Научная статья на тему 'Перспективы реформирования законодательства привлечения несовершеннолетних к административной ответственности'

Перспективы реформирования законодательства привлечения несовершеннолетних к административной ответственности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
367
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
PREVENTION OF OFFENSES / MINORS / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY / IMPROVEMENT OF LEGISLATION / ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Краснова Н. Е.

Целью работы выступает изучение перспектив реформирования законодательства в рамках привлечения несовершеннолетних к административной ответственности. В работе рассмотрены особенности правового регулирования административной ответственности несовершеннолетних в существующей практике, исследована административно-юрисдикционная деятельность субъектов, осуществляющих профилактику, предупреждение и пресечение правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, проанализированы причины и условия совершения подростками противоправных действий. Все вышеозначенное выступило основой для формирования предложений в рамках совершенствования законодательства об административных правонарушениях несовершеннолетних правонарушителей. Акцент в работе сделан на решение вопросов в рамках совершенствования административного законодательства, регулирующего правовые аспекты профилактики правонарушений несовершеннолетних. Так, по мысли автора, необходимо снизить возраст административной ответственности несовершеннолетних, это также будет носить воспитательный характер. Также необходимо усилить профилактические меры, направленные на пресечение правонарушений в среде несовершеннолетних, так как в современных условиях такие мероприятий более чем формальны и не могут способствовать реальному снижению уровня правонарушений, которые совершают современные подростки.The purpose of this work is to study the prospects for reforming legislation in the framework of bringing minors to administrative responsibility. The paper discusses the peculiarities of legal regulation of administrative responsibility of minors in existing practice, researched administrative activities of entities involved in prevention, prevention and suppression of juvenile crime, analysed the causes and conditions of committing the unlawful actions of teenagers. All of the above was the basis for the formation of proposals for improving the legislation on administrative offenses of juvenile offenders. The focus of the work is on solving issues within the framework of improving administrative legislation regulating legal aspects of prevention of juvenile delinquency. So, according to the author, it is necessary to reduce the age of administrative responsibility of minors, this will also be educational in nature. It is also necessary to strengthen preventive measures aimed at suppressing offenses among minors, since in modern conditions such measures are more than formal and cannot contribute to a real reduction in the level of offenses committed by modern teenagers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы реформирования законодательства привлечения несовершеннолетних к административной ответственности»

УДК 340.06.01

Юридические науки

Краснова Н. Е. аспирант кафедры Административного права и процесса Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики

ПЕРСПЕКТИВЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИВЛЕЧЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Аннотация: Целью работы выступает изучение перспектив реформирования законодательства в рамках привлечения несовершеннолетних к административной ответственности.

В работе рассмотрены особенности правового регулирования административной ответственности несовершеннолетних в существующей практике, исследована административно-юрисдикционная деятельность субъектов, осуществляющих профилактику, предупреждение и пресечение правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, проанализированы причины и условия совершения подростками противоправных действий. Все вышеозначенное выступило основой для формирования предложений в рамках совершенствования законодательства об административных правонарушениях несовершеннолетних правонарушителей.

Акцент в работе сделан на решение вопросов в рамках совершенствования административного законодательства, регулирующего правовые аспекты профилактики правонарушений несовершеннолетних. Так, по мысли автора, необходимо снизить возраст административной ответственности несовершеннолетних, это также будет носить воспитательный характер. Также необходимо усилить профилактические меры, направленные на пресечение правонарушений в среде несовершеннолетних, так как в современных условиях такие мероприятий более чем формальны и не могут

способствовать реальному снижению уровня правонарушений, которые совершают современные подростки.

Ключевые слова: профилактика правонарушений, несовершеннолетние, административная ответственность, совершенствование законодательства.

Abstract: the purpose of this work is to study the prospects for reforming legislation in the framework of bringing minors to administrative responsibility.

The paper discusses the peculiarities of legal regulation of administrative responsibility of minors in existing practice, researched administrative activities of entities involved in prevention, prevention and suppression of juvenile crime, analysed the causes and conditions of committing the unlawful actions of teenagers. All of the above was the basis for the formation of proposals for improving the legislation on administrative offenses ofjuvenile offenders.

The focus of the work is on solving issues within the framework of improving administrative legislation regulating legal aspects of prevention of juvenile delinquency. So, according to the author, it is necessary to reduce the age of administrative responsibility of minors, this will also be educational in nature. It is also necessary to strengthen preventive measures aimed at suppressing offenses among minors, since in modern conditions such measures are more than formal and cannot contribute to a real reduction in the level of offenses committed by modern teenagers.

Keywords: prevention of offenses, minors, administrative responsibility, improvement of legislation.

Сегодня государство ставит перед собой задачу сократить рост правонарушений и преступлений, которые совершают несовершеннолетние, а также повысить эффективность процессе предупреждения и профилактики таких правонарушений.

