Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСЗАКУПОК КАК НАПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ СТРАН СНГ И ЕАЭС'

ТРАНСФОРМАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСЗАКУПОК КАК НАПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ СТРАН СНГ И ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
318
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСЗАКУПКИ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / ЕДИНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / КОДЕКС ЭТИКИ / ПРОЦЕДУРЫ ГОСЗАКУПОК / КОНКУРЕНЦИЯ / ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Демченко Максим Владимирович, Симаева Евгения Петровна

Предмет исследования - система нормативно-правового регулирования организации госзакупок в Российской Федерации, странах ЕАЭС и СНГ. Цель работы - выработка предложений по унификации нормативных положений национальных законодательств стран ЕАЭС и СНГ в сфере госзакупок. В результате исследования установлено, что возникла настоятельная необходимость в цифровой трансформации и упрощении процедур госзакупок, выработке единых правил поведения участников госзакупок в странах ЕАЭС и СНГ. Для этого требуется принять меры по оптимизации процедур участия субъектов малого и среднего предпринимательства и применению цифровых технологий, для чего целесообразно предусмотреть систему мероприятий по правовому регулированию процесса унификации национальных законодательств о госзакупках как направления экономической интеграции стран СНГ и ЕАЭС. Приведены факторы риска при заключении контрактов на осуществление госзакупок. Отражен порядок правового регулирования госзакупок в странах СНГ и ЕАЭС. Обосновано повышение роли аудита в обеспечении госзакупок. Сделаны выводы о том, что необходимо применять на практике процедуры совместных госзакупок, которые позволяют странам действовать сообща в качестве основных покупателей для обеспечения более справедливых цен и приоритетности поставок в наиболее нуждающиеся страны, используя упрощенные процедуры закупок и сокращая тем самым сроки поставок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Демченко Максим Владимирович, Симаева Евгения Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF THE ORGANIZATION OF PUBLIC PROCUREMENT AS A DIRECTION OF ECONOMIC INTEGRATION OF THE CIS AND EAEU COUNTRIES

The subject of the study is the system of regulation of the organization of public procurement in the Russian Federation, the EAEU countries and the CIS to increase their competitiveness, as well as to ensure the functioning of the common economic space of the EAEU, the CIS. The purpose of the work is to develop proposals for the unification of the regulatory provisions of the national legislations of the EAEU and CIS countries in the field of public procurement. As a result of the study, it was found that there is an urgent need for digital transformation and simplification of public procurement procedures, the development of uniform rules of conduct for public procurement participants in the EAEU and CIS countries. To do this, it is necessary to take measures to optimize the procedures for the participation of small and medium-sized businesses and the use of digital technologies, for which it is advisable to provide a system of measures for the legal regulation of the process of unification of national legislation on public procurement as a direction of economic integration of the CIS and EAEU countries. Risk factors are given for concluding contracts for public procurement. The order of legal regulation of public procurement in the CIS and EAEU countries is reflected. The increase in the role of audit in ensuring public procurement is justified. Conclusions are drawn that it is necessary to put into practice procedures for joint public procurement, which allow countries to act together as the main buyers, thereby ensuring fairer prices and priority of supplies to the most needy countries, using simplified procurement procedures and thereby reducing delivery times.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСЗАКУПОК КАК НАПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ СТРАН СНГ И ЕАЭС»

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

(CC) ]

DOI: 10.26794/1999-849X-2021-14-6-150-158 УДК 332.852.1(045) JEL F02, F15, K29, К21

Трансформация организации госзакупок

как направление экономической интеграции стран

СНГ и ЕАЭС

М. В. Демченко3, Е. П. Симаеваь

Финансовый университет, Москва, Россия https://orcid.org/0000-0001-7010-8445; ь https://orcid.org/0000-0003-1221-5677

