Научная статья © Ляхов П.В., 2023
NIION: 2010-0082-2/23-126 УДК 343.9
MOSURED: 77/27-006-2023-02-145
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СВЯЗАННОЙ С ПРОТИВОДЕЙСТВИЕМ УПРАВЛЕНИЮ ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ
В СОСТОЯНИИ ОПЬЯНЕНИЯ
Павел Владимирович Ляхов
Научный центр БДД МВД России [email protected]
Аннотация. В статье приводятся основные статистические сведения, характеризующие угрозу, создаваемую безопасности дорожного движения фактами управления транспортными средствами в состоянии опьянения. Более детально рассматриваются последствия данного нарушения в зависимости от степени и вида опьянения. Приводятся данные, отражающие результаты проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения как основного способа установления такого состояния. На основе оценки текущего положения дел обозначаются направления, требующие совершенствования.
Ключевые слова: медицинское освидетельствование на состояние опьянения, степень опьянения, безопасность дорожного движения, управление транспортным средством в состоянии опьянения
Для цитирования: Ляхов П.В. Некоторые вопросы совершенствования правоприменительной деятельности, связанной с противодействием управлению транспортными средствами в состоянии опьянения // Современная наука. 2023. № 2. С. 17-22.
Original article
SOME ISSUES OF IMPROVING LAW ENFORCEMENT ACTIVITIES RELATED TO COUNTERING DRINKING VEHICLES
Pavel V. Liakhov
Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation» [email protected]
Abstract. The article provides basic statistical information characterizing the threat posed to road safety by the facts of driving vehicles in a state of intoxication. The consequences of this violation are considered in more detail, depending on the degree and type of intoxication. The data reflecting the results of a medical examination for a state of intoxication, as the main way to establish such a state, are presented. Based on the assessment of the current state of affairs, the areas requiring improvement are identified.
Keywords: medical examination for intoxication, degree of intoxication, road safety, driving a vehicle in a state of intoxication For citation: Lyakhov P.V. Some issues of improving law enforcement activities related to countering drinking vehicles // Modern Science. 2023. № 2. P. 17-22.
Управление транспортными средствами водителями, находящимися в состоянии опьянения, а также имеющими его признаки, но не выполнившими требование о прохождении медицинского освидетельствования в целях установления такого состояния (далее - управление ТС с признаками опьянения), продолжает оставаться одной из существенных угроз безопасности дорожного движения [1].
Несмотря на устойчивую тенденцию к снижению основных показателей аварийности с участием водителей ТС, имеющих признаки опьянения, рассматриваемая проблема не теряет своей актуальности.
В 2022 году в Российской Федерации зарегистрировано 14 428 (-8,2%) ДТП с участием водителей, имеющих признаки опьянения, в которых
погибли 3 560 (-7,9%) и получили ранения 18 803 (-9,6%) человека [2].
Проблематика аварийности с участием водителей с признаками опьянения остается актуальной, так как данные происшествия составляют более десятой части (11,4%) в общем количестве ДТП, а погибшие - четверть (25,1%) среди всех погибших.
Необходимо в очередной раз обратить внимание на то, что доля погибших по-прежнему более чем в два раза превышает долю ДТП. Показатель тяжести последствий таких ДТП составил 15,9, что почти в два раза выше, чем средний показатель всех ДТП (8,2), и является максимальным значением за несколько последних лет (рис. 1).
24809
18303
2015
2016
2017 2018
тяжесть последствий —i
2019
-ДТП
2020 ■ погибло •
2021 ■ранено
2022
Рисунок 1 - Динамика основных показателей аварийности с участием водителей с признаками опьянения
В целом наибольшее количество (69,4%) ДТП с участием водителей с признаками опьянения приходится на происшествия без пострадавших, при
этом на протяжении последних пяти лет доля таких ДТП ежегодно увеличивалась (рис. 2).
