ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА EDUCATION AND CULTURE
Педагогический журнал Башкортостана. 2022. № 4. С. 139-151. Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2022; (4): 139-151.
ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА
Научная статья УДК УДК 37.018.2
DOI 10.21510/18173292_2022_98_4_139_151
ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОДНКНР: НОВАЯ ВЕРСИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ В ШКОЛЕ?
Ирина Яковлевна Мурзина
Институт образовательных стратегий, г. Екатеринбург, Россия, [email protected], ORCID 0000-0002-7635-0571
Аннотация. Предметом исследования выступает реализация в общем образовании предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Автор рассматривает перспективы развития ее содержания в контексте возвращения в общее и профессиональное образование проблематики региональной культурологии. Цель статьи -раскрыть перспективные направления включения материала, раскрывающего особенности региональной культуры, в содержание предметной области «ОДНКНР». Опираясь на междисциплинарный подход, позволяющий синтезировать различные методологические основания, проведен анализ трансформаций в содержании образования.
На основе анализа образовательных практик начала 2000-х гг. и их продолжения в актуальной современности, делается вывод о необходимости включения региональной проблематики в содержание ОДНКНР как своего рода интегратору урочной, внеурочной и внешкольной деятельности и как опоре для воспитательной работы. В статье рассматривается возможность включения данной проблематики как условия формирования целостного и ценностного представления о месте жизни и смыслах, значимых для его граждан; раскрываются направления деятельности (информационное, интеллектуальное, игровое) и формы работы в рамках каждого из них (для усвоения социально значимых знаний; создания благоприятных условий для развития социально значимых отношений; приобретения опыта осуществления социально значимых дел).
Делается вывод о том, что деятельность по освоению духовно-нравственных начал культуры в сфере образования становится особенно актуальной в свете вышедшего Указа Президента РФ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Отмечено, что сочетание двух векторов - регионального и общероссийского - в содержании социально-гуманитарных предметных областей в перспективе сможет помочь решению поставленных государственных задач.
Ключевые слова, региональная культурология, «Основы духовно-нравственной культуры народов России», содержание образования, формирование позитивной идентичности, направления образовательной деятельности
© Мурзина И.Я., 2022
Благодарности: Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 21-011-44091\21 «Теологическое образование в условиях цифровой культуры».
Для цитирования. Мурзина И.Я. Перспективы реализации ОДНКР: новая версия региональной культурологии в школе? // Педагогический журнал Башкортостана. 2022. №4 (98). С. 139-151.
EDUCATION AND CULTURE
Original article
PROSPECTS FOR THE IMPLEMENTATION OF ODNKNR: A NEW VERSION OF REGIONAL CULTUROLOGY IN SCHOOL?
Irina Ya. Murzina
Educational Strategies Institute, Yekaterinburg, Russia, [email protected] ORCID 0000- 00027635-0571
Abstract. The subject of the study is the implementation of the subject "Fundamentals of spiritual and moral culture of the peoples of Russia" (ODNKNR) in general education. The author examines the prospects for the development of its content in the context of the return to general and vocational education of the problems of regional cultural studies. The purpose of the article is to reveal promising directions for the inclusion of material revealing the peculiarities of regional culture in the content of this subject area. Based on an interdisciplinary approach that allows synthesizing various methodological foundations, it becomes possible to analyze transformations in the content of education.
Based on the analysis of educational practices of the early 2000s and their continuation in the current modernity, it is concluded that it is necessary to include regional issues in the content of the "Fundamentals of spiritual and moral culture of the peoples of Russia"as a kind of integrator of scheduled, extracurricular and extracurricular activities and as a support for educational work. The article considers the possibility of including this issue as a condition for the formation of a holistic and value-based view of the place of life and the meanings that are significant for its citizens; the directions of activity (informational, intellectual, gaming) and forms of work within each of them are revealed (for the assimilation of socially significant knowledge; creation of favorable conditions for the development of socially significant relationships; acquisition of experience in the implementation of socially significant cases).
