УДК 343.3/.7 DOI 10.24412/2073-0454-2021-2-121-124
ББК 67.408.1 © Р.Б. Осокин, В.Г. Кокорев, 2021
Научная специальность 12.00.08 - уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право
К ВОПРОСУ О ПОВЫШЕНИИ ИНТЕНСИВНОСТИ КРИМИНАЛИЗАЦИИ ДЕЯНИЯ, СОПРЯЖЕННОГО С НАРУШЕНИЕМ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ЛИЦОМ, ПОДВЕРГНУТЫМ АДМИНИСТРАТИВНОМУ
НАКАЗАНИЮ (СТ. 264.1 УК РФ)
Роман Борисович Осокин, профессор кафедры юр2 «Цифровая криминалистика», доктор юридических наук, профессор
МГТУ имени Н.Э. Баумана (105005, Москва, 2-я Бауманская ул., д. 5, стр. 1) E-mail: [email protected]
Владимир Геннадьевич Кокорев, ассистент кафедры уголовного права и процесса
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина (392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33) E-mail: [email protected]
Аннотация. Отражены особенности проводимой уголовной политики Российской Федерации по совершенствованию ответственности за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. Подчеркивается целесообразность ст. 264.1 УК РФ «Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию», указывается на тенденцию снижения административных правонарушений, предусмотренных ст. 12.8 «Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения» и 12.26 «Невыполнение водителем транспортного средства требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения» КоАП РФ после криминализации этого деяния в УК РФ.
Наименование ст. 264.1 УК РФ - по сравнению с ее содержанием, отражает только наличие административной пре-юдиции, в то время как в ее содержании указывается и на наличие судимости у лица за совершение деяний, закрепленных в чч. 2, 4 и 6 ст. 264 УК РФ в состоянии алкогольного опьянения деяния.
Для разрешения подобной коллизии авторы предлагают два решения: первое - это расширить название ст. 264.1 УК РФ, убрав из ее наименования акцент на наличие «административного наказания», и второе - это дифференцировать содержащуюся в ней ответственность, отразив ее в двух статьях УК РФ (в ст. 264.1 УК РФ оставить административную преюдицию, а наличие судимости у лица за совершение преступлений, указанных в ч.ч. 2, 4 и 6 ст. 264 УК РФ, отразить в ч. 7 ст. 264 УК РФ).
Ключевые слова: дорожное движение, управление транспортным средством, административная ответственность, преступление, административная преюдиция, судимость, уголовная политика.
TO THE QUESTION OF INCREASING THE INTENSITY OF THE CRIMINALIZATION OF ACTION CONNECTING TO THE VIOLATION OF THE RULES OF THE ROAD TRAFFICKING BY A PERSON AFFECTED BY AN ADMINISTRATIVE PUNISHMENT (ART. 264.1 OF THE CRIMINAL CODE
OF THE RUSSIAN FEDERATION)
Roman B. Osokin, Professor of the Department Yur2 "Digital criminalistics", Doctor of Legal Sciences, Professor
Bauman Moscow State Technical University (105005, Moscow, 2-ya Baumanskaya str., 5, build. 1) E-mail: [email protected]
Vladimir G. Kokorev, Assistant of the Department of Criminal Law and Procedure Tambov State University of G.R. Derzhavin (392000, Tambov, ul. Internatsional'naya, 33) E-mail: [email protected]
Abstract. The article reflects the peculiarities of the criminal policy of the Russian Federation to improve liability for driving while intoxicated. The expediency of art. 264.1 of the Criminal Code «Violation of the rules of the road by a person, subject to administrative punishment», indicates a tendency to reduce administrative offenses under art. 12.8 «Driving by a driver,
intoxicated, transfer of control of the vehicle to a person intoxicated» and 12.26 «Failure by the driver of the vehicle to comply with the requirement to undergo a medical examination for intoxication» of the Administrative Code of the Russian Federation after criminalization of this act in the Criminal Code of the Russian Federation.
The authors emphasize that the name of art. 264.1 of the Criminal Code of the Russian Federation - in comparison with its content, reflects only the presence of administrative precedence, while its content indicates the presence of a criminal record of a person for committing acts fixed in hh. 2, 4 and 6 art. 264 of the Criminal Code of the Russian Federation while intoxicated acts.
