Научная статья на тему 'ТЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ: ПРОЕКТ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ'

ТЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ: ПРОЕКТ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫЙ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» / «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» / ЦИФРОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ТЕОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мурзина Ирина Яковлевна, Парамонов Иван Федорович, Парамонова Анна Евгеньевна

Тифровизация во многом определяет характер сегодняшнего и ближайшего будущего в образовательных стратегиях и практиках. Статья посвящена рассмотрению теологического образования в контексте проблем цифровизации. Исследование строится на основе междисциплинарной методологии, связанной со сложным объектом (теологическим образованием) и позволяющей интегрировать различные подходы и методы к его описанию (аксиологический и праксеологический подходы, метод моделирования). Научная новизна исследования заключается в определении сущности и направленности «цифрового поворота» в теологическом образовании. Результаты исследования. Авторы предлагают проект разработанной комплексной программы развития теологического образования в условиях цифровизации, необходимость которой связана с потребностью в согласованных действиях внутри образовательного кластера теологического образования; в системном решении задачи включения технических инноваций в процесс подготовки теологов; в решении задачи включения религиозного содержания в процесс подготовки педагогов и просветительские практики. В статье раскрыта структура программы (описаны подпрограммы, наиболее актуальные для Уральского регионального кластера теологического образования: «Кластер теологического образования», «Научно-методическое обеспечение предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России" основной образовательной программы для общего и дополнительного образования», «Тифровизация в высшем теологическом образовании», «Теологическое просвещение»); определены задачи и прогнозируемые результаты реализации каждой подпрограммы. Проект комплексной программы авторы представляют для обсуждения вопросов цифровизации в теологическом образовании в контексте общих для обучения и просвещения проблем, а также с целью раскрыть перспективность взаимодействий светских и конфессиональных организаций в сфере образования (объединение на институциональном уровне образовательных и культурно-просветительских организаций, заинтересованных в решении задач духовнонравственного оздоровления общества; консолидация усилий научно-педагогической общественности на содержательном уровне по созданию и реализации региональной модели реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», опирающейся на культурно-историческое наследие региона и направленной на формирование и развитие культурной, религиозной, гражданской идентичностей; единство на научно-методическом уровне в подходах и практиках по обобщению, систематизации, представлению и трансляции перспективного педагогического опыта).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мурзина Ирина Яковлевна, Парамонов Иван Федорович, Парамонова Анна Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEOLOGICAL EDUCATION IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION: A DRAFT OF A COMPREHENSIVE DEVELOPMENT PROGRAM

Digitalization largely determines current and future educational strategies and practices. The article is devoted to theological education in the context of digitalization. The research is based on an interdisciplinary methodology related to a complex object - theological education and allows integrating various approaches and methods to its description (axiological and praxeological approaches, modeling method). The scientific novelty of the research lies in determining the essence and direction of the "digital turn" in theological education. The results of the study. The authors propose a developed comprehensive program for the development of theological education in the context of digitalization, the need for which is associated with the need for coordinated actions within the educational cluster of theological education; in a systematic solution to the problem of including technical innovations in the process of training theologians; in solving the problem of including religious content into teacher training and educational practices. The article reveals the structure of the program (describes the subprograms most relevant for the Ural regional cluster of theological education: «Cluster of theological education», «Scientific and methodological support of the subject area "Fundamentals of spiritual and moral culture of the peoples of Russia" basic educational program for general and additional education», «Digitalization in higher theological education», «Theological enlightenment»); the tasks and projected results of the implementation of each subprogram are defined. The authors present the draft of a comprehensive program to discuss the issues of digitalization in theological education in the context of common problems for teaching and education, as well as to reveal the prospects of interaction between secular and confessional organizations in education (an association at the institutional level of educational and cultural and educational organizations interested in solving the problems of spiritual and moral improvement of society; consolidation of the efforts of the scientific and pedagogical community at the content level - to create and implement a regional model for the implementation of the subject area "Fundamentals of the spiritual and moral culture of the peoples of Russia", based on the cultural and historical heritage of the region and aimed at the formation and development of cultural, religious, civic identities; unity at the scientific and methodological level in approaches and practices on generalization, systematization, presentation and translation of promising pedagogical experience).

Текст научной работы на тему «ТЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ: ПРОЕКТ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ»

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ЭЛЕКТРОННОЕ

ОБРАЗОВАНИЕ INNOVATIVE TECHNOLOGIES AND E-EDUCATION

Педагогический журнал Башкортостана. 2022. № 2. С. 126-138. Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2022; (2): 126-138.

