Научная статья на тему 'ТЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ В КОНТЕКСТЕ БОЛОНСКИХ РЕФОРМ. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ.'

ТЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ В КОНТЕКСТЕ БОЛОНСКИХ РЕФОРМ. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
212
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕОЛОГИЯ / РЕФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тимофеев В.А.

В статье рассмотрено современное состояние теологического образования в Российском образовательном пространстве, обозначены его основные проблемы и перспективы развития. Автор проводит краткий обзор реформирования системы духовного образования в соответствии с Болонскими принципами, показывает значение развития системы теологического образования для решения прикладных практических задач, стоящих перед современным российским обществом. В контексте начала общероссийских реформ системы образования включение духовных высших школ в Болонский процесс позитивно оценивалось руководством Русской Православной Церкви, поскольку это предоставляло возможность не только значительно повысить качество подготовки будущих кадров, но и интегрировать духовные учебные заведения в светскую образовательную систему Российской Федерации, а со временем и в европейское образовательное пространство. Переход традиционной системы отечественного духовного образования на европейскую трёхуровневую модель - бакалавриат, магистратура и аспирантура - определил траекторию его дальнейшего развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEOLOGICAL EDUCATION IN RUSSIA IN THE CONTEXT OF THE BOLOGNA REFORMS. CURRENT STATE, PROBLEMS AND PROSPECTS.

The article examines the current state of theological education in the Russian educational space, identifies its main problems and development prospects. Contains a brief overview of the reform of the system of spiritual education in accordance with the Bologna principles. The importance of the development of the theological education system for solving applied practical problems facing modern Russian society is shown. In the context of the beginning of the all-Russian reforms of the education system, the inclusion of theological higher schools in the Bologna process was positively assessed by the leadership of the Russian Orthodox Church, since this provided an opportunity not only to significantly improve the quality of training of future personnel, but also to integrate theological educational institutions into the secular educational system of the Russian Federation, and over time and into the European educational space. The transition of the traditional system of domestic spiritual education to the European three-level model - bachelor's, master's and postgraduate studies - determined the trajectory of its further development.

Текст научной работы на тему «ТЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ В КОНТЕКСТЕ БОЛОНСКИХ РЕФОРМ. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ.»

Теологические исследования

Теологический вестник Смоленской Православной Духовной Семинарии. 2020. С. 8-16

УДК 303.01. Диакон Виталий (Тимофеев Виталий Александрович), Смоленский государственный университет

Теологическое образование в россии в контексте Болонских реформ. Современное состояние, проблемы и перспективы

Аннотация: В статье рассмотрено современное состояние теологического образования в Российском образовательном пространстве, обозначены его основные проблемы и перспективы развития. Автор проводит краткий обзор реформирования системы духовного образования в соответствии с Болонскими принципами, показывает значение развития системы теологического образования для решения прикладных практических задач, стоящих перед современным российским обществом. В контексте начала общероссийских реформ системы образования включение духовных высших школ в Болонский процесс позитивно оценивалось руководством Русской Православной Церкви, поскольку это предоставляло возможность не только значительно повысить качество подготовки будущих кадров, но и интегрировать духовные учебные заведения в светскую образовательную систему Российской Федерации, а со временем и в европейское образовательное пространство. Переход традиционной системы отечественного духовного образования на европейскую трёхуровневую модель — бакалавриат, магистратура и аспирантура — определил траекторию его дальнейшего развития.

Ключевые слова: теологическое образование; теология; реформирование образования; Болонский процесс; образовательное пространство.

Изучение современного состояния теологического образования в России представляется весьма важным и актуальным в современных условиях активного развития всей системы высшего образования в России и повышении в ней роли теологического образования в последние годы. Актуальность данной темы обусловлена целым рядом факторов, а именно, той ролью, которую играет процесс внедрения Болонских принципов в отечественную систему образования в качестве одного из инструментов модернизации российской высшей школы; широкими общественными дис-

куссиями, которые велись и ведутся в России относительно Болонского процесса и теологического образования, а также необходимостью понимания основных проблем и перспектив развития теологического образования в России.

