ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ
DOI: 10.26794/1999-849X-2020-13-2-103-112 УДК 330.101.8(045) JEL G32, M11, M15
Создание и использование больших данных
для управления социально-экономическим развитием
Б. И. Тихомиров
Центр макроэкономического анализа и прогнозирования Института экономика РАН, Москва, Россия
https://orcid.org/0000-0003-2255-7144
АННОТАЦИЯ
Предметы исследования — формирование и использование больших данных для анализа, прогнозирования и регулирования развития российской экономики. Цель работы — оценка состояния и основных направлений создания и применения больших данных как базовой информационной платформы государственного и муниципального управления. Рассматривается методическое, организационно-структурное и нормативно-правовое обеспечение создания больших данных, их совместимости, непротиворечивости, исключения дублирования при использовании в составе информационных ресурсов, информационных систем и проектов цифровизации, в том числе в составе национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Дается определение понятия «большие данные», более полно характеризующее его сущность и учитывающее положения действующего законодательства в сфере информатизации. Делается вывод о необходимости разработки в рамках указанной национальной программы федерального проекта «Информационные ресурсы и информационные системы цифровой экономики», в составе которого должны осуществляться мероприятия по формированию и использованию больших данных.
Ключевые слова: экономика знаний; большие данные; цифровизация; национальный проект; информационная система; информационные ресурсы, идентификация; аутентификация
Для цитирования: Тихомиров Б. И. Создание и использование больших данных для управления социально-экономическим развитием. Экономика. Налоги. Право. 2020;13(2):103-112. DOI: 10.26794/1999-849X-2020-13-2-103-112
ORIGINAL PAPER
Creating and Using Big Data for Socio-Economic Development Management
B. I. Tikhomirov
Center for Macroeconomic Analysis Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia
https://orcid.org/0000-0003-2255-7144
ABSTRACT
The subject of the research is formation and use of big data for analysis, forecasting and regulation of the Russian economy development. The purpose of the work is assessment of the state and main directions of creating and applying big data as a basic information platform for state and municipal management. We consider methodological, organizational, structural, and regulatory support for creating big data, their compatibility, consistency, and avoiding duplication when used as part of information resources, information systems, and digitalization projects, including as part of the national program "Digital economy of the Russian Federation". A definition of the concept "big data" is given, which more fully characterizes its essence and takes into account the provisions of current legislation in the field of informatization. It is concluded that it is necessary to develop a Federal project "Information resources and information systems of the digital economy" within the framework of this national program, which should include measures for the formation and use of big data.
Keywords: knowledge economy; big data; digitalization; national project; information system; information resources, identification; authentication
For citation: Tikhomirov B. I. Creating and using big data for socio-economic development management. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics, taxes & law. 2020;13(2):103-112. (In Russ.). DOI: 10.26794/1999-849X-2020-13-2-103-112
© Тихомиров Б. И., 2020
ВВЕДЕНИЕ
Одним из инструментов ускорения развития современного общества, формирования человеческого капитала является экономика знаний, которая становится неотъемлемой частью информационного общества.
Экономика знаний, включающая прежде всего цифровизацию всех отраслей и сфер национального хозяйства, НИОКР, образование, здравоохранение, будучи высшим этапом развития инновационной экономики, составляет в России лишь 13% ВВП, в то время как в США — 40, Западной Европе — 30, других развивающихся странах — от 15 до 20% [1]. В советский период ее доля была на уровне развивающихся стран и составляла около 20% ВВП.
Игнорирование проблем, связанных с формированием и эффективным использованием больших объемов данных (далее — большие данные!), создает дополнительные риски углубления системного кризиса информационного общества, а также угрозу успешной реализации долгосрочной стратегии развития информационного общества2 (далее — Стратегия) и цифровой трансформации всех отраслей и сфер жизнедеятельности общества в рамках национальных проектов. Стратегия ориентирована на формирование экономики знаний и более эффективное использование инструментов цифровизации для ускорения экономического роста и социального прогресса. Цифровизация должна стать важнейшим драйвером роста и структурной перестройки экономики, инструментом создания конкурентной среды и перехода к постиндустриальной модели развития, основанной на экономике знаний, роботизации, искусственном интеллекте, генной инженерии и повышении деловой активности бизнеса в отраслях реального сектора и непроизводственной сферы [2-4].