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ЭЛЕКТРОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Научная статья УДК 37.0

DOI 10.21510/18173292_2022_96_2_126_138

ТЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ: ПРОЕКТ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ

Ирина Яковлевна Мурзина1, Иван Федорович Парамонов (о. Иоанн)2, Анна Евгеньевна Парамонова 3

■Институт образовательных стратегий, Екатеринбург, Россия, [email protected], ORCID 0000-0002-7635-0571

2 Миссионерский институт, Екатеринбург, Россия, [email protected], ORCID 0000-00028287-1365,

5 Миссионерский институт, Екатеринбург, Россия, [email protected], ORCID 0000-0003-3095-772X

Аннотация. Цифровизация во многом определяет характер сегодняшнего и ближайшего будущего в образовательных стратегиях и практиках. Статья посвящена рассмотрению теологического образования в контексте проблем цифровизации. Исследование строится на основе междисциплинарной методологии, связанной со сложным объектом (теологическим образованием) и позволяющей интегрировать различные подходы и методы к его описанию (аксиологический и праксеологический подходы, метод моделирования). Научная новизна исследования заключается в определении сущности и направленности «цифрового поворота» в теологическом образовании.

Результаты исследования. Авторы предлагают проект разработанной комплексной программы развития теологического образования в условиях цифровизации, необходимость которой связана с потребностью в согласованных действиях внутри образовательного кластера теологического образования; в системном решении задачи включения технических инноваций в процесс подготовки теологов; в решении задачи включения религиозного содержания в процесс подготовки педагогов и просветительские практики. В статье раскрыта структура программы (описаны подпрограммы, наиболее актуальные для Уральского регионального кластера теологического образования: «Кластер теологического образования», «Научно-методическое обеспечение предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России" основной образовательной программы для общего и дополнительного образования», «Цифровизация в высшем теологическом образовании», «Теологическое просвещение»); определены задачи и прогнозируемые результаты реализации каждой подпрограммы. Проект комплексной программы авторы представляют для обсуждения вопросов цифровизации в теологическом образовании в контексте общих для обучения и просвещения проблем, а также с целью раскрыть перспективность взаимодействий светских и конфессиональных организаций в

© Мурзина И.Я., Парамонов И.Ф., Парамонова А.Е., 2022.

сфере образования (объединение на институциональном уровне образовательных и культурно-просветительских организаций, заинтересованных в решении задач духовно-нравственного оздоровления общества; консолидация усилий научно-педагогической общественности на содержательном уровне по созданию и реализации региональной модели реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», опирающейся на культурно-историческое наследие региона и направленной на формирование и развитие культурной, религиозной, гражданской идентичностей; единство на научно-методическом уровне в подходах и практиках по обобщению, систематизации, представлению и трансляции перспективного педагогического опыта).

Ключевые слова: теологическое образование, цифровизация, комплексная программа развития, образовательный кластер, «Основы религиозный культур и светской этики», «Основы духовно-нравственной культуры народов России», цифровая компетентность, теологическое просвещение

Благодарности: Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 21-011-44091\21 «Теологическое образование в условиях цифровой культуры».

Для цитирования: Мурзина И.Я., Парамонов И.Ф., Парамонова А.Е. Теологическое образование в условиях цифровизации: проект комплексной программы развития // Педагогический журнал Башкортостана. 2022. №2 (96). С. 126-138.

INNOVATIVE TECHNOLOGIES AND E-EDUCATION

Original article.

Irina Ya. Murzina1, Ivan F. Paramonov2, Anna E. Paramonova3

1 Educational Strategies Institute, Yekaterinburg, Russia, [email protected] ORCID 0000-

0002-7635-0571

2 Missionary Institute Yekaterinburg, Russia, [email protected] ORCID 0000-0002-8287-1365

3 Missionary Institute Yekaterinburg, Russia, [email protected] ORCID 0000-0003-3095-

772X

THEOLOGICAL EDUCATION IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION: A DRAFT OF A COMPREHENSIVE DEVELOPMENT PROGRAM

Abstract. Digitalization largely determines current and future educational strategies and practices. The article is devoted to theological education in the context of digitalization. The research is based on an interdisciplinary methodology related to a complex object - theological education and allows integrating various approaches and methods to its description (axiological and praxeological approaches, modeling method). The scientific novelty of the research lies in determining the essence and direction of the "digital turn" in theological education.

The results of the study. The authors propose a developed comprehensive program for the development of theological education in the context of digitalization, the need for which is associated with the need for coordinated actions within the educational cluster of theological education; in a systematic solution to the problem of including technical innovations in the process of training theologians; in solving the problem of including religious content into teacher training and educational practices. The article reveals the structure of the program (describes the subprograms most relevant for the Ural regional cluster of theological education: «Cluster of theological education», «Scientific and methodological support of the subject area "Fundamentals of spiritual and moral culture of the peoples of Russia" basic educational program for general and additional education», «Digitalization in higher theological education», «Theological

enlightenment»); the tasks and projected results of the implementation of each subprogram are defined. The authors present the draft of a comprehensive program to discuss the issues of digitalization in theological education in the context of common problems for teaching and education, as well as to reveal the prospects of interaction between secular and confessional organizations in education (an association at the institutional level of educational and cultural and educational organizations interested in solving the problems of spiritual and moral improvement of society; consolidation of the efforts of the scientific and pedagogical community at the content level - to create and implement a regional model for the implementation of the subject area "Fundamentals of the spiritual and moral culture of the peoples of Russia", based on the cultural and historical heritage of the region and aimed at the formation and development of cultural, religious, civic identities; unity at the scientific and methodological level in approaches and practices on generalization, systematization, presentation and translation of promising pedagogical experience).

