2019.01.028. И.Ю. ЖИЛИНА. ПЕРСПЕКТИВЫ ЦИФРОВИЗА-ЦИИ ЭКОНОМИКИ КИТАЯ. (Обзор).
Ключевые слова: Китай; экономика; цифровизация; инновации.
В последние годы в научной и публицистической литературе активно обсуждается проблема превращения Китая в мирового цифрового лидера. При этом одни западные экономисты положительно оценивают усилия страны, направленные на развитие конкуренции, инноваций и цифровизации (9). Другие озабочены тем, что Китай, «перепрыгнув» этап технологического развития, догоняет США в критичных для будущего областях (3). Они считают, что принятая в 2015 г. программа обновления промышленных мощностей Китая «Сделано в Китае 2025» является доказательством стремления потеснить США в стратегических высокотехнологичных отраслях, например в робототехнике, и что Китай собирается использовать свою технологическую мощь, чтобы навязать миру новые правила, отличные от тех, соблюдения которых добивается Запад (12).
Ряд экспертов сомневаются в возможности выхода страны на лидирующие технологические позиции, ссылаясь на то, что достижения Китая до сих пор связаны в основном с адаптацией западных технологий, а иногда и с присвоением чужой интеллектуальной собственности (ИС). Тенденции к усилению концентрации власти и контроля в руках центрального правительства (в противовес частному сектору), по их мнению, могут затормозить движение страны вперед в период перехода мировой экономики к новому этапу развития (10). Следует отметить, что по мере развития рынка и китайские власти, и частный сектор стали уделять больше внимания оздоровлению цифрового развития страны. Так, в 2014 г. в нескольких крупных городах были созданы суды по вопросам ИС. Кроме того, лидирующие компании, акции которых с недавних пор котируются на национальной и зарубежных фондовых биржах, стремятся соблюдать права ИС (4, с. 30-31).
В то же время западный бизнес рассматривает Китай как цифровую лабораторию, в которой можно протестировать китайские бизнес-модели, а затем адаптировать их к западному рынку и западной культуре (5; 8).
Вместе с тем некоторые китайские экономисты, видящие ситуацию изнутри, подходят к ее оценке весьма прагматично. Так, декан Школы экономики Фуданьского университета (Шанхай) Чжан Цзюнь отмечает, что в последние 20 лет технический прогресс в Китае развивается высокими темпами, что объясняется масштабными инвестициями в НИР, которые в 2017 г. достигли примерно 2,2% ВВП. Но дистанция, отделяющая его от передовых технологически рубежей, намного больше, чем многие думают. Китай, вероятно, отстает на 15-20 лет от Японии и Южной Кореи по уровню развития НИР, а в сфере высокотехнологичного производстве отставание еще значительнее. Хотя Китай может ускорить прогресс, привлекая креативные таланты и активнее стимулируя долгосрочные исследования, реальных способов сократить путь постепенного перехода от обучения к инновациям не существует (12).
Тем не менее научное сообщество признает, что в настоящее время в области цифровых технологий, ориентированных на потребителя (четвертый тип инноваций по классификации McKinsey Global Institut (MGI))1, Китай является мировым лидером.
В 2016 г. на Китай приходилось 42,4% оборота мировой электронной торговли (е-торговля) против менее 1% в 2005 г., тогда как на США - 24,1% (4, с. 2). В том же году Китай занимал первое место в мире по объему инвестиций венчурного капитала в цифровые финансовые технологии (7158 млн долл. против 5437 млн в США); второе (после США) - в носимые устройства (992 млн долл.), технологии виртуальной реальности (1312), образовательные технологии (681), автономные транспортные средства (357), трехмерную печать (221), робототехнику и дроны (227); третье (после США и Великобритании) - в большие данные (942) и искусственный интеллект (ИИ) (900 млн долл.) (4, с. 19). Более трети (34%) из 262 мировых стартапов стоимостью более 1 млрд долл. (так называемых единорогов) - китайские компании, на которые приходится 43% общего объема стоимости компаний этого типа (4, с. 18).
