НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
SCIENTIFIC RESEARCH IN THE FIELD OF PROVISION TRAFFIC SAFETY
Научная статья © Егорова О.В., 2023
NIION: 2010-0082-1/23-112 УДК 343.9
MOSURED: 77/27-006-2023-01-131
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЕ, ПРЕДУСМОТРЕННОЕ СТАТЬЕЙ 264.1 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Ольга Викторовна Егорова
УГИБДД ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области [email protected]
Аннотация. Рассматривается проблема роста в отдельных регионах, в частности в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области, количества ДТП, совершенных лицами, ранее привлеченными к ответственности за управление транспортными средствами в состоянии опьянения. Предлагается обратить внимание на тенденцию, согласно которой данные ДТП происходят по вине лиц, ранее судимых по ст. 264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Ключевые слова: дорожно-транспортное преступление, безопасность дорожного движения, ст. 264.1 УК РФ Для цитирования: Егорова О.В. Ответственность за преступление, предусмотренное статьей 264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации: криминологический аспект // Современная наука. 2023. № 1. С. 7-11.
Original article
RESPONSIBILITY FOR A CRIME UNDER ARTICLE 264.1 OF THE CRIMINAL CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION: CRIMINOLOGICAL ASPECT
Olga V. Egorova
UGIBDD of the Ministry of Internal Affairs of Russia for St. Petersburg and the Leningrad region [email protected]
Abstract. The problem of growth in certain regions, in particular in the city of St. Petersburg and the Leningrad region, in the number of accidents committed by persons previously held accountable for driving while intoxicated is considered. It is proposed to pay attention to the trend according to which these accidents occur through the fault of persons previously convicted under Art. 264.1 of the Criminal Code of the Russian Federation.
Keywords: transport crimes, road safety, Article 264.1 of the Criminal Code of the Russian Federation
For citation: Egorova O.V. Responsibility for a crime under Article 264.1 of the Criminal code of the Russian Federation: criminological aspect // Modern science. 2023. № 1. P. 7-11.
Выработка эффективных мер по предупреждению преступлений невозможна без исследования их криминологических характеристик. Уголовно наказуемые деяния в сфере безопасности транспорта объединены в Главе 27 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) [4]. Учеными принято называть эту группу преступных посягательств - дорожно-транспортные преступления [5].
В России с 2007 г ежегодно совершалось несколько сотен тысяч дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) и погибали более 30 000 человек [1]. В 2021 г. ситуация кардинально не изменилась: в результате ДТП почти 15 000 человек погибли, около 168 000 получили ранения [2]. На протяжении 9 лет наблюдается снижение показателей дорожно-транспортной аварийности, но ее уровень остается высоким (каждое 11-ое ДТП (9,5%) приводит к смертельному исходу) и требует соответствующей реакции со стороны государства.
Управление транспортным средством в состоянии опьянения является фактором, способствующим совершению ДТП. Употребление ал-
коголя, запрещенных веществ значительно снижает скорость реакции и выполнения маневров, ухудшает видимость за рулем, приводит к сонливости, способствует агрессивному вождению и превышению скорости, неправильной оценке расстояния, что увеличивает вероятность совершения ДТП.
В 2014 г. возросло количество ДТП, совершенных лицами, ранее осужденными за управление транспортным средством в состоянии опьянения. В этом же году со стороны законодателя последовала соответствующая реакция, и УК РФ пополнился ст. 264.1. В результате этих изменений общественно опасным признан факт умышленного управления транспортным средством лицом, находящимся в нетрезвом состоянии и ранее лишенным права на управление.
Изменения вступили в законную силу с 1 июля 2015 г., то есть водителям дано время осмыслить общественную опасность своего поведения, а именно то, что они создают угрозу не только себе, но и пассажирам, другим участникам дорожного движения, увеличивая вероятность совершения ДТП.
Принятые меры оказали профилактический эффект, однако, как показывает статистика, далеко не все соблюдают данный уголовно-правовой запрет. Исследуемое преступление является достаточно распространенным в Российской Федерации: всего в 2021 г. осуждено 565 523 человека, количество признанных виновными по ст. 264.1 УК РФ из общего числа осужденных лиц составило 10,4 % (рис. 1) [6]. Это свидетельствует о том, что в стране сохраняется проблема алкоголизации, сопровождающаяся низким уровнем правосознания населения.
