Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИНТЕГРАЦИИ ЗНАНИЙ О РЕЛИГИИ В СИСТЕМУ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ'

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИНТЕГРАЦИИ ЗНАНИЙ О РЕЛИГИИ В СИСТЕМУ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗНАНИЯ О РЕЛИГИИ / РЕЛИГИОЗНАЯ КУЛЬТУРА / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОРКИСЭ / ОДНКНР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ленков П. Д.

Введение. В статье освещается периодизация истории интеграция знаний о религии в систему государственного школьного образования в современной России. Основной критерий для построения периодизации: степень и форма интеграции знаний о религии в систему школьного образования, отраженные в федеральных государственных образовательных стандартах и иных документах. Содержание. Мы выделяем три периода: (1) 1991-2012 гг. - включение знаний о религии в содержание программ дошкольного, общего и профессионального образования, обсуждение возможности включения в школьную программу дисциплин по изучению религии вообще и, в особенности, традиционных религиозных культур народов России; (2) 2012-2015 гг. - включение курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКиСЭ) в программу общеобразовательных учреждений России, преподавание ведется только в 4-х классах начальной школы; (3) 2015 - наст. время - начало реализации преподавания предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР) в рамках основного общего образования (5-9 классы) общеобразовательных учреждений России. В статье рассмотрены основные процессы, происходившие в каждом из этих периодов, и ключевые тенденции дальнейшего развития. Выводы. Первый период характеризовался активной дискуссией относительно необходимости и форм включения в программу государственного школьного образования отдельного предмета по изучению религии. Второй период отличало появление многочисленных откликов на эксперимент, среди которых преобладали положительные. Две главные тенденции третьего периода: (1) выраженное представителями РПЦ стремление перейти к преподаванию религиозных культур и светской этики в других классах школы, помимо 4-го; (2) установка на укрепление воспитательной, духовно-нравственной и патриотической составляющих курса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN STAGES OF THE INTEGRATION OF KNOWLEDGE ABOUT RELIGION INTO THE SCHOOL EDUCATION SYSTEM IN RUSSIA

Introduction. The article is devoted to the periodization of history of the integration of knowledge about religion into the system of public school education in modern Russia. The main criterion for the construction of a periodization: the degree and form of integration of knowledge about religion, reflected in federal state educational standards and other documents. Content. We distinguish three periods: (1) 1991-2012 - the inclusion of knowledge about re-ligion in the content of preschool, general and vocational education programs, discussion of the pos-sibility of including in the school curriculum disciplines devoted to the study of religion in general and, in particular, the traditional religious cultures of the peoples of Russia; (2) 2012-2015 - inclusion of the course “Fundamentals of Religious Cultures and Secular Ethics” (ORKiSE) in the curriculum of general educational institutions in Russia, teaching is carried only in 4 grades of primary school; (3) 2015 - to present - the implementation of teaching the subject area “Fundamentals of the Spiritual and Moral Culture of the peoples of Russia” (ODNKNR) within the framework of basic general ed-ucation (grades 5-9) in educational institutions of Russia. The article discusses the main processes that took place in each of these periods, and the key trends in further development. Conclusion. The first period was characterized by an active discussion about the necessity and forms of inclusion a separate subject devoted to the study of religion in the curriculum of public school education. The second period was distinguished by the appearance of numerous responses to the experiment, among which positive ones prevailed. Two main tendencies of the third period: (1) the desire expressed by representatives of the Russian Orthodox Church to move to teaching reli-gious cultures and secular ethics in other grades of the school, apart from grades 4; (2) an orientation towards strengthening the educational, spiritual, moral and patriotic components of the course.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИНТЕГРАЦИИ ЗНАНИЙ О РЕЛИГИИ В СИСТЕМУ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ»

Статья / Article

УДК / UDC 37.014.523 (47)

DOI 10.35231/18186653_2022_1_113

Основные этапы интеграции знаний о религии в систему школьного образования России*

П. Д. Ленков

Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Российская Федерация

Введение. В статье освещается периодизация истории интеграция знаний о религии в систему государственного школьного образования в современной России. Основной критерий для построения периодизации: степень и форма интеграции знаний о религии в систему школьного образования, отраженные в федеральных государственных образовательных стандартах и иных документах.