56,7%
43,3%
2016 2017 2018
количество ДТП с пострадавшими
2019 2020 2021
■ доля ДТП с пострадавшими
69,4%
30,6%
Рисунок 2 - Соотношение и динамика ДТП с участием водителей с признаками опьянения
с пострадавшими и без пострадавших
Рассматриваемую проблему составляют несколько видов опьянения водителя, а также вариантов его поведения. В данном контексте под поведением водителей понимаются действия после ДТП, выраженные в невыполнении законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также в употреблении алкоголя, наркотических и иных запрещенных веществ до проведения освидетельствования или принятия решения об освобождении от проведения такого освидетельствования.
В 2022 году среди всех ДТП с участием водителей, имеющих признаки опьянения, в большинстве (74,8%, или 10 798) случаев они находились в состоянии алкогольного опьянения, при этом долевое значение несколько выше, чем в 2021 году (73,9%) [3].
В таких ДТП погибли 3 222 человека, что составило 90,5%отобщего числапогибшихвпроисшествиях с участием водителей с признаками опьянения (в 2021 году - 89,1%) [4].
Водители в состоянии наркотического опьянения стали участниками 951 ДТП, или 6,6% от всех происшествий с участием водителей, имеющих
Рисунок 3 - Распределение ДТП с участием водителей с признаками опьянения и погибших в них по видам опьянения (поведения) водителя
признаки опьянения. Удельный вес погибших составил 6,5% (232 человека).
Необходимо отметить положительную динамику к снижению таких происшествий, их количество сократилось на 20,7%, число погибших в таких ДТП - на 13,4%, раненых - на 18,9%.
Почти каждый пятый (18,8%, или 2 713) из имевших признаки опьянения водителей отказался от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Удельный вес погибших в таких происшествиях составил 3,2% (117 человек), что ниже долевого значения 2021 года (4,4%). Количество таких ДТП снизилось на 8,1%, число погибших в них - на 32%, раненых - на 9,9%.
Отдельно необходимо отметить ДТП, причастные к которым водители (с их слов) употребили алкогольные напитки, наркотические, психотропные или иные одурманивающие вещества после ДТП. Зарегистрировано 814 (-6,3%) таких ДТП, в которых погибли 47 (-25,4%) и ранены 1 032 (-4,5%) человека. Поскольку достоверно установить время употребления таких веществ не представляется возможным, не исключено, что в момент ДТП водители уже находились в состоянии опьянения (рис. 3).
алкогольное
наркотическое
отказ от освидетельствования
употребление после ДТП
18
ЬА\У
щ
1 3222
| 951
| 232
2713
| 117
| 814
|47
■ ДТП ■ погибло
10798
Наибольшей тяжестью последствий характеризуются ДТП с участием водителей, находившихся в состоянии алкогольного опьянения (19), при этом по сравнению с прошлым годом этот показательно несколько увеличился (2021 год - 18,6). Увеличением с 13,6 до 14,4 также характеризуется тяжесть по-
следствий ДТП с участием водителей, находящихся в состоянии наркотического опьянения.
Наибольшее значение коэффициента виновности характерно для водителей, совершивших ДТП в состоянии алкогольного опьянения (94,1) (рис. 4).
Рисунок 4 - Тяжесть последствий и коэффициент виновности в зависимости от вида опьянения (поведения)
В большинстве (43,2%, или 4 667) ДТП с участием водителей в состоянии алкогольного опьянения они находились в легкой степени опьянения. В 40,7% (4 392) ДТП установлена средняя степень алкогольного опьянения и в 22,6% (2 438) происшествий - тяжелая .
Однако большая часть (36,9%, или 1 190) погибших приходится на ДТП, в которых участвовали водители, находившиеся в средней степени алкогольного опьянения. На легкую и тяжелую степень опьянения приходится 30,3% (975) и 33,8% (1088) погибших соответственно (рис. 5)1.
