References:
1. Antoshkina A.V., Belova E.O. Reserves for reducing oil production costs// Management of socio-economic development of regions: problems and solutions: collection of articles of the 11th International Scientific and Practical Conference. Kursk, 2021. pp. 60-65.
2. Kolomyts O.N., Chernikova V.E., Faramazyan L.G. Creation of regional entrepreneurial ecosystems based on the resource potential of small and medium-sized businesses // Economics and management of management systems. 2017. No. 4-1 (26). pp. 120-126.
3. Belova E.O. Improving the efficiency of production systems // Improving labor productivity as a strategic factor of competitiveness: materials of a scientific and practical conference. 2017. pp. 166-173.
4. Chernikova V.E. Business ecosystem as an effective mechanism of interaction of organizations within the digital economy // Business management in the digital economy. collection of abstracts of speeches. St. Petersburg State University. 2018. pp. 75-77.
5. Faramazyan L.G., Belova E.O. The impact of digitalization on the transformation of institutions within the institutional economy // Current aspects of institutional economics: the evolution of views and geopolitical challenges. Materials of the III International Scientific and practical Conference. 2019. pp. 409-413.
6. Antoshkina A.V., Prokhorova V.V., Aluyan S.V. Economics, organization and planning in the management of oil and gas complex enterprises. - Krasnodar: KubSTU, 2020. - 227 p.
EDN: UKAJKA
Д.А. Брагин - к.э.н., старший преподаватель кафедры «Маркетинг», ФГАО ВО РУДН, bragin-da@rudn. university,
D.A. Bragin - Candidate of Economic Sciences, Senior Lecturer of the Department of Marketing People's Friendship University of Russia (RUDN University), [email protected].
ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКО-КИТАЙСКИХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ PROSPECTS FOR RUSSIAN-CHINESE ECONOMIC RELATIONS IN THE TRANSFORMATION OF THE WORLD ECONOMY
Аннотация. На современном этапе развития, в условиях усиления торговых и финансовых ограничительных мер со стороны государств, осуществляющих «недружественную» политику в отношении России [1], дальнейший рост отечественной экономики невозможен без актуализации стратегии развития внешнеэкономических, торговых и инвестиционных связей с основными странами партнерами. Для достижения стабильности развития отечественной экономики в условиях ограничения доступа к технологической и научно-технической международной кооперации, импорту товаров и технологий первоочередной задачей является формирование новой модели внешнеэкономического сотрудничества с целью повышения конкурентоспособности Российской экономики в условиях крайне агрессивной внешней среды. В этой связи экономическое взаимоотношения между Россией и Китаем становятся предметом активного изучения со стороны научной, деловой и политической общественности. В месте с тем, необходимо отметить, что несмотря на высокий уровень сложившейся неопределённости в современной мировой экономике, объемы двусторонней торговли и взаимных прямых инвестиций между Россией и Китаем продолжают стабильно расти. В последние годы отмечается значительный рост вовлеченности китайских компаний, в том числе с государственным участием в экономику России, что связано как с изменением роли Китая в международном экономическом пространстве, так и с усилением межгосударственного взаимодействия двух стран. На современном этапе развития двусторонних взаимоотношений между Россией и Китаем вопросы политического и экономического сотрудничества двух стран приобретают особую актуальность. В статье проводится анализ структуры и динамики внешнеторговых отношений и объема прямых инвестиций китайских компаний в экономику России. Автором делается вывод о том, что в условиях новых вызовов в международном экономическом пространстве сохраняется тенденция к наращиванию взаимовыгодного экономического сотрудничества между Россией и Китаем, а объем Китайских инвестиций в Российскую экономику не велик и имеется значительный потенциал к наращиванию их объемов.
