право / law
147
оригинальная статья
DOI: 10.26794/1999-849X-2022-15-5-147-154 УДК 347,342(045) JEL К2, К24
(CC) ]
Правовое обеспечение условий развития безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры для субъектов малого и среднего предпринимательства
Е. П. Симаева
Финансовый университет, Москва, Россия
АННОТАЦИЯ
Предмет исследования - система нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения, складывающиеся по поводу обеспечения условий использования и развития информационно-телекоммуникационной инфраструктуры в малом и среднем предпринимательстве. Цели работы - анализ направлений и возможностей правового регулирования институциональных условий развития безопасной информационно телекоммуникационной инфраструктуры в сфере малого и среднего предпринимательства и формулирование на этой основе предложений по совершенствованию правовых условий развития безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры для субъектов малого и среднего бизнеса. В результате исследования установлено, что эффективная деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства в современных условиях невозможна без использования информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и правил цифрового маркетинга. Сегодня государство посредством правового обеспечения реализует различные программы поддержки (на основе цифровых платформ) и обеспечивает льготные условия для малого и среднего бизнеса в условиях цифровой трансформации экономики. Вместе с тем основными проблемами, препятствующими успешному функционированию цифрового маркетинга хозяйствующих субъектов, являются киберугрозы, минимизация которых требует не только принятия соответствующих нормативно-правовых актов, использования отечественного программного обеспечения, но и следования сложившимся рекомендациям по осуществлению предпринимательской деятельности с применением информационно-телекоммуникационной инфраструктуры.
Сделаны предложения по обеспечению развития безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры в Российской Федерации.
Ключевые слова: информационно-телекоммуникационная инфраструктура; интернет; малое и среднее предпринимательство; предпринимательская деятельность; цифровая платформа; правовое регулирование; институциональные условия; цифровой маркетинг
Для цитирования: Симаева Е. П. Правовое обеспечение условий развития безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры для субъектов малого и среднего предпринимательства. Экономика. Налоги. Право. 2022;15(5):147-154. DOI: 10.26794/1999-849Ж-2022-15-5-147-154
original paper
Legal Provision of conditions for the Development of secure information and Telecommunications infrastructure for small and Medium-sized Businesses
BY 4.0
E. P. simaeva
Financial University, Moscow, Russia
abstract
The subject of the study is a system of regulatory legal acts regulating public relations that are developing regarding the provision of conditions for the use and development of information and telecommunications infrastructure in small and medium - sized businesses. The purpose of the work is to analyze the directions and possibilities of legal regulation of institutional conditions for the development of secure information and telecommunications infrastructure in the field
© Симаева Е. П., 2022
of small and medium - sized businesses and formulate practical recommendations on this basis to improve the legal conditions for the development of secure information and telecommunications infrastructure for small and medium-sized businesses. As a result of the study, it was found that the effective activity of small and medium-sized businesses in modern conditions is impossible without the use of information and telecommunications infrastructure and digital marketing rules. Today, the state, through legal support, implements various support programs (through digital platforms) and provides preferential conditions for small and medium-sized businesses in the context of the digital transformation of the economy. At the same time, the main problems hindering the successful functioning of digital marketing of economic entities are numerous cyber threats, the minimization of which requires not only the adoption of appropriate regulatory legal acts, the use of domestic software, but also following the established recommendations for the implementation of entrepreneurial activities using information and telecommunications infrastructure. Proposals have been made to ensure the development of a secure information and telecommunications infrastructure in the Russian Federation.
Keywords: information and telecommunication infrastructure; internet; small and medium-sized entrepreneurship; entrepreneurial activity; digital platform; legal regulation; institutional conditions; digital marketing
For citation: simaeva E. P. Legal provision of conditions for the development of secure information and telecommunications infrastructure for small and medium-sized businesses. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics, taxes & law. 2022;15(5):147-154. (in Russ.). Doi: 10.26794/1999-849x-2022-15-5-147-154
введение
Эффективное функционирование и развитие предпринимательской деятельности в современных условиях невозможны без использования информационно-телекоммуникационной инфраструктуры (далее — ИТИ), понятие которой используется в действующем российском законодательстве несмотря на то, что оно нормативно не закреплено. В ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» регламентированы только термины «информационно-телекоммуникационная сеть», «информационные технологии» и не сформулирована ИТИ как совокупность информационных и телекоммуникационных технологических систем, обеспечивающих безопасную и устойчивую передачу данных по линиям связи через устройства связи, включая радио, телевидение, компьютерное и сетевое оборудование, спутниковые системы и т.д., безопасность и стабильность работы которых требуют соблюдения особых условий институционального характера, направленных на эффективное обеспечение функционирования субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — МСП).