Содержание. Мы выделяем три периода: (1) 1991-2012 гг. - включение знаний о религии в содержание программ дошкольного, общего и профессионального образования, обсуждение возможности включения в школьную программу дисциплин по изучению религии вообще и, в особенности, традиционных религиозных культур народов России; (2) 2012-2015 гг. - включение курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКиСЭ) в программу общеобразовательных учреждений России, преподавание ведется только в 4-х классах начальной школы; (3) 2015 - наст. время - начало реализации преподавания предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР) в рамках основного общего образования (5-9 классы) общеобразовательных учреждений России. В статье рассмотрены основные процессы, происходившие в каждом из этих периодов, и ключевые тенденции дальнейшего развития.

Выводы. Первый период характеризовался активной дискуссией относительно необходимости и форм включения в программу государственного школьного образования отдельного предмета по изучению религии. Второй период отличало появление многочисленных откликов на эксперимент, среди которых преобладали положительные. Две главные тенденции третьего периода: (1) выраженное представителями РПЦ стремление перейти к преподаванию религиозных культур и светской этики в других классах школы, помимо 4-го; (2) установка на укрепление воспитательной, духовно-нравственной и патриотической составляющих курса.

Ключевые слова: знания о религии, религиозная культура, духовно-нравственное воспитание, ОРКиСЭ, ОДНКНР.

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта «Религиоведение и теология в образовательном пространстве Российской Федерации: на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области» № 21-011 -44106\21 © Ленков П. Д., 2022

Для цитирования: Ленков П. Д. Основные этапы интеграции знаний о религии в систему школьного образования России / П. Д. Ленков // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. - 2022. - № 1. - С. 113-123. DOI 10.35231/18186653_2022_1_113

The main stages of the integration of knowledge about religion into the school

education system in Russia

Pavel D. Lenkov

Herzen State Pedagogical University of Russia, Sankt-Peterburg, Russian Federation

Introduction. The article is devoted to the periodization of history of the integration of knowledge about religion into the system of public school education in modern Russia. The main criterion for the construction of a periodization: the degree and form of integration of knowledge about religion, reflected in federal state educational standards and other documents.

Content. We distinguish three periods: (1) 1991-2012 - the inclusion of knowledge about religion in the content of preschool, general and vocational education programs, discussion of the possibility of including in the school curriculum disciplines devoted to the study of religion in general and, in particular, the traditional religious cultures of the peoples of Russia; (2) 2012-2015 - inclusion of the course "Fundamentals of Religious Cultures and Secular Ethics" (ORKiSE) in the curriculum of general educational institutions in Russia, teaching is carried only in 4 grades of primary school; (3) 2015 - to present - the implementation of teaching the subj ect area "Fundamentals of the Spiritual and Moral Culture of the peoples of Russia" (ODNKNR) within the framework of basic general education (grades 5-9) in educational institutions of Russia. The article discusses the main processes that took place in each of these periods, and the key trends in further development.

Conclusion. The first period was characterized by an active discussion about the necessity and forms of inclusion a separate subject devoted to the study of religion in the curriculum of public school education. The second period was distinguished by the appearance of numerous responses to the experiment, among which positive ones prevailed. Two main tendencies of the third period: (1) the desire expressed by representatives of the Russian Orthodox Church to move to teaching religious cultures and secular ethics in other grades of the school, apart from grades 4; (2) an orientation towards strengthening the educational, spiritual, moral and patriotic components of the course.

Key words: knowledge about religion, religious culture, spiritual and moral education, ORiKSE, ODNKNR.

For citation: Lenkov, P. D. (2022). Osnovnye etapy integratsii znanij o religii v sistemu shkol'nogo obrazovaniya Rossii [The main stages of the integration of knowledge about religion into the school education system in Russia]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina - Pushkin Leningrad State University Journal. No. 1. pp. 113-123. (In Russian). DOI 10.35231/18186653 2022 1 113

Введение

К настоящему моменту можно говорить о том, что интеграция знаний о религии в систему государственного школьного образования в России уже имеет свою историю. Сегодня существует значительная литература по теме включения преподавания знаний о религии в российское школьное образование, а также рассматривающая соответствующий опыт зарубежных стран (известны исследования А. Ю. Григоренко, Ф. Н. Козырева, И. В. Метлика, Е. М. Мирошниковой, Т. С. Прониной, М. Ю. Смирнова, Д. В. Шмонина и др.). Уже можно и нужно выстроить периодизацию этого процесса, что и предлагается в данной работе. В статье использованы разнообразные материалы: нормативно-правовые документы, регулирующие систему образования в РФ в целом и в той части, которая имеет отношение к вопросам преподавания знаний о религии; выступления церковных иерархов; работы ведущих ученых (религиоведов, философов, педагогов), посвященные различным аспектам рассматриваемой проблематики. Основные методы, которые были применены в исследовании: историко-хроно-логический и проблемно-аналитический.