1 Потребительские (или маркетинговые) инновации позволяют быстро приспосабливаться к предпочтениям потребителей за счет эффективного взаимодействия бизнеса с потребителем и наукой. Как правило, это отрасли сферы услуг и производства товаров потребления (2, с. 11).
В 2018 г. Boston Consulting Group (BCG) впервые включила в список 50 наиболее инновационных мировых компаний две китайские фирмы - Alibaba (10-е место) и Tencent (14-е место), занимающих прочные позиции на рынке технологий ИИ (6), объем которого в Китае в 2017 г. достиг 3,5 млрд долл. при ожидаемых темпах роста в 2018 г. в 75% (11).
По оценке MGI, ускоренная цифровизация китайской экономики определяется следующими факторами. Во-первых, Китай обладает большим и молодым интернет-рынком, обеспечивающим быструю и масштабную коммерциализацию цифровых бизнесмоделей. В 2016 г. в Китае насчитывалось 731 млн интернет-пользователей (больше, чем в ЕС и США, вместе взятых), включая 695 млн мобильных пользователей (95% всех интернет-пользователей) по сравнению с 343 млн в ЕС (79%) и 262 млн в США (91%) (4, с. 21).
Во-вторых, мобильный интернет является неотъемлемой частью повседневной жизни китайских интернет-пользователей. В настоящее времени каждый пятый из них пользуется исключительно мобильным Интернетом, тогда как в США - только 5%. Доля мобильной е-торговли в Китае составляет порядка 70% против 30% в США, а доля интернет-пользователей, осуществляющих мобильные платежи, - 68% против 15% в США (4, с. 22). Платежные системы Alipay и WeChat компаний Alibaba и Tencent разработали «суперприложения» (superapps), дающие потребителям возможность пользоваться интернет-магазинами, предоставляющими самые разнообразные услуги в области образования, здравоохранения, информации, развлечений, электронной торговли и социального взаимодействия.
В-третьих, тройка китайских интернет-гигантов - Baidu, Alibaba и Tencent (BAT) - создали в стране мощную цифровую экосистему, которая продолжает развиваться. Этому способствовала возможность закупать информационное оборудование по низким ценам у местных производителей (4, с. 30). Перейдя от копирования западных инноваций к разработке сложных бизнесмоделей (например, фримиум-модел1 китайского е-ритейлера
1Фримиум-модель (freemium model) - бизнес-модель, отличительной особенностью которой является сосуществование бесплатной версии продукта и его полнофункциональной платной версии. - Прим. авт.
Taobao) и созданию барьеров для защиты своего бизнеса с помощью комплексных приложений, тестируя на местном онлайн-рынке цифровые продукты, которые затем предлагаются другим рынкам, в частности таким крупным формирующимся рынкам, как Индонезия и Малайзия, BAT смогли потеснить многие неэффективные, фрагментированные и низкокачественные оффлановые рынки. Они продолжают инвестировать в цифровую экосистему Китая и в формирующийся класс активных предпринимателей, которые все больше определяют ее конфигурацию. BAT совместно финансируют 30% ведущих стартапов Китая, таких как Didi Chuxing (50 млрд долл.), Meituan-Dianping (30 млрд долл.) и JD.com (56 млрд долл.) (7).
Подъему BAT, услугами которых в настоящее время ежемесячно пользуется 500-900 млн человек (4, с. 144), способствовало запаздывание государственного регулирования платежных онлайн-систем. Так, ограничение сумм онлайновых денежных переводов было введено регулирующими органами спустя 11 лет после того, как Alipay предложил эту услугу пользователям. В результате в настоящее время Китай занимает ведущие позиции в сфере мобильных платежей, предоставляя китайским пользователям мобильных телефонов возможность проводить трансакции практически без каких-либо сборов. По мнению экспертов, китайская инфраструктура мобильных платежей, уже обрабатывающая больше трансакций, чем американский рынок мобильных платежей третьим лицам, станет платформой для многих новых инноваций (7).