Сегодня проблема административной ответственности

несовершеннолетних является достаточно острой: сегодня в России

криминогенная обстановка достаточно сложная, и это негативно влияет на благополучие общества. Особенно проблематичным является то, что в качестве фигурантов преступлений и правонарушений выступают подростки.

Статистика свидетельствует о том, что каждый год подростки совершают более миллиона административных правонарушений, основания которых различны. Следующим шагом за совершенными правонарушениями являются преступления, усложняющие криминогенную ситуацию в стране в целом. Чтобы снизить уровень подростковой преступности, нужно осуществлять работу в направлении устранения причин и условий, которые являются причиной данного негативного явления.

Процесс выявления и привлечения лиц, которые совершили административные правонарушения, - это одна из форм профилактики, но подростки не всегда подростки могут встать на путь исправления, и не допускать совершения повторных правонарушений. Этим в свою очередь формируется негативное отношение к закону и государству в целом [3].

В современном административном законодательстве в регламентации ст. 2.3 КоАП РФ определен возраст административной ответственности... «К административной ответственности может быть привлечено лицо, достигшее к моменту совершения правонарушения 16 лет» [1]. Однако законодателем не учтен значительный рост совершения подростками административных правонарушений. Соответственно, количество совершенных правонарушений сегодня значительно, что свидетельствует о следующем: субъекты профилактики не уделяют достаточного внимания общей и индивидуальной профилактике, призванной снизить уровень совершения подростками административных правонарушений.

С учетом того факта, что в уголовной науке давно назрела проблема, касающаяся снижения возраста привлечения к уголовной ответственности за совершения тяжких и особо тяжких преступлений, необходимо также внести изменения в административное законодательно касательно снижения возраста

привлечения к административной ответственности. Однако ученые не делают акцент на решении данной проблемы.

Решение данного вопроса очень важно: за счет снижения возраста привлечения подростков к административной ответственности можно заранее выявить причины и условия, способствующие совершению правонарушений, так же составить протокол об административном правонарушении на конкретного подростка, а не на его законного представителя, что позволит предотвратить повторные правонарушения и преступления, так как данное явление будет направлено на саму личность подростка, совершившего правонарушение. В частности, с учетом роста количества административных правонарушений, совершенных подростками, необходимо установить возраст административной ответственности с 14 лет. Это будет способствовать усилению ответственности подростков за совершенное ими противоправное деяние, а также позволит реализовать принцип неотвратимости наказания [2; 3].

С позиции профилактики это позволит правоохранительным органам и другим субъектам данного процесса своевременно проводить индивидуальную, а также общую профилактику, призванную предотвратить совершение подростками противоправных деяний, которые попадают под составы правонарушений, предусмотренных КоАП РФ.

В литературе есть предложения, призывающие разграничить возраст привлечения подростков к административной ответственности с учетом тяжести совершаемых ими противоправных деяний, как это предусмотрено уголовным законодательством. Но это не будет выступать в качестве предупредительной меры, так как любое правонарушение, совершаемое несовершеннолетними потом, становится причиной совершения ими же более тяжких общественно опасных деяний.

Современным административным законодательством предусмотрена возможность привлечь к административной ответственности законных представителей подростков в том случае, если правонарушители не достигли возраста административной ответственности. В частности, ст.20.22 КоАП РФ

предусмотрено, что если несовершеннолетние появляются в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения или распивают алкогольную спиртосодержащую продукцию, потребляют наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, иные одурманивающие вещества, то родители или законные представители должны уплатить административный штраф [3].

Однако эффективность данной меры невысока. Так, употребление спиртных напитков подростками в возрасте до 16 лет - это серьезная общегосударственная проблема. В частности, общее количество административных протоколов в отношении родителей несовершеннолетних за 2018 год составило только по Москве 5618 единиц, а самый распространенный вид правонарушений среди подростков - это распитие спиртных напитков в общественных местах или нахождение в состояние алкогольного опьянения [4].

В течение последних лет в нашей стране активизировалось такое негативное социальное явление, как наркомания, особенно часты случаи употребления наркотических веществ среди подростков. Несовершеннолетние употребляют «легкие наркотические средства» - спайс, марихуана, гашиш и другие. За употребление вышеназванных веществ административный кодекс предусматривает ответственность по ст. 6.9 КоАП РФ «Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ». Данную норму можно применять в отношении лиц, которые достигли возраста административной ответственности, то есть с 16 лет. При этом, подростки, которые употребляют данные вещества и не достигли возраста административной ответственности, не могут быть привлечены к ответственности. Но административная ответственность, при этом, налагается на законных представителей несовершеннолетних по ст. 20.22 КоАП РФ [1].