Рисунок 5 - Удельный вес ДТП и погибших в зависимости от степени алкогольного опьянения водителя2
Наибольшей тяжестью последствий (28,1) характеризуются ДТП с участием водителей, находящихся в тяжелой степени алкогольного опьянения, в них погиб почти каждый четвертый пострадавший. Тяжесть последствий ДТП с участием водителей, находившихся в легкой и средней степени опьянения, значительно ниже и составляет 13,3 и 17,7 соответственно (рис. 6).
13,3 17,7
легкая средняя тяжелая
Рисунок 6 - Тяжесть последствий ДТП в зависимости от степени алкогольного опьянения водителя
1 Возможно, что в одном ДТП участвовали водители, имеющие разную степень алкогольного опьянения, в результате чего сумма всех соответствующих показателей будет превышать 100%.
2 В соответствии с «Клиническими рекомендациями «Острая интоксикация психоактивными веществами», утвержденными Минздравом России в 2020 году, показатель степени алкогольной интоксикации сформирован путем сложения данных содержания алкоголя в крови и в выдыхаемом воздухе. Легкая степень алкогольной интоксикации - концентрация алкоголя в крови 0,3-1,5 г/л, в выдыхаемом воздухе - 0,16-0,75 мг/л, средняя степень - концентрация алкоголя в крови 1,5-3 г/л, в выдыхаемом воздухе - 0,751,5 мг/л, тяжелая степень - алкоголь в крови 3 г/л и более, в выдыхаемом воздухе - 1,5 мг/л и более. .
В рассматриваемом периоде отмечается значи- В средней степени опьянения также произошло
тельное снижение числа погибших в ДТП с участи- снижение, однако не такое существенное (4,3%)
ем водителей, находившихся в легкой (-14,8%) и (рис. 7). тяжелой (-21,8%) степени алкогольного опьянения.
1705
2017 2018 2019 2020 2021 2022
легкая О средняя О тяжелая
Рисунок 7 - Динамика числа погибших в ДТП с участием водителей в состоянии алкогольного опьянения в зависимости от степени опьянения
Приведенные статистические сведения с очевидностью позволяют установить, что степень тяжести негативных последствий управления транспортными средствами в состоянии опьянения зависит от степени опьянения, что подтверждается и тенденциями предыдущих лет [5].
Тем самым напрашивается целесообразность применения дифференцированного подхода к видам и размеру санкции, предусмотренной за совершение рассматриваемых противоправных фактов как в административном, так и в уголовном законодательстве. Иными словами, строгость правовых последствий для нарушителя будет зависеть от степени его опьянения [8].
С учетом положений действующего законодательства размер санкции за управление транспортным средством при наличии так называемых остаточных признаков опьянения и в тяжелой степени опьянения одинаковый.
Изложенное уже становилось предметом обсуждения в научном сообществе [6]. В настоящее время такой подход весьма эффективно реализуется в ряде зарубежных государств, например, в США, Испании, Великобритании, Швейцарии [7].
Наиболее достоверным способом установления состояния опьянения является медицинское освидетельствование на состояние опьянения (далее -МОСО).
В 2022 году отмечается снижение на 12,6% (192 715) числа водителей, направленных на медицинское освидетельствование в целях установления состояния опьянения.
При этом наблюдается снижение с 59,7% в 2021 году до 57,4% в 2022 году удельного веса случаев, когда водители имели признаки опьянения, но состояние опьянения установлено не было (рис. 8).
Рисунок 8 - Число водителей, направленных на МОСО, а также доля случаев,
когда опьянение не установлено
Из числа выявленных в 2022 году случаев опьянения в рамках МОСО в 69% (40 693) установлено алкогольное опьянение, в 29% (17 380) - наркотическое и в 2% (1 347) - опьянение ненаркотическими психоактивными веществами (рис. 9). Еще
в 22 634 случаях водители, направленные на МОСО, отказались от его прохождения, что составило 11,7% от общего числа водителей, направленных на МОСО [9].