Характерной особенностью китайских цифровых рынков является тенденция к сочетанию деятельности в режимах онлайн и оффлайн - O2O (online to offline, offline to online). Система торговли O2O, включающая онлайн-спрос на услуги, повседневные торговые сайты, систему заказа товара через интернет-сайт компании с последующим его получением в одном из физических магазинов (click-and-collect) и услуги традиционного офлайн-ритейла, является одной из форм омниканальной торговли. Кроме того, в Китае система O2O включает предоставление таких услуг, как химчистка, поиск попутчиков, стрижка на дому и доставка свежих продуктов. По некоторым данным, О2O-продажи услуг в Китае (включая медицинские услуги и доставку обедов) в 2015 г. выросли на 38% (до 51 млрд долл.). Ожидается, что в 2018 г. их объем составит
94 млрд долл. Система O2O дает возможность потребителям и розничным компаниям максимизировать свой торговый потенциал за счет использования покупок по сценариям (scenario-based shopping), облегчающих плавный переход от повседневных сценариев (daily life scenarios) к ритейлу, основанному на учете спроса (4, с. 66).
Более 200 O2O-платформ, действующих в сфере грузоперевозок, соединяют логистические компании со стоянками грузовиков, в реальном времени информируют зарегистрированных клиентов о наличии грузов, устанавливают связь между грузоотправителями, агентами и водителями грузовиков, помогают решать вопросы, связанные с оплатой услуг (4, с. 114).
Крупнейшая страховая компания Китая Ping An Group, предлагающая клиентам различные финансовые услуги, включая страхование жизни, с помощью мобильного приложения Ping An Good Doctor предоставляет своим клиентам также возможность найти нужного врача или клинику, купить лекарства и связаться с медицинскими страховщиками на O2O-платформе компании. По данным самой компании, степень удовлетворенности клиентов этим сервисом составляет 98% (4, с. 97).
Цифровизация физического мира позволяет предприятиям идентифицировать человека, определить его местонахождение и использовать эти данные для развития онлайн-опыта. Для этого китайские офлайн-магазины, работающие на принципе O2O, постепенно оснащаются датчиками, позволяющими идентифицировать клиентов и предсказывать их поведение с той же легкостью, с какой это делают сайты онлайн-продаж (7).
Однако стоит отметить, что, несмотря на масштабную циф-ровизацию потребительского сектора, уровень цифровизации китайской экономики в целом значительно ниже, чем в США, хотя разрыв между этими странами быстро сокращается: если в 2013 г. цифровизация американской экономики была в 4,9 раза выше китайской, то в 2016 г. - лишь в 3,7 раза.
MGI разделяет сектора китайской экономики со сходным уровнем цифровизации на пять групп. В первую группу с наиболее высоким уровнем цифровизации входят, как и в других странах, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), средства массовой информации и финансы. Работающие в ИКТ и финансо-
вой сфере компании направляют значительные инвестиции на развитие цифровых инфраструктур, динамика цифровых массмедиа, в частности цифрового телевидения в сельской местности, обусловлена поддержкой государства. Как и в других странах, самой отстающей в плане цифровизации является пятая группа, включающая сектор недвижимости, сельское хозяйство, местные услуги и строительство. Тем не менее небольшие местные компании (например, рестораны) активно пользуются цифровыми платформами.
Сектора, ориентированные на потребителя (вторая группа -развлечения и отдых, розничная торговля), и сектора, поддерживаемые правительством (третья группа - энергоснабжение, здравоохранение, образование), относительно более цифровизованы по сравнению с другими секторами в сравнении с аналогичными секторами США и Европы. Китайские потребители активно пользуются цифровыми технологиями, а обслуживающие их отрасли инвестируют в цифровые активы и технологии. Например, в сфере развлечений в 2016 г. более половины билетов на различные мероприятия было продано через цифровые каналы. Доля ритейлеров, использующих онлайн-продажи, увеличилась с 25% в 2014 г. до 45% в 2016 г. За счет масштабных инвестиций в поддерживаемые правительством сектора, в частности в систему энергоснабжения, Китай превратился в крупнейший рынок «умных электросетей» (smart grids). В 2015 г. 310 млн китайских домохозяйств пользовались «умными счетчиками». Расходы на внедрение IT-решений в медицину выросли с 2,3 млрд долл. в 2011 г. до 34 млрд долл. в 2016 г.; 87% начальных и средних школ имеют доступ в Интернет. В настоящее время образовательными онлайн-платформами в Китае ежемесячно пользуются 170 млн детей, 95 млн человек, изучающих иностранный язык, и 45 млн человек, получающих профессиональное образование.