Исследуемое деяние наиболее часто встречается среди дорожно-транспортных преступлений (рис. 2). В 2021 г по двум частям ст. 264.1 УК РФ осуждено 58 840 человек по сравнению с другим распространенным дорожно-транспортным преступлением по ст. 264 УК РФ, по шести частям которой в этом же году признаны виновными 8076 человек, то есть в шесть раз меньше [6]. Преступление, предусмотренное ст. 264.1 УК РФ, можно с уверенностью назвать одним из факторов, провоцирующих совершение более тяжкого преступного посягательства, предусмотренного ст. 264 УК РФ. В ряде регионов страны наблюдается тенденция к совершению преступных нарушений правил дорожного движения лицами, подвергнутыми наказанию по ст. 264.1 УК РФ.
90%
| Иные преступления по статьям УК РФ I Преступление, предусмотренное ст. 264.1 УК РФ
Рисунок 1 - Доля лиц, осужденных по ст. 264.1 УК РФ, среди общего числа осужденных в 2021 г
Рисунок 2 - Число лиц, осужденных за преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта (Глава 27 УК РФ) в 2021 г
При незначительных колебаниях в период с 2016 по 2021 г. число лиц, осужденных по ст. 264.1 УК РФ, снизилось и составило 58 840 человек. В целом количество таких уголовно наказуемых деяний остается высоким: в среднем в России ежегодно привлекаются к ответственности 58 326 человек (рис. 3) [3]. Это свидетельствует, с одной стороны, о том, что сотрудники Госавтоинспекции качественно выполняют возложенные на них обязанности по обеспечению
безопасности дорожного движения. Но, с другой стороны, эти показатели можно объяснить тем, что предупредительный потенциал данной уголовно-правовой нормы недостаточно эффективен, граждане продолжают повторно садиться за руль в состоянии опьянения. Согласно судебной статистике, встречаются граждане, которые совершали преступления исследуемой категории неоднократно (три раза и более).
Рисунок 3 - Число лиц, осужденных по ст. 264.1 УК РФ с 2015 по 2021 г
Повышенная степень общественной опасности преступлений, предусмотренных ст. 264.1 УК РФ, не могла остаться не замеченной законодателем. В результате в указанную статью неоднократно вносились изменения в 2019 и 2021 гг. В 2019 г. в первом абзаце исследуемой статьи после слов «судимость за совершение» были указаны слова «в состоянии опьянения».
В 2021 г. изменения были связаны с переименованием статьи, выделением в качестве самостоятельного квалифицирующего признака совершения указанного деяния в состоянии опьянения лицом, имеющим судимость по чч. 2, 4 или 6 ст. 264 УК РФ либо по ст. 264.1 УК РФ. Кроме того, предупредительным эффектом обладает положение, согласно которому обязательные работы не были включены в ч. 2 ст. 264 УК РФ в качестве основного вида наказания, увеличен срок дополнительного наказания.
Необходимость таких изменений продиктована увеличением количества фактов совершения неоднократных преступных посягательств
по ст. 264.1 УК РФ теми лицами, которые уже имели судимость по этой же статье. Как указывалось в пояснительной записке к законопроекту, эти деяния влекут повышенную степень общественной опасности и требуют в целях реализации принципа справедливости применения более суровых наказаний за их неоднократное совершение.
Как показал анализ судебной практики, до внесенных изменений повторное совершение уголовно наказуемых деяний, предусмотренных ст. 264.1 УК РФ, в большинстве случаев не влекло для признанных виновными лиц более строгого наказания. В результате они полагали, что это деяние является незначительным нарушением, и позволяли себе и в дальнейшем садиться за руль в состоянии опьянения.
Снижение количества зарегистрированных преступлений по ст. 264.1 УК РФ соответствует тенденциям по уменьшению числа осужденных лиц по данной статье (рис. 4). В 2022 г. темп снижения составил 7,7%.
