Закон и право. 2021. № 11. С. 149-152. Law and legislation. 2021;(11):149 —152.
Научная статья УДК 343.346.2
https://doi.org/10.24412/2073-3313-2021-11-149-152 NIION: 1997-0063-11/21-001 MOSURED: 77/27-001-2021-11-200
Предотвращение уклонения от уголовной ответственности
по статье 264.1 УК РФ за повторное управление транспортным средством в состоянии опьянения лицом,
скрывшимся с места ДТП
Евгений Юрьевич Семенов1, Полина Владимировна Кобзина2
1 Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова, Орловская область,
Орел, Россия
2 Управление ГИБДД УМВД России по Тверской области, Тверская область, Тверь, Россия
Аннотация. Статья посвящена проблемам совершенствования уголовного законодательства в сфере преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта. Предлагается решение проблемы уклонения от уголовной ответственности по статье 264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации лиц, допускающих повторное управление транспортным средством в состоянии опьянения, в случае их сокрытия с места происшествия.
Ключевые слова: уголовное право, дорожно-транспортное происшествие, оставление места ДТП, управление транспортным средством в состоянии опьянения.
Для цитирования: Семенов Е.Ю., Кобзина П.В. Предотвращение уклонения от уголовной ответственности по статье 264.1 УК РФ за повторное управление транспортным средством в состоянии опьянения лицом, скрывшимся с места ДТП // Закон и право. 2021. № 11. С. 149—152. https://doi.org/10.24412/ 2073-3313-2021-11-149-152
Original article
Prevention of evasion of criminal liability under Article 264.1 of the Criminal code of the Russian Federation for repeated driving of a vehicle in a state of intoxication by a person who has fled from the scene of an accident
Eugeniy Yu. Semenov1, Polina V. Kobzina2
1 Oryol Law Institute of the Ministry of internal affairs of Russia named after V.V. Lukyanov, Oryol Region, Orel, Russia
2 Traffic Police Department of the Ministry of internal affairs of Russia in the Tver region, Tver region, Tver, Russia
© Семенов Е.Ю., Кобзина П.В. М., 2021 ЗАКОН И ПРАВО • 11-2021
Abstract. Article is devoted to problems of improvement of the criminal legislation in the sphere of crimes against traffic safety and operation of transport. The solution of the problem of evasion from criminal liability under the Article 264.1 of the Criminal code of the Russian Federation of the persons allowing repeated driving in state of intoxication in case of their concealment from the scene is proposed.
Keywords: criminal law, road accident, leaving of the place of road accident, driving while intoxicated.
For citation: Semenov E.Yu., Kobzina P.V. Prevention of evasion of criminal liability under Article 264.1 of the Criminal code of the Russian Federation for repeated driving of a vehicle in a state of intoxication by a person who has fled from the scene of an accident // Law and legislation. 2021;(11): 149—152. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2021-11-149-152
В Российской Федерации ежегодно растет количество зарегистрированных транспортных средств. Это, в свою очередь, создает ряд сопутствующих проблем, которые необходимо решать органам государственной власти. Снижение количества и тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий (ДТП) является одной из приоритетных задач в настоящее время.
Одним из направлений в решении данной задачи является снижение количества ДТП, совершаемых в состоянии опьянения. К сожалению, несмотря на общую положительную тенденцию на снижение количества погибших в ДТП, за последние годы отмечается рост количества происшествий, совершаемых водителями в состоянии опьянения.
За 2018 г. было совершено 15 166 таких ДТП, рост по отношению к 2017 г. составил 1,3% [1].
За вождение в нетрезвом виде предусмотрена административная ответственность по ст. 12.8. КоАП РФ — управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения, или по ст. 12.26. КоАП РФ — невыполнение водителем транспортного средства требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
Кроме того, в последнее время значительно ужесточилось уголовное наказание за причинение тяжкого вреда здоровью или смерти лицами, совершившими ДТП в состоянии опьянения.