В четвертой группе, включающей такие сектора, как разработка перспективных технологий, нефтяная и газовая промышленность, химическая и фармацевтическая промышленность и производство прочих базовых продуктов, доля расходов на цифро-визацию в общих инвестициях относительно невелика. Вместе с тем в этих отраслях добывающие и перерабатывающие компании должны тесно сотрудничать между собой, поэтому цепочки снабжения постепенно цифровизуются.
Аналитики MGI пришли к выводу, что в США и Европе компании наиболее цифровизированных секторов более прибыльны. В США показатели средней нормы прибыли (average profit margins) в таких секторах выросли за последние 20 лет в 2-3 раза по сравнению с менее цифровизованными секторами. Подобная тенденция наблюдается и в Китае: сектора с высокой цифровиза-цией демонстрируют более быстрый рост производительности по сравнению с остальными (4, с. 3-5).
В целом китайская экономика имеет высокий потенциал для дальнейшего развития цифровизации, и ее следующая фаза связана с более активным внедрением цифровых технологий во все сектора, что приведет к изменению структуры цепочек создания стоимости и росту производительности.
Эксперты MGI прогнозируют, что к 2030 г. за счет таких эффектов цифровизации, как дезинтермедиация (т.е. исключение посредников), дезагрегация (разделение процессов на составные элементы) и дематериализация (переход от физической к электронной форме), только в четырех отраслях экономики (розничная торговля, автономный транспорт, здравоохранение, грузоперевозки и логистика) будет перераспеределена или создана стоимость, эквивалентная 10-45% доходов указанных отраслей. Кроме того, компании могут использовать цифровые рычаги для повышения производительности, что позволит добавить еще 3-14% доходов (4, с. 54).
Этот процесс будет сопровождаться перемещением доходов от старых бизнес-моделей к новым, от одних частей цепочек стоимости к другим, что означает для крупных традиционных компаний потерю существенной доли доходов, возможностей для создания новых продуктов и услуг. В наибольшей степени это коснется предприятий, действующих в уязвимых областях цепочек стоимости и отраслях, медленно реагирующих на изменения в силу организационной инерции. Тем не менее они смогут активно использовать цифровизацию и включиться в новую конкуренцию (4, с. 6). Масштабное «созидательное разрушение» ликвидирует неэффективные процессы и повысит конкурентоспособность Китая на мировых рынках.
За последние годы правительство Китая предприняло ряд инициатив, направленных на развитие предпринимательства и ин-
новаций. Власти радикально ускорили процесс создания новых компаний, построили множество школ, облегчили условия въезда иностранных экспертов для работы над новыми проектами в бизнес-секторе (9). В рамках Программы массового предпринимательства и поддержки инноваций, проводимой Государственным советом КНР (Госсовет), было создано более 8 тыс. инкубаторов и бизнес-акселераторов предприятий.
В соответствии с правительственной программой «Guiding Fund» венчурным инвесторам и частным акционерным группам было выделено 27,4 млрд долл. Власти планируют инвестировать 180 млн долл. в создание в течение семи лет сети 5G и стимулируют разработку квантовых технологий.
Госсовет также принял ряд документов, касающихся развития ИИ. В стране активно идет процесс накопления данных. По мере распространения технической культуры (ноу-хау) китайские предприятия смогут воспользоваться не только размером национального рынка, но и объемом накопленных данных, являющихся основным элементом развития ИИ. По прогнозам, в будущем стоимость индустрии ИИ превысит 147 млрд долл., что в результате выведет Китай к 2030 г. на лидирующие позиции в этой области (11).