Анализируя место теологии в системе современного высшего образования, следует выделить такие её функции, как апологетическая (раскрытие богатства и глубины христианского мировоззрения в контексте университетской науки), научно-познавательная (опыт развития европейской теологии за последнее тысячелетие даёт возможность многим наукам переосмыслить многие свои положения, сформированные исключительно в рамках диалектического материализма), межконфессионально-диалогическая (именно теология обладает необходимым потенциалом для выстраивания конструктивного диалога как между христианскими деноминациями, так и иноверными конфессиями), духовно-просветительская (по своему содержанию теологическая дисциплина максимально ориентирована на воспитание нравственных качеств личности)1.

В контексте начала общероссийских реформ системы образования по Болонским принципам включение духовных высших школ в Болонский процесс высоко оценивалось руководством Русской Православной Церкви, поскольку оно видело в этом не просто возможность значительно повысить качество подготовки будущих кадров, но также интегрировать духовные учебные заведения в светскую образовательную систему РФ, а со временем и в европейское образовательное пространство2. К 2009 году переход государственной системы высшего образования России к Болонской системе происходил стремительными темпами, поэтому перед руководством Русской Православной Церкви встала задача сформировать свою официальную позицию в отношении Болонского процесса.

В 2009 г. состоялось совещание руководителей высших и средних духовных образовательных организаций РПЦ, на котором выступил с докладом Святейший Патриарх Кирилл. Обращаясь к участникам заседания, он акцентировал внимание на том, что для получения высшими духовными школами государственной аккредитации необходимо реформировать систему духовного образования так, чтобы она соответствовала требованиям Болонского процесса. Предстоятель Русской Православной Церкви особо обратил внимание на то, что в рамках предложенной модели Болон-ский процесс не разрушает, но органично вписывается в традиционную систему российского духовного образования. По сути, традиционный курс духовной семинарии является курсом бакалавриата3.

1 Лагунов А.А. К вопросу о месте университетской теологии в современном российском образовании // Макарьевские чтения: материалы XII международной научной конференции. 2017. С. 172-177.

2 Данилов В.Л. Реформа духовного образования в России: история и современность // Вестник Омской Православной Духовной Семинарии. 2017. № 1 (2). С. 164-169.

3 Духовное образование Русской Православной Церкви на современном историческом этапе. Проблемы, задачи и перспективы: доклад Святейшего Патриарха Кирилла на совещании ректоров духовных учебных заведений Русской Православной Церкви // Официальный сайт Московского Патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/934945.html (доступ от 19.01.2021).

Вскоре был разработан пакет документов для перехода образовательных учреждений РПЦ на Болонскую систему. С 2011 г. начался поэтапный переход традиционной системы отечественного духовного образования на европейскую трёхуровневую модель: бакалавриат, магистратура и аспирантура. Необходимо особенно отметить, что реформированию подлежали не только структура системы образования по Болон-скому трёхуровневому образцу, но и деятельность преподавателей, содержание и методики преподавания отдельных дисциплин, система проверки качества теологического образования. Ориентируясь на государственный стандарт, Учебный Комитет РПЦ существенно увеличил блок гуманитарных дисциплин для семинаристов, что позволило заметно приблизить содержание данного учебного плана к аналогичным учебным планам государственных вузов.

Программа бакалавриата реализовывалась на уровне духовных семинарий. Согласно Болонской модели на первом уровне — бакалавриате, началось обучение по двум направлениям; традиционная подготовка будущих священнослужителей, а также подготовка специалистов-теологов. Срок обучения бакалавра соответствует стандартам — 4 года, однако для православных пастырей предусмотрен особый факультативный курс длительностью 1 год, который содержит специальные дисциплины, необходимые для практической деятельности священнослужителя.