It is concluded that the activity of mastering the spiritual and moral principles of culture in the field of education is becoming especially relevant in the light of the Decree of the President of the Russian Federation "On the approval of the Foundations of state policy for the preservation and strengthening of traditional Russian spiritual and moral values." It is noted that the combination of two vectors - regional and all-Russian - in the content of socio-humanitarian subject areas in the future will be able to help solve the state tasks.
Keywords. regional cultural studies, "Fundamentals of the spiritual and moral culture of the peoples of Russia", the content of education, the formation of positive identity, directions of educational activity
Acknowledgements: The article was prepared with the financial support of the RFBR in the framework of the scientific project No. 21-011-44091\21 «Theological education in digital culture».
For citing: Murzina I.Ya. Prospects for the implementation of ODNKNR: a new version of régional culturology in school? Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana = Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2022; 98(4): 139-151.
Введение. Региональная культурология как научное направление занимается исследованием особенностей социальной, экономической, культурной, политической жизни отдельных регионов, входящих в более общие целостности - национальные культуры. В настоящий момент можно говорить о сложившемся в отечественной гуманитарной науке направлении «российская регионология» (или - регионалистика), которая выросла из исследования территориальных отличий российских регионов, анализ исторического и современного развития которых позволил выявить специфику существования Российской Федерации как единства многообразия.
Фокус анализа в региональной культурологии сосредоточен на региональной культуре - специфической форме существования социума и человека, имеющей выраженную пространственно-географическую очерченность, опирающейся на собственную историческую традицию и систему ценностей, продуцирующей определенный тип личности.
В силу сложности и разнонаправленности задач, которые стоят перед учеными-представителями различных наук, сегодня можно сказать, что для создания целостной картины жизни отдельных регионов страны необходимы междисциплинарные исследования, интегрирующие различные аспекты изучения - географические, исторические, социокультурные, этнологические, экономические, опирающиеся на представление о культуре как уникальной форме бытия человека в конкретных условиях. Эти исследования находятся в предметном поле региональной культурологии.
Педагогический потенциал региональной культурологии до сих пор в полной мере не реализован. Несмотря на то, что краеведческая тематика сохраняется в содержании различных предметных областей, она носит скорее характер дополнительной фактологии, позволяющей разнообразить образовательный контент. При этом актуальной задачей становится поиск таких форм и методов работы при обращении к локальным социумам, чтобы, во-первых, представлять их как целостные системы со своим набором качественных маркеров - образ жизни, социальные мифы, культурные герои, способы коммуникации и т.д.; во-вторых, создавать условия для формирования позитивной идентичности молодых людей, не навязывая, но воспитывая ценностное отношение к месту жизни и желанию связать свои личную историю с историей «места»; в-третьих, стимулировать социальную и творческую активность молодых людей, направленную на преобразование/улучшение жизни в локальном социокультурном пространстве.
Цель статьи - раскрыть перспективные направления включения материала, раскрывающего особенности региональной культуры, в содержание
предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
Методология исследования. Методологическую базу исследования составили работы, раскрывающие специфику региональной культурологии - [1; 2], в том числе исследования автора [3]; исследования культурологического подхода в образовании [4; 5; 6; 7], включая системно-деятельностный и аксиологический подходы к описанию образовательных практик [8].
Материалы и методы исследования. Приведенная в статье научная аргументация опирается на совокупность теоретических методов исследования (логический и дискурсивный анализ в контексте аксиологического подхода), а также применение интерпретативного подхода к описанию нормативных документов и образовательных практик. Эмпирическую базу исследования составили рабочие программы дисциплин и курсов, реализованных в рамках национально-регионального компонента с конца 1990х гг. (ГОС НРК), и предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», реализованные в различных регионах России в 2009-2018 гг. в процессе введения ФГОС начального и общего образования.