1 Большие данные (от англ. Big Data), в отличие от малых и средних данных объемом соответственно от нескольких гигабайтов до одного терабайта, вмещают информацию объемом примерно петабайт, которую невозможно обработать на одном сервере и которая хранится в кластере одновременно на нескольких серверах. Иными словами, по сути, это набор специальных методов и инструментов, которые используются для хранения и обработки огромных объемов данных для решения конкретных задач.
2 Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, утвержденная Указом Президента РФ от 09.05.2017 № 203.
В Стратегии отмечается, что конкурентным преимуществом на мировом рынке обладают государства, отрасли экономики которых основываются на технологиях анализа больших данных, в том числе для целей управления социально-экономическим развитием. Несмотря на то что такие технологии начали использоваться в России, они до сих пор широко не тиражируются и в значительной мере основаны на зарубежных разработках. Стратегия нацелена на построение единого информационного пространства как совокупности государственных информационных систем (далее — ГИС) и государственных информационных ресурсов (далее — ГИР), средств их взаимодействия на основе единой технологической платформы и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры. Формирование цифровой экономики в Стратегии является одной из важнейших национальных задач. Как отметил Президент РФ, «цифровизация — это генеральный путь развития. И это имеет практическое значение. Потому что если в сегодняшнем цикле изготовление двигателя — это пять-шесть лет. В цифре — в два раза меньше. Это выводит продукт сразу в коммерческое использование, и эффективность повышается по всем направлениям, снижаются затраты»3.
Поскольку в России эффективные отечественные инструменты формирования и использования больших данных в государственном управлении, как правило, отсутствуют, Стратегией поставлена задача — решить данную проблему в процессе трансформации экономики в цифровую среду. При этом цифровая экономика в Стратегии определяется как хозяйственная деятельность, в которой ключевыми факторами производства являются данные в цифровом виде, включая большие данные, обработка и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяет существенно повышать эффективность различных видов деятельности.
Майским указом Президента РФ4 Правительству РФ поручено разработать национальную программу «Цифровая экономика Российской
3 Информация о посещении Президентом РФ НПО «Энерго-маш имени академика В. П. Глушко» 12 апреля 2019 г. URL: http:// kremlin.ru/events/president/news/60273.
4 Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О националь-
ных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
Федерации»5 (далее — Национальная программа), которая должна занять особое место среди национальных проектов как важнейший инструмент цифровой трансформации всех отраслей и сфер деятельности на первом этапе реализации Стратегии. Прежде всего это касается проектов создания больших данных, практически отсутствующих в Национальной программе и большинстве национальных проектов. Исключение составляют информационные ресурсы и системы ФНС России, Росреестра, Росстата, Минобразования России, Минтранса России, Роспатента, Роскосмоса, Банка России и ряда других ведомств, требующие обеспечения взаимной согласованности, однозначной идентификации и аутентификации в составе функционирующих и создаваемых ГИС и ГИР.
Масштаб и актуальность задач цифровой трансформации на основе создания и использования больших данных требуют активного участия в их реализации Российской академии наук (далее — РАН), интеллектуальный потенциал которой до сих пор в Национальной программе практически не задействован, несмотря на расширение полномочий РАН в решении проблем социально-экономического развития страны.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ « БОЛЬШИЕ ДАННЫЕ»
В нормативно-правовых актах Российской Федерации содержится ряд определений, связанных с понятием «большие объемы данных» или «большие данные».
Так, в Стратегии дано определение понятия «обработка больших объемов данных» как совокупности подходов, инструментов и методов автоматической обработки структурированной и неструктурированной информации, поступающей из большого количества различных, в том числе разрозненных или слабосвязанных, источников информации, в объемах, которые невозможно обработать вручную за разумное время.
Непосредственно определение понятия «большие данные» содержится в Концепции создания цифровой аналитической платформы предоставления статистических данных, а именно: «большие» данные — обозначение структурированных
5 Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденный президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 № 16).
и неструктурированных данных огромных объемов и значительного многообразия, эффективно обрабатываемых горизонтально масштабируемыми программными инструментами»6.