Следующая ступень богословского образования в соответствии с Болонской системой — магистратура, срок обучения в которой не превышает двух лет. Программу магистратуры изначально предполагалось реализовывать в некоторых семинариях и в духовных академиях. Магистратура ориентирована на подготовку научных исследователей в сфере теологического знания и преподавателей-теологов.

Аспирантура формировалась на базе духовных академий. С целью обеспечения образовательного процесса квалифицированными управленческими и преподавательскими кадрами в 2009 г. была сформирована Общецерковная аспирантура, в дальнейшем именуемая «Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия». Для аспирантов установлен трёхлетний срок обучения.

Первый федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по направлению подготовки «Теология», принятый в 1993 г., специально формировался как внеконфессиональный. Однако задачи теолога, согласно данному стандарту, практически не отличались от задач исследователя-религиоведа. В ФГОС 2001 г. особо подчёркивался светский характер дисциплины, указывалось, что она не имеет целью подготовки священнослужителей. Данный стандарт был наиболее близок к позициям европейской критической теологии. На современном этапе реализуется ФГОС 48.03.01 «Теология», утверждённый приказом Минобрнауки России от 17.02.2014 N 124. Он существенно отличается от двух предыдущих документов. Прежде всего, в новом стандарте не указан светский характер данной образовательной программы. В связи с этим отдельные авторы полагают, что современный стандарт

предоставляет больше возможностей Русской Православной Церкви для курирования данной университетской дисциплины1.

Немаловажным достижением реализуемых реформ явилось то, что в настоящее время большинство духовных учебных заведений имеют государственную аккредитацию, наличие которой свидетельствует о том, что государство высоко оценивает их образовательный уровень.

Перестройка духовного образования на основе Болонских принципов вызвала неоднозначную реакцию со стороны православного сообщества. Несмотря на многие публикации, в которых церковные авторы обосновывали давнюю необходимость реформирования духовных школ, в новой модели многие увидели попытку разрушить многовековую традицию духовного образования.

22 марта 2019 года рекомендацией Высшей аттестационной комиссии (ВАК) при Минобрнауки утверждён новый паспорт научной специальности 26.00.01 — Теология по областям исследований (православная теология, исламская теология, иудейская теология). Он заменил первый паспорт научной специальности 26.00.01 — Теология от 25 сентября 2015 года, который был построен по межконфессиональному принципу. Появление специальности «Теология» в номенклатуре научных специальностей ВАК завершило формирование всей вертикали, связанной с преподаванием и изучением этой дисциплины. Присвоение первой в истории России учёной степени в области теологического знания поставило точку в процессе формирования высшей ступени ВПО в данном направлении, с тех пор уже защищены несколько кандидатских и докторских диссертаций в данной области.

Несмотря на то, что теологическое научно-образовательное сообщество уже сформировано и официально признано, общественные дискуссии на тему целесообразности включения теологии в список признанных государством научных и образовательных дисциплин ещё продолжаются.

Процесс становления и развития теологии в российском образовательном пространстве к настоящему времени уже прошёл свои основные этапы. Теология введена в официальный перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования и в номенклатуру научных специальностей, по которым присуждаются учёные степени. Система высшего образования в России восполнена существенной и необходимой областью знания — теологией. Трёхуровневая система подготовки специалистов-теологов dejure и defacto сформирована и реализуется на практике. Бакалавриат, в-основном, реализуется в духовных образовательных учреждениях (семинариях); магистратура — как в духовных, так и в светских вузах; аспирантура — в нескольких духовных и светских вузах.

1 Выхованец А.Е. Теология в системе светского образования в современной России // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. № 12 (86). С. 57—60.

Несмотря на активную полемику о целесообразности введения в светских вузах образовательной дисциплины «Теология», всё больше российских университетов открывают у себя теологические факультеты.