Результаты исследования. Трансформации, которые произошли в содержании общего образования в последнее время, связанные прежде всего с реализацией ФГОС, привели к вымыванию регионального компонента из учебных планов школ. Для сравнения: в конце 1990-х - начале 2000-х гг. в образовательных организациях, например, Свердловской области велись уроки по географии Урала, истории и художественной культуре региона, но изменения в учебных планах школ после введения ФГОС привели к тому, что эти курсы не вошли даже в элективный школьный компонент. С другой стороны, в общеобразовательные школы пришло новое поколение педагогов, для которых региональная проблематика была не известна в силу отсутствия подобных курсов в педагогических колледжах и вузах, а недостаточная методическая обеспеченность не способствовала желанию искать «региональную привязку» к содержанию преподаваемых учебных предметов. Этот тезис подтверждается проведенными на протяжении 2005-2017 гг. в том числе и автором данной статьи мониторинговыми экспертными интервью с педагогами общеобразовательных школ и педагогических вузов (общая совокупность опрошенных - более 500 чел.), в которых респонденты из числа педагов-стажистов, участвовавших в реализации программ национально-регионального компонента (ГОС НРК), сетовали на утрату отдельных курсов, посвященных истории, географии и культуре региона, отмечали, что, несмотря на это, они пытаются сохранять сформировавшиеся в региональном образовании традиции, а молодые педагоги констатировали, что им не хватает знаний о регионе, чтобы включать их в содержание преподаваемых предметных областей и отдельных курсов.
Появление в качестве предметной области «Основ духовно-нравственной культуры народов России» (включившей «Основы религиозных культур и
142
светской этики», далее - ОРКСЭ, и собственно «Основы духовно-нравственной культуры народов России», далее - ОДНКНР) создало новую ситуацию, в которой региональная проблематика может быть вновь востребована.
По сути, на новом этапе мы сталкиваемся с попыткой включения в содержание общего образования культурологии (вопрос о «третьем пришествии культурологии в современное российское образование» из разряда дискуссионных [9]). В свое время введение культурологии в вузах было отчасти связано с образовавшимся ценностным вакуумом в постсоветском обществе и поиском идеологически нейтральной замены дискредитировавших себя курсов истории КПСС или научного атеизма; стремление решать задачи формирования ценностных ориентаций молодых людей на научных основаниях привело к появлению экспериментальных культурологических курсов в старшей школе; а в начальном и общем образовании была сделана попытка определения культурологического подхода к ведению урочной и внеурочной деятельности социально-гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин [см. об этом в нашей статье: 10]. В каждом из этих направлений работы региональный компонент был органичен и мотивирован. Возникает вопрос о возможности возвращения региональной культурологии в образовательные практики школ и вузов.
Сегодня мы не можем сказать, каким образом будет развиваться предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России», поскольку примерные программы раскрывают ее содержание пока только для 5-6 классов [11]. Хотя логика прослеживается: в силу того, что тематические блоки в примерной программе чрезвычайно объемны и предполагают выбор, который могут сделать педагоги, реализующие на практике данный предмет, можно предположить, что различные темы могут быть расширены и предложены для изучения в 7-9 классах. Интересной и продуктивной, на наш взгляд, становится предложенная В.Л. Бениным и С. В. Рябцевой идея включения регионального материала в различные предметные области [12].
В то же время можно обратиться к опыту отдельных российских регионов, которые на протяжении достаточно длительного, по меркам постоянно изменяющегося содержания и условий российского образования, (2009-2018 гг.) разрабатывали собственные варианты реализации данной предметной области в соответствии с культуроведческим, природосообразным, и краеведческим принципами. Проекты рабочих программ ОДНКНР для 5-9 классов разрабатывались в Белгороде и Москве, Башкортостане и Иркутске [12 - 17]. Не всё из предложенного удавалось реализовать в полном объеме, в том числе и в связи с постоянно изменяющимися федеральными требованиями, но уже сегодня очевидно, что игнорировать этот педагогический опыт было бы по меньшей мере интеллектуальным расточительством. Анализ программ показывает, что региональная проблематика в эти программы входила как иллюстрация отдельных тем, которые обсуждались на уроках. О системности
143
включения такого материала говорить затруднительно, т.к. она обеспечивалась не идеей представления региональной культуры как целостности, а шла в логике, заданной тематикой курса.
Опираясь на опыт Свердловской области, мы предлагаем включение региональной проблематики в содержание ОДНКНР в контексте обращения к локальной территории и ее социуму как своего рода интегратору урочной, внеурочной и внешкольной деятельности и как опоре для воспитательной работы.