Основной акцент в этих определениях делается на технологический аспект, не раскрывающий в должной мере содержательной стороны больших данных. Однако их содержательный аспект существенно влияет на реализацию всех процессов, в том числе автоматизированных процедур, связанных со сбором, хранением, обработкой и распространением этих данных. Содержательная сущность данных определяет их состав и структуру, требования к их однозначной идентификации, а также к формированию средств правового, методологического, информационного, технического, технологического и кадрового обеспечения управления данными. Особенно острые и трудноразрешимые проблемы возникают при формировании, обработке и обмене персональными данными, обеспечении их совместимости в составе более 300 создаваемых и функционирующих ГИС и ГИР федерального уровня (фрагмент их перечня представлен в приложении).
Определение понятия «большие данные» не должно противоречить действующим федеральным законам, содержащим требования к технологиям автоматизированной обработки данных в информационных системах. Исходя из положений этих законов большие данные — это информация о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от способов их представления и обработки, однозначную идентификацию, формирование и использование которых невозможно осуществить вручную за разумное время.
Содержание и объем больших данных определяют требования, предъявляемые к созданию, обеспечению функционирования и развитию автоматизированных систем управления большими данными. Именно решение сущностных проблем может стать узким местом практического внедрения цифровых технологий, связанных с созданием и использованием больших данных в рамках национальной системы управления данными (далее — НСУД)7.
6 Концепция создания цифровой аналитической платформы предоставления статистических данных, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17.12.2019 № 3074-р.
7 Концепция создания и функционирования национальной системы управления данными. Утверждена распоряжени-
СОСТОЯНИЕ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БОЛЬШИХ ДАННЫХ
Накопившиеся в последнее десятилетие проблемы цифровизации потребовали корректировки государственной политики в сфере информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ), прежде всего принятия, как отмечалось выше, долгосрочной Стратегии, ориентированной на формирование общества знаний и более эффективное использование инструментов цифровой трансформации для ускорения экономического роста и социального прогресса.
Масштаб разработки и применения больших данных в России существенно отстает от мирового уровня, особенно в сфере внедрения интегрированных ГИС и систем межведомственного электронного взаимодействия. Не разработана научно обоснованная методология обеспечения сопоставимости больших данных в составе созданных и реализуемых программ и проектов электронного правительства. Затраты на создание больших данных существенно меньше затрат на создание и развитие обеспечивающих средств их обработки (программных платформ, информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и т.д.).
Вследствие отсутствия необходимого контента цифровая трансформация отраслей и сфер деятельности часто не завершается ожидаемым успехом.
Причем это относится не только к российской, но и к мировой экономике, современные тенденции развития которой все больше связаны с цифровизацией, роботизацией и искусственным интеллектом, трансграничным перемещением больших данных, обеспечением безопасности в сфере ИКТ.
Обеспокоенность состоянием этих проблем высказали лидеры стран «Группы двадцати» ^20) в соответствующих заявлениях8 в части раскры-
ем Правительства РФ от 03.06.2019 № 1189-р. URL: http:// government.ru/docs/36940.
8 Осакская декларация лидеров стран «Группы двадцати», 29 июня 2019 г. URL: kremlin.ru/supplement/5425. (дата обращения: 21.01.2020). Осакская декларация по вопросам цифровой экономики, Япония, Осака,
тия всего потенциала данных и цифровой экономики для поддержки инноваций, чтобы в полной мере использовать преимущества новейших технологий, включая искусственный интеллект. При этом отмечалось, что данные все в большей степени становятся важным источником экономического роста, а их эффективное использование должно способствовать социальному благополучию во всех странах, а также предотвращению применения интернета для целей терроризма и экстремизма9.
Создание, обеспечение функционирования и развития больших данных до сих пор не стали приоритетными направлениями цифровизации в России. Так, указом Президента РФ от 07.05.2018 № 204 Правительству РФ при реализации Национальной программы в части решения проблемы больших данных поручено обеспечить до 2024 г. создание устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных, доступной для всех организаций и домохозяйств, а также до 15 декабря 2019 г. внести изменения в Национальную программу, предусмотрев ее разработку и утверждение в составе федерального проекта «Искусственный интеллект». Предусматривается при формировании в 2020-2030 гг. проектов федерального бюджета выделение бюджетных ассигнований на реализацию этого указа. По предварительной оценке Правительства РФ предстоит израсходовать на эти цели 1,6 трлн руб. бюджетных средств. Следует, однако, отметить, что по состоянию на начало апреля 2020 г. соответствующие изменения в паспорт Национальной программы не внесены и федеральный проект «Искусственный интеллект» не утвержден. Это создает угрозу замены приоритета реальной цифровой трансформации сферы производства и услуг на подключение к интернету, формирование электронного документооборота и других сервисов.
