Научная статья на тему 'Перспективы совершенствования взаимодействия медицинских организаций и МВД России в рамках допуска водителей транспортных средств к участию в дорожном движении'

Перспективы совершенствования взаимодействия медицинских организаций и МВД России в рамках допуска водителей транспортных средств к участию в дорожном движении Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
11
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
безопасность дорожного движения / допуск к управлению транспортным средством / медицинское обеспечение безопасности дорожного движения / road safety / admission to driving a vehicle / medical provision of road safety

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Павел Владимирович Ляхов

Рассматривается административно-правовой механизм допуска к управлению транспортными средствами в рамках медицинского обеспечения безопасности дорожного движения. В результате анализа нормативного регулирования данного механизма выявлены существующие проблемы в его функционировании и представлены возможные перспективы совершенствования разрешительной системы допуска к управлению транспортным средством в части развития взаимодействия медицинских организаций и МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Павел Владимирович Ляхов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects for improving the interaction of medical organizations and the Ministry of Internal Affairs of Russia in the framework of the admission of vehicle drivers to participate in road traffic

The administrative and legal mechanism of admission to the management of vehicles in the framework of medical road safety is considered. As a result of the analysis of the regulatory regulation of this mechanism, existing problems in its functioning have been identified and possible prospects for improving the licensing system for admission to driving a vehicle in terms of the development of interaction between medical organizations and the Ministry of Internal Affairs of Russia are presented.

Текст научной работы на тему «Перспективы совершенствования взаимодействия медицинских организаций и МВД России в рамках допуска водителей транспортных средств к участию в дорожном движении»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья УДК 34

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-5-144-148 NIION: 2003-0059-5/23-795

EDN: https://elibrary.ru/rnxope MOSURED: 77/27-003-2023-05-994

Перспективы совершенствования взаимодействия медицинских организаций и МВД России в рамках допуска водителей транспортных средств к участию в дорожном движении

Павел Владимирович Ляхов

Научный центр БДД МВД России, Москва, Россия

Аннотация. Рассматривается административно-правовой механизм допуска к управлению транспортными средствами в рамках медицинского обеспечения безопасности дорожного движения. В результате анализа нормативного регулирования данного механизма выявлены существующие проблемы в его функционировании и представлены возможные перспективы совершенствования разрешительной системы допуска к управлению транспортным средством в части развития взаимодействия медицинских организаций и МВД России.

Ключевые слова: безопасность дорожного движения, допуск к управлению транспортным средством, медицинское обеспечение безопасности дорожного движения

Для цитирования: Ляхов П. В. Перспективы совершенствования взаимодействия медицинских организаций и МВД России в рамках допуска водителей транспортных средств к участию в дорожном движении // Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 5. С. 144-148. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-5-144-148. EDN: RNXOPE.

Original article

Prospects for improving the interaction of medical organizations and the Ministry of Internal Affairs of Russia in the framework of the admission of vehicle drivers to participate in road traffic

Pavel V. Lyakhov

Scientific Center for Road Safety of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Moscow, Russia

Abstract. The administrative and legal mechanism of admission to the management of vehicles in the framework of medical road safety is considered. As a result of the analysis of the regulatory regulation of this mechanism, existing problems in its functioning have been identified and possible prospects for improving the licensing system for admission to driving a vehicle in terms of the development of interaction between medical organizations and the Ministry of Internal Affairs of Russia are presented.

Keywords: road safety, admission to driving a vehicle, medical provision of road safety

For citation: Lyakhov P. V. Prospects for improving the interaction of medical organizations and the Ministry of Internal Affairs of Russia in the framework of the admission of vehicle drivers to participate in road traffic. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023;(5):144-148. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-5-144-148. EDN: RNXOPE.

В мире в целом и в Российской Федерации в частности проблема дорожно-транспортной аварийности является весьма актуальной. По информации Всемирной организации здравоохранения, ежегодно в результате ДТП в мире погибает около 1,3 млн человек, еще примерно от 20 до 50 млн получают несмертельные травмы [6]. В Российской Федерации в 2022 г. в дорожно-транспортных происшествиях погибли более 14 тыс. человек и еще 160 тыс. получили травмы [11]. Такое число погибших является эквивалентным населению небольшого города. К примеру, по данным Росстата в 2021 г. в нашей стране насчитывалось около 250 городов с населением от 10 до 20 тыс. человек. Таким образом, ежегодно Российская Феде© Ляхов П. В., 2023

рация потенциально теряет один из таких городов только за счет смертности от дорожно-транспортных происшествий.