Abstract. At the present stage of development, in the context of strengthening trade and financial restrictive measures on the part of states implementing an "unfriendly" policy towards Russia [1], further growth of the domestic economy is impossible without updating the strategy for developing foreign economic, trade and investment relations with the main partner countries. To achieve stability in the development of the domestic economy in the context of limited access to technological and scientific and technical international cooperation, import of goods and technologies, the primary task is to form a new model of foreign economic cooperation in order to increase the competitiveness of the Russian economy in an extremely aggressive external environment. In this regard, economic relations between Russia and China are becoming the subject of active study by the scientific, business and political community. At the same time, it should be noted that despite the high level of current uncertainty in the modern world economy, the volume of bilateral trade and mutual direct investment between Russia and China continues to grow steadily. In recent years, there has been a significant increase in the involvement of Chinese companies, including those with state participation in the Russian economy, which is associated both with the changing role of China in the international economic space and with the strengthening of interstate cooperation between the two countries. At the present stage of development of bilateral relations between Russia and China, the issues of political and economic cooperation between the two countries are of particular relevance. The article analyzes the structure and dynamics of foreign trade relations and the volume of direct investment by Chinese companies in the Russian economy. The author concludes that in the face of new challenges in the international economic space, there is a tendency to increase mutually beneficial economic cooperation between Russia and China, and the volume of Chinese investments in the Russian economy is not large and there is a significant potential for increasing their volumes.
Ключевые слова: прямые иностранные инвестиции, внешнеэкономическая торговля, Россия и Китай, торговые и финансовые ограничительные меры, санкции против России.
Keywords: foreign direct investment, international trade, Russia and China, trade and financial restrictive measures, sanctions against Russia.
Современная история Российско-Китайских взаимоотношений свидетельствует о наличии схожих взглядов в отношении совместного развития двух государств в глобальном международном пространстве. Еще до нынешних экономических потрясений наши страны предпринимали осознанные шаги в направлении усиления торгового и экономического сотрудничества. Подписание 16 июля 2001 года Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Россией и КНР заложило основу для динамичного и углубленного развития двустороннего взаимодействия. В нынешних реалиях принципы и положения, лежащие в основе данного договора, приобретают новый, более актуальный смысл, для дальнейшего развития взаимовыгодного стратегического партнерства. В условиях новых вызовов в глобальной мировой экономике наличие долгосрочной совместной стратегии развития позволяет укреплять и наращивать геополитические и торгово-экономические взаимосвязи. В научном и экспертном сообществе отмечается, что совместное объявление Председателем КНР Си Цзиньпинем и Президентом РФ Владимиром Путиным в 2019 году о развитии между КНР и РФ отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия наполнили двусторонние связи новым содержанием, включающим в себя взаимопомощь и поддержку, глубокую интеграцию и сближение, опору на инновационный подход, взаимную выгоду [2]. Активное развитие внешнеторговых и инвестиционных взаимоотношений между двумя странами в последние годы формирует как новые возможности в сфере российско-китайского экономического сотрудничества, так и серьезные вызовы для отечественной экономики.
В статье предпринимается попытка проведения анализа состояния взаимной торговли между Россией и Китаем, а также инвестиционной активности двух стран на современном этапе развития. Автором дается оценка текущему состоянию и динамике двухсторонней торговли и инвестиционной деятельности двух стран путем анализа статистических данных. Информационно-статистическая база исследования сформирована на основе данных Центрального Банка РФ, Российского экспортно-импортного банка, Межправительственной комиссии по российско-китайским инвестициям, Китайского экспортного банка, Министерства экономического развития РФ, Федеральной таможенной службы РФ, Главного таможенного управления КНР, Евростата.
Современная история Российско-Китайского взаимодействия начинается 5 марта 1992 года, с подписания соглашения о торгово-экономических отношениях между Россией и Китаем, ставшим в последствии правовой основой для сотрудничества двух государств. 16 июля 2001 года был подписан Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве который отражает текущие основные принципы и направления двустороннего взаимодействия между Россией и Китаем. В контексте данного документа отношения между двумя странами строятся на основе «равноправного доверительного партнерства и стратегического взаимодействия» [3]. Традиционно важную роль в развитии российско-китайских отношений играет механизм последовательного межгосударственного диалога на высшем уровне. На сегодняшний день насчитается более 30 межправительственных постоянно действующих структур, таких как комиссии и рабочие группы, взаимодействующих по вопросам улучшения политических, гуманитарных, экологических, торгово-экономических, финансовых и промышленных отношений. Такая модель взаимоотношений также включает в себя встречи высших руководителей государств, а также глав России и Китая на постоянной основе. Благодаря этим встречам, сохраняется стабильность их партнёрства и предоставляется возможность информировать друг друга о своих целях и намерениях, заключать соглашения и подписывать договора, решать конкретные вопросы, касающиеся дальнейшего сотрудничества. Также активно сотрудничают законодательные органы, политические и общественные партии РФ и КНР. Такого разностороннего взаимодействия у России нет ни с одной другой страной мира.