В январском 2020 г. послании Президента РФ отмечена необходимость уже в этом году приступить к отладке «современного регулирования
29 июня 2019 г. URL: kremlin.ru/supplement/5427. (дата обращения 21.01.2020).
9 Заявление глав государств и правительств «Группы двадцати» в Осаке о предотвращении использования интернета для целей терроризма и насильственного экстремизма, ведущего к терроризму. 29.06.2019. URL: kremlin.ru/ supplement/5426 (дата обращения: 21.01.2020).
оборота больших данных»10. Весьма негативные системные проблемы, проявившиеся в сфере цифровизации, отмечены и на Совете по стратегическому развитию11 (далее — Совет).
Так, если на конец ноября 2019 г. кассовое исполнение национальных проектов в целом составило 74,8%, то по цифровой экономике — 27,3%. Почти на 8,8 млрд руб. договоры не были заключены, реализация проекта по сквозным технологиям сильно запаздывает, и решить эту проблему в установленные сроки явно не удастся. Поэтому заверения руководителей, ответственных за реализацию национальных проектов, высказанные на заседании Совета, что все цели и задачи, поставленные майским 2018 г. указом Президента РФ, будут достигнуты, представляются излишне оптимистичными. Цели национальных проектов, по данным Счетной палаты, выполняются лишь на 25-60%. Прежде всего, это касается сферы цифровизации, поскольку она служит основой всех национальных проектов. Как отмечалось на заседании Совета, «нет проектов без цифровых решений».
Главными недостатками действующей системы управления являются отсутствие институциональных реформ и единой социально-экономической политики, несовершенство механизмов денежно-кредитной и финансовой политики, прежде всего для целей роста инвестиционной активности и внедрения проектного подхода: необходим реальный переход к системе стратегического планирования [5]. Эти недостатки привели к значительному замедлению экономического роста и создали угрозу возврата рецессии уже в 2020-2021 гг. [6].
Большинство проблем формирования и использования больших данных предстоит реализовать в составе Национальной программы, прежде всего в федеральных проектах «Цифровое государственное управление» и «Искусственный интеллект» в соответствии с требованиями Национальной стратегией развития искусственного интеллекта12, концепций создания и функцио-
10 Послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации от 15.01.2020. URL: http:// kremlin. ru/ events/president/news/62582.
11 Заседание Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам 25 декабря 2019 г. URL: http:// kremlin.ru/events/president/news/62411.
12 Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года, утвержденная указом Президента РФ от 10.10.2019 № 490.
нирования национальной системы управления данными (далее — НСУД) и цифровой аналитической платформы предоставления статистических данных.
Таким образом, несмотря на наличие утвержденной концепции создания и функционирования НСУД, рассчитывать в ближайшие годы на формирование и эффективное использование в государственном управлении больших данных не приходится. В этой связи представляется исключительно актуальным обеспечение ускоренного создания больших данных для развития в России экономики знаний, используя ресурсы других национальных проектов в процессе цифровой трансформации соответствующих отраслей и сфер деятельности, что открывает дополнительные возможности для их реализации.
Прежде всего это относится к проектам создания больших данных, характеризующих человека и используемых практически во всех национальных проектах и информационных системах.
Другими важнейшими объектами, выступающими в качестве источников и потребителей больших данных, являются домохозяйства; объекты государственного и иного движимого и недвижимого имущества; территории (населенные пункты, геостратегические и приоритетные территории, территории опережающего развития, муниципальные образования, субъекты Российской Федерации, федеральные округа и другие территориальные образования); объекты культурного наследия и т. д.
Каждый из перечисленных элементов перечня объектов — поставщиков больших данных имеет различные состав и структуру, источники формирования и потребления содержащейся в них информации. Их масштаб и специфика, а также особенности формирования и использования в составе информационных систем обуславливают необходимость сегментирования больших данных и, как правило, перевода частями в электронный формат. Так, данные о населении страны могут быть структурированы по категориям: граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории страны; иностранные граждане, регистрируемые на территории страны на условиях постоянного проживания или временного пребывания; граждане Российской Федерации, эмигрирующие в другие страны и т.д. В свою очередь,
в каждой из этих категорий могут быть выделены группы, обладающие определенным однообразием, характеризующим именно эту группировку (пенсионеры, лица предпенсионного возраста, работники бюджетной сферы, военнослужащие, участники Великой Отечественной войны и т.д.). Иерархическая структура персональных данных формируется также по территориальному (федеральному, региональному и местному уровням), отраслевому (ведомственному) и другим разрезам их классификации.