Институциональная среда формирует в свою очередь необходимые для развития ИТИ организационные, финансовые, технологические и социальные условия в виде правил и норм, задаваемых внешними детерминантами, включающими:
• организационные условия, призванные обеспечивать функционирование специальных струк-
турных подразделений на государственном, муниципальном и локальном уровнях для осуществления мониторинга за обеспечением информационной безопасности и выявления киберрисков в деятельности субъектов малого и среднего бизнеса;
• финансовые условия, необходимые для эффективного применения и внедрения цифровых технологий по обеспечению информационной безопасности предпринимательской деятельности, систематического обучения цифровым компетенциям субъектов МСП;
• социальные условия, предназначенные для обеспечения того, чтобы посредством совершенствования цифровых навыков персонала МСП уменьшать риски киберправонарушений, обусловленных его некомпетентностью, нарушениями установленных регламентов сбора, обработки, передачи и уничтожения информации бесплатных сервисов, программного обеспечения и облачных хранилищ данных, а также неосведомленностью руководителей организаций о текущем состоянии защиты информации.
правовое регулирование развития и функционирования информационно-телекоммуникационной инфраструктуры
Правовое регулирование развития ИТИ в сфере МСП реализуется через систему действующих законодательных и подзаконных нормативно правовых актов Российской Федерации.
Так, деятельность малого и среднего бизнеса в России регулируется:
1) Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон № 209-ФЗ), устанавливающим критерии отнесения хозяйствующих субъектов к малому бизнесу.
Согласно ст. 19 Закона № 209-ФЗ предоставление МСП различного рода поддержки, в том числе информационного и иного характера, осуществляется органами государственной власти и местного самоуправления. В результате, субъекты малого и среднего бизнеса получают возможность использования разнообразных информационных систем различного уровня, цифровых платформ, сайтов для эффективного осуществления предпринимательской деятельности в сети «Интернет». Последняя содержит в свою очередь информацию о реализуемых государственных и муниципальных программах; финансово-экономическом состоянии субъектов МСП; предприятиях, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего бизнеса; конкурсах на оказание финансовой поддержки МСП и др.
2) Федеральным законом от 08.03.2022 № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым для субъектов МСП предусмотрен мораторий на проведение проверок до конца 2022 г., а для аккредитованных ИТ-компаний этот срок увеличен до конца 2024 г.;
3) Федеральным законом от 25.02.2022 № 17-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения (АУСН)», которым предусмотрен особый правовой режим налогообложения, реализуемый с 1 июля 2022 г. по 31 декабря 2027 г. и позволяющий субъектам МСП не сдавать налоговую декларацию; не уплачивать страховые взносы в ПФР, ФСС, ФОМС за наемных сотрудников или за себя, а также не уплачивать НДС, налог на прибыль организаций по ставке 20%, налог на имущество организаций;
4) Федеральным законом от 14.07.2022 № 285-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (еще не вступившим в силу), согласно которому субъектам МСП упростят доступ к участию в госзакупках и создадут для них более выгодные условия. При этом в действующее
законодательство вводятся такие понятия, как программа по развитию субъектов МСП для участия в закупках товаров, работ и услуг и индивидуальная карта развития субъекта МСП. Возможность пользования упрощенной закупочной процедурой при работе с предпринимателями (и в силу ч. 15 ст. 8 Закона № 223-ФЗ с самозанятыми гражданами) предусмотрена постановлением Правительства РФ от 16.12.2021 № 2323, в котором определяются основные принципы взаимодействия заказчика и поставщика через электронную площадку, именуемую электронным магазином. По мнению законодателя, новый механизм позволит расширить доступ предпринимателей к закупкам, совершаемым согласно Закону № 223-ФЗ, а также упростит работу заказчиков.
В электронном магазине совершаются закупки, предусмотренные пп. «б» п. 4 Положения № 1352, т.е. проводимые с участием только субъектов МСП.