To resolve such a conflict, the authors propose two solutions: the first is to expand the name of art. 264.1 of the Criminal Code, removing from its name the emphasis on the presence of «administrative punishment», and the second is to differentiate the liability contained in it, reflecting it in two articles of the Criminal Code of the Russian Federation (in art. 264.1 of the Criminal Code of the Russian Federation leave administrative precedence, and a person's criminal record for committing crimes specified in part 2, 4 and 6 of article 264 of the Criminal Code of the Russian Federation, be reflected in part 7 of article 264 of the Criminal Code of the Russian Federation).
Keywords: traffic, driving, administrative liability, crime, administrative precedence, criminal record, criminal policy.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Осокин Р.Б., Кокорев В.Г. К вопросу о повышении интенсивности криминализации деяния, сопряженного с нарушением правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию (ст. 264.1 УК РФ). Вестник Московского университета МВД России. 2021(2): 121-4.
В Российской Федерации проходит процесс совершенствования законодательства, направленного на предупреждение совершения дорожно-транспортных происшествий, в том числе и лицами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения.
Об этом может свидетельствовать принятый Федеральный закон от 23 апреля 2019 г. № 65-ФЗ «О внесении изменений в статьи 264 и 264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации», в соответствии с которым в ст. 264.1 были включены дополнение нормы, а именно: после слов «судимость за совершение» было дополнено словами: «в состоянии опьянения» (применимо к лицам, имеющим судимость за совершение преступления в состоянии опьянения, предусмотренного частями второй, четвертой или шестой статьи 264 УК РФ)1.
Также Федеральный закон от 17 июня 2019 г. № 146-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации», согласно которому ст. 263 УК РФ «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена» был дополнен квалифицированным составом, выраженным в причинении по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека либо причинении крупного ущербаи указанием на причинение по неосторожности: тяжкого вреда здоровью человека, смерти человека, смерти двух или более лиц, которые были совершены виновным лицом, находящимся в состоянии опьянения2.
1 О внесении изменений в статьи 264 и 264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 23 апр. 2019 г. № 65-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 17 апр. 2019 г.: одобрен Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 22 апр. 2019 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2019. № 17, ст. 2028.
2 О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 17 июня 2019 г. № 146-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 30 мая 2019 г.: одобрен Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 11 июня 2019 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2019. № 25, ст. 3166.
Первое преступление в рамках гл. 27 УК РФ «Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта», сопряженное с привлечением лица к уголовной ответственности за нахождение его в состоянии опьянения за рулем транспортного средства, было отражено в качестве отягчающего обстоятельства в ст. 264 УК РФ Федеральным законом от 13 февраля 2009 г. № 20-ФЗ «О внесении изменения в статью 264 Уголовного кодекса Российской Федерации»3.
Как было сказано в пояснительной записке к этому Федеральному закону, статистические сведения показывают, что каждое тринадцатое ДТП в России совершается водителями в состоянии опьянения4.
Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. № 528-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления ответственности за совершение правонарушений в сфере безопасности дорожного движения» было криминализировано деяние, сопряженное с нарушением правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию (ст. 264.1 УК РФ)5.
Пояснительная записка к данному Федеральному закону гласит, что это обусловлено распространенностью нахождения водителей в момент управления сво-
3 О внесении изменения в статью 264 Уголовного кодекса Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 13 февр. 2009 г. № 20-ФЗ (ред. от 31.12.2014): принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 28 янв. 2009 г.: одобрен Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 4 февр. 2009 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. № 7, ст. 788.
4 К проекту Федерального закона «О внесении изменений в статью 264 Уголовного кодекса Российской Федерации» [Электронный ресурс]: пояснительная записка. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
5 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления ответственности за совершение правонарушений в сфере безопасности дорожного движения: федер. закон Рос. Федерации от 31 дек. 2014 г. № 528-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 16 дек. 2014 г.: одобрен Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 25 дек. 2014 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2015. № 1, ч. I, ст. 81.
им транспортным средством в состоянии опьянения, а также совершением такими водителями ДТП с причинением тяжкого вреда здоровью либо смерти (включая двух и более) лиц1.