Таким образом, большие данные имеют иерархическую структуру и в зависимости от тех или иных потребностей государства, бизнеса и информационного общества становятся объектом автоматизированной обработки.
Перечень больших данных как объектов циф-ровизации должен формироваться на основе соответствующих законодательных и иных нормативно-правовых актов исходя из потребностей ускорения социально-экономического развития.
В приоритетном порядке большие данные должны разрабатываться для отраслей, производств и видов деятельности, которые обеспечивают их структурную перестройку и технологическую модернизацию, предусмотренную в стратегиях их перспективного развития и инвестиционных программах. Особую актуальность приобретают отрасли или виды деятельности, объекты учета, у которых исчерпаются резервы роста и над которыми образовались угрозы полного исчезновения. Так, при цифровизации каталогов и реестров по месторождениям и запасам полезных ископаемых в рамках проекта «Геология 4.0» предусмотрено формирование необходимых данных по использованию глубоководных и космических аппаратов, дронов и других новых направлений технологической перестройки геологоразведки; в лесном комплексе — формирование данных об исчезающих ценных видах растений и животных, прежде всего включенных в Красную книгу.
В сфере транспорта и связи все более актуальной становится задача создания систем беспилотного передвижения пассажиров, грузов, почтовой корреспонденции и т. д. В сфере здравоохранения, как отмечено в послании Президента РФ, уже «в текущем году должен заработать единый сквозной регистр препаратов, которые предоставляются человеку бесплат-
но или с большой скидкой по федеральной или региональной льготе» 13. Необходимый контент и современные прикладные технологии должны ускоренно внедряться для оказания высокотехнологичной телемедицинской помощи, в том числе с использованием средств мобильного доступа, электронных историй болезни, трудовых книжек и т. д. В социальной сфере в рамках ГИС и соответствующих национальных проектах в приоритетном порядке должны быть сформированы данные о ходе реализации послания Президента РФ прежде всего в части обеспечения роста денежных доходов малообеспеченных семей и семей с детьми и других мероприятий социального пакета послания.
Но в настоящее время во многих случаях реализуются проекты второстепенного порядка, связанные с финансовой выгодой для уполномоченных организаций (банков, организаций сферы услуг и т.д.), использующих отдельные, не всегда социально значимые и масштабные сегменты больших данных (например, должники по штрафам, кредитам, услугам ЖКХ и другим административным правонарушениям).
Кроме того, многие проекты формирования больших данных «обрываются» на стадии выработки и принятия концепций или на начальных этапах проектирования, а те, которые спланированы и утверждены, реализуются в течение чересчур длительного времени и, как правило, с минимальным участием бизнеса, поскольку они весьма затратны и финансируются из бюджета по остаточному принципу.
Так, за последние 20 лет предпринималось несколько попыток создать автоматизированную систему учета населения страны. Причем вначале (1999-2007 гг.) это делалось на основе государственного регистра населения (далее — ГРН). При этом дальше подготовки и обсуждения проекта федерального закона и концепции создания ГРН дело не продвинулось. На следующем этапе (до 2014 г.) работа по проекту была переориентирована на введение электронного паспорта (удостоверения личности) гражданина Российской Федерации в виде пластиковой карты с электронным носителем персональной
13 Послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации от 15.01.2020. URL: http:// kremlin. ru/ events/president/news/62582.
информации — по аналогии с внедренным загранпаспортом гражданина Российской Федерации. Работа над проектом завершилась утверждением концепции введения гражданского паспорта14 и обсуждениями в течение последующих шести лет проблем ее реализации.