Однако пользование упрощенным механизмом при закупках — это право, но не обязанность заказчика. Если потребности в применении данного механизма не имеется, учреждение вправе продолжать осуществление закупок у предпринимателей посредством использования привычных процедур, прописанных в утвержденных ими положениях о закупке (ст. 3.2-3.4 Закона № 223-ФЗ, п. 4 Положения № 1352), и неконкурентных способов (письмо Минфина России от 22.11.2021 № 24-04-09/94110).
Среди подзаконных нормативно-правовых актов, регулирующих защиту ИТИ, следует выделить Указ Президента Российской Федерации от 01.05.2022 № 250 «О дополнительных мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации», наделяющий федеральные органы исполнительной власти, стратегические и системообразующие предприятия, юридические лица, являющиеся субъектами критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, обязанностью по принятию соответствующих мер, направленных на повышение уровня безопасности информационных ресурсов. Предполагаются создание структурных подразделений по обеспечению информационной безопасности, а также определение юридической ответственности должностных лиц. Особую роль в установлении устойчивой и безопасной ИТИ играет положение о постепенном переходе органов публичной власти и хозяйствующих субъектов на отечественное программное обеспечение (далее — ПО).
Кроме того, Указ Президента Российской Федерации от 02.03.2022 № 83 устанавливает порядки обеспечения грантовой поддержки для ИТ-компаний, которые занимаются разработкой российского ПО; освобождения по налогу на прибыль организаций до 31 декабря 2024 г.
Немаловажное значение в цифровой трансформации МСП имеет постановление Правительства РФ от 21.12.2021 № 2371, в соответствии с которым с февраля 2022 г. представители малого и среднего бизнеса, самозанятые и граждане, планирующие открыть свое дело, могут пользоваться возможностями новой экосистемы на базе цифровой платформы, разработанной Минэкономразвития России совместно с Корпорацией МСП. Основным новшеством проекта цифровой платформы МСП является функционирование цифрового профиля пользователя платформы, в соответствии с которым исходя из стадии развития бизнеса и потребностей предпринимателям доступы соответствующие федеральные и региональные инструменты поддержки, а также различные сервисы. Всего к 2024 г. на цифровой платформе планируется реализовать более 20 различных сервисов.
перспективы и риски трансформации деятельности мсп в условиях развития
информационно-телекоммуникационной инфраструктуры
Одним из направлений дальнейшего эффективного использования ИТИ при осуществлении предпринимательской деятельности субъектами МСП является цифровой маркетинг, реализуемый на цифровых платформах в таких формах, как маркетинг по электронной почте, маркетинг в социальных сетях, контент-маркетинг, онлайн-реклама и т.д. Благодаря этому маркетинговому инструменту клиентский пул бизнеса распространяется на всю сеть Интернет.
В целом исходя из данных Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС) в 2022 г. происходит постепенный рост использования цифровых платформ и сервисов субъектами МСП, что свидетельствует о востребованности цифровых технологий и предпринимателями, и потребителями (см. рисунок). Действительно, в современных условиях меняющейся
геополитической обстановки, изменения действующего законодательства на фоне роста спроса на цифровые услуги необходимо обеспечение организационных, финансовых, социальных, информационных условий развития безопасной ИТИ.
Как правило, около 90% покупателей начинают поиск товаров для покупки в интернете, который представляет собой огромный рынок для инвестирования в цифровой маркетинг и позволяет превращать свою аудиторию в потребителей товаров, услуг и получать дополнительный доход.
Развитие бизнеса в современных условиях обострения конкуренции — достаточно сложный процесс. В связи с этим МСП целесообразно максимально увеличивать свою клиентскую базу, создавать онлайн-бренд, работать над узнаваемостью бренда и налаживать контакты со своими потенциальными клиентами. Все это возможно благодаря использованию инновационных методов цифрового маркетинга, а теперь — цифровой платформы МСП. При этом среди основных преимуществ цифрового маркетинга можно выделить экономическую выгоду, рост доходов, равные возможности для участников и другие. В цифровом мире любому бизнесу требуются цифровые решения, что очень выгодно для начинающего предпринимателя. Субъекты МСП могут успешно конкурировать с уже более стабильно функционирующими хозяйствующими субъектами благодаря разработке эффективных маркетинговых стратегий и взаимодействия с потенциальными клиентами для увеличения базы клиентов.
Следует заметить, что около 85% населения имеют доступ к интернету через мобильные телефоны. В данном случае использование субъектами МСП цифровых платформ будет способствовать созданию веб-сайтов, удобных для мобильных устройств и ориентирующихся на их потенциальную аудиторию.