Keywords: theological education, digitalization, comprehensive development program, educational cluster, fundamentals of religious cultures and secular ethics, fundamentals of spiritual and moral culture of the peoples of Russia, digital competence, theological training

Acknowledgements: The article was prepared with the financial support of the RFBR in the framework of the scientific project No. 21-011-44091\21 "Theological education in digital culture".

For citing: Murzina I.Ya., Paramonov I.F., Paramonova A.E. Theological education in the context of digitalization: a draft of a comprehensive development program. Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana = Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2022; 96(2) : 126-138. (In Russian)

Введение. Трансформации, которым подвергается система образования за последние десятилетия, привели к необходимости научной рефлексии над ее основаниями, включению в образовательное поле новых направлений, выявлению перспективных форм и методов работы, которые обеспечивали бы устойчивое воспроизведение ценностно-смысловых основ, свойственных российской культуре и менталитету россиян, и одновременно были бы адекватны современным требованиям и вызовам технологической цивилизации. Концепция социокультурной модернизации образования, ставшая основой реформирования системы обучения и воспитания в постсоветский период, восходит к идеям культурно-деятельностной психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия) и опирается на принципы социального конструктивизма (П. Бергер, Т. Лукман, К. Джержен). Она базируется на понимании образования как особого типа социального пространства, которое организовано таким образом, чтобы процесс освоения/осознания/принятия ценностей культуры происходил в деятельности.

Однако декларируемая в образовании ориентация на личность с развитым критическим мышлением, способную к продуктивным коммуникациям и творческой деятельности, на практике плохо реализована. Вместо ориентации на формирование «человека культуры» реализуется проект «человека-машины». Проблемы, с которыми столкнулась система образования в ходе реформирования, - непоследовательность в проведении реформ; сниженная мотивация педагогов, не готовых к постоянным изменениям и жизни в условиях неопределенности; поколенческий разрыв - усугубились процессами ускоренной цифровизации (термин, введенный в научный оборот в 1995 г. американским информатиком Н. Негропонте [1]). Мы зафиксировали

противоречие между технологическими инновациями, существующими в образовании, и сложившимся содержанием теологического образования, традиционно-консервативного по своей сути.

Методология исследования. Исследование строится на основе междисциплинарной методологии, связанной со сложным объектом -теологическим образованием - и позволяющей интегрировать различные подходы и методы к его описанию. Анализ теоретических исследований, посвященных цифровой культуре и цифровизации в образовании, позволил уточнить исследовательскую позицию.

Цифровизация во многом определяет характер сегодняшнего и ближайшего будущего в образовательных стратегиях и практиках. Под ней в широком смысле слова понимается «стратегия интеграции цифровых технологий в повседневную жизнь общества» [2, с. 10]. Цифровизация рассматривается как результат развития цифровой культуры [3; 4], изменившей нормы поведения («новая этика»), способы коммуникации (сетевые, анонимные), системы координат («пост-правда»), отношение к знанию (появление новых цифровых платформ, формирование особого типа «проектной культуры», интеграция с социальными медиа), а также к способам его трансляции и воспроизводства. На цифровизацию в образовании смотрят и как на проявление глобальных проблем (и в этом смысле российское образование находится в русле общемировых тенденций), и как на инструмент инновационного развития, способный обеспечить ответ на вызовы сегодняшнего дня [5; 6; 7; 8; 9; 10].

В 2020 г. многие восторженно-позитивные оценки цифровизации, восхваление ее практически неограниченных возможностей, способных, если не изменить мир, то обеспечить его творческое преображение, радикально изменились. Ограничения пандемии привели к взрывному росту использования информационно-коммуникационных (цифровых) технологий во всех сферах жизни и, как следствие этого «эксперимента», к осознанию множества опасностей, которые ранее были не столь очевидны.

В научный оборот вошел новый термин - «цифровой поворот» в образовании. Выделим основные направления, которые определяют его сущность:

- технологические инновации и принципиальное видоизменение форм и методов работы с обучающимися;

- новые коммуникативные практики «человек-человек» и «человек-машина»;

- обеспечение доступности образования как реализация идеи свободы выбора образовательных стратегий и содержания образования;

- новые формы профессиональных коммуникаций и коллабораций (сетевые сообщества педагогов);

- реализация идей междисциплинарности (становление цифровой гуманитаристики - Digital Humanities, объединяющей социально-гуманитарные науки и возможности цифровых ресурсов);

- использование возможностей искусственного интеллекта для решения рутинизированных задач (проверка учебных заданий, построенных на алгоритмах) [см. подробнее: 11].