Среди них Смоленский Государственный Университет, Российский Государственный Гуманитарный Университет, Российский Государственный Социальный Университет, Белгородский Государственный Национальный Исследовательский Университет, Московский Государственный Лингвистический Университет, Национальный Исследовательский Ядерный Университет «МИФИ», Рязанский Государственный Университет им. С.А. Есенина, Иркутский Государственный Университет и другие, всего — более 50 вузов. Практически во всех вузах теология носит православный уклон, поэтому образовательные учреждения тесно взаимодействуют с православными епархиями. Особо следует выделить Казанский Федеральный Университет, поскольку это единственный российский университет, в котором реализуется принцип поликонфессиональности.

По тематике теологического образования в России регулярно проводятся конференции, семинары и круглые столы, в научных конференциях участвуют как преподаватели, так и студенты, все православные СМИ периодически публикуют информацию, посвящённую преобразованиям в системе духовного образования.

В 2017 г. создана Научно-Образовательная Теологическая Ассоциация (НОТА). Отметив важность создания ассоциации, Предстоятель Русской Православной Церкви сказал: «Сейчас на повестке дня создание качественной современной системы теологического образования в России. Убеждён, что это вопрос <...> государственной важности. От его решения во многом зависит сохранение гражданского согласия и межрелигиозного мира в нашей стране».

Представители авраамических религий в России полностью солидарны в вопросе необходимости развития теологического образования не только в духовных, но и в светских высших учебных заведениях. В поддержку теологической дисциплины выступили Святейший Патриарх Кирилл, Дамир Мухетдинов, первый заместитель председателя духовного управления мусульман РФ, главный раввин России Берл Лазар1.

Большую роль играет и тот факт, что государственная власть поддерживает введение теологии в образовательное пространство РФ, поскольку осознаёт её важность в деле нравственного воспитания молодого поколения в лучших традициях русской культуры. В частности, на это неоднократно обращал внимание президент РФ В.В. Путин. Так, 2 ноября 2018 г. была проведена II Всероссийская теологическая конференция, на её открытии президент РФ акцентировал внимание участников на том, что «теология призвана выполнять ответственную ценностно-миро-

1 Парамонов И.Ф., Зиберт Ю.Г. Теология в современном образовательном пространстве России: проблемы и перспективы развития // Теология в научно-образовательном пространстве: религия, культура, просвещение. 2019. С. 198—215.

воззренческую и воспитательную миссию, содействовать укреплению межрелигиозного диалога»1.

22 октября — 10 декабря 2020 года прошла IV Всероссийская научная конференция «Теология в научно-образовательном пространстве: задачи и решения» Участниками конференции было отмечено, что институционализация теологии в научно-образовательном пространстве современной России соответствует актуальным задачам, сформулированным в «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года». Развитие теологии как науки и теологического образования, предполагающего осмысление и трансляцию духовно-нравственных ценностей народов России, является важной государственной за-дачей2.

Дальнейшее развитие теологического образования в России в контексте Болон-ского процесса требует решения целого ряда проблем, таких как неполная, фрагментарная реализация Болонских принципов на практике; недостаточная проработанность нормативно-правовой базы проводимых реформ; дефицит высококвалифицированных педагогических кадров (наиболее остро эта проблема ощущается на уровне аспирантуры); сложности с трудоустройством выпускников-теологов; недобор абитуриентов на специальность «теология». Вместе с этим необходимо решение вопросов методического обеспечения теологической дисциплины, требуется продолжение разработки учебных и методических пособий.

Проблема сложности трудоустройства выпускников-теологов и, соответственно, недобор абитуриентов на факультеты теологии является временной проблемой на данном этапе развития теологического образования, особенно, учитывая возрастающее значение роли религии в обществе. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки «Теология» предполагает широкие возможности для реализации выпускниками знаний и компетенций в таких видах практической деятельности, как научно-исследовательская деятельность; подготовка и проведение семинаров, конференций; преподавание и руководство научно-исследовательской работой обучающихся; просветительская деятельность в учреждениях культуры, искусства, в средствах массовой информации; организация духовно-нравственного и патриотического воспитания; руководство работой групп социальной адаптации, защиты, помощи и реабилитации; экспер-тно-консультативная деятельность по вопросам религий; решение задач обеспечения религиозной и духовно-нравственной составляющей при разработке, совершен-

1 Приветствие Президента России В. В. Путина участникам конференции «Теология в современном научно-образовательном пространстве» // Официальный сайт Московского патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5295729.html (доступ от: 18.01.2021).