Рисунок 4 - Количество преступлений, зарегистрированных по ст. 264.1 УК РФ с 2017 по 2021 г
Однако снижение количества исследуемого вида преступлений наблюдается не во всех регионах. Так, на территории ГУ МВД России по г Санкт-Петербургу и Ленинградской области в период с 2021 по 2022 г сложилась следующая криминологическая обстановка. В 2021 г в г Санкт-Петербурге зарегистрировано 816 фактов преступлений по ст. 264.1 УК РФ, в 2022 г -841 (прирост составил 3%). Наибольший показатель зафиксирован в районах, представленных в табл. 1 и 2. Прирост наблюдается в Калининском, Кировском, Кронштадтском, Курортном, Московском, Невском, Петродворцовом, Приморском районах Санкт-Петербурга [3].
Таблица 1
Районы г Санкт-Петербурга с наибольшим количеством преступлений, зарегистрированных по ст. 264.1 УК РФ в 2021 г
Фрунзенский 70
Приморский 70
Красногвардейский 59
Московский 54
Пушкинский 53
Кировский 43
Адмиралтейский 43
Таблица 2
Районы г. Санкт-Петербурга с наибольшим количеством преступлений, зарегистрированных по ст. 264.1 УК РФ в 2022 г
Приморский 82
Фрунзенский 64
Московский 61
Кировский 52
Калининский 45
Красногвардейский 44
Пушкинский 40
Колпинский 39
Число лиц, привлеченных к административной ответственнсти по ст. 12.8 КоАП РФ, по сравнению с 2021 г. увеличилось на 15,6%, по ст. 12.26 КоАП РФ - на 10,6%. Районы с наибольшим темпом прироста указанных показателей по ст. 12.8 КоАП РФ: Калининский (+52%), Московский (+33%), Кировский (+22,5%). Районы с наибольшим темпом прироста показателей по ст. 12.26 КоАП РФ: Московский (+30%), Кировский (+22,4%), Приморский (+15,2%) [3].
В 2021 г. в Ленинградской области зарегистрировано 593 факта преступлений по ст. 264.1 УК РФ, в 2022 г. - 684 (прирост составил 13%). Районы с наибольшими показателями представлены
Тенденция к увеличению количества зарегистрированных фактов преступлений исследуемой категории в г. Санкт-Петербурге коррелируется со сведениями по административным правонарушениям в сфере безопасности дорожного движения. В 2022 г. выявлена взаимосвязь: увеличение количества преступлений, предусмотренных ст. 264.1 УК РФ, происходит на фоне возрастания числа водителей, управлявших транспортным средством в состоянии опьянения (ст. 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) или отказавшихся пройти освидетельствование на состояние опьянения (ст. 12.26 КоАП РФ).
Таблица 3
Районы Ленинградской области с наибольшим количеством преступлений, зарегистрированных по ст. 264.1 УК РФ в 2021 г.
Кингисеппский 69
Гатчинский 51
Тихвинский 37
Волховский 36
Выборгский 30
Всеволожский 29
Тосненский 28
Таблица 4
Районы Ленинградской области с наибольшим количеством преступлений, зарегистрированных по ст. 264.1 УК РФ в 2022 г.
Гатчинский 68
Кингисеппский 57
Всеволожский 57
Выборгский 47
Кировский 45
Тихвинский 37
Бокситогорский 31
в табл. 3 и 4. Прирост наблюдается во Всеволожском, Выборгском, Гатчинском, Кировском, Луж-ском районах Ленинградской области [3].
Тенденция к увеличению количества зарегистрированных фактов преступлений по ст. 264.1 УК РФ на территории Ленинградской области, как и в г. Санкт-Петербурге, коррелирует-ся со сведениями по административной практике в сфере безопасности дорожного движения в Ленинградской области. В 2022 г. на территории г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области установлено увеличение числа водителей, управлявших транспортным средством в нетрезвом состоянии или отказавшихся пройти медицинское осви-
детельствование на состояние опьянения. В 2022 г. прирост лиц, привлеченных к административной ответственности по ст. 12.8 КоАП РФ, по сравнению с 2021 г. составил 7,4%, по ст. 12.26 КоАП РФ - 10,6%. Районы с наибольшим темпом прироста указанных показателей по ст. 12.8 КоАП РФ: Всеволожский (+44,4%), Московский (+33%), Тоснен-ский (+27,4%), Кингисеппский (+20%). Районы с наибольшим темпом прироста показателей по ст. 12.26 КоАП РФ: Всеволожский (+25,5%), Кингисеппский (+37%), Гатчинский (23%) [3].