АННОТАЦИЯ

Предмет исследования — система нормативно-правового регулирования организации госзакупок в Российской Федерации, странах ЕАЭС и СНГ. Цель работы — выработка предложений по унификации нормативных положений национальных законодательств стран ЕАЭС и СНГ в сфере госзакупок. В результате исследования установлено, что возникла настоятельная необходимость в цифровой трансформации и упрощении процедур госзакупок, выработке единых правил поведения участников госзакупок в странах ЕАЭС и СНГ. Для этого требуется принять меры по оптимизации процедур участия субъектов малого и среднего предпринимательства и применению цифровых технологий, для чего целесообразно предусмотреть систему мероприятий по правовому регулированию процесса унификации национальных законодательств о госзакупках как направления экономической интеграции стран СНГ и ЕАЭС. Приведены факторы риска при заключении контрактов на осуществление госзакупок. Отражен порядок правового регулирования госзакупок в странах СНГ и ЕАЭС. Обосновано повышение роли аудита в обеспечении госзакупок. Сделаны выводы о том, что необходимо применять на практике процедуры совместных госзакупок, которые позволяют странам действовать сообща в качестве основных покупателей для обеспечения более справедливых цен и приоритетности поставок в наиболее нуждающиеся страны, используя упрощенные процедуры закупок и сокращая тем самым сроки поставок. Ключевые слова: госзакупки; цифровая трансформация; интеграция; единое экономическое пространство; кодекс этики; процедуры госзакупок; конкуренция; пространственное развитие

Для цитирования: Демченко М. В., Симаева Е. П. Трансформация организации госзакупок как направление экономической интеграции стран СНГ и ЕАЭС. Экономика. Налоги. Право. 2021;14(6):150-158. DOi: 10.26794/1999-849Х-2021-14-6-150-158

ORiGiNAL PAPER

Transformation of the Organization of Public Procurement as a Direction of Economic integration of the CiS and EAEU Countries

M. V. Demchenkoa, E. P. Simayevab

Financial University, Moscow, Russia a https://orcid.org/0000-0001-7010-8445; b https://orcid.org/0000-0003-1221-5677

ABSTRACT

The subject of the study is the system of regulation of the organization of public procurement in the Russian Federation, the EAEU countries and the CIS to increase their competitiveness, as well as to ensure the functioning of the common economic space of the EAEU, the CIS. The purpose of the work is to develop proposals for the unification of the regulatory provisions of the national legislations of the EAEU and CIS countries in the field of public procurement. As a result of the study, it was found that there is an urgent need for digital transformation and simplification of public procurement procedures, the development of uniform rules of conduct for public procurement participants in the EAEU and CIS countries. To do this, it is necessary to take measures to optimize the procedures for the participation of small and medium-sized businesses and the use of digital technologies, for which it is advisable to provide a system of measures

© Демченко М. В., Симаева Е. П., 2021

BY 4.0

for the Legal regulation of the process of unification of national legislation on public procurement as a direction of economic integration of the CIS and EAEU countries.

Risk factors are given for concluding contracts for public procurement. The order of legal regulation of public procurement in the CIS and EAEU countries is reflected. The increase in the role of audit in ensuring public procurement is justified. Conclusions are drawn that it is necessary to put into practice procedures for joint public procurement, which allow countries to act together as the main buyers, thereby ensuring fairer prices and priority of supplies to the most needy countries, using simplified procurement procedures and thereby reducing delivery times.

Keywords: public procurement; digital transformation; integration; common economic space; code of ethics; public procurement procedures; competition; spatial development

For citation: Demchenko M. V., Simayeva E. P. Transformation of the organization of public procurement as a direction of economic integration of the CiS and EAEU countries. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics, taxes & law. 2021;14(6):150-158. (in Russ.). DOi: 10.26794/1999-849X-2021-14-6-150-158

ВВЕДЕНИЕ

Система государственных закупок (далее — госзакупки) подвергается постоянной трансформации в различных сферах общественной жизни под влиянием внешних и внутренних социально-экономических факторов.

Кризис, спровоцированный пандемией коро-навируса, во многом трансформировал процедуры госзакупок вследствие изменения условий труда, возникновения новых вызовов, ставших триггерами обострения старых проблем, заставляя государства адаптироваться к новой ситуации. Причем текущий кризис возложил дополнительную ответственность на организаторов системы госзакупок по причине того, что повседневная жизнь людей стала напрямую зависеть от эффективности деятельности юридических и физических лиц в чрезвычайных ситуациях.

Последние тенденции в развитии общества и экономики свидетельствуют о повышении спроса со стороны граждан на гласность действий, совершаемых исполнительными органами власти, и их подотчетность, что требует более эффективного управления бюджетом.

Госзакупки считаются одной из сфер, наиболее подверженной коррупции в силу несогласованности их регулирования в экономике со стороны большого количества заинтересованных сторон, тесного взаимодействия государственных должностных лиц и бизнеса, а также отсутствия прозрачности в их действиях, слабого надзора и контроля.