Существенный рост предпринимательской активности наблюдается в сфере электронной торговли. С начала 2021 г. рынок интернет-торговли России увеличился почти наполовину по сравнению с 2020 г.. Однако в настоящий момент на законодательном уровне не в полной мере созданы надлежащие правовые условия обеспечения эффективной и безопасной электронной коммерции для МСП — не принят соответствующий закон об электронной торговле или не внесены изменения в Федеральный закон «Об основах
2022, май
2022, апрель
2022, март
2022, февраль
2022, январь
Российская Федерация
10 15 20
■ тысяча единиц
25
30
35
0
5
Рис. / Fig. Количество уникальных субъектов МСП, самозанятых граждан и физических лиц, воспользовавшихся услугами и сервисами цифровой платформы / The number of unique small and medium-sized businesses, self-employed citizens and individuals who used the services of the digital platform
Источник/Source: Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС). URL: https://www.fedstat.ru/ indicator/61288.
регулирования государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», который призван регулировать общественные отношения между субъектами МСП и потребителями. Лишь на подзаконном уровне действует постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 24631, которое регламентирует правила дистанционной продажи товаров, предусматривающие обязанность МСП размещать оферту на сайте; подтверждать условия продажи; предоставлять подробную информацию о предпринимателе; подтверждать заказ и условия покупки; принимать возврат ювелирных и технически сложных товаров.
В то же время использование ИТИ в предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов предполагает наличие серьезных рисков и угроз, посягающих на кибербезопасность и персональные данные.
Кибератаки на деятельность хозяйствующих субъектов, особенно на предприятия малого
1 URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202101090017.
и среднего бизнеса, становятся все более частыми, целенаправленными и сложными. Согласно исследованию, проведенному компанией АссепШге «Стоимость киберпреступности», 43% кибератак направлены на малый бизнес, но только 14% малых предприятий готовы им противостоять.
Кибератака не только нарушает нормальную работу, но и может нанести ущерб важным ИТ-активам и инфраструктуре хозяйствующих субъектов, которые невозможно восстановить без значительных затрат ресурсов.
Прежде всего основной причиной многочисленных кибератак становится непринятие достаточных мер безопасности, предпринимаемых субъектами МСП.
Следует заметить, что атаки с использованием программ-вымогателей становятся все более распространенными. При этом из-за характера бизнеса некоторые отрасли более уязвимы для кибератак, чем другие. Кроме того, целями для хакеров являются коммерческие организации (банки, финансовые учреждения), которые хранят конфиденциальные данные и личную информацию о клиентах.
выводы
В условиях цифровизации возрастает значение бесперебойного, устойчивого функционирования ИТИ посредством ее защиты от внешних воздействий. В связи с этим основной задачей государства является создание правовых условий обеспечения эффективного функционирования и развития безопасной ИТИ.
1. Для минимизации рисков кибератак целесообразно разработать на подзаконном уровне правила использования ИТИ в деятельности МСП, где необходимо предусмотреть мероприятия, направленные на устранение часто встречающихся правонарушений в ИТ-сфере: использование непроверенных данных; отсутствие защиты паролями; необновление ПО и другие.
Передача данных между корпоративными и личными устройствами часто обуславливает увеличение числа сотрудников организаций, работающих в удаленном режиме, обуславливая следующую угрозу — значительное повышение уязвимости к ки-бератакам в условиях хранения конфиденциальных данных на персональных устройствах.
2. Необходимо законодательное регулирование электронной торговли субъектами МСП посредством принятия отдельного закона или внесения изменений в действующее законодательство в сфере торговой деятельности с учетом разработки наднационального акта — Концепции регулирования электронной торговли в ЕАЭС по созданию благоприятных условий для развития цифровой торговли в ЕАЭС, направленной на выработку единообразного понимания соответствующего понятийного аппарата, условий функционирования единого рынка товаров электронной торговли.