Стоит заметить, что дорожно-транспортная аварийность как причина смерти значительно отличается от других наиболее распространенных причин тем, что жертвами ДТП в большинстве случаев являются здоровые люди молодого трудоспособного возраста. В 2022 г. 48 % погибших составили люди в возрасте от 30 до 54 лет, при том, что население данного возраста составляло только 38 %. Также обращает на себя внимание то, что погибшие в ДТП составляют менее 1 % среди всех умерших (в 2021 г. — 0,6 %), однако в возрасте 5-29 лет их доля составляет более

JURISPRUDENCE

12 % (2021 г.). Такая зависимость не является уникальной для нашей страны, по данным Всемирной организации здравоохранения дорожно-транспортные травмы являются основной причиной смерти детей и молодых людей в возрасте от 5 до 29 лет [12].

Эти обстоятельства позволяют понять значимость проблемы дорожно-транспортной аварийности и расценивать ее в контексте демографической составляющей как устранимую причину смерти. В рамках социально-экономической политики Российской Федерации это понимание сформировалось уже давно и, как реакция на это, предпринимались и реализуются в настоящем последовательные шаги по снижению дорожно-транспортной смертности. Только за два последних десятилетия последовательно реализованы две федеральные целевые программы обеспечения безопасности дорожного движения; в настоящее время реализуется национальный проект «Безопасные качественные дороги». Как итог, благодаря программам и проектам, и, в целом работе в сфере обеспечения безопасности дорожного движения за последние 20 лет удалось вдвое снизить смертность в ДТП.

Стабильные успехи привели к постановке весьма амбициозной цели — снижение к 2030 г. смертности от ДТП до уровня, не превышающего четырех погибших на 100 тыс. населения [3; 4]. При этом по итогам 2022 г. данный показатель составил 9,68. Анализ хода снижения показателя за предыдущие годы, в совокупности с анализом зарубежного опыта, показывает, что поддержание темпов снижения, а с учетом поставленной цели и их увеличение, требует поиска и внедрения новых средств обеспечения безопасности дорожного движения, так как используемые инструменты уже не позволят достичь необходимого эффекта [10].

В этой связи целесообразно сконцентрировать внимание на тех факторах, которые представляют наибольшую угрозу в достижении поставленной цели. При таком подходе необходимо рассмотреть дорожно-транспортную аварийность как сбой нормального функционирования системы дорожного движения, которая представляет собой взаимодействие элементов «человек» — «автотранспорт» — «дорога» — «среда». В этой системе наиболее нестабильным, конечно, является элемент «человек», и, в первую очередь, это водитель транспортного средства. Это утверждение подтверждается тем, что по статистике девять из десяти ДТП происходит по вине именно водителя [11]. Таким образом, перспективным направлением для по-

иска новых средств снижения дорожно-транспортной аварийности остается совершенствование механизмов обеспечения безопасного участия людей в дорожном движении в качестве водителей транспортных средств.