Вопрос о том, состоялся ли «цифровой поворот» в современном образовании и в чем именно он состоит, тесно связан с другим: возможно ли воспитание личности в новых условиях, нет ли противоречия между приобщением к традиционным для общества ценностям и модернизированной культурой?

Материалы и методы исследования. Приведенная в статье научная аргументация базируется на теоретических методах исследования: логический анализ, структурно-функциональный метод, дискурсивный анализ, аксиологический подход. Основой выступает междисциплинарная методология, позволяющая интегрировать различные подходы и методы к его описанию (аксиологический и праксеологический подходы, метод моделирования). При анализе образовательных практик применялись методы сравнительно-сопоставительного анализа, систематизации и классификации.

Результаты исследования. Сложность формирования и развития духовно-нравственных основ человека сегодня признается всеми. В качестве одного из возможных решений предлагается включение в светское образование религиозного компонента. Многочисленные дискуссии, не стихающие по сей день, свидетельствуют об определенном вызове и для педагогического сообщества, и для социума в целом: как и каким образом включать религиозный компонент в образовательные практики; каким должен быть «объем» религиозных знаний, необходимых образованному человеку; возможно ли «примирить» религию и новые технологии, и, главное, как в век технологий развивать духовность личности, которая достигается воспитанием сердца и воли «в духе благочестия».

С другой стороны, в образовательном пространстве как его компонент присутствует теологического образование [см., например, публикации в журнале «Теология и образование», № 1 за 2018]. Под теологическим образованием в широком смысле мы понимаем процесс воспитания и обучения, направленный на осмысление и освоение религиозных (конфессиональных) ценностей и смыслов как мировоззренческой основы структуры личности (аспект общественного блага) и формирование ее ценностно-смысловой основы. В узком смысле - это деятельность по приобщению к знаниям о религии (институциональный аспект), процесс и результат реализации ценностных установок на практике, в разнообразных формах на каждом из уровней образования.

Теологическое образование в России прошло довольно сложную эволюцию. В дореволюционной России оно было обязательным компонентом образовательных практик, в задачи которых входила трансляция ценностных основ личности, общества и государства. В советское время оно носило исключительно конфессиональный характер, решая задачи катехизаторской и миссионерской деятельности в строго очерченных институциональных рамках,

а также включало подготовку кадров церковнослужителей. В постсоветской России теологическое образование включено в образовательное поле как равноправное с другими направлениями науки и образования (социально-гуманитарным, естественно-научным, научно-техническим).

Отечественное теологическое образование сегодня проходит стадию становления. С одной стороны, можно говорить об устоявшейся системе конфессионального образования (см., например, деятельность конфессиональных учебных заведений; введение федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по теологии). С другой стороны, требуют осмысления основы теологического образования в контексте светского образования как способа воспитания человеческого духа на основе религиозных ценностей.

Теологическое образование можно рассматривать как единство систем обучения, воспитания и просветительских практик, противостоящих насильственной технизации и дегуманизации современного мира. Не отказываясь от достижений техники, теологическое образование транслирует религиозные ценности, создавая условия для формирования целостной личности с устойчивой системой координат. Теологическое образование определяется доминированием нравственно-аксиологического начала над знаниевой парадигмой, а передача живого опыта веры связана с непосредственным общением и наставничеством.

В настоящее время актуализируется задача раскрытия содержания теологического образования на новом этапе цивилизационного развития, выявления перспектив его развития в условиях цифровой культуры. Это не только инфраструктурные изменения, связанные с процессами включения информационно-коммуникационных технологий в образовательные практики, но и новые требования к педагогическим кадрам, задействованным в системе теологического образования, решение задач профессиональной подготовки и научно-методического обеспечения данной деятельности.

Для решения поставленной задачи предлагается создание комплексной программы развития теологического образования в условиях цифровизации. Ее необходимость вытекает из потребностей:

- в обеспечении согласованных действий внутри образовательного кластера теологического образования, направленных на обеспечение профессиональной подготовки кадров;

- в системном решении задачи включения технических инноваций в процесс подготовки теологов;

- в системном решении задачи включения религиозного содержания в процесс подготовки педагогов;

- в решении задачи научно-методического обеспечения реализации федеральных государственных образовательных стандартов в предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»;

- в популяризации среди детей и молодежи традиционных ценностей, используя современные формы и способы представления материала.