С момента подписания Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве активный стимул получило развитие торговых и экономических взаимоотношений между Россией и Китаем во многом благодаря достижению взаимопонимания по основным стратегическим вопросам в экономической, политической, социальной, экологической, гуманитарной и других сферах деятельности в тот период времени. Даже не смотря на вызовы и угрозы, с которыми столкнулась Россия в 2014 году после введения внешнеэкономических санкций со стороны стран Запада и Евросоюза, а также со спадом мировой экономики в 2020 году в следствии распространения коронавирусной инфекцией COVID-19 объемы внешнеторговых показателей между Россией и Китаем стабильно росли и в 2021 году достигли рекордных исторических показателей, составив более 140 млрд. долларов США (рисунок 1) [4].
Рисунок 1 - Динамика объема внешней торговли между Россией и Китаем (млрд долларов США)
Благодаря сложившемуся экономическому сотрудничеству, выражающемуся во взаимодополняемости двух экономик, руководством двух стран планируется довести объемы внешней торговли до уровня в 200 млрд. долларов США в самой ближайшей перспективе [5]. С учетом сохранения существующей динамики достижение данных показателей видится весьма реальным даже в условиях внешней экономической и политической неопределенности.
Начиная с 2010 года Китай начинает прочно занимать первое место в объёме внешнеторгового оборота среди всех стран экономических партнеров России. Причем из года в год Китай значительно усиливал свои лидирующие позиции в данном направлении, заняв в 2021 году долю в 18 % во внешнеторговом обороте России (рисунок 2) [6].
Рисунок 2 - Доля основных стран во внешней торговле России (%)
Несмотря на то, что Китай традиционно является внешнеэкономическом партнером номер один для России, в торговой структуре среди стран внешнеэкономических партнеров Китая Россия занимает лишь 11 место. По данным Главного таможенного управления Китая в 2021 году основными внешнеэкономическими партнерами Китая стали Евросоюз с оборотом 828,1 млрд долларов США и Соединенные штаты Америки с оборотом 755,6 млрд долларов США.
Необходимо отметить, что в условиях активного роста объемов взаимной торговли между Россией и Китаем актуальным остается вопрос качества структуры торговли между двумя странами. Можно отметить, что товарная структура торговли между Россией и Китаем остается практически неизменной на протяжении последних нескольких лет и имеет существенный дисбаланс по категориям товаров. Экспорт со стороны России отличается преобладанием товаров с низкой добавленной стоимостью, в основном за счет сырья и энергоносителей. Импорт же напротив характеризуется преобладанием товаров с высокой добавленной стоимостью за счет механических и электрических изделий из Китая (рисунок 3) [7]. Вместе с тем обращает на себя внимание тот факт, что до настоящего момента времени основными потребителями энергоресурсов из России остаются страны ЕС [8], од-
нако нужно принимать во внимание что в условиях сохранения агрессивной внешней среды по отношению к России в ближайшей перспективе можно ожидать значительное сокращение объемов поставок энергоресурсов в Европу [9] и перераспределение их в сторону Китая, что возможно приведет к еще большему сужению внешнеторговой специализации для России по отношению к Китаю.
Помимо этого, в научном и бизнес-сообществе к факторам, тормозящим развитие диверсификации торгового сотрудничества между двумя странами, относят проблемы недостаточного развития транспортной, логистической и таможенной инфраструктуры в России, а также сложности установления связей на уровне малого и среднего Российского и Китайского бизнеса [10].