В середине 2019 г. Правительство РФ вновь обратилось к проблеме электронного паспорта, предлагая обеспечить ее решение в рамках национальной программы «Цифровая экономика» в течение ближайших четырех лет 15. При этом рекомендовано расширить перечень данных электронного документа за счет включения в него информации, содержащейся в других документах (водительском удостоверении, СНИЛС, ИНН и др.). Кроме того, обсуждалось намерение о дополнении электронного удостоверения мобильным приложением в смартфоне, которое продублирует карточный формат. При такой постановке проблемы концепция, принятая в 2013 г., должна дорабатываться и вновь утверждаться в установленном порядке. Кроме того, вряд ли целесообразно, чтобы одно электронное удостоверение гражданина Российской Федерации содержало такое множество данных, которые приведут к его перегрузке и возникновению новых проблем. Поэтому исходя из опыта подготовки концепций введения биометрических паспортов нового поколения и особенно хода их осуществления реализация нового проекта в объявленные сроки и в заявленном расширенном формате представляется излишне оптимистической.
Особенно актуальной, но самостоятельной задачей представляется разработка электронных паспортов на такой объект цифровизации, как семья (количество домохозяйств в стране превышает 50 млн, с включением данных о численности семей, количестве и возрасте работающих, детей
14 Концепция введения в Российской Федерации удостоверения личности гражданина Российской Федерации, оформляемого в виде пластиковой карты с электронным носителем информации, в качестве основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 19.09.2013 № 1699-р. URL: http://government.ru/ docs/5991.
15 Совещание у председателя Правительства РФ по вопросу внедрения электронного удостоверения личности гражданина Российской Федерации 17 июля 2019 г. URL: http:// government.ru/news/37379.
и инвалидов, матерей-одиночек, их доходах, социальных и иных льготах.
Большие данные при их использовании в составе ГИС и ГИР и иных систем могут быть дополнены при необходимости специфическими данными, обработка которых осуществляется соответствующими прикладными программами. При этом должны соблюдаться требования к обеспечению их безопасности, особенно при использовании облачных технологий и интернета вещей, а также стандарты, требования и рекомендации в области ИКТ соответствующих международных организаций.
Большие данные — это информация о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от способов их представления и обработки, однозначную идентификацию, формирование и использование которых невозможно осуществить вручную за разумное время
Наиболее эффективные отечественные облачные платформы разработаны Ростелекомом и Сбербанком России. Так, решения в области обеспечения кибербезопасности автоматизированных банковских систем нового поколения удостоены премии Правительства РФ в области науки и техники за 2018 г.
Достижение национальных целей цифровой трансформации всех отраслей и сфер деятельности с использованием больших данных требует реализации системного подхода как основного инструмента государственного управления [7].
При разработке систем больших данных должны использоваться сертифицированные программно-технические средства преимущественно отечественного производства, обеспечивающие необходимый уровень информационной безопасности и защиты от несанкционированного воздействия на функциональные и обеспечивающие элементы этих систем на всех этапах их создания, функционирования и развития.
Высокой степенью индивидуальности отличаются технологические решения, связанные с формированием первичных исходных данных и однозначной их идентификацией и аутентификацией на протяжении установленного жизненного цикла данных. При этом наиболее сложным с методической и технологической точек зрения является решение проблемы формирования и идентификации данных о социально-экономическом развитии, включая показатели в составе ГИС и ГИР, а также метаданных и данных альтернативных источников (социальных сетей, сети интернет, контрольно-кассовых аппаратов, автоматических сканирующих устройств, средств распознавания образов, искусственного интеллекта и т.д.).
Для отработки методологии и технологий, обеспечивающих повышение качества и связанности данных, Правительство РФ намеревалось до 31 марта 2020 г. осуществить масштабный эксперимент межведомственного электронного взаимодействия и утвердило соответствующий порядок его проведения16. В случае успеха эксперимента, предпосылки для которого связаны со сменой Правительства РФ, можно будет сделать вывод о том, что удалось устранить риск несовместимости больших данных, используемых в разрабатываемых и действующих автоматизированных системах при оказании государственных и муниципальных услуг, прежде всего для обеспечения реализации уже в 2020 г. мер, предусмотренных национальными проектами и январским посланием Президента РФ.
При этом в качестве первичных источников информации будут использоваться электронные документы Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния, регистров, реестров, классификаторов и других документов ФНС России, МВД России, Минобороны России, Пенсионного фонда Российской Федерации, Банка России и других государственных и муниципальных органов, наделенных соответствующими полномочиями
16 Положение о проведении эксперимента по повышению качества и связанности данных, содержащихся в государственных информационных ресурсах, утвержденное постановлением Правительства РФ от 03.06.2019 № 710. URL: http://overnment.ru/docs/38654.
формирования и внесения изменений в первичные документы, содержащие персональные данные.