Периодизация нужна для того, чтобы лучше увидеть основные тенденции в развитии того или иного исторического явления. Поскольку явление, которое мы рассматриваем, - процесс интеграции знаний о религии в систему школьного образования, то за начальную точку отсчета берется 1991 г.

До 1991 г. в систему советского образования был встроен идеологический атеизм, предполагавший, в том числе, сведение каких-либо знаний о религии к предельному минимуму. В советской школе не было и не могло быть какого-то отдельного предмета, посвященного «изучению религии», а в гуманитарных общеобязательных школьных предметах, таких как история и литература, информация о религии была крайне скудной. С 1991 г. ситуация стала меняться, поскольку в Российской Федерации начался отказ от советской идеологии, окончательно оформленный в Конституции 1993 г. В начале 1990-х гг. развернулся процесс, который в общественном дискурсе принято называть в целом «возрождением религии». В ходе этого процесса началась дискуссия о возможности и/или необходимости преподавания знаний о религии в школе. В итоге на государственном уровне были приняты решения о включении соответствующих предметов в систему школьного образования.

Содержание исследования

Для построения периодизации предлагается следующий критерий: степень и форма интеграции знаний о религии в систему школьного образования, отраженная в федеральных государственных образовательных стандартах и иных государственных документах. Вот возможная периодизация процесса интеграции знаний о религии в систему государственного школьного образования РФ:

Первый период: 1991-2012 гг. - 1) включение знаний о религии в содержание программ дошкольного, общего и профессионального образования; 2) обсуждение возможности включения в школьную программу дисциплин, посвященных изучению религии вообще и, в особенности, традиционных религиозных культур народов России [6, с. 29]; 3) разработка соответствующих УМК; 4) с 2009 по 2011 гг. преподавание ОРКиСЭ в 19 субъектах РФ в экспериментальном режиме.

Второй период: 2012-2015 гг. - включение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в программу общеобразовательных учреждений России (период преподавания только ОРКиСЭ и только в 4-х классах начальной школы).

Третий период: с 2015 г. по настоящее время - начало реализации преподавания предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР) в рамках основного общего образования (5-9 классы) общеобразовательных учреждений России.

Отметим, что первый период может быть подразделен на два подпериода:

с 1991 г. по 2008 г. - возможность включения в систему государственного школьного образования дисциплин, посвященных изучению религии, только обсуждалась;

с 2009 г. по 2011 г. - в 19 субъектах РФ преподавание ОРКиСЭ проходило в экспериментальном режиме.

Перейдем к краткому обзору этих основных периодов.

Первый период (1991-2012)

Период характеризовался дискуссией сторонников и противников включения в программу государственного школьного образования отдельного предмета по изучению религии1. Активную позицию в поддержку введения такого предмета заняла Русская православная церковь. Церковные иерархи подчеркивали,

1 Автор данной статьи также принял участие в этой дискуссии, см.: [6].

116

что «Основы православной культуры» - это не «Закон Божий», но культурологический предмет1. Отметим, что первоначально речь шла о факультативном преподавании соответствующего предмета. Позже РПЦ выступила за то, чтобы включить этот предмет в программу, т. е. сделать его обязательным2.

В 2009 г. была издана «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», созданная сотрудниками Российской академии образования в рамках разработки ФГОСов второго поколения, которая была предусмотрена Федеральной программой развития образования [3, с. 194195]. Также в 2009 г. приказом Минобрнауки № 373 от 6 октября был утвержден ФГОС начального общего образования, в который была включена предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (в 2012 г. была заменена на «Основы религиозных культур и светской этики») [3, с. 195].

В 2011-2012 гг. проходило обсуждение итогов апробации курса ОРКИСЭ. По мнению В. В. Барабанова и А. Ю. Григоренко, позитивные отзывы преобладали [1, с. 94-95]. В ходе апробации обнаружилась и ключевая проблема - нехватка педагогов, готовых к преподаванию курса ОРКИСЭ [2, с. 180; 9, с. 158; 11, с. 85].