Как известно, основой духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания выступает культурная идентичность, которая опирается на сформированный образ личностного «Я». Процесс формирования культурной идентичности может носить стихийный или направленный характер. В «Я-образ» входят представления человека о самом себе: о своем внешнем облике, о личностных качествах, способностях, характере, а также осознание принадлежности к той или иной культурной общности путём самоотождествления с её культурными образцами. Одной из задач педагога является способствование формированию позитивного «Я-образа», и, как следствие, позитивной культурной идентичности.
Обращение к региональной культуре становится тем деидеологизированным и демифологизированным пространством, в котором происходит подлинная встреча молодого человека с прошлым и настоящим страны как со своей историей. Это уникальная возможность для образования соединить воедино опыт-переживание (эмоциональное отношение к событиям прошлого), опыт-познание (изучение исторических свидетельств, посещение мест памяти, актуальных для регионального сообщества) и опыт-действие (участие в исследовательской, поисковой, волонтерской деятельности, направленной на сохранение культурной памяти как основы культурной идентичности).
В образовательной ситуации реализуются два составных компонента содержания образования: информационная составляющая («знания») и ценностно-ориентирующая («отношение») на пути освоения культурного пространства. В своем единстве они могут быть рассмотрены как условия формирования позитивной идентичности. Мы понимаем, что выбор жизненной стратегии, собственного образа является внутренней потребностью личности и в силу этого не может определяться извне (извне могут быть предложены ориентиры, но их интериоризация - процесс личностный и глубоко индивидуальный). Поэтому мы лишь предлагаем путь, на котором, как нам кажется, возможно обрести себя как человека культуры.
У молодых людей в последнее время отмечается нигилистическое отношение к месту своей жизни, а в совокупности с недостатком культурных образцов это приводит к росту неудовлетворенности жизнью. Подрастающему поколению сегодня нужно учиться взаимодействовать с носителями разных
культур, традиций, обычаев, социальных практик. Собственно, это и есть стратегическая задача предметной области ОДНКНР.
Рассмотрим некоторые содержательные возможности на примере обращения к культуре города как ключевому компоненту региональной культурологии. Освоение городского среды мы рассматриваем как системный процесс познания молодым человеком себя через ценности и смыслы, сфокусированные в близком к нему культурном пространстве. Это вполне коррелирует с предлагаемой проблематикой ОДНКНР.
Образовательные практики в городской среде мы связываем с идеей взросления. Определяя цель воспитания как личностное развитие школьников, выделим несколько плоскостей, в которых оно реализуется:
1) усвоение социально значимых знаний через знакомство с городской / региональной историей; историей своей семьи и ее месте в истории города / региона; городскими / региональными традициями и их духовным смыслом; символикой и знаковыми личностями; мемориальными местами (места коллективной памяти); приобретение начального опыта милосердного отношения к людям и заботы о городе (по мере возможности оказание помощи людям, нуждающимся в заботе и сочувствии, участие в экологических субботниках, волонтёрских акциях);
2) создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений через формирование ценностного отношения к городу / региону; к людям, живущим рядом; к природе, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека; к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, как пространству для творческого самовыражения;
3) приобретение опыта осуществления социально значимых дел через участие в городских/ региональных проектах, освоение основ гражданской культуры и практик городского активизма (участие в общественно полезной деятельности, деятельности детско-юношеских общественных организаций и движений).
Каждая из выделенных плоскостей согласуется с направленностью воспитательных программ: усвоение социально значимых знаний является одним из приоритетов начального образования; создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений значимо для подросткового возраста (уровень основной школы); приобретение опыта осуществления социально значимых дел характеризует потребности старшего подросткового и юношеского возраста (уровень среднего полного образования).
Мы не предлагаем заменить изучением и освоением города или любого другого типа поселения содержание отдельных школьных предметов или всей воспитательной программы школы, но рассмотреть возможность включения данной проблематики как условия формирования целостного и ценностного представления о месте жизни и смыслах, значимых для его граждан. В этом
145
качестве ОДНКНР может выполнить свою задачу интегративной предметной области.