Рисунок 9 - Распределение установленных случаев опьянения по видам
Несмотря на снижение удельного веса фактов медицинского освидетельствования, в результате которого состояние опьянения не установлено, значение данного показателя по-прежнему превышает половину всех проведенных медицинских освидетельствований.
Необходимо понимать, что установление сотрудником полиции у водителя признаков опьянения, направление его на МОСО, доставление в медицинскую организацию, непосредственное проведение процедуры, а также документирование факта влекут существенные временные и иные затраты сотрудников полиции [10].
На проведение процессуальных действий по фактам управления транспортным средством с признаками опьянения затрачивается в среднем полтора часа служебного времени. Как правило, задействуется экипаж в составе двух сотрудников. В общей сложности все необходимые процедуры занимают не менее 30 минут служебного времени сотрудников полиции.
На действия, связанные с проведением медицинского освидетельствования водителя, по результатам которого состояние опьянения не установлено, по итогам 2022 года сотрудники полиции суммарно затратили более 400 часов служебного времени, а также более полумиллиона бланков процессуальных и служебных документов.
Указанное негативным образом влияет на эффективность осуществления служебной деятельности сотрудников полиции и на состояние безопасности дорожного движения в целом. Кроме того, необоснованно ограничиваются права граждан.
Решение обозначенной проблемы видится во внедрении применения средств предварительной диагностики состояния алкогольного и наркотического опьянения для определения признаков опьянения. Внедрение такого механизма потребует
внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022 г. № 1882 «О порядке освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения».
Реализация предложения позволит оптимизировать деятельность Госавтоинспекции, повысить объективность направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, что положительно скажется и на загруженности медицинских организаций, а также сократить факты необоснованного ограничения прав граждан, связанного с проведением МОСО и задержанием транспортного средства.
Таким образом, угрозы, создаваемые безопасности дорожного движения управлением транспортными средствами водителями, имеющими признаки опьянения, предопределяют необходимость совершенствования механизмов выявления и профилактики таких фактов.
Как установлено, тяжесть последствий ДТП с участием водителей в состоянии опьянения зависит от его степени. При этом в настоящее время санкции норм, устанавливающих юридическую ответственность за такое противоправное деяние, не различаются в зависимости от степени опьянения. В данном случае представляется целесообразным применение дифференцированного подхода к размеру наказания.
Наиболее достоверно установить состояние опьянения позволяет соответствующее медицинское освидетельствование. Однако, как показывает практика, более половины проведенных медицинских освидетельствований водителей показали отрицательный результат.
Это может свидетельствовать в том числе о необъективном установлении признаков опьянения у
водителя сотрудниками Госавтоинспекции на первоначальном этапе их взаимодействия.
Подобные ошибки приводят к затратам ресурсов Госавтоинспекции, медицинских организаций, а также к необоснованному ограничению прав граждан.
Во избежание обозначенной проблемы в целях повышения эффективности определения признаков опьянения необходимо внедрение средств предварительной индикации (экспресс-тестов).
Список источников
1. Баканов К.С., Ляхов П.В., Исаев М.М. и др. Состояние и тенденции безопасности дорожного движения в Российской Федерации в 2011-2020 годах: аналитический обзор. М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России», 2022. 368 с.
2. Баканов К.С., Ляхов П.В., Айсанов А.С. и др. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 2022 год: информационно-аналитический обзор. М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России», 2023. 150 с.
3. Баканов К.С., Ляхов П.В., Исаев М.М. и др. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 2021 год: информационно-аналитический обзор. М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России», 2022. 126 с.
4. Баканов К.С., Ляхов П.В., Исаев М.М. и др. Правоприменительная деятельность в области безопасности дорожного движения в 2021 году: информационно-аналитический обзор. М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России»,
2022. 128 с.