И в выступлениях церковных иерархов, и в диссертациях и иных публикациях сторонников введения в общеобразовательной школе курса ОРКиСЭ можно найти главные принципы, на которых должна осуществляться интеграция знаний о религии в систему школьного образования:

- культурологический характер знаний о религии, преподаваемых школьникам (см. [12]);

- следование принципу светскости государственного и муниципального образования, закрепленному в Конституции и Законе РФ «Об образовании» (ч. 4, ст. 14)3;

1 Патриарх Алексий высказался за преподавание в школах Основ православной культуры [Электронный ресурс]. URL: https://pravoslavie.ru/10043.html (дата обращения: 28.11.2021).

2 См.: Патриарх Алексий II: С 2009 года ОПК будет преподаваться во всех школах [Электронный ресурс]. URL: https://ruskline.ru/news_rl/2007/12/24/patriarh_ale-ksij_ii_s_2009_goda_opk_budet_prepodavat_sya_vo_vseh_shkolah (дата обращения: 28.11.2021).

3 Метлик И. В. Интеграция знаний о религии в учебно-воспитательной деятельности светской школы: автореф. дис. ... док. пед. наук. 2005. С. 35 [Электронный ресурс]. URL: https://www.dissercat.com/content/integratsiya-znanii-o-religii-v-uchebno-vospitatelnoi-deyatelnosti-svetskoy-shkoly (дата обращения: 27.05.2021).

117

- акцент на изучении «традиционных религий», «традиционных религиозных культур», «традиционных религиозных культур своего этноса» (этнокультурная модель)1;

- интеграция знаний о религии в учебно-воспитательную деятельность.

В этот период в России утвердились термины «духовно-нравственная культура» и «духовно-нравственное воспитание», которыми «принято обозначать соответствующую образовательную область, светские подходы к преподаванию и определенное содержание образования (традиционные религиозные культуры и этические ценности)» [13, с. 51].

По мнению Е. М. Мирошниковой, в России была выбрана «смешанная» модель религиозного образования: и конфессионально ориентированная (представлена четырьмя курсами - основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры), и неконфессиональная (представлена двумя модулями - основы мировых религиозных культур, основы светской этики) одновременно [7, с. 98].

В этот период появились и альтернативные концепции включения религиозного образования в систему школьного образования, например концепция Ф. Н. Козырева («религия как дар») [4; 5].

В рассматриваемый период были активны не только сторонники, но и критики как включения в школьную программу ОРКиСЭ, так и вообще любого предмета, специально посвященного религии. Мы не рассматриваем критические взгляды в данной статье не потому, что они не заслуживают внимания, но по причине ограниченности места (критические точки зрения см., например, в [10]).

Второй период (2012-2015)

С 1 сентября 2012 г. курс ОРКиСЭ был включен в обязательную часть образовательной программы 4 класса начальной школы в объеме 34 часов. В рамках данного учебного предмета по выбору родителей (законных представителей) школьников изучаются следующие модули: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики2 (в

1 Метлик И. В. Интеграция знаний о религии в учебно-воспитательной деятельности светской школы: автореф. дис. ... док. пед. наук. 2005. С. 36 [Электронный ресурс]. URL: https://www.dissercat.com/content/integratsiya-znanii-o-religii-v-uchebno-vospitatelnoi-deyatelnosti-svetskoy-shkoly (дата обращения: 27.05.2021).

2 См.: ФГОС начального общего образования (1-4 классы). Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/197127/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения:

118

ФГОС 2021 г. модуль «Основы мировых религиозных культур» заменен на «Основы религиозных культур народов России»1).

По поручению Минобрнауки РФ информационно-методическое сопровождение внедрения курса ОРКиСЭ осуществляли ФГАУ «Федеральный институт развития образования» и ФГАУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» (в том числе подготовку экспериментальной программы бакалавриата по направлению подготовки «Педагогическое образование» с учетом нового профиля «Культура конфессий» для подготовки молодых учителей к преподаванию ОРКиСЭ [2, с. 181]).

Было издано несколько вариантов учебно-методического комплекта (УМК), обеспечивающего преподавание данного предмета: (1) УМК издательства «Дрофа» (Москва) в серии «Российский учебник»2, (2) УМК издательства «Просвещение» (Москва)3.