Таким образом, отечественный законодатель ужесточил ответственность за повторное нахождение лица за управлением транспортным средством, в состоянии алкогольного опьянения, (ч. 4 ст. 12.8 КоАП РФ, установленная Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 210-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», не распространяющая свое действие на ч. 3 ст. 12.8 КоАП РФ, т.е. управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения и не имеющим права управления транспортными средствами, либо лишенным права управления транспортными средствами)2.
Данное обстоятельство обусловлено двумя обстоятельствами.
1. Тем, что постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 г. № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» указывает на транспортное средство как один из источников повышенной опасности, а по смыслу ст. 1079 ГК РФ к источнику повышенной опасности следует отнести всю ту деятельность, которую человек не может осуществлять имея над ней полный контроль3, к которой относится управление транспортным средством.
В связи с тем, что деятельность по управлению транспортным средством исключается полный контроль над ситуацией со стороны человека, на лицо, управляющее этим транспортным средством, возлагается обязанность по обеспечению безопасности движения всеми доступными для него методами и средствами.
Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» дает следующее определение транспортных средств: это устройства, предназначенные для перевозки физических лиц, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, животных или оборудования, установленных на указанных
1 К проекту Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления ответственности за совершение правонарушений в сфере безопасности дорожного движения» [Электронный ресурс]: пояснительная записка. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2 О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федер. закон Рос. Федерации от 24 июля 2007 г. № 210-ФЗ (ред. от 31.12.2014): принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 6 июля 2007 г.: одобрен Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 11 июля 2007 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. № 31, ст. 4007.
3 О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или
здоровью гражданина: постановление Пленума Верховного Суда Рос. Федерации от 26 янв. 2010 г. № 1 // Рос. газ. 2010. 5 февр.
транспортных средствах устройств, в значениях, определенных транспортными кодексами и уставами4.
Кроме того, транспортную безопасность - исходя из законодательных и доктринальных позиций -можно толковать как состояние транспортной системы, которое позволяет обеспечивать национальную безопасность и национальные интересы в области транспортной деятельности, устойчивость этой деятельности, способность предотвращать нанесение вреда здоровью и жизни людей, ущерба имуществу и окружающей среде, минимизировать общенациональный экономический ущерб при транспортной деятельности.
2. Кроме того, следует обратить внимание на распространенность пребывания водителей в состоянии опьянения за управлением транспортным средством в статистических данных Судебного департамента Верховного Суда Российской Федерации.
В 2012 г. не дифференцировалось число лиц, привлеченных по ст. 12.8 КоАП РФ, однако, в целом было привлечено к ответственности значительное число правонарушителей по данной статье КоАП РФ -670388, в 2013 г. ответственностьдифференцировалась за управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения - 629368 и передачу управления транспортного средства лицу, находящемуся в состоянии опьянения - 10320, такая же дифференциация сохранилась и в 2014 г.
В результате в первом случае поступило дел -574464, а во втором - 8968, такое же деление сохранилось и в последующие годы: в 2015 г. - по первому поступило 506302 дела, по второму — 8131; в 2016 г. - в первом случае - 408066, во втором - 6519, в 2017 г. -в первом случае- 369614, во втором- 5859; в 2018 г. - в первом случае - 319189, во втором - 4586, в 2019 г. - в первом случае - 235676, во втором случае - 4138 и в третьем случае (за управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения и не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным права управления транспортными средствами) - 54126.
Иным альтернативным квалифицирующим признаком ст. 264.1 УК РФ является невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, за что административная ответственность установлена в ст. 12.26 КоАП РФ.
Статистические данные указывают, что в 2012 г. по данной статье КоАП РФ поступило 370054 дела, в 2013 г. - 360946, в 2014 г. - 379231, в 2015 г. - 334983, в 2016 г. - 270486, в 2017 г. - 243230, в 2018 г. - 207852, в 2019 г. - 194301.
4 О транспортной безопасности: федер. закон от 09 февр. 2007 г. № 16-ФЗ (ред. от 02.08.2019): принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 19 янв. 2007 г.: одобрен Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 2 февр. 2007 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. № 7, ст. 837.
Вместе с тем за полгода 2015 г. с момента вступления в силу ст. 264.1 УК РФ было осуждено 18987 человек, в 2016 г. было осуждено - 75271, в 2017 г. - 72018, в 2018 г. - 66287, в 2019 г. - 595431.
