Научная статья на тему '2019.02.012. И.Ю. ЖИЛИНА. ПОСЛЕДСТВИЯ ПРОТЕКЦИОНИСТСКОЙ ПОЛИТИКИ Д. ТРАМПА ДЛЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ, США И КИТАЯ. (Обзор)'

2019.02.012. И.Ю. ЖИЛИНА. ПОСЛЕДСТВИЯ ПРОТЕКЦИОНИСТСКОЙ ПОЛИТИКИ Д. ТРАМПА ДЛЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ, США И КИТАЯ. (Обзор) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
445
263
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
США / Д. Трамп / таможенные пошлины / Китай / мировая экономика / международная торговля
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2019.02.012. И.Ю. ЖИЛИНА. ПОСЛЕДСТВИЯ ПРОТЕКЦИОНИСТСКОЙ ПОЛИТИКИ Д. ТРАМПА ДЛЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ, США И КИТАЯ. (Обзор)»

- выработка новых макропруденциальных средств контроля для устранения уязвимостей за пределами банковского сектора, например мер, направленных на повышение стандартов размещения ценных бумаг небанковскими кредитными институтами;

- увеличение и поддержание на определенном уровне резервов инвалюты в РС, а также рациональное их использование;

- оперативное реагирование регуляторов и надзорных органов на новые угрозы, включая киберриски, и осуществление высокотехнологичных инноваций (3, с. 2).

Для сохранения глобальной финансовой стабильности и стимулирования устойчивого экономического роста большое значение имеет международная кооперация.

Список литературы

1. Roundtable: The west's decade of despair // Project syndicate. - 2018. - 28.09. -Mode of access: https://www.project-syndicate.org/onpoint/roundtable-the-west-s-decade-of-despair-2018-09?utm_source=Project+Syndicate+Newsletter&utm_cam paign=4b4b9846c6-op_newsletter_2018_28_09&utm_medium=email&utm_term=0 _73 bad5 b7 d8-4 b4 b9846 c6-104369081&mc_cid=4 b4 b9846 c6&mc_eid=ea4 d083148

2. Ten years after the financial crisis. The patient is in remission, not cured // The Economist. - 2018. - 02.08. - Mode of access: https://www.economist.com/books-and-arts/2018/08/02/ten-years-after-the-financial-crisis

3. Adrian T. 10 years after financial crisis, the global economy is stronger but vulnerable // Eyewitness news. - 2018. - 10.11. - Mode of access: https://ewn.co.za/2018/ 10/11/10-years-after-financial-crisis-the-global-economy-is-stronger-but-vulnerable

МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ

2019.02.012. И.Ю. ЖИЛИНА. ПОСЛЕДСТВИЯ ПРОТЕКЦИОНИСТСКОЙ ПОЛИТИКИ Д. ТРАМПА ДЛЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ, США И КИТАЯ. (Обзор).

Ключевые слова: США; Д. Трамп; таможенные пошлины; Китай; мировая экономика; международная торговля.

В обзоре представлены оценки последствий протекционистской политики Д. Трампа для мировой экономики в целом, а также для США и Китая, Центра прогнозных исследований и международной информации (Centre d'études prospectives et d'informations

internationales, CEPII), МВФ и Европейского центрального банка (ЕЦБ).

Активное использование Д. Трампом протекционистских мер привело к напряженности и неопределенности в международной торговле. Выступая в Университете Гонконга в апреле 2018 г., директор-распорядитель МВФ К. Лагард отмечала, что правительствам необходимо избегать протекционизма во всех его формах. К. Лагард подчеркнула, что двусторонние торговые дисбалансы отражают разделение труда между экономиками, и лучшим способом их устранения являются меры, воздействующие на экономику в целом, в частности налогово-бюджетные инструменты или структурные реформы, но отнюдь не введение тарифов (4).