Комплексная программа развития теологического образования в условиях цифровизации (далее - Программа) разработана на основе исследований, проведенных в рамках научного проекта «Теологическое образование в условиях цифровой культуры» [12; 13; 14; 15]. Она строится на основе принципов открытости (носит «надведомственный» характер), опережающего развития (теологическое образование направлено на формирование мировоззренческих основ и ценностных ориентиров личности и общества, что обеспечивает развитие человеческого потенциала), инновационного управления (включает стратегическое планирование инновационных процессов, сочетание научных разработок и практических решений, коллегиальность принятия решений, коллаборации внутри образовательного кластера). Формат Программы создает возможности для:

- эффективного планирования деятельности участников образовательного кластера теологического образования;

- полноценной синхронизации, координации и согласованности деятельности;

- внедрения перспективных разработок и инновационных решений.

Цель Программы состоит в обеспечении условий для эффективного

развития теологического образования, направленного на формирование устойчивой ценностно-нормативной основы личности в ситуации цифровизации. Данная цель предполагает решение следующих задач:

- развитие образовательного кластера теологического образования, направленного на создание и распространение религиозных ценностей как основы мировоззрения личности;

- развитие содержания теологического образования на всех уровнях обучения и воспитания (от дошкольного до профессионально-педагогического, включая дополнительное образование детей и взрослых);

- научно-методическое обеспечение реализации федеральных государственных образовательных стандартов в предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»;

- популяризация среди детей и молодежи традиционных ценностей, используя современные формы и способы представления материала.

Программа делится на подпрограммы, каждая из которых раскрывает отдельный аспект функционирования регионального кластера2 теологического образования: подпрограмма-1 «Кластер теологического образования», подпрограмма-2 «Научно-методическое обеспечение предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России" основной образовательной программы для общего и дополнительного образования», подпрограмма-3 «Цифровизация в высшем теологическом образовании»,

2 В силу того, что в общероссийском масштабе кластер теологического образования находится в стадии становления, нами выдвинута гипотеза, что в условиях отдельно взятого региона можно не только раскрыть содержательные возможности теологического образования в широком смысле, но и выявить те концептуальные и организационные основания, которые могут стать основой для трансляции регионального опыта в российском образовательном пространстве.

подпрограмма-4 «Теологическое просвещение». В задачи подпрограммы «Кластер теологического образования» входит определение путей развития регионального теологического образования на институциональном, содержательном и научно-методическом уровнях. Результатом ее реализации становится устойчивое функционирование кластера, в который входят педагогические вузы и педагогические колледжи региона, конфессиональный вуз, научно-исследовательские организации, образовательные организации дошкольного, общего школьного и дополнительного образования. Тем самым преодолеваются «разрывы» между образовательными инициативами и обществом (внутри региона и внутри страны), между субъектами социального действия (религиозными и светскими структурами), внутри образовательного сообщества (за счет выработанной системы ценностных ориентиров). Участники коллаборации:

- имеют общую ценностную основу и осознают общность целей;

- опираются на совместную стратегию (всеми разделяемое видение дальнейших действий);

- принадлежат общему интегрированному и институционально оформленному культурно-образовательному сообществу (общая идентичность);

- реализуют поставленные цели и задачи в едином информационно-коммуникационном региональном пространстве.

В задачи подпрограммы «Научно-методическое обеспечение предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России" основной образовательной программы для общего и дополнительного образования» входит обоснование научно-методической деятельности внутри кластера. Это специально организованный процесс, направленный на преодоление профессионально-личностных проблем учителя, работающего в предметных областях «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) и ОДНКНР. Результатом реализации научно-методической деятельности становится осмысление профессионального опыта педагога, актуализация саморазвития, достижение профессионального успеха и личностного развития.

В рамках аналитического направления данной подпрограммы актуализируются нормативные требования к обучающей деятельности педагога и ребенка в соответствии с ФГОС НОО и ООО; определяются методы, методические средства и организационные формы взаимодействия педагога и ученика, наиболее полно отвечающие задачам изучения предметных областей ОРСКЭ и ОДНКНР в соответствии с ФГОС в условиях цифровизации. Для педагогов обеспечивается возможность постоянного, с использованием дистанционных технологий, обновления теоретических и методических знаний в названных предметных областях, создаются условия для повышения профессионального мастерства и обмена передовым педагогическим опытом. Результатом деятельности в рамках консультационного направления становится созданная и постоянно действующая консультационная служба.

Главной задачей подпрограммы «Цифровизация в высшем теологическом образовании» обозначено формирование цифровой среды конфессионального вуза с целью реализации ФГОС «48.03.01 Теология», в котором нашли свое отражение как требования, общие для системы высшего образования РФ, так и специфические направления деятельности, связанные с конфессиональной принадлежностью Миссионерского института. Подпрограмма рассматривается на примере подготовки профессиональных православных теологов. Подпрограмма объединяет два направления - развитие цифровой среды конфессионального вуза и развитие цифровой компетенции будущих теологов.