Рисунок 3 - Структура росийско-китайской внешнеэкономической торговли в 2021 году
В последнее время к одним из первоочередных вопросов для России является минимизация негативных последствий от введения торговых и экономических ограничений со стороны недружественных стран с одной стороны путем либерализации экспортной политики и обнуления ввозных пошлин по некоторым категориям товаров, с другой стороны переориентацией импорта на страны партнеры, в первую очередь Китай. Так же, в условиях ограничения передвижения отдельных товаров в Россию, в конце марта 2022 года Правительством РФ было утверждено постановление [11] об отмене ответственности в России за так называемый «параллельный» импорт с целью устранения ценовой и ассортиментной дискриминации отечественных потребителей. Данный комплекс мероприятий в ближайшей перспективе приведет к увеличению в структуре экспорта в Россию из Китая товаров с высокой добеленной стоимостью, таких как промышленное оборудование, транспортные средства, электроника и бытовая техника, а также промышленные товары промежуточного назначения, которые становятся недоступными к поставкам на территорию России и стран ЕС, США, Японии, Южной Кореи и ряда других стран в следствии реализации правительствами этих стран недружественной торгово-экономической политики по отношению к России.
Прямые иностранные инвестиции являются важнейшей формой внешнеэкономического сотрудничества между Россией и Китаем, а их динамика является отражением текущего состояния стратегического взаимодействия по вопросам глобальной стабильности, повышения конкурентоспособности и устойчивости экономик двух стран. Китай, начиная с 2015 года прочно удерживает позицию нетто-экспортера прямых иностранных инвестиций. До недавнего времени основными направлениями для китайских инвестиций традиционно считались США и страны Евросоюза, однако резкое падение прямых инвестиций Китая в экономику США с более чем 50 млрд. долларов США в 2016 году до 1,1 млрд долларов США в 2020 году [12], вызванное феноменом «секьюритизации» экономики США по отношению к Китаю [13] сегодня дает стимулы к поиску новых возможностей и направлений для инвестиций.
По оценкам Центрального Банка России общий объем прямых иностранных инвестиций в экономику России в 2021 году вырос в 3,8 раза по сравнению с 2020 годом и составил 30,7 млрд долларов США [14]. Существенный рост обусловлен наличием отложенного спроса на реализацию инвестиционных проектов как в мире в целом, так и на территории России в частности, вызванного ростом неопределенности в условиях распространения коронавирусной инфекции СОУГО-19 в 2020 году. Китай, традиционно, наряду с Германией и США входит в ТОП-3 стран по объему инвестиций
в Российскую экономику [15]. Вместе с тем, несмотря на высокие темпы прироста уровня прямых иностранных инвестиций в экономику России в 2021 году, данные показатели находятся существенно ниже уровней 2013 года (рисунок 4) [16] во многом благодаря введенным санкциям против экономики России в 2014 году странами западной коалиции.
Рисунок 4 - Динамика объема ПИИ в экономику России (млрд долл. США)
В современных условиях новых вызовов в международной экономической среде и ограничения притока инвестиций со стороны западных компаний Китай для России становится важным партнером в сфере инвестиционного взаимодействия. Вместе с этим необходимо принимать во внимание, что внешняя политика Китая формируется на основе выстраивания связей с крупными мировыми державами ступенчато, стараясь расширять свою сферу деятельности и присутствия постепенно, предпочитая действовать в рамках так называемой политики «мягкой силы» [17]. В последнее время все большую актуальность приобретает вопрос необходимости выработки более действенной и устойчивой модели инвестиционного сотрудничества.
В настоящий момент времени существует ряд объективных причин, таких как недостаточный уровень доверия в деловой среде, низкий уровень открытости рынков, существенные различия в культурных аспектах взаимодействия, которые объясняют низкий уровень инвестиционной активности в России со стороны частных Китайских компаний. Однако данный пробел компенсируется активным участием компаний, где доминирующую роль играет государство. Традиционно крупнейшими компаниями инвесторами являются компании с государственным участием (таблица 1) [18]. Частная компания Alibaba занимает лишь 12 место среди китайских компаний, осуществивших зарубежные инвестиции в 2020 году. Основными отраслями, в которые инвестируют китайские компании и корпорации в мировой экономике традиционно являются добыча углеводородов и других полезных ископаемых, транспортная инфраструктура, металлургия, строительство и связано это в первую очередь с удовлетворением потребностей быстрорастущей экономикой Китая [19].