Обобщенно обращение к региональной культуре можно представить следующим образом.
1. Информационное (знаниевое) направление. Ориентируется на получение первичных знаний о регионе, его истории и людях. В рамках урочной деятельности в начальной школе данное направление реализуется через включение текстов о регионе / городе в программы предметов «Литературное чтение» или «Окружающий мир», а также знакомство с визуальным образом региона / города на уроках «Изобразительное искусство». В рамках внеурочной деятельности в курсе «Основы религиозных культур и светской этики» данное содержание актуализируется в процессе экскурсионно-музейных практикумов через знакомство с религиозными и гражданскими мемориальными комплексами.
В основной школе знакомство с историей региона/города можно продолжить в рамках учебных часов «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (темы, посвященные изучению быта народов России или национальным героям).
В 7-9-х классах знакомство с регионом как социально-культурным пространством и местом жизни продолжается на уроках обществознания (изучение правовых и экономических вопросов, основ финансовой грамотности и пр.) и продолжается в процессе работы над социальными (индивидуальными и групповыми), творческими или учебно-исследовательскими проектами.
2. Интеллектуальное (проектное) направление. Реализуется в процессе учебно-исследовательской деятельности. Как отмечается в Примерной основной образовательной программе начального общего образования, введение «учебно-исследовательской и проектной деятельности в процесс обучения является важным инструментом развития познавательной сферы, приобретения социального опыта, возможностей саморазвития, повышения интереса к предмету изучения и процессу умственного труда, получения и самостоятельного открытия новых знаний у младшего школьника» [4]. В начальной школе тематика проектов связана с «близким» городским пространством, например, «Его (ее) имя носит улица, на которой я живу»; символами города, например, «Что рассказывает об истории города его герб?»; историей семьи, например, «Моя семья и мой город». Стимулировать познавательную активность в начальной школе помогают экскурсии по городу.
В основной школе учебно-исследовательские проекты возможны в контексте обращения к истории как истории духа - в религиозном, творческом или интеллектуальном аспектах, например: естественно-научной направленности (изучение открытий и изобретений, сделанных жителями региона и повлиявших на развитие отдельных отраслей городского хозяйства города, региона, страны и мира); социально-гуманитарной направленности (например, изучение благотворительности в истории и современности,
146
обращение к теме трудовых и воинских подвигов в годы Великой Отечественной войны или при обращении к повседневной жизни городских общин, этнокультурных, конфессиональных и др. сообществ). Особое направление составляют городские исследования, позволяющие школьникам получить первичные навыки работы с социально-культурным пространством (например, изучение состояния городской среды, городских проблем, деятельности различных социальных групп и отношений в городе через фотофиксацию городских пространств и последующий анализ визуального материала). Развивать навыки гражданской активности в рамках социокультурного направления можно при создании проектов комфортной городской среды.
3. Игровое направление. Геймификация прочно входит в нашу жизнь. Ее суть определяется возможностями использовать игровые элементы в неигровых ситуациях, мотивируя на более активное включение в образовательный процесс. Такие важные для игры компоненты, как состязательность, вовлеченность, самостоятельность в принятии решений помогают стимулировать познавательную активность, обеспечивают эмоциональную включенность, учат работать в команде и, как следствие, способствуют более глубокому освоению учебного материала.
Игровые элементы при освоении городского пространства могут быть самыми разнообразными. Главное их преимущество, что они могут помочь обеспечению межпоколенной коммуникации, создавая поле для взаимодействия детей и родителей, старших и младших.
К игровым элементам, которые педагоги используют непосредственно на уроке, относятся всевозможные дидактические игры. Задача дидактических игр, направленных на изучение прошлого и настоящего родного города, состоит в стимулировании учеников самостоятельно искать информацию, систематизировать ее, учиться критической оценке разнообразных источников (примеры: квизы или викторины, включающие текстовые, музыкальные или видео-вопросы, ребусы, криптограммы, кроссворды, содержание которых связано с родным городом, объединенные в единый сюжет, игровые задания могут стать основой для квестов, в том числе для квестов-путешествий). Важным условием является включение такого игрового материала, который бы расширял представления о городе, становился своеобразным «ключом» к дальнейшей поисково-исследовательской деятельности.