В 2015 г. вступила в силу ст. 264.1 УК РФ — нарушение Правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию, которая ввела административную преюдицию и предусматривает уголовную ответственность за управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, ранее подвергнутым административному наказанию за уп-
равление транспортным средством в состоянии опьянения, или за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, либо имеющим судимость за совершение в состоянии опьянения преступления, предусмотренного частями 2, 4 или 6 ст. 264 или ст. 264.1 УК РФ.
Таким образом, если лицо, которое было подвергнуто административному наказанию по статьям 12.8 или 12.26 КоАП РФ, повторно совершает аналогичные правонарушения, то оно привлекается не к административной, а к уголовной ответственности по ст. 264.1 УК РФ.
Проблемам и вопросам применения данной статьи посвящено достаточно большое количество публикаций.
В целом следует отметить, что многие ученые имеют противоположные мнения относительно состава данного преступления [3, с. 71— 74; 4, с. 20—23; 6, с. 363—366], а правоприменительная практика показывает его недостаточную эффективность [5, с. 216—233].
Некоторые ученые считают, что ст. 264.1 УК РФ противоречит принципу презумпции невиновности [2, с. 136].
В отрицательную сторону следует отметить то, что ужесточение ответственности привело к росту количества случаев оставления места ДТП с целью скрытия факта нахождения водителя в состоянии опьянения. Это обусловлено тем, что лица, совершившие ДТП в состоянии опьянения, которые скрылись с места происшествия, стали находиться в более «выгодном» положении, чем лица, оставшиеся и прошедшие процедуру освидетельствования, в результате которой подтвердился факт наличия опьянения.
Ранее лица, скрывшиеся с места ДТП, привлекались к уголовной ответственности по ст. 265 УК РФ «Оставление места дорожно-транспортного происшествия», но впоследствии
ЗАКОН И ПРАВО • 11-2021
данное деяние было декриминализовано и статья утратила силу.
В 2019 г. были внесены изменения в ст. 264 УК РФ, которые устанавливают ответственность за совершение ДТП, повлекшего тяжкие последствия, сопряженного с оставлением места его совершения. Законодатель фактически вернул обратно часть данной нормы, установив за оставление места ДТП в зависимости от тяжести последствий ответственность, аналогичную ответственности за совершение ДТП в состоянии опьянения.
Представляется, что указанные изменения не в полной мере решают данную проблему, так как существуют случаи, при которых лицо, скрывшееся с места ДТП и находящееся в состоянии опьянения, при определенных обстоятельствах может избежать уголовной ответственности.
Например, если лицо, ранее подвергнутое административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения, продолжает аналогичное противоправное поведение и совершает в состоянии опьянения ДТП, не повлекшее тяжких последствий, то в случае скрытия с места происшествия оно будет привлекаться не к уголовной ответственности по ст. 264.1 УК РФ за повторное совершение правонарушения, а к административной ответственности по ч. 2 или ч. 3 ст. 12.27. КоАП РФ «Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием».
Это становится возможным, так как факт нахождения лица в состоянии опьянения устанавливается только в рамках процедуры освидетельствования. В случае скрытия с места ДТП установить факт управления транспортным средством в состоянии опьянения по истечении определенного времени невозможно.
Статистические сведения подтверждают сделанные выводы.
Так, в 2019 г. по отношению к аналогичному периоду предыдущего года с января по май на 18% снизилось количество ДТП с пострадавшими, совершенных водителями, находившимися в состоянии алкогольного опьянения, а количество ДТП с пострадавшими, с места совершения которых водитель скрылся, а транспортное средство осталось на месте, — выросло на 27% [7].
Для устранения данной проблемы предлагается внести в Уголовный кодекс Российской Федерации следующие изменения и дополнения:
■ статью 264.1 после слов «медицинского освидетельствования на состояние опья-
нения» дополнить словами «или в случае оставления места дорожно-транспортного происшествия».