Развитие цифровой среды конфессионального вуза находится в русле требований, предъявляемых к современной образовательной деятельности. Цифровая среда включает ряд компонентов, свойственных современному высшему образованию, но отличается характером представляемого контента. В компоненты цифровой среды входят цифровая библиотека, цифровой кампус, электронный деканат, институтская «Точка кипения», LMS, разработанные онлайн-курсы для теологического образования и просвещения, система сбора и анализа цифрового следа обучающегося, цифровая трансформация процесса трудоустройства, цифровое портфолио преподавателя и студента.

Особый акцент сделан на формирование цифровой компетенции педагога-теолога. Цифровая компетенция педагога-теолога является неотъемлемой составляющей цифровой культуры. Она включает цифровые знания, умения и их грамотное применение в образовательном процессе, а также готовность к технологическим и цифровым вызовам, что, в свою очередь, подразумевает процесс овладения формирующейся методикой преподавания теологических дисциплин с использованием цифровых технологий. Формирование цифровой компетенции возможно как в ходе освоения уже имеющихся учебных курсов, так и во вновь создающихся программах дополнительного образования. В системе дополнительного образования будущие теологи получают знания и навыки по созданию собственных сайтов; учатся разрабатывать цифровые продукты, необходимые для катехизаторско-просветительной деятельности на приходе, благочинии или в епархиальных структурах; приобретают компетенции контент-менеджеров и SMM-специалистов, работающих в социальных сетях.

Процесс формирования цифровой компетенции преподавателя-теолога тесно связан как с развитием цифровой среды конфессионального вуза и образовательного кластера теологического образования, так и с новыми направлениями деятельности, обеспечивающими диалог светского и религиозного начал в современном социуме.

Целью подпрограммы «Теологическое просвещение» является объединение усилий участников кластера в деле теологического просвещения как составной части образования в его широком смысле.

Реализация комплексной программы развития теологического образования в условиях цифровизации обеспечивает:

- согласованные действия внутри образовательного кластера теологического образования, направленные на продуктивное взаимодействие в деле профессиональной подготовки кадров;

- способствует включению технических инноваций в процесс подготовки теологов через проведение пилотных проектов гибридного обучения;

- содействует эффективному включению религиозного содержания в процесс подготовки педагогов через создание научно достоверных и методически-ориентированных электронных ресурсов;

- обеспечивает научно-методическое сопровождение реализации федеральных государственных образовательных стандартов в предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»;

- расширяет возможности популяризации среди детей и молодежи традиционных ценностей, используя современные формы и способы представления материала.

Достижение поставленных в Программе задач возможно, если минимизировать риски, ограничивающие ее успешность. Одним из таких рисков является неготовность участников кластера к продуктивному взаимодействию. В этом случае потребуется дополнительная работа по формированию согласованного плана действий, опора на наиболее активных участников. К числу основных рисков можно отнести и социальную нестабильность в обществе, и негативное отношение части педагогического сообщества к теологическому образованию, и негативные процессы в молодежной среде, связанные с доминированием прагматических и эгоистических (индивидуалистических) ценностей.

Еще одним риском представляется неразвитость технологической среды теологического образования, сокращение (в силу экономических причин) финансирования образовательных организаций-участников кластера в части разработки и/или закупки необходимого оборудования. В этом случае потребуется корректировка Программы, уточнение форм и методов работы как при организации дистанционного и гибридного обучения будущих теологов и педагогов, так и при разработке программ их научно-методической поддержки.

Заключение. Представленный проект комплексной программы развития теологического образования в условиях цифровизации сегодня включает только четыре подпрограммы, наиболее актуальные для Уральского регионального кластера теологического образования. Безусловно, в других регионах акценты могут смещаться и уточняться в связи с различиями в деятельности образовательных, конфессиональных и научных институций. Мы же презентуем данный проект, чтобы, с одной стороны, включить обсуждение вопросов цифровизации в теологическом образовании в контекст общих для обучения и просвещения проблем, тем самым показывая неразрывную связь всех направлений образования, с другой стороны, с целью раскрыть перспективность взаимодействия светских и конфессиональных организаций в деле образования. Думается, что объединение на институциональном уровне образовательных и культурно-просветительских организаций,

заинтересованных в решении задач духовно-нравственного оздоровления общества, будет продуктивным именно в рамках кластера теологического образования. Консолидация усилий научно-педагогической общественности на содержательном уровне обеспечит включение регионального содержания в предметную область «Основы духовно-нравственной культуры народов России», актуализируя культурно-историческое наследие региона и решая задачи формирования и развития культурной, религиозной, гражданской идентичностей. Единство на научно-методическом уровне будет способствовать обобщению, систематизации, представлению и трансляции перспективного педагогического опыта.

Список источников

1. Negroponte, N. Being Digital. - New York: Vintage Books, 1995. - 243 p.

2. Основные подходы к пониманию цифровизации и цифровых ценностей / Л.Н. Данилова, Т.В. Ледовская, Н.Э. Солынин, А.М. Ходырев // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2020. -Т. 26. - № 2. - С. 5-12. - DOI 10.34216/2073-1426-2020-26-2-5-12.