Таким образом, усиление ответственности за нахождение лица, управляющего транспортным средством в состоянии опьянения, имеет предупредительный характер, о чем могут свидетельствовать приведенные статистические данные.
Общественная опасность управления транспортным средством лицом, находящимся в состоянии алкогольного опьянения, обусловлена потенциальной угрозой нарушения правил дорожного движения, вследствие чего могут возникнуть дорожно-транспортные происшествия.
Причем надо заметить, что любое ДТП, даже если оно не нанесло вред человеческой жизни или здоровью, влечет определенные последствия имущественного характера (причинение вреда самому автотранспортному средству).
Такая ситуация тоже является общественно опасной, ведь к числу благ человека и гражданина в нашем государстве относится и имущественное право, право собственности. Оно также охраняется законом, как и любые другие блага.
С другой стороны, само нахождение в состоянии алкогольного опьянения - с точки зрения законодательной установки - является нарушением установленных в определенном порядке правил поведения на дороге. Данное состояние относится к варианту нарушений правил дорожного движения в связи со спецификой реакции организма на алкоголь и поведением человека под воздействием алкоголя.
Состояние алкогольного опьянения само по себе-не вариант преступного поведения, а лишь нарушение профессиональной дисциплины. Реализация же признака противоправности происходит в тот момент, когда лицо, находящееся за рулем в состоянии алкогольного опьянения, нарушает правила дорожного движения.
На наш взгляд, общественная опасность управления транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, помимо вышесказанного, характеризуется еще и тем, что пьяный водитель - и так управляя источником повышенной опасности - имеет прямой умысел на совершение в дальнейшем деяний, которые могут привести к вредным последствиям.
Это связано с тем, что к водителю предъявляются достаточно высокие требования, ведь вступая в ряды автомобилистов, он становится частью огромной си-
стемы, которая должна действовать четко, чтобы избежать гибели и травматизма людей. А водитель в состоянии алкогольного опьянения сразу ставит под угрозу всех окружающих.
Необходимо особо отметить, что ст. 264.1 УК РФ отражает ответственность за наличие судимости у лица за причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего либо гибели одного, либо двух и более лиц, когда водитель находился в состоянии опьянения.
Таким образом, содержание ст. 264.1 УК РФ является более широким по сравнению с ее наименованием, так как в названии сделан акцент только на наличии у лица административной ответственности за нарушение им правил дорожного движения, которое действует, как правило, в период года со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания (ст. 4.6 «Срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию» КоАП РФ)2, но не упоминается про наличие судимости у лица за совершение деяний, отраженных в ч.ч. 2, 4 и 6 ст. 264 УК РФ.
Поэтому, по нашему мнению, для разрешения подобной коллизии необходимо:
1) Расширить наименование ст. 264.1 УК РФ, которое может быть звучать так: «Нарушение правил дорожного движения лицом, находящимся в состоянии алкогольного опьянения», где непосредственно не употребляется указание на наличие административного наказания за подобное правонарушение либо судимости, как это есть, например, в названии ст. 151.1 УК РФ «Розничная продажа несовершеннолетним алкогольной продукции»;
2) Дифференцировать деяние, отраженное в ст. 264.1 УК РФ на две статьи УК РФ.В 264.1 УК РФ оставить именно административную преюдицию, которая и отражена в названии этой статьи уголовного закона, а наличие судимости за совершение преступлений в состоянии алкогольного опьянения (ч.ч. 2, 4 и 6) поместить в качестве особого квалифицированного состава ст. 264 УК РФ с отражением признака повторности что, например, присутствует в диспозиции ч. 2 ст. 180 УК РФ.
В целом криминализация деяния, отраженного в ст. 264.1 УК РФ, является, как показали статистические данные, эффективным способом предупредительного воздействия на указанные правонарушения, так как способствует сокращению подобных административных правонарушений в Российской Федерации.
1 Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации. URL:http://www.cdep.ru/index.php?id=79 (дата обращения: 23.05.2020).
2 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 24.04.2020): принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 20 дек. 2001 г.: одобрен Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 26 дек. 2001 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 1,ч. 1, ст. 1.