Особенно высокая эффективность цифровой трансформации достигается в сфере финансов и бухгалтерского учета при использовании технологий «цифрового договора» и «цифровых документов-оснований» [8, 9].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Накопившиеся в последнее десятилетие проблемы требуют корректировки государственной политики в сфере цифровизации, прежде всего на основе принятой долгосрочной Стратегии развития информационного общества на период до 2030 г. и реального перехода к системе стратегического планирования.
В среднесрочной перспективе до 2024 г. в соответствии с майским 2018 г. указом Президента РФ переход экономики и социальной сферы на качественно новый уровень должен быть осуществлен на основе реализации системы национальных проектов, которая невозможна без цифровой трансформации соответствующих отраслей и сфер деятельности.
В сфере цифровой трансформации все большую роль должны играть большие данные как основа формирования различных ГИР и ГИС, создаваемых прежде всего для систем роботизации и цифровизации производства, искусственного интеллекта, социального развития, оказания органами государственного и муниципального управления высокотехнологичных услуг в режиме реального времени.
Проблеме больших данных, несмотря на ее обсуждение с участием России на саммите С20 (июнь 2019 г., Осака, Япония), не уделяется должного внимания. В связи с этим представляется необходимым в рамках национальной программы «Цифровая экономика» реализовать специальный федеральный проект «Информационные ресурсы и информационные системы цифровой экономики», в составе которого предусмотреть формирование и использование больших данных как единой информационной основы функционирующих и создаваемых ГИР и ГИС.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Аганбегян А. Г. О целевой направленности региональной стратегии социально-экономического развития // Экономические стратегии.- 2019.- Т. 166.- № 8.- С. 6-15.- ISSN 1680-094X.- DOI: 10.33917/ es-8.166.2019.6-15
2. Френкель А. А., Тихомиров Б. И., Волкова Н. Н., Сурков А. А. Оценка влияния реального сектора и непроизводственных сфер на динамику индекса деловой активности // Финансы: теория и практика. — 2019.- Т. 23.— № 2.- С. 117-133.- ISSN 2587-5671.- DOI: 10.26794/2587-5671-2019-23-2-117-133
3. Gupta S., Wilton P. Combination of economic forecasts: An odds-matrix approach. Journal of Business and Economic Statistics. 1988;6(3):373-379. DOI: 10.2307/1391889
4. Смотрицкая И. И., Черных С. И. Современные тенденции цифровой трансформации государственного управления // Вестник Института экономики РАН. — 2018. — № 5.- С. 22-36.- ISSN 2073-6487 - DOI: 10.24411/2073-6487-2018-00002
5. Тихомиров Б. И., Френкель А. А. О единой социально-экономической политике и стратегическом планировании // Экономическая политика.— 2017. — № 4.- С. 198-233. - ISSN 1994-5124.- DOI: 10.18288/1994-5124-2017-4-04
6. Френкель А. А., Сергиенко Я. В., Сурков А. А., Тихомиров Б. И. Социально-экономическое развитие России в 2019 г.: угроза рецессии сохраняется // Экономические стратегии. — 2019.— № 8.- С. 38-43.-ISSN 1680-094X.- DOI: 10.33917/es-8.166.2019.6-15
7. Тихомиров Б. И. Цифровизация социально-экономического развития: тернистый путь к новому качеству информационного общества // Экономика. Налоги. Право. — 2019. Т. 12.— № 4.- С. 20-28.— ISSN 1999-849X.- DOI: 10.26794/1999-849X-2019-12-4-20-28
8. Агеев А. И., Радина В. А. Методика цифровой экономики в части управления и контрольной деятельности в реальном секторе экономики // Экономические стратегии. — 2019.— № 3.- С. 44-56.- ISSN 1680-094X.- DOI: 10.33917/es-3.161.2019.44-56
9. Агеев А. И., Радина В. А. Кодирование показателей хозяйственной деятельности как ключевой фактор цифровой экономики // Экономические стратегии. — 2019.— № 8.- С. 38-43.- ISSN 1680-094X.- DOI: 10.33917/es-8.166.2019.102-109
REFERENCE
1. Aganbegyan A. G. On the target orientation of the regional strategy for socio-economic development. Ekonomicheskie strategii = Economic strategy. 2019;166(8):6-15. (In Russ.). DOI: 10.33917/ es-8.166.2019.6-15
2. Frenkel' A.A., Tikhomirov B. I., Volkova N. N., Surkov A. A. Evaluation of the impact of the real sector and non-production areas on the dynamics of the business activity index. Finansy: teoriya i praktika = Finance: theory and practice. 2019;23(2):117-133. (In Russ.). DOI: 10.26794/2587-5671-2019-23-2-117-133