Таблица 1 - Крупнейшие китайские компании осуществляющие зарубежные инвестиции в 2020 г.
№ Компания Доля в общем объеме ПИИ %
1 China State Construction Engineering 18,1
2 China Railway Construction Corp. 15,4
3 Power Construction Corp. (PowerChina) 11
4 China Petrolium and Chemical (Sinopec) 9,7
5 China Communication Construction 7,5
6 Zijin Mining 6,6
7 China National Off-shore Oil (CNOOC) 6,5
8 China Energy Engineering 6,3
9 China Minmetals 4,7
10 China Merchants Group-led consortium 4,1
11 China National Machinery Industry (Sinomach) 3,5
12 Alibaba 3,3
Динамика и структура прямых иностранных инвестиций в экономику России со стороны Китая в целом соответствует тенденциям инвестиционной активности китайских компаний в мире. Анализ статистических данных отраслевого распределения китайских инвестиций в российской экономике свидетельствует о том, что за последние 10 лет значительные объемы капиталовложений со
стороны китайских инвесторов были сосредоточены в нефтегазовой, угольной и добывающей промышленности (рисунок 5) [20]. Негативным фактором такого распределения инвестиций может явится угроза попадания в технологическую и финансовую зависимость некоторых отраслей экономики России от Китая, а также закрепление за Россией статуса поставщика ресурсов для китайской экономики. Принимая во внимание этот факт, в 2014 году с целью развития инвестиционного сотрудничества, в том числе в не сырьевых секторах экономики, между двумя странами было подписано соглашение о создании Российско-Китайской Межправительственной комиссии по инвестиционному сотрудничеству. В 2015 году был утвержден первый перечень, состоящий из 58 совместных инвестиционных проектов общей стоимостью около 20 млрд долл. США [21]. В рамках деятельности комиссии в ноябре 2021 года был утвержден скорректированный перечень приоритетных инвестиционных проектов, включающий уже 68 проектов в различных сферах и отраслях на общую сумму 112 млрд долларов США.
2ÜÜ6 2ÜÜ7 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 201S 2019 2020 2021
■ Энергоресурсы Сельское хозяйство ■ Химическая промышленность
■ финансы ■ Логистика и транспорт ■ 'Металлургия
■ Технологии Недвижимость ■ Другое
Рисунок 5 - Показатели ПИИ Китайских компаний в экономику России в отраслевом разрезе (млн долл. США)
К наиболее значимым и успешным проектам, реализованным в рамках совместной деятельности комиссии можно отнести следующие:
• строительство завода по производству бытовой техники компанией Haier в г. Набережные Челны с общим объемом финансирования 10 млрд рублей;
• строительство завода по производству автомобилей Great Wall под маркой HAVAL в тульской области;
• создание совместного производства двигателей КАМАЗ и WEICHAI в Ярославской области;
• создание Российско-китайского агрохолдинга на Дальнем Востоке с АО «Легендагро Холдинг»;
• строительство комплекса под производство полиэтилена мощностью 2700 тыс. тонн в г. Свободный;
• создание терминально-логистического комплекса «Белый Раст» в Московской области;
• строительство комплекса по производству аммиака Тульской области;
• строительство Газо-химического комплекса в поселке Усть-Луга Иркутской области и др.
В условиях распространения коронавирусной инфекции прошедшие два года оказались непростыми для глобальной экономики в целом и экономических отношений между Россией и Китаем, в частности. Закрытие международных транспортных коридоров, остановка производств оказали существенное влияние на экономическую активность и товарно-экономические взаимоотношения между Китаем и Россией. Однако в 2021 году наблюдались резкие темпы восстановления по всем направлениям политических и экономических взаимоотношений между двумя странами, а по внешнеторговому сотрудничеству были достигнуты исторически рекордные уровни. Безусловно на дальнейшее развитие российско-китайских торговых отношений будет оказывать влияние совокупность геополитических факторов, которая сегодня не поддается однозначной оценке и прогнозам, однако модно отметить, что глубокие изменения глобальных политических и экономических условий создают дополнительные возможности для расширения сотрудничества Китая и России.