Реализация этих амбициозных планов неизбежно приведет к ликвидации рабочих мест в офисах, на сборочных производствах и в некоторых других областях. По оценкам MGI, эти процессы могут затронуть миллионы китайцев, поэтому облегчение процесса переобучения является главным вызовом для китайского правительства. Кроме того, оно должно позаботиться о том, чтобы основные акторы цифровой экономики не стали монополистами. В противном случае они задушат инновации (7).
В целом, учитывая масштабы Китая и качество его математического, научного и инженерного образования, рано или поздно он неизбежно станет одним из крупнейших мировых технологических гигантов. Тем не менее для ускорения этого процесса китайскому руководству следует переосмыслить суть своих законов и программ, взвесить все «за» и «против» свободного доступа к информации, уделить должное внимание защите ИС и учитывать роль транснациональных корпораций в возникновении и росте инноваций (1).
Список литературы
1. Гупта А., Ванг Х. Китайский путь: Как помогать и вредить инновациям одновременно // Harvard Business Review. - М., 2017. - 17.01. - Режим доступа: https://hbr-russia.ru/innovatsii/upravlenie-innovatsiyami/p18599
2. Ковалев М.М., Ван Син. Китай в XXI веке - мировая инновационная держава. -Минск: Изд. центр БГУ, 2017. - 239 с.
3. Couturier B. La Chine va-t-elle sauter une etape? // France culture. - 2018. - 28.08. -Mode of access: https://www.franceculture.fr/emissions/le-tour-du-monde-des-idees/le-tour-du-monde-des-idees-du-mardi-28-aout-2018
4. Digital China: Powering the economy to global competitiveness / McKinsey global institute. - 2017. - 176 p. - Mode of access: https://www.mckinsey.com/~/media/ McKinsey/Global%20Themes/China/Digital%20China%20Powering%20the%20ec onomy%20to%20global%20competitiveness/MGI-Digital-China-Report-Decem ber-20-2017.ashx
5. Honegger H. La Chine comme laboratoire numerique // Swisscom. - 2018. - 13.07. -Mode of access: https://www.swisscom.ch/fr/business/enterprise/themen/digital-business/chine-laboratoire-numerique.html
6. Innovation: Les chinois Alibaba & Tencent a l'assaut du Top 50 // Les numeriques. -2018. - 17.01. - Mode of access: https://www.lesnumeriques.com/vie-du-net/inno vation-chinois-alibaba-tencent-a-assaut-top-50-n70537.html
7. Kai-Fu Lee, Woetzel J. Китай - цифровой Гигант // Project syndicate. - 2017. -04.12. - Mode of access: https://www.project-syndicate.org/commentary/china-digital-age-innovation-by-kai-fu-lee-and-jonathan-woetzel-2017-12/french
8. Leclerc M. La Chine, laboratoire de la revolution d’Auchan // LSA. - Antony, 2018. - N 2503. - Mode of access: https://www.lsa-conso.fr/la-chine-laboratoirede-la-revolution-d-auchan,286096
9. Phelps E.S. Superara China el nivel de innovacion de Occidente? // Project syndicate. - 2018. - 05.03. - Mode of access: https://www.project-syndicate.org/ commentary/china-innovation-competition-policies-by-edmund-s--phelps-2018-03/ spanish?barrier=accesspaylog
10. Rogoff K. La Chine va-t-elle devenir la puissance economique dominante? // Project syndicate. - 2018. - 02.04. - Mode of access: https://www.project-syndicate.org/commentary/china-huge-population-may-hinder-growth-by-kenneth-rogoff-2018-04/french
11. Xi Jinping met en avant le travail d’equipe dans le secteur de l’economie numerique // French.china.org.cn. - 2018. - 24.08. - Mode of access: http://french.china.org.cn/ business/txt/2018-08/24/content_60014217.htm
12. Zhang Jun. Las ideas ilusorias de Occidente sobre la innovacion tecnologica en China // Project syndicate. - 2018. - 30.07. - Mode of access: https://www.project-syndicate.org/commentary/myth-of-chinese-innovation-capacity-by-zhang-jun-2018-07/spanish?barrier=accesspaylog