3. Информационная эпоха: новые парадигмы культуры и образования: монография / О.Н. Астафьева, Л.Б. Зубанова, Н.Б. Кириллова [и др.] ; отв. ред. Н.Б. Кириллова. -Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2019. - 292 с.

4. Кузнецова, Т.Ф. Цифровизация как культурная ценность и цифровые технологии / Т.Ф. Кузнецова // Горизонты гуманитарного знания. - 2019. - № 5. - С. 3-13. DOI 10.17805/ggz.2019.5.1.

5. Платонова Е.Д. Цифровизация как инструмент инновационного развития сферы образования в XXI веке // Современное образование: векторы развития. Цифровизация экономики и общества: вызовы для системы образования: материалы международной конференции (г. Москва, МПГУ, 24-25 апреля 2018 г.) / под общей редакцией М.М. Мусарского, Е.А. Омельченко, А.А. Шевцовой; Московский педагогический государственный университет. - Москва, 2018. - С. 299-307.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Прокудин, Д.Е. От «информатизации» к «цифровизации» / Д.Е. Прокудин // Философская аналитика цифровой эпохи: сб. науч. статей / отв. ред. Л.В. Шиповалова, С.И. Дудник. - Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербург. ун-та, 2020. - C.37-52.

7. Brown, J.S. Growing up digital: How the web changes work, education and the ways people learn // Change. - 2005. - № 32 (2). - P. 10-20.

8. Oblinger, D. Learners, learning and technology. The Educause learning initiative // Educause Review. - 2005. - № 40. - P. 66-75.

9. Sousa, R.D., Karimova, B., Gorlov, S. Digitalization as a new direction in education sphere. // E3S Web of Conferences 159, 09014. BTSES-2020. 2020. DOI: https://doi.org/10.1051/e3sconf/202015909014.

10. Wikramanayake, G. Impact of Digital Technology on Education // 24th National Information Conference. - 2005. - P. 82-91.

11. Мурзина, И.Я. «Цифровой поворот» в образовании / И.Я. Мурзина // Полилингвальное образование в эпоху постграмотности: коллективная монография / Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина; Уральский государственный педагогический университет. - Екатеринбург: [б. и.], 2021. -С. 158-169.

12. Парамонов, И. (свящ.) Религиозное образование: ценностно-смысловое построение региональной образовательной практики / И.Ф. Парамонов // Церковь. Богословие. История: материалы V Международной научно-богословской конференции, посвященная Собору

новомучеников и исповедников Церкви Русской, Екатеринбург, 02-04 февраля 2017 года. -Екатеринбург: Екатеринбургская духовная семинария, 2017. - С. 160-165.

13. Парамонова, А.Е. Цифровая компетентность преподавателя теологии / А.Е. Парамонова // Современное педагогическое образование. - 2021. - № 10. - С. 101-104.

14. Симбирцева, Н.А. Просветительская деятельность в теологическом образовании / Н. А. Симбирцева // Современное состояние медиаобразования в России в контексте мировых тенденций: материалы III международной научной конференции, Таганрог, 15 октября 2021 года. - Таганрог; Екатеринбург: [б. и.], 2021. - С. 318-323.

15. Симбирцева, Н.А. Просветительское направление теологического образования: возможности и ограничения / Н.А. Симбирцева // Религия. Образование. Наука: модели и направления взаимодействия: материалы научно-практической конференции с международным участием, Екатеринбург, 13-14 мая 2021 года / Министерство образования и молодежной политики Свердловской области, ФГАОУ "Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина"; ГАОУ ДПО Свердловской области "Институт развития образования". - Екатеринбург: ГАОУ ДПО Свердловской области «Институт развития образования», 2021. - С. 54-57.

References

1. Negroponte, N. Being Digital. - New York: Vintage Books, 1995. - 243 p. (In English)

2. Danilova L.N., Ledovskaya T.V., Solynin N.E., Khodyrev A.M. Osnovnye podhody k ponimaniyu cifrovizacii i cifrovyh cennostej [Basic approaches to understanding digitalization and digital values]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika = Bulletin of the Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics. 2020; 26( 2): 5-12. - DOI 10.34216/2073-1426-2020-26-2-5-12. (In Russian)

3. Astafieva O.N., Zubanova L.B., Kirillova N.B. and others. Informacionnaya epoha: novye paradigmy kul'tury i obrazovaniya: monografiya [Information age: new paradigms of culture and education: monograph] / editor -in-chief N.B. Kirillov. Yekaterinburg: Ural University Publishing House, 2019. 292 p. (In Russian)

4. Kuznetsova T.F. Cifrovizaciya kak kul'turnaya cennost' i cifrovye tekhnologii [Digitization as a cultural value and digital technologies]. Gorizonty gumanitarnogo znaniya = Horizons of humanitarian knowledge. 2019; (5): 3-13. DOI 10.17805/ggz.2019.5.1. (In Russian)