2 Приказ Минобрнауки России от 17.02.2014 N 124 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 48.03.01 Теология (уровень бакалавриата)" // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/npo/ Teolog_b.pdf (доступ от: 27.01.2021).

ствовании и осуществлении религиозной, национальной, культурной, социальной, образовательной, молодежной и международной политики государства, политики в сфере духовной и информационно-психологической безопасности общества и личности, международного и межэтнического диалога; решение задач организации, развития и осуществления государственно-конфессионального, общественно-конфессионального и межрелигиозного взаимодействия; участие в разрешении конфликтов на религиозной, этнической и национальной почве, в профилактике и противодействии экстремизму, терроризму и иной деструктивной деятельности религиозных групп1.

В качестве основной перспективы развития теологии в России представляется ориентированность не только на дальнейшее изучение научно-теоретической части теологического знания, но, главным образом, на решение прикладных практических задач, стоящих перед современным российским обществом, таких как:

— сохранение и закрепление традиционных духовно-нравственных ценностей;

— улучшение духовного и нравственного здоровья общества;

— социальная адаптация и социализация различных категорий людей;

— установление благоприятного межрелигиозного диалога и профилактика экстремизма;

— миротворческая миссия;

— нравственно-воспитательная работа с молодёжью.

Дальнейшее внедрение теологии в пространство высшего образования в её тесной связи с литературой, историей, философией, этикой и другими предметами, формирующими мировоззрение молодого поколения, имеет общегуманитарное и нравственно-воспитательное значение.

Источники и литература

1. Выхованец А.Е. Теология в системе светского образования в современной России // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. № 12 (86). С. 57—60.

2. Данилов В.Л. Реформа духовного образования в России: история и современность // Вестник Омской Православной Духовной Семинарии. 2017. № 1 (2). С. 164—169.

3. Духовное образование Русской Православной Церкви на современном историческом этапе. Проблемы, задачи и перспективы: доклад Святейшего Патриарха Кирилла на совещании ректоров духовных учебных заведений Русской Православной Церкви // Официальный сайт Московского Патриархата. URL: http://wwwpatriarchia.ru/db/text/934945.html (доступ от 19.01.2021).

4. Лагунов А.А. К вопросу о месте университетской теологии в современном российском образовании // Макарьевские чтения: материалы XII международной научной конференции. 2017. С. 172-177.

1 Теология: задачи и решения // Официальный сайт Тверской и Кашинской епархии. URL: https://tvereparhia.ru/life-root/news/eparkhiya/teologiya-zadachi-i-resheniya/ (доступ от: 29.01.2021).

5. Парамонов И.Ф., Зиберт Ю.Г. Теология в современном образовательном пространстве России: проблемы и перспективы развития // Теология в научно-образовательном пространстве: религия, культура, просвещение. 2019. С. 198—215.

6. Приветствие Президента России В. В. Путина участникам конференции «Теология в современном научно-образовательном пространстве» // Официальный сайт Московского патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5295729.html (доступ от: 18.01.2021).

7. Приказ Минобрнауки России от 17.02.2014 N 124 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 48.03.01 Теология (уровень бакалавриата)" // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/npo/Teolog_b.pdf (доступ от: 27.01.2021).

8. Теология: задачи и решения // Официальный сайт Тверской и Кашинской епархии. URL: https://tvereparhia.ru/life-root/news/eparkhiya/teologiya-zadachi-i-resheniya/ (доступ от: 29.01.2021).