К тому же прямые издержки коррупции означают потерю государственных средств из-за неправильного распределения отпускаемых на госзакупки средств или более высоких расходов и низкого качества товаров, услуг и работ, побуждая субъектов коррупции на действия по возврату потраченных средств на подкуп чиновников за счет завышения

цен, выставления счетов за невыполненные работы, несоблюдения контрактных стандартов, снижения качества работы или использования некачественных материалов. Этого можно избежать или хотя бы уменьшить посредством развития конкуренции среди участников госзакупок, оптимизации их процедур и дальнейшей трансформации в цифровой формат, а также разработки единых правил добросовестного поведения (в виде кодекса этики) субъектов госзакупок.

При этом трансформация процедур госзакупок в странах СНГ и ЕАЭС призвана обеспечивать государствам-членам согласованность их действий по решению задач технологического развития и экономической интеграции. Целью политики пространственного развития являются достижение сбалансированного и устойчивого развития территории ЕАЭС, сокращение межрегиональных различий в уровне и качестве жизни населения. Долгосрочная пространственная евразийская экономическая интеграция, в том числе в сфере госзакупок, во многом способствует укреплению национального суверенитета стран — участниц ЕАЭС через преодоление внешних и внутренних угроз экономической безопасности.

ТРАНСФОРМАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСЗАКУПОК В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В России правовое обеспечение госзакупок регламентируется Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О договорной системе закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд».

С 2019 г. российская контрактная система перешла на новую ступень функционирования, предусматривающую:

• перевод организации госзакупок на электронный формат для обеспечения их прозрачности и открытости;

• задействование в осуществлении госзакупок сайтов организаций, отвечающих единым установленным требованиям;

• создание единого реестра участников госзакупок в рамках единой информационной системы.

В договорах, заключаемых с единым поставщиком, расширено раскрытие ценовой структуры контракта на госзакупку введением дополнительных показателей для целей постконтроля, осуществляемого Федеральным казначейством в рамках казначейской поддержки.

Для оптимизации госзакупок у единого поставщика также предусмотрено:

• нормативное закрепление правил подготовки актов (постановлений) Президента Российской Федерации и Правительства РФ об установлении единых поставщиков при условии обязательного наличия подробного обоснования контрактной цены при подготовке актов (решений) и осуществления казначейского сопровождения расчетов по таким договорам;

• заключение договоров с единым поставщиком по результатам несостоявшихся закупочных процедур только с согласия органа, уполномоченного производить контроль в сфере закупок.

Прозрачная и хорошо организованная система госзакупок приносит пользу всем заинтересованным сторонам, участвующим в процессе закупок: государственному сектору, частному бизнесу и рядовым гражданам. Таким образом, эффективная система госзакупок имеет решающее значение для экономического роста и осуществления значимых государственных инвестиций. Напротив, бесхозяйственность неизбежно ведет к растрате бюджетных средств, дополнительным затратам и становится причиной возникновения дополнительных трудностей на пути достижения поставленных целей.

На процесс госзакупок влияют коллизии в законодательстве Российской Федерации. Так, законодатель не урегулировал в полной мере участие среднего бизнеса в договорных системах в сфере закупок, а именно предоставление льгот. Контрактная система — это сфера участия малого и среднего предпринимательства (далее — МСП) в госзакупках, в которых выступают, с одной стороны, заказчики, а с другой стороны — поставщики (предприниматели), заинтересованные в участии в контрактной

системе ввиду того, что государственный заказчик — это надежный партнер и гарант того, что за выполненные работы или поставленные товары будет уплачена оговоренная в договоре сумма денежных средств.

Для стимуляции деятельности малого и среднего бизнеса в системе госзакупок постановлением Правительства РФ от 07.07.2021 № 1128 по поручению Президента Российской Федерации увеличена обязательная доля закупок МСП до 25%.

Помимо развития и совершенствования национального законодательства в сфере госзакупок, Российская Федерация, являясь участником международного интеграционного экономического объединения ЕАЭС, а также членом СНГ, участвует в процессе формирования единого финансового рынка и унификации законодательства о госзакупках в указанных международных организациях.

ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСЗАКУПОК В СТРАНАХ СНГ И ЕАЭС

Для успешной и оптимальной реализации целей и задач международной деятельности требуются расширение географических границ, увеличение объемов экспорта, осуществление новых торговых и партнерских отношений, поддержание и укрепление уже установленных связей, привлечение иностранных инвестиций и технологий для экономического развития СНГ и ЕАЭС.