На основании вышесказанного можно предложить снизить возраст административной ответственности, который должен наступать с 14 лет, а

также установить возможность применить к таким подросткам меры административной ответственности, по той причине, что по ч.2 ст. 3.9 КоАП РФ, невозможно применение административного ареста к лицам, которые не достигли возраста 18 лет. Также, необходимо учесть, что подростки от 14 до 16 лет не могут самостоятельно зарабатывать, в этой связи ст. 2.3 КоАП РФ должна быть дополнена следующей нормой: «на несовершеннолетних в возрасте от 14 лет не может быть наложен административный штраф, за исключением случаев, когда они имеют самостоятельный заработок». По этой причине в КоАП РФ должна быть включена норма, способная регулировать возможность применить к несовершеннолетним правонарушителям административное наказание в виде предупреждения, если у подростка отсутствует самостоятельный заработок без учета того, предусмотрено ли оно в санкции статьи Особенной части данного кодекса или нет. Посредством данной нормы можно решить вопрос о назначении наказания несовершеннолетним, совершившим правонарушения с 14 лет.

Также, в качестве значительной проблемы выступает порядок привлечения несовершеннолетних к административной ответственности. Действующее законодательство позволяет осуществить привлечение к административной ответственности подростков за совершение ими административных правонарушений Комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и ЗП). Но так как уровень совершений повторных правонарушений подростками достаточно высок, а меры профилактики правонарушений неэффективны, необходимо создать ювенальную юстицию, то есть специализированные суды, в обязанности которых будет вменено рассмотрение административных дел в отношении несовершеннолетних правонарушителей.

Основной задачей КДН и ЗП, при этом, должна оставаться профилактика, как индивидуальная, так и общая. Здесь как цель наказания будет выступать воспитательный момент, который призван выработать у несовершеннолетнего подростка отрицательное отношение к совершению

антиобщественных поступков, позволит ему осознать совершенное правонарушения [4].

Чтобы сформировать при помощи административного наказания у подростка стойкое неприятие антиобщественных, аморальных поступков, важно, определяя меру наказания ему учесть комплекс его возрастных, психических и индивидуальных особенностей. Также нужно учесть ряд оснований для применения мер воздействия, касающихся:

- характера совершенных правонарушений;

- их общественной опасности и тяжести наступивших последствий;

- причин и условий, способствующих совершению правонарушений;

- характеристик несовершеннолетнего;

- его отношения к совершенному правонарушению.

Соответственно, проведенный анализ административно-правовых норм ответственности несовершеннолетних свидетельствует о необходимости совершенствовать действующее законодательство. Так, необходимо, помимо снижения возраста административной ответственности, ввести в КоАП РФ главу об административной ответственности несовершеннолетних. Это позволит определить административно-правовой статус несовершеннолетних, дать правовое определение административной ответственности несовершеннолетних, а также обозначить ряд мер наказания, которые возможно применить к подросткам [5].

Также на законодательном уровне должны быть определены виды административных наказаний, порядок их применения и условия освобождения от административной ответственности.

С позиции профилактики данного вида правонарушений, необходимо четкое разделить сферы влияния в рамках взаимодействия субъектов профилактик - полиции, органов образования, социальной защиты и пр. Сегодня подобное взаимодействие субъектов профилактики осуществляется слабо, а профилактические мероприятия, которые поводятся совместно

субъектами профилактики и призваны выявить совершение подростками административных правонарушений, являются формальными [5].

Недостаточная профилактическая работа не позволяет снизить уровень совершения подростками административных правонарушений. Соответственно, для того, чтобы предупредить совершение подростками повторных правонарушений, нужно осуществить проработку комплекса мер принудительно-воспитательного характера и включить их в КоАП РФ. Данная мера даст возможность КДН и ЗП более детально выявлять и устанавливать причины и условия совершения подростками правонарушений, позволит разработать и реализовать программы совместно с субъектами профилактики, которые позволят организовать индивидуальную профилактическую работу с подростком правонарушителем.

Создание института ювенальной юстиции даст возможность привлекать к ответственности непосредственно самих несовершеннолетних правонарушителей, что позволит предотвратить случаи совершения ими повторных правонарушений.

Таким образом, совершенствование административного законодательства в части ответственности несовершеннолетних правонарушителей даст возможность сократить количество таких правонарушений посредством усиления профилактической работы и повышения степени ответственности подростков за содеянное.

Библиографический список:

1. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 198-ФЗ (в ред. от 27.12.2019) //Собрание законодательства РФ. 2002. № 1.

2. Беженцев А.А. Административная ответственность несовершеннолетних: проблемы интерпретации и применения // Вопросы ювенальной юстиции. 2012. № 1. С. 23-24.

3. Боренштейн А. Л. Административная ответственность несовершеннолетних лиц: особенности правового регулирования // Известия Юго-Западного государственного университета. - 2014. - № 3. - С. 45-47.

4. Бикситова Ж. А. Особенности административной ответственности несовершеннолетних в системе ювенального права России // Вестник Оренбургского гос. ун-та. — 2007. — №3. — С. 38—42.

5. Долгих И. П., Супонина Е. А., Черняев Г. М. Административная ответственность несовершеннолетних: проблемы и перспективы // Эволюция научной мысли: Сборник статей Международной научно-практической конференции. - Уфа: Научный центр «Аэтерна». - 2014. - С. 131-132.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.