Таким образом, условием, способствующим преступному ДТП, является нахождение водителей в состоянии опьянения. Употребление алкоголя, запрещенных веществ и медикаментозных препаратов значительно снижает скорость реакции и маневров, ухудшает видимость за рулем, приводит к сонливости, склонности к агрессивному вождению и превышению скорости движения, неправильной оценке расстояния, что увеличивает вероятность совершения ДТП.
Несмотря на снижение показателей количества преступлений, предусмотренных ст. 264.1 УК РФ, и числа лиц, осужденных по ней, уровень этих преступных посягательств остается достаточно высоким - 10,4% от общего количества преступлений. Противоположная тенденция складывается в отдельных регионах, в частности в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области, где наблюдается увеличение числа водителей, совершивших преступление, предусмотренное ст. 264.1 УК РФ, на фоне возрастания фактов административных правонарушений, связанных с управлением транспортным средством в состоянии опьянения или отказом пройти освидетельствование на состояние опьянения. В свою очередь, правонарушение по ст. 264.1 УК РФ можно с уверенностью назвать одним из условий, провоцирующих совершение преступного ДТП, так как установлена тенденция, согласно которой данные ДТП совершаются лицами, ранее судимыми по ст. 264.1 УК РФ.
Список источников:
1. Габдрахманов А.Ш. Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта (уголовно-правовые и криминологические аспекты): автореферат дис. канд. юр. наук. Казань, 2007. 21 с.
2. Баканов К.С., Ляхов П.В., Лопарев Е.А. и др. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 2021 год: информационно-аналитический обзор. М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России». 2022. 126 с.
3. Статистические данные ЦСИ ФКУ «ГИАЦ МВД России» // URL: http://10.5.0.16/csi/modules.php (дата обращения: 10.01.2023).
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 29.12.2022) // СПС «Консультант плюс» (дата обращения: 20.01.2023).
5. Проценко С.В. Транспортные преступления: проблемы понятийного аппарата // Российская юстиция. 2009. № 11. С. 39.
6. Отчет о числе осужденных по всем составам преступлений Уголовного кодекса Российской Федерации за 2021 год // URL: http://www.cdep.ru/index. php?id=79&item=6121 (дата обращения: 20.01.2023).
References:
1. Gabdrakhmanov A.Sh. Crimes against traffic safety and operation of transport (criminal law and criminological aspects): abstract of the thesis cand. Legal Sciences. Kazan, 2007. 21 p.
2. Bakanov K.S., Lyakhov P.V., Loparev E.A. et al. Road traffic accidents in the Russian Federation for 2021: information and analytical review. M.: Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation». 2022. 126 p.
3. Statistical data of the The Main Informational Analytic Centre of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation // URL: http://10.5.0.16/csi/modules.php (date of access: 10.01.2023).
4. The Criminal Code of the Russian Federation of 13.06.1996 № 63-FZ (as amended on 29.12.2022) // SPS «Consultant Plus» (date of access: 20.01.2023).
5. Protsenko S.V Transport crimes: problems of the conceptual apparatus // Russian justice. 2009. № 11. P. 39.
6. Report on the number of convicts for all offenses of the Criminal Code of the Russian Federation for 2021 // URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=6121 (date of access: 20.01.2023).
Информация об авторе
О.В. Егорова - начальник отдела пропаганды безопасности дорожного движения и взаимодействия со средствами массовой информации УГИБДД ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области Контакты: ул. Профессора Попова, д. 42, Санкт-Петербург, Россия, 197376
Information about the author
O.V. Egorova - Head of the department for propaganda of road safety and interaction with the mass media of the UGIBDD of the main directorate of the Ministry of Internal Affairs of Russia for St. Petersburg and the Leningrad region Contacts: ul. ProfessomPopovа, d. 42, Saint-Petersburg, Russia, 197376
Статья поступила в редакцию 07.02.2023; одобрена после рецензирования 10.02.2023; принята к публикации 16.02.2023. The article was submitted 07.02.2023; approved after reviewing 10.02.2023; accepted for publication 16.02.2023.