После того, как курс ОРКиСЭ был включен в программу общеобразовательных школ России, появились многочисленные отклики на это событие. РПЦ позитивно оценила это начинание, и уже на этом этапе ее предстоятель высказался за расширение курса на среднюю школу (основное общее образование)4.

Третий период (2015 - настоящее время)

В 2015 г. началась реализация преподавания в школьной программе основного общего образования (5-9 классы) общеобразовательных учреждений России предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР). Согласно ФГОС, для основного общего образования за 59 класс (параграф 18.3.1), учебный курс ОДНКНР является обязательным для изучения на всей территории Российской Федерации5.

28.11.2021). Статистику по выбору модулей родителями учеников 4-х классов на 2012/13 учебный год в некоторых регионах России см.: [1, с. 97].

1 ФГОС начального общего образования (1-4 классы). Утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 [Электронный ресурс]. URL: https://www.gar-ant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/ (дата обращения: 28.11.2021).

2 См.: Линия УМК Т. Д. Шапошниковой. ОРКСЭ (4-5) [Электронный ресурс]. URL: https://rosuchebnik.ru/kompleks/umk-liniya-umk-t-d-shaposhnikovoy-orkse-4-5/ (дата обращения: 8.11.2021).

3 См.: УМК Основы религиозных культур и светской этики. Издательство «Просвещение» [Электронный ресурс]. URL: http://prosv.ru/umk/orkse.html (дата обращения: 28.11.2021).

4 См.: Патриарх Кирилл призывает преподавать ОРКСЭ со 2 по 10 классы [Электронный ресурс]. URL: http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=60849 (дата обращения: 8.11.2021).

5 ФГОС основного общего образования (5-9 классы). Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 [Электронный ресурс]. URL:

119

В письме Минобрнауки РФ № 08-761 от 25.05.2015, отмечается, что предметная область ОДНКНР - логическое продолжение предметной области ОРКиСЭ начальной школы. В письме перечислены педагогические и воспитательные задачи курса (способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России; формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности и др.)1.

В случае курса ОРКиСЭ, модуль выбирается родителями, и предмет должны преподавать светские учителя. Взаимодействие с религиозными организациями возможно, но не в формате преподавания. «Обучение религии (имеется в виду преподавание вероучения - П. Л.) в рамках преподавания комплексного курса ОРКиСЭ и учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов РФ, не предусматривается»2.

Включение курса ОДНКНР в школьную программу вызвало самые положительные оценки со стороны РПЦ. По мнению иерархов РПЦ, предметы по религиозным культурам и светской этике должны быть включены в учебный план ОДНКНР аналогично ОРКиСЭ, и должно быть гарантировано их преподавание в 5-9-х классах в логической преемственности с ОРКиСЭ.

Выводы

Для первого периода (1991-2011) характерна активная дискуссия относительно необходимости и форм включения в программу государственного школьного образования отдельного предмета, посвященного получению знаний о

https://mosmetod.rn/metodicheskoe-prostranstvo/srednyaya-i-starshaya-shkola/russkij-yazyk/fgos/fgos-ooo.html (дата обращения: 8.11.2021).

1 Там же. См. также: ФГОС начального общего образования (1-4 классы). Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/197127/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 28.11.2021).

2 Письмо Минобрнауки России от 19.01.2018 г. № 08-96 «О методических рекомендациях» [Электронный ресурс]. URL: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/odnknr/norma-tivno-pravovaya-dokumentatsiya/pismo-minobrnauki-rossii-ot-19-01 -2018-g-08-96-o-metodicheskikh-rekomendatsiyakh-odnkr.html (дата обращения: 8.11.2021).

120

религии. Второй период (2012-2015) характеризовался появлением многочисленных откликов на эксперимент, среди которых преобладали положительные. Предстоятель и иерархи РПЦ высказались за расширение курса на среднюю школу. Применительно к третьему периоду (2015 - настоящее время) отметим две главные тенденции: (1) выраженное представителями РПЦ стремление перейти к преподаванию религиозных культур и светской этики в других классах школы, помимо 4 класса1; (2) установка на укрепление воспитательной, духовно-нравственной и патриотической составляющих курса.

Список литературы

1. Барабанов В. В., Григоренко А. Ю. К вопросу о преподавании «Основ религиозных культур и светской этики в школах» // Universum: Вестник Герценовского университета. -2013. - № 2. - С. 92-102.