3. Gupta S., Wilton P. Combination of economic forecasts: An odds-matrix approach. Journal of Business and Economic Statistics. 1988;6(3):373-379. DOI: 10.2307/1391889
4. Smotrickaya I. I., CHernyh S. I. Modern trends in digital transformation of public administration. Vestnik Instituta ekonomiki RAN = Bulletin of the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences. 2018;(5):22-36. (In Russ.). DOI: 10.24411/2073-6487-2018-00002
5. Tikhomirov B. I., Frenkel' A. A. On a single socio-economic policy and strategic planning. Ekonomicheskaya politika = Economic policy. 2017;(4):198-233. (In Russ.). DOI: 10.18288/1994-5124-2017-4-04
6. Frenkel' A.A., Sergienko YA.V., Surkov A. A., Tikhomirov B. I. Socio-economic development of Russia in 2019: the threat of recession remains. Ekonomicheskie strategii. = Economic strategy 2019;8:38-43. (In Russ.). DOI: 10.33917/es-8.166.2019.6-15
7. Tikhomirov B. I. Digitalization of socio-economic development: the thorny path to a new quality of the information society. Ekonomika. Nalogi. Pravo. = Economics, taxes & law. 2019;4(12):20-28. (In Russ.). DOI: 10.26794/1999-849X-2019-12-4-20-28
8. Ageev A. I., Radina V. A. The digital economy methodology in terms of management and control in the real sector of the economy. Ekonomicheskie strategii = Economic strategy. 2019;(3):44-56. (In Russ.). DOI: 10.33917/es-3.161.2019.44-56
9. Ageev A. I., Radina V. A. Coding of business indicators as a key factor in the digital economy. Ekonomicheskie strategii = Economic strategy. (In Russ.). 2019;8:38-43. DOI: 10.33917/ es-8.166.2019.102-109
112
Б. И. Тихомиров
Приложение
ПЕРЕЧЕНЬ масштабных проектов информатизации, содержащих большие данные (фрагмент) / LIST large-scale informatization projects containing big data (fragment)
Федеральная государственная информационная система (далее — ФГИС) «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»;
Национальная система управления данными;
ГИС «Цифровая аналитическая платформа предоставления статистических данных»; ГИС управления общественными финансами «Электронный бюджет»;
Государственная информационно-аналитическая система (далее — ГИАС) контрольно-счетных органов РФ; Федеральная информационная адресная система; ГИС промышленности;
Государственная автоматизированная информационная система (далее — АИС) «ЭРА-ГЛОНАСС»; Система отраслевого регулирования использования киберфизических систем, включая «Интернет вещей»; Федеральная контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг; АИС ФНС России;
Единая вертикально интегрированная Государственная автоматизированная система (далее — ГАС) «Управление»;
ГАС «Правовая статистика»;
ГИС пространственного планирования;
ФГИС ведения Единого государственного реестра недвижимости; Единая АИС таможенных органов;
Система обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112»; Единая система идентификации и аутентификации; Единая ГИС социального обеспечения; ГАС «Выборы»;
Единая ГАС «Законотворчество»; ГИАС «Правосудие»;
Государственная система изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения;
ФГИС «Федеральный портал государственной службы и управленческих кадров»; Единая информационная интегрированная система Евразийского экономического союза; Комплексная информационная система мониторинга состояния окружающей среды на территории Российской Федерации;
Единая система маркировки товаров средствами идентификации;
Единая государственная автоматизированная информационная система учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Борис Иванович Тихомиров — кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Центра макроэкономического анализа и прогнозирования Института экономика РАН, Москва, Россия [email protected]
ABOUTTHE AUTHOR
Boris I. Tikhomirov — Cand. Sci. (Econ.), Leading Researcher, Center for Macroeconomic Analysis and Forecasting,
Institute of Economics, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia
Статья поступила 20.01.2020; принята к публикации 25.03.2020. Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи. The article was received20.01.2020; accepted for publication 25.03.2020. The author read and approved the final version of the manuscript