3. Несмотря на принятие Федерального закона от 20.07.2020 № 211-ФЗ «О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы»
представляется необходимым оптимизировать нормы, регулирующие деятельность маркетплейсов (торговых агрегаторов), т.е. установить:
• понятийно-категориальный аппарат (отсутствие единообразного понимания терминов «торговый агрегатор», «маркетплейс», «электронная торговая площадка», разграничение понятий «он-лайн-магазин» и «маркетплейс»);
• правовой статус торгового агрегатора;
• особенности защиты прав потребителей при приобретении товаров и услуг на электронной торговой площадке;
• понятие «недобросовестная конкуренция», границы рынка;
• порядок осуществления безопасных платежей и расчетов при реализации товаров и услуг на мар-кетплейсах;
• механизм допуска товаров, добросовестных субъектов МСП на электронные торговые площадки;
• ответственность за нарушение порядка работы с персональными данными потребителей при реализации товаров и услуг на маркетплейсах;
• правовой режим рекламы, рекомендаций, защита от заказных отзывов в деятельности МСП на торговых онлайн-площадках;
• порядок функционирования правовых моделей экосистемы маркетплейсов и т.д.
Таким образом, в результате анализа действующего российского законодательства в сфере ИТИ обоснована целесообразность правового обеспечения на законодательном уровне организационных, финансовых и иных условий функционирования и развития устойчивой и безопасной цифровой среды для МСП, необходимой в современных условий для создания и успешного продвижения бизнеса с учетом реализации грамотного цифрового маркетинга.
благодарности
Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансовому университету в 2022 г.
acknowledgements
The article was prepared based on the results of research carried out at the expense of budgetary funds under the state assignment to the Financial University in 2022.
список источников
1. Барков А. В., Киселев А. С. Правовое обеспечение информационной безопасности: инструменты противодействия киберугрозам. Журнал прикладных исследований. 2022;1(5):91-96.
2. Polyakova E. N., Filonova O. I., Chelovechkova A. V., & Zmyzgova T. R. Condition and prospects of legal regulation of the security of critical information infrastructure in russia and in foreign countries. SHS Web of Conferences. 2021;93. DOI: 10.1051/shsconf/20219302014
3. Khochueva F. A., & Shugunov T. L. Ensuring information security as a key factor in the development of the digital economy in the Russian Federation. proceedings of the 2nd international scientific and practical conference on digital economy (ISCDE 2020). Advances in Economics, Business and Management Research. 2020;156:250-256. DOI: 10.2991/aebmr.k.201205.042
4. Барков А. В., Киселев А. С. Влияние цифровизации на правовое обеспечение информационной безопасности государства и бизнеса в условиях современных геополитических вызовов. Безопасность бизнеса. 2022;(3):3-7.
5. Морозко Нат. И., Морозко Н. И., Диденко В. Ю. Финансовые и нефинансовые меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на 2021 год и среднесрочную перспективу. Экономика. Налоги. Право. 2021;14(1):31-40. DOI: 10.26794/1999-849X- 2021-14-1-31-40
6. Ручкина Г. Ф., Демченко М. В., Ключникова Я. А. и др. Правовое регулирование финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Монография. М.: ИНФРА-М; 2022. 154 с.
7. Ручкина Г. Ф. Отдельные направления правового регулирования искусственного интеллекта, роботов и объектов робототехники в Российской Федерации. Банковское право. 2021;(6):40-50.
8. Демченко М. В., Симаева Е. П. Меры финансовой и иной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса в правоотношениях аренды государственной недвижимости в приоритетных отраслях российской экономики в 2021-2023 годах. Экономика. Налоги. Право. 2021;(1):142-150.
9. Новосельцева Г. Б., Рассказова Н. В. Перспективы малого бизнеса в цифровой экономике. Вопросы инновационной экономики. 2020;10(1):521-532. DOI: 10.18334/vinec.10.1.100580
10. Бочкова С. С. Экспериментальный правовой режим как механизм внедрения цифровых инноваций в предпринимательскую деятельность. Экономика. Налоги. Право. 2021;14(5):147-156. DOI: 10.26794/1999-849X- 2021-14-5-147-156
11. Горбунова Е. А., Шаныгин С. И. Особенности развития малого и среднего предпринимательства в регионах России. Экономика. Право. Инновации. 2022;(1):4-12. DOI: 10.17586/2713-1874-2022-1-4-12
12. Бауэр В. П., Еремин В. В., Смирнов В. В. Цифровые платформы как инструмент трансформации мировой и российской экономики в 2021-2023 годах. Экономика. Налоги. Право. 2021;14(1):41-51. DOI: 10.26794/1999-849X-2021-14-1-41-51
13. Комарова С. Н. Панфилова Е. А. Формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в условиях цифровой трансформации. Естественно — гуманитарные исследования. 2020;29(3):282-289. DOI: 10.24411/2309-4788-2020-10274
references
1. Barkov A. V., Kiselev A. S. Legal support of information security: tools to counter cyber threats. Zhurnal prikladnyh issledovanij = Journal of Applied Research. 2022;1(5):91-96. (In Russ.).