2. Григоренко А. Ю. Кто должен преподавать «Основы религиозных культур и светской этики» в школах? О результатах апробации экспериментальной образовательной программы «Культура конфессий» // Universum: Вестник Герценовского университета. - 2013. - № 4. -С.180-185.

3. Бокова О. А. Религия в современном российском школьном образовании: стратегия государственной политики // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. - 2021. - № 3. - С. 191-204.

4. Козырев Ф. Н. Религия в современном образовании: основные понятия и типологии // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. - 2013. - Т. 14. - № 1. - С. 222-237.

5. Козырев Ф. Н. Религия как дар: педагогические статьи и доклады. - М.: Свято-Фила-ретовский православно-христианский институт, 2014. - 438 с.

6. Ленков П. Д. Можно ли учесть этноконфессиональную специфику регионов России в образовательных программах? // Реальность этноса. Этнонациональные аспекты модернизации образования: Материалы V Междунар. науч.-практ. конференции. - СПб., 2003. - C. 543-545.

7. Мирошникова Е. М. Религиозное образование в современной России: проблема дефиниции и тенденции развития // Научные ведомости Белгородского университета. - 2017. -№ 24. - С. 95-102.

8. Мирошникова Е. М. Религия в российской модели образования // Философия в Царском Селе: моногр. / отв. ред. М. Ю. Смирнов. - СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2017. - C. 135-148.

9. Прилуцкий А. М. Научно-методическое обеспечение преподавания основ религиозной культуры в школе: национальный и региональный опыт // Universum: Вестник Герценовского университета. - 2014. - № 2. - С. 156-160.

10. Пронина Т. С., Казеннов А. С. Знание о религии в современной российской школе // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. - 2017. - № 4. - С. 160-171.

1 Однако есть мнение, что государство пока не демонстрирует желания директивно распространять обучение знаниям о религиях на 5-9 классы по подобию ОРКиСЭ в начальной школе, несмотря на пожелания, высказываемые по этому поводу представителями РПЦ [8, с. 146].

121

11. Смирнов М. Ю. ОРКиСЭ как испытание: учитель между религиозным контентом и светским контекстом // ОРКиСЭ в системе школьного образования: панорама взглядов: сб. ст. Всероссийского форума / отв. ред. С. В. Рязанова - Пермь: Пермский государственный институт культуры, 2019. - С. 81-94.

12. Шапошникова Т. Д. Культурологический контекст преподавания предмета «Основы религиозных культур и светской этики» // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2015. -№ 1 (22). - С. 100-111.

13. Шмонин Д. В. Религиозное образование и образовательные парадигмы // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. - 2013. -Т. 14. - № 2. - С. 47-64.

References

1. Barabanov, V. V., Grigorenko, A. Yu. (2013). K voprosu o prepodavanii "Osnov religi-oznykh kul'tur i svetskoj etiki" v shkolakh [On the issue of teaching "Fundamentals of Religious Cultures and Secular Ethics" in schools]. Universum: Vestnik Gertsenovskogo universiteta [Universum: Herzen University Bulletin]. No. 2. pp. 92-102. (In Russian).

2. Grigorenko, A. Yu. (2013). Kto dolzhen prepodavat' "Osnovy religioznykh kul'tur i svetskoj etiki" v shkolakh? O rezul'tatah aprobatsii eksperimental'noj obrazovatel'noj programmy "Kul'tura konfessij" [Who should teach "Fundamentals of Religious Cultures and Secular Ethics" in schools? On the results of approbation of the experimental educational program "Culture of Confessions"]. Universum: Vestnik Gertsenovskogo universiteta [Universum: Herzen University Bulletin]. No. 4. pp. 180-185 (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Bokova, О. А. (2021). Religiya v sovremennom rossijskom shkol'nom obrazovanii: strate-giya gosudarstvennoj politiki [Religion in modern Russian school education: a strategy of public policy]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina [Pushkin Leningrad State University Journal]. No. 3. pp.191-204. (In Russian).

4. Kozyrev, F. N. (2013). Religiya v sovremennom obrazovanii: osnovnye ponyatiya i tipologii [Religion in modern education: basic concepts and typologies]. Vestnik Russkoj khristianskoj guman-itarnojakademii [Bulletin of the Russian Christian Humanitarian Academy]. Vol. 14. No. 1. pp. 222237. (In Russian).