Представляется, что данное изменение позволит закрыть пробел в уголовном законодательстве, позволяющий лицу, управляющему транспортным средством в состоянии опьянения, избежать уголовной ответственности путем фактического совершения еще одного нарушения — скрытия с места ДТП.
Это в целом позволит стабилизировать ситуацию, связанную с сокрытием водителей с мест дорожно-транспортных происшествий, и снизить нагрузку на оперативные подразделения и сотрудников Госавтоинспекции, занимающихся розыском данных лиц.
Список источников
1. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 12 месяцев 2018 г.: Информац.-аналитич. обзор. М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России», 2018. С. 14.
2. Аюпова Г.Ш. Юридические последствия вынесения постановления о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) применительно к ст. 264.1 УК РФ // Актуальные проблемы рос. права. 2019. № 1 (98). С. 132—137.
3. Батурин С. С. О квалификации состава административного правонарушения и преступления по ст. 264.1 УК РФ // Административное право и процесс. 2016. № 12. С. 71—74.
4. Белъский А.И., Ягодиц Р. С. Проблемы правоприменения положений статьи 264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации / / Рос. следователь. 2017. № 9. С. 20—23.
5. Жуков А.М. Проблемы применения административной преюдиции при привлечении к уголовной ответственности за нарушение Правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному взысканию // Вестник Моск. ун-та МВД России. 2018. № 4. C. 216—223.
6. Мукабенов М.В., Тырышкин В.В. Проблемные аспекты деятельности сотрудников ГИБДД МВД России при выявлении преступлений, предусмотренных статьей 264. 1 УК РФ // Пробелы в рос. законодательстве. 2017. № 6. С. 363—366.2.
7. Показатели состояния безопасности дорожного движения: Информац.-аналитич. портал Госавтоинспекции // URL: http://stat. gibdd.ru (Дата обращения: 11.07.2019)
ЗАКОН И ПРАВО • 11-2021
References
1. Road traffic accidents in the Russian Federation for 12 months of 2018: Information and analytical review. Moscow: FKU «NC BDD of the Ministry of internal affairs of Russia», 2018. P. 14.
2. Ayupova G.Sh. Legal consequences of the decision to terminate a criminal case (criminal prosecution) in relation to Article 264.1 of the Criminal code of the Russian Federation // Actual problems of Russian law. 2019. № 1 (98). Pp. 132-137.
3. Baturin S.S. On the qualification of the composition of an administrative offense and a crime under Article 264.1 of the Criminal code of the Russian Federation // Administrative law and process. 2016. № 12. Pp. 71—74.
4. Belsky A.I., Buttocks R.S. Problems of law enforcement of the provisions of Article 264.1 of the
Criminal code of the Russian Federation // A Russian investigator. 2017. № 9. Pp. 20—23.
5. Zhukov A.M. Problems of application of administrative prejudice when bringing to criminal responsibility for violation of traffic rules by a person subjected to an administrative penalty // Bulletin of Moscow university of the Ministry of internal affairs of Russia. 2018. № 4. C. 216—223.
6. MukabenovM.V., Tyryshkin V.V. Problematic aspects of the activities of traffic police officers of the Ministry of internal affairs of Russia in detecting crimes under Article 264. 1 of the Criminal code of the Russian Federation // Gaps in Russian legislation. 2017. № 6. Pp. 363—366.2.
7. Indicators of the state of road safety: Information and analytical portal of the State Traffic Inspectorate // URL: http://stat .gibdd.ru (Accessed: 11.07.2019)
Информация об авторах
Семенов Е.Ю. — кандидат юридических наук
Кобзина П.В. — инспектор отделения дорожно-патрульной службы
Information about the authors
Semenov E.Yu. — candidate of law
Kobzina P.V. — inspector department of traffic police
Вклад авторов: авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 05.08.2021; одобрена после рецензирования 08.09.2021; принята к публикации 14.09.2021.
The article was submitted 05.08.2021; approved after reviewing 08.09.2021; accepted for publication 14.09.2021.
ЗАКОН И ПРАВО • 11-2021