Если викторины или загадки о городе предлагаются ученикам разного возраста, различаясь скорее степенью сложности, нежели формой, то интеллектуальные, деловые или имитационные игры разрабатываются для учеников старших классов.
Дебаты, посвященные городской экологии или охране исторического наследия, учат отстаивать собственную позицию, подбирать соответствующие аргументы и предполагают серьезную предварительную подготовку. Дискуссии, в основе которых лежит анализ проблемных ситуаций, бывших
147
ранее или актуальных сегодня для развития города, развивают способность критического мышления. Деловые игры, в которых моделируются (имитируются) ситуации, требуют комплексного решения городских проблем, становятся хорошей основой для формирования гражданской активности.
В выделенных нами направлениях деятельности, связанных с обращением к региональному материалу, нет ничего особо оригинального. Мы лишь хотели бы уточнить, что все зависит от знания педагогов о региональной культуре, которая существует не как разрозненный набор фактов, но как целостный опыт бытия человека в локальном пространстве и как способ освоения/преобразования этого пространства в соответствии с выработанным в историческом времени этосом и ценностными ориентирами. А это уже вопрос к качеству профессиональной подготовки педагогов, для которых региональный материал должен быть представлен определенным образом: как система координат, в которых проходила и проходит человеческая жизнь. Но пока мы еще очень далеки от такой постановки задач профессионального образования и культурологическое знание все еще не стало доминирующей педагогической оптикой.
Заключение. Обращение к культуре позволяет изменить видение региона, осознать его роль в трансляции ценностей национальной и общероссийской культуры, понять его уникальность и одновременную вписанность в культурное пространство страны и мира, открыть особенности сформировавшегося типа личности, способов коммуникации, форм духовного освоения реальности. Делая культуру тем «магическим кристаллом», в котором отражаются все стороны человеческой жизни, можно более глубоко осознать специфичность современной социальной ситуации и сделать осязаемой связь прошлого и настоящего, частного (локального) и общего (российского).
Когда статья была уже написана, был опубликован Указ Президента РФ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» (№ 809 от 9.11.2022 г.), в котором защита традиционных ценностей культуры определена как важнейшая задача национальной безопасности. Следовательно, деятельность по освоению духовно-нравственных начал культуры в сфере образования становится особенно актуальной. Возможно, сочетание двух векторов - регионального и общероссийского - в содержании социально-гуманитарных предметных областей в перспективе сможет помочь решению поставленных государственных задач.
Список источников
1. Казакова Г. М. Региональная идентичность: известные сюжеты и новые дискурсы // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. -2020. - № 40. - С. 73-79. - Б01 10.17223/22220836/40/6.
2. Михайленко Е. Б. «Старый» и «новый» регионализм: теоретический дискурс: курс лекций. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. - 116 с.
3. Мурзина И. Я., Мурзин А.Э. Культура Урала: теория, история, методика преподавания: монография / Миссионерский институт. - Екатеринбург: Институт образовательных стратегий, 2018. - 250 с.
4. Калина И.И. Культурологический и ценностный подходы к модернизации педагогического образования: монография / М-во образования и науки Российской Федерации, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Марийский гос. технический ун-т». - Йошкар-Ола: МарГТУ, 2009. - 187 с.
5. Рябцев В. П. Теоретические основы культурологического подхода к профессиональному педагогическому образованию: специальность 24.00.01 «Теория и история культуры»: диссертация на соискание ученой степени доктора культурологии. -Краснодар, 2006. - 288 с.
6. Тесленко В. И., Смирнова Н.З. Концептуальные основы современного педагогического образования в контексте культурологического подхода // Вестник педагогических инноваций. - 2020. - № 1(57). - С. 22-31.
7. Шурилова Т. Б. Развитие идей культурологического подхода в истории педагогической мысли и образования // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2022. - № 203. - С. 102-114. - DOI 10.33910/1992-6464-2022-203-102-114.
8. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика. - 2009. - № 4. - С. 18-22.