Deacon Vitaly Timofeev (Timofeev V.A.), Smolensk State University

Theological education in Russia in the context of the Bologna reforms. Current state, problems and prospects

Abstract: The article examines the current state of theological education in the Russian educational space, identifies its main problems and development prospects. Contains a brief overview of the reform of the system of spiritual education in accordance with the Bologna principles. The importance of the development of the theological education system for solving applied practical problems facing modern Russian society is shown. In the context of the beginning of the all-Russian reforms of the education system, the inclusion of theological higher schools in the Bologna process was positively assessed by the leadership of the Russian Orthodox Church, since this provided an opportunity not only to significantly improve the quality of training of future personnel, but also to integrate theological educational institutions into the secular educational system of the Russian Federation, and over time and into the European educational space. The transition of the traditional system of domestic spiritual education to the European three-level model - bachelor's, master's and postgraduate studies - determined the trajectory of its further development.

Keywords: theological education; theology; reforming education; the Bologna Process; educational space.

References

Vykhovanets A.E. Teologiia v sisteme svetskogo obrazovaniia v sovremennoi Rossii [Theology in the system of secular education in modern Russia]. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i iuridicheskie nauki, kul'turologiia i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki — Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art history. Questions of theory and practice, 2017, no. 12 (86), pp. 57—60.

Danilov V.L. Reforma dukhovnogo obrazovaniia v Rossii: istoriia i sovremennost' [The reform of spiritual education in Russia: history and modernity]. Vestnik Omskoi PravoslavnoiDukhovnoi Seminarii — Bulletin of the Omsk Orthodox Spiritual Seminary, 2017, no. 1 (2), pp. 164—169.

Dukhovnoe obrazovanie Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi na sovremennom istoricheskom etape. Problemy, zadachi i perspektivy: doklad Sviateishego Patriarkha Kirilla na soveshchanii rektorov dukhovnykh uchebnykh zavedenii Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi [Spiritual education of the Russian Orthodox Church at the present historical stage. Problems, tasks and prospects: report of His Holiness Patriarch Kirill at a meeting of rectors of theological educational institutions of the Russian Orthodox Church]. Available at: http://www.patriarchia.ru/db/ text/934945.html (accessed: 19.01.2021).

Lagunov A.A. 2017. K voprosu o meste universitetskoi teologii v sovremennom rossiiskom obrazovanii [To the question of the place of university theology in modern Russian education]. Makar'evskie chteniia: materialy XIImezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii [Makariev readings: materials of the XII international scientific conference]. Gorno-Altaysk, 2017, pp. 172—177.

Paramonov I.F., Zibert Iu.G. 2019. Teologiia v sovremennom obrazovatel'nom prostranstve Rossii: problemy i perspektivy razvitiia [Theology in the modern educational space of Russia: problems and development prospects]. Teologiia v nauchno-obrazovatelnom prostranstve: religiia, kul'tura, prosveshchenie [Theology in the scientific and educational space: religion, culture, education]. Moscow, 2019, pp. 198—215.

Privetstvie Prezidenta Rossii V. V. Putina uchastnikam konferentsii «Teologiia v sovremennom nauchno-obrazovatel'nom prostranstve» [Greetings of the President of Russia V. V. Putin to the participants of the conference "Theology in the modern scientific and educational space"]. Available at: http://www.patriarchia.ru/db/text/5295729.html (accessed: 18.01.2021).

Prikaz Minobrnauki Rossii ot 17.02.2014 N 124 "Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniia po napravleniiu podgotovki 48.03.01 Teologiia (uroven' bakalavriata)" [Order of the Ministry of Education and Science of Russia of 17.02.2014 N 124 "On the approval of the federal state educational standard of higher education in the direction of preparation 03/48/01 Theology (bachelor's level)"]. Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/npo/Teolog_b.pdf (accessed: 27.01.2021).

Teologiia: zadachi i resheniia // Ofitsial'nyi sait Tverskoi i Kashinskoi eparkhii [Theology: tasks and solutions // Official site of the Tver and Kashin dioceses.]. Available at: https:// tvereparhia.ru/life-root/news/eparkhiya/teologiya-zadachi-i-resheniya/(accessed: 29.01.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.