США и раньше часто прибегали к антидемпинговым и компенсационным пошлинам, которые, однако, касались не государств, а отдельных предприятий стран-экспортеров, что не противоречит международным соглашениям. Иначе обстоит дело с введением Д. Трампом дополнительных ввозных пошлин на импорт стали (25%) и алюминия (10%), а также дополнительных тарифов на 1300 китайских товаров. Президент США аргументировал свое решение защитой национальной безопасности. В принципе использование защитных мер по соображениям национальной безопасности предусмотрено ст. XXI ГАТТ, но обычно, чтобы исключить влияние политических мотивов на урегулирование торговых споров, она не применяется в мирное время и при отсутствии эмбарго (1, р. 1). Кроме того, вводимые Д. Трампом протекционистские меры беспрецедентны по масштабам.

Первоначально увеличение ввозных пошлин на сталь и алюминий для широкого круга стран затрагивало около 50 млрд долл. американского импорта, но после освобождении от них Австралии, Южной Кореи, Аргентины, Бразилии, Канады, Мексики и ЕС объем облагаемого импорта сократился до 18 млрд долл. Дополнительные таможенные тарифы на китайские товары коснулись более 50 млрд долл. импорта из Китая (10% американского импорта из этой страны) (1, р. 2). В последующие месяцы между США и их торговыми партнерами последовала серия обменов защитными мерами и контрмерами, которые затрагивали все большую номенклатуру товаров. Таким образом, процесс, начинавшийся как торговая

стычка, перерос в полномасштабную торговую войну США с Китаем (6).

Первые оценки последствий торговой политики Д. Трампа, сделанные сотрудниками Центра прогнозных исследований и международной информации «по горячим следам» (опубликованы в мае 2018 г.), касались влияния ввозных пошлин на сталь и алюминий на промышленное производство в США. Расчеты показали, что в краткосрочном плане эти пошлины, в том числе на промежуточные продукты, косвенно затрагивающие национальное производство США, могут привести к повышению производственных расходов американской обрабатывающей промышленности в среднем на 0,5%, металлургии - до 3%. Антикитайские меры увеличат производственные расходы на 0,17% в обрабатывающей промышленности и на 0,45% в промышленности по производству машин и оборудования (1, р. 2).

Однако эти показатели не учитывают влияние повышения цен на аналогичные товары других, в том числе местных, производителей, защищенных от конкуренции, что в конечном итоге в сочетании с дополнительными производственными затратами приведет к росту потребительских цен. Тем не менее сотрудники CEPII полагают, что в целом принятые Трампом меры окажут ограниченное влияние на издержки промышленности и цены в США. При этом ввозные пошлины на сталь и алюминий, затрагивающие промежуточные продукты, в основном повлияют на производственные издержки, тогда как антикитайские меры отразятся главным образом на потребительских ценах.

В более долгосрочной перспективе меры по защите торговли снижают производственную эффективность, препятствуя специализации экономик в соответствии с конкурентными преимуществами, повышают стоимость ресурсов и препятствуют конкуренции, а также снижают покупательную способность населения в результате повышения цен импортируемой продукции и сокращения ее ассортимента.

Оценка этих эффектов показала, что при введении ввозных пошлин на сталь и алюминий для всех экспортеров в первую очередь пострадает ЕС: его экспорт стали в США снизится на 47% (3,4 млрд долл.). Напротив, если ЕС останется в списке освобожденных стран, его экспорт вырастет на 11% (800 млн долл.). Китай-

ский экспорт стали в США сократится на 1,2 млрд долл. при отсутствии исключений и на 1,5 млрд долл. (-58%) при их сохранении.

Однако эксперты СЕР11 пришли к выводу, что повышение тарифов на сталь и алюминий практически не повлияет на американскую экономику: при росте производства стали и алюминия в США снизится производство в других секторах, но в конечном итоге объем производства в отраслях обрабатывающей промышленности не изменится. В то же время торговые санкции против Китая, а также ответные меры последнего будут иметь более серьезные последствия: американский экспорт в Китай сократится примерно на 25 млрд долл., а китайский экспорт в США - на 26 млрд долл., т.е. обе страны понесут практически равные потери (1, р. 3).