5. Platonova E.D. Cifrovizaciya kak instrument innovacionnogo razvitiya sfery obrazovaniya v XXI veke [Digitalization as a tool for innovative development of the education sector in the 21st century]. In:Modern education: vectors of development. Digitalization of the economy and society: challenges for the education system: materials of the international conference (Moscow, Moscow State Pedagogical University, April 24-25, 2018) / edited by M M. Musarsky, E.A. Omelchenko, A.A. Shevtsova. Moscow: Moscow State Pedagogical University, 2018. Pp. 299-307. (In Russian)

6. Prokudin D.E. Ot «informatizacii» k «cifrovizacii» [From "informatization" to "digitalization"]. In: Philosophical analytics of the digital era: collection of scientific articles / editors-in-chief L.V. Shipovalova, S.I. Angelica. St. Petersburg: Publishing House of St. Petersburg University, 2020. Pp. 37-52. (In Russian)

7. Brown J.S. Growing up digital: How the web changes work, education and the ways people learn. Change. 2005; 32 (2): 10-20. (In English)

8. Oblinger D. Learners, learning and technology. The Educause learning initiative Educause Review. 2005; (40): 66-75. (In English)

9. Sousa R.D., Karimova B., Gorlov S. Digitalization as a new direction in education sphere. - URL: E3S Web of Conferences 159, 09014. BTSES-2020. 2020. DOI: https://doi.org/10.1051/e3sconf/202015909014. (In English)

10. Wikramanayake G. Impact of Digital Technology on Education. In: 24th National Information Conference. 2005. Pp. 82-91. (In English)

11. Murzina I.Ya. «Cifrovoj povorot» v obrazovanii ["Digital turn" in education]. In: Multilingual education in the era of post-literacy: a collective monograph / Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin; Ural State Pedagogical University. Yekaterinburg: [no publishing house given], 2021. Pp. 158-169. (In Russian)

12. Paramonov I. (priest) Religioznoe obrazovanie: cennostno-smyslovoe postroenie regional'noj obrazovatel'noj praktiki [Religious education: value-semantic construction of regional educational practice].In: Church. Theology. History: materials of the V International Scientific and Theological Conference dedicated to the Council of New Martyrs and Confessors of the Russian Church, Yekaterinburg, February 02-04, 2017. Yekaterinburg: Yekaterinburg Theological Seminary, 2017. Pp. 160-165. (In Russian)

13. Paramonova A.E. Cifrovaya kompetentnost' prepodavatelya teologii [Digital competence of a theology teacher]. Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie = Modern pedagogical education. 2021; (10): 101-104. (In Russian)

14. Simbirtseva N.A. Prosvetitel'skaya deyatel'nost' v teologicheskom obrazovanii [Educational activities in theological education]. In: The current state of media education in Russia in the context of global trends: Proceedings of the III International Scientific Conference, Taganrog, October 15, 2021. Taganrog; Yekaterinburg: [no publishing house given], 2021. Pp. 318-323. (In Russian)

15. Simbirtseva N.A. Prosvetitel'skoe napravlenie teologicheskogo obrazovaniya: vozmozhnosti i ogranicheniya [Enlightenment direction of theological education: opportunities and limitations]. In: Religion. Education. Science: models and directions of interaction: Proceedings of the scientific and practical conference with international participation, Yekaterinburg, May 13-14, 2021 / Ministry of Education and Youth Policy of the Sverdlovsk Region, Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin; "Institute for the Development of Education" Sverdlovsk region. Yekaterinburg: "Institute for the Development of Education" Sverdlovsk region, 2021. Pp. 54-57 (In Russian)

Заявленный вклад авторов статьи:

Ирина Яковлевна Мурзина - постановка проблемы исследования, выработка методологической стратегии исследования, научное руководство исследованием, обоснование «цифрового поворота» в теологическом образовании;

Парамонов Иван Федорович (о. Иоанн) - обоснование и моделирование комплексной программы развития теологического образования;

Парамонова Анна Евгеньевна - уточнение задач, теоретический анализ проблемы исследования в отечественной и зарубежной традиции, верификация статьи.

The declared contribution of the authors of the article:

Irina Ya. Murzina - formulation of the research problem, development of a methodological research strategy, scientific management of research, justification of the "digital turn" in theological education;

Ivan F. Paramonov (fr. Ioann) - justification and modeling of a comprehensive program for the development of theological education;

Anna E. Paramonova - clarification of tasks, theoretical analysis of the research problem in the domestic and foreign tradition, verification of the article.

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Authors have read and approved the final manuscript.

Статья поступила в редакцию 14.04.2022; одобрена после рецензирования 18.05.2022; принята к публикации 20.06.2022.

The article was submitted 14.04.2022; approved after reviewing 18.05.2022; accepted for publication 20.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.