения и содержания статьи, анализ механизмов обеспечения кадрового потенциала в условиях цифровой трансформации экономики, анализ опыта разработки и внедрения цифровых платформ в государственный сектор и бизнес-структуры с целью повышения инновационной активности страны.
М. Г. Полозков — анализ понятия и вклада цифровизации в деятельность государственных структур и экономического сектора, многостороннее изучение специфики функционирования цифровых платформ, разработка предложений по совершенствованию деятельности государственных информационных систем в контексте перехода на инновационный тип развития экономики.
В. И. Козлова — анализ деятельности отечественных цифровых платформ, оценка потенциала регионов в вопросе создания и внедрения цифровых платформ в отечественную практику государственного и муниципального управления, определение эффективных механизмов цифровизации государственного и муниципального сектора, изучение функций цифровых платформ и целевых показателей цифровой трансформации.
Authors' Contribution Statement:
Evgeniy V. Andreev — scientific management of the research, determination of the structure of the presentation and content of the article, analysis of mechanisms for ensuring human resources in the context of the digital transformation of the economy, analysis of the experience of developing and implementing digital platforms in the public sector and business structures in order to increase the country's innovative activity. Michael G. Polozkov — analysis of the concept and contribution of digitalization to the activities of state structures and the economic sector, a multilateral study of the specifics of the functioning of digital platforms, the development of proposals for improving the activities of state information systems in the context of the transition to an innovative type of economic development.
Victoria I. Kozlova — analysis of the activities of domestic digital platforms, assessment of the potential of the regions in the issue of creating and implementing digital platforms in the domestic practice of state and municipal government, identifying effective mechanisms for digitalization of the state and municipal sector, studying the functions of digital platforms and digital transformation targets.
Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Conflicts of Interest Statement: the authors have no conflicts of interest to declare.
Статья поступила 07.05.2023; принята к публикации 20.07.2023. Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи. The article was received 07.05.2023; accepted for publication 20.07.2023. The authors read and approved the final version of the manuscript.