В течение долгого времени Китай и Россия уделяли достаточно много внимания формированию внешнеторговых и инвестиционных связей со странами запада. Однако в настоящее время, в эпоху стремительных изменений международной политической и экономической конъюнктуры вопросы актуализации внешнеэкономической деятельности приобретают все большую важность. Сегодня Китай в сфере международного сотрудничества превратился из импортера иностранного капита-
ла в крупнейшее государство инвестора, обладая значительными валютными резервами и возможностями инвестиционной деятельности за рубежом. В свою очередь Россия в условиях дефицита доступа к международному рынку капитала в следствии введенных торговых и финансовых ограничений со стороны западных стран пытается увеличить объем привлечения китайских инвестиции в энергетику, транспорт, связь, инфраструктуру и другие отрасли для повышения уровня индустриализации и расширения возможностей преобразования российской экономики.
Можно сделать вывод, что в современных условиях трансформации глобальной экономической системы усиление инвестиционного и внешнеторгового сотрудничества России и Китая будет способствовать повышению устойчивости и конкурентоспособности национальных экономик двух стран. Вместе с тем вызывает опасение тот факт, что на фоне роста внешнеэкономического сотрудничества происходит сужение внешнеторговой специализации России в сторону экспорта исключительно сырьевых энергоресурсов и импорта продукции с высокой степенью добавленной стоимости. Введение торговых и финансовых ограничений со стороны недружественных стран в отношении России приведет только к усилению несимметричности товарной номенклатуры во взаимной торговле. Можно констатировать, что экономическое сотрудничество между Россией и Китаем в условиях крайне агрессивной внешней среды будет оставаться несбалансированным в ближайшей перспективе.
Актуальной задачей в условиях внешней агрессивной среды является совершенствование внешнеторгового и инвестиционного взаимодействия между двумя странами путем развития взаимовыгодного сотрудничества в сфере высоких технологий, научных исследований, авиационной, космической и атомной промышленности. Дальнейшее развитие стратегического экономического сотрудничества позволит повысить эффективность использования имеющихся природных ресурсов и производственного потенциала в том числе для реализации значимых совместных инвестиционных проектов в наукоемких и высокотехнологичных отраслях. В современных условиях существования внешней агрессивной среды комплиментарность экономик России и Китая будет усиливаться.
Источники:
1. Постановление Правительства Российской Федерации №430-р от 05 марта 2022 год.
2. 20-летие Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР: сборник статей / гл. ред. И. С. Иванов, Се Фучжань; [сост. А. В. Кортунов, И. Н. Тимофеев, К. А. Кузьмина]; Российский совет по международным делам (РСМД). - М.: НП РСМД, 2021. - 276 с. - ISBN 978-5-6044863-1.
3. Луконин С.А. Россия и Китай: пределы сотрудничества // Научные труды Вольного экономического общества России. -2019. - Т. 220. - № 6. - С. 71-82.
4. https://customs.gov.ru/folder/511 - статистика ФТС РФ по ПИИ в Россию.
5. http://www.kremlin.ru/events/president/news/67694 Статья В.В. Путина для китайского информационного агентства «Синь-хуа». «Россия и Китай: стратегическое партнёрство, ориентированное в будущее.» Дата обращения 25.03.2022.
6. https://customs.gov.ru/folder/921 - статистика ФТС по внешней торговле с основными странами.
7. https://customs.gov.ru/folder/523- статистика ФТС РФ по внешней торговле в разрезе по отраслям.
8. https://ec.europa.eu/eurostat/web/products-eurostat-news/-/ddn-20220307-1 - Energy represented 62% of EU imports from Russia.
9. https://www.rbc.ru/business/10/03/2022/6228745b9a79475abc907aca «Как Евросоюз планирует отказываться от российских газа, нефти и угля».