При этом в процессе экономической интеграции возникают риски на каждом этапе процесса госзакупок, начиная с оценки потребностей на этапе проведения торгов и заканчивая исполнением и оплатой контракта, что может приводить к таким злоупотреблениям, как конфликт интересов, неправомерное влияние, хищение, взяточничество или мошенничество. Оценка рисков при заключении контракта на осуществление госзакупок позволяет выявлять следующие факторы риска:

• неправильная оценка потребности в госзакупках, нереалистичность выделяемых на них бюджетов и их неувязку с общим инвестиционным процессом, в том числе с капитальными вложениями и проектами на будущее;

• неправомерное влияние внешних субъектов на принятие решений о начале процедуры госзакупок в угоду интересам конкретных личностей;

• неоправданное применение неконкурентных процедур;

• низкокачественные технические задания из-за недостаточной компетентности персонала, занимающегося госзакупками (в частности, в областях, требующих высокого уровня технической экспертизы, таких как капитальные проекты, строительство и т.д.), неадекватность сметы цен из-за плохого знания рынка;

• излишне детализированные или чрезмерно общие критерии отбора поставщиков;

• нераскрытие и непридание гласности важной информации о госзакупках. Отсутствие публичного уведомления или его объявление в поздние сроки или праздничное дни;

• отсутствие конкуренции или наличие сговора в торгах;

• замена должностными лицами части или всего содержания технического и ценового предложения после того, как тендерная документация была открыта для участников торгов на этапе оценки;

• низкое качество составленных контрактов, ставящих в невыгодное положение местные органы власти, внесение изменений в контракт без обоснования;

• неэффективное управление контрактами, включая неадекватный контроль за их исполнением. Сговор должностных лиц с подрядчиками для уклонения от соблюдения согласованных стандартов качества или замены продукции.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСЗАКУПОК В СТРАНАХ СНГ И ЕАЭС

Избежать указанных выше рисков поможет разработка единого свода правил добросовестного участия субъектов в госзакупках с обязательным закреплением механизма привлечения к ответственности недобросовестных участников торгов за нарушения установленных правил (кодекс этики участников госзакупок). Немаловажную роль также играет цифровизация экономик государств — участников ЕАЭС и СНГ, правовое регулирование госзакупок которых отражено в таблице.

Анализ законодательства Азербайджана о государственных закупках позволяет сделать вывод о том, что нормативные акты, регулирующие государственные закупки, не соответствуют признанным международным стандартам. Действующая правовая база имеет ряд недостатков, включая неоднозначность процедур закупок, отсутствие механизмов подотчетности и прозрачности, неадекватные гарантии конкурентоспособности госзакупок. Для

Азербайджана, страны с большим государственным сектором и емкими программами экономического развития, финансируемыми государством, госзакупки на удивление слишком долго оставались вне поля зрения властей.

Одна из наиболее серьезных проблем связана с отсутствием строгого набора правил и процедур, регулирующих процесс госзакупок. Возникающая в результате двусмысленность в осуществлении госзакупок создает в Азербайджане благодатную почву для коррупции и кумовства, стирая границы институциональной и индивидуальной ответственности.

Особенностью системы госзакупок в Армении является функционирование института декларирования интересов, который был введен в закон о госзакупках, в соответствии с которым компания, принимающая участие в тендере на госзакупки, и государственное должностное лицо должны представлять декларацию соответственно о своей принадлежности к субъектам предпринимательской деятельности и системе компетентных органов власти, участвующих в госзакупках или непричастности к противоправной деятельности в сфере госзакупок. Только после этого участник торгов получает право на участие в госзакупках.

В госзакупках Республики Беларусь основными инструментами, служащими для сокращения бюджетных расходов на государственные закупки, выступают Белорусская универсальная товарно-сырьевая биржа и другие цифровые платформы, являющиеся основными инструментами, которые помогают сокращать бюджетные расходы на госзакупки. Кроме того, на заседании Совета Министров Союзного государства были подписаны документы об углублении белорусско-российской интеграции в целях улучшения двусторонних отношений, в частности проведение единой денежно-кредитной политики, синхронизация налоговых и таможенных систем. Более того, белорусская сторона получит доступ к российским госзакупкам и субсидиям.