Законодательством предусмотрен специальный разрешительный режим для допуска к участию в дорожном движение в качестве водителя транспортного средства. Для получения права на управление транспортным средством кандидат должен соответствовать ряду требований, среди которых предусмотрено достижение определенного возраста, наличие профессионального образования, а также предусмотрены строгие требования к состоянию здоровья. Рассматривая данные критерии, можно условно определить, что требования к возрасту и наличию соответствующей подготовки выполняются как бы однократно, т. е. достигнув необходимого возраста, пройдя соответствующее обучение и подтвердив соответствие знаний и навыков, кандидат выполняет необходимые условия. В дальнейшем факт соответствия возрасту или наличию соответствующего образования неизменен (если не рассматривать изначальное противоправное представление недостоверных сведений). В таком ракурсе критерий соответствия по состоянию здоровья, естественно, не является постоянно неизменным. По различным причинам состояние здоровья водителя может меняться, и эти изменения могут быть таковыми, что не позволят ему управлять транспортным средством безопасно. Поэтому действующим законодательством на всем протяжении участия в дорожном движении в качестве водителя предусмотрены различные формы контроля состояния здоровья. По общему правилу каждые десять лет обязательное медицинское освидетельствование, в связи с заменой водительского удостоверения после истечения срока его действия, и в некоторых случаях или для так называемых «профессиональных» водителей, осуществляющих определенные категории перевозок, медицинский контроль чаще. Несмотря на это из-за достаточно высокой вероятности резкого изменения в состоянии здоровья водителей все же существующих механизмов контроля недостаточно. В этом недостатке, возможно, и скрывается потенциальная перспектива совершенствования работы по обеспечению безопасного участия людей в дорожном движении в качестве водителя и как следствие дальнейшее снижение дорожно-транспортной смертности.

Рассматривая существующий механизм медицинского обеспечения допуска к участию в дорожном дви-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

жении в качестве водителя, необходимо заметить, что в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 13 ФЗ от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» [2] федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, должен быть определен порядок получения от медицинских организаций сведений о гражданах, имеющих медицинские противопоказания или ограничения к водительской деятельности. Однако в настоящее время данный порядок не разработан, что значительно затрудняет своевременное реагирование.

Несмотря на это, в течение последних пяти лет, на основании судебных решений о прекращения права на управление транспортными средствами лицам, имеющим медицинские противопоказания, препятствующие безопасному управлению транспортными средствами, было аннулировано более 105,4 тыс. водительских удостоверений. Такое количество случаев показывает, что среди водительского состава присутствует большое число потенциально опасных лиц, создающих угрозу безопасности дорожного движения, жизни и здоровью граждан.

Далее необходимо отметить, что при отсутствии системы передачи информации между субъектами допуска водителей к управлению транспортными средствами отсутствует и порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами, при этом создание такого порядка предусмотрено п. 1 ст. 28 Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее — ФЗ о БДД) [1].

В настоящее время прекращение действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений осуществляется на основе прямого применения федерального законодательства. Такая работа выполняется рамках реализации полномочий прокурора, который может обратиться в суд с иском о защите прав, свобод и законных интересов граждан, неограниченного круга лиц или интересов РФ [7]. При этом можно предположить, что исключение таких водителей только в рамках прокурорского реагирования вероятнее всего не позволяет охватить весь водительский состав.

Необходимо отметить, что существующие пробелы не оставлены без внимания и в настоящее время разработан проект федерального закона, предусматривающий внесение изменений в ФЗ о БДД (далее — проект закона) [5], который нацелен на устранение некоторых существующих недостатков.

В первую очередь появляется механизм направления на внеочередное обязательное медицинское освидетельствование всех без исключения водителей. В настоящее время такой механизм определен только для «профессиональных» водителей. При этом несколько расширяется круг случаев, когда могут быть установлены основания для направления на внеочередное освидетельствование. Предполагается, что проблемы со здоровьем, являющиеся противопоказаниями, показаниями или ограничениями к управлению транспортным средством, должны выявляться не только при проведении медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, но и при оказании медицинской помощи.

Второе ключевое изменение — сознание федерального реестра документов, содержащих сведения о результатах медицинского освидетельствования. Создание данного реестра в целом создает систему передачи сведений о состоянии здоровья водителей (кандидатов в водители) между медицинскими и правоохранительными органами. Предполагается, что размещение медицинского заключения будет осуществляться в электронном виде, информация, о чем будет видна как правоохранительным органам, так и всем медицинским организациям. Наличие и содержание заключения позволит говорить о соответствии состояния здоровья водителя (кандидата в водители). При этом создание реестра предполагает постоянный доступ к нему уполномоченных субъектов, что повысит оперативность реагирования в случае изменения в состоянии здоровья водителя.