9. Бенин В. Л. «Основы духовно-нравственной культуры народов России»: третье пришествие культурологии в современное российское образование // Культурный код. -2020. - № 1. - С. 7-16. - DOI 10.36945/2658-3852-2020-1-7-16.
10. Мурзина И. Я. Культурология: институциональный кризис или время стратегических решений // Образование и наука. - 2015. - № 2(121). - С. 127-141.
11. Примерная рабочая программа основного общего образования предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (для 5-6 классов образовательных организаций). - М., 2022. - URL : https://clck.ru/rb5aF (дата обращения: 25.10.2022)
12. Бенин В. Л., Рябова С.В. Опыт разработки и реализации содержания дисциплин предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в Республике Башкортостан // Казанский педагогический журнал. - 2022. - № 4(153). - С. 143152. - DOI 10.51379/KPJ.2022.154.4.017.
13. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. - Москва, 2022. - URL : https://clck.ru/32UJDN (дата обращения: 25.10.2022)
14. Примерная рабочая программа основного общего образования предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (для 5-6 классов образовательных организаций). - Москва, 2022. - URL : https://clck.ru/rb5aF (дата обращения: 25.10.2022)
15. Примерная рабочая программа учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5-9 классов общеобразовательных организаций / авт.-сост. А.В. Алтунина, И.М. Большакова, М. Г. Булгакова, Л. П. Измайлова, Л. Н. Крайнова, к.и.н., А. М. Кулехова, О. И. Овчинникова, И.А. Торунова, В.В. Трубникова, Ж.Г. Федорова, С.Н. Фефелова, Е.В. Филиппова, Л.Д. Шевченко, Е.А. Шестакова. - Иркутск, 2016. - URL: https://clck.ru/32UHyr (дата обращения: 25.10.2022)
16. Программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»: 5 класс (35 часов). - Москва, 2016. - URL: https://clck.ru/32UHrC (дата обращения: 25.10.2022)
17. Бикмеев М.А. Примерная программа по учебному курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для образовательных учреждений Республики Башкортостан. 5-9 классы. - Уфа: ИРО РБ, 2017. - 60 с.
References
1. Kazakova G. M. Regionalnaya identichnost: izvestnye syuzhety i novye diskursy. [Regional identity: well-known plots and new discourses]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kulturologiya i iskusstvovedenie = Bulletin of Tomsk State University. Cultural studies and art history. 2020; (40): pp. 73-79. - DOI 10.17223/22220836/40/6. (In Russian)
2. Mihajlenko E. B. «Staryj» i «novyj» regionalizm: teoreticheskij diskurs: ["Old" and "new" regionalism: theoretical discourse]: course of lectures. Yekaterinburg: Ural Universtity Publ., 2014. 116 p. (In Russian)
3. Murzina I. Ya., Murzin A.E. Kultura Urala: teoriya, istoriya, metodika prepodavaniya [ Culture of the Urals: theory, history, teaching methods]: monograph / Missionary Institute. -Yekaterinburg: Institute of Educational Strategies, 2018. 250 p. (In Russian)
4. Kalina I. I. Kulturologicheskij i tsennostnyj podhody k modernizacii pedagogicheskogo obrazovaniya [Culturological and value approaches to the modernization of pedagogical education]: monograph. / Ministry of Education and Science of the Russian Federation, SEI of HPE "Mari State Technical University. - Yoshkar-Ola: MarGTU Publ., 2009. 187 p. (In Russian)
5. Ryabcev V. P. Teoreticheskie osnovy kulturologicheskogo podhoda k professionalnomu pedagogicheskomu obrazovaniyu [Theoretical foundations of the cultural approach to professional pedagogical education]: Doctor's thesis. Krasnodar, 2006. 288 p. (In Russian)
6. Teslenko V.I., Smirnova N.Z. Konceptual'nye osnovy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya v kontekste kulturologicheskogo podhoda [Conceptual foundations of modern pedagogical education in the context of a cultural approach]. Vestnikpedagogicheskih innovacij = Bulletin of Pedagogical Innovations. 2020; 57(1): pp. 22-31. (In Russian)