В Казахстане на госзакупки приходятся 6,6% ВВП, что является относительно низким показателем по сравнению со средним показателем по ОЭСР, и 43% всех государственных расходов, что выше среднего показателя по ОЭСР.

В последние годы в Казахстане были проведены многочисленные правовые реформы системы госзакупок. Национальная система электронных закупок была расширена, и теперь почти все процедуры

Таблица / Table

Правовое регулирование госзакупок в странах СНГ и ЕАЭС / Legal regulation of public procurement in

the CIS and EAEU countries

№ п/п Государство / State Нормативный акт, регулирующий госзакупки / Regulatory act regulating public procurement Примечания / Notes

1 Азербайджан / Azerbaijan Закон Азербайджанской Республики о государственных закупках от 27.12.2001 Сайт Республиканского агентства по закупкам: URL: https://etender.gov.az (отсутствует версия на русском языке)

2 Армения / Armenia Закон Республики Армения «О закупках» от 16.12.2016 Сайт госзакупок: URL: https:// gnumner.am/ru (на русском языке), есть необходимая информация для участников госзакупок

3 Белоруссия / Belarus Закон Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» от 13.07.2012 № 419-З Сайт электронной торговой площадки: URL: https://goszakupki.by

4 Казахстан / Kazakhstan Закон Республики Казахстан от 04.12.2015 № 434-V «О государственных закупках» Государственные закупки Республики Казахстан: URL: goszakup.gov.kz

5 Кыргызстан / Kyrgyzstan Закон Кыргызской республики «О государственных закупках» от 03.04.2015 Официальный портал государственных закупок: URL: http://zakupki.gov.kg

6 Молдова / Moldova Закон «О государственных закупках» от 03.07.2015 № 131 Сайт Агентства по госзакупкам: URL: https://tender.gov.md

7 Россия / Russia Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе при закупке товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» Сайт единой информационной в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернете: URL: https://zakupki.gov.ru/ epz/main/public/home.html

8 Таджикистан / Tajikistan Закон Республики Таджикистан «О закупках товаров, работ и услуг» от 16.04.2012 Официальный сайт закупок: URL: https://zakupki.gov.tj

9 Туркменистан / Turkmenistan Закон Туркменистана «О тендерах на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» от 2014 г. Сайт госзакупок: URL: https:// turkmenportal.com/catalog/tendery- turkmenistana

10 Узбекистан / Uzbekistan Закон Республики Узбекистан «О государственных закупках» от 15.05.2018 Специальный информационный портал государственных закупок: URL: http:// xarid.uz

11 Украина / Ukraine Закон «О публичных закупках» от 25.12.2015 № 922-III

Источник/Source: составлено автором / compiled by the author.

проводятся в электронном виде. Однако продолжающееся чрезмерное использование прямых закупок, большое количество несостоявшихся заявок, а также недостаточная интеграция рыночных условий являются одними из препятствий на пути создания более эффективной системы госзакупок.

Несмотря на принятие мер по обеспечению добросовестности участников контрактных отношений, в Казахстане еще не разработаны в полной мере действенные правила осуществления госзакупок для решения проблемы «профессиональных жалобщиков», которые замедляют работу механизма госзакупок.

В Республике Кыргызстан функционирует Исследовательский центр (обсерватория) логистики и государственных закупок (PPLO) представляющий собой платформу для мониторинга процессов закупок и продвижения передовых практик и инициирующий диалог между соответствующими заинтересованными сторонами. Он проводит качественный и количественный анализ процессов госзакупок в Кыргызской Республике и делится им с чиновниками и гражданами через портал, а также блоги, твиты, информационные бюллетени, семинары и тренинги. PPLO также отслеживает процессы госзакупок, распространяет их инновационные формы. Все это способствует экономии затрат и повышению эффективности закупок.

Бюджетная открытость и прозрачность госзакупок являются основными темами обсуждений в молдавском обществе. Веб-сайт Министерства финансов был существенно модернизирован за последние годы. Бюджетные данные также публикуются на портале открытых данных date.gov. md. Однако стандарты открытых данных не всегда соблюдаются (информация по-прежнему представлена в формате pdf), а данные об исполнении бюджета обычно классифицируются не по программам, а в соответствии с экономической и функциональной классификацией начиная с 2019 г. На веб-сайтах размещается бюджетная информация других министерств и правительственных агентств, которую часто трудно отслеживать, поскольку эти веб-сайты не всегда четко структурированы даже несмотря на то, что их организация регулируется постановлением правительства.