В целом предлагаемые изменения носят позитивный характер и создают возможность для непрерывного выявления потенциальных угроз, однако проект закона не решает вопрос отсутствия порядка прекращения и приостановления права на управление транспортными средствами, а только указывает на необходимость его создания. В результате, как и сейчас, прекращение права на управление транспортными средствами остается возможным осуществлять только за счет реализации полномочий прокурора.

Исходя из представленных проблем и перспектив в целом становится понятно, в каком направлении

JURISPRUDENCE

должно следовать совершенствование и создание необходимого законодательства, однако стоит несколько более подробно остановиться на межведомственном взаимодействии, так как это направление возможно содержит еще большие перспективы развития.

Существующий в настоящее время порядок и предлагаемые изменения в целом определяют только направление информации о состоянии здоровья водителя (кандидата в водители) от медицинской сферы в правоохранительную, но в правоохранительном секторе аккумулируется достаточно много данных, которые могут быть полезны медицинским работникам при оценке состояния здоровья лица, претендующего или уже являющегося водителем.

Например, сейчас, когда лицо обращается к медицинским работникам для прохождения обязательного медицинского освидетельствования для получения допуска к управлению транспортными средствами, медицинские работники не обладают всей полнотой информации о том, кто к ним пришел. Возможно, что данное лицо, ранее уже совершало преступления или правонарушения в состоянии опьянения, либо имеются данные о немедицинском потреблении наркотических средств или же зафиксировано неоднократное привлечение к административной или уголовной ответственности, которое может информировать медицинских работников о соответствующих склонностях. Данных лиц можно условно отнести к группе риска и при проведении обязательного медицинского освидетельствования, более пристально обращать внимание соответствующих специалистов. Но, к сожалению, в медицинском секторе сейчас нет доступа к такой информации.

Возможен подобный трансфер информации и при обязательном медицинском освидетельствовании при восстановлении права управления. Имеются в виду те случаи, когда лицо было лишено права управления из-за совершения определенных правонарушений или преступлений. Если в период лишения данные лица совершали правонарушения в состоянии опьянения, даже не связанные с управлением транспортным средством, это может быть поводом более пристального внимания к такому лицу.

Если рассмотреть вопрос использования данных из правоохранительной сферы еще шире, то можно подумать над созданием механизма, когда в случае систематического совершения водителем, допустим правонарушений в состоянии опьянения, не связанных с управлением транспортным средством, уполномочен-

ный субъект из правоохранительной сферы может инициировать направление на обязательное внеочередное медицинское освидетельствование, либо же инициировать постановку вопроса об этом к медицинскому сектору. Стоит отметить, что подобная практика сейчас существует в республиках Беларусь и Казахстан, в Германии, Швеции и Финляндии [8; 9].

Если подумать о перспективах создаваемого реестра документов, содержащих сведения о результатах медицинского освидетельствования, то просматривается возможность создания в будущем единого цифрового профиля состояния здоровья водителя транспортного средства. Как уже отмечалось, сейчас существует много форм медицинского контроля, много административных данных, но, к сожалению, большинство из них не оцифровано и систематически не применяется. Если все это объединить в один профиль, то, возможно, это позволит в целом реализовать госполитику в этой сфере системно и риск-ориентированно.

Также наличие такого профиля может быть полезно и для самих водителей. Например, для категории профессиональных водителей, у которых очень много различных форм контроля, в том числе, предрейсовые и послерейсовые осмотры, которые позволяют собирать значительный объем данных о состоянии здоровья в результате чего возможно выявлять и в последующем доказывать им профессиональные заболевания. А в случае получения травм, данная система могла бы позволить организовать проактивную выплату всех социальных и страховых выплат таким гражданам.

Список источников

1. Федеральный закон Российской Федерации от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

2. Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции».

3. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».

4. Поручение Председателя Правительства Российской Федерации от 25 июля 2020 г. № ММ-П6-8975.

5. Проект Федерального закона № 149503-8 «О внесении изменений в статьи 23 и 28 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и статью 10 Федерального закона «О персональных данных» (ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 16 ноября 2022 г.) // URL://https://sozd.duma.gov.ru/

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

6. Баканов К. С., Антонов С. Н., Ляхов П. В. и др. Состояние и тенденции безопасности дорожного движения в Российской Федерации в 2011-2020 гг.: аналит. Обзор / под общ. ред. М. Ю. Черникова и Д. В. Митро-шина. М. : ФКУ «НЦ БДД МВД России», 2022.