2. Polyakova E. N., Filonova O. I., Chelovechkova A. V., & Zmyzgova T. R. Condition and prospects of legal regulation of the security of critical information infrastructure in Russia and in foreign countries. SHS Web of Conferences. 2021;93. DOI: 10.1051/shsconf/20219302014
3. Khochueva F. A., & Shugunov T. L. Ensuring information security as a key factor in the development of the digital economy in the russian federation. proceedings of the 2nd international scientific and practical conference on digital economy (ISCDE 2020). Advances in Economics, Business and Management Research, 2020;156:250-256. DOI: 10.2991/aebmr.k.201205.042
4. Barkov A. V., Kiselev A. S. The impact of digitalization on the legal support of information security of the state and business in the context of modern geopolitical challenges. Bezopasnost' biznesa = Business Security, 2022;(3):3-7. (In Russ.).
5. Morozko Nat. I., Morozko N. I., Didenko V. Yu. Financial and non-financial measures to support small and medium-sized businesses in 2021 and the medium term. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics, taxes & law. 2021;14(1):31-40. (In Russ.). DOI: 10.26794/1999-849X-2021-14-1-31-40
www.etl.fa.ru
154
Е. П. Симаева
6. Ruchkina G. F., Demchenko M. V., Klyuchnikova Ya. A. Legal regulation of financial support for small and medium businesses. Monograph. Moscow: INFRA-M; 2022. 154 p. (In Russ.).
7. Ruchkina G. F. Separate areas of legal regulation of artificial intelligence, robots and robotics objects in the Russian Federation. Bankovskoe pravo = Banking Law, 2021;(6):40-50. (In Russ.).
8. Demchenko M. V., Simaeva E. P. Measures of financial and other support for small and medium-sized businesses in the legal relations of leasing state real estate in priority sectors of the Russian economy in 2021-2023. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics, taxes & law. 2021;(1):142-150. (In Russ.).
9. Novoseltseva G. B., Rasskazova N. V. Prospects for small business in the digital economy. Voprosy innovacionnoj jekonomiki = Questions of innovative economy. 2020;10(1):521-532. (In Russ.). DOI: 10.18334/ vinec.10.1.100580
10. Bochkova S. S. Experimental legal regime as a mechanism for introducing digital innovations in entrepreneurial activity. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics, taxes & law. 2021;14(5):147-156. (In Russ.). DOI: 10.26794/1999-849X-2021-14-5-147-156
11. Gorbunova E. A., Shanygin S. I. Features of the development of small and medium-sized businesses in the regions of Russia. Economics. Right. Innovation. 2022;1:4-12. (In Russ.). DOI: 10.17586/2713-1874-2022-14-12
12. Bauer V. P., Eremin V. V., Smirnov V. V. Digital platforms as a tool for transforming the global and Russian economies in 2021-2023. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics, taxes & law. (In Russ.). 2021;14(1):41-51. DOI: 10.26794/1999-849X 2021-14-1-41-51
13. Komarova S. N. Panfilova E. A. Forms of support for small and medium-sized businesses in the context of digital transformation. Estestvenno — gumanitarnye issledovanija = Naturally — humanitarian research. 2020;29(3):282-289. (In Russ.). DOI: 10.24411/2309-4788-2020-1027
информация об авторе / about the author
Евгения Петровна Симаева — кандидат юридических наук, доцент, заместитель руководителя департамента международного и публичного права юридического факультета по учебной работе, доцент департамента международного и публичного права юридического факультета, Финансовый университет, Москва, Россия
Evgenia P. Simaeva — Cand. Sci. (Law.), Assoc. Prof., Deputy Head of the Department of International and Public Law of the Faculty of Law for Academic Work, Associate Professor of the Department of International and Public Law of the Faculty of Law, Financial University, Moscow, Russia https://orcid.org/0000-0003-1221-5677 [email protected]
Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Conflicts of Interest Statement: The author has no conflicts of interest to declare.
Статья поступила 14.07.2022; принята к публикации 15.09.2022. Автор прочитала и одобрила окончательный вариант рукописи. The article was received 14.07.2022; accepted for publication 15.09.2022. The author read and approved the final version of the manuscript.