Поддержание прозрачности и обеспечение высокой эффективности являются наиболее важными целями обеспечения системы госзакупок в Таджикистане, где используются электронные торги

(eTender), имеющие следующие преимущества перед другими способами торговли: большая скорость, глобальное участие, меньшая стоимость закупок, лучший мониторинг и т.д. В Таджикистане популярен домен ТендервоВремя (TendersOnTime) — домен, принадлежащий компании Global Tenders Services Pvt. Ltd (GTS) и являющийся крупнейшей базой данных тендеров, электронных закупок, предложений, глобальных тендеров, открытых тендеров и государственных контрактов не только в Таджикистане, но и в Туркменистане.

Барьером на пути цифрового развития системы госзакупок в Туркменистане можно считать отсутствие возможности направления тендерных заявок государственным учреждениям через Интернет. Однако на настоящий момент в июне 2021 г. были внесены изменения в Закон «О тендерах на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд», которым закреплено положение об использовании цифровой подписи участником госзакупок, а также установлена возможность размещения тендеров и привлечения поставщиков через Интернет, а не только в СМИ.

Правовое регулирование госзакупок в Узбекистане осуществляется посредством постановления Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по обеспечению прозрачности и повышению эффективности государственных закупок», которым отменяются ранее действовавшие процедуры осуществления госзакупок напрямую или без проведения тендеров. Кроме того, пересмотрены виды процедур закупок. Процедура закупок вводится в форме отбора лучших предложений. Ранее этот этап назывался отборочным конкурсом, а государственные закупки осуществлялись по прямым контрактам. Требование об обязательных процедурах электронных закупок для отбора лучших предложений и проведения конкурса вводится в действие с 1 января 2022 г.

До 2016 г. государственные закупки в Украине проводились традиционно путем бумажного оформления без полноценной конкуренции. В тендерах участвовали, как правило, одни и те же участники. В 2015 г. Верховная Рада приняла Закон «О публичных закупках», главная цель которого — обеспечение прозрачных закупок. В 2019 г. Закон был изменен и его положения направлены на профессионализацию сферы закупок; урегулирование проблем допороговых закупок — первых закупок, которые начали проводиться в Украине с использованием

электронных средств и дали официальный старт пилотному в то время проекту Ртгогто — электронной системы публичных закупок, где государственные и коммунальные заказчики объявляют тендеры на закупку товаров, что по прогнозам позволит выводить из тени более четверти миллиона закупок в год.

Указанные выше особенности национальных систем госзакупок стран ЕАЭС и СНГ, включая негативные аспекты, связанные с необходимостью минимизации и устранения коррупционных рисков, обеспечения прозрачности процесса госзакупок, создания единых требований к процедурам госзакупок, требуют реализации долгосрочной наднациональной политики пространственного развития в целях формирования единого рынка государственных закупок без изъятий и ограничений.

ПЕРСПЕКТИВЫ ИНТЕГРАЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСЗАКУПОК В СТРАНАХ СНГ И ЕАЭС

В 2019 г. Комиссия ЕАЭС продолжила совершенствование законодательства ЕАЭС о конкуренции и антимонопольном регулировании. На заседании Высшего Евразийского экономического совета 1 октября 2019 г. был подписан протокол о внесении изменений в Договор о ЕАЭС (в настоящее время находится в процессе ратификации государствами-членами), который предполагает внедрение механизмов «мягкого регулирования», т.е. вынесение Комиссией предупреждений хозяйствующим субъектам, а также физическим лицам и некоммерческим организациям государств-членов, не являющимся хозяйствующими субъектами, с требованием прекратить предполагаемые нарушения ими общих правил конкуренции на трансграничных рынках.

В 2018-2019 гг. проводилось исследование на тему «Анализ законодательства и правоохранительных органов государств — членов ЕАЭС и Евразийского экономического союза о привлечении к ответственности за нарушение антимонопольного регулирования и процедур снисхождения с учетом международного опыта». По результатам исследования были разработаны практические рекомендации по совершенствованию законодательства ЕАЭС и антимонопольного регулирования государств — членов ЕАЭС в части судебного преследования и снисхождения.

На настоящий момент реализуется проект взаимного признания электронной цифровой подписи (далее — ЭЦП) при участии в государственных (муниципальных) закупках государств — членов ЕАЭС.