7. Баканов К. С., Бурцев А. А. Предупреждение фактов управления транспортным средством в состоянии опьянения на этапах получения, приостановления, прекращения и возобновления права на управление транспортным средством: моногр. М. : ФКУ «Научный центр БДД МВД России», 2021.

8. Бурцев А. А., Баканов К. С., Бедина И. А. Обзор мирового опыта допуска к управлению транспортными средствами (Германия) // Наркология. 2020. Т. 19. № 4. С. 56-67.

9. Бурцев А. А., Баканов К. С., Бедина И. А. Обзор мирового опыта допуска к управлению транспортными средствами (Финляндия, Китай, Беларусь) // Наркология. 2020. Т. 19. № 12. С. 80-88.

10. Гордеева А. Д., Ляхов П. В. Обеспечение безопасности дорожного движения на международном уровне и в Российской Федерации // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова. 2022. № 4 (93). С. 29-39.

11. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 2022 г.: информ.-аналит. обзор. М. : ФКУ «НЦ БДД МВД России», 2023.

12. Официальный сайт Всемирной организации здравоохранения // URL://https://www.who.int/ru.

References

1. Federal Law of the Russian Federation No. 196-FZ of December 10, 1995 «On Road Safety».

2. Federal Law of the Russian Federation No. 3-FZ of February 7, 2011 «On the Police».

3. Decree of the President of the Russian Federation No. 474 dated July 21, 2020 «On the National Development Goals of the Russian Federation for the period up to 2030».

4. Order of the Chairman of the Government of the Russian Federation No. MM-P6-8975 dated July 25, 2020.

5. Draft Federal Law No. 149503-8 «On Amendments to Articles 23 and 28 of the Federal Law «On Road Safety» and Article 10 of the Federal Law «On Personal Data» (ed., adopted by the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation in the first reading on November 16, 2022) // URL://https://sozd. duma.gov.ru/

6. Bakanov K. S., Antonov S. N., Lyakhov P. V. and others. The state and trends of road safety in the Russian Federation in 2011-2020: analit. Review / under the general editorship of M. Y. Chernikov and D. V. Mitroshin. M. : FKU «NC BDD of the Ministry of Internal Affairs of Russia», 2022.

7. Bakanov K. S., Burtsev A. A. Prevention of the facts of driving a vehicle in a state of intoxication at the stages of obtaining, suspending, terminating and resuming the right to drive a vehicle: monogr. M. : FKU «NC BDD of the Ministry of Internal Affairs of Rus-sia», 2021.

8. Burtsev A. A., Bakanov K. S., Bedina I. A. Review of the world experience of admission to driving vehicles (Germany) // Narcology. 2020. Vol. 19. No. 4. P. 56-67.

9. Burtsev A. A., Bakanov K. S., Bedina I. A. Review of the world experience of admission to driving vehicles (Finland, China, Belarus) // Narcology. 2020. Vol. 19. No. 12. P. 80-88.

10. Gordeeva A. D., Lyakhov P. V. Ensuring road safety at the international level and in the Russian Federation // Scientific Bulletin of the Orel Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. V. Lukyanov. 2022. No. 4 (93). P. 29-39.

11. Road traffic accidents in the Russian Federation for 2022: inform.-analyte. review. M. : FKU «NC BDD of the Ministry of Internal Affairs of Russia», 2023.

12. Official website of the World Health Organization // URL://https://www.who.int/en.

Информация об авторе

П. В. Ляхов — заместитель начальника отдела изучения проблем нормативного правового и аналитического обеспечения Научного центра БДД МВД России.

Information about the author

P. V. Lyakhov — Deputy Head of the Department for Studying Problems of Regulatory Legal and Analytical Support of the Scientific Center for Road Safety of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Статья поступила в редакцию 26.05.2023; одобрена после рецензирования 24.07.2023; принята к публикации 27.09.2023. The article was submitted 26.05.2023; approved after reviewing 24.07.2023; accepted for publication 27.09.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.