10. Российско-китайский диалог: модель 2021: доклад № 70/2021 / [А.А. Маслов (рук.), А.В. Кортунов (рук.) и др.; Х. Чжао (рук.) и др.]; Российский совет по международным делам (РСМД). - М.: НП РСМД, 2021. - 201 c. - Авт. и ред. указаны на обороте тит. л. - ISBN 978-5-6044863-6-8.
11. Постановление Правительства РФ №506 от 29.03.2022.
12. https://cbr.ru/statistics/macro_itm/svs Статистика ЦБ РФ.
13. https://www.aei.org/wp-content/uploads/2021/01/Chinese-Investment-January-2021.pdf обзор China Global Investment Tracker.
14. https://cbr.ru/statistics/macro_itm/svs/ Статистика ЦБ РФ.
15. https://go.ey.com/3wTyE2p Инвестиционная привлекательность стран Европы в 2020 году. Россия.» Доклад компании Ernst&Yangs в рамках ПМЭФ-2021.
16. Восточная Азия: прошлое, настоящее, будущее. 2021 / Рос. акад. наук; Ин-т Дальнего Востока; отв. ред. сост. Ю.В. Ку-линцев. - М. : ИДВ РАН, 2022. - 352 с. ISBN 978-5-8381-0403-8.
17. Кузнецов, А.В. Прямые иностранные инвестиции стран Восточной Азии: Китай, Япония, Республика Корея, Монголия: монография / А.В. Кузнецов. - Москва: Русайнс, 2020. - 209 с. - 1000 экз. - ISBN 978-5-4365-2537-2.
18. China Belt and Road Initiative investment report H1 2021. https://greenfdc.org/wp-content/uploads/2021/ 07/21_07_22_BRI-Investment-Report-H1-2021 .pdf.
19. American Enterprise Institute (AEI) and Derek Scissors, "China Global Investment Tracker H1 2021," China Global Investment Tracker (Washington: American Enterprise Institute, July 2021).
20. http://www.aei.org/china-global-investment-tracker/.
21. http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/investcoop/ruschin/ Межправительственная российско-китайская комиссия по инвестиционному сотрудничеству [Электронный ресурс] // Министерство экономического развития Российской Федерации. References:
1. Government's decree of the Russian Federation No. 430-r March 05, 2022.
2. 20th Anniversary of the Treaty of Good Neighborliness, Friendship and Cooperation between the Rusian Federation and the PRC: Collection of Articles / ch. ed. I. S. Ivanov, Xie Fuchzhan; [comp. A. V. Kortunov, I. N. Timofeev, K. A. Kuzmina]; Russian In-
temational Affairs Council (RIAC). - M.: NP RIAC, 2021. - 276 p. - ISBN 978-5-6044863-1.
3. Lukonin S.A. Russia and China: the limits of cooperation // Scientific works of the Free Economic Society of Russia. - 2019. - T. 220. - No. 6. - S. 71-82.
4. https://customs.gov.ru/folder/511 - statistics of the Federal Customs Service of the Russian Federation on FDI in Russia.
5. http://www.kremlin.ru/events/president/news/67694 Article by V.V. Putin for the Chinese news agency Xinhua. "Russia and China: a strategic partnership oriented towards the future." Retrieved 25.03.2022.
6. https://customs.gov.ru/folder/921 - FCS statistics on foreign trade with major countries.
7. https://customs.gov.ru/folder/523 - statistics of the Federal Customs Service of the Russian Federation on foreign trade by industry.
8. https://ec.europa.eu/eurostat/web/products-eurostat-news/-/ddn-20220307-1 - Energy represented 62% of EU imports from Russia.
9. https://www.rbc.ru/business/10/03/2022/6228745b9a79475abc907aca "How the EU plans to abandon Russian gas, oil and coal".
10. Russian-Chinese Dialogue: Model 2021: Report No. 70/2021 / [A.A. Maslov (heads), A.V. Kortunov (head) and others; H. Zhao (leader) and others]; Russian International Affairs Council (RIAC). - M.: NP RIAC, 2021. - 201 p. - Auth. and ed. listed on the back of tit. l. - ISBN 978-5-6044863-6-8.
11. Decree of the Government of the Russian Federation No. 506 dated March 29, 2022.
12. https://cbr.ru/statistics/macro_itm/svs Source: Central Bank of the Russian Federation.