Но уже в июле 2018 г. в Справке, подготовленной экспертами МВФ к встрече министров финансов и руководителей Центральных банков 020, отмечалось, что дальнейшая эскалация напряженности в торговле может подорвать доверие и привести к значительным издержкам для мировой экономики.

Экономисты МВФ представили четыре возможных сценария дальнейшего развития ситуации (во всех сценариях предполагается, что тарифы повышаются постоянно). Первый сценарий учитывает уже действующие американские тарифы на сталь и алюминий, на китайский импорт в размере 50 млрд долл. и ответные меры Китая и других торговых партнеров США. Во втором сценарии добавляется 10%-ный тариф на импорт США из Китая на сумму 200 млрд долл. и эквивалентные ответные меры. В третьем сценарии учитывается и 25%-ное увеличение тарифов на американский импорт транспортных средств и ответные меры со стороны всех затронутых регионов, эквивалентные объему экспорта США. Четвертый сценарий включает временный глобальный удар по доверию, выражающийся в увеличении премий за риск, снижающих инвестиции в производство.

Хотя масштабы шока могут быть разными, предполагается, что в странах с развитой экономикой премия за риск увеличится на 30 п.п. по сравнению с базовым уровнем, что вызовет снижение уровня инвестиций на 1% при прочих равных условиях. В странах с развивающимися рынками шок будет в два раза сильнее, что связано, в частности, с их более высокой финансовой уязвимостью.

Предполагается, что эффект шока достигнет максимума через два года и исчезнет в среднесрочной перспективе (3, р. 15).

При реализации третьего сценария уровень глобального ВВП снизится примерно на 0,4% в первый год и примерно на 0,5% - во второй по сравнению с базовым уровнем. Сами тарифы окажут меньшее влияние на мировой ВВП: максимальные потери составят около 0,1% по отношению к базовому уровню. В целом негативные последствия повышения тарифов гораздо существеннее для экономики США, чем для других стран. Основная причина - «веерная» природа эскалации взаимно применяемых тарифов: чем выше доля облагаемого пошлинами импорта США, тем большие потери они несут от ответных мер того же масштаба. В то же время другие регионы продолжат торговать между собой без дополнительных тарифов, что позволит переориентировать торговые потоки на другие направления.

Если эскалация напряженности в торговле приведет к шоку доверия, проиграют все регионы. Тем не менее США пострадают сильнее, чем другие страны и регионы: ВВП сократится примерно на 0,8% в первый год по отношению к базовому уровню. За Америкой последует развивающаяся Азия (падение ВВП примерно на 0,7% во втором году). В Латинской Америке и Японии пиковые потери составят около 0,6%, зона евро и остальной мир потеряют около 0,3% (3, р. 17).

Со своей стороны, экономисты (ЕЦБ) для выявления общего направления развития экономики в случае распространения тарифов проанализировали гипотетический сценарий, согласно которому США вводят ввозные пошлины в размере 10% на все конечные и промежуточные товары, а их торговые партнеры принимают ответные меры, увеличивая аналогичным образом тарифы на экспорт из США.

Этот сценарий также предполагает значительные негативные последствия для США: экономическая активность в стране снизится на 1,5% в первый год введения импортных пошлин, существенно ухудшится и чистая экспортная позиция США. Американские предприятия также будут меньше инвестировать и нанимать меньше персонала, что приведет к сокращению внутреннего спроса. Несмотря на постепенную адаптацию американской экономики к ситуации и замещение импорта национальными товарами, прямое

влияние более высоких тарифов на торговлю предполагает сокращение ВВП США на 1% к третьему году (2, р. 42).

В отличие от ситуации в США, в Китае влияние торговли на ВВП изначально будет положительным, хотя со временем уменьшится. Негативное влияние падения внутреннего потребления и инвестиций будет компенсировано улучшением чистой экспортной позиции страны: Китай может уравновесить сокращение экспорта в США, перенаправив его в третьи страны, где китайские экспортеры могут получить доли рынка, ранее принадлежавшие американским компаниям.