5. Князев А.С., Линник Т.М., Бурмистров А.О. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 12 месяцев 2017 года: информационно-аналитический обзор. М.: ФКУ НИЦ БДД МВД России, 2017. 18 с.
6. Баканов К.С. Административно-правовой запрет на управление транспортным средством в состоянии опьянения: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2018. 256 с.
7. Бурцев А.А, Баканов К.С., Бедина И.А. Обзор мирового опыта допуска к управлению транспортными средствами (Швейцария, США). М.: Наркология. 2020. С. 91-102.
8. Исаев М.М., Ляхов П.В. Отдельные элементы профилактики нарушений, связанных с управлением транспортным средством в состоянии опьянения, с учетом условий их совершения. М.: Вестник Московского университета МВД России, 2021. № 5. С. 210-217.
9. Баканов К.С., Ляхов П.В., Исаев М.М. и др. Правоприменительная деятельность в области безопасности дорожного движения в 2022 году: информационно-аналитический обзор. М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России»,
2023. 126 с.
10. Порташников О.М., Баканов К.С., Молчанов П.В. Выявление и доказывание сотрудниками Госавтоинспекции фактов управления транспортными средствами водителями, находящимися в состоянии опьянения:
методические рекомендации. М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России», 2016. 56 с.
References
1. Bakanov K.S., Lyakhov P.V., Isaev M.M. et al. The state and trends of road safety in the Russian Federation in 2011— 2020: analytical review. M.: Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation», 2022. 368 p.
2. Bakanov K.S., Lyakhov P.V., Aysanov A.S. et al. Road traffic accidents in the Russian Federation for 2022: informational and analytical review. M.: Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation», 2023. 150 p.
3. Bakanov K.S., Lyakhov P.V., Isaev M.M. et al. Road traffic accidents in the Russian Federation for 2021: informational and analytical review. M.: Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation», 2022. 126 p.
4. Bakanov K.S., Lyakhov P.V., Isaev M.M. et al. Law enforcement activities in the field of road safety in 2021: information and analytical review. M.: Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation», 2022. 128 p.
5. Knyazev A.S., Linnik T.M., Burmistrov A.O. Road traffic accidents in the Russian Federation for 12 months of 2017: information and analytical review. M.: Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation», 2017. 18 p.
6. Bakanov K.S. Administrative and legal prohibition on driving a vehicle in a state of intoxication: abstract. dis. ... Cand. Sciences in Jurisprudence. M., 2018. 256 p.
7. Burtsev A.A., Bakanov K.S., Bedina I.A. Review of the world experience of admission to driving vehicles (Switzerland, USA). M.: Narcology. 2020. P. 91-102.
8. Isaev M.M., Lyakhov P.V. Separate elements of prevention of violations related to driving a vehicle in a state of intoxication, taking into account the conditions of their commission. M.: Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2021. P. 210-217.
9. Bakanov K.S., Lyakhov P.V., Isaev M.M. et al. Law enforcement activities in the field of road safety in 2022: information and analytical review. M.: Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation», 2023. 126 p.
10. Portashnikov O.M., Bakanov K.S., Molchanov P.V. Identification and proof by employees of the State Traffic Inspectorate of the facts of driving vehicles by drivers who are intoxicated: methodological recommendations. M.: Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation», 2016. 56 p.
Информация об авторе
П.В. Ляхов - заместитель начальника отдела изучения проблем нормативного правового и аналитического обеспечения Научного центра БДД МВД России
Контакты: ул. Поклонная, д. 17, Москва, Россия, 121293 Information about the author
P.V. Lyakhov - Deputy Head of the Departmentfor the Study of Problems of Regulatory Legal and Analytical Support of the Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation»
Contacts: ul. Poklonnaya, d. 17, Moscow, Russia, 121293
Статья поступила в редакцию 10.04.2023; одобрена после рецензирования 17.04.2023; принята к публикации 20.04.2023. The article was submitted 10.04.2023; approved after reviewing 17.04.2023; accepted for publication 20.04.2023.