В 2019 г. были определены новые операторы электронных торговых площадок, с которыми Минфин России и ФАС заключили соглашения о работе электронной торговой площадки для аукционов в электронном формате. При этом не предусмотрены требования к аккредитации удостоверяющих центров на таких электронных торговых площадках, а также не установлено положение об обеспечении ответственности удостоверяющих центров. В соответствии с новым соглашением удостоверяющие центры государств — членов ЕАЭС должны заключать соглашение с каждой федеральной торговой площадкой. Продолжается работа по реализации Плана мероприятий по взаимному признанию ЭЦП между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией, утвержденного решением коллегии Комиссии ЕАЭС от 17.12.2013 № 302. Инструкцией коллегии Комиссии ЕАЭС от 23.04.2019 № 78 утвержден План мероприятий по оценке возможностей информационных систем на электронных торговых площадках Республики Армения и Российской Федерации. 20 ноября 2019 г. на заседании, проведенном Департаментом политики конкуренции и государственных закупок Комиссии ЕАЭС, заявлено, что тестирование ЭЦП Российской Федерации на электронной торговой площадке Республики Армения прошло успешно. В настоящее время ведется работа по взаимному признанию ЭЦП, произведенных в Кыргызской Республике, Министерство финансов которой разрабатывает План действий по обеспечению взаимного признания ЭЦП другими государствами — членами ЕАЭС.

ВЫВОДЫ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Госзакупки используются как инструменты стимулирования экономического роста, предоставления основных услуг (например, здравоохранения, инфраструктуры и энергетики), содействия инновациям и помощи в решении экологических проблем.

Для решения этих и других проблем наднациональные организации должны:

• использовать процедуры совместных госзакупок, которые позволяют государствам действовать сообща в качестве основных покупателей, обеспечивая более справедливые цены и приоритетные поставки в страны, которые больше всего в них нуждаются. Международные организации разрабатывают механизмы централизованной закупки товаров и услуг для удовлетворения потребностей своих структурных подразделений и оказания по-

мощи государствам — членам ЕАЭС в их борьбе с пандемией СОУЮ-19;

• применять упрощенные процедуры закупок и сокращать сроки поставок, что повышает эффективность действий закупающих организаций во время кризиса.

При этом зарубежные страны также прибегают к таким решениям государственных закупок во время пандемии, как:

• разрешение государственным покупателям изменять условия существующих контрактов или полностью их отменять;

• оцифровка процедур закупок и использование онлайн-каталогов поставщиков для ускорения процессов и привлечения более широкого круга поставщиков.

Во времена возникновения новых вызовов и рисков аудиту отводится более важная роль в обес-

печении прозрачности действий государственных учреждений и эффективности госзакупок.

Аудит государственных закупок является одним из ключевых направлений деятельности во время пандемии коронавируса, учитывая социальную потребность в обеспечении прозрачности и подотчетности государственных расходов.

Формами участия органов государственного внешнего аудита в пределах своей компетенции (в реалиях Российской Федерации — это Счетная палата Российской Федерации) могут быть в зависимости от национального законодательства:

• предварительное согласование закупочных процедур;

• одновременный или последующий контроль;

• предоставление рекомендаций государственным органам по повышению эффективности госзакупок.

БЛАГОДАРНОСТИ

Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситету в 2021 г.

ACKNOWLEGEMENTS

The article was prepared based on the results of research carried out at the expense of budgetary funds under the state assignment of the Financial University in 2021.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Каранатова Л. Г., Кулев А. Ю. Инновационное развитие контрактной системы: переход к умным закупкам. Управленческое консультирование, 2020;2;22-31. DOI: 10.22394/1726-1139-2020-2-22-31

2. Vorona A., Kopteva L., Trushevskaya A. The Eurasian economic union: trends and prospects for development in digital economy E 3S Web of Conferences 210, 13025. 2020. DOI: 10.1051/e3sconf/202021013025

3. Perepelitsa D., Khominich I., Semenkova E. Issues in and prospects for the formation of the EAEU's common financial market and its infrastructure. Revista ESPACIOS. 2018;39 (41).

4. Egorova M., Andreeva L., Andreev V. Digitalization of public procurement in the Russian Federation: Case Study. The NISPAcee Journal of Public Administration and Policy. 2021;XIV(1).

5. Глазьев С.Ю. О стратегических направлениях развития ЕАЭС. Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2020;(1):11-30. DOI: 10.22394/2073-2929-2020-1-11-30

6. Бакулина А. А., Карпова С. В. Цифровизация в сфере закупок: особенности и эффективность. Проблемы современной экономики. 2020;3(75);35-39.