Предлагаемая модель также показывает, что за счет снижения доверия и роста неопределенности в первый год мировое промышленное производство сократится на 0,75%, ВВП США - на 0,7%, мировая торговля - на 0,75%. В целом это означает, что реальный рост экономики США снизится более чем на 2% по сравнению с базовым сценарием только в первый год, а мировая торговля сократится на 3%. В заключение экономисты ЕЦБ отмечают, что если о количественных показателях можно спорить, то качественные результаты однозначны: экономика, навязывающая тариф, провоцирующий ответные меры со стороны других стран, находится в явно худшем положении (2, р. 42).

Как известно, в ходе переговоров в рамках саммита 020 Си Цзиньпин и Д. Трамп договорились отсрочить введение дополнительных пошлин на товары двух стран минимум на 90 дней (Трамп согласился не повышать с января 2019 г. импортные пошлины на китайские товары на 200 млрд долл. с 10 до 25%), что позволит провести переговоры, касающиеся принудительной передачи технологий, защиты интеллектуальной собственности (ИС), нетарифных барьеров, кибератак и компьютерного мошенничества.

Оценивая перспективы разрешения торговых противоречий между США и Китаем, бывший премьер-министр Австралии К. Радд не исключает возможности заключения к марту 2019 г. соглашения о сокращении дефицита в двусторонней торговле. В эти же сроки может быть заключено соглашение о снижении пошлин, если Китай пообещает со временем их полностью обнулить и предложит американцам ответить взаимностью. Но этот процесс может затянуться и на год, если он будет строиться по принципу «пошлина за пошлиной». Радд считает, что сравнительно просто провести

реформу так называемого принудительного трансфера технологий, хотя положения реформы могут отличаться от интерпретации конкретных соглашений даже при отсутствии в них пунктов о трансфере технологий.

Проблемы могут возникнуть при решении вопроса о защите ИС. По-прежнему остается сложной ситуация с судебным контролем за нарушениями прав ИС. Один из возможных механизмов -передача урегулирования споров между китайскими и иностранными фирмами в специально созданные для рассмотрения дел, связанных с ИС, международные коммерческие арбитражные органы в Сингапуре или Швейцарии. В случае возражений со стороны Китая Радд предлагает создать международную коммерческую арбитражную систему в самом Китае с назначением квалифицированных иностранных специалистов в состав арбитров, чтобы завоевать международный авторитет (5). Чем на практике закончится торговое противостояние США и Китая, покажет только время.

Список литературы

1. Bellora С., Jean S., Santoni G. Un chiffrage de l'impact des measures de protection commercial de Donald Trump. - P.: CEPII, 2018. - 4 p. - (Lettre du CEPII; N 388). - Mode of access: http://www.cepii.fr/PDF_PUB/lettre/2018/let388.pdf

2. Dizioli A.Gl., Roye B. van. Encadrés: Implications macroéconomiques d'une montée du protectionnisme // Bulletin économique de la BCE. - 2018. - N 6. -P. 39-43. - Mode of access: https://publications.banque-france.fr/sites/default/files/ medias/documents/bulletin-economique-bce_2018-6_fr.pdf

3. G-20 Surveillance Note / International Monetary Fund. - 2018. - 18.07. - 19 p. -Mode of access: https://www.imf.org/external/np/g20/pdf/2018/071818.pdf

4. Lagarde Ch. Profiter de l'accalmie pour réparer la toiture: trois priorités pour l'économie mondiale. Discours à l'université de Hong Kong // FMI. - 2018. - 11.04. -Mode of access: https://www.imf.org/fr/News/Articles/2018/04/09/spring-meetings-curtain-raiser-speech

5. Rudd K. Prospects for US-China Relations in 2019 // Project syndicate. - 2018. -14.12. - Mode of access: https://www.project-syndicate.org/commentary/united-states-china-relations-in-2019-by-kevin-rudd-2018-12

6. Stiglitz J.E. L'Amérique risque de perdre sa guerre commerciale contre la Chine // Project syndicate. - 2018. - 30.07. - Mode of access: https://www.project-syndicate. org/commentary/trump-loses-trade-war-with-china-by-joseph-e--stiglitz-2018-07/fre nch?barrier=accesspay

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.