7. Shurilova T. B. Razvitie idej kulturologicheskogo podhoda v istorii pedagogicheskoj mysli i obrazovaniya [Development of the ideas of a cultural approach in the history of pedagogical thought and education]. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena = Proceedings of the A.I. Herzen Russian State Pedagogical University. 2022; (203): pp. 102-114. - DOI 10.33910/1992-6464-2022-203-102-114. (In Russian)
8. Asmolov A. G. Sistemno-deyatelnostnyj podhod k razrabotke standartov novogo pokoleniya [System-activity approach to the development of new generation standards]. / Pedagogika = Pedagogy. 2009; (4): pp. 18-22. (In Russian)
9. Benin V. L. "Osnovy duhovno-nravstvennoj kultury narodov Rossii": tretje prishestvie kulturologii v sovremennoe rossijskoe obrazovanie. ["Fundamentals of spiritual and moral culture of the peoples of Russia": the third advent of cultural studies in modern Russian education] // Kulturnyj kod = Cultural code. 2020; (1): pp. 7-16. - DOI 10.36945/2658-3852-2020-1-7-16. (In Russian)
10. Murzina I. Ya. Kulturologiya: institucionalnyj krizis ili vremya strategicheskih reshenij [Culturology: institutional crisis or the time of strategic decisions]. Obrazovanie i nauka = Education and science. 2015; 121 (2): pp. 127-141. (In Russian)
11. Exemplary work program for the basic general education of the subject "Fundamentals of the Spiritual and Moral Culture of the Peoples of Russia" (for 5th and 6th grades of educational organizations). Moscow, 2022. - Available at: https://clck.ru/rb5aF (accessed 25 October 2022). (In Russian)
12. Benin V. L., Ryabova S.V. Opyt razrabotki i realizacii soderzhaniya disciplin predmetnoj oblasti «Osnovy duhovno-nravstvennoj kultury narodov Rossii» v Respublike Bashkortostan. [Experience in the development and implementation of the content of the disciplines of the subject area "Fundamentals of spiritual and moral culture of the peoples of Russia" in the Republic of Bashkortostan] // Kazanskijpedagogicheskij zhurnal = Kazan Pedagogical Journal. 2022; 153 (4): pp. 143-152. - DOI 10.51379/KPJ.2022.154.4.017. (In Russian)
13. Exemplary basic educational program of primary general education. Moscow, 2022. -Available at: https://clck.ru/32UJDN (accessed 25 October 2022). (In Russian)
14. Exemplary work program for the basic general education of the subject "Fundamentals of the Spiritual and Moral Culture of the Peoples of Russia" (for 5th and 6th grades of educational organizations). Moscow, 2022. - Available at: https://clck.ru/rb5aF (accessed 25 October 2022). (In Russian)
15. Exemplary work program of the subject "Fundamentals of the spiritual and moral culture of the peoples of Russia" for 5th-9th grades of educational institutions / A.V. Altunina, I.M. Bolshakova, M. G. Bulgakova, L. P. Izmajlova, L. N. Krajnova, A. M. Kulekhova, O. I. Ovchinnikova, I.A. Torunova, V.V. Trubnikova, Zh.G. Fedorova, S.N. Fefelova, E.V. Filippova, L.D. Shevchenko, E.A. Shestakova. Irkutsk, 2016. - Available at: https://clck.ru/32UHyr (accessed 25 October 2022) (In Russian)
16. The program of the course "Fundamentals of the spiritual and moral culture of the peoples of Russia": 5th Grade (35 hours). - Moscow, 2016. - Available at: https://clck.ru/32UHrC (accessed 25 October 2022). (In Russian)
17. Bikmeev M.A. Exemplary program for the training course "Fundamentals of the spiritual and moral culture of the peoples of Russia" for educational institutions of the Republic of Bashkortostan. 5th to 9th grades. Ufa: IRO RB Publ., 2017. 60 p. (In Russian)
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
Author has read and approved the final manuscript.
Статья поступила в редакцию 14.10.2022; одобрена после рецензирования 25.11.2022; принята к публикации 05.12.2022.
The article was submitted 14.10.2022; approved after reviewing 25.11.2022; accepted for publication 05.12.2022.