5. Kozyrev, F. N. (2014). Religiya kak dar: pedagogicheskie stat'i i doklady [Religion as a gift: pedagogical articles and reports]. Moskva: Svyato-Filaretovskij pravoslavno-khristianskij institut. 438 p. (In Russian).

6. Lenkov, P. D. (2003). Mozhno li uchest' etnokonfessional'nuyu spetsifiku regionov Rossii v obrazovatel'nykh programmakh? [Is it possible to take into account the ethno-confessional specifics of Russian regions in educational programs]. Materialy VMezhdunarodnojnauch.-prakt. konferentsii "Real'nost' etnosa. Etnonatsional'nye aspekty modernizatsii obrazovaniya" [Materials of the V International scientific-practical conference "Reality of Ethnos. Ethno-national aspects of education modernization"]. Sankt-Peterburg. pp. 543-545. (In Russian).

7. Miroshnikova, E. M. (2017). Religioznoe obrazovanie v sovremennoj Rossii: problema definitsii i tendentsii razvitiya [Religious education in modern Russia: the problem of definition and development trends]. Nauchnye vedomosti Belgorodskogo universiteta [Scientific Bulletin of Belgorod University]. No. 24. pp. 95-102. (In Russian).

8. Miroshnikova, E. M. (2017). Religiya v rossijskoj modeli obrazovaniya [Religion in the Russian education model] Filosofiya v Tsarskom Sele [Philosophy in Tsarskoe Selo]. Sankt-Peterburg: LGU im. A. S. Pushkina. pp. 135-148. (In Russian).

9. Prilutskij, A. M. (2014). Nauchno-metodicheskoe obespechenie prepodavaniya osnov religi-oznoj kul'tury v shkole: natsional'nyj i regional'nyj opyt [Scientific and methodological support of teaching the fundamentals of religious culture at school: national and regional experience]. Universum: Vestnik Gertsenovskogo universiteta [Universum: Herzen University Bulletin]. No. 2. pp. 156160. (In Russian).

10. Pronina, T. S., Kazennov, A. S. (2017). Znanie o religii v sovremennoj rossijskoj shkole [Knowledge about religion in the modern Russian school]. Vestnik Leningradskogo gosudarstven-nogo universiteta imeni A. S. Pushkina [Pushkin Leningrad State University Journal]. No. 4. pp. 160171. (In Russian).

11. Smirnov, M. Yu. (2019). ORKiSE kak ispytanie: uchitel' mezhdu religioznym kontentom i svetskim kontekstom [ORKiSE as a test: a teacher between religious content and secular context]. ORKSE v sisteme shkol'nogo obrazovaniya: panorama vzglyadov. Sbornik statej vserossijskogo fo-ruma [ORCSE in the system of school education: a panorama of views. Collection of articles of the All-Russian Forum]. Perm': Permskij gosudarstvennyj institut kul'tury. pp. 81-94. (In Russian).

12. Shaposhnikova, T. D. (2015). Kul'turologicheskij kontekst prepodavaniya predmeta "Os-novy religioznykh kul'tur i svetskoj etiki" [Cultural context of teaching the subject "Fundamentals of Religious Cultures and Secular Ethics"]. Otechestvennaya i zarubezhnayapedagogika [Native and foreign pedagogy]. No. 1 (22). pp. 100-111. (In Russian).

13. Shmonin, D. V. (2013). Religioznoe obrazovanie i obrazovatel'nye paradigmy [Religious education and educational paradigms]. VestnikRusskojhristianskojgumanitarnojakademii [Bulletin of the Russian Christian Humanitarian Academy]. Vol. 14. No. 2. pp. 47-64. (In Russian).

Об авторе

Ленков Павел Дмитриевич, кандидат исторических наук, доцент, Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Российская Федерация, ORCID ID: 0000-0003-4195-6781, e-mail: p-lenkov@yandex.ru

About the Author

Pavel D. Lenkov, Cand. Sci (History), assistant professor, Russian Herzen State Pedagogical University, Sankt-Peterburg, Russian Federation, ORCID ID: 0000-0003-4195-6781, e-mail: p-lenkov@yandex.ru

Поступила в редакцию: 13.12.2021 Принята к публикации: 17.01.2022 Опубликована: 10.03.2022

Received: 13 December 2021 Accepted: 17 January 2022 Published: 10 March 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.