13. https://www.aei.org/wp-content/uploads/2021/01/Chinese-Investment-January-2021.pdf overview of China Global Investment Tracker.
14. https://cbr.ru/statistics/macro_itm/svs/ Statistics of the Central Bank of the Russian Federation.
15. https://go.ey.com/3wTyE2p Investment attractiveness of European countries in 2020. Russia." Report by Ernst&Yangs at SPIEF 2021.
16. East Asia: past, present, future. 2021 / Rus. acad. sciences; Institute of the Far East; resp. ed. comp. Yu.V. Kulintsev. - M. : IDV RAN, 2022. - 352 p. ISBN 978-5-8381-0403-8.
17. Kuznetsov, A.V. Direct foreign investments of East Asian countries: China, Japan, Republic of Korea, Mongolia: monograph / A.V. Kuznetsov. - Moscow: Rusajns, 2020. - 209 p. - 1000 copies. - ISBN 978-5-4365-2537-2.
18. China Belt and Road Initiative investment report H1 2021. https://greenfdc.org/wp-content/uploads/2021/07/ 21_07_22_BRI-Investment-Report-H1-2021 .pdf.
19. American Enterprise Institute (AEI) and Derek Scissors, "China Global Investment Tracker H1 2021," China Global Investment Tracker (Washington: American Enterprise Institute, July 2021).
20. http://www.aei.org/china-global-investment-tracker/.
21. http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/investcoop/ruschin/ Intergovernmental Russian-Chinese commission for investment cooperation [Electronic resource] // Ministry of Economic Development of the Russian Federation.
EDN: TRIDQZ
Н.К. Васильева - д.э.н., профессор, зав. кафедрой экономического анализа, Кубанский государственный аграрный университет, [email protected],
N.K. Vasilieva - Doctor of Economics, Professor, head Department of Economic Analysis, Kuban State Agrarian University;
О.В. Тахумова - к.э.н., доцент кафедры экономического анализа, Кубанский государственный аграрный университет, [email protected],
O.V. Takhumova - Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Economic Analysis, Kuban State Agrarian University;
А.А. Даниленко - обучающаяся учетно-финансового факультета, Кубанский государственный аграрный университет, [email protected] ,
A.A. Danilenko - student of the Accounting and Finance Faculty, Kuban State Agrarian University; А.В. Хуторная - обучающаяся учетно-финансового факультета, Кубанский государственный аграрный университет, [email protected],
A.V. Khutornaya - student of the Accounting and Finance Faculty, Kuban State Agrarian University.
АНАЛИЗ ЛИКВИДНОСТИ И ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ANALYSIS OF TURNOVER OF WORKING CAPITAL OF ORGANIZATIONS
Аннотация. Анализ ликвидности и финансовой устойчивости является неотъемлемой частью оценки финансового состояния организации. Долгосрочную платежеспособность хозяйствующих субъектов определяет финансовая устойчивость, а текущую платежеспособность - ликвидность. Отражением стабильного уровня превышения доходов над расходами является состояние счетов организации. Главной задачей анализа финансовой устойчивости - это выявление уровня зависимости компании от заемных ресурсов финансирования. Если состояние счетов высокое, то предприятие является независимым от изменений рыночной ситуации и снижен риск вероятности банкротства. Финансовая устойчивость способна обеспечивать бесперебойный процесс производства и реализации продукции, а также позволяет свободно распоряжаться денежными ресурсами. В работе рассматриваются различные теоретические подходы к экономическому содержанию предмета исследования, уточняются факторы внешнего и внутреннего характера, определяющих состояние счетов компании. На основе абсолютных и относительных показателей проводится оценка уровня финансовой устойчивости коммерческой организации, делаются выводы. В теоретическом аспекте рассмотрены направления улучшения финансового состояния организации, выявлены резервы роста выручки организации.
Abstract. Analysis of liquidity and financial stability is an integral part of assessing the financial condition of the organization. The long-term solvency of economic entities is determined by financial stability, and the current solvency is determined by liquidity. A reflection of a stable level of excess of income over expenses is the state of the organization's accounts. The main task of