7. Коновалова О. В., Семенов Н. С. О повышении эффективности мери по противодействию коррупции при проведении государственных закупок у единственного поставщика. Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2020;10;10А;93-104. DOI: 10.34670/AR.2021.55.85.010

8. Aleksandrova A. I., Ostapovets E. A., Klochkova A. V. Directions of improving the public procurement system in the Russian Federation, St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Economics, 2017;10(2);21-32. DOI: 10.18721/JE.10202

9. Kazantsev D. A., Mikhaleva N. A. Regulation of public procurement by the law of the Eurasian Economic Union and ways of further convergence of national procurement legislation. Jurisprudence, 2019;63(3);393-411. DOI: 10.21638/spbu25.2019.303

158

М. В. Демченко, Е. П. Симаева

REFERENCES

1. Karanatova L. G., Kulev A. Yu. Innovative development of the contract system: the transition to smart purchases. Upravlencheskoe konsul'tirovanie = Management Consulting. 2020; 2; 22-31. DOI: 10.22394 / 17261139-2020-2-22-31. (In Russ.).

2. Vorona A., Kopteva L., Trushevskaya A. The Eurasian economic union: trends and prospects for development in digital economy E 3S Web of Conferences 210, 13025.2020. DOI: 10.1051/e3sconf/202021013025

3. Perepelitsa D., Khominich I., Semenkova E. Issues in and prospects for the formation of the EAEU's common financial market and its infrastructure. Revista ESPACIOS. 2018;39(41).

4. Egorova M., Andreeva L., Andreev V. Digitalization of public procurement in the Russian Federation: Case Study. The NISPAcee Journal of Public Administration and Policy. 2021;XIV (1).

5. Glazyev S. Yu. On the strategic directions of the EAEU development. Evrazijskaya integraciya: ekonomika, pravo, politika = Eurasian integration: economics, law, politics. 2020;(1):11-30. DOI: 10.22394/2073-2929-2020-111-30. (In Russ.).

6. Bakulina A.A., Karpova S.V. Digitalization in the procurement sphere: features and efficiency. Problemy sovremennoj ekonomiki = Problems of the modern economy. 2020;3(75);35-39. (In Russ.).

7. Konovalova OV, Semenov N. S. On improving the efficiency of anti-corruption measures when conducting public procurement from a single supplier. Ekonomika: vchera, segodnya, zavtra = Economy: yesterday, today, tomorrow. 2020;10;10A;93-104. (In Russ.). DOI: 10.34670/AR.2021.55.85.010

8. Aleksandrova A. I., Ostapovets E. A., Klochkova A. V. Directions of improving the public procurement system in the Russian Federation, St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Economics. 2017;10 (2);21-32. DOI: 10.18721/JE.10202

9. Kazantsev D. A., Mikhaleva N. A. Regulation of public procurement by the law of the Eurasian Economic Union and ways of further convergence of national procurement legislation. Jurisprudence. 2019;63(3);393-411. DOI: 10.21638/spbu25.2019.303

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Максим Владимирович Демченко — кандидат юридических наук, доцент, заместитель декана Юридического факультета по научной работе, доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности, Финансовый университет, Москва, Россия MVDemchenko@fa.ru

Евгения Петровна Симаева — кандидат юридических наук, доцент, заместитель руководителя Департамента международного и публичного права Юридического факультета по учебной работе, доцент Департамента международного и публичного права Юридического факультета, Финансовый университет, Москва, Россия EPSimaeva@fa.ru

ABOUTTHE AUTHORS

Maxim V. Demchenko — Cand. Sci. (Law.), Assoc. Prof., Deputy Dean of the Faculty of Law for Research, Associate Professor of the Department of Legal Regulation of Economic Activity, Financial University, Moscow, Russia. MVDemchenko@fa.ru

Evgeniya P. Simayeva — Cand. Sci. (Law.), Assoc. Prof., Deputy Head of the Department of International and Public Law of the Faculty of Law for Academic Affairs, Associate Professor of the Department of International and Public Law of the Faculty of Law, Financial University, Moscow, Russia EPSimaeva@fa.ru

Статья поступила 08.08.2021; принята к публикации 05.11.2021. Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи. The article was received 08.08.2021; accepted for publication 05.11.2021. The author read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.